Фальсафи, Мохаммад-Таги
Ходжат оль-эслам Мохаммад-Таги Фальсафи (перс. محمد تقی فلسفی, 1998 — 1908) – иранский шиитский священнослужитель и проповедник, который агитировал верующих против режима Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви. Многие из его лекций были посвящены психологии, этике и умственному развитию детей.
Мохаммад-Таги Фальсафи родился 11 апреля 1908 года в религиозной семье в Тегеране. Его отец, Мохаммад-Реза Тонекабони, был одним из видных улемов Мазендарана, который перебрался в столицу и стал преподавателем в богословской семинарии Тегерана. Начальное религиозное образование он получил в Тегеране, а затем переехал для продолжения учебы в Кум, где посещал занятия основателя Кумской богословской семинарии, аятоллы Абдолькарима Хаэри Йазди. Фальсафи начал проповедовать, когда ему было 16 лет. Он очень быстро стал известным проповедником, посещал со своими проповедями различные города Ирана, а в последующем выезжал для участия в конференциях в Саудовскую Аравию, Ирак, Пакистан и другие страны.
В 1937 году он был лишен права проповеди в мечетях и ношения одежды священнослужителя за упоминание в своих выступлениях кровавого инцидента, произошедшего в августе 1935 года в мечети Гоухаршад в Мешхеде, когда шахскими военными было убито по меньшей мере 2000 человек, протестовавших против его антирелигиозной политики. Ему удалось вновь вернуться к проповеднической деятельности только после свержения Реза-шаха в 1940 году.
В 1940-е годы в Иране была создана и быстро развернула свою деятельность Коммунистическая партия Туде. Фальсафи был одним из наиболее активных проповедников, атаковавших коммунистическое движение в Иране, в связи с чем получал десятки писем с угрозами и даже несколько раз подвергался нападениям с их стороны.
В середине 1950-х годов Фальсафи активно выступал против возникшего в Иране в XIX веке на основе одного из шиитских сект нового религиозного учения – бахаизма, последователи которого пользовались экономическим и политическим влиянием в обществе и считались проводниками влияния западных держав и Израиля. Фальсафи в своих выступлениях постоянно указывал на засилье бахаитов во властных структурах, и его проповеди, транслировавшиеся по радио в месяц Рамадан, оказывали настолько сильное влияние на верующих, что их результатом стало несколько нападений на бахаитов и их культовые здания. Это обстоятельство вызвало возмущение у премьер-министра Асадоллы Алама, который добился запрета трансляции его проповедей.
Пользовавшийся влиянием в широких кругах Фальсафи также имел связи с политиками шахского режима. Он считался доверенным лицом аятоллы Боруджерди, ведущего муджтахида Ирана, в его сношениях с шахским двором и правительством. В начале 1960-х годов он доносил до власти позицию ведущих религиозно-правовых авторитетов (марджа ат-таклид) Ирана по таким важным вопросам, как реакция муджтахидов на реформы «Белой революции» и так называемый «закон о капитуляции». В 1962-1965 годы он публично осуждал политику шахского правительства и выразил одобрение Кумского восстания 1963 года под руководством Хомейни, из-за чего снова был временно лишен права произнесения проповедей с минбаров мечетей. В 1965 году он отправил Имаму Хомейни приветственную телеграмму в Наджаф.
Фальсафи в своих проповедях позволял себе открыто критиковать шахский режим за поддержку «центров порока», то есть увеселительных заведений, баров, кинотеатров, танцплощадок и публичных домов, а также слепое копирование западных образцов в культуре.
В 1965 году на него было совершенно очередное покушение. В 1967-1968 годах шахская тайная полиция САВАК инициировала провокацию, направленную против известных религиозных проповедников Тегерана, среди которых был Фальсафи, распространив снимки, на которых они были запечатлены в сценах интимного характера. По одним сведениям, к ним подсылали женщин, которые предлагали им вступить с собой во временный брак в качестве «мухаллиля», то есть лица, делающего, согласно шариату, дозволенным повторное замужество на мужчине после развода. По другой информации, которая подтверждается многими фактами, снимки были однотипными и представляли собой фотомонтаж. Фальсафи впоследствии рассказал, что эти снимки использовались САВАК для шантажа с целью заставить его отказаться от поддержки Хомейни. В то же самое время САВАК положительно относился к его антикоммунистическим проповедям, направленным против Туде.
В сентябре 1978 года, после событий «Черной пятницы», сотрудники САВАК ворвались ночью в квартиру Фальсафи, устроили обыск, изъяв послания Имама Хомейни и его работы, после чего Фальсафи был задержан и провел несколько дней под арестом.
После победы Исламской революции Фальсафи продолжил проповедовать, однако критический тон его проповедей изменился. В одном из своих выступлений он сказал: «Во времена шаха я критиковал. Моя критика была во вред шаху и на благо Благороднейшего Пророка, да благословит Аллах его и его род, и религии Аллаха. Однако сейчас я не критикую, поскольку наша революция – исламская. Если я будут критиковать дурные деяния отдельных людей как государство, то от этого Пророк, да благословит Аллах его и его род и да приветствует, нисколько не выиграет, но Америка извлечет пользу, а я не хочу говорить на благо Америки».
Фальсафи является автором трудов по исламской этике, в том числе сочинения «Макарим аль-ахлак» («Нравственные достоинства»), первый и второй том которой были опубликованы соответственно в 1991 и 1992 годах. Также популярными среди иранцев были его книги «Этика с точки зрения сосуществования и гуманистических ценностей», «Взрослые и молодежь с точки зрения мыслей и склонностей», «Ребенок с точки зрения наследственности и воспитания».
Ходжат оль-эслам Фальсафи умер 18 декабря 1998 года от сердечного приступа во время выступления на собрании религиозных проповедников. Его могила находится в святилище Шах-Абдолазим в городе Рей, который сегодня является частью Тегерана.