Ирано-иракская война
Ирано-иракская война (Навязанная война, перс.: джанг-е тахмили, جنگ تحمیلی; также Священная Оборона, перс.: дефа-э могаддас, دفاع مقدس) – война между Исламской Республикой Иран и Ираком, которая длилась восемь лет с 1980 по 1988 годы. Она началась 22 сентября 1980 года, когда Ирак вторгся в Иран, и завершилась 20 августа 1988 года, когда Иран принял при посредничестве ООН соглашение о прекращении огня. Формальным поводом для войны стал давний территориальный спор о статусе Шатт-эль-Араба (Арвандруд). Баасистский Ирак также стремился ослабить иранское влияние и занять доминирующие позиции в регионе Персидского залива, а также нейтрализовать способность Исламской Республики идеологически повлиять на шиитское большинство в Ираке. Ирак также планировал аннексировать богатую нефтью провинцию Хузестан.
Ирак, планировавший воспользоваться послереволюционным хаосом Ирана, добился незначительных успехов и был быстро отброшен к своим границам. К июню 1982 года Иран уже вернул себе практически все потерянные территории и в течение следующих пяти лет постоянно вел наступление, пока в 1988 году Ирак не вернул инициативу, проведя крупные наступательные операции, которые привели к окончательному завершению войны.
В войне принимали участие также ряд политических сил, таких как Организация моджахедов иранского народа, перешедшая на сторону Ирака, и иракские курдские ополченцы, перешедшие на сторону Ирана. Соединенные Штаты, Великобритания, Советский Союз, Франция и большинство арабских стран оказывали политическую и материально-техническую поддержку Ираку, тогда как Иран был в значительной степени изолирован.
После восьми лет войны истощение военного потенциала обеих сторон, экономическая разруха, снижение морального духа, военный тупик, отсутствие сочувствия международного сообщества в отношении применения иракскими войсками оружия массового уничтожения против гражданского населения и усиление военной напряженности между Ираном и США привело к прекращению огня при посредничестве Организации Объединенных Наций.
Этот конфликт часто сравнивают с Первой мировой войной с точки зрения используемой сторонами тактики, включая крупномасштабную траншейную войну с колючей проволокой, натянутой через укрепленные оборонительные линии, укомплектованные пулеметные посты, штыковые атаки, применение иранцами тактики человеческих волн, широкое применение химического оружия Ираком, а также преднамеренные нападения на гражданские объекты.
В современной иранской прессе и историографии данная война рассматривается как «навязанная». Она привела к 1 миллиону жертв и общему ущербу экономике всех задействованных сторон в 1,19 триллиона долларов. По оценкам, погибло около 500 000 иракских и иранских солдат. Окончание войны не привело ни к репарациям, ни к изменению границ.
Причины и предпосылки войны
22 сентября 1980 года нараставший конфликт между Ираком и Ираном перерос в полномасштабную войну, когда иракцы осуществили авианалеты сразу на десять иранских гражданских и военных аэропортов и начали наступление на иранскую территорию вдоль всей границы между двумя странами.
28 сентября, через шесть дней после вторжения иракских военных в Иран, Совет Безопасности ООН призвал обе страны немедленно воздержаться от дальнейшего применения силы. Ирак заявил о своей готовности вести переговоры, но только в том случае, если и когда Иран примет иракские требования, сформулированные заместителем премьер-министра Ирака Тариком Азизом. Они включали взаимные гарантии невмешательства в дела другой страны, обязательство Ирана прекратить все акты «агрессии» в отношении Ирака, признание Ираном суверенитета Ирака над всеми территориями и водными путями, на которые он претендовал, включая водный путь Шатт-эль-Араб (Арвандруд).
Ирак заявил о том, что он ведет оборонительную войну и «обязан осуществить свое законное право на самооборону суверенитета и территориальной целостности и вернуть свои территории силой, учитывая, что иранское правительство преградило путь всем юридически признанным путям решения вопросов, вытекающих из его обязательств». До вторжения Ирак часто обвинял Иран в актах агрессии против Ирака и во вмешательстве во внутренние дела Ирака, например в поддержке запрещенной партии «Ад-Да‘ва». В радиопередачах на арабском языке иранские лидеры бичевали баасистский режим как антиисламский и марионетку империалистических держав. Багдадский режим также обвинялся в актах агрессии против Ирана за свою публичную поддержку сепаратистов в Хузестане, которым он обещал помощь в освобождении «Арабистана» — так иракский режим называл эту древнюю иранскую территорию. По словам генерал-губернатора Хузестана, адмирала Ахмада Мадани, Ирак поставлял оружие повстанцам и даже совершил несколько нападений на иранские пограничные города, например в июне 1979 года он напал на курдские города на северо-западе Ирана, а в июле того же года – на Салехабад, на юге страны, где было убито несколько человек. В первой половине 1980 года произошло еще несколько пограничных столкновений.
Требование Ирака о суверенитете над всеми спорными территориями и водными путями возродило старый территориальный спор между двумя странами. Наиболее острые территориальные разногласия возникли по поводу Шатт-эль-Араба и других водных путей. Кроме того, необоснованные территориальные претензии Саддама Хусейна также распространялись на три небольших острова в Персидском заливе – Абу-Муса и Большой и Малый Тонб, которые находились далеко от иракской границы, вблизи Ормузского пролива и имели большое стратегическое значение. До конца 19-го и начала 20-го века, когда британцы оккупировали ряд иранских островов и управляли ими через арабских шейхов в качестве британских протекторатов, эти острова были частью иранской территории. Иранский остров Абу-Муса управлялся от имени Великобритании шейхом Шарджи, а два других острова – шейхом Рас эль-Хаймы, причем оба эти шейхства позже присоединились к Объединенным Арабским Эмиратам. Иран отвоевал эти острова 30 ноября 1971 года, за несколько дней до того, как Объединенные Арабские Эмираты обрели независимость от Великобритании. В сентябре 1980 года Ирак сделал необоснованное и провокационное заявление о суверенитете над тремя островами от имени «арабской нации», требуя от Ирана признания «законных» прав Ирака.
Главным спорным вопросом стала демаркация границы на водном пути Шатт-эль-Араб и претензии Ирака на иранскую провинцию Хузестан. Согласно панарабской идеологии партии Баас, Хузестан принадлежал арабской нации и должен был вернуться в руки арабов. Шатт-эль-Араб был важным водным путем, который образуется от слияния рек Тигра, Евфрата и Карун, образуя в своем нижнем течении границу между Ираком и Ираном. Шатт-эль-Араб имеет экономическое и стратегическое значение для обеих стран.
