Мадани, Сейед Асадолла

Аятолла Сейед Асадолла Мадани (перс.: سیّد اَسَدالله مدَنی, 1981 — 1914) – иранский шиитский священнослужитель и пятничный имам Тебриза. Участвовал в антишахском оппозиционном движении и был одним из деятелей Исламской революции 1978-1979 гг. в Иране, неоднократно подвергался репрессиям со стороны режима Пехлеви и жил в ссылке в различных городах Ирана. После Исламской революции был избран в Конституционное собрание от Хамадана. Был представителем Имама Хомейни и пятничным имамом в Хамадане. Позже он был назначен на ту же должность в Тебризе. Мадани был убит Организации моджахедов иранского народа (ОМИН) после пятничной молитвы, получив известность как один из «мучеников михраба» (то есть священнослужителей, погибших от рук террористов во время выполнения своих религиозных обязанностей).

Асадолла Мадани родился в 1914 году в Азаршахре, неподалеку от Тебриза (совр. провинция Восточный Азербайджан). Его мать умерла, когда ему было 4 года, а отец, Ага Мир-Али, умер, когда ему было 16 лет. Он изучал вводные исламские дисциплины (могаддамат) на занятиях у Мирзы Мохаммад-Хасана Мантеги и Мирзы Мохсена Мир-Гаффари, ученых из Азаршахра, а затем поступил в исламскую богословскую семинарию Кума, чтобы продолжить там свое образование. Его друзья возражали против его решения, потому что это было не самое подходящее время для переезда в Кум, ведь Реза-хан ограничил деятельность мусульманских ученых и запретил любые проповеди и пропаганду ислама, но он ответил: «По крайней мере, я могу учиться и стать проповедником для самого себя».

Мадани посещал лекции аятоллы Ходжата Кухкамареи и аятоллы Сейеда Мохаммад-Таги Хансари. В 1943 году он переехал в Ирак, чтобы продолжить учебу в богословской семинарии Наджафа. Он посещал лекции аятоллы Сайида Мухсина Хакима и аятоллы Сайида Абд аль-Хади Ширази, а также лекции Имама Хомейни во время его изгнания в Наджафе. Мадани также посещал лекции аятоллы Сайида Абу ль-Касима аль-Хои и получил от него разрешение на иджтихад. Он также начал преподавать в богословской семинарии Наджафа. Известно, что он отказался от издания своего собственного сборника фетв (таудих аль-масаиль), несмотря на уговоры других ученых Наджафа, сославшись на то, что не может этого сделать, пока в Наджафе находится такой выдающийся муджтахид, как Имам Хомейни.

Аятолла Мадани начал свою политическую и общественную деятельность с тех пор, как начал учиться в Куме. В начале своей деятельности он некоторое время ездил в свой родной город Азаршахр и читал лекции, содержавшие резкую критику экономического и социального влияния бахаистов в его родном городе, что привело к изгнанию бахаистской общины из Азаршахра. После этого инцидента полиция Азаршара на некоторое время сослала Мадани в Хамадан.

В 1940-е годы, когда Сейед Моджтаба Навваб Сафави отправился в Иран, чтобы убить Ахмада Касрави, аятолла Мадани передал ему все свои сбережения (которые он собирал для женитьбы).

В годы правления Гамаля Абделя Насера в Египте Мадани вместе с группой иранских ученых из исламской семинарии Наджафа отправились в Египет, чтобы сделать там разоблачительные заявления по поводу правительства, пришедшего к власти после переворота 1953 года, совершенного генералом Фазлоллой Захеди против правительства Мохаммада Мосаддыка при поддержке американских и британских спецслужб.

27 июля 1962 года Мадани отправился в Хамадан через Ирак. В знак протеста против утверждения законопроекта о провинциальных и государственных советах Мадани выступил в соборной мечети Хамадана и призвал тамошних жителей поддержать кампанию богословской семинарии Кума. Вместе с другими учеными Хамадана он послал телеграмму Асадолле Аламу, чтобы выразить протест против утверждения этого законопроекта.

Когда аятолла Сайид Мухсин Хаким скончался, Мадани выступал в Хамадане за признание верховным религиозно-правовым авторитетом (марджа ат-таклид) аятоллы Хомейни. Согласно отчету САВАК, благодаря усилиям Мадани более трети жителей Хамадана стали следовать за фетвами Имама Хомейни. Мадани регулярно посещал Хамадан вплоть до 1971 года, когда он отправился в Хоррамабад по просьбе тамошних людей и священнослужителей. В Хоррамабаде он начал свою деятельность с преподавания в богословской семинарии Камальванда и через некоторое время был избран руководителем семинарии. Вскоре он был представлен народу и духовенству Хоррамабада как полномочный представитель Имама Хомейни. После многократных политических заявлений Мадани в октябре 1975 года шахская тайная полиция САВАК поручила сотрудникам своего отделения в провинции Лурестан сослать Мадани на три года в Нурабад близ города Мамасани. Однако уже в 1977 году он был сослан в Гонбаде-Кавус, располагавшийся на севере страны в тогдашней провинции Мазендаран (в настоящее время в провинции Голестан). Из-за его болезни Комитет социального обеспечения Хоррамабада в июле 1978 года изменил место его ссылки на Мехабад на западе страны.

Когда в октябре 1978 года дом Имама Хомейни в Наджафе был осажден, аятолла Мадани и некоторые другие священнослужители в изгнании выступили с заявлением, осуждавшим действия режима Баас в Ираке. В конце декабря 1978 года Мадани приехал в Хамадан, где его тепло встретили. Он взял на себя руководство политической кампанией против режима Пехлеви в Хамадане. 10 февраля 1979 года, когда 81-я бронетанковая часть Керманшаха двинулась на Тегеран, чтобы подавить выступления революционеров, жители Хамадана вышли по приказу Мадани на улицы, закутавшись в саваны, и помешали движению танков, причем некоторые из них погибли в ходе этих событий.

Когда была сформирована Ассамблея экспертов по конституции (Конституционное собрание), Мадани был избран народом Хамадана в качестве их представителя, а также по приказу Имама Хомейни был назначен имамом для проведения пятничных молитв в Хамадане и наделен всеми необходимыми полномочиями.

После мученической смерти Сейеда Мохаммад-Али Гази-Табатабаи, первого «мученика михраба», который был пятничным имамом и представителем Имама Хомейни в Тебризе, аятолла Мадани был назначен Имамом Хомейни вместо него имамом пятничных собраний и представителем Верховного лидера в Тебризе. Это назначение было встречено негативно целым рядом членов Мусульманской народно-республиканской партии, так что платформа, с которой он произносил пятничные проповеди на площади в Тебризе, была подожжена несколько раз подряд.

Когда в сентябре 1980 года началась ирано-иракская война, Мадани старался поднять моральный дух иранских солдат и надевал военную форму, участвовал в некоторых сражениях на линии фронта, оставался с иранскими бойцами на передовой и присутствовал на их молитвенных собраниях.

Аятолла Сейед Асадолла Мадани был убит террористом из ОМИН, когда выходил 11 сентября 1981 года после пятничной молитвы. Его тело было привезено на похороны в Тебриз, а затем в Кум, после чего предано земле в святилище Фатимы аль-Ма’сумы. В своем послании Имам Хомейни назвал его человеком, который провел всю жизнь, занимаясь очищением своей души, служением исламу, обучением мусульман и отстаиванием пути истины перед лицом ее искажений.