Последняя воля Имама Хомейни: духовно-политическое завещание. Ч. 1 (Преамбула)
Имам Хомейни закончил писать свое религиозно-политическое завещание, в котором в сжатом виде изложил свои основные идеи, 15 февраля 1983 года. В своем послании от 13 июля 1983 года он вручил запечатанную копию этого послания первой Ассамблее экспертов. Тем не менее, несколько лет спустя Имам Хомейни пересмотрел свое последнее завещание. Внеся в него некоторые изменения, он вручил своим представителям два экземпляра отредактированного текста. На конвертах было написано рукой Имама: «Текст моего политико-религиозного завещания передать на хранение Ассамблее экспертов и Священному мавзолею Имама ар-Риды». Для передачи в указанные места копий завещания группа высокопоставленных лиц Исламской Республики Иран провела 10 декабря 1987 года торжественную церемонию. Церемонию освещало Телерадиовещание Исламской Республики Иран (IRIB). На мероприятии присутствовали аятолла Монтазери (тогдашний заместитель Верховного Лидера), ходжат оль-эслам Хаменеи (президент Исламской Республики Иран), Хашеми Рафсанджани (спикер Исламского совещательного собрания ИРИ), Мирхосейн Мусави (премьер-министр ИРИ), аятолла Мешкини (председатель Ассамблеи экспертов), Сафи Гольпайгани (секретарь Наблюдательного совета), Мусави Ардебили (главный судья), Мусави Хоэниха (Генеральный прокурор), Махдави-Кани (секретарь Общества борющегося духовенства), Карруби (секретарь Ассамблеи борющихся священнослужителей), Сеед Ахмад Хомейни и члены канцелярии Имама Хомейни. После встречи присутствующие отправились в Исламское совещательное собрание для запечатывания Завещания. В Президентском зале сначала выступил с речью аятолла Мешкини, а затем Сеед Ахмад Хомейни представил ему завещание. Церемония запечатывания проходила в присутствии всей группы. Махдави Кани, Карруби, Тавассоли и Санаи отвезли копию текста в мавзолей Имама ар-Риды в Священном городе Мешхед.
Во имя Бога, Милостивого, Милосердного
Его Святейшество Мухаммад, Пророк Аллаха (с) сказал: “Я оставляю среди вас две драгоценности (сакалайн)[1]: Книгу Аллаха и мой род. Воистину, они будут неразлучны, пока не соединятся со мной у водоема (хауд)[2]. Аллаху принадлежит вся хвала, благодарность и слава Тебе. О Аллах, благослови Мухаммада и его домочадцев, которые являются проявлениями Твоей красоты и великодушия и сокровищами тайн Твоего Писания, которое воплощает Твое единство посредством всех Твоих славных имен, даже Высшего Имени, которого никто не знает, кроме Тебя. Да будет проклят тот, кто относится к корням древа зла и поступает несправедливо с ними (Пророком и его потомством).
В качестве пролога уместно коснуться двух самых возвышенных и драгоценных вещей (сакалайн). Мое объяснение не останавливается на трансцендентальных, духовных или мистических аспектах этих двух ценностей. Это сфера, познание которой охватывает все круги существ, от Земли до небес и далее, вплоть до Его Божественного Присутствия, включая круги, лежащие за пределами нашего понимания. Я также не собираюсь комментировать то, что постигло человечество из-за его небрежного отношения к истинной природе и статусу самых надежных вещей или драгоценностей, то есть Величайшей Драгоценности (Священного Корана) и Великой Драгоценности (потомства Пророка, мир ему!), которая превосходит в величии всё остальное, кроме Величайшей Драгоценности, которая является абсолютно великой. Это объяснение также не передаст тот вред, который враги Аллаха и сторонники Тагута[3] причинили этим двум Драгоценностям, ибо кому-то вроде меня, обладающего ограниченными знаниями и временем, не под силу дать отчет обо всех несправедливостях, причиненных двум Драгоценностям сторонниками Тагута и врагами Аллаха. Я лишь счел уместным кратко изложить страдания, которые претерпели обе эти Драгоценности.
