Лекции аятоллы Мохаммада Бехешти. Ч. 5. Ислам и социальные отношения.

Продолжаем публикацию лекций одного из ведущих деятелей Исламской революции, аятоллы Сейеда Мохаммада Бехешти, который возглавлял в 1979-1981 годы Совет революции и Партию Исламской Республики. Мохаммад Бехешти был не только политиком и видным священнослужителем, но и идеологом и теоретиком исламского движения, имевшим опыт участия в подпольной борьбе против шахского режима и создания Исламского культурного центра в Гамбурге, ставшего одной из точек притяжения иранского оппозиционного студенчества, обучавшегося в Европе.


Если вы все еще помните, около пяти месяцев назад я обсуждал в этом месте динамические аспекты ислама. В ту ночь мы пришли к выводу, что исламская вера возрождает и мобилизует человека и общество, жестко противостоит неподвижности, застою, апатии и безразличию. Везде, где преобладают такие вялые взгляды, в этих обществах ислам либо отсутствует, либо был лишен своего благородного и возвышенного духа.

Ранний ислам преуспел в формировании мужчин и женщин, которые будут вечно пользоваться почетом в анналах человеческой истории. Ислам мог породить таких выдающихся деятелей из представителей тогдашнего увядающего, умирающего и разобщенного общества Аравии. Никто никогда не сможет найти им равных среди великих личностей мира.

В этой связи я также подробно рассмотрел признаки жизни, которые включают рост, борьбу, мобильность и активность. По мере того, как живые существа и животные проходят различные стадии процесса эволюции, они используют различные способы передвижения, которые проявляются по-разному.

Однако эмпирическое наблюдение доказало, что некоторые существа, несмотря на их разнообразные характеристики и различные этапы их жизни, сохраняют определенную организацию и хорошо отрегулированные умственные способности, которые позволяют им достичь своей конечной цели. Такое разнообразие действий и движений, которые мы наблюдали, приведет нас к выводу, что эти конкретные существа отличаются от других существ в природе и что они наделены особой способностью, то есть душой или духом. Именно этот дух порождает движение и жизнь в этих существах.

Количество частей живого существа или животного играет значительную роль в его деятельности; и чем более упорядоченной и регулируемой будет его морфологическая организация, тем более тонким и широким будет диапазон его движений. Чем более обширной и сложной будет взаимосвязь между частями и функциями, тем выше будут его возможности для выживания. Простое растение или одноклеточное животное имеет очень простую структуру, так как количество его частей очень ограничено. Таким образом, его структурная организация очень слаба, а цель, которой он может достичь в течение своей жизни, незначительна. У более сложных (многоклеточных) растений и животных количество частей больше. Следовательно, их анатомическая организация и взаимосвязь между частями являются намного более сложными.

Эта сложность ставит перед существом более высокую цель, позволяя ему играть более важную роль в жизни. Например, медоносная пчела, несмотря на свое тщедушное тело, обладает широким спектром активности благодаря разнообразию своих частей. Что касается человека, то он просто благоговеет перед чудесами, заложенными в такое маленькое существо Богом, Лучшим из Творцов. Каждый ·год приносит нам новые научные открытия все большего и большего числа частей человеческого тела и, соответственно, их функций. Количество нервов, образующих нервную ткань в спинном мозге, превышает миллионы. Многочисленные нервы соединяют каждый орган человеческого тела с нервной системой. Эта сложная и удивительная организация и порядок делают человека выше всех других живых существ.

Что касается человеческого общества, то нельзя не оценить, в какой степени применим тот же (морфологический) принцип. Чем сложнее организационные факторы и их функции в обществе, тем более организованным является общество. Эта организация приводит к более обширным и прочным отношениям между людьми и социальными институтами. И чем выше цель общества, тем более возвышенную и динамичную жизнь будут вести его члены. Именно по этой причине ислам считает социальные отношения чрезвычайно важными и придает большое значение всем факторам, способствующим организации членов сообщества, факторам, которые объединяют людей, образующих общество, для достижения одной и той же цели.

В своем предыдущем выступлении я отметил, что, по мнению социологов, человеческое общество само по себе является независимым образованием. Индивид, несмотря на его различные компоненты, обладает идентичностью, независимой от частей. Объективная сущность, обладающая единством внутри себя, функционирует и движется так, как это продиктовано его мудростью, волей и силой. Общество также, будучи реальной сущностью, обладает собственной мудростью, волей и силой, независимыми и превосходящими мудрость, волю и силу его отдельных членов. Это тело, части которого состоят из отдельных людей. Это тело обладает интеллектом, знаниями, движением, жизнью и смертью.

