Имам Хомейни: Исламская революция и ее наследие

Несомненно, одним из самых запоминающихся и выдающихся личностей XX столетия, оказавшего влияние не только непосредственно на Иран, но и в целом на регион Ближнего Востока, является Рухолла Мусави Хомейни, который известен в мире как Имам Хомейни.


Можно много рассуждать о деятельность Рухоллы Хомейни, имя которого переводится с фарси как «Божий дух», но свою жизнь он посвятил непрестанной и непримиримой борьбе с проявлениями несправедливостью, тиранией шахской династии и попыткам извне поставить Иран в зависимое положение. Наряду с этим Имам Хомейни, кроме изучения исламского фикха, увлекался поэзией, был знатоком древнегреческой философии, Аристотеля и Платона, изучал труды Ибн Араби и Муллы Садра, развивал ирфан.

За свою долгую жизнь он прошел тернистый путь становления из простого священнослужителя до лидера, возглавившего Исламскую революцию, а потом до главы государства, благодаря реформам которого мир знает сегодняшний Иран.

Именно благодаря его личности, его обличительным речам в 1963 году в Иране вспыхнуло восстание против шаха Мохаммеда Реза Пехлеви из-за унизительных реформ – так называемой «Белой революции», которая позволяла иностранцам иметь доступ к государственным активам под видом пресловутой «модернизации» страны.

Исторически так сложилось, что регион Ближнего Востока всегда был местом интересов Великобритании и Иран в данном случае не исключение. До исламской революции 1979 года британский фактор играл большую роль в иранской экономике и политике, тем более что, как известно, крупнейшая британская нефтяная компания BP берет свои истоки из Ирана. Именно против засилья иностранцев, которые взяли ключевые иранские отрасли, контролировали экономику посредством монополий, выступал имам Хомейни. Благодаря коренным, структурным изменениям после Исламской революции британский и западный фактор как таковой в стране сходит на нет. Сама революция послужила вдохновению и становлению борьбы других стран региона за свою независимость и сброса колониального прошлого.

Исламская революция стала одной из немногих последних революций в мировой истории, заявленные цели, принципы и тезисы которой не подверглись изменениям на протяжении ее истории и продолжают реализовываться до сих пор. Она изменила не только иранское общество в целом, но и самосознание самих иранцев, их отношение к своей стране, к своим традициям и религиям, поставив государство на службу своим гражданам. И в этом, безусловно, ключевую роль сыграл Имам Хомейни.

Зачастую ислам называют религией «бедных и обездоленных», так как она в первую очередь зиждется на принципах справедливости и борьбе с угнетением. Как показывает история, Пророк ислама всю свою жизнь боролся с проявлениями социальной несправедливости, угнетения и насилия в отношении других. Более того, эта борьба является частью его Пророчества. Если говорить о шиитском мазхабе, то тут мы видим, что все Имамы, посвятившие жизнь реализации этих принципах в рамках исламских ценностей, погибли мученической смертью. Такова и была концепция Исламской революции в Иране – освобождение от тиранической системы и борьба со справедливостью.

Сам Имам Хомейни завещал мусульманам и обездоленным мира, чтобы они «не сидели сложа руки и ждали, пока правители их стран и государств принесут им в дар свободу и независимость».

Более того, необходимо указать, что Исламская революция в Иране показала, что религия и политика – суть одно и то же. «Ислам – это политика или ничего», — говорил Хомейни. Необходимо в данном контексте напомнить известный афоризм о том, что «если человек не будет заниматься политикой, то тогда политика займется им», который восходит к высказыванию Имама Али (мир ему!). Через тысячу с лишним лет данный тезис повторил пресс-секретарь президента России Сергей Ястржембский.

Наряду с тезисом о борьбе с угнетением имамы, которые почитаются шиитами, всегда указывали на важность фактора мученичества в борьбе с угнетателями. «Победа достигается кровью, а не мечом», — это тоже слова Рухоллы Хомейни. Самопожертвование ради блага других возносит мусульман над всем мирским, преходящим, ненастоящим. Именно поэтому в Иране до сих пор чтят наследие Исламской революции, память ее мучеников.

Вымывание памяти о революции искажает суть самой революции, предает ее идеи, нарушает мировоззрение и восприятие сути ислама. Достаточно провести параллели с попытками ревизионизма в отношении Великой Отечественной Войны, когда западные страны пытаются исказить и принизить роль СССР в борьбе с фашизмом, пытаясь вымыть вклад советских граждан в победу из мировой памяти. Это в свою очередь приводит к размытию истории и потере реальности сегодня.

Как уже было выше сказано, Исламская революция 1979 года является продолжением реализации исламских ценностей в трактовке шиитских имамов, целью которых было сохранить ислам в первичном виде. Необходимо отметить, что во всех авраамических религиях есть фактор Спасителя – Мошиаха, Мессии, Махди, который должен прийти и освободить людей в Конце времен. И ислам в данном контексте диктует непосредственно ожидание Махди, но не в пассивном, каком-то созерцательном состоянии, а в постоянной работе и подготовке к его приходу. И Исламская революция руками и устами Имама Хомейни добилась создания государства, целью которого является непрерывный процесс духовной подготовки к Приходу последнего Имама, который подведет итоги существования Человечества. Ожидание («интизар») – это не миф, а непосредственный атрибут повседневной жизни, к которой должен стремиться мусульманин.

