Катастрофа Airbus A300 над Персидским заливом (4 июля 1988 г.)
Катастрофа иранского пассажирского самолета Airbus A300 над Персидским заливом — крупнейшая авиационная катастрофа в истории Ирана, произошедшая в последние месяцы ирано-иракской войны, в воскресенье 3 июля 1988 года, когда авиалайнер Airbus A300 авиакомпании Iran Air, совершавший коммерческий пассажирский рейс IR655 по маршруту Тегеран—Бендер-Аббас—Дубай, был сбит ракетой «земля-воздух», выпущенной с ракетного крейсера ВМС США «Винсенс», который находился в территориальных водах Ирана. Все находившиеся на борту самолёта 290 человек (274 пассажира и 16 членов экипажа) погибли. Причина крушения была предметом споров и судебных разбирательств между правительствами двух стран на протяжении восьми лет. США так и не принесли своих извинений перед правительством и народом Ирана за этот инцидент, имевший ряд признаков военного преступления.
В 1984 году боевые действия между Ираком и Ираном распространились на Персидский залив, участились воздушные нападения на нефтяные танкеры и торговые суда соседних стран, некоторые из которых оказывали помощь Ираку в транспортировке иракской нефти. Напряженность в Ормузском проливе на момент инцидента была очень высокой. Еще 17 мая 1987 года иракские ВВС случайно напали на управляемый ракетный фрегат ВМС США «Старк», в результате чего погибли 37 американских моряков. Военно-морские силы США также вступали в перестрелки с иранскими канонерскими лодками в конце 1987 года, а управляемый ракетный фрегат ВМС США «Сэмюэль Б. Робертс» подорвался на иранской морской мине в апреле 1988 года. В мае 1988 года США участвовали в операции «Богомол», в результате которой были потоплены иранский фрегат «Саханд», иранский быстроходный ударный корабль «Джоушан» и три иранских быстроходных катера, а также поврежден иранский фрегат «Сабалан», уничтожены две иранские платформы и поврежден иранский истребитель. В общей сложности погибли 56 иранцев, в то время как США потеряли только один вертолет вместе с экипажем (два пилота).
29 апреля 1988 года США расширили сферу деятельности своего военно-морского флота, осуществляя охрану всех дружественных нейтральных судов в Персидском заливе. Примерно тогда же «Винсенс», оснащенный новой боевой системой Aegis и находившийся под командованием капитана Уильяма С. Роджерса, был в срочном порядке направлен в этот район для развертывания и прибыл в Бахрейн 29 мая 1988 года. Поскольку Ормузский пролив имеет достаточно небольшую ширину в самом узком месте, очень часто входившие в Персидский залив или выходившие из него корабли проходили через иранские территориальные воды. Поэтому во время ирано-иракской войны иранским военным часто приходилось проводить инспекции этих судов и подниматься на их борт в поисках контрабанды, предназначенной для Ирака.
Утром 3 июля 1988 года военный корабль США «Винсенс» проходил через Ормузский пролив, возвращаясь с дежурства по сопровождению. По заявлению американцев, он преследовал иранские канонерские лодки, войдя в иранские территориальные воды, которые открыли по нему огонь. Одновременно самолет Airbus A300 под управлением 38-летнего капитана Мохсена Резаяна, 31-летнего первого помощника Камрана Теймури и 33-летнего бортинженера Мохаммад-Резы Амини, вылетел из Бандар-Аббаса в 10:17 по иранскому времени в направлении Дубая. Полет должен был занять 28 минут. В момент взлета американские радиолокационные приборы засекли иранский лайнер, возможно, приняв его за военный истребитель, хотя его транспондер посылал сигналы гражданской авиации.
В 10:24 «Винсенс» выпустил две ракеты класса «земля-воздух» SM-2MR, одна из которых попала в авиалайнер, после чего самолет распался на части и рухнул в воду. Никто из 290 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, не выжил. Диктофон кабины пилота и регистратор полетных данных так и не были найдены. Местонахождение «Винсенса» в иранских территориальных водах во время инцидента было официально признано правительством США.
Согласно документам, которые Иран представил в Международный суд, на борту воздушного судна находилось 290 человек: 274 пассажира и экипаж из 16 человек. Из этих 290 человек 254 были иранцами, 13 – гражданами Объединенных Арабских Эмиратов, 10 – гражданами Индии, 6 – пакистанцами, 6 – югославами и 1 – итальянцем.
