Базарган, Мехди

Мехди Базарган (1907 – 1995) –  иранский академический ученый, политик и интеллектуал, первый премьер-министр Ирана после революции 1979 года, представитель либерального направления в современной исламской мысли, решительный сторонник традиций светского иранского конституционализма и демократической политики.

Базарган родился 1 сентября 1907 года в азербайджанской семье в Тегеране. Отец Базаргана, Хадж Аббасколи Табризи, был торговцем, глубоко религиозным, но не вполне традиционным, и активно участвовал в гильдии (аснаф) Тегеранского базара. Базарган получил достаточно привилегированное образование.

Средняя школа, которую он посещал, была одной из первых современных школ в Иране. В возрасте 19 лет он был отправлен во Францию за государственный счет, где изучал термодинамику. Там он политическими активистами времен Третьей Французской Республики.

В 1936 году он вернулся в Иран, чтобы поступить на государственную службу и начать работу в качестве преподавателя термодинамики. Он даже был первым руководителем инженерного факультета в Тегеранском университете, но потом перешел работать в частный сектор. Период оживления парламентской демократии в 1941-53 годы привел Базаргана в политику. Он начал свою деятельность в небольшой ассоциации при мечети под названием Исламский центр (Канун-е эслам) и был связан с недавно основанной Исламской ассоциацией студентов.

Он сыграл важную роль в создании и управлении Союзом инженеров, стал активным членом Иранской партии, через которую попал в Национальный фронт, где он был назначен тогдашним премьер-министром доктором Мохаммадом Мосаддыком ответственным за управление национализированной нефтяной промышленностью.

После переворота 1953 года, который сверг национальное правительство Мосаддыка и привел к аресту ведущих членов Национального фронта, Базарган направил свою энергию на создание и управление Движением национального сопротивления. Он был избран ее исполнительным секретарем и сохранил эту должность, несмотря на то, что был дважды арестован в 1955 и 1957 годы. С началом периода либерализации в начале 1960-х годов он участвовал в создании второго Национального фронта.

После смерти аятоллы Хосейна Боруджерди он принял участие в реформаторском движении, в котором доминировало шиитское духовенство, и которое стремилось выработать новый кодекс религиозного руководства. В 1961 году Базарган и его единомышленники сформировали Движение за свободу Ирана (ДСИ), лидером которого был избран Базарган. Группе было суждено вести свою деятельность в легальном режиме недолго. Из-за критики «Белой революции» Мохаммад-Реза-шаха Пехлеви члены ДСИ были арестованы и заключены в тюрьму. Сам Базарган был приговорен к десяти годам тюремного заключения, но был освобожден по амнистии через три года.

После своего освобождения на протяжении большей части 1970-х годов Базарган держался в тени, но активно участвовал в ряде интеллектуальных дебатов – в диалоге с духовенством о значении исламского правления, критике марксизма и интеллигентских дискуссиях по поводу современной интерпретации ислама.

Когда в 1977 году начался очередной виток демократизации, и политический контроль со стороны шахских властей был ослаблен, Базарган вновь вышел на открытую политическую арену через Общество защиты прав человека. Ему вновь удалось выйти на передний план иранских оппозиционных кругов, благодаря чему лидер революционного движения аятолла Хомейни назначил его после возвращения в Иран первым премьер-министром нового государства. В феврале 1979 года Базарган сформировал свой кабинет министров. Его девятимесячное пребывание во власти обернулось поражением, которое понесли умеренно-либеральные силы от рук более последовательных сторонников исламского революционного движения.

Базарган считал, что между политикой и религией существует связь, но не признавал необходимость исламского правления. Поэтому он противопоставлял концепции Исламской республики идею демократического правления в чисто западном понимании. Базарган возглавил фракцию, которая выступала против Революционного совета, в котором доминировали Партия Исламской Республики (ИРП) под руководством аятоллы Мохаммада Хосейна Бехешти.

После захвата посольства США в Тегеране группой радикальных студентов, получивших одобрение от аятоллы Хомейни, Базарган был вынужден уйти в отставку и вновь оказался в рядах оппозиции. Базарган баллотировался в Исламское совещательное собрание и был депутатом Меджлиса до 1984 года. В 1985 году Совет стражей отклонил прошение Базаргана баллотироваться на пост президента, а в 1990 году его Движение за свободу Ирана было ликвидировано.

В этот период, в самый разгар ожесточенных конфликтов между государством и оппозиционными силами, он направлял деятельность ДСИ на развитие либерального политического дискурса. В 1980-е годы Базарган выступал против продолжения ирано-иракской войны и активного вовлечения священнослужителей во все аспекты политики, экономики и общественной жизни. Он также открыто критиковал культурную революцию в Иране и продолжал отстаивать гражданское правление и демократию, не скрывая разочарования в том курсе, которым следовала Исламская республика.

В этот период Базарган противостоял четырем группам в иранской политике. Во-первых, это были модернисты/монархисты, которые не принимали присущий Базаргану синтез национализма, исламизма и либерально-демократической повестки. Вторая группа представляла традиционные религиозные круги во главе с высшим духовенством, ревниво охранявшим мир своего вероучения и видевшим в идее Базаргана о демократическом правлении угрозу своей элитарной концепции, закреплявшей исключительное право духовенства толковать религиозный текст. Третья группа, выступившая против Базаргана, состояла из марксистов, в том числе радикальной Организации моджахедов иранского народа (ОМИН). Эта группа рассматривала Базаргана как представителя мелкобуржуазных кругов базара, чьи либеральные взгляды коренились в их алчном стремлении к личной выгоде. Четвертой, наиболее могущественной, группой были сторонники Хомейни, которые видели в Базаргане олицетворение западного бесчестия, которое проникло в ряды верующих.

В своих интеллектуальных изысканиях в области религии Базарган также был далек от традиционного понимания. Он был сторонником западных концепций сциентизма и позитивизма, через призму которых он пытался представить научно-обоснованное объяснение религиозных истин. Такая интерпретация не могла устраивать улемов из традиционных религиозно-богословских семинарий. Например, Базарган изложил свои представления о «человеческой термодинамике» в книге 1956 года «Любовь и поклонение: человеческая термодинамика», которая была написана им в тюрьме. В ней он попытался показать, что религия и поклонение являются побочным продуктом эволюции, как полагал английский натуралист Чарльз Дарвин, веривший, что истинные законы развития общества основаны на принципах термодинамики.

Базарган умер от сердечного приступа 20 января 1995 года в Швейцарии после экстренного приземления в Цюрихе на самолете, который летел в Соединенные Штаты, где уму должны были сделать операцию на сердце.