После распада Османской империи, когда Ирак сначала стал британским мандатом в 1920 году, а затем провозгласил независимость в 1932 году, Иран отказался от демаркационной линии, установленной в Константинопольском протоколе от ноября 1913 года, потому что хотел, чтобы граница проходила по тальвегу, самой глубокой точке судоходного канала, утверждая, что Константинопольский протокол был наследием колониального правления. Переговоры между двумя странами продолжались до тех пор, пока в 1937 году Иран и Ирак подписали свой первый договор о границе. Помимо прочего, договор установил водную границу на восточном берегу реки, за исключением десятикилометровой якорной стоянки близ Абадана, где граница проходила по тальвегу. Спустя годы Ирак обвинил Иран в том, что он воспользовался слабой переговорной позицией Ирака в то время, когда Ирак был охвачен внутренними политическими беспорядками после военного переворота, совершенного в ноябре 1936 года Нури аль-Саидом.
В 1960-х годах, когда Иран стал сильной региональной державой, а Ирак был ослаблен несколькими переворотами, Иран снова воспользовался политической уязвимостью Ирака. Во-первых, он направил в Ирак делегацию вскоре после произошедшего в 1969 году баасистского переворота, а когда Ирак отказался продолжать переговоры для обсуждения нового договора, Иран отменил договор 1937 года. Затем он еще больше надавил на Ирак, поддержав курдских повстанцев на севере страны. Ирак был вынужден уступить иранским требованиям в отношении Шатт-эль-Араба в обмен на обещание Ирана прекратить поддержку курдских повстанцев. Результатом этого стал алжирский протокол 1975 года, по которому тальвег впервые был признан границей между двумя странами по всей длине Шатт-эль-Араб. Однако пять лет спустя, 17 сентября 1980 года, когда Иран, переживший революцию, был ослаблен внутренней политической борьбой, Ирак внезапно отменил Алжирский протокол. В своем выступлении перед Национальным собранием Саддам Хусейн заявил, что Исламская Республика Иран отказывается соблюдать положения Алжирского протокола, и поэтому Ирак считает этот протокол недействительным. Кроме того, Хусейн заявил в той же речи, что весь Шатт-эль-Араб был иракско-арабским на протяжении всей истории и что иракская власть над Шатт-эль-Арабом должна быть восстановлена. Пять дней спустя иракская армия пересекла границу.
Цели и мотивы Ирака при вторжении в Иран
На решение иракского режима начать войну повлияли несколько факторов: стремление Саддама Хусейна к политической и экономической гегемонии в Персидском заливе, получению контроля над всем водным путем Шатт-эль-Араб и захвату территорий, на которые претендовал Ирак, а также укрепление безопасности Ирака путем противодействия влиянию Исламской революции на многочисленное иракское шиитское население. Этим планам также способствовали послереволюционные политические потрясения в Иране и развал иранских вооруженных сил.
Идеология Исламской Республики Иран и особенно попытка экспорта Исламской революции в другие мусульманские страны рассматривались иракскими лидерами как угроза светской идеологии их партии Баас и как угроза стабильности страны. Иранская пропаганда, направленная на шиитское население и более широкие мусульманские массы Ирака, была сосредоточена на неисламском характере светской идеологии Баас и подталкивала иракцев к восстанию и свержению режима Саддама Хусейна. Хотя иранская пропаганда имела универсальный характер и предназначалась для всех мусульман, в Ираке опасались, что шииты, которые составляли большинство населения, но управлялись суннитами, были особенно восприимчивы к иранским призывам. Чтобы противостоять этой пропаганде, иракские лидеры приняли ряд мер, в том числе усилили преследование политически активных шиитских деятелей. Видный шиитский аятолла Мухаммад Бакир ас-Садр был задержан и тайно казнен в апреле 1980 года. Тысячи шиитов, многие из которых имели иранское происхождение, но в течение многих поколений проживали в шиитских религиозных центрах Кербела и Наджаф, были изгнаны из страны. Режимом подчеркивался арабский характер ислама, например арабское происхождение пророка Мухаммада, арабский язык Корана и расположение священных городов ислама в арабских странах. Подчеркивая арабские корни и традиции ислама, Саддам Хусейн стремился подорвать привлекательность иранской Исламской революции в глазах иракского населения. Позднее, чтобы подчеркнуть превосходство арабов над иранцами, он назвал эту войну «второй Кадисией», имея в виду битву при Кадисии в 636 году, когда персидские Сасаниды были разбиты в своей центральной провинции арабскими мусульманскими войсками.
Саддам Хусейн также стремился к экономической и военной гегемонии в Персидском заливе. До Исламской революции благодаря поддержке Соединенных Штатов Иран был главной державой в регионе. Во время Холодной войны из-за своего географического положения к югу от Советского Союза Иран имел стратегическое значение для Соединенных Штатов и поэтому пользовался их военной поддержкой. После революции отношения между Соединенными Штатами и Исламской Республикой быстро ухудшились. В связи с политическими потрясениями внутри страны, ухудшением отношений с другими странами и прекращением американских военных поставок Иран утратил свои позиции главной державы в регионе. Ирак ожидал, что Иран признает иракское военное превосходство после вторжения и немедленно подчинится их требованиям.
Получив контроль над Шатт-эль-Арабом, Хузестаном и тремя островами в Персидском заливе, Ирак предполагал значительно увеличить свои доходы. Почти все запасы иранской нефти находятся в провинции Хузестан, где также имеются крупные нефтяные объекты и нефтеперерабатывающие заводы. Кроме того, лишив Иран его самого важного источника дохода, Ирак не позволил бы Ирану вновь стать самым могущественным государством в регионе. Наконец, оккупация Хузестана значительно расширила бы береговую линию Ирака, которая на тот момент составляла всего около 100 км в длину, что обеспечило бы доступ Ирака к Персидскому заливу.
Иракская военная стратегия состояла в том, чтобы вести ограниченную, а не полномасштабную войну. На это указывал тот факт, что только часть иракской армии участвовала в боевых действиях, которые разворачивались на ограниченной территории. Было ясно, что война должна была закончиться до наступления зимы, когда большая часть территории станет недоступной из-за затопления. Расчет был сделан на то, что из-за бойкота поставок оружия, введенного Соединенными Штатами после начала кризиса с заложниками, иранские вооруженные силы были не готовы к войне. Кроме того, новые власти не доверяли высокопоставленным военным офицерам, многие из которых были лояльны шахскому режиму. Военные рассматривались как символ зависимости от США и чрезмерных расходов на армию, а также как бывший инструмент государственного угнетения. После революции в армии систематически проводились кадровые чистки, сначала среди высших чинов, а затем и в более широких масштабах. Многие функции армии взял на себя Корпус стражей Исламской революции (КСИР), тесно связанный с революционным духовенством.
Еще одним фактором было ухудшение состояния иранской экономики, которая была серьезно затронута политическими потрясениями, начавшимися еще до революции и еще больше усугубившимися после нее. Например, в нефтяной промышленности, безусловно самом важном секторе иранской экономики, добыча упала с 5,7 млн баррелей в сутки в 1977 году сначала до 3,9 млн баррелей весной 1979 года, а затем до 1,4 млн баррелей летом 1980 года.
