Кедди, Никки
Никки Рагозин Кедди (урожденная Анита Рагозин, род. 1930) — американский исследователь-востоковед и иранист, специалист по женской истории. Она является профессором истории Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Никки Кедди родилась в Бруклине (штат Нью-Йорк) в 1930 году в семье родителей-коммунистов. Она посещала школу имени Хорас-Манна Линкольна в Манхэттене, получила степень бакалавра в Гарвардском университете, степень магистра в Стэнфордском университете и степень доктора философии в Калифорнийском университете в Беркли (1955, тема диссертации: «Влияние Запада на современную иранскую социальную историю»).
Прежде чем заняться изучением Ирана и исламского мира, Кедди сосредоточилась на итальянской и китайской истории. Она пишет о том, как увлеклась историей Ирана в университете:
«Меня больше тянуло к ближневосточной и особенно иранской истории, хотя я не знала иранцев и не имела личных контактов ни с кем из иранцев. Иран, как и Италия, имеет долгую историю с выдающимися традициями в искусстве, литературе и религии. Это был также период премьер-министра Мохаммада Мосаддыка и национализации нефти, поэтому Иран казался интересным с политической точки зрения, хотя он и перестал быть таким после того, как США организовали свержение Мосаддыка в 1953 году, и снова стало таким только в 1978 году».
В 1958 году ей была предоставлена стипендия Совета по социальным исследованиям на 1959-60 годы для поездки в Иран с целью изучения иранской Конституционной революции 1905-1911 годов. Ей удалось взять интервью у старых людей, которые помнили годы Конституционной революции, открыв для нее факты о представлениях многих конституционалистов, которые были недоступны в письменных источниках.
По окончании университета и прохождении годичной исследовательской стажировки она преподавала в Университете Аризоны и колледже Скриппса в Клермонте (Калифорния), прежде чем обосноваться в Калифорнийском университете, где она преподавала в основном историю Ирана и Ближнего Востока, а также курсы по сравнительной революции, сравнительной религиозной политике, неписьменным источникам и методологии преподавания истории и исторического исследования.
В 1973 — 1974 годах она провела год в Иране, работая над экономическими и социальными аспектами ремесел и ковроткачества. За всю жизнь она провела в общей сложности три года в Иране и совершила обширные исследовательские поездки по Европе, Ближнему Востоку, Восточной и Юго-Восточной Азии и Африке.
В 1980-1981 годы Никки Кедди была избрана президентом Ассоциации ближневосточных исследований, ранее входила в ее исполнительный совет, а также в руководящий совет Общества по изучению Ирана, работала в комитетах этих двух организаций. Является членом редакционных советов нескольких журналов и энциклопедий.
В 1994 году она была избрана членом Американской академии искусств и наук. В 2001 году стала лауреатом премии Ассоциации ближневосточных исследований, которая также сделала ее почетным стипендиатом в 2003 году. В 2002 году Никки Кедди получила премию за выдающиеся научные заслуги от американской Исторической ассоциации и премию по персидской истории от Фонда энциклопедии «Ираника». В 2008 году была отмечена пожизненной наградой за достижения в области иранских исследований от Международного общества иранских исследований.
В 2017 году Ассоциация ближневосточных исследований учредила ежегодную книжную премию Никки Кедди с целью поощрения авторов выдающихся научных работ, посвященных религии, революции и обществу.
Ее интерес к интеллектуальной истории нашел отражение в ее новаторских статьях, посвященных иранской Конституционной революции 1905-1909 гг. и проблеме исламского модернизма, которую она впервые поставила. Кульминацией этого направления ее творчества стала ставшая классикой биография известного интеллектуала и политического деятеля XIX века Джамаля ад-дина аль-Афгани (Асадабади).
Иранская революция 1978-1979 годов побудила профессора Кедди расширить свой неизменный интерес к революции как форме радикальных политических и социальных перемен. Итогом стала ее книга «Корни революции: интерпретативная история современного Ирана» (1981), ряд статей о сравнительном изучении революций и «возрождении» ислама, а также пять монографий, посвященных историческому контексту революционных тенденций в Иране.