Социологи говорят, что в объективном смысле существует общество, а не индивид, который, несмотря на свою социальную идентичность и статус, на самом деле нереален и физически не существует. Однако это их точка зрения, и в настоящее время я не буду подтверждать или опровергать ее правдоподобность. Следует отметить, что общество, как и отдельный человек, рождается, проходит через детство, отрочество, юность, зрелость и старость и, наконец, трансформируется после своей смерти. Оно также испытывает и подвержено физическим изменениям; иногда оно сильно, а иногда слабо. Когда общество слабо, узы, соединяющие его членов, становятся хрупкими, что приводит к общей слабости. В таком состоянии необходимо принять меры, чтобы устранить причину недуга. В противном случае общество погибнет.

Говоря философским языком, социальные проблемы – это номинальные проблемы, а не объективные. Однако их практические последствия являются реальными и объективными проблемами, подчиняющимися закону причинно-следственных отношений, сформулированному современными естествоиспытателями.

Ислам уделяет большое внимание социальным вопросам. Чтобы придать силу социальным отношениям, он разработал превосходные средства, которые учитывают элементы, наносящие ущерб единству общества. Главным было бы усиление факторов, способствующих социальной организации для создания лучшего и более эффективного порядка и отношений в обществе. Во-вторых, необходимо принять профилактические меры по устранению социальных недугов, наносящих ущерб общественным отношениям, организации и порядку.

Ислам пришел к людям, которые были лишены какого-либо прогрессивного социального порядка и организации, воинственным людям, которые не жалели ничего, чтобы найти оправдания для вражды даже из-за самых значительных и порой нелепых разногласий. Ислам положил конец такой вражде, очистил сердца этих людей, объединил их и сформировал мощное тело, состоящее из этих людей. Он объединил их и сформировал мощное тело, состоящее из тех же самых воинственных людей. В Коране сказано:

«Он сплотил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что есть на земле, то не смог бы сплотить их сердца, однако Аллах сплотил их. Воистину, Он — Могущественный, Мудрый» (8:63).

Именно ислам положил конец вражде между представителями племен аус и хазрадж, которые были заклятыми врагами на протяжении десятилетий в эпоху доисламской Аравии и сблизились после принятия веры. Именно ислам объединил неграмотных бедуинов и городских жителей (Аравии), каждый из которых был полностью погружен в свое собственное тщеславие.

Эти две группы людей отбросили эгоизм и тщеславную вражду, освободились от злобы и ненависти, охвативших их сердца, и присоединились к исламскому братству, образовав таким образом божественный братский союз. Ибо принятие ислама было гарантией прочного сотрудничества и братства между единоверцами-мусульманами. Аят 103 суры «Ал-и Имран» Священного Корана свидетельствует об этом братстве:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями…» (3:103)

В первые дни хиджры Святой Пророк публично объявил о братских отношениях между мухаджирами и ансарами. С тех пор мусульмане стали братьями. Аят 10 суры «Аль-Худжурат» подтверждает это братство:

«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может, вы будете помилованы» (49:10)

Ислам призывает мусульман общаться друг с другом и устанавливать тесные социальные связи. Кроме того, он считал уединение, отчужденность и изоляцию неподобающими и предписывал мусульманам регулярно посещать друг друга и получать информацию о благополучии и делах своих братьев по вере. В Аль-Кафи, в книге «Вера и неверие», в главе «Посещение братьев», Имам аль-Бакир (мир ему!), как сообщается, сказал:

«У Всемогущего Бога есть особый сад, предназначенный для трех типов людей в другом мире, а именно для человека, который правит в пользу Истины, пусть даже и в ущерб своим собственным интересам; человека, который призывает своих братьев-мусульман сделать нечто ради Бога; и человека, который поставил интересы своих братьев-мусульман выше своих собственных».

Ислам запрещает мусульманам держаться в стороне от общественных дел. Это побуждает их думать о благополучии мусульманского народа. В той же книге, в главе «Усилия по улучшению дел мусульман», в первом повествовании цитируется имам Ас-Садык, который процитировал Святого Пророка (мир ему и его семейству!), сказавшего: «Тот, кто встает утром, не стремясь улучшить дела мусульман, не является мусульманином».

