Джавади Амоли, Абдолла

Абдолла Джавади Амоли (перс.: عبدالله جوادی آملی; род. 1933) — иранский шиитский муджтахид, политик, философ, один из выдающихся исламских ученых и мыслителей богословской семинарии Кума на современном этапе.

Абдолла Джавади Амоли родился 5 мая 1933 года в городе Амоль на севере Ирана, в семье шиитского священнослужителя. После окончания начальной школы он поступил в 1946 году в семинарию Амоля, чтобы изучать там исламские науки. Его отец, Мирза Абольхасан Ваэз Джавади Амоли, был одним из ученых города Амоль. В течение пяти лет он изучал ряд исламских дисциплин под руководством своего отца и других ученых.

В 1950 году он переехал в Тегеран и поступил в медресе Марви, чтобы посещать занятия некоторых крупных интеллектуальных авторитетов того времени, таких как аятолла Мохаммад-Таги Амоли, Алламе Абольхасан Шарани и Мохаммад-Хосейн Фазель Туни и Мехди Элахи Гомшеи под руководством которых он изучал фикх и усуль аль-фикх, а также занимался изучением философии и исламского мистицизма.

В 1955 году он переехал в Кум, чтобы пройти последний уровень изучения исламских религиозно-правовых наук под руководством таких ученых, как аятолла Хосейн Боруджерди, аятолла Мостафа Мохаггег Дамад, аятолла Мирза Хашем Амоли, аятолла Сейед Рухолла Хомейни, аятолла Таги Бахджат Фумани и Алламе Мохаммад-Хосейн Табатабаи.

Еще в Тегеране он начал преподавать различные исламские дисциплины и с тех пор подготовил тысячи студентов семинарии. Он уделял особое внимание преподаванию толкования Священного Корана, занятия по которому он начал вести с 1976 года и ведет их по настоящее время. В настоящее время он на протяжении уже примерно шестидесяти преподает различные курсы в семинарии, такие как фикх, философия, мистицизм и толкование Корана.

До революции аятолла Джавади Амоли был сторонником и пропагандистом идей Имама Хомейни, в результате чего ему запретили произно публичные выступления и несколько раз арестовывали. После победы Исламской революции в 1979 году Джавади Амули занимал многие официальные должности во власти. Он был членом Высшего судебного совета, Общества преподавателей семинарии Кума и Ассамблеи экспертов при Верховном лидере. Аятолла Джавади Амоли входил в 1979 году в состав Совета экспертов по Конституции (Конституционного собрания) и принял участие в разработке Конституции Исламской Республики Иран. Аятолла Джавади Амоли был руководителем миссии Имама Хомейни к лидеру СССР Михаилу Горбачеву, состоявшейся в январе 1988 года. После визита он написал собственное изложение послания имама Хомейни под заголовком «Ава-йе тоухид» («Голос единобожия») и разослал его религиозным деятелям некоторых европейских стран. В 2000 году он отправился в Нью-Йорк, чтобы зачитать послание Верховного лидера Исламской Республики Иран аятолллы Сейеда Али Хаменеи на Саммите тысячелетия религий.

В 1990-х и 2000-х годах он также был имамом пятничной молитвы в Куме. 27 ноября 2009 года он объявил о своей отставке с влиятельной должности руководителя пятничной молитвы в Куме, заявив, что не следует занимать такую должность, если вы не доказали свою полезность. Во время своего прощального выступления Амоли четко указал, что его отставка произошла не из-за разногласий с правительством, а по состоянию здоровья.

Джавади Амоли также является одним из наиболее авторитетных муджтахидов Ирана и имеет статус марджа ат-таклида, за фетвами которого следуют тысячи верующих. В этом качестве он имеет офисы в таких городах, как Кум, Тегеран, Рей, Тебриз, Урмия, Зенджан, Амоль и Шираз. Также были опубликованы его книги с фетвами и руководство по практическим вопросам фикха (таудих аль-масаиль). Ему принадлежат такие редкие фетвы, в которых говорится о допустимости следования наиболее сведущим женщинам-муджтахидам, допустимости операций по смене пола, действительности авторских прав на публикации, переводы и производство программного обеспечения. Он также является одним из наиболее суровых критиков иранской банковской системы, заявляя о том, что она строится на скрытом ростовщичестве, а не исламских принципах.

Аятолла Джавади Амоли считается выдающимся специалистов в сфере исламской философии. В философии Джавади Амоли является последователем школы трансцендентной теософии (хикмат аль-мута‘алийа), основанной Муллой Садрой в XVII веке. Он верит в совместимость разума, исламского мистицизма и Корана. Он считает исламскую философию инструментом, с помощью которого можно лучше понять религиозные убеждения, моральные принципы, а также юридические и правовые нормы религии.

Джавади Амоли разделяет доктрину вилайят аль-факих и в своих трудах приводит три вида аргументов в доказательство этого принципа – доводы из исламской традиции, чисто рациональные доводы и смешанные доводы, сочетающие в себе элементы из религиозных источников и рациональные элементы. Его смешанный довод состоит в следующем: «С одной стороны, ислам узаконил социальные и политические постановления, такие как хадж, джихад, худуд и та’зират (телесные наказания), а также финансовые законы, такие как трофеи (анфаль) и хумс, которые не могут применяться в период сокрытия Непогрешимых, иначе как квалифицированным факихом. С другой стороны, причина состоит в том, что Бог не должен оставлять мусульманскую общину без лидера или хранителя в период Сокрытия. Таким образом, в этот период квалифицированные факихи должны взять на себя руководство мусульманской общиной в качестве преемников Непогрешимых».

Он является автором трудов по толкованию Корана («Тафсир-е Тасним», 40 томов, «Тематическое толкование Корана», «Коран в Коране», «Единобожие в Коране», «Откровение и пророчество в Коране», «Загробная жизнь в Коране», «Жизнь посланников в Коране», «Жизнь Святого Посланника в Коране», «Основы этики в Коране», «Этапы этики в Коране», «Фитра в Коране», «Эпистемология в Коране», «Форма и природа человека в Коране», «Истинная жизнь человека в Коране» и др.), по различным темам, связанным с Ахль аль-Бейт («Хвалебные речи в честь Ахль аль-Бейт», «Праздник Вилайата», «Мудрость Али», «Вилайат Али», «Коран в речах Имама Али», «Единство общества в “Нахдж аль-Балага”», «Познание мира и мирской жизни в “Нахдж аль-Балага”», «Плоды интеллекта в свете восстания Хусейна», «Мистическая жизнь Имама Али», «Теоретическая и практическая мудрость в “Нахдж аль-Балага”», «Вилайат в Коране» и др.), по философии («Запечатанный напиток: Изложение трансцендентной теософии Муллы Садры», «Философия Садры», «Философия прав человека», «Объяснение аргументов бытия Бога», «Али ибн Муса ар-Рида и теософия», «Философия паломничества», «Право и долг в исламе», «Статус разума в контексте религиозного знания», «Солнце Откровения из Тебриза: Практическая жизнь Алламы Табатабаи»), по каламу («Ожидания человека от религии», «Отношение веры и мира: Критика секуляризма», «Религиоведение», «Шариат в свете мудрости», «Вилаят аль-факих: вилаят правоведения и справедливости» и др.), по фикху, политике («Прочный фундамент Имама Хомейни», «Международные отношения в исламе») и т.д.