Кази Табатабаи, Сейед Мохаммад-Али

Сейед Мохаммад-Али Кази Табатабаи (перс.: سید محمدعلی قاضی طباطبایی; 1979-1913) – иранский шиитский священнослужитель и первый пятничный имам Тебриза после победы Исламской революции в Иране. Он был участником антишахской оппозиции и сторонником Имама Хомейни. После революции он был назначен представителем Имама Хомейни в провинции Восточный Азербайджан и выполнял обязанности имама на пятничных молитвах в Тебризе. Он был убит членами группировки «Форган» и считается в Исламской Республике Иран первым среди так называемых «мучеников минбара» — священнослужителей, погибших от рук террористов во время выполнения своих религиозных обязанностей.

Сейед Мохаммад-Али Кази Табатабаи родился в 13 апреля 1913 года в Тебризе, в семье священнослужителей. Его предок, Абдольваххаб Табризи, был прославленным шиитским ученым, факихом и мистиком XV века, жившим в Азербайджане.  Его отец, Сейед Багер, известный как Мирза Багер, и его дядя, Мирза Асадолла, также были известными учеными в Тебризе. Сейед Мохаммад-Али изучал под их руководством вводные исламские дисциплины в богословской семинарии Талебийе. Он переехал в Кум в 1940 году, чтобы учиться в богословской семинарии Кума, которая в то время стала точкой притяжения молодых семинаристов со всего Ирана благодаря деятельности аятоллы Хаэри Язди.

Он жил в Куме с 1940 года в течение 10 лет. Затем он отправился в Наджаф и посещал там занятия видных ученых, и некоторые из них дали ему разрешение на передачу хадисов (Ага Бозорг Техрани, Сейед Абд оль-Хосейн Шараф од-дин аль-Амели, Абу-ль-Касем аль-Хойи и др.) Его преподавателями также были Сейед Мохаммад Ходжат, Сейед Садроддин Садр, Сейед Мохаммад-Реза Гольпайгани, Сейед Хосейн Боруджерди, Абольхосейн Рашти, Мохаммад-Хосейн Кашеф оль-Гета и др.

Им было написано много научных работ на разные темы, в том числе книга «Тахик дар баре-йе аввал-е арбаин-е Сейед ош-Шохада» («Исследование о первом арбаине Господина Мучеников») –  самая известная его работа, в которой он попытался доказать возвращение членов Ахль аль-Бейт в Кербелу на сороковой день (арба‘ин) после трагедии в Кербеле.

Мохаммад-Али Кази Табатабаи еще во время нахождения в Куме был участником сторонником Имама Хомейни и принял в последующем активное участие в антишахском оппозиционном движении. В начале 1960-х годов он был противником серии шахских реформ, получивших название «Белая революция». В частности, он вместе с другими учеными Тебриза подписал заявление против законопроекта о государственных и провинциальных советах, согласно которому избирателям и кандидатам было достаточно давать присягу не на Коране, а на любом священном тексте, что вызвало протесты в богословской семинарии Кума и в среде шиитских муджтахидов, в частности Имама Хомейни. Заявление Имама Хомейни было вывешено на стене в медресе Талебийе. Когда полицейские попытались снять текст заявления со стены, они столкнулись с сопротивлением учеников медресе. Столкновение перекинулось на базар, и благодаря протестам людей, вышедших из мечети Макбаре, осада полицейских с медресе была снята. После этого события аятолла Кази Табатабаи выступил с заявлением, которое на следующий день было распространено по всему городу.

В 1968 году политическая деятельность Кази Табатабаи и его разоблачительные высказывания в адрес режима Пехлеви привели к его изгнанию на шесть месяцев в город Бафт в провинции Керман, а затем к ссылке в Зенджан.

В 1973 году в Тебризе под его руководством был создан фонд помощи борцам за ислам (Сандуг-е моджахедин-е эслами) для поддержки антишахского движения, в том числе печати и распространения заявлений, оказания помощи семьям политических заключенных, поддержки активистов, вынужденных покинуть под давлением шахского режима свои дома и т.д. Он также поддерживал контакты со студентами университетов с целью укрепления антишахских настроений в их среде.

18 февраля 1978 года Кази Табатабаи был одним из инициаторов протестов, которые прошли в Тебризе в ознаменовании сорокадневного траура по жертвам антишахских народных выступлений, которые начали 9 января 1978 года в Куме в ответ на статью, опубликованную в газете «Эттелаат».

После победы Исламской революции в Иране, в июле 1979 года, он был назначен Имамом Хомейни имамом пятничной молитвы и его представителем в Тебризе. В условиях охватившей страну неразберихи он пытался обеспечить безопасность и стабильность в Тебризе. Например, в середине июня 1979 года некоторые члены иранских ВВС (хомафары) провели сидячую забастовку и высказали свои претензии правительству. После переговоров с аятоллой Кази Табатабаи они прекратили свою забастовку.

После создания Партии Исламской Республики (ПИР) аятолла Кази Табатабаи выступил с заявлениями, в которых призывал людей вступать в эту партию.

Аятолла Мохаммад-Али Кази Табатабаи был атакован и мученически убит 1 ноября 1979 года членом леворадикальной группировки «Форган» прямо на улице, когда возвращался домой после проведения вечерней и ночной молитвы в мечети. Он известен в Иране как первый мученик среди пятничных имамов. После его мученической кончины Кади Имам Хомейни выступил с заявлением и выразил соболезнования всем мусульманам и исламским ученым, а также народу иранского Азербайджана.