Саддам Хусейн, несомненно, также рассчитывал воспользоваться внутренними беспорядками в Иране, такими как восстания этнических меньшинств и оппозиции со стороны различных политических групп, а также расколом внутри духовенства. В северо-западных провинциях КСИР и армия вели ожесточенные бои с курдами. Во время революции курды обрели своего рода неформальную автономию, которую теперь хотели узаконить. Однако в августе 1979 года Хомейни приказал провести всеобщую мобилизацию, чтобы покончить с курдскими мятежами. В Хузестане арабское меньшинство также стремилось к автономии, и здесь происходили ожесточенные столкновения между повстанцами и КСИР.
Международная реакция на войну
28 сентября 1980 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 479, в которой призвал обе страны немедленно воздержаться от любого дальнейшего применения силы и урегулировать свой спор мирными средствами в соответствии с принципами справедливости и международного права. Данная резолюция не возымела никакого эффекта. Ирак заявил, что может принять резолюцию только при условии, что Иран передаст территории, на которые претендует Ирак. Иранские лидеры, в свою очередь, были готовы к переговорам о перемирии только после того, как иракская армия освободит иранскую территорию, обвинив Ирак в неоправданной агрессии. В ООН обе страны отстаивали свое участие в войне как акт самообороны. Министр иностранных дел Ирака Садун Хаммади обвинил Хомейни 15 октября 1980 года на сессии ООН в попытке экспортировать Исламскую революцию путем разжигания межконфессиональной розни в Ираке. Премьер-министр Ирана Мохаммад-Али Раджаи охарактеризовал войну как «навязанную войну» (джанг-е тахмили) и заявил, что Иран может пойти на перемирие только в том случае, если агрессор будет наказан. Организация Исламской конференции (ОИК) и Движение неприсоединения также предпринимали попытки примирения сторон, но ни одна из них не увенчалась успехом.
В начале войны официальная позиция США и других западных стран, а также СССР и стран Персидского залива была нейтральной. Советский Союз, который до начала войны был главным поставщиком оружия в Ирак, сообщил о прекращении своих поставок. Отношения Соединенных Штатов уже находились на низком уровне как с Ираном, так и с Ираком. Только король Иордании Хусейн открыто заявил о поддержке Ирака. Страны Персидского залива, несмотря на свою официальную позицию нейтралитета, оказывали финансовую помощь Ираку. Иран, между тем, пользовался поддержкой Сирии и Ливии. Однако обе воюющие страны не испытывали никаких трудностей в получении поставок оружия из других стран. Франция стала главным источником поставок высокотехнологичного вооружения Ирака, в частности военных самолетов «Мираж». Советский Союз также оставался крупнейшим поставщиком оружия в Ирак. По меньшей мере десять стран продавали оружие обеим воюющим сторонам. В 1986 году стало известно о тайных сделках с оружием между Соединенными Штатами и Ираном (см. Иран-Контрас). Соединенные Штаты использовали ирано-иракскую войну как средство для расширения своего военного присутствия в регионе Персидского залива. Операция по перегруппировке кувейтских нефтяных танкеров еще больше укрепила позиции США и привела к установлению американской гегемонии в регионе.
С самого начала войны международное сообщество было озабочено главным образом последствиями войны для международной торговли и экспорта нефти из Персидского залива. Поскольку обе страны были крупными производителями нефти, они опасались еще одного нефтяного кризиса, подобного тому, который произошел во время арабо-израильского конфликта в 1973 году. Хотя Ирак и Иран с самого начала войны атаковали нефтяные объекты друг друга, чтобы уничтожить возможности друг друга по добыче нефти, цены на нефть росли только в течение короткого периода, что не оказало реального влияния на мировой нефтяной рынок.
Иракское вторжение
Война началась 22 сентября 1980 года, когда Ирак совершил воздушные налеты на десять крупных иранских аэропортов и вторгся на иранскую территорию на суше, продвинувшись сразу по трем фронтам. На северном фронте был занят Касре-Ширин, что было обусловлено его важным стратегическим положением. Расположенные вокруг Касре-Ширин высоты дают стратегическое преимущество над окружающими низменностями, к тому же он находится недалеко от дороги на Багдад. На южном участке, в Хузестане, были атакованы стратегические пункты близ Мехрана и город Дизфуль, который имел важное значение из-за своих военных баз и нефтепроводов. Однако главными целями были Хоррамшахр и Абадан, где располагались крупные нефтеперерабатывающие заводы. Но изолированное положение этих двух городов, разделенных реками Шатт-эль-Араб, Карун и Бахманшир и связанных с окружающими территориями только двумя мостами, затруднял захват городов. В течение первых недель шли ожесточенные бои между подразделениями иракской армии и бойцами КСИР. 24 октября 1980 года ценой больших потерь иракцы сумели занять только Хоррамшахр. Абадан также был осажден, но продолжал сопротивляться. К декабрю иракская армия оккупировала только часть Хузестана. После захвата Хоррамшара иракцы изменили свою военную стратегию, отказавшись от ограниченной и динамичной войны в пользу статичной войны с небольшим количеством прямых сражений, однако они увеличили обстрелы и бомбардировки для защиты захваченной территории. За редкими исключениями, наземные операции не проводились, а военные действия заключались в артиллерийских перестрелках и воздушных налетах обеих сторон на стратегические цели.
Ираку не удалось быстро разгромить иранские вооруженные силы, хотя он располагал большими военно-воздушными силами и армией. Одна из причин заключалась в том, что иранцы, застигнутые врасплох вторжением, тем не менее, сразу же оказали сильное сопротивление, задействовав силы регулярной армии, полиции, КСИР и добровольческих отрядов. Другой причиной была некомпетентность иракского военного руководства, которое совершало стратегические и тактические ошибки. Армия была плохо обучена и неспособна использовать и поддерживать свои передовые основные системы вооружения. Старшие офицеры в Ираке получали повышения по службе не по причине их компетентности, а из-за их лояльности руководству Баас, в том числе на основе суннитского происхождения или связи с Тикритом (иракский город, в котором родился и вырос Саддам Хусейн).
Ситуация в Иране была не намного лучше. Чистки в армии после революции привели к тому, что ключевые посты находились в руках офицеров, получивших повышение после революции за верность исламским принципам революции. Иранская армия, как и иракская, была плохо обучена. В октябре 1980 года Хомейни объединил силы регулярной армии и КСИР, сформировав Высший совет обороны из семи членов, который отвечал за ведение войны и урегулирование военных споров. Главой совета был назначен президент Абольхасан Банисадр, который уже был главнокомандующим. Однако совет был неэффективен из-за борьбы за власть, происходившей в то время между Банисадром и такими священнослужителями, как аятолла Мохаммад Бехешти и Алиакбар Хашеми Рафсанджани. В июне 1981 года Банисадр был лишен военного командования, а затем лишен президентских полномочий. Его также обвинили в неэффективности иранской военной стратегии в противостоянии иракскому вторжению.