То есть тот, кто встает с постели по утрам, думая только о своих личных интересах, не задумываясь ни о каких социальных делах и интересах исламской уммы, и тот, кто верит, что Бог создал человека, чтобы он думал только о своих эгоистичных целях, не является членом мусульманской общины. Такой человек подобен паразиту, который питается и извлекает выгоду из ресурсов исламского общества, но который не способствует улучшению его дел. Он может быть мусульманином, и его собственность, жизнь и честь защищены мусульманским законом, но он является тем, чье существование бесполезно для исламского мира.

Ислам считает долгом мусульманина не только заниматься социальными и общественными делами, но и заботиться о нуждах своих братьев по вере, что равносильно великому акту поклонения, заслуживающему божественной награды.

В той же книге (Аль-Кафи), в главе под названием «Забота о нуждах верующих», во втором предании приводятся слова Имама Абуль-Хасана (мир ему!), который говорит: «У Бога есть определенные слуги на земле, которых Он вдохновляет заниматься делами других, стремиться улучшить их условия и удовлетворить их потребности. Такие люди будут спасены от страха и наказания в Судный день».

К сожалению, сегодня положение мусульман приобрело оттенки, почти противоположные тому, что проповедуют божественные принципы ислама. Мусульмане сегодня не обращают внимания на социальные проблемы. Очень немногие люди осведомлены об интересах и потребностях своего общества. Подавляющее большинство мусульман нашего времени не знают никакой целесообразности, кроме своей собственной выгоды, и думают только о своих интересах, а не об интересах уммы.

Есть много людей, которые на самом деле считают социальные интересы недостойными своего времени. Даже те, кто осознает их, настолько близоруки, что отдают предпочтение своим собственным поверхностным интересам перед самыми возвышенными соображениями блага уммы. Существует еще один тип узколобых людей, являющихся разновидностью последней группы, чьи интересы не выходят за пределы определенного региона или страны. Такие люди легко предпочитают национальные интересы интересам исламской нации (уммы).

К сожалению, тех, чья жизнь посвящена достижению возвышенных интересов исламской уммы, очень мало. Нехватку таких элементов следует рассматривать как острую проблему. Нужно подчеркивать опасности, которые предвещает такая ситуация. Мусульман неоднократно предупреждали о пагубных последствиях, если такое положение возобладает в их общине.

Позволив такому плачевному состоянию обрушиться на их сегодняшние общества, мусульмане не только пренебрегли великим божественным порядком, но и нарушили социальный порядок, усугубив тем самым и без того серьезные проблемы.

Всем следует отметить, что если мусульмане не будут выделять часть своего времени, богатства и имущества на улучшение социальных дел, они в конечном итоге будут лишены возможности наслаждаться результатами своих собственных занятий. Отец, который использует все возможные средства для приобретения богатства для себя и своей семьи, зарабатывая больше денег, может в конце концов обнаружить, что это же самое богатство наносит ущерб как ему, так и его детям в испорченной среде и обществе.

Его внимание должно быть обращено на моральное вырождение, которому он и его семья могут подвергнуться. В испорченной среде чьи-либо средства и собственность будут использоваться порочным образом; человеческие таланты, усилия и энергия будут сведены на нет упадочными и непристойными практиками. Если члены общества не могут быть, как выразился Святой Пророк ислама (мир ему и его семейству!), «субъектом, а также лидером, чувствующим ответственность за других субъектов», никто не может быть уверен в прочном и светлом будущем. В коррумпированном обществе всегда есть страх, что может внезапно разразиться социальная буря, которая полностью уничтожит все имущество людей, а также их надежду на лучшее будущее. Если такой тайфун разразится, никто, будь он хороший или плохой, не будет спасен. В этой связи следует отметить содержание 25-го аята суры «Аль-Анфаль»:

«И берегите себя от наказания, которое не может пасть исключительно на тех из вас, кто поступает неправильно, и слушайте, Бог сурово накажет тех, кто воздерживается от начала джихада (на Его пути)» (8:25).

В условиях, когда пренебрегают социальными обязанностями и люди пренебрегают своими обязательствами по защите интересов общества, возможности для реформаторских устремлений будут очень ограничены, что приведет к неспособности осуществить какие-либо реформы.

