Идейно-политические группы, участвовавшие в Исламской революции. Ч. 1. Марксисты и либералы

Понимание положения важных идейно-политических течений страны в преддверии революции может помочь лучше объяснить причины политических, социальных, экономических и культурных процессов, происходивших после революции. Признание таких течений историческими агентами развития событий может отображать различные цели и ориентации, а также послереволюционные концептуальные проблемы. Следовательно, это исследование сначала кратко рассмотрит реальную ситуацию идейно политического размежевания в эпоху Исламской революции, чтобы можно было дать реалистичную картину влияния этих факторов на послереволюционные события.

Группы, оказывавшие влияние на социально-политическое развитие Ирана, испытывали на себе воздействие различных политических субкультур, доминирующих в современном Иране. Причиной такой множественности является расширение социально-политической сферы и повышение вовлеченности различных социальных групп в вопросы политики с одной стороны и проникновение новых и главным образом иностранных идейных и интеллектуальных течений в Иран и их влияние на различные социальные группы  — с другой.

В целом можно сказать, что существуют крупные политико-идеологические течения в том числе Ислам, социализм и либеральный национализм, которые появились в современном Иране одновременно. Каждое из этих трех течений, в свою очередь, принимало различные формы, в зависимости от их социальной, экономической и политической сущности, таким образом, отражая иногда реформистские, а иногда революционные тенденции в социально-экономическом плане. В политическом плане они были склонны к авторитаризму, а иногда к демократии, принимая иногда мирные, а иногда и насильственные формы политического действия. Хотя каждое из этих течений сыграло более важную роль в период новейшей истории Ирана, рассматривая процесс формирования этих групп, мы изучим их положение и возможности в плане воздействия на ход событий накануне революции в Иране и в послереволюционный период.

А) Социализм

1) Партия Туде

Первое важное политическое течение в стране, принадлежавшее к левому интеллектуальному направлению, на которое повлияли марксизм и социализм, чьи семена были  посеяны с возникновением на северных границах Ирана Советского Союза. В более поздние годы эта идеология оказала значительное влияние на политическую и интеллектуальную атмосферу Ирана благодаря созданию партии Туде (перс. «массы»), имевшей целью установить в стране левое правительство и социалистическую систему[1].

По существу, после оккупации Ирана союзными войсками (США, Великобританией и Советским Союзом) в августе 1941 г. во время Второй мировой войны и падения Реза-шаха, многочисленные политические заключенные были освобождены, что создало более подходящие условия для занятия политикой. Среди освобожденных политзаключенных была так называемая «группа пятидесяти трех». Она состояла из 53 марксистов, которые создали исследовательскую группу во главе с доктором Таги Арани. Однако на начальном этапе эти лица в основном содержались под стражей. Это были в основном старые иранские коммунисты, а некоторые из них были членами созданной в Баку партии «Эдалат» («Справедливость»). Они создали в 1921 году в Бандар-Энзели по рекомендации Третьего Интернационала Коммунистическую партию после вторжения в Иран Красной Армии во время Первой мировой войны. После освобождения из тюрьмы (в октябре и ноябре 1941 года) они составили основное ядро партии Туде и сумели расширить свою партийную организацию.

Благодаря своей сильной организации, эгалитарным и антиколониалистским лозунгам партия Туде сумела привлечь сторонников из всех слоев общества и постепенно выступала в качестве одной из сильнейших политических партий Ирана в 1940-е гг. Основателями партии Туде были марксисты (как показали будущие события, они также были сторонниками Советского Союза), но они не называли себя коммунистами. Причиной мог быть страх партийных лидеров перед улемами, а также закон 1931 года, запрещавший любую коммунистическую идеологию. Кроме того, поскольку 25-летняя пропаганда правительства создала враждебное отношение к социализму и коммунизму, а также к Советскому Союзу, партия Туде

стремилась привлечь реформистов, радикалов и прогрессивных революционеров, решив заявить о себе как о марксистах и понимая,, что промышленный рабочий класс составлял лишь малую часть всего населения[2]. Делая акцент на социально-политической и экономической борьбе и решив продвигать такие категории, как диалектика, исторический материализм и философские

дискуссии в целом, она попыталась обезоружить своих противников, которые могли бы повредить социальному престижу партии[3].

