Фетва Имама Хомейни о Салмане Рушди (февраль 1989 г.)
Фетва Имама Хомейни о Салмане Рушди (перс.: Фатва-йе Эмам Хомайни дар моуред-е Салман-е Рошди, فتوای امام خمینی در مورد سلمان رشدی) – фетва Верховного лидера Исламской Республики Иран и ведущего муджтахида мусульман-шиитов аятоллы Сейеда Рухоллы Хомейни, призывавшая к убийству британского писателя индийского происхождения Салмана Рушди и других причастных лиц за написание и публикацию романа «Сатанинские стихи» (1988), содержавшего богохульство в отношении пророка Мухаммада и Корана. Фетва была выпущена 14 февраля 1989 года (меньше чем за четыре месяца до смерти Имама Хомейни). Иранское правительство официально поддерживало фетву против Рушди до 1998 года, но правительство президента Ирана Сейеда Мохаммада Хатами заявило, что больше не поддерживает призыв к убийству Рушди, но также не планирует препятствовать приведению приговора в исполнение. Фетва до сих пор остается в силе, и различные мусульманские организации в Иране и за его пределами предлагают денежное вознаграждение за ее исполнение.
Публикация романа «Сатанинские стихи» Салмана Рушди в Великобритании в 1988 году вызвала бурную реакцию среди мусульман по всему миру. Роман был частично вдохновлен некоторыми сюжетами из жизни пророка Мухаммада. Поэтому многие мусульмане обвинили Рушди в богохульстве или неверии. Многие другие книги этого британского автора индийского происхождения, затрагивавшие острые темы, связанные с политической историей современной Индии и Пакистана, также вызывали недовольство многих его бывших соотечественников. Рушди придерживался левых и секуляристских взглядов. Он написал книгу с резкой критикой внешней политики США, назвав правительство Соединенных Штатов «бандитом, выдающим себя за шерифа». Также известно, что решительно осуждал шахский режим в Иране и даже поддержал Исламскую революцию на ее раннем этапе.
Название «Сатанинские стихи» сразу же вызвало яростный протест мусульманского сообщества против книги Рушди. Это название отсылает читателя к апокрифическому преданию о том, что якобы существовали некие аяты, произнесенные пророком Мухаммадом как часть Корана, а затем изъятые из него на том основании, что дьявол обманным путем внушил их Пророку, заставив его думать, что они пришли от Аллаха. Некоторые средневековые мусульманские авторы утверждали, что эти аяты разрешали молиться трем доисламским богиням мекканского языческого пантеона курайшитов – Ал-Лат, Уззе и Манат, что было откровенным нарушением принципа единобожия, который провозглашает Священный Коран. Тем не менее, эта история не встречается в шести основных суннитских сборниках хадисов или в шиитских источниках. Тем не менее, сюжет с «дьявольскими аятами» был важной частью романа, в котором рассказывается о нескольких эпизодах из жизни пророка Мухаммада. Кроме того, в романе было немало других элементов, вызывавших подозрение в намеренном богохульстве автора: использование имен пророков, ангелов и выдающихся деятелей исламской истории в качестве имен отрицательных героев произведения. Например, в произведении фигурирует город Джахилия (исламский термин, обозначающий эпоху невежества и язычества доисламской Аравии), напоминающий по описанию Мекку, а проститутки в борделе этого города имели те же имена, что и жены пророка Мухаммада, почитаемые мусульманами как «Матери правоверных». Роман написан в постмодернистском ключе и содержит также немало неопределенных аллюзий и полунамеков, имеющих совершенно богохульный смысл: в романе имеется антропоморфическое и насмешливое описание Бога, а арабские языческие богини фигурируют как реальные существа, общавшиеся с Пророком, который назван в книге оскорбительным прозвищем Махунд, возникшем в Британской Индии.
«Сатанинские стихи» были опубликованы 26 сентября 1988 года издательством «Вайкинг Пингуин» в Великобритании, а 22 февраля 1989 года были опубликован в США. Книга получила признание у британских литературных критиков и получила в ноябре 1988 года премию Уайтбрида в номинации «Роман года» в размере 20 000 фунтов стерлингов. Рушди заработал около 2 миллионов долларов в течение первого года после публикации книги, которая до сих пор является главным бестселлером издательства «Вайкинг» за все время его существования.
