Комитеты Исламской революции
Комитеты Исламской революции (перс.: комитеха-йе энгелаб-е эслами, کمیته های انقلاب اسلامی) – общее название органов охраны общественного порядка в Иране, которые создавались стихийно в обстановке вакуума власти с конца 1978 года и действовали после победы Исламской революции под руководством Министерства внутренних дел. Комитеты также отвечали за соблюдение исламских норм и правил поведения в общественных местах. В конечном итоге они были объединены с городскими силами охраны правопорядка (шахрбани) и жандармерией, образовав в 1991 году единую структуру под названием Правоохранительные силы Исламской Республики Иран (перс. Нируха-йе энтезами-йе Джомхури-йе эслами-йе Иран, НАДЖА).
Первые комитеты возникали повсеместно во всех населенных пунктах как полностью автономные организации в конце 1978 года. В мечетях, а в ряде случаев также в школах и на предприятиях, организовывались группы активистов, которые занимались мобилизацией населения для протестных мероприятий, устраивали забастовки и демонстрации, брали на себя функции по обеспечению общественного порядка и распределения дефицитных товаров. Чаще всего руководство комитетами брали на себя имамы мечетей. Комитеты, среди которых центральное место занимал так называемый Комитет по встрече Имама Хомейни, сыграли важную роль в организации массовой демонстрации во время прибытия Хомейни в Иран 1 февраля 1979 года.
После окончательной победы Исламской революции 12 февраля 1979 года Имам Хомейни в своем послании к народу провозгласил комитеты органом революционной власти. Комитетам Исламской революции было поручено собирать оружие, организовывать вооруженных революционеров и в целом бороться с хаосом, который воцарился на улицах городов после падения шахского режима вследствие фактического расформирования полиции и ослабления армии.
Имам Хомейни назначил руководить комитетами аятоллу Мохаммад-Резу Махдави Кани. Перед ним была поставлена задача сделать комитеты опорой нового режима, хотя было немало случаев, когда комитеты на местах самостоятельно проводили аресты, казни и конфискации имущества представителей прежнего режима, практически ни перед кем не отчитываясь. На тот момент большая часть винтовок и автоматов, изъятых из военных арсеналов, оказались в руках комитетов. В одном только Тегеране насчитывалось 1500 комитетов. Между различными комитетами, имевшими связи с самыми разными политическими группами, а также между комитетами и другими органами власти, в частности Временным правительством, неизбежно возникали конфликты. Более того, отдельные комитеты в Тегеране оказались под контролем организованных преступных группировок. Эти эксцессы, приводившие к нарушению закона и прав человека, создавали трудности в работе правительства.
Летом 1979 года комитеты были очищены от членов проникших в них левых партизанских движений, выступавших с наиболее радикальных позиций и инициировавших конфликты с правительством, что помогло нормализовать обстановку и наладить централизованное управление их деятельностью.
В 1980-е годы комитеты, которые в первые месяцы после революции рассматривались как временный орган власти, продолжили свое существование из-за специфических условий, связанных с началом войны и обострением внутриполитической борьбы, в том числе возросшей террористической активности таких групп, как Организация моджахедов иранского народа (ОМИН). Согласно принятому в 1981 закону об учреждении Комитета Исламской революции, они выполняли такие функции, как борьба с элементами, угрожающими безопасности страны, в том числе с террористическими, подрывными и контрреволюционными группами (в сотрудничество с Корпусом стражей Исламской революции), снабжение оперативной информацией Министерства информации, противодействие торговле наркотиками, контрабандными товарами, проституции, игорному бизнесу и другим противозаконным сферам деятельности, содействие правительственным органам в мероприятиях по оказанию помощи населению в случае чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Комитеты также занимались религиозной, политико-идеологической и военной подготовкой своих членов, будучи главным поставщиком кадров для Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). С этой целью усилиями комитетов даже был создан Военный институт (преобразован после 1991 года в Университет правоохранительных органов Амин). Кроме того, комитеты привлекались к боевым операциям ирано-иракской войны и поддержанию порядка в приграничных районах.
Революционные комитеты были ликвидированы только в 1991 году, когда был принят закон об учреждении Правоохранительных сил Исламской Республики Иран, которые включили в свой состав, наряду с полицией и жандармерией, также и революционные комитеты.