Лекции аятоллы Мохаммада Бехешти. Ч. 2. Либерализм

Продолжаем публикацию лекций одного из ведущих деятелей Исламской революции, аятоллы Сейеда Мохаммада Бехешти, который возглавлял в 1979-1981 годы Совет революции и Партию Исламской Республики. Мохаммад Бехешти был не только политиком и видным священнослужителем, но и идеологом и теоретиком исламского движения, имевшим опыт участия в подпольной борьбе против шахского режима и создания Исламского культурного центра в Гамбурге, ставшего одной из точек притяжения иранского оппозиционного студенчества, обучавшегося в Европе. Вторая лекция посвящена теме исламского подхода к пониманию либерализма, его положительных и отрицательных аспектов, общности и различия с исламской идеологией. Эта проблема была крайне актуальной для политической повестки первых месяцев после победы Исламской революции в основном по причине разногласий между членами Совета революции, который был опорой исламского революционного движения, и Временного правительства Мехди Базаргана, которое придерживалось либеральных взглядов на политику и государственное строительство.


Да пребудут мир и благословение Божье над очищенными душами всех мучеников на пути Истины и Справедливости, Ислама и нашей славной Исламской революции.

Я глубоко польщен той великой добротой, которую проявили вы, верные сестры и братья, вы, любящие Бога и Его Путь, Революцию, Имама Уммы и Лидера Революции.

На этом собрании, которое преисполнено сострадания и энтузиазма, я надеюсь, что смогу ответить взаимностью на весь этот теплый прием, рвение и искренность, которые действуют как катализаторы, повышающие нашу приверженность и ответственность. Наша жизнь была посвящена делу Бога и Его творений, и мы надеемся, что сможем провести остаток ее с теми же узами приверженности Ему во многих измерениях.

Послереволюционный Иран требует от нас бдительности и убежденности. Это обязывает нас и мусульманскую Умму признавать насущные потребности сегодняшнего дня и действовать в соответствии с ними, как того требует исламская вера. Мы должны стремиться повысить понимание и осведомленность нашего народа, подняв его на еще более высокий уровень и открывая путь для развития чистого исламского мировоззрения в этом обществе.

Сегодня я хочу затронуть вопрос, который в наши дни стал популярной темой для обсуждения. Речь идет о либерализме, тема, которую часто обсуждают люди, придерживающиеся разных идей и мнений в нашем обществе. Либерализм – это школа мысли, основанная на свободе личности. По сути, эта школа считает, что человек как личность – это свободное существо, которое может определить свои потребности и желания и стремится их удовлетворить. Другими словами, эта школа считает, что только при наличии абсолютной свободы и воли действовать так, как ему хочется, человек может развить свою личность, культуру и поведение, а также прогрессировать экономически и социально.

Исходя из этого, мы можем тогда сказать, что либерализм является ответвлением и производной рационализма, основанного на вере в то, что человек может абсолютно полностью полагаться на разум для определения своих потребностей и ориентироваться на свою мудрость в качестве своего проводника. Согласно этой точке зрения, умственные способности человека абсолютны и достаточны, и человеку не нужно соблюдать правила религии или какие-либо другие законы, кроме тех, которые он открывает и создает с помощью разума.

Рационализм не верит в то, что Божественное откровение может быть независимым источником знаний. Он считает, что только человеческий интеллект и мудрость способны понять жизнь. Следовательно, человек может развиваться, получать знания об окружающем мире и вести лучшую и процветающую жизнь только с помощью разума. Среди рационалистов существуют различные взгляды на масштабы роли индивида в построении своей жизни, своего «я», окружающей среды и культуры. Некоторые из них придерживаются идеи о том, что человеческая мудрость абсолютна, и что именно индивидуальность человека определяет его личность. Эта группа верит, что человек может получать знания, развиваться и достигать процветания с помощью сил, присущих каждому человеку, которые даны ему творением.