Иранское контрнаступление
5 января 1981 года иранцы впервые перешли в контрнаступление. Первоначально эта контратака в районе Сусангерда была успешной, но в конечном итоге иракские войска окружили иранские дивизии и нанесли им тяжелые потери. Банисадр выступал против этой операции, так как он считал, что еще не настало время для крупномасштабной атаки, однако ему пришлось уступить давлению со стороны Бехешти и его сторонников. В сентябре 1981 года период тупика подошел к концу, когда иранцы начали серию успешных наступательных операций. Первая из них отбросила иракскую армию к западному берегу реки Карун и тем самым положила конец осаде Абадана, длившейся почти год. В конце 1981 года Иран предпринял два небольших наступления вблизи Сусангерда (29 ноября) и в районе Касре-Ширин (12 декабря), отвоевав часть утраченной иранской территории. За этими наступлениями последовало еще более успешное наступление 22 марта 1982 года. Эта операция в районе Шуша и Дизфуля, получившая название «Фатх оль-Мобин» («Явная победа»), в которой участвовало около 120 000 солдат, была крупнейшим наступлением с начала войны. Она была осуществлена объединенными силами регулярной армии и КСИР, которые использовали военную стратегию, состоявшую из смеси классических маневров и новаторской тактики. Частью этой тактики были так называемые «человеческой волны», в ходе которых подразделения Басиджа, состоявшие из добровольцев, атаковали иракские оборонительные позиции и расчищали путь для КСИР.
Эта иранская военная кампания привела к серьезному поражению Ирака, который потерял три дивизии и был вынужден отвести свои войска к довоенной границе. Весной 1982 года иранцы предприняли два наступления, в которых они использовали для изгнания иракской армии из Хузестана ту же тактику, что и в операции «Фатх оль-Мобин». Первое наступление к северу от Бостана, начавшееся 22 марта, привело к освобождению примерно 130 квадратных км иранской территории. Второе наступление, состоявшее из двух отдельных атак, стало главным поворотным пунктом в войне. Первый этап, длившийся с 24 апреля по 12 мая, после тяжелых боев отбросил иракские войска обратно в Хоррамшахр из района Ахваз-Сусангерд. На втором этапе, 20 мая, иранцы атаковали иракские позиции в Хоррамшахре, последнем оплоте иракцев в этом районе. Хотя иракские войска ожидали нападения и укрепили город, они не смогли защитить его от иранских войск, которые вошли в город 24-25 мая.
20 июня 1982 года Саддам Хусейн объявил о начале вывода иракских войск с иранской территории. Он был готов к переговорам о перемирии, но Иран, обретший уверенность после своих недавних успехов, потребовал дополнительных условий для урегулирования. Помимо того, что Иран настаивал на полном выводе иракских войск, он требовал свержения Саддама Хусейна и режима Баас, существенной компенсации и репатриации 100 000 шиитов, изгнанных из Ирака в 1980 году.
Продвижение Ирана на иракскую территорию
В июле 1982 года Иран решил начать продвижение на иракскую территорию. Перед принятием этого решения в руководстве страны развернулись жаркие дебаты относительно целесообразности вторжения в Ирак и противостояния значительным иракским силам, готовившимся к иранскому наступлению. С 1980 года численность иракской армии увеличилась более чем вдвое – с 200 000 военнослужащих до примерно 475 000 в 1983 году. Иранское военное руководство и религиозные лидеры, такие как новый премьер-министр Мирхосейн Мусави и президент Сайед Али Хаменеи, были против вторжения. С одной стороны, они утверждали, что иранская армия не способна к такому наступлению. С другой стороны, они опасались, что продвижение на иракскую территорию потребует значительных человеческих, материальных и политических жертв. Сторонники вторжения, среди которых были некоторые представители регулярной армии и многие командиры КСИР, считали, что для свержения режима Саддама Хусейна необходимо крупное наступление. Они утверждали, что Иран может добиться успеха, опираясь на революционную тактику и ревностных борцов за ислам. Кроме того, иранское наступление будет нацелено на район, населенный преимущественно иракскими шиитами, и ожидалось, что шиитское население восстанет против иракского режима и поддержит иранские силы. Однако обе стороны пришли к единому мнению: Иран должен наказать Ирак за его неспровоцированную агрессию. Руководство Ирана единодушно поддерживало намерение послать недвусмысленный сигнал своим соседям и международному сообществу о том, что исламский режим полон решимости защитить страну и наказать агрессоров.
13 июля 1982 года, в первый день Рамадана, стало ясно, что это решение было принято, вопреки мнению военных. Иранская армия начала наступление под названием «Рамадан» в направлении Басры, имея около 100 000 человек, из которых 50 000 принадлежали к регулярной армии. После двух недель тяжелых боев стало очевидно, что войскам не удалось прорвать иракскую оборону. Это поражение было вызвано тактическими неудачами иранской стороны и отсутствием артиллерии, поддержки с воздуха и хорошо подготовленных регулярных войск. Другие факторы включали превосходство иракцев в оснащении и применение ими химического оружия.
Иранские власти настаивали на проведении еще двух наступательных операций, несмотря на растущую критику со стороны военного руководства, которое после провала последнего наступления все больше осуждало вмешательство политиков и религиозных лидеров в военные дела. Новая наступательная операция «Муслим ибн Акиль», проведенная с 1 по 10 октября близ Мандали, и операция «Мухаррам», проведенная с 1 по 11 ноября близ Мусияна, также потерпели неудачу, главным образом потому, что религиозное руководство не хотело вести обычную войну или использовать комбинацию традиционной и революционной тактики, как в операции «Фатх оль-Мобин». Как и во время июльского наступления, последние наступательные операции состояли из массированных лобовых атак пехоты и штурмов с использование живой силой без поддержки авиации и артиллерии. Основная часть боевого состава состояла из бойцов КСИР и Басиджа, причем добровольцы были по большей части плохо обучены, плохо экипированы, зачастую слишком молоды или очень стары.
Иранское наступление казалось повторением иракского вторжения в сентябре 1980 года. Теперь стратегия обеих стран поменялась местами. Иран проводил динамичные операции, в то время как Ирак вел оборонительную войну на истощение с целью вымотать своего врага. Обеим сторонам было легче защищать свою территорию, а не захватывать новые, поскольку войскам не хватало мотивации. Саддам Хусейн ожидал, что арабское меньшинство в Хузестане поддержит иракские войска, однако иранские арабы не только не восстали, но и бежали из провинции после иракского вторжения. С другой стороны, Хомейни, надеялся, что иракцы восстанут против Саддама, однако это ожидание тоже оказалось несостоятельным. В своих выступлениях Хомейни подчеркивал тот факт, что Иран продолжает свои военные усилия против режима Баас и Саддама Хусейна с целью создания в Ираке Исламской Республики. Иран поддерживал противников иракского режима и приветствовал формирование Верховного совета Исламской революции в Ираке, который базировался в Тегеране и возглавлялся Мухаммадом Бакиром аль-Хакимом. Тем не менее, для большинства иракских шиитов под воздействием баасистской пропаганды арабская и иракская идентичность перевесили их исламскую и шиитскую идентичность, и поэтому иракские сухопутные войска, состоявшие в основном из шиитов, ожесточенно воевали против вторгшихся в Ирак иранцев. К тому же шиитская община была разобщена и ослаблена из-за репрессий в отношении шиитских лидеров, а потому не была готова к восстанию против иракского правительства.