Нынешняя государственная модель Ирана основана на доктрине вилаят аль-факих («правление просвещенного»), реализованная в период после Исламской революции Имамом Хомейни. Согласно этой доктрине, руководство в стране переходит к компетентным и справедливым исламским ученым – факихам. Это достаточно сложная система балансировок и контрбалансировок, задача которых держать политическую систему в стабильном состоянии и не допустить вмешательства извне.

Также необходимо указать на роль Имама Хомейни в создании Конституции Ирана, предусматривающего создание условий для воспитания человека в духе всеобъемлющих исламских ценностей. Новая Конституция гарантировала ликвидацию социальной и духовной деспотии, запрещала всякую монополию, уничтожала тиранию. Именно это и было целями Исламской революции, которую возглавил Рухолла Хомейни, который считал, что правительства должны состоять на службе у народа, а власть быть ее частью.

Одним из важнейших элементом наследия революции стал уровень образования в Иране. Именно в этой системе и прошли первичные коренные реформы. Надлежит также указать в этом контексте, что Исламская революция также придавала большое значение и образованию женщин. Так, согласно статистике ЮНЕСКО, если в 1976 году уровень грамотности среди девушек (от 15 до 24 лет) составлял 42,3%, то в 2016 году он достиг практически 98%. Среди граждан Ирана старше 15 лет, уровень грамотности в 2016 году составлял 85,5%.

Наряду с этим сегодняшний Иран большее внимание уделяет также и развитию науки, а точнее таких видов, как химия, нанотехнологии, биотехнология, ядерная физика и так далее. Достаточно упомянуть, что в 2018 году Иран занял четвертое место в мире по разработкам в сфере нанотехнологий. Иран уже несколько лет назад обогнал по количеству научных публикаций Турцию и Швейцарию. Сегодня Иран идет в авангарде стран с самым быстрым развитием науки в стране. Страна сегодня самостоятельно запускает в космос собственные спутники, имеет наработки в области военно-промышленного комплекса, активно занимается развитием робототехники и искусственного интеллекта.

Отдельной строкой в ряде достижений постреволюционного Ирана идет развитие медицины. Сегодня страна, благодаря своим успехам в этой отрасли, стала региональным центром. Более того, Иран ежегодно получат прибыль от медицинского туризма. В страну за качественной медициной едут граждане не только соседних стран, но и стран СНГ.

Наряду с этим Иран является крупнейшей экономикой в исламском мире наряду с Турцией, 18-й в мире по объемам национального производства (2010 год). Страна добилась немалых успехов в развитии АПК, нефтехимической и химической промышленности энергетики, ядерной энергетики, тяжелого машиностроения, автомобильной отрасли, текстильной и пищевой промышленности. Сегодня Иран большое внимание уделяется развитию собственной инфраструктуры, участвует в таком проекте, как «Север-Юг», который позволит соединить Индию и Северную Европу через Иран, Азербайджан и Россию, а также в проекте «Великий Шелковый путь», соединяющий Китай и Европу. Иран заявляет, что во всех этих проектах главным приоритетом является сотрудничество с Россией, Китаем и Индией.

Можно долго перечислять и достижения Ирана благодаря Исламской революции 1979 во главе с Имамом Хомейни, точнее его сегодняшнему наследию, но надо помнить и понимать, в первую очередь, что Иран неидеальная в исламском понимании страна. Да, государственная модель позволила выжить стране в условиях многолетних санкций, которые в любом случае сказались на экономике страны и благосостоянии граждан, но иранский народ все еще в поиске совершенной модели. Несмотря на все невзгоды и тяжести Иран смог выжить, более того смог проводить политику в рамках своих национальных интересов и интересов исламской уммы, превратившись в региональную державу, фактор которой учитывается мировыми державами.

Все мусульмане считают, что идеальное исламское государство со всеми его компонентами будет создано лишь после прихода Махди. И именно это стало главной целью Имама Хомейни в Исламской революции – создать государство, которое будет готовым к приходу Последнего Имама.

Жизнь, идеология и заветы «Божьего духа» стали для многих мусульман вдохновением, стимулом для движения вперед, к духовному росту, к борьбе с несправедливостью, более глубокому изучению истории ислама, его ценностей, возвращением к истокам. Имам Хомейни дал понять мусульманам, что такое суть политики, ее трактовки в контексте ислама, экономики, государства как такового, деятельность государственного и религиозного деятеля, который обязан посвятить свою жизнь служению собственному народу, ее развитию и росту в рамках исламских и общечеловеческих ценностей. Он стал образом бдительного и непримиримого борца с тиранией, который не сдается ни при каких обстоятельствах, стал примером того, как можно достичь великих целей.

Пока идеи «Божьего дух» живут в Иране, страна будет идти своим путем, несмотря на угрозы и препятствия к своей великой цели.


Джафар Агададашев

Журналист азербайджанского электронного ИА Vesti.az