Этот тип мышления бинарен: один аспект приписывает индивиду превосходство над обществом, в то время как другой считает, что общество должно доминировать. Первое соответствует индивидуалистической концепции, согласно которой индивид свободен и не подвержен фатализму предопределения. Это мнение гласит, что человек может свободно вести себя на арене бытия таким образом, что ни правило социального детерминизма, ни какое-либо другое предшествующее не может изменить путь человека или подчинить его волю. Индивид пользуется такой большой свободой действий, что может выбрать и пройти любой путь, который он сочтет правильным. С этой точки зрения социальный порядок и окружающая среда ни в коем случае не являются барьерами для человека и индивида, поскольку он не связан каким-либо заранее предопределенным курсом.

В противоположность этому существует другой тип либерализма, называемый коллективным либерализмом, который согласуется со своего рода социализмом и коллективным правлением. Благодаря постепенному процессу осознания эта школа пришла к выводу, что человек не может быть полностью свободен от господства окружающей среды, в которой он живет. Понимая, что социальные или экономические факторы сдерживают индивида и мешают ему продвигаться по тому пути, по которому он хочет, либерализм в последующем более или менее принял своего рода независимый характер коллективного порядка (существующего в обществе), тем самым превратившись в новый тип социализма.

Мы сейчас, в ХХ веке, наблюдаем, как в очаге либерализма (в западных сообществах) социалистические доктрины постепенно находят прочную основу и продвигаются вместе с либерализмом, взаимодействуя в рамках своего рода компромисса и альянса. Сегодня ясно видно, что в этих обществах либерализм очень хорошо приспособился к социализму.

Тогда либерализм можно определить следующим образом:

  1. Либерализм основан главным образом на рационализме. Он отвергает все виды знания, кроме того, которое приобретается с помощью собственных способностей человеческого разума.
  2. В современной западной культуре и цивилизации kиберализм в первую очередь возник как доктрина, основанная на концепции индивидуализма и отрицающая любой установленный порядок и социальный детерминизм.
  3. Хотя либерализм развивался как школа, отвергающая социальный и другие типы детерминизма, он постепенно склоняется к тому, чтобы в некоторой степени осознать ценность социальной идентичности, и в настоящее время становится своего рода «либеральным социализмом» или «социалистическим либерализмом».

В интервью на прошлой неделе я отметил, что либерализм почти всегда сопровождается отрицанием Божественных законов и религиозных установлений. Однако это не означает, что либерализм требует опровержения религии. Он направлен на то, чтобы человек использовал свою собственную мудрость и научные знания для установления законов, которые подходят ему лучше всего. Эта школа считает, что для того, чтобы создавать социальные законы, человеку не нужно апеллировать к религиозным писаниям и откровению, ниспосланному через посланников Бога.

Либерализм требует, чтобы в открытии и установлении законов и правил человек полагался исключительно на научные знания, а не на Священное Писание и пророческие традиции, поэтому либерализм говорит, что человек, одаренный научной ловкостью, может индивидуально или коллективно издавать законы, чтобы обеспечить себе процветание. Эта доктрина диктует: «Любой закон, полученный исключительно благодаря собственной мудрости и рассуждениям человека, то есть свободный от любого внешнего влияния, должен соблюдаться. Однако вследствие динамизма своей жизни человек не может вечно следовать определенному закону. Он всегда может разрабатывать новые законы, когда возникнет необходимость, или когда того потребуют обстоятельства».

Либерализм не может сохранить свою доктрину и в то же время принять Божественные законы. Явленные (пророческие) законы требуют безусловного повиновения и принятия независимо от того, понимает ли человек их философию и разум или нет. Это точная точка различия, которая не должна остаться незамеченной.

Перед тем как приехать сюда, я увидел газетную статью о моем недавнем интервью, посвященном либерализму. Я упоминал (в том интервью), что одной из характеристик либерализма является призыв к человеку быть безудержным в использовании мудрости при разработке законов для социальных, экономических, политических и других нужд. Эта доктрина также утверждает, что никакие священные писания, такие как Коран, Библия и Тора, не могут служить интересам человека.