Во времена своего расцвета, в годы, предшествовавшие перевороту 1953 г., партия Туде координировала деятельность сотен подготовленных кадров, газет, многочисленных

еженедельных и ежемесячных журналов, контролировала профсоюзы. Она также собрала огромное количество последователей из университетов, школ, художников, писателей и даже военных[4].

Тем не менее, после 19 августа 1953 года партия Туде, в которой видели лакеев Советского Союза в Иране, внезапно пережила крах и перенесла несколько тяжелых ударов, потеряв большую часть своей силы в конце 1950-х годов, когда сохранилась лишь небольшая часть некогда сильной партии. По мнению одного исследователя, к этому падению привели четыре фактора: во-первых, жесткие удары сил безопасности режима по руководителям партии, что привело к массовым арестам и расстрелам ряда его лидеров и большого числа его сторонников; во-вторых, пропаганда режима, которая рассматривала членов партии как агентов Сталина, зависевших от

Советского Союза, его пятую колонну в Иране, врагов ислама, монархии и частной собственности в Иране; в-третьих, социальная трансформация в результате ускоренного процесса модернизации и индустриализации в Иране, который действительно лишал партию ее козырей; и в-четвертых, ослабление партийного руководства, которое постепенно происходило из-за смерти старших товарищей[5].  Помимо тяжелого подавления партии в 1955-56 годах, которое заставило тысячи членов партии предстать перед военными судами, вся деятельность партии в легальный период

с одной стороны и слабость партийных лидеров c другой стороны привели к потере значительной доли популярности партии среди интеллигенции и населения.

В период после переворота партия столкнулась с репрессиями режима с одной стороны и многими вопросами со стороны своих же сторонников по поводу отношения руководства партии к перевороту и ее политики в период нахождения у власти правительства доктора Мосаддыка. Большинство этих вопросов зачастую оставались без ответа. Более того, оставшееся на свободе партийное руководство было вынуждено покинуть родину и поселиться в Восточной Европе. Нахождение вдали от Ирана добавило еще одну проблему к множеству проблем, с которыми уже столкнулась партия. Из сильной, организованной и влиятельной партии Туде, какой она была между 1941 и 1953 годами, осталась небольшая слабая группа под названием Тегеранская организация, которой руководили десять человек, находившихся в Тегеране, Исфахане и промышленных городах. Деятельность этой группы в эти годы сводилась к изданию «Народного приложения» и журнала «Южное пламя», которые издавались оставшимися на воле после переворота членами партии[6].

Деятельность партии Туде в 1960-1970-е годы в основном была сосредоточена на Восточном блоке и ограничивалась изданием журнала, выпуском заявлений, работой радиостанции за рубежом и деятельностью отдельных крошечных ячеек сопротивления, действовавших подпольно. Кроме того, расширение отношений Шаха со странами Восточного блока и Советским Союзом в 1960-х и 1970-х годах еще больше ограничило деятельность партии Туде, поскольку она в значительной степени опиралась на этот блок. Такая зависимость от Востока и безусловная поддержка партией советских позиций привели к снижению ее популярности среди иранской интеллигенции. Следовательно, левые группы и течения, возникшие в 1960-е годы, несмотря на свою разрозненность, имели одну существенную черту – дистанцирование от партии Туде и осуждение ее руководства[7]. Такие факторы привели к расколу в партии Туде в 1960-х годах. Формирование в конце 1960-х годов народной партизанской организации «Федаян» (Организация партизанов-фидаев иранского народа, ОПФИН – Иран-1979), привлекшей впоследствии много молодых марксистских кадров, еще больше подорвало позиции и влияние партии Туде. Тем не менее, партия сохранила свою тайную организацию в Иране до начала революции, хотя ее лидеры в основном жили за границей.

