Кожанов Н.А. Экономические санкции против Ирана: цели, масштабы, возможные последствия введения

Кожанов Н.А. Экономические санкции против Ирана: цели, масштабы, возможные последствия введения. М.: Институт Ближнего Востока, 2011. – 268 с.


ISBN 978-5-89394-221-7

Летом 2010 года Совет Безопасности ООН, правительство США и Европейский Союз приняли новые санкции против Ирана. Несмотря на заявления иранских официальных лиц о «необоснованном» и «неэффективном» характере этих санкций, большая часть международного экспертного сообщества считает их одной из самых жестких карательных мер, когда-либо принятых против Ирана. Более того, эти шаги властей США и ЕС были поддержаны относительно большим числом стран, которые последовали примеру американцев и европейцев и приняли собственные односторонние санкции против Исламской Республики Иран (ИРИ).

В целом новые карательные меры против Ирана преследуют две основные цели: 1. ограничение возможностей Тегерана финансировать свои ядерные и ракетные программы; 2. принуждение иранских властей к продолжению переговоров по ядерной проблеме и, как следствие, к изменению своей позиции относительно перспектив развития ядерных исследований Тегерана.

Согласно первоначальным планам, обе цели должны были быть достигнуты путем сдерживания процессов развития и модернизации нефтехимического, нефтяного и газового секторов иранской экономики, которые традиционно обеспечивают бюджет ИРИ основной массой доходов.

Как утверждают некоторые исследователи, американские и европейские санкции имеют и другую цель, которая предполагает изменение баланса политических сил внутри Ирана за счет поддержки либеральных (а значит, более лояльных Западу) сил с последующим повышением их роли в политической жизни ИРИ. Как и в случае с теми первыми двумя целями, о которых говорилось выше, эта третья цель должна быть достигнута путем уменьшения возможностей правительства получать деньги от экспорта углеводородов, ограничения его возможностей импортировать бензин и, таким образом, удовлетворять внутренний спрос на него, а также путем ограничения доступа иранских деловых кругов к международным торговым рынкам и банковской системе.

С лета 2010 года ведущие западные аналитические агентства внимательно следят за социально-экономической и политической ситуацией в Иране. Их эксперты считают, что меры, принятые США и ЕС, в отличие от резолюции СБ ООН 1929 года, несомненно, повлияли на Иран. По их мнению, санкции негативно сказались на способности Ирана импортировать бензин и существенно ограничили его доступ к иностранным инвестициям, в которых остро нуждается иранский энергетический сектор.

Однако, несмотря на все прогнозы, Иран оказался в состоянии противостоять западному удару. Его правительство продемонстрировало способность обеспечить контроль над внутриполитической ситуацией, и экономика страны пострадала, но не была разрушена. Тегерану, хотя и не удалось полностью нивелировать негативное влияние санкций, все же удалось смягчить их действие и сэкономить время, чтобы дождаться, когда утихнет волна международного политического гнева.

Иран представляет собой пример государства-полу-парии, которое последние три десятилетия оставалось под санкциями. Более того, в этот период ИРИ пережила революционные потрясения и их последствия, войну с Ираком, экономические потрясения 1990-х годов и финансовый кризис 2008-2009 годов. Несмотря на все эти испытания и испытания, Иран не только постепенно шел по своему собственному независимому пути развития, но и сумел сохранить особый тип политического режима (так называемую «Исламскую Республику»), которому изначально не было дано и года существования после его возникновения. Этот феномен стойкости и выносливости Ирана перед внешними вызовами (и международные санкции, безусловно, являются одним из них) заслуживает специального изучения.

Автор исследования показывает, что санкции, принятые США и ЕС в 2010 году, частично не достигли своих целей. Он объясняет эту неудачу рядом внешних и внутренних причин, которые включают в себя следующие факторы: 1. возможности некоторых стран (таких как Китай, Малайзия, Индия, Турция, Туркменистан, Бразилия и Венесуэла) заменить членов ЕС и их союзников в качестве основных торговых и инвестиционных партнеров Ирана; 2. нежелание некоторых союзников США и ЕС (например, ОАЭ) поддерживать санкционный режим и соблюдать его требования на практике; 3. попытки ряда европейских и американских компаний использовать существующие лазейки в судебной базе действующего санкционного режима для продолжения сотрудничества с Ираном; 4. потенциальные экономические потери, которые понесли бы европейские страны в случае надлежащего осуществления санкций; 5. возможности иранской экономики смягчить негативное влияние принятых против нее карательных мер; 6. недемократический характер иранского политического режима, который позволяет местным властям использовать широкий спектр мер (как подавляющих, так и стимулирующих) для контроля ситуации в стране; 7. нежелание иранской оппозиции поддерживать санкции и использовать возможности, предоставляемые карательными мерами, в качестве политического рычага для улучшения позиций «Зеленого движения».

Исследование основано на анализе широкого круга источников, в первую очередь, включающих соответствующие законы и акты США и ЕС, а также статистические данные и отчеты иранских официальных организаций (таких как Центральный банк Ирана, Министерство нефти и статистический центр Ирана) и международных организаций (например, МВФ, Всемирный банк, ООН и ЮНИДО). Такое особое внимание к первоисточникам отчасти объясняется отсутствием в последнее время глубоких монографических исследований, посвященных этому вопросу. Более того, даже в последнее десятилетие было мало глубоких исследований, непосредственно затрагивавших тему иранского санкционного режима. Среди них можно назвать санкции против Ирана.