Первые выборы в Исламское совещательное собрание

Одним из важнейших достижений Исламской революции было учреждение Исламского совещательного собрания (маджлес-е шоура-йе эслами), которое официально приступило к работе 27 мая 1980 года. В выборах в Маджлис первого созыва приняли участие три основных конкурирующих силы – религиозное движение, националисты и левые.


Маджлис был наследием Конституционной революции и важнейшим признаком демократии. Во всех республиканских и демократических режимах наиболее важным институтом власти является парламент (законодательная власть). Поскольку он выполняет законодательную функцию, он имеет особое значение. После победы Исламской революции одним из важнейших достижений стало учреждение нового парламента, который открылся 27 мая 1980 года. В выборах в Меджлис первого созыва свободно участвовали все группы и партии, придерживавшиеся различных идей – религиозных, националистических, либеральных и левых, и выражавших свои позиции и взгляды во время парламентских сессий.

Политические позиции партий

После победы революции и официального объявления Исламской республики в результате всенародного референдума Экспертным советом по конституции была одобрена новая конституция. Вслед за одобрением конституции для разработки и принятия законов были проведены выборы президента и выборы в Маджлис. После избрания первым президентом ИРИ Абульхасана Банисадра настал через парламентских выборов.

Перед проведением выборов в Исламское совещательное собрание первого созыва начали свою деятельность политические партии и группы, принимавшие участие в предвыборной борьбе. В ходе выборов в Маджлис первого созыва между собой конкурировали три политических течения – религиозное, националистическое и левое.

Во главе религиозных сил стояла Партия Исламской Республики (ПИР). Эта партия в процессе своей предвыборной кампании сформировала с идейно близкими силами так называемый Большой альянс (этелаф-е бозорг) с целью недопущения раскол внутри лагеря сторонников Имама Хомейни и обеспечения подавляющего большинства в Маджлисе, объявив единый список кандидатов в депутаты[1]. Лидеры Движения за свободу Ирана также вступило в альянс с другими политическими группами такой же направленности, сформировав Одноименную группу (горух-е хамнам) и объявив общий список кандидатов на выборах[2]. Националистический лагерь под руководством Координационного бюро президента и народа, пользовавшегося поддержкой президента Банисадра, также начал свою деятельность с целью заполучить больше кресел в Исламском совещательном собрании[3]. Национальный фронт Ирана, который по своей политико-организационной структуре серьезно ослаб, также опубликовал имена своих кандидатов[4].

К левым группам относились партия Туде и Организация партизанов-фидаинов иранского народа (ОПФИН), которые представили отдельные списки кандидатов[5]. Наряду с исламскими, националистическими и коммунистическими партиями была еще одна категория политических партий и групп полусоциалистической и антизападной направленности, вроде Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), Движения борющихся мусульман (во главе с Хабиболлой Пейманом), Революционного движения мусульманского народа (РДМН, перс. ДЖАМА – Иран-1979) (во главе с Каземом Сами), которые также развернули предвыборную кампанию. Внутри этой категории партий и группировок одна лишь ОМИН располагала относительно большими организационными ресурсами и возможностями[6]. Создав предвыборный блок с несколькими другими политическими группами, ОМИН сформировала Центральный совет революционных и прогрессивных кандидатов и приняла участие в выборах со своим собственным списком кандидатов[7].

Похожее изображение

Открытие первой сессии Исламского совещательного собрания (Маджлис). 27 мая 1980 г.

Проведение выборов

Выборы в Исламское совещательное собрание первого созыва проходили в два этапа – 14 марта 1980 года и 27 мая 1980 года. После подсчета голосов из 234 депутатов 97 человек попали в Маджлис в первом туре, а 137 человек – во втором туре[8]. После завершения выборов большая часть мест оказалась у кандидатов от альянса религиозных сил. 64 депутата из 234 были членами Партии Исламской республики (ПИР), 22 – представителям религиозного крыла националистов, 33 – из Бюро сотрудничества, 115 были нейтральными[9].

