Ирано-исламская модель прогресса

Ирано-исламская модель прогресса (перс. ольгу-йе эслами-йе ирани-йе пишрафт, الگوی اسلامی ایرانی پیشرفت) – термин, введенный в оборот руководством Исламской Республики Иран в 2010-е годы для обозначения национальной модели развития.

Ирано-исламская модель прогресса была задумана как всеобъемлющий план развития страны, который всецело отражает ее религиозную и культурную специфику, но в то же самое время отвечает задачам социально-экономического развития современного государства и научно-технического прогресса. Она должна представлять собой ключевой для исламского режима документ, учитывающий все многообразие имеющихся в обществе мнений и содержащий концептуальные основы будущей иранской модели развития, на основе которого будет осуществляться планирование развития страны во всех областях.

Отсутствие универсальной исламской концепции развития страны было одним из заметных пробелов в идеологии Исламской республики на протяжении почти 30 лет ее существования. Проблемы развития не были актуальны в 1980-е годы, на которые пришлась длительная ирано-иракская война (1980-1988). В 1990-е годы правительство было озабочено послевоенным восстановлением экономики и проведением курса реформ, в том числе частичной приватизации и экономической либерализации. В годы нахождения у власти правительства реформатора Сеед Мохаммада Хатами (1997-2005) Иран искал точки соприкосновения с западным миром, делая акцент на идеях гражданского общества и диалога цивилизаций. Только ближе к концу 2000-х годов под влиянием различных факторов (в том числе укрепления позиций неопринципалистов и избрания президентом Махмуда Ахмадинежада) в окружении Верховного лидера Ирана стал формироваться запрос на идеологическое строительство и выдвижение новых концепций, которые могли бы придать идеологии Исламской революции более современный облик и лечь в основу системной государственной политики, свободной от перекосов и метаний, имевших место в прошлом.

15 мая 2007 года Верховный лидер Исламской революции аятолла Сейед Али Хаменеи в ходе встречи со студентами Университета Фердоуси в Мешхеде впервые сказал: «Я хочу сказать, что одной из самых больших задач в академическом аппарате нашей страны, в нашем экспертном сообществе – как в университетах, так и в богословских семинариях – должно быть определение всеобъемлющей карты развития страны на основе принципов Ислама».

Чуть позже Хаменеи еще раз подчеркнул необходимость всеобъемлющего плана для развития страны: «В отсутствие генерального плана мы можем потерпеть неудачу, принимая противоречивые меры, как мы делали это в отношении некоторых экономических или культурных вопросов в течение последних тридцати лет». В другом месте он также сказал: «Когда мы говорим об ирано-исламской модели, это означает всеобъемлющую карту. Мы запутаемся без такой всеобъемлющей карты. Эта модель представляет собой всеобъемлющую карту. Он показывает нам наш путь и направление, а также нашу конечную цель. Желаемое положение должно быть нанесено на карту, и должно быть объяснено, как перейти от текущего состояния к этому положению… эта модель станет высшим документом по сравнению со всеми другими документами в сфере планирования… Это означает, что на основе этой модели должны быть сформулированы будущие планы на 10 или 20 лет вперед. Будущая политика и макромасштабные планы страны должны соответствовать этой модели и находиться в ее рамках».

12 марта 2010 года  Сейед Али Хаменеи выступил публично с этой идеей и охарактеризовал «ирано-исламскую модель прогресса» как «всеобъемлющий план» развития страны во всех областях и в общих чертах рассмотрел ее основные принципы. Он обратил внимание на четыре важных фактора, которые необходимо учитывать при разработке этой модели: «мысль, наука, жизнь и духовность». По его мнению, в этой модели должны быть отражены исторические, географические, культурные, экономические и социальные особенности Ирана.

