Культурная агрессия

Культурная агрессия (перс. тахаджом-е фарханги, تهاجم فرهنگی) – термин, использующийся в современном интеллектуальном дискурсе и политической риторике Исламской Республики Иран, который был введен и популяризирован Верховным лидером, аятоллой Сейедом Али Хаменеи. Культурная агрессия тесно связана с понятием «глобального высокомерия» (эстекбар-е джахани) и обозначает завуалированную форму войны западных элит против Исламской революции, направленную на подрыв исламских ценностей и подмену аутентичной исламской культуры западными образцами. В представлении идеологов Исламской Республики Запад прибегает к планомерному и тщательно рассчитанному ослаблению исламских убеждений, трансформации ценностей, искажению идей, подмену традиций и обычаев, постепенному уничтожению нравственных основ иранского общества с помощью различных средств, методов и инструментов.

Концепция «культурной агрессии» является продолжением и развитием уже существовавших в Иране идей «возвращения к себе» (базгашт бе хиштан), «западничества» (гарбзадеги) и «культурной зависимости» (вабастаги-йе фарханги), которые разрабатывались иранскими авторами националистических и исламистских взглядов, начиная с 1950-1960-х годов. Эти концепции подчеркивали, что одним из главных проявлений западного колониализма является подавление и выхолащивание аутентичной культуры колониальных и полуколониальных стран.

После победы Исламской революции, поставившей перед новым режимом задачи культурного строительства (в том числе в форме «культурной революции» в система образования), культура становится уже не просто сферой абстрактных поисков аутентичных ценностей и ориентиров, а рассматривается как арена противоборства полномасштабной агрессии западного мира против Исламской Республики. Западное культурное влияние рассматривалось уже не как стихийный процесс, вызванный отдалением от истоков собственной культуры, а скорее как продукт целенаправленного и организованного воздействия на исламские общества со стороны западных держав, стремящихся не допустить распространения среди мусульман идеалов Исламской революции. Идеологическая и религиозная экзальтация первого десятилетия революции, особый духовный и культурный климат, царивший в Иране на протяжении ирано-иракской войны 1980-1988 годов, многократно усилили антизападный посыл в иранской культуре, противопоставлявшей шиитский идеал мученичества и жертвенности ценностям современного западного потребительского общества.

Одной из причин формирования и популяризации концепции «культурной агрессии» в Иране следует считать распад СССР и крах коммунистического блока, который стал ярким примером идеологического поражения целой сверхдержавы в длительном противостоянии двух политических систем. С другой стороны, в 1990-е годы Иран, переживавший период рыночных реформ и либерализации экономики, вновь столкнулся с распространением западной культуры и ценностей, прежде всего среди представителей растущего городского среднего класса. Эти тенденции особенно усилились в период президентства Сейеда Мохаммада Хатами (1997-2005), стремившегося нормализовать отношения с Западом и продвигавшего доктрину диалога цивилизаций.

Сейед Али Хаменеи дает следующее определение термину «культурной агрессии»: «Культурная агрессия предполагает, что некая политическая или экономическая общность подвергает атаке культурные основы какой-либо нации для продвижения своих специфических целей и порабощения этой нации. Они приносят в эту страну какие-то новые вещи, но делают это насильно и с целью подменить национальную культуру и убеждения этого народа – это называется культурной агрессией» (12.08.1992). Он также подчеркивает, что этот процесс включает в себя выхолащивание и обесценивание национальной и аутентичной мысли, ментальности, культуры и цивилизации, присущей исламскому обществу, подавление человеческого достоинства его членов путем навязывания им постоянного страха, внушения идейных основ страны, осуществляющей эту агрессию, и навязывания исламскому обществу культуры этой страны. Это явление противопоставляется естественному процессу культурного обмена (табадол-е фарханги) между народами и странами, который не имеет целью навязывание культуры или подчинения одного народа другим. В качестве наиболее яркого образца «культурной агрессии» в ее завершенном виде аятолла Хаменеи приводит пример средневековой Андалусии.

Одним из главных популяризаторов этого термина, внесших вклад в его концептуальную разработку, считается мыслитель и философ консервативной направленности, идеолог крайне правого крыла консерваторов, аятолла Мохаммад-Таги Месбах Язди, который посвятил этой теме отдельную книгу. Он пишет: «Важнейшая задача врага в ходе культурной агрессии состоит в том, чтобы лишить нацию духа уверенности в себе и веры». В его понимании этот процесс рассматривается лишь как инструмент для обеспечения политического и экономического подчинения одной страны другой.

В понятие «культурной агрессии» на современном этапе иранскими авторами включаются и распространение либеральных идей, и навязывание материалистического мировоззрения, и западная потребительская культура, поп-музыка и индустрия развлечений. По их мнению, враг стремится осуществлять культурную агрессию не столько путем прямого навязывания собственных культурных образцов, сколько силами представителей интеллектуальной и творческой интеллигенции самих порабощаемых народов. Сейеда Али Хаменеи говорит о том, что «культурная агрессия работает, словно шариковая ручка – тихо и беззвучно… Если вы, народ и культурные деятели, не будете бдительными, то – не приведи Господь! – услышите шум обрушения духовных ценностей, вызванных скрытой и хитроумной агрессией врага, когда ничего уже нельзя будет исправить» (12.08.1992).

В качестве основной меры противодействия культурной агрессии Запада иранское руководство предлагает исламизацию и автохтонизацию (перс. буми-сази) культуры, науки и образования, а также провозглашает масштабный проект построение «новой исламской цивилизации«, основанной на «ирано-исламской модели прогресса«.