2) Организация народных партизанов-фидаев

Внутри партии Туде в Иране возникли левые течения, которые боролись против режима Пехлеви, приняв новую стратегию на основе учета опыта партии Туде. Эти новые силы сначала планировали вооруженные действия против режима, а затем сформировали в марте 1971 года Организацию партизанов-фидаев иранского народа (ОПФИН) и приняли вооруженную борьбу в виде городской партизанской войны в качестве основной цели организации. Корни этого нового течения можно найти в политической открытости 1960-63 годов, которая совпала с президентством Кеннеди и его давлением на Иран. С активизацией политической среды в университетах в те годы был проложен путь для деятельности остатков молодежной организации партии Туде. Бижан Джазани был одним из тех студентов, которые изучали латиноамериканские марксистско-ленинские труды и предлагали вооруженную борьбу как единственный способ освобождения, создав исследовательскую группу. С помощью семи своих товарищей группа, позже названная группой Джазани-Зарифа, практически реализовала стратегию вооруженной борьбы. Основной девиз группы, члены которой прибегали к вооруженной борьбе с 1970 по 1973[8] годы, можно резюмировать следующим образом: дискуссия о вооруженной борьбе и насильственных методах должна быть заменена практикой и осуществлением этой борьбы. В такой маленькой ячейке марксизм-ленинизм выступал в роли формальной идеологии группы, в соответствии с которой конечной целью считалось продолжение современной демократической революции[9], реализация которой зависела от вооруженной борьбы[10]. По мнению Джазани, так как под властью компрадорской буржуазии, радикальным и оппозиционным силам не позволялось вести политическую деятельность, и поскольку империализм вмешался бы, если бы компрадорская буржуазия потерпела неудачу, был только один способ заставить освободительную революцию вести вооруженную массовую войну, в которой весь народ боролся бы с империализмом в ходе вооруженного конфликта[11]. Взгляды Джазани стали очень популярными в среде радикальных элементов на протяжении 1965-1976 годов, но выявление группы Организацией государственной безопасности (САВАК), когда группа Джазани пыталась осуществить свою первую операцию (ограбление банка в северном Тегеране в 1967 году), начались аресты ее членов[12], что привело к задержанию большинства членов группы Джазани[13].

За этой вооруженной акцией в течение следующих нескольких лет последовали аналогичные действия под началом Хамида Ашрафа (члена группы Джазани). Они намеревались взять за образец действия Дженгелийского движения (революционного движения в Гиляне в 1920-х годах – Иран-1979) в джунглях Сияхкаля в северном Иране в 1970 году в качестве отправной точки для вооруженной борьбы, но были убиты или арестованы в ходе неудачной попытки нападения на пост жандармерии в Сияхкале. В общей сложности были убиты или арестованы девять членов, а задержанные были также казнены через месяц.

Наряду с появлением группы Джазани, аналогичное течение было сформировано в Тегеране тремя студентами из Мешхеда под названием Группа Пуяна-Ахмадзаде. Под влиянием марксизма они стали склоняться к вооруженной борьбе. Однако они подчеркивали значение городской партизанской войныи роль интеллигенции. Позже, в 1971 году, им удалось создать новую организацию под названием Организация партизанов-фидаинов иранского народа[14]. Таким образом, организация возникла в апреле 1971 года благодаря трем выжившим членам группы Джазани-Зарифа, группы Хамида Ашрафа («лесной группы») и группы Пуяна-Ахмадзаде[15]. Этой группе под влиянием идеи городской войны удалось напасть на полицейский участок Колхак в Тегеране в 1971 году и убить маршала Фарида, главу военной юстиции, но САВАК и военные смогли арестовать членов организации. Организация понесла большие потери в этом инциденте, и только ограниченному числу ее членов  удалось избежать преследования со стороны САВАК. В последующие годы они занимались определенной деятельностью, но после их задержания организация пережила раскол (разделившись на большинство и меньшинство) в 1976 году. Затем, в самый разгар революции, организация была упразднена, поскольку она не обладала способностью к широкой серьезной деятельности, а ограниченное число ее сторонников обладало скудными способностями.

