Религиозное народовластие

Религиозное народовластие (перс. мардомсалари-йе дини, مردم سالاری دینی) – термин политического дискурса Исламской Республики Иран, который был введен и популяризирован Духовным лидером Ирана Сеед Али Хаменеи как альтернатива западному понятию демократии.

Религиозное народовластие понимается как модель власти, которая базируется на Божественной легитимности и народном признании в рамках религиозных установлений. Таким образом, эта концепция призвана соединить теократическую легитимацию исламского строя (выраженную прежде всего в концепции вилайат аль-факих) с демократическим механизмом принятия решений, апеллирующим к воле и желанию народа.

В основных чертах эта концепция была предложена, осмыслена и популяризирована Верховным лидером ИРИ Сеед Али Хаменеи, который изначально подчеркивал двойственный характер исламского строя, который имманентно присутствует в самом понятии Исламской республики: «Исламская республика зиждется на двух основаниях: во-первых, на республике, то есть представители народа и население страны – это те, кто определяют характер управления страной и функционирования государственных структур, а во-вторых, на исламе, то есть это народное движение базируется на исламской мысли и исламском шариате».

Исламская республика как концепция, родившаяся еще в 1970-е годы, нуждалась в дальнейшей теоретической разработке, и религиозное народовластие стало одной из центральных идеологических концепций, внесших вклад в развитие политического дискурса власти на современном этапе развития Ирана. Лидер Исламской республики следующим образом рассуждает о содержании этого термина: «Это [религиозное] народовластие не имеет абсолютно никакого отношения к корням западной демократии. Это нечто другое. Во-первых, религиозное народовластие – это не две отдельные вещи. Оно не означает, что мы взяли на Западе демократию и приделали к ней религию, что получить полноценное сочетание. Нет, само это народовластие относится к религии. Народовластие, в свою очередь, носит двоякий характер… Одна ее сторона состоит в том, что государство образовано по воле и решению народа, то есть народ выбирает строй, выбирает правительство… Это и есть то, на что претендует Запад, хотя, конечно, эти претензии на Западе не имеют под собой реальных оснований…Народный выбор – это одна из двух частей религиозного народовластия. Народ должен сделать выбор, захотеть, разобраться и решить, чтобы их шариатская обязанность была реализована. Без изучения, знания и желания на них не будет шариатской обязанности. Другая сторона вопроса о [религиозном] народовластии заключается в том, чтобы теперь, когда нас с вами выбрали, мы обладаем по отношению к народу серьезными и настоящими обязанностями…»

В другом месте Хаменеи говорит: «Религиозное народовластие – это единая реальность в рамках исламского строя, поскольку, если какой-то режим захочет действовать на основе религии, это будет невозможно без народа. В то же самое время, реализация подлинно народного правления невозможна без религии…»

Таким образом, идеологи исламского строя в Иране подчеркивают, что религиозное народовластие является не композитным термином, сочетающим западное понятие демократии с религиозными принципами, а представляют собой сугубо исламский феномен, который вырастает из самой сути исламского вероучения, подчиняется ее внутренней логике и черпает обоснование исключительно в плоскости исламской религии.

Основное отличие религиозного народовластия от западной либеральной демократии, которое акцентируется иранскими авторами, состоит в религиозно-этической мотивации принимаемых народом решений.