Автор этой статьи спросил, на чем основывались мои аргументы. Я думаю, что он даже не потрудился обратиться к одной из этих энциклопедий, в которой содержится краткое объяснение социальных школ. Я советую автору обратиться к немецкой энциклопедии Брускуса и самому убедиться, что в ней говорится о «свободном отношении к религиозным установлениям» как одной из характеристик либерализма. Недавно переработанное издание этой 20-томной энциклопедии, составленной более десяти лет назад, включает в себя самую свежую информацию по любому предмету. Я перечислю различные черты либерализма в том виде, в каком они появились в вышеупомянутой энциклопедии, и посмотрю, какой вывод мы можем сделать из этого:

  1. Фундаментальной основой либерализма является рационализм, то есть только разум может предоставить человеку надежный источник знаний. Рационализм сам по себе является отрицанием Божественного Откровения как независимого источника знания.
  2. Либерализм также основан на индивидуальной свободе человека. То есть человек обладает абсолютной автономией в своих делах и свободен от любого рода детерминизма, социального или экологического. В этом отношении либерализм созвучен индивидуализму.
  3. Поскольку школы (мысли) подвержены изменениям, либеральная доктрина тоже, несмотря на ее твердую индивидуалистическую позицию и тот факт, что общество так или иначе влияет на отдельных людей, претерпевает изменения; таким образом, она становится своего рода «социалистическим либерализмом».

Однако в либерализме есть некоторые положительные моменты, которыми мы не должны пренебрегать:

  1. В противовес автократическому правлению либерализм призывает массы противостоять диктаторам. Либералы пропагандируют идею о том, что человек не должен подчиняться тоталитарному правлению. В этом отношении эта школа достойна похвалы.
  2. Либерализм также отрицает коллективную и классовую диктатуру, которую отстаивает марксизм. Он отвергает растворение индивидуальной человеческой идентичности в социуме, а также концепцию, согласно которой человек развивается непроизвольным механическим образом. Этот аспект либерализма тоже весьма похвален.

Это отрицание классовой диктатуры и абсолютного господства общества желанно для индивидуума, а тот факт, что либерализм предоставляет человеку свободу действий и выбора, одновременно побуждая его прогрессировать и развивать свой мир, полагаясь на свою собственную мудрость, не подчиняясь обстоятельствам, стимулирует рост скрытых талантов человека. Эти характеристики позволяет высказаться похвальном об этом учении в том, что касается указанных качеств.

Еще одним похвальным аспектом либеральной доктрины является свобода, которую она предоставляет человеку в сфере экономики. Благодаря акценту на индивидуальной собственности либерализм побуждает человека заниматься неограниченным производством и продавать плоды своего труда. Он также поддерживает идею о том, что свобода в производстве, распределении, спросе и предложении будет способствовать экономическому росту общества и подготовит почву для повышения роли человека в стимулировании экономики.

Теперь давайте рассмотрим негативные аспекты этой доктрины, которые, как и ее достоинства, заслуживают внимания. Как я уже говорил, либерализм исходит из способности человека к рассуждению как единственного средства достижения знания. Откровение, как считается в либерализме, не может быть таким источником. Мы, как верующие, которые верят в Божественное Откровение, не можем признавать правоту такого представления. Мы считаем это опасной школой мысли, потому что она лишает человека одного из самых возвышенных источников Божьей благодати и щедрости, Божественного откровения, пророческих традиций и знаний.

Из-за своего чрезмерного акцента на индивидуальной свободе либерализм не смог принять во внимание видимые и невидимые ограничения, налагаемые на человека атеистическими и светскими социальными порядками, которые ограничивают его действия. Либеральный экономический порядок побуждает людей работать, производить, потреблять, заниматься торговлей и жить так, как они хотят. Либерал пропагандирует, что именно это приведет к процветанию экономики. На первый взгляд это достойная концепция, но она теряет свой блеск, как только мы присматриваемся поближе. Мы призываем всех сторонников «либеральной» экономической системы обратить внимание на то, как мировая капиталистическая экономика препятствует участию небольших групп и отдельных лиц в действительно свободном предпринимательстве из-за неравномерного распределения богатства.

Сегодняшняя господствующая система не направлена ни на что, кроме сохранения благосостояния горстки богатых магнатов, которые играют с мировыми богатствами и невнимательны к обездоленным массам, у которых нет доступа к таким состояниям. Пока это обеспеченное меньшинство день ото дня становится сильнее и богаче, основная масса людей все больше и больше страдает от бедности и нищеты, что приводит к их отчуждению от всяческих радостей и счастья. Какие возможности для роста и продвижения может иметь человек, родившийся в одной из таких семей? Очень мало, а иногда и вовсе ничего.