Возможно, фраза “они будут неразлучны» указывает на то, что после ухода Святого Пророка (с), что бы ни случилось с одной из этих двух Драгоценностей, произойдет и с другой. Как только одна из них будет оставлена, другая тоже будет заброшена. До тех пор, пока эти две оставленные Драгоценности ни присоединиться к Пророку Аллаха (с) у водоема. Этот водоем, однако, может быть подобием стоянки на которой множественность соединится с Единством. Это может означать слияние капель в океане или что-то еще, что непостижимо для интеллекта и понимания людей. Более того, жестокость, которой подверглись эти два Божественных доверия, была также навязана исламской умме и даже всему человечеству. Преступление, совершенное тиранами и их приспешниками, не поддается описанию пером.
Хадис «Сакалайн» с непрерывной цепочкой передатчиков (мутаватир) цитировался как шиитскими, так и суннитскими школами как положительное доказательство для человечества, особенно для мусульман. Ссылки на этот благородный хадис часто встречаются в таких надежных суннитских источниках, как знаменитые «шесть сборников хадисов» (кутуб ас-ситта)[4], а также в бесчисленных надежных шиитских текстах. Хадис «Сакалайн» был передан Святым Пророком (с) в нескольких случаях. Это предание было принято как неопровержимое доказательство для всех мусульман, независимо от их школ мысли. Мусульмане, знающие об этом предании, обязаны поступать в соответствии с ним. Если для неосведомленных есть какое-то оправдание, то его нет для ученых, представляющих различные школы мысли.
Теперь давайте посмотрим, что случилось с Книгой Аллаха, этим Божественным залогом и наследием Пророка Ислама. После мученической кончины Имама Али (мир ему!) стали происходить печальные события, по поводу которых вполне можно лить слезы[5].
Эгоистичные люди и последователи Тагутов злоупотребляли Священным Кораном как средством установления законов, противоречащих Корану.
Чтобы достичь этой коварной цели, они вытеснили со сцены истинных толкователей Корана, а также тех, кто получил всю Священную Книгу непосредственно от Пророка (с), и в их ушах все еще звучал голос Достопочтенного Мухаммада (с), который провозгласил: “… Я оставляю среди вас две драгоценности…» Таким образом, поправ Священный Корано, который должен был быть руководством человека в нравственной и материальной жизни до последнего дня, они отложили его на полку, и правило Божественной справедливости, которое является одним из принципов Священной книги, было забыто. Они заложили основу для отступления от религии Аллаха, Священной книги и традиции до такой степени, что перо стыдится писать об этом.
Чем больше продвигалась это отклонение, тем больше Священный Коран, который был ниспослан Всемогущим Богом для руководства человечеством, вытеснялся на обочину. Священная Книга, которая была ниспослана, чтобы гарантировать прогресс человечества, принести единство не только мусульманам, но и всему человечеству, привести человечество к его конечной цели, освободить потомков Адама, которых Аллах обучил названиям вещей, позволить всей вселенной достичь справедливости и равенства и передать управление «непогрешимым имамам», чтобы они, в свою очередь, оставили его тем, кто будет править на благо всего человечества, была настолько вытеснена на обочину, что, казалось бы, уже не играет никакой роли в управлении человечеством. Это отклонение дошло до того, что роль Славного Корана в руках деспотических правителей и их злых священнослужителей, которые были даже более порочны, чем последователи Тагута, была искажена и попрана, превратившись в инструмент для продолжения их угнетения и бесчестия, а также оправдания неправедных деяний врагов Аллаха. К сожалению, из-за заговоров его хитроумных врагов, а также невежественных друзей, Славный Коран, который способен помочь человечеству найти свой жизненный путь, не получил иной роли, а лишь читается вслух на кладбищах. Таким образом, эта священная книга, которая должна была стать источником единства и руководства для жизни человека, либо использовалась как средство для порождения раздора и конфликтов, либо была полностью оттеснена на обочину. Мы были свидетелями того, как кто-то говорил об исламском правлении или политике, которая, согласно Корану и сунне, является главной целью Ислама и Пророка (с), к нему относились бы так, как если бы он совершил величайший грех. Ярлык «политизированный священнослужитель» считался аналогичным «нерелигиозному священнослужителю». Это ошибочное представление все еще сохраняется в некоторых группах и правительствах по всему миру.