3) Другие марксистские группы

Пмимо партизан-фидаев, в Иране появились и другие небольшие группы с коммунистической идеологией, некоторые из которых начали свою деятельность еще до ОПФИН, но они были связаны с ними. Они, среди прочего, включали группу Манучехра Дамгани в Торбате-Хейдарийе, группу, созданную Шокроллой Пакнежадом, и некоторые другие вооруженные группы в Курдистане в 1970-х годах. Группа «Народное дело» в Луристане и марксисты, вышедшие из состава Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), такие как организация «Пейкар» («Борьба») и «Путь труда», также относились к марксистским группам[16]. Однако все эти группы исчезли с политической сцены в преддверии революции, а большинство их членов были арестованы или находились в ссылке.

Одной из организаций, широко использовавшихся марксистскими силами за пределами страны, была Конфедерация иранских студентов за рубежом. Организация, по-видимому, была в сущности студенческой группой, устав которой описывал ее как ассоциированную организацию. В 1950-х годах, с установлением определенных контактов между студенческими ассоциациями иранских студентов в различных европейских странах и США, была создана Всемирная конфедерация иранских студентов (Национальный союз). С ростом числа иранских студентов Конфедерация рассматривалась как основная база для иностранных иранских студентов в 1960-х годах, а Германия и Соединенные Штаты представляли собой ее важные центры. Конфедерация приобрела чисто политическую направленность и не занималась ничем, кроме политической деятельности. С момента своего создания Конфедерация превратилась в арену деятельности различных политических течений, таких как партия Туде, Национальный фронт, Движение за свободу, Третья сила, Национальная партия и т.д. Однако коммунисты, особенно партия Туде, постепенно стали доминировать в ней. С самого начала главной чертой Конфедерации стали разногласия, расхождения, идеологическое и групповое соперничество, и действительно, такие разногласия внутри конфедерации отражали внутренние противоречия. Большинство членов и сторонников Конфедерации вернулись на родину после Исламской революции.

Б) Либеральный национализм

После 1940-х годов национализм был доминирующей школой, которая привлекала часть политических сил в иранском обществе, но были и другие версии национализма. Либеральный национализм является одной из тенденций этого периода, которая находилась под влиянием Французской революции и особенно проявила себя как школа мысли во время Конституционной революции в Иране.

В рамках либерально-националистического мышления нация пользовалась правом на самоопределение, и это право не могло быть ограничено никаким другим фактором, в том числе и религией. Секуляризация общества и отделение религии от политики были одной из целей, преследуемых этой группой. Одними из первых сторонников этой школы были Мирза Фатх ‘ Али Хан и Мирза Ага-Хан Кермани, Мирза Малком-Хан и Мусташар Ад-Давла. Другие пионеры школы рассматривали подражание Западу и принятие европейской цивилизации как способ спасения Ирана.

В начале 1940-х годов преемникт этого национализма стали значимым политическим течением в этот период. Хотя либеральные теоретические основы этого течения изначально были омрачены антиимпериализмом этих групп, они постепенно превратились в самостоятельное течение с более прозрачными теоретическими позицими. Часть сил, которые были членами Национального фронта в 1940-х и 1950-х годах, можно рассматривать как сторонников этой школы мысли. Поскольку Национальный фронт состоял из различных партий и ассоциаций, и никто не мог стать членом Национального фронта первоначально, не будучи членом конкретной партии или ассоциации, фронт включил в 1949 году целый набор националистических и религиозных сил. Они были затронуты влиянием национализма, Ислама, либерализма и социализма и разделяли дело борьбы с деспотизмом и колониализмом, отстаивая парламентские институты и защищая Конституцию.