Другими словами, свобода, о которой говорит либерал, не приносит пользы никому, кроме него самого, поскольку простые люди не могут получить в ней какую-то долю. Концепция свободы, одобренная либерализмом, является одномерной и приводит только к разделению людей на две категории: обеспеченное меньшинство, не ограниченное в удовольствиях, стремящееся к этим удовольствиям и наслаждению предоставленными им разнообразными свободами; и обездоленное, голодающее и подавленное большинство со скудными возможностями для наслаждения и использования так называемой «свободы».

Мы хотели бы спросить либералов, действительно ли они верят в то, что массы, вынужденные преодолевать огромные трудности, обладают какой-либо «свободой». Действительно ли это угнетенное большинство пользуется правом осуществлять свою свободу, как это делает богатое меньшинство? Вы (либералы) хотите свободы, но только для 5% людей, в то время как остальные (95%) ее лишены. Если свобода хороша, то она должна быть хороша для всех, а не для избранного класса общества.

Защищая такого рода свободу, вы только пытаетесь отрицать тот факт, что «бедность порождает неверие». Вы хотите отрицать тот факт, что бедность и нищета могут подтолкнуть человека к сомнению в Божьей благодати и справедливости. Разве обездоленные люди не спрашивают Бога, почему они охвачены страданием? Разве бедность не является благодатной почвой для циничного отношения к Божьей справедливости?

Услышав, как бедняк жалуется на свою неспособность участвовать в богослужении из-за своего жалкого состояния, либерал может усмехнуться и сказать, что он негодует лишь по причине своей неграмотности и невежества, и что он не делал бы таких замечаний, будь он человеком знания. Конечно, «недостаток знаний» может вызывать такие жалобы, но вопрос в том, занял бы тот же самый человек такую вялую позицию перед лицом навязанной ему бедности, если бы достиг более высокого уровня знаний, или он начал бы борьбу с такой явной несправедливостью и неравенством?

Критикуя либерализм, мы не намерены отрицать его достоинств. Мы тоже верим в целесообразность и превосходство человеческой свободы в содействии развитию человеческого существа. Однако эта свобода не должна быть исключительной для какой-то особой группы. Каждому, а не определенному классу, должна быть предоставлена возможность исследовать свои таланты и развиваться. Короче говоря, мы можем одобрить свободу, отстаиваемую либерализмом, только в том случае, если она применима ко всем и не нарушает ограничений, установленных исламскими законами. Причина в том, что Божественные повеления требуют абсолютного повиновения, а это не зависит от того, знаем мы их подлинный смысл и причины или нет.

Мы считаем, что Божьи заповеди должны неукоснительно соблюдаться, и что исламская община не может закрывать глаза на нарушение даже наименее значимых Божьих законов.

Здесь следует отметить жизненно важный момент, а именно то, что Божественные законы нам не навязываются. С исламской точки зрения, человек волен принимать или отвергать религию и веру. В Священном Коране говорится: «В религии нет принуждения. Прямой путь отныне отличился от заблуждения…» (2:256)

Но принятие ислама также влечет за собой абсолютную приверженность его законам и предписаниям. Нельзя сказать: «Я верю в ислам, но что, если я не читаю утренние молитвы или не соблюдаю, когда Рамадан приходится на летнее время. Или что, если я иногда смотрю непристойные фильмы и т. д.» Этот тип людей может далее спросить: «Какую свободу тогда одобряет ислам? Почему нельзя позволять смотреть скабрезные шоу? Следует разрешить показывать такие фильмы желающим. Точно так же человек должен быть свободен в том, чтобы смотреть их или нет».

Для этих людей свобода – это веселье в смешанных бассейнах. Что касается верующих, то они вольны не ходить в такие места. Они говорят: «Мужчины и женщины должны иметь свободу появляться на публике или на работе в вызывающей и непристойной одежде, точно так же, как благочестивая женщина должна быть свободна одеваться иначе. Женщинам должна быть предоставлена свобода общаться с мужчинами, появляясь на публике в макияже. Мужчины же вольны не смотреть на таких женщин». Определенно, мы выступаем против такого рода свободы. Мы отличаемся от либералов не словом «свобода». Суть нашего спора заключается в чем-то существенном.