В последнее время сатанинские сверхдержавы, используя антиисламские правительства, якобы примкнули к Исламу, опубликовали эти красиво оформленные Кораны и разослали тома по всему миру с единственной целью – вытеснить Священный Коран со сцены и, таким образом, достичь своих дьявольских целей. Один из примеров, который мы все наблюдали — это Коран, опубликованный Мохаммад-Резой Пехлеви, которому, таким образом, удалось обмануть некоторых людей, включая нескольких мусульманских священнослужителей и проповедников, которые, не зная целей Ислама, хвалили его за это. Теперь мы видим, что король Фахд регулярно тратит огромные суммы от народного богатства на публикацию определенных версий Священного Корана и поддержку противоречащих Корану идей для распространения необоснованных и суеверных догм ваххабизма. Он злоупотребляет Кораном и призывает нерадивых людей и народы встать на сторону сверхдержав. Таким образом, он использует благородный Ислам и Священный Коран, чтобы уничтожить и то, и другое.
Мы и наш преданный народ гордимся тем, что мы придерживаемся религии, в которой Священный Коран говорит о единстве всех мусульман и единстве человечества. Мы гордимся тем, что наша вера извлекла Коран из кладбищ и спасла эту священную книгу, которая является лучшим рецептом для освобождения людей от всех физических, умственных и интеллектуальных цепей, сковывающих их руки, ноги, сердца и умы и тянущих их к небытию, разрушению, рабству и подчинению власти Тагута.
Для нас большая честь, что мы следуем религии, установленной повелением Аллаха через Его Пророка (с). Мы гордимся тем, что являемся последователями Имама Али (мир ему!), воплощения человека, оторванного от всех мирских оков, который, в свою очередь, был назначен освободителем человечества от всех цепей рабства.
Для нас большая честь, что «Нахдж аль-Балага» («Путь красноречия») как книга религиозного руководства, следующая за славным Кораном, и как самая возвышенная конституция для духовной и материальной жизни и величайшая книга для освобождения человечества вместе с ее политическими принципами, была написана Али (мир ему!), нашим непогрешимым имамом.
Мы гордимся тем, что двенадцать непогрешимых имамов от Али ибн Аби Талиба (мир ему!) до Имама Махди (да ускорит Аллах его радостное пришествие), Спасителя человечества, который по милости Аллаха живет в сокрытиии наблюдает за нашими действиями, являются нашими предводителями.
Мы ощущаем признательность перед нашими непогрешимыми имамами, которые написали такие возвышенные и животворящие молитвы, как «Ша‘банийа» или «Мольба на ‘Арафат» Имама Хусейна (мир ему!), «Сахифат ас-Саджадийа», известная как «псалмы дома Мухаммада (с)» и «Сахифат аль-Фатимиййа», которая была открыта Аллахом Достопочтенной Фатиме аз-Захре (мир ей!).
Мы гордимся тем, что Бакир аль-Улум, пятый непогрешимый имам, который является самым выдающимся историческим деятелем в области Божественного знания, принадлежит нам. Его положение известно только Всемогущему Богу, Святому Пророку (с) и непогрешимым имамам.
Для нас большая честь, что мы следуем джафаритской школе мысли, и что наше правоведение (фикх), которое является бесконечным океаном знаний, восходит к Имаму Джафару ас-Садику (мир ему!). Мы гордимся всеми нашими непогрешимыми имамами (мир им!) и преданно следуем им.