Никки Кедди также является автором книг и статей по сравнительному секуляризму и фундаментализму в различных странах мира. Как женщина-пионер в области, в которой тогда доминировали мужчины, профессор Кедди лично столкнулась с большим количеством сексизма и даже сексуальных домогательств в 1950-х и 1960-х гг. Кроме того, под влиянием родителей она с юных лет активно интересовалась политикой. В шестнадцать лет работала волонтером в Вашингтоне в антирасистской организации «Южная конференция по человеческому благосостоянию». Как многие левые студенты того времени, вступила в Коммунистическую партию, из-за чего имела проблемы с ФБР и устройством на работу в некоторых университетах.
Библиография
Женщины на Ближнем Востоке: прошлое и настоящее (Women in the Middle East: Past and Present, Princeton University Press, 2007).
Эта книга, написанная пионером в области истории ближневосточных женщин, представляет собой краткую, всеобъемлющую и авторитетную историю повседневной жизни женщин региона с момента возникновения ислама. Никки Кедди дает уникальный обзор прошлого и быстро меняющегося настоящего ближневосточных женщин. Книга также включает в себя краткую автобиографию, в которой рассказывается о политической активности Кедди как одной из первых женщин в ближневосточных исследованиях. Позиционируя женщин в рамках их индивидуального экономического положения, идентичности, семьи и географии, автор рассматривает жизненный опыт женщин в Османской империи и Турции, в Иране и во всех арабских странах. Кедди обсуждает взаимодействие меняющегося ислама с политическими, культурными и социально-экономическими событиями. При этом она показывает, что, как и другие основные религии, ислам включал в себя идеи и практики мужского превосходства, но также провоцировал вызовы, направленные против них. Кедди порывает с представлениями о ближневосточных женщинах как безликих жертвах и оценивает их участие в подъеме современных националистических, социалистических и исламистских движений.
Современный Иран: корни и результаты революции (Modern Iran: Roots and Results of Revolution, Yale University Press, 2003).
В этой существенно переработанной и расширенной версии классической работы Никки Кедди «Корни революции» автор переносит историю современного Ирана на сегодняшний день, исследуя политические, культурные и социальные изменения, произошедшие за последнюю четверть века. Кедди дает ряд глубоких комментариев по поводу ирано-иракской войны, войны в Персидском заливе, а также последствий 11 сентября для стратегических отношений Ирана с США. Она также обсуждает развитие образования, здравоохранения, искусства и роль женщин в истории страны.
Каджарский Иран и возвышение Реза-хана (Qajar Iran and the Rise of Reza Khan. Mazda, Costa Mesa, CA, 1999).
Эта книга рассматривает интеллектуальные тенденции, а также политическую и социально-экономическую историю Ирана, включая рост западных вторжений и контроля, которые привели к социальным, экономическим и политическим потрясениям и помогли привести к крупной революции, которая дала Ирану современную конституцию. Более поздние события привели к модернизации центрального правительства под руководством шахов из династии Пехлеви. Период 1796-1925 годов ознаменовался расцветом изобразительного искусства Ирана, политически ориентированной литературы, массовой культуры, ремесел и ковров, а также зарождением фотографии и кино. Книга интерпретирует все эти события как часть эпохи, которая помогла Ирану войти в современный мир, сохранив свое культурное величие.
Иран и мусульманский мир: сопротивление и революция (Iran and the Muslim World: Resistance and Revolution, Macmillan, London, and New York, New York University (NYU) Press, 1995).
Эта книга состоит из нескольких взаимосвязанных глав, в которых автор анализирует вопрос о том, почему Иран, в отличие от многих других стран, пережил так много революционных движений в прошлом столетии; революционный потенциал его религии — шиизма; историю революционных и освободительных движений в современном мусульманском мире. Автор делает акцент на таких исторических изменениях, как переход шиизма иснашаритского толка от политического квиетизма к революционной оппозиции, а также на некоторых незамеченных ранее факторах революции, таких как участие сразу нескольких городов во всех современных иранских революциях.
Ни Восток, ни Запад (совместно с Майком Гасиоровски, Neither East Nor West: Iran, the Soviet Union and the United States, New Haven, Yale University Press, 1990).
Название «Ни Восток, ни Запад» является афоризмом, широко поддержанным иранцами всех классов, указывающим на убеждение, что иранская нация должна вести независимую внешнюю политику. Эта книга посвящена трехсторонним отношениям Исламской Республики Иран и двух сверхдержав – США и СССР. Основу для этого сборника информативных докладов целого ряда ведущих английских и американских экспертов по Ирану, среди которых были редакторы Никки Р. Кедди и Майк Дж . Гасиоровский, обеспечила международная конференция «Иран, США и СССР», прошедшая в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) в 1988 году.