В сегодняшних условиях энергия человека частично расходуется на искоренение элементов, препятствующих реформам. Большая часть усилий человека также тратится впустую на непродуктивную деятельность. Оставшаяся небольшая часть, примерно от 5 до 10% всей рабочей силы, расходуется на осуществление реформ и проектов развития. Препятствия могут оказаться обескураживающими для того, кто намеревается провести реформу.

Эту удручающую ситуацию можно наблюдать в области развития, культуры, социальной и даже коммерческой сферах, мусульман снова и снова предупреждали о такой опасности в преданиях, касающихся принципа руководства в отношении хорошего и плохого, т. е. повелении одобряемого и воспрещении порицаемого (амр би-ль-ма‘руф ва нахй ‘ани-ль-мункар).

В томе 5 Аль-Кафи, в главе о повелении одобряемого и воспрещении порицаемого, в третьем предании говорится, что имам Абу Хасан (мир ему!) сказал: «О мусульмане, выполняйте свой долг по распространению добра и порядочности и предотвращении зла и непристойностей, чтобы правительство не попало в руки беззаконников, и если это произойдет, добрые среди вас не смогут улучшить свои дела. Бог не внемлет к их мольбам, и их вопли не будут услышаны народом. Затем они столкнутся с бесчисленными проблемами при принятии мер по реформированию и улучшению социальных дел».

Исламская этика также предписывает верующим уделять пристальное внимание внешнему виду, дабы улучшить его личность. Мусульманин должен быть чистым и содержать в порядке все свои вещи. В исламе «чистота – это часть веры»». Крайне важно, чтобы мусульманин заботился о своей внешности и пользовался духами, чтобы быть приятным людям, с которыми он общается.

В «Фуру аль-Кафи», том 6, в «Книге украшений», главе «Чистота», предании 4, приводятся слова Имама Абу Хасана (мир ему!), который сказал: «Мусульманину не подобает пользоваться духами реже одного раза в день. Если он обнаружит, что не может этого сделать, ему следует душиться через день или, по крайней мере, каждую пятницу. Он должен улучшать свою внешность. Он должен подстригать бороду и укладывать волосы правильным и приличным способом. Он должен проверить свой вид, смотрясь перед выходом из дома в зеркало и выходить на улицу только в опрятном, элегантном и чистом виде и одежде».

С точки зрения поведения мусульманам предписано быть веселыми и общительными. Однажды один человек попросил у Святого Пророка совета, как ему следует себя вести. Посланник Бога посоветовал ему «встречать своего брата-мусульманина с веселым и приветливым лицом». Имама ас-Садыка спросили, что означает «хороший нрав». Имам ответил: «Будь смиренным перед людьми». Вы должны говорить приятным языком и никогда не должны встречаться со своим братом (по вере) без улыбки на лице.

В «Аль-Кафи», в «Книге веры и неверия», в главе «Приятная внешность», в преданиях 3-4, мы читаем, что «приятные и честные слова являются выдающимися признаками веры в ислам». Ложь подрывает саму основу социальных отношений, мешая людям доверять друг другу. Это то, что поразило современные мусульманские общества и пошатнуло их основы.

Мусульманин не должен подозрительно относиться к другим: его следует считать невиновным, если не доказано обратное. Мы должны быть осведомлены о содержании аята 12 суры «Аль-Худжурат»:

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (49:12).

Мыслями, словами и поступками человека должно управлять самообладание. Он не должен следовать за любой мыслью, которая может прийти ему в голову. Он не должен, например, судить определенного человека за то, что тот выступил против него только потому, что он не принял его с теплотой по какому-то поводу; или, например, он проигнорировал его во время собрания и т. д. Ислам предписывает верующим: «Всегда судите о деяниях вашего брата-мусульманина наиболее благосклонно и воздерживайтесь от подозрений по отношению к нему». Мусульманин не должен обсуждать людей за их спиной. Он не должен делать замечаний в отсутствие своего брата-мусульманина, которые вызовут у последнего негодование. Аят 12 суры «аль-Худжурат» гласит:

«Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (49:12)

Лучше решать свои проблемы с братьями по вере в ходе непосредственных встреч, чем говорить о них плохо за их спинами, что даст недоброжелателям повод для разжигания вражды между людьми. Как только кто-то плохо отзывается о других, он фактически дает повод недоброжелательным людям раздуть проблему и передать эту информацию заинтересованному лицу. Таким образом, возникает большая проблема. Как сказано в Коране:

«…искушение хуже, чем убийство…» (2:191)

Кроме того, ислам советует верующим никогда не отказываться от своего семейного и личного достоинства и репутации, а также не относиться к другим высокомерно:

«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (31:18).