Несмотря на большие потери в ходе последних операций, Иран продолжал наступление. В течение 1983 года были проведены безуспешные операции «Вальфаджр-1», «Вальфаджр-2», «Вальфаджр-3» и «Вальфаджр-4». В 1984 году Ирак пригрозил напасть на иранские города, если Иран предпримет новые наступательные действия, однако Иран начал новое наступление. В ответ Ирак атаковал Дизфуль ракетами класса «земля-земля» и начал наносить авиаудары по другим городам. Иран ответил авиаударами по Басре, Мандали и другим приграничным иракским городам. Это был первый этап «войны городов», в ходе которой погибло много мирных жителей. Тем не менее Иран продолжал свои наступательные операции, проведя в феврале операции «Вальфаджр-5», «Вальфаджр-6» и «Хайбар».
30 марта 1984 года, после заявлений Ирана о том, что Ирак применил химическое оружие, председатель Совета Безопасности ООН заявил, что назначенные ООН эксперты единодушно согласились с тем, что в ходе войны было применено химическое оружие. Год спустя, 25 апреля 1985 года, Совет Безопасности опубликовал еще одно заявление, в котором он выразил «свое возмущение применением химического оружия против иранских вооруженных сил в марте 1985 года». Тем не менее, в этих заявлениях Ирак не упоминался в качестве виновника. В каком-то смысле международное сообщество хранило молчание, когда Ирак использовал оружие массового уничтожения против иранцев и иракских курдов. Соединенные Штаты сыграли значительную роль в том, чтобы не допустить обвинения Ирака со стороны ООН в этом вопросе.
Распространение войны на Персидский залив
До 1983 года война велась исключительно на суше, но в 1983 году Ирак расширил боевые действия до Персидского залива. Разрушая иранские нефтяные объекты, Ирак пытался подорвать иранскую экономику и путем создания помех для экспорта нефти оказать давление на Запад, чтобы он вынудил иранское руководство вступить в переговоры. В феврале и марте 1983 года иракская авиация нанесла ущерб иранским морским установкам и вызвала разлив нефти в объеме примерно в 7500 баррелей в день, что также угрожало побережью и водоснабжению Бахрейна, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов. В конце года Ирак предупредил торговые суда держаться подальше от северной части Персидского залива, объявив ее зоной военных действий. Война обострилась еще больше, когда в феврале 1984 года Ирак объявил о блокаде острова Харг. Нацелившись на международную торговлю, Ирак надеялся спровоцировать международное сообщество на то, чтобы заставить Иран прекратить войну. В сентябре 1983 года Франция и Соединенные Штаты были втянуты в конфликт после того, как Франция приняла решение поставить Ираку пять самолетов Super Etendard, вооруженных ракетами класса «воздух-поверхность» AM-39 Exocet. Эти истребители, которые могли легко атаковать иранские нефтяные объекты в Персидском заливе и Харге, усилили иракские позиции. Из-за закупок оружия Ирак имел огромный долг перед Францией, накопившийся с начала войны, и Франция опасалась, что Ирак не сможет погасить его, если потерпит поражение в войне, а потому наращивала свою военную помощь этой стране. Иран пригрозил закрыть Ормузский пролив, если Ирак применит французские самолеты против Ирана. Соединенные Штаты предостерегли Иран от такого шага и направили 13 октября в Индийский океан три военных корабля.
В марте 1984 года Ирак впервые использовал Super Etendard при нападении на греческий танкер в Персидском заливе. Иран не выполнил свою угрозу закрыть Ормузский пролив после этого нападения, а также после двух других иракских нападений на танкеры, стоявшие на якоре в Харге. Вместо этого в мае 1984 года Иран последовал примеру Ирака и тоже атаковал иракские танкеры. В течение оставшейся части года обе страны продолжали свои нападения. Ирак совершил 54 нападения, а Иран – 18. 1 июня Совет Безопасности принял резолюцию 552, которая осудила нападения на суда, следовавшие в порты Саудовской Аравии и Кувейта и возвращавшиеся из них. В то же время генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр пытался договориться с Ираном и Ираком о прекращении возобновившихся бомбардировок гражданских объектов. 11 июня ему удалось сформулировать мораторий на обстрелы и бомбардировки городских центров, который был принят обеими сторонами.
Меры, принятые Ираком для оказания давления на Иран с целью заставить его согласиться на урегулирование путем переговоров, нанесли серьезный ущерб иранской экономике, однако Ирак не смог достичь своей главной цели. Иран не согласился на перемирие и предпринял шаги для минимизации потерь своих нефтяных доходов, переместив свои пункты отгрузки за пределы досягаемости иракских самолетов. В 1985 году обе страны предприняли несколько сухопутных наступлений, но война велась в основном в Персидском заливе. Когда Ирак усилил свои нападения на суда, Иран тоже ответил нападениями и начал инспектировать суда, проходящие через Ормузский пролив, чтобы воспрепятствовать поставкам оружия в Ирак. Несмотря на использование Ираком современных, передовых систем вооружения, уничтожение иранских нефтяных объектов оказалось невозможным, и после двух лет нападений на танкеры и нефтяные объекты стало ясно, что эта фаза войны также зашла в тупик.
В феврале 1986 года Иран начал операцию «Вальфаджр-8», которая благодаря оккупации полуострова Фао стала самым большим успехом иранцев со времени освобождения Хоррамшахра. Однако следующая операция «Вальфаджр-9» имела лишь ограниченный успех, а Ирак начал контрнаступление, чтобы поднять боевой дух иракских войск и населения. Несмотря на ухудшение экономической ситуации и растущую инфляцию, Иран продолжал свою дорогостоящую наземную войну. Осенью последовали новые иранские наступательные операции, имевшие название «Кербела», но они также имели лишь ограниченные результаты, а начатая в декабре 1986 года «Кербела-4» потерпела неудачу, приведя к большому числу жертв с обеих сторон.