Аятолла Хаменеи также подчеркнул, что при разработке этого всеобъемлющего плана необходимо использовать потенциал и возможности выдающихся интеллектуалов, ученых и всего экспертного сообщества Ирана. Он посоветовал чиновникам и экспертам, участвующим в разработке плана, воздержаться от поспешных решений, заявив, что разработка всеобъемлющей ирано-исламской модели прогресса является долгосрочным процессом, который требует тщательного изучения.

1 декабря 2010 года Хаменеи провел конференцию, посвященную статусу и характеру стратегических идей в Исламской Республике Иран, на которой десятки мыслителей и профессоров из университетов и богословских семинарий (хоузе-йе эльмийе) обменялись мнениями об основах ирано-исламской модели прогресса.

Хаменеи также отметил, что выбор слова «прогресс» (перс. пишрафт) не случаен, так как этот термин намеренно используется вместо понятия «развитие», которое подразумевает ценности и требования, присущие западным странам и противоречащие идеям и представлениям иранского общества. В то же время, он пояснил, что разработка модели не означает игнорирование опыта других стран.

Приоритетной задачей считается обеспечение научного и интеллектуального прогресса с целью достижения независимости Ирана в этой сфере. Хаменеи также заявил, что ирано-исламская модель прогресса должна также способствовать решению основных вопросов общественной жизни, включая безопасность, справедливость, благосостояние, свободу, правительство, независимость и национальное достоинство.

Аятолла Хаменеи выделил в качестве ключевого элемента духовность, которую он рассматривает как «душу для тела прогресса». Он также отметил, что человек сможет достичь подлинного совершенства в духовной и материальной сферах только после возвращения Имама Махди.

Аятолла Хаменеи отметил, что ислам ставит человека в центр любого социального планирования, но не в том смысле, в котором это делает западный гуманизм, потому что конечной целью ислама является спасение человека, а другие социальные вопросы, такие как справедливость, благосостояние, безопасность и даже поклонение, служат предварительными или второстепенными целями.

Аятолла Хаменеи также считает, что ирано-исламская модель прогресса должна принять нематериалистический подход к экономике: «Ислам ценит богатство и поощряет создание богатства при условии, что оно не используется с целью распространения нечестия, доминирования или расточительности».

23 мая 2011 года Сейед Али Хаменеи своим указом учредил Центр ирано-исламской модели прогресса. Председателем центра стал доктор Садег Ваэззаде (член Высшего совета культурной революции и Наблюдательного совета, двоюродный брат Сейед Али Хаменеи). В состав правления центра вошли руководители идеологических структур и представители университетских кругов естественно-научной и инженерно-технической направленности. Основной задачей центра стала разработка и составление проекта ирано-исламской модели прогресса на основе изучения исторического опыта Ирана и ценностей исламской цивилизации, а также дискуссии между университетской профессурой и учеными богословских центров Ирана.

Работа центра по разработке проекта модели заняла свыше семи лет, в течение которых проводились регулярные круглые столы, ежегодные конгрессы и конференции с привлечением широкого круга экспертов со всей страны.

14 октября 2018 года Сейед Али Хаменеи обнародовал проект документа об ирано-исламской модели прогресса. В своем письме он призвал все институты, научные центры, эксперты и ученых тщательно изучить различные аспекты этого документа и представить свои рекомендации по его доработке. Он также поручил Центру ирано-исламской модели развития тщательно рассмотреть все эти предложения и не позднее чем через два года (к концу 2020 года) выработать окончательный вариант «ирано-исламской модели развития», с тем чтобы реализация этой модели на практике могла быть запущена в 1400 году по иранской солнечной хиджре (который начнется в марте 2021 года).

Согласно проекту документа об ирано-исламской модели прогресса, Иран должен войти в число пяти первых стран мира по производству научных знаний и в десятку крупнейших экономик мира до 1444 года по иранскому календарю (2065 года). Иран также должен войти в число четырех ведущих стран Азии и семи ведущих стран мира по показателям прогресса и справедливости.