Партия Ирана была одной из важных групп, которые присоединились к Национальному фронту и сыграли в нем решающую роль. Партия начала свою политическую деятельность во время Второй мировой войны, когда Иран находился под оккупацией, при содействии некоторых молодых интеллектуалов. Она была создана интеллектуалами, склонными использовать преимущества США по сравнению с Великобританией и Россией[17]. Их идеология базировалась на вере в демократию и национальный суверенитет[18], отказе от произвола и диктатуры, создании провинциальных и городских советов для сохранения местных обычаев и традиций наряду с защитой территориальной целостности страны и на добрососедских отношениях со странами во внешней политике, мирном сосуществовании с иностранными государствами, отказе от любого иностранного вмешательства и борьбе с империализмом в экономическом измерении, вере в своего рода социализм и осознании социальной справедливости, в соответствии с которой каждый должен работать по мере своих способностей и пользоваться плодами своего труда[19]. Учение партии ясно показывает ее светскую направленность[20]. В 1949 году партия была лишь одной из влиятельных партий в руководстве Национального фронта, и ее деятельность пошла на спад после переворота 1953 года. Некоторые члены партии присоединились к Национальному движению сопротивления и были заключены в тюрьму. Когда в 1960 году был сформирован второй Национальный фронт, большинство его лидеров состояло из членов Партии Ирана, что привело к напряженности между религиозными и светскими элементами внутри Национального фронта и в конечном счете к доминированию секуляристского мышления среди его членов. Центральный комитет Партии Ирана выпустил декларацию, одобрявшую шесть пунктов Белой революции, несмотря на позицию Национального фронта, который столкнулся с противодействием религиозных сил. С расширением разногласий между различными силами внутри Национального фронта и политическим удушьем, наступившим после июньского восстания 1963 года, деятельность Партии Ирана пошла спад, и в 1965-1977 гг. никакой активности со стороны партии замечено не было[21].

Паниранистское течение было еще одним течением, отстаивавшим либеральный национализм, которое выделилось из единого националистического движения в 1940 году в ответ на оккупацию Ирана союзными войсками. Это течение считало, что всё Иранское нагорье должно быть объединено под флагом Ирана и было названо паниранистским Моххамадом Афшаром, апеллировавшим к определенным культурным процессам[22]. Это направление постепенно включилось в политическую деятельность и в 1977 году приняло организационную форму. Оно было направлено на возрождение величия древнего Ирана и борьбу с партией Туде.

Во время борьбы за национализацию нефти и прихода к власти Мосаддыка в среде паниранистов произошел раскол по поводу поддержки Мосаддыка. Одна группа верила в определенный тип монархического национализма и, будучи оптимистами в отношении шаха и его двора, все же поддерживала Мосаддыка, а другая группа верила в социально-ориентированный национализм и не одобряла шахский двор из-за его зависимости от внешних сил. Конечно, личные амбиции и борьба за власть также сыграли решающую роль в углублении раскола, приведя к созданию Дариюшем Форухаром Партии иранской нации. Он основал эту партию после разрыва с паниранистами в Национальном фронте. Партия базировалась в университетах и средних школах[23].

После переворота 1953 года, в начале 1955 года, либеральное течение вновь создало коалицию с религиозными и социалистическими элементами, но доктринальные разногласия вновь помешали продолжению сотрудничества. В этой связи отдельные члены Национального фронта вновь вышли на политическую сцену под новым названием – «Национальное движение сопротивления». Это движение, которое первоначально включало в себя светские и религиозные силы, а также коалицию социальных групп, таких как базар, духовенство, ученые, рабочие, сельские жители и политические партии, в том числе Партия Ирана, Партия иранского народа, Партия иранской нации и Партия трудящихся иранской нации (Третья сила), и призвало к продолжению пути Национального движения, восстановлению престижа и независимости Ирана, созданию национального правительства, борьбе с иностранным колониализмом и его лакеями внутри страны[24].

В число видных лидеров движения входили Карим Санджаби (главный представитель Партии Ирана), Хосейни, Зиракзаде, Парса, Шапур Бахтияр, Дариюш Форухар (основатель Партии иранской нации), Халиль Малеки (основатель партии «Третья сила»), Мехди Базарган, аятолла Талегани, аятулла Зенджани и Ядолла Сахаби[25]. Тем не менее, из-за идеологической несовместимости между вышеупомянутыми силами коалиция пришла к расколу, а разногласия между лидерами движения усилились после принятия соглашения о консорциуме в ноябре 1954 года. Лидеры Партии Ирана считали, что возникший в результате переворота режим является легитимным, признанным странами мира, обладает парламентом и связанными с ним институтами. С принятием соглашения о консорциуме и получением иностранной помощи экономическое положение правительства будет улучшаться с каждым днем, поэтому нужно признать это как реальность и действовать в качестве оппозиции.