Представители Пентагона первоначально заявили, что «Винсенс» сбил иранский истребитель F-14, но в течение нескольких часов выступили с опровержением и подтвердили иранские сообщения о том, что их целью оказался гражданский аэробус. По данным правительства США, «Винсенс» ошибочно идентифицировал авиалайнер как атакующий военный истребитель и ошибочно определил профиль его полета как аналогичный профилю F-14A Tomcat во время атаки, однако боевая система крейсера Aegis зафиксировала, что во время инцидента самолет набирал высоту (тогда как при атаке он должен снижаться). Согласно тем же данным, «Винсенс» безуспешно пытался связаться с приближающимся самолетом, семь раз на военной аварийной частоте и три раза на гражданской аварийной частоте, но гражданский самолет не имел оборудования для приема военных частот, а сообщения по гражданскому каналу экстренной связи могли быть направлены на любой другой самолет.
По мнению иранского правительства, расстрел был преднамеренным и незаконным актом. Даже если бы имела место ошибочная идентификация самолета как военного, с чем Иран никогда не соглашался, подобный инцидент вопиющим примером халатности и безрассудства, которые можно считать международным преступлением, а не несчастным случаем. В частности, Иран выразил скептицизм по поводу заявлений о неправильной идентификации самолета, отметив, что усовершенствованный радар крейсера Aegis правильно отслеживал полет, два других военных корабля США, находившиеся в этом районе, «Сайдс» и «Монтгомери», также идентифицировали самолет как гражданский, а сам полет проходил в пределах признанного международного воздушного коридора.
Иран счел более правдоподобной версию, что экипажу «Винсенса» не терпелось проявить свое мастерство в деле. В самих США ряд аналитиков обоснованно обвинял капитана Уильяма К. Роджерса в чрезмерно агрессивном поведении в напряженной и опасной обстановке. Даже если бы самолет действительно был иранским истребителем F-14, США не имели права сбивать его, так как он летел в воздушном пространстве Ирана и не следовал по траектории, которую можно было бы считать профилем атаки. Даже если бы экипаж иранского авиалайнера допустил какие-либо нарушения, как пытались утверждать американские военные, правительство США все равно оставалось бы ответственным за действия экипажа «Винсенса» в соответствии с нормами международного права.
Иран отметил, что в прошлом Соединенные Штаты решительно осуждали подобные инциденты в отношении гражданских и военных самолетов с участием других стран, но на этот раз отказались брать на себя ответственность. Об этом свидетельствовало даже освещение инцидента в американских СМИ, которые подчеркивали, что имела место всего лишь трагическая ошибка, в которой пострадавшая сторона несет не меньшую ответственность. Правительство США опубликовало несколько дипломатических нот с сожалением в связи с гибелью людей, но так никогда официально не извинилось и не признало своего проступка.
В Иране инцидент был воспринят как целенаправленное нападение американцев с целью подать Ирану сигнал о том, что США готовы вступить в войну с Ираном на стороне Ирака. В середине июля 1988 года министр иностранных дел Ирана Алиакбар Велаяти попросил Совет Безопасности ООН осудить США, заявив, что нападение «не могло быть ошибкой», а было «преступным актом». Вице-президент США Джордж Буш-старший, отстаивал позиции американского правительства в ООН, утверждая, что нападение США было инцидентом военного времени, и экипаж «Винсенса» действовал в соответствии со сложившейся напряженной ситуацией. Советский Союз попросил США вывести войска из этого района и поддержал усилия Совета Безопасности по прекращению ирано-иракской войны.
Несмотря на инцидент, экипаж «Винсенса» был награжден орденами боевых действий по завершении своего дежурства в зоне боевых действий. Более того, в 1990 году капитан Роджерс был награжден орденом Почетного легиона «за исключительно достойное поведение при выполнении выдающейся службы в качестве командира с апреля 1987 по май 1989 года».
Дело Международного суда по поводу этого воздушного инцидента было закрыто 22 февраля 1996 года после урегулирования спора и возмещения ущерба Соединенными Штатами. США согласились выплатить Ирану 131,8 миллиона долларов США в качестве компенсации за прекращение дела. 61,8 миллиона долларов США по иску были выплачены в качестве компенсации за 248 иранцев, убитых в результате перестрелки: по 300 000 долларов за каждого работавшего пассажира, и 150 000 долларов – за не работавшего. Оставшиеся 70 миллионов долларов, скорее всего, покрывали стоимость уничтоженного авиалайнера A300. Примечательно, что сумма компенсации, выплаченной иранским жертвам, составляла лишь одну десятую от той суммы, которую США потребовали от Ирака за своих военных, погибших на борту американского корабля «Старк».