Это лишь несколько свидетельств того значения, которое ислам придает единству мусульман и их сплоченным отношениям. Ислам хочет, чтобы его последователи «были как одна душа в разных телах». По словам Руми:

«Верующих много, но их вера едина,

Многочисленны телом верующие, но едины душой,

Души волков и собак разделены, но едины души львов Божьих.

Я воспринимаю их души как одну,

Так как душа – это сотня по сравнению с телом.

Она похоже на солнце в небе,

чей свет рассеивается, как сотня лучей, на дворы домов,

Но эти сто лучей исходят от одного на небесах.

Когда из числа домов удаляются стены,

И их фундаменты оказываются разрушены,

Души верующих сольются воедино».

Однако этот духовный союз, о котором говорил Руми, несколько отличается от того, к чему я веду. То, что он сказал, касается мистического понимания единства очищенных душ. Но то, что имею в виду я, относится к социальному союзу мусульман; как они соотносятся, образуя единое целое, точно так же, как конечности и органы функционируют как единое целое, образуя человеческое тело; или как фундамент и колонны закладывают основу здания.

В книге «Кунуз аль-Хаккаик» (стр. 136) приводятся слова Святого Пророка (мир ему и его семейству!), который сказал: «Мусульмане связаны друг с другом, как части здания. Каждая часть является опорой для другой и способствует ее закреплению».

Мусульманские отношения должны напоминать согласованность частей здания, которое может рухнуть, если убрать часть его основания. Для удовлетворения своих внутренних потребностей мусульмане должны установить очень тесные связи друг с другом. Мусульманским общинам не подобает протягивать руки к немусульманам, как они это делают сегодня. Мусульмане должны быть сильными, умными в военном отношении, уметь защищаться от вторжения и никогда не должны поддаваться унижению и поражению. Давайте все обратим внимание на послание аята 29 суры «Аль-Мухаммад»:

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду» (48:29).

Ислам хочет, чтобы правоверные уничтожили причины нечестия и разрушений, которые могут привести к распаду общества. Он призывает мусульман создать организованное и могущественное сообщество. Исламские нормы также были составлены таким образом, чтобы защитить общество от различий, конфликтов и дуализма. Это ценный принцип, которому необходимо уделять пристальное внимание при изучении исламских законов и этики.

Ислам хочет, чтобы мусульмане сформировали сплоченное и организованное сообщество, как это выражено в аяте 4 суры «Ас-Сафф»:

«Воистину, Аллах любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, словно они — прочное строение» (61: 4).

Верующие должны быть объединены в ряды при совершении молитв и других актов поклонения, общественной деятельности, а также при участии в сражениях. Аят 43 суры «аль-Бакара» предписывает верующим совершать свои молитвы в рядах с теми, кто кланяется, совершая поклонение в совместных молитвах.

В этом отношении есть некоторые важные моменты, которые ускользнули от внимания общественности, и по которым следует прояснить точку зрения ислама. Один из них касается факторов, способствующих мусульманской разобщенности, таких как классовые различия. Что предлагает ислам для искоренения подобных проблем?

Различия во взглядах также относятся к числу основных факторов, препятствующих социальной координации и сотрудничеству. Предполагая, что все наделены достаточным проницательным видением и хорошим вниманием в условиях реформирования, возможно ли, что все разделяют один и тот же взгляд и отношение к социальным проблемам? Конечно, нет.

Группа обеспокоенных мусульман, желающих улучшить социальные дела, может собраться вместе, обсудить определенный вопрос и все же не прийти к окончательному решению и консенсусу. Естественно, что проблема сталкивается с противодействием; этого нельзя предотвратить. Какое же решение ислам предлагает для устранения различий в популярных взглядах и выборе? Существуют также другие вопросы второстепенного значения, решение которых зависит от решения ранее обсуждавшихся вопросов. Несомненно, нации и общины столкнулись с этим, с такими проблемами, нашли решения и в значительной степени преуспели в устранении препятствий. На самом деле, главный фактор, который ускоряет прогресс и обеспечивает превосходство, заключается в их борьбе за решение таких социальных проблем.

Теперь, если наше мусульманское общество желает развиваться, оно также должно решать эти проблемы и стремиться устранить их в соответствии с исламскими принципами. Мы никогда не сможем добиться никаких успехов, если наш народ обратится к пороку и разврату и преступит все границы благочестия и воздержания.

