Курцман, Чарльз

Чарльз Курцман (Charles Kurzman) – профессор социологии в Университете Северной Каролины (Чапел-Хилл, США), специализирующийся на изучении современного Ирана, Ближнего Востока и ислама.

После окончания бакалавриата в Гарвардском университете в 1986 году получил степень магистра (1992) и доктора философии (1997) в Калифорнийском университете в Беркли. Он работает в Университете Северной Каролины с 1998 года.


 

Книги

Пропавшие мученики: почему так мало мусульман-террористов? (2011)

Почему мусульманских террористов так мало? С более чем миллиардом мусульман во всем мире, многие из которых якобы ненавидят Запад и страстно желают мученичества, почему мы не видим теракты каждый день? Где пропавшие мученики? Эти вопросы могут показаться нелогичными в свете гибели людей и разрушений, которые террористы учинили по всему миру. Но масштабы насилия за пределами зон гражданской войны были намного ниже, чем волны нападений, которых мир боялся после 11 сентября. Террористы в собственных публикациях жалуются на то, что мусульмане не присоединяются к их делу. «Пропавшие мученики» опираются на правительственные источники и революционные публикации, опросы общественного мнения и результаты выборов, исторические документы и глубинные интервью с мусульманами на Ближнем Востоке и во всем мире для изучения барьеров на пути вербовки террористов, включая либеральный ислам, революционное соперничество и неэластичный спрос на внешнюю политику США. В этой книге делается вывод о том, что страх перед терроризмом должен быть приведен в соответствие с фактическим уровнем угрозы и что политика правительства и общественное мнение должны основываться на доказательствах, а не на преувеличениях паникёров.

Отрицание демократии, 1905-1915: интеллектуалы и судьба демократии (Democracy Denied, 1905–1915: Intellectuals and the Fate of Democracy. Cambridge: Harvard University Press. 2008. Pp. 396)

Курцман предполагает, что коллективным агентом, непосредственным образом ответственным за демократизацию, был формирующийся класс современных интеллектуалов, группа, которая приобрела глобальную идентичность и почти мессианское чувство миссии после дела Дрейфуса в 1898 году. Каждая глава этой книги фокусируется на одном аспекте этой истории, охватывая все шесть случаев путем изучения газетных отчетов, мемуаров и правительственных отчетов.

Немыслимая революция в Иране (The Unthinkable Revolution in Iran. Harvard University Press, 2004. 299 рp.)

Шах Ирана Мохаммад-Реза Пехлеви останется на троне в обозримом будущем: таково было твердое заключение автора сверхсекретного аналитического доклада ЦРУ, опубликованного в октябре 1978 года. Сто дней спустя шах, несмотря на его впечатляющую военную мощь, грозную службу безопасности и поддержку сверхдержавы, был свергнут в результате народной и преимущественно мирной революции. Однако ЦРУ было не одиноко в своей близорукости, как показывает Чарльз Курцман в этой проницательной работе. Сами иранцы, за исключением небольшого меньшинства, считали революцию немыслимой, пока она не произошла на самом деле. Возвращаясь к обстоятельствам, связанным с падением шаха, Курцман предлагает редкое понимание природы и эволюции иранской революции и предельной непредсказуемости протестных движений в целом.

Как вспоминает один иранец, «Будущее витало в воздухе». Посредством интервью и свидетельств очевидцев, рассекреченных секретных документов и подпольных брошюр Курцман документирует то чувство замешательства, которое охватило дореволюционный Иран и характеризует все основные протестные движения. Его книга предлагает поразительную картину хаотических условий, в которых действовали иранцы, участвуя в акциях протеста только тогда, когда они ожидали, что другие сделают то же самое, создавая процесс, приближавшийся к критической точке непредвиденными и непредсказуемыми способами. Только когда большое число иранцев начало, как выразился американский посол, «думать о немыслимом», революционные ожидания стали самоисполняющимся пророчеством. Эта книга показывает недостатки анализа, которые делают Иранскую революцию или любое крупное протестное движение неизбежными в ретроспективе.

Названия глав: «Появление протеста: политические объяснения, 1977», «Мобилизация сети мечетей: организационные объяснения, начало 1978 года», «Апелляция к шиизму: культурные объяснения, середина 1978», «Всеобщая забастовка: экономические объяснения, осень 1978 года», «Провал железного кулака: военные объяснения, зима 1978 – 1979 годов», «Жизнеспособное движение: анти-объяснение, 1978 – 1979 годы».

Модернистский ислам, 1840-1940: Справочник (Modernist Islam, 1840-1940: A Source-Book. Oxford University Press, 2002)

Модернистский ислам был одним из основных интеллектуальных течений в мусульманском мире на протяжении XIX и XX веков. Сторонники этого движения, как правило, считали, что не только возможно, но и необходимо показывать, как «современные» ценности и институты могут сочетаться с подлинно исламскими идеалами. Этот справочник объединяет широкий спектр работ по модернистскому исламу со всего мусульманского мира. Он впервые публикует на английском языке труды многих активистов и интеллектуалов, составлявших раннемодернистское исламское движение. Чарльз Курцман и команда редакторов разделов, каждый из которых специализируется на разных регионах исламского мира, собрали, перевели и аннотировали работы самых важных авторов в этой области.

Либеральный ислам: Справочник (Liberal Islam: A Source Book. New York: Oxford University Press, 1998. Pp. 340.)

«Либеральный ислам» — это не путаница в терминах, а процветающая традиция, переживающая возрождение в прошлом поколении. В этой антологии представлены работы 32 мусульман, имеющих взгляды, аналогичные западному либерализму. Хотя Запад в значительной степени игнорирует либеральную традицию ислама, многие из этих авторов хорошо известны в своих странах как сторонники демократии и толернатности. Среди них Абдолькарим Соруш, одна из ведущих оппозиционных фигур в Иране; Нурчолиш Маджид, видный индонезийский интеллектуал; Махмуд Мохаммед Таха, религиозный реформатор, казненный суданским правительством; и Али Абд ар-Разик, египетский религиовед, чьи труды об отделении религии от государства вызывали споры с 1920-х гг. В аналитическом введении редактор Чарльз Курцман обсуждает историю либеральной традиции в исламе и определяет основные течения в либеральной исламской мысли.