Мы гордимся тем, что все наши непогрешимые имамы (мир им!), которые страдали в тюрьмах и изгнании, в конце концов стали мучениками в результате попыток искоренить деспотичные правительства и Тагутов своего времени, дабы поднять статус Ислама и реализовать учение Священного Корана, одним из аспектов которого является установление справедливого правления. Сегодня для нас большая честь, что мы полны решимости реализовать концепции Славного Корана и сунны. Наш народ с энтузиазмом жертвовал своими жизнями, имуществом и возлюбленными на пути Аллаха.
Для нас большая честь, что наши женщины, молодежь и старики, известные или неизвестные, присутствуют в различных областях культуры, экономики и обороны наравне с мужчинами или иногда даже более активны, чем мужчины, в возвышении положения Ислама и достижении целей Священного Корана. Те, кто имеет возможность воевать, проходят курсы военной подготовки по программе, которая обязательна для защиты ислама и исламской уммы[6]. Наши женщины освободили себя от лишений, навязанных им, исламу и мусульманам врагами Ислама и вызванных недостаточным знанием друзьями исламских догматов и Священного Корана. Они смело отбросили суеверия, созданные врагами с помощью некоторых невежественных священнослужителей. Те женщины, которые не умеют сражаться, служили в тылу с таким отличием и доблестью, что сердце нации трепетало от радости и восторга, в то время как сердца врагов и невежд, которые даже хуже врагов, дрожали от гнева и разочарования. Мы неоднократно были свидетелями того, как наши почтенные женщины, подобно Достопочтенной Зайнаб (мир ей!)[7], провозглашали, что они гордятся тем, что потеряли своих сыновей на пути Аллаха и Ислама, и что они готовы пожертвовать всем, что у них есть. Они хорошо знают, что приобрели в качестве награды нечто большее, чем благословенный Рай, не говоря уже о никчемных мирских вещах.
Не только наша нация, но и вся мусульманская община, а также все угнетенные народы мира гордятся тем, что их враги, которые являются врагами Аллаха, Священного Корана и любимого Ислама, являются теми, кто идет на всякое преступление или измену ради достижения своих жутких целей. Главным среди этих врагов, которые не различают ни друзей, ни врагов в своем стремлении к власти и удовлетворению алчности, является Америка. Этот мастер международного терроризма по своей природе разжигает всюду и везде огонь. Близким союзником США является международный сионизм, который ради достижения своих алчных целей совершает такие преступления, которые слишком позорны, чтобы упомянуть о них языком или написать пером. Идиотская фантазия сионистов о «великом Израиле»[8] побуждает их совершать все виды преступлений. Мусульманское сообщество и угнетенные народы мира гордятся тем, что их врагами являются Хусейн[9] из Иордании, этот вульгарный профессиональный преступник, Хасан[10] из Марокко и Хосни Мубарак[11] из Египта, которые являются союзниками преступного Израиля и которые не остановятся перед любой изменой против своего собственного народа, чтобы услужить Америке и Израилю. Мы гордимся тем, что нашим врагом является Саддам, друзья и враги которого считают его преступником и нарушителем прав человека. Всем известно, что его предательство угнетенного народа Ирака и шейхов Персидского залива ничем не хуже, чем то, что он совершил против иранской нации.
Мы и угнетенные народы мира гордимся тем, что средства массовой информации и мировой пропагандистский аппарат обвиняют нас в любом преступлении и измене, которые им указывают пропагандировать преступные сверхдержавы. Что может быть большим источником гордости, чем то, что правительство США со всей своей военной техникой и военной мощью, хвастовством, амбициями, союзниками среди марионеточных режимов, всеми богатствами, которые оно украло у угнетенных стран мира и контролем над средствами массовой информации, оказалось настолько опозорено. Оно беспомощно перед лицом храброго народа Ирана, длани Спасителя (да ускорит Аллах его радостное пришествие). США настолько отчаялись, что не знают, в какую сторону податься и к кому обратиться. Это происходит не иначе, как с помощью Всемогущего Бога, который пробудил все народы, особенно мусульманскую иранскую нацию и вывел нацию из тьмы к свету Ислама.