Участие международного сообщества
В 1987 году Исламская Республика оказалась в еще более глубокой изоляции из-за своей бескомпромиссной позиции в войне. Однако Иран не был готов поменять свою политику и предпринял новую кампанию мобилизации в конце 1987 года. Иран продолжал свои наземные атаки, по-видимому, преследуя главную цель – истощить Ирак в экономическом и военном отношении, нанеся большой ущерб иракской армии, которая боролась с нехваткой живой силы. Ирак принял ответные меры, увеличив число нападений на иранские нефтеперерабатывающие заводы и объекты судоходства. В 1987 году иранские и иракские нападения в Персидском заливе привели к более активному вовлечению в войну международного сообщества. Хотя с 1985 года Иран атаковал только два кувейтских танкера, в январе 1987 года Кувейт официально попросил США перерегистрировать кувейтские суда как американскую собственность, обеспечив тем самым военно-морскую поддержку Соединенных Штатов в Персидском заливе. Поначалу США игнорировали просьбы Кувейта, опасаясь, что это напрямую втянет их в конфликт и разрушит видимость их нейтралитета, продемонстрировав поддержку одного из непосредственных союзников Ирака. Однако Соединенные Штаты пошли на это и увеличили свое военно-морское присутствие в Индийском океане, за ними последовали Великобритания, Франция и Советский Союз. Решение направить в этот регион военные корабли было легко оправдано после того, как Иран разместил китайские ракеты береговой обороны «Шелкопряд» вблизи Ормузского пролива. С помощью этих мощных ракет иранцы были способны топить танкеры и грузовые суда в Персидском заливе. В марте 1987 года кувейтские танкеры ушли ходили под американским флагом, когда стало известно, что Кувейт связался по поводу защиты своих судов также с Советским Союзом, который согласился дать ему в аренду свои танкеры. В мае 1987 года американский фрегат USS Stark был по ошибке подбит двумя ракетами «Экзосет», выпущенными иракским самолетом, в результате чего погибли 37 и был ранен 21 член экипажа.
Новый кризис разразился в июне, когда несколько танкеров и кораблей были повреждены минами. В результате партнеры по НАТО пересмотрели свой отказ от американской просьбы направить в Персидский залив тральщики. В сентябре 1987 года тральщики были отправлены Великобританией, Францией, Италией, Бельгией и Нидерландами. Напряженность росла по мере того, как военно-морской флот Соединенных Штатов принимал непосредственное участие в военных действиях в Персидском заливе. 21 сентября американские военно-морские силы атаковали иранское военное судно, в результате чего погибли три человека.
В то время как война продолжалась на всех фронтах, и другие страны все больше и больше вовлекались в нее, Совет Безопасности ООН единогласно принял 20 июля 1987 года резолюцию 598. Самые важные из содержащихся в ней десяти статей призывали к немедленному прекращению огня, обмену военнопленными, выводу сил обеих сторон за международно признанные границы и назначению комиссии для определения ответственности сторон за военный конфликт. Ирак принял резолюцию при условии, что ее примет и Иран. Иран не принял и не отверг эту резолюцию, а потребовал изменить последовательность статей резолюции. Вместо статьи 1, которая требовала немедленного прекращения огня, Иран хотел, чтобы резолюция начиналась со статьи 6, которая санкционировала назначение комиссии для расследования ответственности за конфликт. Заняв эту позицию вместо прямого отказа, Иран избежал международного эмбарго, которое ООН собиралась наложить на сторону, отвергнувшую резолюцию. Мирная миссия Переса де Куэльяра в обе страны, состоявшаяся в сентябре 1987 года и направленная на обсуждение вопроса о прекращении огня, была непродуктивной, поскольку Иран подтвердил, что примет прекращение огня только в том случае, если Ирак будет идентифицирован ООН как агрессор.
В начале 1988 года сухопутные столкновения в этой войне носили ограниченный характер, причем большинство нападений было направлено против судоходства в Персидском заливе или было связано с обстрелами городов. Война на истощение, которую вел Иран, не соответствовала планам Саддама Хусейна. Ирак хотел положить конец войне, но, учитывая позицию иранского руководства, это казалось маловероятным. В феврале 1988 года «война городов» была возобновлена Ираком в еще большем масштабе, и Иран последовал ее примеру. 16 марта иракские ВВС применили отравляющий газ для нападения на Халабджу, иракский город, который накануне был захвачен иранскими войсками и их иракскими курдскими союзниками. Погибло по меньшей мере 4000 человек, большинство из которых были мирными жителями. Месяц спустя иракская армия предприняла несколько наступательных операций, вынудив иранскую армию отступить со своих позиций в Ираке.
В Персидском заливе война продолжалась по мере увеличения числа нападений Ирака на иранские объекты и наращивания конфронтации между Ираном и США. 3 июля 1988 года американский авианосец «Винсенн» сбил ракетой иранский аэробус над Ормузским проливом. Гражданский аэробус выполнял регулярный рейс из Бандар-Аббаса в Дубай, перевозя 290 пассажиров. Капитан «Винсенна», который позднее был признан находившимся в иранских территориальных водах, отдал приказ открыть огонь по самолету якобы после того, как пришел к выводу, что самолет был вражеским военным самолетом (F14 Tomcat). Более того, в свое время он утверждал, что иранский самолет не идентифицировал себя и не реагировал на предупредительные сигналы с американского авианосца. Иран настаивал на том, что гражданский самолет набирал высоту и поэтому не мог представлять угрозы для американского корабля. Другие независимые источники, в том числе диспетчеры аэропорта в Дубае, подтвердили это, а также заявление Ирана о том, что самолет действительно идентифицировал себя в ответ на сигналы с американского авианосца. Иран не принял жестких ответных действий в отношении США и призвал ООН осудить Соединенные Штаты за этот инцидент. Американцы позже выплатили компенсацию, хотя так и не признали версию иранцев и отказались принести извинения.
Прекращение огня
18 июля 1988 года президент Хаменеи в письме на имя генерального секретаря Переса де Куэльяра объявил, что Иран принял резолюцию 598 Совета Безопасности ООН, в которой содержался призыв к немедленному прекращению огня. В публичной речи, переданной иранскими средствами массовой информации, Хомейни заявил, что он лично одобрил принятие резолюции. Крушение иранского пассажирского самолета не было главной причиной принятия Ираном резолюции 598, но оно, безусловно, поспособствовало этому решению, которое было продиктовано рядом факторов. Главными среди них были недавние военные поражения, вызванные нехваткой вооружений, международной изоляцией Ирана, ухудшением экономических условий, американским присутствием в Персидском заливе, военными расходами и тяжелыми потерями. По неофициальным оценкам, инфляция в Иране достигла 40-50% к началу 1988 года. Уровень безработицы был очень высок (28,6% рабочей силы в 1986 г.). Еще одна важная причина также заключалась в том, что война больше не служила интересам Исламской революции и фактически угрожала самому существованию Исламской Республики. Все большую критику продолжения войны без какой-либо перспективы победы высказывали не только противники Исламской Республики, но и значительная часть населения в целом. Первоначальное рвение и патриотическая поддержка населением войны сменились потерей морального духа среди населения и на фронте, особенно после интенсивных иракских нападений на иранские города и нараставшей тревоги от того, что иракцы могли применить химическое оружие против иранских городов.
