Контрреволюционные выступления в Белуджистане (декабрь 1979 г.)
Контрреволюционные выступления в Белуджистане (декабрь 1979 г.) – выступления членов марксистских групп против Исламской республики в провинции Систан-и-Белуджистан в Иране, начавшиеся после конституционного референдума 2 и 3 декабря 1979 года.
С началом Исламской революции многие белуджи, включая суннитских улемов (молави), приветствовали революцию и ее лидера аятоллу Хомейни. В 1978 году представители белуджской интеллигенции даже сотрудничали с рядом шиитских священнослужителей и деятелей Исламской революции. Многие из них увидели в ней возможность расширить свое влияние в белуджском обществе, которое традиционно подчинялось племенным вождям-сардарам. В то же самое время племенные вожди сохраняли лояльность шахскому режиму. Ближе к концу 1978 года представители исламского движения регулярно приезжали из Тегерана в Белуджистан для подпольной агитации против шаха.
После победы Исламской революции новый режим не смог сразу установить контроль над отдаленными районами Ирана, в которых проживали этнические меньшинства, в том числе над Белуджистаном. Лидеры белуджей сформировали свои собственные политические структуры, вытесняя с государственных постов чиновников, не являвшихся белуджами, разоружая жандармские и армейские части, дислоцированные в Белуджистане.
Несмотря на усилия революционных властей, в целом им не удалось привлечь на свою сторону студентов-белуджей, которые активнее вступали в марксистские группы и в меньшей степени в Организацию моджахедов иранского народа (ОМИН). Эту проблему не смогло решить и сотрудничество суннитских имамов с революционерами и шиитским духовенством. Как и в некоторых других регионах Ирана (Курдистан, Туркменсахра) здесь стал складываться союз между рекрутировавшими членов из местных этнических меньшинств левыми группировками и частью светской национальной интеллигенции. Многие учебные заведения управлялись левыми, которые получали инструкции от своих лидеров в Тегеране или других крупных городах Ирана. Они устраивали семинары и лекции в Белуджистане, публиковали едкие статьи о суннитских священнослужителях, выступавших на стороне Исламской революции.
Народно-демократическая организация Белуджистана (НДОБ) во главе с доктром Рахматом Хосейнбором, созданная местными сторонниками левомарксистской группы Организация фидаев иранского народа (ОФИН), пользовалась поддержкой среди многих представителей белуджской интеллигенции, студенчества и зарождавшегося рабочего класса. Эта группа также сумела привлечь на свою сторону представителей жившего в Белуджистане персидского меньшинства, увлекавшихся левыми идеями. В своем манифесте НДОБ отвергла «все проявления сепаратизма», отдав предпочтение автономии в составе единого Ирана. Эта организация вела кампанию по организации советов крестьян, рабочих и студентов против «реакционных сил», к которым она относила суннитское духовенство, племенных вождей и торговый средний класс. Эта стратегия оказалась обречена на провал, так как события революции сделали суннитских священнослужителей главным объединяющим фактором для белуджских масс, и нападки на духовенство вызвали у них враждебное отношение к НДОБ, а также оттолкнули большое число их сторонников на низовом уровне.
В марте 1979 года Хомейни встретился с белуджской делегацией во главе с Молави Абдул Азизом Муллазаде, самым видным религиозным и политическим лидером в иранском Белуджистане. Эта встреча дала им надежду на то, что в будущей конституции будет обеспечено равное отношение как к шиитской, так и к суннитской ветвям ислама. Хомейни также поручил Временному правительству проконсультироваться с руководством ПМЕ по поводу назначения белуджей на руководящие посты в провинции, что было немыслимо при шахе.
В течение первых месяцев после победы революции белуджи впервые за долгий период (с 1920-х годов) могли свободно выражать свои национальные чувства и вести открытую политическую деятельность, использовать свою национальную одежду в школах и государственных учреждениях, а также читать, писать и публиковать на своем языке. Этот период породил множество политических партий и организаций.
Во время Исламской революции группа суннитских священнослужителей и религиозно ориентированных интеллектуалов под руководством Молави Абдул Азиза Муллазаде, сформировала Партию мусульманского единства (ПМЕ). Эта партия, имевшая исламскую направленность, тесно сотрудничала с революционным правительством в Тегеране и выдвигала требования о религиозной, культурной и административной автономии в ходе разработки новой конституции Исламской Республики.
Молави Абдул Азиз, вошедший в Конституционный совет, предложил белуджам проголосовать за создание Исламской Республики на референдуме в апреле 1979 года. Однако представленный летом 1979 года проект Конституции включал только джафаритский мазхаб в качестве государственной религии и фарси в качестве единственного официального языка (статьи 12 и 15). Отказ в официальном статусе суннитской ветви ислама и отсутствие положений о предоставлении политической и административной автономии белуджам вызвали негодование у Молави Абдул Азиза и его сторонников, которые призвали бойкотировать общенациональный референдум о Конституции, состоявшийся 2 и 3 декабря 1979 года.
ПМЕ, НДОБ, а также другие менее крупные националистические организации, такие как Народный культурно-политический центр Белуджистана (образованный группой левой и националистической молодежи), объединили свои усилия для организации крупных демонстраций протеста против новой конституции. Члены НДОБ проводили в различных городах провинции демонстрации против нового правительства, сопровождавшиеся нападениями на многие избирательные участки и должностных лиц и сжиганием урн для голосования. В некоторых случаях демонстрации перерастали в боевые действия между членами НДОБ и правительственными войсками.
Лидеры ПМЕ пытались успокоить ситуацию путем посредничества между двумя сторонами, но не добились успеха из-за нараставшей поляризации между светскими и религиозными силами в Белуджистане, а также в других частях страны. Демонстрации и вооруженные столкновения между белуджами и бойцами революционных комитетов стали обычным делом в Захедане. В какой-то момент разъяренная толпа ворвалась в кабинет нового губернатора Систана и Белуджистана Джарири (перса, который был назначен после первого и единственного белуджского губернатора Данеша Наруи) и продержала его в заложниках три дня, пока он не был освобожден благодаря вмешательству Молави Абдул Азиза.
Местное отделение Корпуса стражей Исламской революции в Захедане, державшее оборону в штабе, запросило дополнительные силы из других городов Ирана, таких как Исфахан, Йезд, Мешхед и др. Эти меры вызвали ответную реакцию со стороны белуджских националистов, приведя к крупномасштабным беспорядкам и открытой войне между двумя сторонами. В ходе недельных столкновений конце декабря 1979 года число жертв с обеих сторон достигло 24 убитых и 80 раненых.
Правительство было вынуждено объявить военное положение и ввести в Захедане комендантский час, чтобы подавить беспорядки. НДОБ была запрещена. В начале 1981 года МПЕ также была вынуждена самораспуститься и войти в состав провинциального отделения Партии Исламской Республики. Одним из последствий этих мятежей стало возвращение полного запрета на все издания на белуджском языке, как это было при шахе. В начале 1980-х годов члены левых групп подверглись массовым арестам. К середине февраля 1982 года около 3000 жителей Беуджистана, связанных с НДОБ, пересекли границу в поисках убежища в Пакистане, тысячи членов НДОБ были задержаны и несколько десятков казнены после предъявления им обвинений в контрреволюционной деятельности.
По материалам монографии Ахмада Резы Тахери «Белуджи в послереволюционном Иране»
Источник: Ahmad Reza Taheri. The Baloch in Post Islamic Revolution Iran: A Political Study. TECODH, 2012.