Сейчас я пользуюсь этой возможностью, чтобы посоветовать угнетенным и благородным народам, включая наш народ, твердо стоять на этом божественном прямом пути, который ведет не к атеистическому Востоку и не к угнетающему Западу, а к пути, который Всемогущий Бог определил для нас. Я также советую ни на одно мгновение не пренебрегать благодарностью за это благословение. Они не должны позволять грязным рукам сверхдержав и их агентов, как внутренних, так и иностранных, влиять на ваши намерения и решимость. Им следует знать, что чем больше грубых слов используют мировые средства массовой информации и чем больше людей в мире угнетают западные и восточные сатанинские силы, тем больше это доказывает их божественную силу, и Всемогущий Бог вознаградит их за их деяния здесь и в будущей жизни. «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает, и от Кого нет защиты, если только вы знаете?»[12]
Я смиренно и искренне советую мусульманской общине следовать за непогрешимыми имамами, их политическими, социальными, экономическими и военными принципами и культуре этих великих наставников человечества с преданностью, искренностью и самопожертвованием. Я хотел бы призвать всех вас придерживаться традиционного фикха[13] или религиозных канонов. Они выдвигают учение Пророка и Имамов и гарантируют рост и развитие народов с помощью первичных и вторичных заповедей[14], которые составляют учение исламского фикха. Мой совет состоит в том, чтобы они ни на йоту не отклонялись от принципов обеих школ исламской юриспруденции и не прислушивались к шепоту крадущихся дьяволов, которые являются врагами религии и истины. Они должны знать, что малейшее отклонение – это начало падения религии, законов Ислама и правления Божественной справедливости. Они никогда не должны пренебрегать пятничной молитвой[15] и ежедневной коллективной молитвой, в которой проявляется политический аспект молитвы. Действительно, они никогда не должны пренебрегать пятничной молитвой, одним из величайших благословений Всевышнего Аллаха, которое лучше всего исполняется в Исламской Республике Иран. Они также не должны пренебрегать траурными церемониями в честь непогрешимых имамов, особенно в честь предводителя угнетенных и самого почитаемого из мучеников, Его Святейшества Имама Хусейна (да пребудет мир и благословение Аллаха, Его пророка, Его ангелов и праведников над его великой и храброй душой!). Они должны знать, какие бы ни были заповеди непогрешимых имамов о справлении траурных церемоний по случаю исторической мученической кончины Имама Хусейна (мир ему!) и какие бы проклятия ни ложились на тех, кто нарушил права Ахль аль-Бейт (потомства Пророка) — это те же крики протеста угнетенных против криминальных лидеров, звучащие на протяжении всей истории вплоть до конца времен. Вы должны знать, что проклятия и крики протеста против притеснений со стороны Омейядов (да пребудет над ними проклятие Аллаха!), хотя они уже погибли и отправились в ад, также отражают крики протеста угнетенных против угнетателей во всем мире. Именно увековечение этих криков протеста разрушает угнетение.
Необходимо, чтобы преступления тиранов в каждом веке и в любую эпоху регулярно осуждались в слезных траурных песнопениях и чтении элегий, посвященных непогрешимым имамам. В этот век, который является веком угнетения исламского мира Америкой и СССР, а также их сателлитами, включая Саудовскую семью, этих предателейи Великого Божественного святилища (Каабы – Иран-1979), Его Пророка и Его ангелов, следует громогласно напоминать о преступлениях этих угнетателей, проклинать и порицать их. Мы все должны знать, что именно эти политико-религиозные церемонии даруют мусульманам, особенно мусульманам-шиитам (этим последователям непогрешимых имамов), единство, которым они должны наслаждаться; они также сохраняют национальность всех мусульман.