Напротив, другая фракция движения, в том числе аятолла Зенджани, Мехди Базарган, доктор Санджаби, Карим Атаи, Аббас Радния и некоторые другие, считали, что режим пришел к власти в результате американо-британского переворота и смещения легитимного национального правительства. Он управляет, опираясь на страх и террор, и не имеет легитимности. В результате таких разногласий Партия Ирана отделилась от движения, а с уходом Партии трудящихся (Третьей силы) движение ослабло. Иными словами, помимо тактических проблем, свою роль в демонтаже коалиции сыграл вопрос отдельных личностей и их поведения[26].

Президент Кеннеди в Соединенных Штатах оказал давление на иранское правительство, вынудив его открыть политическое пространство в Иране и ослабить ограничения режима в отношении оппозиции с начала 1961 года. В условиях открытого политического пространства лидеры оппозиции (Национальное движение сопротивления, Партия Ирана, Партия иранского народа и Партия иранской нации) на основе ряда исследований пришли к выводу, что в новых условиях можно серьезно мобилизовать силы, восстать против режима и достичь свободы, демократии и благосостояния путем организации всех националистических и религиозных сил, принятия соответствующей стратегии и тактики с учетом социально-политической обстановке в стране.

Наконец, 13 июля 1960 года 17 политических деятелей договорились о создании политической организации. На следующий день ее назвали вторым Национальным фронтом и распространили декларацию о создании второго Национального фронта[27]. Однако отсутствие последовательной стратегии, с одной стороны, и внутренние разногласия – с другой, в очередной раз привели к тому, что фронт оказался не в состоянии занять единую позицию по вопросу событий того периода (таких как референдум о Белой революции, реформы режима и восстание 6 июня 1963 года).

После восстания 6 июня разногласия между руководителями фронта по поводу издания декларации об осуждении резни обострились и создали почву для роспуска фронта. Действительно, религиозные и светские силы внутри фронта, которые смотрели на реформы с двух разных точек зрения – либеральной и исламской, разделились, а потому светские силы не были готовы поддержать Имама Хомейни и осудить резню 6 июня. Из-за многочисленных разногласий в руководстве национальное движение оказалось крайне слабым, поэтому с середины 1964 года после переписки между Мосаддыком и лидерами Национального фронта по поводу вопроса об организационной структуре фронта, который оставался нерешенным, привели к отставке руководства и объявлению об упразднении второго Национального фронта[28].

Внутренние проблемы Национального фронта, с одной стороны, и подъем волны религиозности, начавшийся за несколько лет до этого, с другой стороны, привели к тому, что фракция фронта, которая была, во-первых, более религиозной, а во-вторых, склонной к принятию более радикальной позиции и борьбе против режима, отделилась от фронта в 1961 году и создала новую группу под названием Движение за свободу Ирана[29]. В число ее лидеров вошли Мехди Базарган, аятолла Талегани и Сахаби (эта группа будет рассмотрена в разделе об исламских политических группах).

В последующие годы продолжались усилия по возобновлению коалиции между либеральными силами и другими силами в контексте Национального фронта (третий Национальный фронт будет создан в 1965 году), но и они потерпели неудачу. В последующие годы либеральная фракция продолжала свою политическую деятельность, ограничиваясь в основном молчанием, уединением, сотрудничеством с правительством и проживанием за границей, а фактически, псевдомодернистские действия шаха также лишили их козырей.

В 1977 году, с приходом к власти в США Картера, в Иране вновь сформировалось открытое политическое пространство. Это заставило эту силу объединиться для возрождения и объявить 19 ноября 1977 года четвертый Национальный фронт. Согласно декларации, Социалистическое общество Национального движения Ирана, Партия Ирана и Партия иранской нации образовали четвертый Национальный фронт. Санджаби, Бахтияр, Форухар, Реза Шайеган и Мошири стали членами Центрального комитета[30].

Учитывая его политическое мышление и позиции, лидеров, составные элементы и организационную структуру, четвертый Национальный фронт можно рассматривать как умеренный, а не радикальный, потому что он стремился бороться в рамках режима, а не против него. Критикуя действия государства в самом начале, фронт все же ожидал, что шах сможет провести необходимые реформы. Однако на деле из-за односторонних позиций это привело к спорам в среде либералов, которые лучше всего можно проследить на примере противоположных позиций, занятых Бахтияром и Санджаби.