Ирак скептически отнесся к принятию Ираном резолюции ООН. Он объявил, что будет продолжать войну до тех пор, пока Иран будет использовать «обманчивый язык», и примет перемирие только тогда, когда Иран согласится на прямые переговоры. Эта несговорчивая позиция сопровождалась нападениями Ирака на иранские пограничные города и захватом иранской территории с целью улучшения переговорной позиции Ирака до начала переговоров. 6 августа Саддам Хусейн вновь заявил, что он согласен на урегулирование, если Иран согласится на прямые переговоры после перемирия. Иран принял это предложение через несколько дней. Через две недели, 20 сентября, официально началось прекращение огня между двумя странами. Переговоры, начавшиеся пять дней спустя под эгидой ООН в Женеве, вскоре зашли в тупик по вопросу о Шатт-эль-Арабе. Обе стороны отказались идти на уступки по этому пункту и некоторым другим вопросам, таким как продолжавшаяся оккупация иранской территории иракскими войсками. В результате последующие раунды переговоров в сентябре и ноябре 1988 года, а также весной 1989 года не дали никаких конструктивных результатов.
Два года спустя, 15 июля 1990 года, через две недели после вторжения Ирака в Кувейт, Саддам Хусейн наконец предложил окончательное урегулирование войны, которая технически еще не закончилась. Он объявил, что Ирак примет Алжирский протокол 1975 года, признает совместный суверенитет над водным путем Шатт-эль-Араб, выведет иракские войска с занятой иранской территории площадью около 2,5 тысяч кв. км, которую Ирак все еще продолжал оккупировать, и обменяет военнопленных, удерживаемых обеими сторонами. Предложение, которое не включало военные репарации и определение ответственности за развязывание войны, фактически так никогда и не было ратифицировано иракским правительством. Резолюция 598 была принята лишь для того, чтобы обеспечить прекращение огня и отвод сил. В 1988 году иранское правительство приветствовало признание Саддамом прекращения огня как «величайшую победу Исламской Республики Иран», но добавило, что будет настаивать на полном соблюдении Ираком условий резолюции 598. Иран выступил против вторжения Ирака в Кувейт. В официальном заявлении от 14 ноября Иран заявил, что не одобряет никаких изменений в международно признанных границах в результате военных действий. Кроме того, Иран требовал вывода иракских войск из Кувейта, поскольку это привело к еще большему военному присутствию Соединенных Штатов в регионе.
Хронология ирано-иракской войны
1979
16 июля 1979 года Саддам Хусейн становится президентом Ирака.
1980
8 марта 1980 года Иран отзывает своего посла из Ирака.
1 апреля 1980 года было совершено покушение на жизнь вице-премьера Ирака Тарика Азиза, в котором обвинили Исламскую Республику и ее сторонников в Ираке.
15 апреля 1980 года совершено неудачное покушение на жизнь министра информации Ирака Латифа Нусейфа Аль-Джасима.
Май-август 1980 года — усиливаются столкновения вдоль ирано-иракской границы.
4 сентября 1980 года Иран обстреливает Ханакин и Мандали.
10 сентября 1980 года Ирак занимает ряд спорных территорий, которые он объявляет «освобожденными».
17 сентября 1980 года Ирак аннулирует Алжирское соглашение 1975 года и заявляет, что будет осуществлять полный суверенитет над Шатт-эль-Арабом.
23 сентября 1980 года иракские войска вторгаются в Иран.
28 сентября 1980 года Ирак оказывается на подступах к городам Ахваз и Сусенгерд, объявив о готовности пойти на прекращение огня.
5 октября 1980 года Ирак добивается прекращения огня, которое было отвергнуто Ираном.
6 октября 1980 года Хоррамшахр оказывается в окружении. Начинаются уличные бои.
22 октября 1980 года иракцы осаждают иранский город Абадан.
24 октября 1980 года иракцы заняли Хоррамшахр.
25-26 октября 1980 года Ирак обстреливает ракетами Дизфуль.
30 ноября 1980 года иранские самолеты нанесли удар по иракскому ядерному исследовательскому центру в Тувайте.
7 декабря 1980 года Саддам Хусейн объявляет, что Ирак будет удерживать оккупированные им территории, но не будет продвигаться дальше, а прибегнет к оборонительной стратегии.
24 декабря 1980 года иракцы осуществили первый воздушный налет на главный нефтяной терминал Ирана на острове Харг.
1981
5-11 января 1981 года крупное иранское контрнаступление в окрестностях Сусангерда было провалено.
19-20 марта 1981 года неудачная попытка иракцев взять Сусангерд.
31 мая 1981 года иранское наступление близ Касре-Ширина и Дехлорана.
7 июня 1981 года Израиль уничтожает иракский ядерный реактор Осирак.
28 июня 1981 года иракское предложение о прекращении огня в месяц Рамадан было отклонено.
27-29 сентября 1981 года операция «Самин аль-Аимма»: Иран прорывает осаду Абадана.
5 ноября 1981 года Ирак предлагает прекращение огня в месяц Мухаррам. Иранская сторона снова его отвергает.
29 ноября-7 декабря 1981 года — операция «Путь на Кудс»: Иран отвоевывает Бостан, угрожая отрезать иракские войска в Сусангерде.
12-16 декабря 1981 года — иранское наступление в районе Касре-Ширин.
1982
22-30 марта 1982 года — операция «Фатх оль-Мобин»: иранское наступление в районе Дизфуля и Шуша. Иракские войска отброшены назад.
10 апреля 1982 года Сирия закрывает свой нефтепровод для иракской нефти.
12 апреля 1982 года Саддам Хусейн объявляет, что Ирак уйдет из Ирана, если получит гарантии, что это положит конец войне.
24 апреля — 25 мая 1982 года операция «Кудс»: Иран занимает большую часть Хузестана (22 мая освобожден из-под иракской оккупации Хоррамшахр).
10 июня 1982 года Ирак объявляет о прекращении огня, которое отвергнуто Ираном.
12 июня 1982 года резолюция ООН призывает к прекращению огня.
20 июня 1982 года Саддам объявляет, что иракские войска будут выведены со всех иранских территорий в течение десяти дней.
13 июля — 2 августа 1982 года — операция «Рамадан»: пять иранских наступательных операций по захвату Басры, принесших небольшой успех и очень большие потери.
1-10 октября 1982 года – наступательная операция «Муслим ибн Акиль», которая была направлена против Багдада и Мандали. Была отражена иракцами
1-11 ноября 1982 года – операция «Мухаррам»: четыре иранских наступления в районе Амары. Иранцы добились небольших успехов, но не смогли проникнуть глубоко в Ирак
1983
6-16 февраля 1983 года операция «Вальфаджр-Могаддамати»: иранское наступление на южном участке в районе Амары, которое провалилось.
10-17 апреля 1983 года операция «Вальфаджр»: иранское наступление на южном участке близ Амары, которое также оказалось неудачным.
7 июня 1983 года Ирак предлагает прекратить огонь, но его предложение отклонено.
27 июля 1983 года Тарик Азиз объявил, что Ирак будет наращивать атаки на нефтяные объекты в Иране.
22-30 июля 1983 года — операция «Вальфаджр-2»: иранское наступление в Курдистане. Иран продвинулся на 14,5 км вглубь Ирака и захватил гарнизон Хадж-Омран.
