Роль и место Ирана в регионе: Коллективная монография

Роль и место Ирана в регионе: Коллективная монография / отв. ред.: Мамедова Н. М. , Мехди Иманипур. - М. : Ин-т востоковедения РАН, 2007. - 207 с.

ISBN: 978-5-89282-322-7

В данной работе предпринята попытка определить основные направления региональной политики Ирана, на которую влияют национальные интересы каждой из соседних стран, а сами эти национальные интересы в эпоху глобализации стали определяться не только, и даже иногда не столько внутренними причинами, сколько национальными интересами третьих стран, особенно после военных операций США и его союзников в Афганистане и Ираке.
В основу работы положены доклады участников научной конференции, проведенной 10 апреля 2006 г. в ИВ РАН, в работе которой приняли участие ученые России и Ирана.

Обзор содержания монографии

В основу реферируемого сборника статей положены доклады ученых России и Ирана на научной конференции, проведенной в Институте востоковедения РАН 10 апреля 2006 г. В этом коллективном труде, как отмечают составители, предпринимается «попытка определить основные направления региональной политики Ирана, на которую влияют национальные интересы каждой из соседних стран, а сами эти национальные интересы в эпоху глобализации стали определяться не только и даже иногда не столько внутренними причинами, сколько национальными интересами третьих стран, особенно после военных операций США и их союзников в Афганистане и Ираке» (с. 8).

Первая глава работы посвящена характеристике места и роли Исламской Республики Иран в регионе.

Теоретические и практические аспекты региональной политики страны анализируются в вводной статье Мехди Иманипура (с. 10-16). Положение Ирана он предлагает рассматривать с четырех точек зрения: историко-культурной, геополитической, религиозной и «революционной» (с. 11). Историко-культурный аспект предполагает признание того, что Иран «является носителем общего со многими соседними странами наследия», а также родиной фарси, языка, выполнявшего в Средние века функции lingua franca Востока. Это «предоставляет благоприятную возможность для созидательных отношений Ирана» с сопредельными странами (там же). Повышению роли Ирана в региональных и мировых делах способствует его выгодное геостратегическое положение: между Персидским заливом и Каспийским морем, вблизи государств Центральной Азии и Среднего Востока. Созданию положительного имиджа страны в глазах соседей служат «услуги, которые оказали иранцы для развития исламской науки, культуры и цивилизации» (с. 12). Что касается исламской революции в Иране 1978-1979 гг., пишет автор, то ее влияние в регионе и вне его пределов было столь значительным, что ее свершение, «как утверждают некоторые аналитики … выступило в качестве одной из причин распада Советского Союза» (с. 12).

В качестве основных векторов внешней политики автор выделяет отношения Ирана с Россией, США и Израилем. Наличие благоприятных перспектив созидательного сотрудничества между Тегераном и Москвой он связывает с самостоятельной позицией России и ее «положительным взглядом» на исламский мир (с. 14). Постоянное вмешательство США в дела региона не может способствовать улучшению ирано-американских взаимоотношений. Прежде всего это относится к попыткам реализовать новый политический проект «Великий Средний Восток», подразумевающий насаждение демократии по западным образцам и ограничение влияния Ирана на соседние страны. Мехди Иманипур исключает возможность военного нападения Ирана на Израиль, однако считает «наличие расистского израильского режима препятствием на пути установления мира и стабильности в регионе» (с. 15).

