Лакзаи, Наджаф

Наджаф Лакзаи (перс. نجف لکزائی, род. в 1969 году) – современный иранский религиозный ученый (ходжат оль-эслам ва-ль-мослемин) и политолог (доктор политических наук). Является профессором кафедры политических наук Университета Бакир аль-Улум, ранее был заместителем по культуре руководителя Всемирной ассамблеи Ахль Аль-Бейт, а теперь является директором Института изучения исламских наук и культуры.

Наджаф Лакзаи родился в Систане в 1969 году. Он провел детство и окончил начальную школу у себя на родине. В 1982 году он поступил в богословскую семинарию Мархам Шарифи, а в 1985 году – в Исламскую богословскую семинарию Кума. Пройдя обучение в Куме, достиг уровня иджтихада. Одновременно с учебой в семинарии с 1982 по 2003 годы учился в светских вузах, получив степень бакалавра, магистра и доктора политических наук, занимая должность директора Исследовательского центра политических наук и мысли. Получил степень доктора политических наук в Университете Имама Садыка. Кроме того, с ноября 2014 года он является директором Института изучения исламских наук и культуры, а также заместителем по исследованиям директора Управления по пропаганде ислама Кумского богословского центра.

Наджаф Лакзаи является автором более 10 монографий и более 70 научных статей, некоторые из которых были опубликованы в периодических изданиях, таких как ежеквартальный журнал «Моталеат-е рахборди» («Стратегические исследования»), «Олум-е сияси» («Политические науки»), «Матин», «Исра», «Моталеат-е энгелаб-е эслами» («Исследования Исламской революции»), «Пежухешнаме-йе энгелаб-е эслами» («Исследовательский бюллетень об Исламской революции»), «Хераднаме-йе Садра» и т. д.

 

Основные труды:

Политическая мысль Имама Хомейни (Андише-йе сияси-йе Эмам Хомейни, Кум: Институт изучения исламских наук и культуры, 2019)

В этой книге автор рассматривает такие темы, как «Понятия и методология политической мысли Имама Хомейни», «Политическая мысль Имама Хомейни», «Политическая этика Имама Хомейни», «Политический фикх Имама Хомейни», «Стабильность и динамика в мысли Имама Хомейни».

Культурно-политическая история современного Ирана (Тарих-е фарханги-йе сияси-е Иран-е моасер, Центр управления женскими семинариями, Управление по составлению учебных текстов и источников, Кум: Мохаджер, 2012).

Социально-политической развитие современного Ирана (Тахавволат-е сийаси-йе эджтемаи-йе Иран-е моасер, Кум: Институт изучения исламских наук и культуры, 2011).

Во введении автор обозначает концептуальные рамки и модели анализа исторической динамики Ирана. В первой главе рассматривают теоретические рамки и понятия, во второй главе – политический и государственный строй современной Ирана, в третьей главе – улемы как религиозная корпорация, в четвертой главе – интеллектуальные условия политических изменений в современном Иране, в пятой главе – оценка усилий по развитию Ирана, в шестой главе – структурные разрывы, идентичности и партии, в седьмой главе – интеллектуализм, секуляризм и секуляризация, в восьмой главе – политэкономия современного Ирана, в девятой главе – роль иностранцев в современной истории Ирана.

Введение в коранические основания политической философии Имама Хомейни (Дарамади бар мостанадат-е Корани-йе фальсафе-йе сияси-йе Эмам Хомейни, Кум: Центр культуры и учения Корана, 2007).

Противостояние между религиозной политикой и монархическим строем с акцентом на мысль и практику шиитских улемов эпохи Сефевидов (Чалеш-е сиясат-е дини ва назм-е солтани ба такид бар андише ва амал-е олама-йе шиэ дар аср-е Сафавийе, Кум: Институт изучения исламских наук и культуры, 2006) – Эта монография удостоилась награды «Книга года Исламской Республики Иран».

Жизнеописание Пророка (с) в процессе перехода от общества джахилии к исламскому обществу (Сире-йе Пиямбар-е азам дар гозар аз джамеэ-йе джахели бе джамеэ-йе эслами, Кум: Бустан-е Кетаб, 2006).

Обзор развития политической мысли Имама Хомейни (Сейр-е татаввор-е тафаккор-е сияси-е Эмам Хомейни, Тегеран: Институт изучения исламских наук и культуры, 2004).

Автор рассматривает в этой книге сущность исламской политической мысли, статичность и динамизм, переход от реформаторской политической мысли к революционной политической мысли, изучение дефектов политической системы Сефевидов с точки зрения Мухаккика Сабзевари, изучение дефектов политической системы Пехлеви с точки зрения Имама Хомейни, устойчивые принципы в политической мысли Имама Хомейни и переход от политического фикха к политической теологии.

Политическая мысль Муллы Садры (Андише-йе сияси-йе Садр оль-Мотааллехин, Кум: Институт изучения исламских наук и культуры, 2002) —  Книга года богословской семинарии, Книга года по религиозным исследованиям

Ряд исследователей утверждает, что иранский философ и мистик XVII века Мулла Садра (Садр ад-дин Ширази) не выдвигал самостоятельных идей в области политики, а лишь развивал общие положения политической мысли аль-Фараби. В настоящей работе авторы доказывает ошибочность этого представления и утверждает, что Мулла Садра основал самостоятельное направление политической мысли, которое можно назвать «политической трансцендентальной мудростью» (хекмат-е сийаси-йе мотаалийе), положившей начало новому этапу в развитии шиитской политической мысли, который вылился в конфликт и противостояние между религиозной политикой и монархическим строем, заложив основы для будущего теоретического и практического воплощения исламского правления в Иране.

Политическая мысль аятоллы Мотаххари (Андише-йе сияси-йе аятолла Мотаххари, Кум, Институт изучения исламских наук и культуры, 2002)  (в сотрудничестве с группой преподавателей)

В этой коллективной монографии впервые рассматриваются с помощью политологического инструментария исторически-инвариантные элементы мысли Мотаххари в сфере политики: бытие, человек, общество, право, справедливость, равенство, свобода, идеальное государство, революция, социальные изменения и т.д.

Политическая мысль аятоллы Мухаккика Сабзевари (Андише-йе сияси-йе Мохаггег-е Сабзевари, Кум, Институт изучения исламских наук и культуры, 2001) – Книга года богословской семинарии

Автор выделяет три дискурса в истории исламской политической мысли: дискурс господства, дискурс реформы и дискурс революции. В данной монографии данная схема впервые применяется к изучению политической мысли Сабзевари. В книге рассматриваются перипетии жизни Мухаккика Сабзевари и его эпоха, его сочинение «Раудат ал-анвар-и ‘Аббаси» с точки зрения приведенной выше классификации дискурсов, основания политической мысли Сабзевари, место государства, связь между индивидом и государством в политической мысли Сабзевари, причины сохранения и упадка государства, реформаторская мысль в эпоху Сефевидов и т.д.

Основания Исламской революции (Заминеха-йе энгелаб-е эслами, Тегеран: Аэмме, 1998) (совместно с Мансуром Мирахмади)

Дискурс мессианизма: лекция и статьи о пятом дискурсе (Гофтеман-э Махдавийат: Соханрани ва магале-ха-йе гофтеман-э панджом, авторы: Наджаф Лакзаи, Али Шариатмадари, Мохаммад Хади Марефат, Али Баги Насрабади, Мортаза Шируди, Алиреза Садра, Абдольгайюм Саджади, Мохаммад-Реза Манифар, Кум: Бустан-э кетаб)