Мы хотим подчеркнуть, что в самом центре либерализма, то есть в Европе, каждый укромный уголок, который мы посетили, носил следы такой «либеральной» практики. Итак, если мы сейчас выражаем нашу озабоченность по поводу прихода либералов к власти в Исламской Республике, то это потому, что мы видели и до сих пор наблюдаем кристаллизацию либералистических доктрин в том месте, которое их породило. В этих странах такой путь ведет человека к нечестию, а не туда, где он может развивать свои таланты и наслаждаться плодами созревания гуманных ценностей. Может ли человек быть по-настоящему свободным там, где он постоянно подвергается воздействию непристойностей, явных или неявных, в обществе, где все дозволено?

Наш спор заключается не в слове. Нас ни в малейшей степени не волнует, называет ли человек себя либералом или нелибералом, пока он соблюдает Божьи заповеди. Провозглашения нашей веры в исламские законы и принципы в устной или письменной форме будет недостаточно. Важны лишь поступки человека. Если глава офиса, например, выступает против дискриминации, угнетения, коррупции и призывает своих подчиненных к благочестию, справедливости, праведности, порядочности и соблюдению слов Божьих, он действительно заслуживает нашего глубокого уважения, независимо от политических убеждений, которых он придерживается.

Мы искренне верим в необходимость ряда социальных ограничений и правил в человеческом сообществе. Такие законы, на наш взгляд, должны основываться на следующем:

  1. Вера в Божественную религию. Это главный фактор, влияющий на убежденность человека в соблюдении религиозных предписаний и законов.
  2. Закон и его исполнение правительством и общественными учреждениями. Было бы слишком наивно предполагать, что каждый будет подчиняться закону лишь в силу своей совести и веры. Если люди нарушают закон, они должны быть остановлены правоохранительными органами.

Исламские предписания гласят, что обеспечение правопорядка является исключительным правом правительства. В этой связи я хотел бы сказать о лазейке, неосознанно созданной любителями и сторонниками Революции, из-за которой критики нападают на нашу Исламскую революцию, обвиняя ее в «подавлении свободы в стране». Это когда они (сторонники Революции) вмешиваются в выполнение государственных обязанностей и делают то, что должны делать государственные органы. Я призываю таких людей позволить компетентным органам выполнять свою работу так, как они должны.

Если человек нарушает исламские правила, мы, мусульмане, обязаны приложить усилия, чтобы предотвратить это. Однако при этом мы должны соблюдать условия, изложенные в наших исламских юридических трактатах о применении принципа повеления одобряемого и воспрещения порицаемого (амр би-ль-ма‘руф ва нахй ‘ани-ль-мункар). Этот принцип, однако, предполагает различные этапы, которые включают в себя следующее:

А. Что человек должен повелевать одобряемое и воспрещать порицаемое в глубине своего сердца (в тех случаях, когда он не может ничего сделать против преступника).

Б. Радость и счастье человека при встрече с чем-то одобряемым и неудовольствие при наблюдении за случаем порицаемого должны отражаться на его лице (например, ободряющая улыбка одобрения добрых поступков и хмурый взгляд негодования в случае дурных поступков).

В. Человек должен активно поощрять добро. Подобным же образом нужно открыто критиковать и упрекать злодеев.

Г. На этом этапе следует в какой-то степени предпринять действия и напрямую предупредить человека, совершающего зло.

Д. Пятая стадия относится к случаям, когда становится целесообразным применение силы для осуществления справедливости и добра, а также для предотвращения несправедливости и зла. В этом случае соответствующие органы должны применять на практике исламские законы, и крайне важно, чтобы отдельные лица и группы воздерживались от любого неуместного вмешательства. Критики (революции) осмеливаются фабриковать и использовать обвинения в том, что страна погрузилась в хаос, анархию и отсутствие исламского порядка и дисциплины. В подобных случаях подобные заявления не будут казаться совершенно необоснованными.

Братья и сестры! Охраняйте законы Аллаха всеми своими силами, осознанностью и бдительностью. Давайте все будем считать своим долгом повелевать добро, предотвращать зло, поддерживать истину и справедливость и бороться с коррупцией, тиранией и ложью. Выполняя этот долг, мы должны придерживаться нашего благородного исламского наследия, чтобы лишить оппозицию любого повода для пропаганды против нашей славной Исламской революции.