Это мое политико-религиозное завещание предназначено не только для великого народа Ирана, а скорее рекомендовано всем исламским нациям и угнетенным народам мира, независимо от их религии или национальности. Я смиренно молюсь Всемогущему Богу, чтобы Он ни на минуту не оставил нас и наши народы. Пусть Он не лишит своих благословений сынов Ислама и дорогих мусульманских воинов.
Рухулла аль-Мусави Аль-Хомейни
Комментарии взяты из следующего издания: The Last Message. Tehran: The Institute for Compilation and Publication of Imam Khomeini’s Works (International Affairs Department).
Примечание: Данный текст приводится в качестве исторического документа и не является руководством или призывов к совершению действий, противоречащих законодательству Российской Федерации.
[1] Этот термин используется в исламских преданиях и толкованиях Священного Корана в различных смыслах и значениях, таких как «весомое наследие», «великая вещь», «драгоценная вещь», «надежная вещь» и т. д. Однако в хадисе «Сакалайн» под двумя драгоценными вещами подразумевается именно Священный Коран и Дом Святого Пророка.
[2] Имеется в виду водоем Каусар в раю.
[3] Тагут – термин, используемый в Коране в различных случаях. Тагут был именем идола племени Курайш в доисламские времена. Это имя также использовалось для обозначения дьявола, угнетателя, тирана и диктатора.
[4] Шесть наиболее авторитетных сборников хадисов мусульман-суннитов: «Аль-Джами ас-Сахих» Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари, «Аль-Джами ас-Сахих» Муслима ибн аль-Хаджжаджа, «Сунан» Абу Давуда, «Джами» Абу Исы ат-Тирмизи, «ас-Сунан ас-Сугра» ан-Насаи и «Сунан» Ибн Маджи.
[5] Али, первый непогрешимый имам мусульман-шиитов, родился в 600 г. н. в семье Фатимы, дочери Асада и дяди Пророка (с) по отцовской линии Абу Талиба. Али с 6-летнего возраста рос в доме Пророка (с). Он был первым мужчиной, который принял ислам и поклялся помогать Пророку (Ам). Когда Пророк (с) призвал своих родственников к исламу в начале своей пророческой миссии, он объявил на собрании, на котором присутствовала его родня: “Первый из вас, кто поверит и примет мою веру, станет моим преемником.» Он повторил это предложение три раза, и каждый раз Али (мир ему!) был единственным человеком, который произносил свидетельство веры. В ночь переселения Пророка из Мекки в Медину, Али (мир ему!) лег в постель Пророка, чтобы сорвать заговор, устроенный врагом, который задумал убить Пророка в его постели. В ту ночь курайшиты замыслили убить Пророка (с), и Али (мир ему!) продемонстрировал таким образом свою верность Пророку (с), который принял Али как своего родного брата. По возвращении из своего последнего хаджа в местечке под названием Гадир Пророк (с) публично объявил Али (мир ему!) покровителем мусульман и распорядителем их дел. Али (мир ему!) был спутником Пророка (с) в дни его одиночества и его помощником в трудных и опасных ситуациях. В течение 25 лет после смерти пророка Али (мир ему!) был лишен его противниками власти и руководства. После того, как третий халиф был убит, сподвижники и ряд других людей присягнули на верность Али (мир ему!) и выбрали его четвертым халифом. Имам Али (мир ему!) управлял делами исламского мира в течение почти четырех лет и девяти месяцев. Он отменил изменения, произошедшие после смерти Пророка (с). Недовольные, чьи интересы были под угрозой, восстали со всех краев халифата и под видом мести за кровь третьего халифа начали кровопролитную гражданскую войну, которая продолжалась в течение всего периода правления Али, пока, наконец, они не погубили этого уникального человека, который следовал сразу же после Пророка у михраба мечети, где он совершал молитву.
[6] Речь идет об участии иранского народа в защите своей родины в годы ирано-иракской войны.