После официального созыва Маджлиса внутренний политический расклад в парламенте определялся четырьмя главными фракциями, стоявших на идейных позициях религиозного лагеря, националистов и эклектичных течений: 1) Религиозный лагерь (фракция Большого альянса) во главе с ПИР и их единомышленников, который составлял наиболее многочисленную группу депутатов в Маджлисе этого созыва (85 человек); 2) Движение за свободу (Одноименная фракция), которое возглавило фланг меньшинства (20 человек); 3) Лагерь сторонников Банисадра (президента страны), которые присутствовали в парламенте под названием фракции Бюро координации сотрудничества народа и президента (33 человека); 4) Независимые кандидаты (115 человек), которые действовали в соответствии с настроениями того или иного лагеря в Маджлисе или придерживались самостоятельной линии[10]. Упомянутые политические и идейные течения, которые по своим идейным установкам имели точки соприкосновения и расхождения, уходили корнями еще в предреволюционные годы.

Движение за свободу Ирана

Движение за свободу Ирана как течение, отделившееся от Национального фронта, было основано 14 мая 1961 года Мехди Базарганом, Ядоллой Сахаби, аятоллой Сеед Махмудом Талегани и еще несколькими их соратниками[11]. Мехди Базарган делал акцент на четырех элементах – мусульманстве, иранстве, приверженности Конституции (1907 года – Иран-1979) и верности Мосаддыку – как четырех фундаментальных основах Движения за свободу[12]. В уставе Движения за свободу они требовали политической деятельности на основе ислама, иранской конституции, Всемирной декларации прав человека, а также соблюдать конституционный порядок, принципы демократии, экономической независимости, проводить реформы государственной власти и бюрократии. В сфере внешней политики они придавали значение сотрудничеству с исламскими странами, усилиям по нахождению ненасильственных путей решения проблем в международных отношений и неприсоединению[13].

После победы революции Базарган занял пост премьер-министра по предложению Совета революции. Между временным правительством и Партией Исламской Республики имелись разногласия по идейным и политическим вопросам. Эти разногласия постепенно проявляли себя в таких вопросах, как референдум о характере будущего политического режима, полномочиях революционных органов власти, революционные трибуналы, захват посольства США, что повлекло за собой отставку Базаргана[14]. После выборов в Маджлис Базарган вместе с несколькими другими членами Движения за свободу вошел в парламент. В Маджлисе кандидаты от Движения за свободу продолжали разногласить с ПИР по многочисленным вопросам, прежде всего по вопросу избрания премьер-министра и формирования состава правительства, в вопросах войны, дальнейшей судьбы заложников из американского посольства и т.д.

Партия Исламской Республики

Партия Исламской Республики была образована 17 февраля 1979 года  пятью учениками Имама Хомейни (аятолла Сеед Али Хаменеи, Мусави Ардебили, Хашеми Рафсанджани, шахид Бехешти и шихад Бахонар) с целью «продолжения революции мусульманского народа Ирана и усилий по упрочению режима исламской справедливости по всему миру под руководством вали аль-факиха в духовной, культурной, политической и военной сферах»[15].

В программе партии говорилось: «Партия представляет собой политико-идеологическое образование, приверженное вере в вилайат аль-факих и Конституции Исламской Республики Иран, которое было создано для руководства и организации сил верующих мусульман с целью достижения высших целей ислама». Программные цели и установки ПИР были изложены в уставе партии. К ведущим принципам партии относились повышение исламской сознательности народа и ускорение их революционного становления, очищение страны от следов деспотии и колониализма, установление политических свобод, трансформация административной системы и ее превращение в систему, в которой критерием занятия любой должности будет вера, добросовестность и достоинство, максимальное усиление исламских революционных органов, прекращение иностранной экономической гегемонии, искоренение бедности и нищеты, реформирование системы образования, ликвидация всех источников разврата и нечестия, регулирование внешней политики на основе принципов отречения от врагов ислама (табарра) и дружбы с приверженцами ислама (тавалла), реализация полной независимости страны во всех аспектах, расширение и укрепление братских уз со всеми мусульманами мира, развитие отношений с борющимися и угнетенными империализмом народам, оказание помощи обездоленным и бедным во всем мире. ПИР провозгласила эти цели и стремилась воплотить их в жизнь[16]. После победы революции Партия Исламской Республики оказалась главным идейным оппонентом и противником политики временного правительства Мехди Базаргана и будущего президента Банисадра, а также их сторонников в Маджлисе.

Лагерь сторонников Банисадра

После избрания президентом Банисадра была учреждено Бюро сотрудничества народа и президента. Ведущими членами этой организации были Ахмад Саламатиян, Саид Санджаби и Ахмад Газанфарпур[17]. Во время выборов в Маджлис первого созыва Бюро опубликовал свой список и выступило в поддержку Банисадра[18]. Группа этих кандидатов сумела попасть в Маджлис и оказывать там поддержку инициативам президента.