В статье А.К. Лукоянова (с. 17-28) внимание сосредоточено на внешних факторах, несущих угрозы «фактически самому существованию не только иранского режима, но даже государственной целостности этой страны» (с. 17). Причины этих угроз он видит в том, что «иранское руководство стало активно выступать против любого иностранного присутствия в регионе», в особенности за выведение американского военного флота из бассейна Персидского залива (там же). Вторжение США в Ирак парадоксальным образом создало возможность для «расширения сферы самого активного иранского влияния» в этой арабской стране и в регионе в целом. Руководство Ирана успешно воспользовалось представившейся возможностью. «Естественно, что режим такой страны, по американской. логике, предпочтительно ликвидировать. Либо видоизменить под свой проект» (с. 17-18). Именно с этим автор связывает попытки подконтрольных американцам СМИ «дискредитировать существующий режим в Иране» и развязать истерию вокруг иранского ядерного проекта, преследующего якобы цель создать атомное оружие. Первая «исламская бомба», пишет он, была создана с благословения США в Пакистане, и Иран «имеет на это не меньше прав, чем другие государства Востока» (с. 19). Американские планы разрешения «иранской проблемы» малопродуктивны и опасны, поскольку провоцируют «дальнейшую активизацию исламского экстремизма и перерастание латентного противостояния в открытый конфликт» (с. 24).

Касаясь вопроса современных ирано-российских отношений, А.К. Лукоянов отмечает, что Иран всегда стремился к независимости своей внешней политики, поэтому «ненормально ожидать от Ирана проявления каких-либо особых чувств в отношении России» (с. 22).

В материале М. Каменевой (с. 29-33) выделяются проблемы реализации Ираном культурной политики в сопредельных странах. Успешному осуществлению культурной экспансии, пишет она, способствует ряд объективных предпосылок. К ним относится «тот факт, что иранская цивилизация и иранская культура относятся к древнейшим в мире. Кроме того, ислам, одна из крупнейших и наиболее развитых религий в мире, является государственной религией Ирана. Наконец, в странах региона проживает большое количество эмигрантов из Ирана, что создает благодатную почву для восприятия иранской, фактически родной для них культуры» (с. 29). После победы исламской революции иранское руководство отказалось «от ориентации на западные цивилизационные ценности», в качестве противовеса которым были предложены возведенные в абсолют исламские культурные традиции. Это позволяло Ирану «в дальнейшем претендовать на лидирующие позиции в регионе, состоящем преимущественно из мусульманских государств» (там же). По мнению автора, именно с позиций потенциального регионального лидера бывший президент Ирана Мохаммед Хатами приступил к разработке концепции мирного «диалога цивилизаций», призванной прийти на замену теории «межцивилизационного конфликта» Э. Хантингтона (с. 30).

Важную роль в завоевании регионального культурного пространства иранские власти отводят распространению персидского языка. Признавая некоторый приоритет арабского языка как языка Корана и исламской науки, шиитское руководство, как отмечает М. Каменева, «весьма оперативно взяло на вооружение тезис о том, что персидский язык наряду с арабским является языком ислама и мусульманской цивилизации» (с. 31).

В заключительной статье раздела Ю.А. Рубинчик рассматривает вопросы взаимоотношений современного персидского языка с языками таджикским, дари и индийским-персидским (с. 34-39).

Вторая глава сборника содержит материалы, в которых анализируется влияние третьих стран на положение Ирана в регионе.

Статья С.Б. Дружиловского (с. 40-49) посвящена ирано-израильским отношениям. В отличие от шахского периода современный Иран окружен, по мнению автора, дружественными или нейтральными странами. Исключение составляет Израиль, и это выглядит странным, если учесть, что «в отличие от арабов персы никогда не воевали с евреями, более того, исторически они считались дружественными народами» (с. 40). Накануне исламской революции в стране проживали не менее 80 тыс. евреев, многие из которых трудились на важных постах в сфере экономики и финансов (с. 41).

Ситуация резко изменилась с приходом к власти аятоллы Хомейни, который разорвал отношения с Израилем и демонстративно передал здание посольства этой страны представительству ООП. Лидер исламской революции и его сподвижники «всегда заявляли о неправомерности существования сионистского израильского государства на Ближнем Востоке, причем правительство Израиля рассматривалось как проводник агрессивной политики США в регионе» (с. 42). Вместе с тем, пишет С.Б. Дружиловский, все это мало отразилось на положении еврейской диаспоры в Иране. Согласно статье 64 Конституции страны, иранским иудеям гарантировано право иметь своего представителя в парламенте (меджлисе). Как и в прежние годы, еврейский капитал «продолжает оставаться неотъемлемой частью иранской экономики, а верующие иудеи свободно отправляют свой культ в десятках действующих в стране синагог. Антиизраильские заявления иранских лидеров до поры до времени воспринимались Израилем не более чем как революционная риторика», и официальный Тель-Авив «в период ираноиракской войны, несомненно, сочувствовал Ирану, выступившему против одного из его арабских противников» (там же).

