Хосейнийе-йе эршад

Хосейнийе-йе эршад (перс. حسینیه ارشاد, «место собраний [для] наставления») – исламский культурно-просветительский центр, созданный в начале 1960-х годов на благотворительной основе для реализации научных, образовательных, пропагандистских и исследовательских задач в сфере исламской мысли. Этот исламский центр сыграл ключевую роль в привлечении иранской молодежи в ряды сторонников исламского оппозиционного движения и утверждении революционных идей. Главными действующими лицами Хосейнийе-йе эршад были два выдающихся мыслителя и идеолога исламского движения – аятолла Мортаза Мотаххари и Али Шариати.

Основателями Хосейнийе-йе эршад были Мохаммад Хомаюн, Насер Миначи и Абдольхосейн Алиабади, которые приобрели в начале 1960-х годов участок земли площадью 4000 км.м в Тегеране, на проспекте Шемиран (совр. ул. Шариати). Первые мероприятия начали проводиться при участии Мортазы Мотаххари еще в 1964 году, но само здание было построено только зимой 1967 года.

В ноябре 1967 года состоялось официальное открытие Хосейнийе, после чего там стали регулярно проводиться лекции по исламу. В разное время в роли лекторов Хосейнийе-йе эршад успели побывать различные религиозные ученые и светские деятели: Фахроддин Хеджази, Мохаммад-Таги Шариати (отец Али Шариати), Мохаммад Мофаттех, Хосейн Нури Хамадани, Акбар Хашеми Рафсанджани, Сеед Мохаммад Мохит Табатабаи, Али Гользаде Гафури, Сеед Абдолькарим Хашеминежад, Мохаммад-Мехди Моваххеди Кермани, Абульгасем Хазали, Сеед Садроддин Балаги, Али Давани, Насер Макарем Ширази, Сеед Мортаза Шабестари, Сеед Али Хосейни Хаменеи.

Лекторами и постоянными преподавателями ХЭ были Али Шариати, Аббас Зарьяб Хои и Мохаммад-Эсмаиль Резвани, которые преподавали жизнеописание пророка Мухаммада и историю ислама. Лекции по исламской философии читал Реза Эсфахани.

Одним из направлений деятельности центра стало издание книг, в том числе трудов и сборников лекций Мортазы Мотаххари, Мохаммад-Таги Шариати и Али Шариати.

Научная деятельность ХЭ развивалась по трем направлениям: исследовательскому, образовательному и просветительскому. В рамках исследовательской деятельности вели работы группы по исламоведению, истории ислама, культуре и исламским наукам, социальным наукам, исламским странам, исламской литературе и искусству. Просветительская деятельность включала в себя религиозные проповеди, семинары, беседы, выступления научных деятелей из Ирана и зарубежных стран, ответы на религиозные и философские вопросы, издание книг по исламскому вероучению и проведение религиозных диспутов. Образовательная часть была возложена на группы по коранистике, исламоведению, мастерству проповеди, религиозному искусству и театру, арабскому языку и литературе, иностранным языкам и религиозному обучению женщин.

Кроме того, ХЭ занималась организацией паломнических групп для поездок в хадж, их обучением обрядам хаджа, организацией творческих коллективов и театральных трупп. Две театральные постановки ХЭ под названием «Абузар» и «Шиитское движение сарбедаров» тайная полиция САВАК сочла опасными для общества и запретила их последующую постановку на сцене.

Программа деятельности каждого из подразделений ХЭ публиковалась в газетах.

На 1964-1970 годы пришлось время активной деятельности в ХЭ Мортазы Мотаххари, который занимался руководством, организацией и планированием работы центра. В этот период на его долю пришлось самое большое количество лекций и выступлений. Он также следил за тем, чтобы лекторы, многие из которых не имели полноценного религиозного образования, не выходили за рамки исламского вероучения. В 1967 году Мотаххари вступает в конфликт с другими членами Правления ХЭ из-за Фахроддина Хеджази, светского исламиста из Мешхеда, близкого к Мохаммад-Таги Шариати. Конфликт исчерпывается после ухода Хеджази. Однако после начала сотрудничества с ХЭ Али Шариати в октябре 1968 года он разгорается с новой силой, так что в 1970 году Мотаххари сам покидает ХЭ в знак своего несогласия с антиклерикальной направленностью выступлений Шариати.

С 1971 года ХЭ превращается в площадку для интеллектуальной активности Али Шариати и его сторонников. После увольнения из Мешхедского университета он направил всю свою энергию на чтение лекций в ХЭ. Хотя революционный посыл его лекций вдохновлял большую часть прогрессивно мыслящей молодежи, сторонники левого движения считали ХЭ, которая располагалась в северном Тегеране, в «буржуазном» районе, идеологическим орудием шахского режима, предназначавшимся для отвлечения молодых людей от социализма. САВАК, действительно, пыталась воспользоваться ХЭ в качестве противовеса набиравшего в начале 1970-х годов силу движению левых террористических и партизанских групп. Тем не менее, в этот период ХЭ становится средоточием оппозиции и политизированной молодежи, что вызывает все большее недовольство со стороны САВАК, которая попыталась воспользоваться конфликтом между Шариати и шиитским духовенством в лице Мотаххари и других деятелей.

Хосейнийе-йе эршад была закрыта в октябре 1972 года на основании личного распоряжения шаха Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви. В 1970-е годы САВАК несколько раз пыталась инициировать повторное открытие ХЭ, но шах каждый раз выступал против. ХЭ заново открылась уже после победы Исламской революции в 1979 году.