[7] Зайнаб аль-Кубра (Старшая Зайнаб), храбрая женщина в истории Ислама, третий ребенок Имама Али (мир ему!) и Фатимы аз-Захры (мир ей!), родившийся после Имама Хасана и Имама Хусейна (мир им!). Она родилась в 627 году и воспитывалась под опекой и надзором Пророка (с), Али (мир ему!) и Фатимы (мир ей!), как и ее старшие братья. Зайнаб была очевидицей долгого и тернистого похода Имама Хусейна к Куфе вплоть до трагедии Кербелы. В этой великой трагедии Зайнаб (мир ей!) была свидетельницей мученической смерти своего святого брата и других молодых людей из числа ее родственников. Она попала в плен, была увезена в Сирию и направляла оставшихся в живых членов семьи Имама Хусейна (мир ему!). Во время этого трагического события Зайнаб ни на минуту не теряла мужества и терпения. С неповторимым мужеством она бросила вызов узурпаторам. Она сделала первые шаги к увековечиванию эпических деяний Имама Хусейна и его сподвижников в день Ашуры, которые были примером борьбы истины против лжи на все века.
[8] Единственный идеал и цель, в которые твердо верят сионисты — это формирование еврейского правительства для осуществления суверенного господства над всем миром. По их мнению, такое правительство появится в Палестине и распространится на территорию между Нилом и Красным морем – египетский Синай, Иорданию, Сирию, большую часть Ирака с выходом в Персидский залив и западную часть саудовских владений. Из-за колоссальных природных ресурсов, которые они таким образом приобретут, они думают и верят, что господство над этим регионом является господством над всем миром.
[9] Нынешний король Иордании, известный как Хусейн, занял место рядом с монархией Саудовской Аравии, реакционными арабскими правителями и Саддамом сразу же после победы Исламской революции, бросив ей вызов. Предательство Хусейном идеалов палестинского народа, кровавая резня палестинцев и его поддержка Израиля сделали его ненавистной фигурой среди мусульман.
[10] Король Хасан II, монарх Марокко, является одним из деспотических королей, который, подобно королю Иордании и Аравии, считает крах предыдущего режима Ирана и формирование Исламского правительства главной угрозой своему трону. Он не гнушается никаких хитроумных действий в своем противостоянии Исламской революции Ирана.
[11] Хосни Мубарак, президент Египта, который после убийства вероломного Анвара Садата продолжает поддерживать позорные Кэмп-Дэвидские соглашения и унизительный мир с Израилем. Он является верным слугой Америки.
[12] Коран, 23:88.
[13] Традиционный фикх — это метод выведения и извлечения религиозных правил и постановлений из достоверных и надежных источников. Эта процедура осуществляется учеными шиитского направления с самых первых дней ислама, начиная с эпохи непогрешимых имамов до настоящего времени, они не признают какой-либо альтернативы ей.
[14] Книга Аллаха и сунна содержат многие законы или предписания, касающиеся общественных отношений, необходимых мусульманам, которые в той или иной мере носят определённый характер. Эта категория заповедей известна как «первичные заповеди». Однако в управлении обществом Исламское правительство иногда сталкивается с проблемами и вопросами, решение которых невозможно найти в первичных заповедях. В подобных случаях Ислам уполномочивает правителя использовать свое суверенное право вилайата или опекунства и на основе интересов общества принимать законы и предписания, тем самым разрешая эти трудности. Такого рода законы считаются «вторичными заповедями».
[15] Пятничная молитва является одним из основных актов поклонения и коллективных ритуалов в Исламе. Она совершается каждую пятницу в собрании верующих. Перед началом молитвы предводитель молитвенного собрания произносит две проповеди, в ходе которых знакомит мусульман с их индивидуальными и общественными обязанностями и держит их в курсе текущих проблем страны, мира и исламских стран. Пятничная молитва – это традиция Пророка (с) и непогрешимых имамов (мир им!). Она настолько важна, что даже заключенные в тюрьмах обязаны в ней участвовать. В ходе исламской истории ничто не было столь же эффективным в плане объединения людей, передачи им информации и повышения их бдительности, как пятничная молитва.