Шиизм и социальный протест (совместно с Джудит Коул, Shi’sm and Social Protest, New Haven, Yale University Press, 1986).
Эта книга является первым обзором шиитского политического активизма в каждой из стран, где он имеет распространение. Авторы книги — ученые с широким кругом знаний — представляют актуальную информацию о факторах, связанных с недавним подъемом шиитской активности. Они обнаруживают, что национальная идентичность часто была более важна для мусульман-шиитов, чем транснациональная религиозная солидарность. Шииты в большинстве стран мобилизовались для более широкого участия в политической жизни своей страны, а не в целях шиитского сепаратизма или клерикального правления. По мнению авторов, шииты ни в коем случае не достигли окончательной точки в своей политической деятельности; их политическое будущее во многом зависит от того, насколько будут удовлетворены требования и желания их локальных групп.
Религия и политика в Иране: шиизм — от квиетизма к революции (Religion and Politics in Iran: Shi’ism from Quietism to Revolution, New Haven, Yale University Press, 1983).
Эта коллективная монография под научной редакцией Никки Кедди включает 11 провокационных статей, в которых исследуется интеллектуальная и историческая эволюция иранской государственной религии на политической арене и приводятся примеры основных тенденций и фигур в современной иранской шиитской политике.
Корни революции: Интерпретативная история современного Ирана (Roots of Revolution: An Interpretive History of Modern Iran, Yale University Press, 1981).
В этой книге Кедди проделывает удивительную работу по изучению истоков привлекательности и причин Иранской революции 1978-1979 годов. По сути, он доказывает, что репрессивный и светский режим Пехлеви, игнорировавший и даже активно подавлявший ислам, вызвал ответную реакцию, которая привела к его окончательному уничтожению. В то же время автор подчеркивает, что тесные связи дореволюционного иранского правительства с Западом и его растущая опора на него только способствовали росту популярности ислама как альтернативы.
Иран: религия, политика и общество (Iran: Religion, Politics and Society, Frank Cass, London, 1980).
Часть 1 посвящена религии и политике в раннем иранском национализме; истокам религиозно-радикального альянса в Иране; участию народа в Конституционной революции 1905-1911 гг.; религии и обществу в Иране.
Часть 2 рассматривает социально-экономические изменения: экономическую историю Ирана с 1800 по 1914 годы и ее политическое влияние; Иран с 1797 по 1941 годы; расслоение, социальный контроль и капитализм в иранских деревнях — до и после земельной реформы; нефть, экономическую политику и социальные изменения в Иране.
Сайид Джамал ад-дин аль-Афгани: политическая биография (Sayyid Jamal al-Din «al-Afghani»: A Political Biography, University of California Press, Berkeley, 1972).
Автор изучила каталог работ аль-Афгани, оставленных в доме семьи Махдави, когда он был изгнан из Ирана в 1891 году, и использовала другие источники для реконструкции жизни и идей аль-Афгани. Она обнаружила, что все существующие биографии этого деятеля носили мифический характер, основываясь на том, что он и его ученики хотели, чтобы люди верили в его афганское происхождение и принадлежность к ортодоксальному суннизму. Кедди приводит факты, доказывающие, что он родился в Иране, получил шиитское образование у себя на родине и в священных городах Ирака, где на него оказала влияние неортодоксальная школа шейхитов.
Исламский ответ империализму (An Islamic Response to Imperialism, University of California Press, 1968).
Кедди использует широкий спектр первичных и вторичных источников. В части I делается попытка представить подробную биографию и последовательный анализ идей аль-Афгани. Часть II содержит переводы некоторых из его наиболее важных произведений, большинство которых были написаны на персидском языке и либо не были доступны вообще, либо были доступны только в арабском переводе.
Религия и восстание в Иране: табачный протест 1891-92 годов (Religion and Rebellion in Iran: The Tobacco Protest of 1891-92, Frank Cass, 1966).
Книга содержит отчет о событиях иранского табачного протеста 1891-1892 годов. В этой книге рассматриваются события, которые привели к этому внезапному всплеску оппозиции, прослеживается ход событий в каждом городе и отмечается важность протеста для формирования иранского оппозиционного движения.