Подводя итоги, я хотел бы еще раз коснуться этих основных моментов:

  1. Ислам рассматривает свободу человека как наиболее возвышенный аспект его бытия. Человек – это сверкающий бриллиант творения, потому что он был одарен (Богом) свободой и мудростью.
  2. Ислам в значительной степени верит, что свободный и эрудированный человек вполне способен определить путь, который приведет его к развитию и совершенствованию его талантов. Ислам призывал человека пройти путь к совершенству с помощью своего внутреннего проводника, то есть мудрости.
  3. С помощью своего аналитического ума человек открывает еще один великий источник знаний в Божественном откровении, пророчестве, Книге Аллаха и традициях Его посланников. Таким образом, знание человека не исходит исключительно из того, что он воспринимает с помощью разума; оно также включает в себя знание, вдохновленное Божественным Откровением.
  4. Как только человек осознает Божественную волю и цель творения, он не будет зависеть только от своей собственной мудрости в установлении законов жизни. Хотя мудрость играет свою роль в законодательстве, тем не менее именно Божественное Откровение служит человеку основой всех его рациональных мыслей и устремлений. Поэтому в исламском порядке все законы и постановления вытекают из Божественного Откровения. Роль человеческого разума, как упоминалось ранее, будет заключаться в толковании и регулировании законов.
  5. Ислам считает человека свободным существом. Вот почему он призывает человека ни при каких обстоятельствах не примиряться с нечестием. Ислам считает, что человек обязан уничтожить ядро нечестия или умереть, борясь с ней; или, по крайней мере, совершить переселение оттуда, где распространено нечестие. Это, однако, не означает, что ислам безразличен и нечувствителен к последствиям, которые коррумпированный и угнетательский социальный порядок может оказать на отдельных людей в обществе.
  6. С исламской точки зрения, человек, воспринимающийся как свободный, все же подвержен определенным социальным ограничениям. Он свободен, но в рамках Божественных Законов.
  7. В Исламской Республике коррумпированные, репрессивные и агрессивные действия будут предотвращаться и должным образом наказываться судебными органами; их предотвращение не ограничивается простыми проявлениями благочестия и совести.
  8. Закон и порядок в Исламской Республике в первую очередь основаны на вере, религиозной и человеческой совести; а вторую очередь – на сильном правительстве.
  9. Мусульманин, воспитанный в исламской среде, испытывает отвращение ко всякой тирании и коррупции; он никогда не будет равнодушен к таким вопросам. Это сообщество, состоящее из верных и боевитых людей, которые всегда борются с коррупцией, и именно такое общество мы стремимся создать.
  10. Задача толкования Божьих тайн – это обязанность, возложенная на плечи марджа ат-таклидов (верховных правоведов, чьи религиозные постановления почитаются и соблюдаются народом), которые храбры, справедливы и находятся в курсе текущих проблем. С такой задачей не может справиться обычный человек, который может произвольно толковать исламские законы. Хотя свобода выражения мнений является правом каждого человека, окончательный вердикт и критерий должен быть вынесен марджа ат-таклидом, который является ученым и авторитетом в исламской юриспруденции, благочестивым, справедливым, смелым и хорошо информированным о текущих событиях и толковании Божественных законов. Наше исламское сообщество придерживается взглядов такого религиозного лидера, а не какого-либо частного лица или группы. Таким образом, наше сообщество всегда проводит четкую политику. Назовем ли мы это либеральным или нелиберальным обществом, нас это не волнует. Главное – суть, а не название.

Братья и сестры! Мы должны чаще собираться на подобные собрания и обсуждать суть исламских проблем на конкретной, ясной и решительной основе, чтобы фальсификаторы не застали нас врасплох по таким тривиальным вопросам, как названия. Названия нематериальны, и в них нет ничего страшного, но мы должны обращать внимание на суть, чтобы сохранить всю полноту подлинной и неэклектичной сущности нашей Исламской революции.


Сейед Мохаммад Хосейни Бехешти

Источник: сайт al-islam.org