Назначение Бахтияра премьер-министром после встречи Санджаби с шахом способствовало идеологической непоследовательности и отсутствию общих политических позиций по отношению к монархии и способам борьбы с режимом, вызвав идеологический раскол среди ее лидеров[31]. Центральный совет Национального фронта, понимая чувствительность общественного мнения и всеобщую ненависть к решению Бахтияра, назвал его действия предательскими.

В двух словах, различные силы, придерживавшиеся либерального национализма, продолжали мирную политическую деятельность, хотя и страдали от организационной слабости и отсутствия последовательных позиций в отношении борьбы с режимом, малочисленности членов и сторонников, неспособности влиять на массы и отсутствия школы мысли.


Д-р Яхья Фоузи Туйсеркани

Источник: Fawzi, Yahya. A Study of the Root Causes and Process of the Islamic Revolution in Iran, trans. Muhamad Husayn Hafezian, Tehran: The Institute for Compilation and Publication of Imām Khomeinī’s Works (International Affairs Department). Pp.  31-43.

[1]  Ervand Abrahimian, Iran between Two Revolutions, Trans. Ahmad Golmuhammadī, Tehran: Nay Publications, 1998, p. 346.

[2] Ibid., p. 348.

[3] Sādiq Zībākalām, op. cit., p. 240.

[4] Ibid., pp. 239-240.

[5] Abrahamian, op. cit., pp. 555-558.

[6] Sādiq Zībākalām, op. cit., p. 241.

[7] Bījan Jazānī, the 30-Year History, Tehran: Māziyār Publications, 1979, p. 61.

[8] Jazānī Group, Zarīfī; Pioneer of Iran’s Armed Movement, No Place: Mazdak, 1976, p. 41.

[9] Ibid., p. 13.

[10] Muhammad Sādiq ‘Alawī, p. 62.

[11] Bījan Jazānī, A Summary of Iran’s 30-Year Struggles and an Analysis of the Society’s Current Economic Conditions, Tehran: People’s Fadā’iyān Guerilla Organization Publications, pp. 71-152.

[12] A History of Guerrilla Organizations in Iran, op. cit., p. 28.

[13] Sādiq Zībākalām, op. cit., p. 250.

[14] See Ervand Abrahimian, op. cit., p. 598; Muhammad Sādiq ‘Alawī, op. cit., p. 63.

[15] Muhammad Sādiq ‘Alawī, op. cit., p. 64.

[16] Mas‘ūd Radawī, op. cit., cited in: Bījan Jazānī, Sociological Plan and Fundaments of Iranian People’s Revolutionary Movement’s Strategy, Tehran: Māziyār Publications, no date, p. 72.

[17] Karīm Sanjābī, Sanjābī’s Memoirs, London: Milliyyūn Publications, 1989, p. 69.

[18] Ja‘far Haq-Panāh, “The Role of Nationalist Groups (National Front) in the Islamic Revolution,” Thesis in Political Science, Tehran University, 1995, p. 14.

[19] Ibid., cited in: Iran Party’s Socialism, Tehran: Iran Party’s Publications Center, no date, p. 4.

[20] Ibid., p. 14.

[21] Ibid.

[22] Ibid., p. 17, cited in: Interview with Dr. Nāsir Takmīl Homāyūn.

[23] Ibid., p. 24.

[24] Ibid., p. 37.

[25] Ervand Abrahamian, op. cit., p. 563.

[26] ‘Alī Karīmī Māleh, “The 40-Year History of the National Front,” The June 6 Quarterly, no. 21, Spring 1996, p. 38.

[27] Ibid., p. 40.

[28] Ibid., p. 45.

[29] Sādiq Zībākalām, op. cit., p. 245.

[30] ‘Alī Karīmī Māleh, op, cit., p. 52.

[31] Shāpūr Bakhtiyār’s Memoirs, Iran’s Oral History Project, Harvard University’s Middle East Studies Center, ed. Habīb Lājevardī, Tehran: Zībā, 2001, p. 111.