30 июля – 9 августа 1983 года операция «Вальфаджр-3»: иранское наступление на центральном участке фронта в районе Мехрана, которое было успешно отражено иракцами.
20 октября — 21 ноября 1983 года – операция «Вальфаджр-4»: иранское наступление на северном участке с целью взятия Панджвина. Иран продвинулся на несколько километров вглубь Ирака.
2 ноября 1983 года Ирак предупреждает торговые суда о необходимости избегать «зону военных действий» в северной части Персидского залива
1984
В феврале 1984 года началась «Танкерная война».
7-22 февраля 1984 года – Первая «война городов»
15-24 февраля 1984 года – операции «Вальфаджр-5» и «Вальфаджр-6»: крупнейшее иранское наступление за весь период войны. Мощный прорыв вдоль 240 км фронта между Мехраном и Бостаном.
24 февраля — 19 марта 1984 года – операция «Хайбар»: серия иранских ударов в направлении Басры. Потерпела неудачу, позволив лишь захватить остров Маджнун.
18-25 октября 1984 года – операция «Вальфаджр-7»: ограниченное иранское наступление на Центральном фронте (Мехран).
1985
28 января – начало февраля 1985 года – первое с 1980 года иракское наступление на Центральном фронте (Касре-Ширин), которое завершилось неудачно для Ирака.
11-23 марта 1985 года – операция «Бадр»: иранское наступление в направлении Басры. Оказалось неудачным.
22 марта – 8 апреля 1985 года – вторая «война городов».
Июнь 1985 года – бои на острове Маджнун.
Июль 1985 года – иранская операция в Курдистане
Середина августа – декабрь 1985 года – иракская воздушная кампания на острове Харг, в рамках которой иракцы провели около 60 авиационных рейдов.
1986
6-10 января 1986 года – иракское нападение на остров Маджнун.
9-25 февраля 1986 года – операция «Вальфаджр- 8»: иранское наступление на южном фронте. Захвачен полуостров Фао.
14 февраля – 3 марта 1986 года – операция «Вальфаджр-9»: иранское наступление в Курдистане. Иран продвинулся на несколько километров от Сулеймании, а потом отступил назад.
25 февраля 1986 года – резолюция ООН о прекращении огня.
12-14 мая 1986 года Ирак захватывает Мехран. Предложение обменять его на Фао было отвергнуто Ираном.
30 июня – 9 июля 1986 года – операция «Кербела-1»: Иран отбивает Мехран у иракцев.
3 августа 1986 года Саддам объявляет о плане мирного соглашения из четырех пунктов.
12 августа 1986 года иракцы провели успешный дальний воздушный налет на иранский нефтяной терминал на острове Сирри (240 км к северу от Ормузского пролива).
31 августа 1986 года – операция «Кербела-2»: иранское наступление в Курдистане.
1-23 сентября 1986 года – операция «Кербела-3»: иранское наступление вокруг полуострова Фао и острова Маджнун.
25 ноября 1986 года – иракцы устроили авианалет на иранский нефтяной терминал на острове Ларак
24-26 декабря 1986 года – операция «Кербела-4»: иранское наступление в направлении Басры
1987
9 января — 25 февраля 1987 года – операция «Кербела-5»: крупное иранское наступление в направлении Басры. Потерпело неудачу, приведя к тяжелым потерям.
14-18 января 1987 года – операция «Кербела-6» : иранское наступление в районе Сумара
17-25 января 1987 года – третья «война городов».
Февраль-апрель 1987 года – четвертая «война городов».
12 февраля 1987 года в Курдистане начинается иранская операция «Фатх-4».
7 марта 1987 года – операция «Кербела-7» : иранское наступление в районе Хадж-Омрана в Курдистане.
23 марта 1987 года США предлагают защитить кувейтские танкеры в Персидском заливе.
6 апреля 1987 года Кувейт предлагает перерегистрировать одни танкеры на США для их защиты, а другие – передать в реестр СССР.
6-9 апреля 1987 года – операция «Кербела-8»: иранское наступление в направлении Басры.
9 апреля 1987 года – операция «Кербела-9»: иранское наступление в районе Касре-Ширин.
14 апреля 1987 года СССР объявляет, что сдаст в аренду Кувейту три танкера, чтобы обезопасить кувейтское судоходство от иранских атак.
15 апреля 1987 года – Иран предостерегает Кувейт от сдачи танкеров в аренду внешним державам.
6 мая 1987 года США согласились перерегистрировать 11 кувейтских танкеров под флагом США.
20 июля 1987 года Совет Безопасности ООН принимает резолюцию 598, призывающую к прекращению огня и выводу иранских и иракских войск к признанным на международном уровне границам. Резолюция была хорошо встречена Ираком и отвергнута Ираном из-за того, что в ней Ирак не был назван агрессором.
22 июля 1987 года ВМС США начинают конвоировать кувейтские танкеры под американским флагом.
4 сентября 1987 года Иран запускает ракету по Кувейту, после чего Кувейт высылает 15 иранских дипломатов.
22 сентября 1987 года американский корабль атакует и захватывает иранское минно-закладочное судно с минами на борту.
8-22 октября 1987 года США потопили три иранских патрульных катера в Персидском заливе. Иран выпустил ракеты по незащищенным танкерам, принадлежащим США. США уничтожили заброшенную иранскую нефтяную платформу. Ирак атаковал кувейтский нефтяной терминал ракетой «Шелкопряд» класса «море-море».
1988
14-15 января 1988 года Иран атаковал сразу три танкера за два дня.
29 февраля – 30 апреля 1988 года – пятая «война городов».
15-16 марта 1988 года иракские войска обстреляли курдский город Халабджа, убив тысячи мирных жителей.
19 марта 1988 года произошло первое ирано-кувейтское военное столкновение, когда Иран атаковал остров Бубиан.
18 апреля 1988 года Ирак вновь захватывает полуостров Фао после двух дней тяжелых боев. Американские военные корабли топят шесть иранских судов.
25 мая 1988 года Ирак отвоевывает территорию вокруг Саламче, которая удерживалась Ираном с января 1987 года.
25 июня 1988 года Ирак вытесняет иранские войска с острова Маджнун.
3 июля 1988 года американский крейсер «Винсенс» (USS Vincennes) сбил иранский авиалайнер в Персидском заливе, приняв его за истребитель.
13-17 июля 1988 года Ирак впервые с 1982 года вторгается на иранскую территорию, затем выводит свои войска и предлагает мир.
17 июля 1988 года Иран негласно признает прекращение огня, безоговорочно принимая резолюцию 598 ООН.
20 июля 1988 года согласие аятоллы Хомейни на прекращение огня транслировалось по тегеранскому радио. Ирак продолжает наступление вдоль границы.
20 августа 1988 года объявлено перемирие.
24 августа 1988 года министры иностранных дел Ирана и Ирака открывают мирные переговоры в Женеве.