Отношения между странами серьезно подорвал иранский «атомный проект»: Израиль стал обвинять Иран в намерении создать атомную бомбу, а иранская сторона осуждала Израиль за отказ подписать договор о нераспространении ядерного оружия.

«Следует понимать, — резюмирует автор, — что “ядерная проблема” и для Ирана, и для Израиля это скорее повод для решения других. куда более важных задач, связанных с обеспечением национальной безопасности этих стран» (с. 48).

В статье И.Е. Федоровой (с. 50-55) внимание уделено анализу влияния на американо-иранские отношения ситуации, сложившейся в постсаддамовском Ираке. Автор указывает на неспособность США стабилизировать обстановку в оккупированной стране, что подталкивает их на поиск региональных сил, способных содействовать урегулированию иракского кризиса. И прежде всего это относится к Ирану. По мнению И.Е. Федоровой, «не следует ни переоценивать, ни недооценивать значение прошедших консультаций», они лишь «показали готовность обеих стран вести диалог не только при помощи угроз, но и используя цивилизованные методы, принятые в международном сообществе» (с. 51, 53). Администрация США, считает автор, «хорошо понимает отрицательные последствия любых силовых акций в отношении Ирана и будет стараться вовлечь его в орбиту своей политики, используя точки соприкосновения интересов в регионе Среднего Востока, одной из которых является Ирак» (с. 55).

П.С. Большакова касается проблем развития двусторонних торгово-экономических отношений Ирана с рядом европейских стран, прежде всего с ФРГ, Великобританией и Францией (с. 5665). Иран для Европы — это страна с выгодным геостратегическим положением, обладающая богатейшими энергетическими ресурсами, в которых остро нуждаются страны континента. В этих условиях, по мнению автора, «Европа даже готова на определенных условиях согласиться с ядерной программой Ирана». В целом, считает она, улучшение отношений Ирана с европейскими странами позитивно скажется на его положении в регионе, «особенно в условиях противостояния с США» (с. 64).

Третья глава сборника посвящена участию Ирана в региональных торгово-экономических организациях. В трех статьях этого раздела (авторы: Н.М. Мамедова и Е.В. Дунаева) дается оценка деятельности страны в Шанхайской организации сотрудничества (с. 66-76) и Организации экономического сотрудничества (с. 7788), а также характеризуется позиция Ирана относительно проблем разделения акватории Каспийского моря (с. 89-98).

В четвертой главе (с. 99-175) затронуты вопросы двусторонних экономических отношений Ирана с приграничными странами. Эти проблемы освещены в материалах, авторами которых являются: Л.М. Кулагина и В.М. Ахмедов («Политика Ирана на Ближнем Востоке после иракской войны», «Сирия — Иран: основные направления стратегического партнерства»); Е.С. Мелкумян («Отношения между государствами — членами ССАГЗ и Ираном»); Р. Мукимджанова («Пакистан и Иран: актуальные проблемы взаимоотношений (середина первого десятилетия XXI в.)»); И. Свистунова («Турецко-иранские отношения на современном этапе»); М.Р. Арунова («Афганская политика ИРИ»); И.Меркулова («Иран и Афганистан: экономическое сотрудничество на современном этапе»); A.И. Полищук «Российско-иранское сотрудничество по реализации Международного транспортного коридора (МТК) “Север — Юг”»); B.И. Сотников («Иранская ядерная программа и ее роль в русско-иранских отношениях»).

В заключении редакторы сборника указывают, что характер отношений ИРИ с ближними и дальними соседями неоднозначен и не всегда прямолинеен. «Иранская внешняя политика стремится учитывать различие интересов и потенциалов своих соседей по региону, поставив своей целью стать одним из региональных лидеров» (с. 176).