Заключение

Вышеназванные направления сформировали несколько фракций, которые с самого начала разделились на два главных лагеря – большинство и меньшинство, которые имели разные взгляды на избрание премьер-министра, проблему американских заложников и начавшейся войны с Ираком, ведя конкурентную борьбу за принятие решений в Маджлисе. Лагерь большинства, сформировавшийся вокруг ПИР и ее лидеров, выступал против политики президента Банисадра. Члены Движения за свободу и депутаты, солидарные с Банисадром, составлявшие фракцию меньшинства, в различных обстоятельства выступали в поддержку президента и противостояли парламентскому большинству, контроль над которым принадлежал Партии Исламской Республики[19].


Мостафа Джаван (Институт изучения современной истории Ирана)

[1] Джомхури-йе эслами. 22.12.1358. С. 1-2.

[2] Эттелаат. 22.12.1358. С. 16.

[3] Энгелаб-е эслами. 22.12.1358. С. 2.

[4] Эттелаат. 22.12.1358. С. 3.

[5] Там же.

[6] Хосейн Баширийе. Дибачеи бар джамеэшенаси-йе сийаси-йе Иран (Ведение в политическую социологию Ирана). Тегеран: Негах-е моасер, 1394 (2015). С. 31.

[7] Кейхан. 19.12.1358. С. 15.

[8] Ашенайи ба маджлес-е шоура-йе эслами бе замиме-йе карнаме-йе сал-е аввал-е маджлес-е шоура-йе эслами (Знакомство с Исламским совещательным собранием с приложением Отчета о работе Исламского совещательного собрания за первый год). Тегеран: Маджлес-е шоура-йе эслами, 1361 (1982). С. 21.

[9] Яхья Фоузи. Тахавволат-е сийаси-йе эджтемаи-йе бад аз ангелаб-е эслами дар Иран (Социально-политические изменения после Исламской революции в Иране). Тегеран: Орудж, 1387 (2008). С. 352.

[10] Голамреза Хаджесарави. Рагабат-е сийаси ва собат-е сийаси дар джомхури-йе эслами-йе Иран (Политическая конкуренция и политическая стабильность в Исламской Республике Иран). Тегеран: Марказ-е аснад-е энгелаб-е эслами, с. 278.

[11] Йаднаме-йе бистомин сальгерд-е нехзат-е азади-йе Иран (Памятное издание в честь юбилея Движения за свободу Ирана). Б.м., 1362 (1983). С. 17.

[12] Мехди Базарган. Шаст сал-е хедмат ва могавемат (Шестьдесят лет служения и сопротивления). Т. 1. Тегеран: Раса, 1375 (1996). С. 379-380.

[13] Саид Барзин. Зендегинаме-йе сийаси-йе мохандес-е Мехди Базарган (Политическая биография инженера Мехди Базаргана). Тегеран: Марказ, 1373 (1994). С. 153.

[14] Абдолали Базарган. Масаэль ва мошкелат-е аввалин сал-е энгелаб (Проблемы и трудности первого года революции). Тегеран: Нехзат-е азади-йе Иран, 1361 (1982). С. 33; Мехди Базарган, Энгелаб-е Иран дар до харакат (Иранская революция в двух действиях). Тегеран: Нехзат-е азади-йе Иран, 1363 (1984). С. 94.

[15] Хейролла Эсмаили. Хезб-е джомхури-йе эслами (Партия Исламской Республики). Тегеран: Марказ-е аснад-е энгелаб-е эслами, 1386 (2007). С. 52.

[16] Кейхан. 02.12.1357. С. 1-2.

[17] Мортаза Саффар Харанди. Разха-йе дахе-йе шаст (Тайны шестидесятых годов). Тегеран: Кейхан, 1390 (2011). С. 163.

[18] Энгелаб-е эслами. 22.12.1358. С. 1.

[19] Абдолла Джасеби. Морури бар дахе-йе фаалият-е хезб-е джомхури-йе эслами (Обзор десятилетия деятельности Партии Исламской Республики). Т. 3. Тегеран: Дафтар-е пежухеш ва тадвин-е тарих-е энгелаб-е эслами. С. 244.