Первые протесты мусульман начались сразу после выхода книги в свет и в основном проходили в Индии и Великобритании. Мусульмане звонили в издательство и требовали изъятия всего тиража книги. 20 октября 1988 года Союз мусульманских организаций Великобритании обратился к британскому правительству, требуя запрета «Сатанинских стихов» на основании содержащегося в них богохульства. 21 ноября 1988 года египетский Аль-Азхар призывает исламские организации в Великобритании принять юридические меры для предотвращения распространения романа. Продажа книги в Индии была официально запрещена, а в ноябре 1988 года запрет поддержали в Бангладеш, Судане и Южной Африке, в декабре – на Шри-Ланке. В декабре в английских городах прошли публичные сожжения этой книги.
Когда книга была опубликована в США, она привлекла к себе еще большее внимание, вызвав еще более ожесточенное негодование среди мусульман по всему миру. 12 февраля 1989 года в Исламабаде (Пакистан) состоялась акция протеста против Рушди и его книги, в которой приняли 10 000 человек. Шесть протестующих были убиты в результате нападения на Американский культурный центр. В Анлии и США прошла серия нападений на книжные магазины, в том числе с применение взрывчатых устройств. В марте 1989 года роман был запрещен в Кении, Таиланде, Танзании, Индонезии и Сингапуре, а в июне 1989 года к запрету присоединилась Венесуэла.
При этом ни одно западное правительство не запретило «Сатанинские стихи», настаивая на свободе выражения мнений и запрете цензуры. Многие христианские религиозные деятели в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве разделяли чувства мусульман в связи с публикацией книги Рушди и не защищали ее автора, в отличие от большинства своих светских соотечественников. Христианская религия на тот момент находилась под защитой Закона о богохульстве, который был отменен Британией только в 2008 году. Архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси потребовал тогда, чтобы правительство распространило Закон о богохульстве на другие религии, включая ислам. Некоторые раввины в англоязычных странах, такие как Иммануил Якобовиц, главный раввин Объединенных еврейских общин Содружества, выступили против публикации книги.
14 февраля 1989 года Верховный лидер Ирана, аятолла Сейед Рухолла Хомейни, издал фетву, призывающую наказать Рушди и его издателей. Имам Хомейни выступил со следующим обращением:
«Мы – от Аллаха, и к Нему мы вернемся. Я сообщаю всем храбрым мусульманам мира, что автор «Сатанинских стихов», текста, написанного, отредактированного и опубликованного против ислама, Пророка Ислама и Корана, а также все редакторы и издатели, осведомленные о его содержании, приговорены к смертной казни. Я призываю всех доблестных мусульман, где бы они ни находились по всему миру, без промедления убить их, чтобы впредь никто не посмел оскорблять священные верования мусульман. И тот, кто будет убит за это дело, станет мучеником, если на то будет воля Аллаха. Между тем, если кто-то имеет доступ к автору книги, но не способен осуществить казнь, он должен сообщить людям, чтобы тот был наказан за свои действия».
Фонд 15 хордада сразу предложил вознаграждение в размере 1 миллиона долларов США или 200 миллионов риалов за убийство Рушди, подняв эту сумму до 3 миллионов долларов, если оно совершено иранцем. В течение следующих нескольких дней иранские официальные лица предложили награду в размере 6 миллионов долларов за убийство Рушди. На протяжении следующих девяти лет Рушди был вынужден жить под защитой британской полиции.
18 февраля 1989 года президент Ирана Сейед Али Хаменеи (который вскоре сменил Имама Хомейни на посту Верховного лидера) предположил, что в случае, если Рушди «извинится и откажется от книги, люди могут простить его», после чего Рушди опубликовал следующее заявление, которое перед публикацией в прессе было передано в Министерство иностранных дел в Тегеране:
«Я признаю, что мусульмане во многих частях мира искренне огорчены публикацией моего романа. Я глубоко сожалею о том огорчении, которое эта публикация причинила искренним последователям ислама. Живя так, как мы живем в мире многих религий, этот опыт послужил нам напоминанием о том, что все мы должны осознавать чувства других людей».