В приложении № 1 (автор: А.И. Полищук) помещен ряд переведенных на русский язык документов: «Перспективы развития ИРИ до 2025 г.», «Общие направления политики 4-го пятилетнего плана социально-экономического и культурного развития ИРИ», а также официальные сопроводительные письма к этим циркулярам. Приложение № 2 (автор: Г. Ежов) содержит две хроники: афгано-иранских отношений (1921-1978) и разногласий между Ираном и Афганистаном относительно распределения воды в низовьях реки Гильменд (Хирманд) за период 1872-1977 гг. В приложении № 3 опубликован материал Ю.П. Лалетина «Новое политическое объединение в Афганистане: первые шаги», посвященный созданию (весна 2007 г.) Национального фронта.

А.А. Алиев (Источник: cyberleninka.ru)

СОДЕРЖАНИЕ
Содержание

Предисловие……………………………………………………………………………………..7

Глава 1. Общая характеристика места и роли Ирана в регионе……………….10

  1. Иран и регион. Теоретические и прагматические

аспекты региональной политики. Мехди Иманипур ……………………. 10

  1. Иран в регионе. Проблема выживания. А.К. Лукоянов …………….. 17
  2. Цели культурной политики Ирана в регионе

и ее воплощение. М. Каменева …………………………………………………. 29

  1. О взаимоотношениях современного персидского языка

с языками таджикским, дари и индийским-персидским.

Ю.А. Рубинчик ………………………………………………………………………… 34

Глава 2. Влияние третьих стран на положение Ирана в регионе………………40

  1. Ирано-израильские отношения. С.Б. Дружиловский……………….. 40
  2. Влияние ситуации в Ираке на американо-иранские

отношения. И.Е. Федорова ……………………………………………………….. 50

3.Отношения Ирана с Европой как фактор укрепления

региональных позиций. П.С. Большакова…………………………………… 56

Глава 3. Участие Ирана в региональных организациях………………………….66

  1. Иран и ШОС (Шанхайская Организация Сотрудничества).

Н.М. Мамедова ……………………………………………………………………….. 66

2.Иран и ОЭС: взаимодействие или воздействие. Е.В. Дунаева……. 77

  1. ИРИ и каспийская проблема. Е.В. Дунаева…………………………….. 89

Глава 4. Отношения Ирана с соседями по региону ……………………………….99

  1. Политика Ирана на Ближнем Востоке после иракской

войны. Л.М. Кулагина, В.М. Ахмедов …………………………………………. 99

  1. Сирия—Иран: основные направления стратегического

партнерства. Л.М. Кулагина, В.М. Ахмедов…………………………………112

  1. Отношения между государствами-членами ССАГЗ

и Ираном. Е.С. Мелкумян…………………………………………………………122

  1. Пакистан и Иран: актуальные проблемы взаимоотношений

(середина первого десятилетия ХХI в.). Р. Мукимджанова………….131

  1. Турецко-иранские отношения на современном этапе.

И. Свистунова …………………………………………………………………………141

  1. Афганская политика ИРИ. М.Р. Арунова………………………………..148
  2. Иран и Афганистан: экономическое сотрудничество на

современном этапе. И. Меркулова …………………………………………….153

  1. Российско-иранское сотрудничество по реализации

Международного транспортного коридора (МТК)

«Север—Юг». А.И. Полищук……………………………………………………..161

  1. Иранская ядерная программа и ее роль в русско-иранских

отношениях. В.И. Сотников……………………………………………………..168

Заключение ……………………………………………………………………………………176

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

О «Перспективах развития ИРИ до 2025 г.» и «Общих направлениях

политики 4-го пятилетнего плана социально-экономического и

культурного развития ИРИ». А.И. Полищук……………………………………….178

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Хроника афгано-иранских отношений. Г. Ежов ………………………………..190

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Новое политическое объединение в Афганистане: первые шаги.

Ю.П. Лалетин…………………………………………………………………………………199

Contents …………………………………………………………………………………………205

Summary ………………………………………………………………………………………..207