Фарси, Джалалоддин

Джалалоддин Фарси (род. 1933, перс.: جلال الدین فارسی) – бывший иранский политик, революционер и идеолог исламского движения, который был одним кандидатов на первых президентских выборах от Партии Исламской Республики (ПИР) и депутатом Меджлиса с 1984 по 1988 годы. Он также был избран в состав Конституционного собрания из 73 человек, которое отвечало за разработку Конституции Исламской Республики Иран в 1979 году.

Джалалоддин родился в 1933 году в Мешхеде в семье шиитского священнослужителя и торговца из Герата (Афганистан). Начальное и среднее образование он получил в Мешхеде. В средней школе его одноклассниками были Али Шариати и Казем Сами, а преподавателем религии и арабского языка у них был отец Али Шариати, Мохаммад-Таги Шариати, основатель Центр распространения исламских истин (Канун-е нашр-е хагайег-е эслами), активным членом которого становится молодой Джалалоддин Фарси. В эти годы он симпатизировал председателю Меджлиса, аятолле Кашани, и лидеру группы «Федаян-е эслам» Моджтабе Наввабу Сафави.

В 1950-е годы Фарси переводил на персидский язык труды арабских исламских мыслителей и реформаторов, таких как Абд ар-Рахман аль-Кавакиби и Махди Шамсаддин.

В 1959 году Фарси перебрался в Тегеран, где был сторонником Национального фронта. В 1960 году он незаконно перешел ирано-иракскую границу, получил политическое убежище в Ираке, после чего отправился в Сирию и Ливан. В Сирии он встретился с представителем Гамаля Абделя Насера.

По возвращении из-за границы в 1961 году Фарси был задержан и находился в тюрьме Гезель-Гальэ до сентября 1961 года. После того, как Базарган и аятолла Талегани создали в начале 1960-х годов Движение за свободу Ирана, Фарси примкнул к этой группе. Он также был одним из видных членов Коалиции исламских собраний. Джалалоддин Фарси организовал в Тегеране среднюю школу Камаль в районе Нармак.

В 1970 году Джалалоддин Фарси опубликовал на подпольной типографии книгу «Эволюционная революция ислама» (Энгелаб-е такамоли-йе эслам), которая вызвала серьезную настороженность у шахской тайной полиции САВАК, попытавшейся воспрепятствовать ее выходу в свет. В этой книге, которая была написана им еще в середине 1960-х годов и пережила 27 переизданий, поднимались вопросы революции и исламского политического строя. В этот же период им была написана работа «Лекции о марксизме», содержавшая критику марксистской теории с исламских позиций, которая была продиктована сильным влиянием коммунистических идей на членов палестинского освободительного движения. Она также была переведена на арабский язык под названием «Дуруф фи-ль-марксийа». Эти лекции получили положительный отзыв от Имама Хомейни и были рекомендованы им для изучения в богословских семинариях. Также большой популярностью среди членов исламского движения пользовались его книги «Движение пророков» и «Международное право ислама».

В начале 1970-х годов Фарси вновь покинул Иран и обучался методам партизанской войны в Ливане. В этот период он также посещал Ирак и поддерживал регулярную связь с Имамом Хомейни в Наджафе, будучи связующим звеном между палестинскими вооруженными группами и исламским движением под руководством Хомейни. В декабре 1978 года Фарси даже был назначен Имамом Хомейни в качестве представителя в Организации освобождения Палестины после того, как ее лидеры выразили в своем письме поддержку Хомейни и исламскому движению.

Летом 1979 года Фарси вошел в состав Конституционного собрания, которому было поручено разработать проект Конституции Исламской Республики Иран. Он также был членом Иранского штаба культурной революции, который в будущем был переименован в Высший совет культурной революции Исламской Республики Иран.

Фарси принадлежал к радикальной фракции Партии Исламской Республики и был выдвинут ей в качестве кандидата в президенты на выборах 1980 года, однако его сменил Хасан Хабиби после того, как выяснилось , что он имеет афганское происхождение и родился за пределами Ирана, поскольку, согласно статье 115 Конституции, президент должен быть иранским гражданином иранского происхождения).

В 1980-е годы вышел трехтомный труд Фарси о пророке Мухаммаде, написанный им еще в 1970-е годы, три части которого получили название «Пророчество и революция», «Пророчество и джихад» и «Пророчество и правление».

В 1992 году биография Фарси была омрачена одним фактом. Во время охоты в Талегане он во время случайной стычки фермера Мохаммад-Резу Резахани. Суд квалифицировал убийство как непреднамеренное, но четыре года спустя приговорил его к смертной казни, которая была заменена на денежную компенсацию.

В 2018 году в интервью информагентству «Фарс» Джалалоддин Фарси рассказал о своем отношении к ирано-ливанскому шиитскому лидеру Мусе Садру, пропавшему в 1978 году в Ливии: «До победы революции, когда я находился в Ливане, революционеры группировались вокруг меня, а не вокруг него. Он был в хороших отношениях с шахом, говорил, что мы должны объединиться с христианами, какой-нибудь ахунд должен пойти в церковь, а поп должен возглавить намаз в мечети. Когда он сказал эти слова, против него нужно было восстать. Он должен был быть убит за эти слова, но мы сочли, что это не будет иметь значения, тогда как Каддафи его убил. Каддафи помогал революционным и антиколониалистским движениям, но что бы ни делал Сейед Муса Садр, он ему не помогал».