Я еще раз подчеркиваю, что ключ к прогрессу живущих в мире народов заключается в их усилиях по решению этих основных социальных проблем, проблем, которые мы, как иранская мусульманская нация, не только не смогли решить, но о решении которых мы даже не думали.

У нас осталось не так много времени для дальнейшего обсуждения этих двух вопросов сегодня вечером, но я надеюсь поговорить о них более подробно в другой раз. Однако некоторые из моих коллег и, возможно, некоторые авторы, интересующиеся исламом, занимались этими двумя основными проблемами. Я сам рассматривал эти вопросы в рамках, установленных исламскими принципами, и буду обсуждать свои взгляды в положенное время.

Но я хотел бы упомянуть здесь, как я уже говорил ранее, что, благодаря Богу, число знающих и неравнодушных верующих мусульман, заинтересованных в социальных реформах, увеличилось. В отличие от остального общества, многие из них каким-то образом установили прочные отношения друг с другом, сформировав «новый класс в нашем обществе».

Для членов этого нового класса у меня есть следующее послание: «Вы, защитники исламского дела, вы, одаренные глубокой преданностью, чистой проницательностью, поистине прискорбно, что не все, кто исповедует ислам, практикуют его в своей повседневной жизни. Но, тем не менее, я призываю вас, тех, на кого наше общество возлагает свои надежды в обеспечении светлого будущего, чтобы вы применяли эти возвышенные положения на практике. Будьте правдивы, воздерживайтесь от злословия, устанавливайте искренние и прочные дружеские связи между собой, избегайте высокомерия и эгоизма и сотрудничайте друг с другом в социальных делах. Можете ли вы молиться и поститься в Рамадан (что укрепляет веру и очищает душу) и в то же время заниматься этическими и социальными вопросами? Можем ли мы, будучи приверженными общему делу, меньше говорить и больше действовать?

Не будет ли лучше, если мы приложим усилия, чтобы узнать друг друга лучше? Не лучше ли было бы, если бы мы избегали помпезности и двусмысленных церемонностей при общении? Не было бы лучше, если бы мы соблюдали исламские нормы и законы в наших деловых операциях, контрактах и сделках и тем самым практически демонстрировали нашу исламскую ориентацию. Мы никогда не должны упускать из виду преимущества, которые порождает послушание только потому, что не все люди соблюдают исламские предписания.

Когда Достопочтенный Али лежал на смертном одре после того, как получил смертельный удар от своего убийцы, он приказал членам своей семьи и другим людям «никогда не отклоняться от исламской этики и предписаний, даже если бы все люди поступали так». Он также призвал их быть добрыми и близкими друг к другу и никогда не разъединяться. В свои последние минуты Имам попросил членов своей семьи и других людей «поддерживать друг друга в социальных проблемах. Используйте все средства; не щадите даже своих жизней и имущества, защищая друг друга».

Даже если в нашем пришедшем в упадок обществе одна группа людей будет стремиться стать прекрасным примером ислама, они, безусловно, смогут проложить путь к достижению своей цели, несмотря на неблагоприятные социальные условия.

Один компетентный молодой человек, который учится и некоторое время обучался у меня и некоторых моих друзей в Куме, был отправлен в Европу для дальнейшего обучения. Его поведение в западной среде было таким, что его отец поблагодарил нас, сказав, что его сын заработал себе хорошую репутацию благодаря своему правильному поведению; и что он одновременно изучает и пропагандирует исламские нормы. Этот молодой человек наделен правдивостью, исламской верой, настойчивостью и компетентностью. Уверенный в себе и решительный, он начал борьбу с нынешней испорченной средой, чтобы она не повлияла на него.

Должны ли мы, как члены определенной социальной группы, не предпринимать усилий, чтобы обуздать наше окружение и серьезно придерживаться возвышенных предписаний ислама?

Я молю Всемогущего Бога, чтобы Он помог нам преуспеть в том, чтобы стать лучшими людьми действия. Пусть мы обретем более полное понимание ислама и сможем соблюдать его законы. Пусть нам будет дарована возможность предпринимать шаги, чтобы узнать друг друга и сотрудничать друг с другом, и никогда не уклоняться от своих социальных обязанностей.


Сейед Мохаммад Хосейни Бехешти

Источник: сайт al-islam.org