Кашф-е хиджаб: как шах запретил хиджабы в Иране

8 января 1936 г. шах Реза Пехлеви издал указ, получивший известность как кашф-е хиджаб («открытие покровов»), запрещающий все виды покрывал для женщин, включая платок и чадру. Также были запрещены некоторые виды традиционной мужской одежды.


Реза-шах Пехлеви родился в 1878 г. в тюркоязычной семье военных. Его предки бежали с Кавказа, спасаясь от русского вторжения, и получили владение в селе Алашт в провинции Мазандеран в Иране. К власти Реза-шах был приведен англичанами в 1925 г. после свержения династии Каджаров. Шах проводил прозападную политику, и в период его правления Иран находился под контролем Британской империи.

Быть женщиной в Иране.

Одним из шагов европеизации иранского общества стала попытка ограничения традиционной одежды. В 1935 г. всем мужчинам было приказано носить кепки европейского образца. Это спровоцировало в Мешхеде массовые мирные демонстрации, которые были жестоко подавлены армией. Погибло от 100 до 500 человек, включая женщин и детей. С другой стороны, аналогичная политика проводилась и в отношении женской одежды. Примером в этом призваны были стать жена шаха и другие представительницы его семьи – впервые в Иране они стали выполнять общественные представительские обязанности, участвуя в разных мероприятиях. В 1933-1935 г. велась пропаганда отказа от хиджабов среди женщин-преподавательниц и школьниц со студентками. Официальный указ о запрете хиджаба был издан 8 января 1936 г., важная роль в этом деле отводилась жене шаха и его дочерям.

Реза-шах, его жена Тадж ол-Молук и их дочери Шамс и Ашраф. 8 января 1936 г. / Источник: en.wikipedia.org

В тот день Реза-шах посетил церемонию выпуска Тегеранского педагогического колледжа вместе с женой и двумя дочерями, которые были одеты в европейскую одежду и не покрывали голову. Шах выступил с речью, в которой говорил о том, что половина населения страны, т.е. женщины, игнорировалась, но теперь будущее в их руках. Впоследствии фотографии жены и дочерей шаха без хиджабов были опубликованы.

Хиджаб в Иране: был, есть и будет.

После издания указа по стране прокатилась волна репрессий в отношении носящих хиджабы женщин. Чтобы обеспечить его выполнение, полиции было приказано снимать с них хиджабы насильно, если они появляются в таком виде в общественных местах. Женщин избивали, срывали с них платки и чадры, дома обыскивали. Это привело к тому, что вплоть до отречения Резы-шаха от престола в 1941 г. многие иранки просто не выходили на улицу. Были случаи самоубийств женщин, не желающих снимать хиджаб.

Кашф-е хиджаб / Источник: en.wikipedia.org

Хотя находятся западные историки, которые называют указ о запрете хиджаба прогрессивным, в целом его влияние оценивается как негативное. Он унизил многих иранок и вызвал у них недовольство и даже ненависть к шаху. В воспоминаниях одного муллы описывается, как воспринимали изгнание шаха в 1941 году некоторые горожане: «Когда союзники сняли Резу-шаха, было такое чувство, как будто Аллах позволил нам взглянуть на жизнь после смерти… Мы были действительно свободными; мы могли говорить, что хотели, писать почти всё, что хотели и носить почти всё, что хотели. Женщины, которые, как моя тётя, боялись выйти из дома, с тех пор как Реза-шах насильно упразднил чадру, чувствовали себя, как будто их выпустили на свободу после заключения, потому что они снова могли показаться в чадре на улице».

Гарем иранских шахов.

При следующем правителе Мохаммеде Резе Пехлеви официальные меры несколько смягчились, и ношение хиджаба или чадры больше не считалось преступлением. Вместе с этим, такая одежда могла стать препятствием для восхождения по социальной лестнице, так как считалась признаком отсталости и показателем принадлежности к низшему классу. Дискриминация в отношении женщин, носящих платок или чадру была достаточно распространена, а государственные учреждения создавали всякого рода препятствия для такой одежды. Даже в некоторые рестораны отказывались впускать женщин в хиджабах.

Несмотря на юридическое давления и препятствия, большинство иранок продолжало носить хиджабы или чадры. Появляться в общественных местах без такой одежды позволяли себе только немногие, в основном, жительницы Тегерана. Это были получившие западное образование дочери представителей элиты, жены иностранцев, недавно приехавшие из Европы, и некоторые женщины из среднего класса.

جشن کشف حجاب در قم – قم شناسی

Кашф-е хиджаб в Куме / Источник: qomshenasi.ir

В 70-х годах произошел некоторый перелом. Хиджаб стал восприниматься как признак «добродетели». Женщины, недовольные шахским режимом, носили его как выражение «требования уважения и достоинства», а оппозиционеры рассматривали женщин без хиджаба как жертв вестернизации, пропаганды «развращенной западной культуры», подрывающей нравственные устои общества. Революционные настроения вернули популярность чадре среди оппозиционно настроенных иранцев, женщины из разных сословий носили ее по разным причинам, в том числе и в знак протеста против обращения с ними как с сексуальными объектами. Такая одежда уже считалась не помехой, а расширением прав и возможностей, позволяющим получить доступ к общественным сферам, не сталкиваясь с сексуальными домогательствами. Когда в стране начались демонстрации и протесты против шахского режима, в них, наряду с мужчинами, участвовали тысячи женщин в чадре и хиджабе.

В Иране открылся первый персональный музей художницы.

После революции 1979 года женщинами в общественных местах было предписано носить либо длинную черную чадру, которая почти полностью скрывала фигуру, либо платок и свободное длинное манто поверх брюк. В первые годы существования Исламской республики власти были особенно строги, в частности, допускались только темные цвета, но в дальнейшем предписания смягчились. Возвращение обязательного хиджаба не оказало катастрофического воздействия на социальную активность: число женщин с высшим образованием возросло многократно, равно как и уровень их занятости.

Исламосфера