19 февраля 1990 года офис аятоллы Хомейни дал ответ:
«Империалистические иностранные СМИ лживо утверждали, что официальные лица Исламской Республики заявили, что смертный приговор автору «Сатанинских стихов» будет отменен, если он раскается. Имам Хомейни сказал, что это отрицается на 100%. Даже если Салман Рушди раскается и станет самым набожным человеком всех времен, каждый мусульманин обязан использовать все, что у него есть, свою жизнь и богатство, чтобы отправить его в ад».
Позиция Имама Хомейни как муджтахида строилась на наличии в исламском праве всех мусульманских мазхабов положения о смертной казни человека, оскорбляющего Посланника Аллаха. Разногласия между мусульманскими правоведами касались лишь возможности экстерриториального применения этого положения за пределами исламского государства (дар аль-ислам).
Фетва помогла возродить интерес и поддержку Исламской революции среди суннитов, которые составляли 90% населения мусульманского мира, потому что ирано-иракская война во многом оттолкнула от Ирана суннитов, которые склонялись к поддержке Ирака, баасистское правительство которого сделало ставку на арабский национализм и антииранскую риторику. Фетва Хомейни показала многим суннитам-традиционалистам решимость иранцев-шиитов в отстаивании интересов ислама и их приверженность пророку Мухаммаду, любовь к которому объединяет всех мусульман мира. Ни один другой лидер мусульманской страны не предпринял серьезных действий для воздействия на правительство Великобритании в вопросе богохульного произведения Салмане Рушди, что было повсеместно отмечено различными исламскими группами в суннитских странах и повысило авторитет Имама Хомейни в мусульманском мире.
В Великобритании Союз ассоциаций исламских студентов в Европе, который является крупнейшим объединением исламских студентов в Европе, выступил с заявлением, в котором предложил совершить убийство в соответствии с фетвой Имама Хомейни. Фетву поддержал ряд мусульманских лидеров и организаций, в том числе Мусульманский парламент и его лидер Калим Сиддики, после смерти которого в 1996 году его преемник Гайасуддин Сиддики заявлял о своей поддержке фетвы даже после того, как иранское руководство заявило, что не будет следовать фетве в 1998 году. В мае 1989 года знаменитый британский музыкант Юсуф Ислам (ранее известный как Кэт Стивенс) заявляет о своей поддержке фетвы и заявляет на передаче британского телевидения, что сообщит Имаму Хомейни о местонахождении Салмана Рушди, если ему это будет известно.
Иранское правительство рассматривало книгу как часть британского заговора против ислама, заявив о том, что «в течение последних двух столетий Великобритания находилась на переднем крае заговоров и предательства против ислама и мусульман». 7 марта 1989 года Иран разорвал дипломатические отношения с Великобританией. Они были восстановлены только осенью 1998 года после заверений президента Хатами об отказе поддерживать планы по убийству Рушди.
14 февраля 1999 года, в десятую годовщину фетвы Имама Хомейни против Рушди, более половины депутатов иранского парламента подписали заявление, в котором поддержали смертный приговор Рушди.
В начале 2005 года фетва Хомейни была еще раз подтверждена Верховным лидером Ирана аятоллой Сейдом Али Хаменеи в его послании мусульманским паломникам, совершающим ежегодное паломничество в Мекку. Заявление о том, что смертный приговор Рушди все еще остается в силе, было сделано руководством Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). Иран отклонил все требования отозвать фетву покойного лидера Исламской революции на том основании, что отозвать ее может только тот, кто ее издал. 14 февраля 2006 года Иранское национальное информационное агентство сообщило, что фетва останется в силе навсегда.
Салман Рушди до сегодняшнего дня не подвергся физической атаки за свою книгу, потому что уже много лет находится под охраной британских спецслужб. Тем не менее, он пережил серьезный шок из-за событий, находился в длительной депрессии из-за необходимости постоянно менять место жительства и жить в фактическом затворничестве, развелся со своей женой, англичанкой Марианной Уиггинс, и неоднократно заявлял о том, что хотел бы вернуть себе прежнюю спокойную жизнь. В 1990-е годы несколько раз делал заявления о своей исламской вере, пытаясь добиться расположения мусульман, но в 1997 году заявил о том, что является светским человеком, и считает своей самой большой ошибкой прежние заявления. В 2007 году он получил от британской монархии рыцарское звание за заслуги в литературе, вызвавшие возмущение у мусульманской общественности.