Месбах Йазди, Мохаммад-Таги

Аятолла Мохаммад-Таги Месбах Йазди (перс. آیة الله محمد تقی مصباح یزدی; род. 31 января 1935 г.) – иранский религиозный и политический деятель, преподаватель Кумского богословского учебного комплекса (хоузе), руководитель Образовательно-исследовательского института Имама Хомейни. Является членом Совета экспертов при Рахбаре, Высшего совета культурной революции, Общества преподавателей Кумского богословского комплекса и Высшего совета Всемирной Ассамблеи Ахль аль-Бейт. Он был учеником выдающихся шиитских ученых современности – Имама Хомейни, Алламе Табатабаи и аятоллы Бехджата. Известен благодаря многочисленным книгам по исламским наукам, исламской философии и толкованию Корана, в том числе «Изучение философии», «Нравственность в Коране», «Политическая теория ислама» и т.д.

Аятолла Мохаммад-Таги Месбах Йазди родился 31 января 1934 года в религиозной семье в городе Йезд. Начальное образование он получил в школе Шафиийе в Йезде. В начале 1952 года он вместе с семьей уехал в Наджаф, однако спустя полгода им пришлось вернуться из-за материальных затруднений. После этого Месбах Йазди начал учиться в Куме, в медресе «Фейзийе». В этот период он познакомился с аятоллой Хомейни, стал посещать его занятия и попал в круг его близких учеников. Он также посещал уроки по фикху ведущего муджтахида Ирана, аятоллы Боруджерди, сблизился с Алламе Табатабаи, который был выдающимся знатоком исламской философии. Также большое влияние на формирование мировоззрения Месбаха Йазди оказал аятолла Бехджат, который был прославленным мистиком своего времени. В эти годы он завел дружбу с доктором Бахонаром, Хашеми-Рафсанджани и аятоллой Хаменеи, участниками исламского оппозиционного движения во главе с Имамом Хомейни.

В дореволюционный период Месбах Йазди принимал активное участие в деятельности антишахской оппозиции. После ареста Имама Хомейни в 1963 году, когда он находился в тюрьме Гайтарийе, Месбах Йазди написал ему воодушевляющее письмо, в котором просил его продолжать руководить движением. Месбах Йазди входил в так называемую «группу одиннадцати», которая возникла в 1964 году и состояла из активных деятелей духовенства, занимавшихся культурно-просветительской деятельностью наряду с политической активностью. Он также был одним из инициаторов проведения дискуссионных собраний с участием аятоллы Бехешти, аятоллы Мешкини, Раббани-Ширази, Бахонара, Мофаттеха, Макарема Ширази, Джафара Собхани, на которых обсуждались вопросы будущего исламского правления. В отсутствие Бехешти, который пять лет руководил Исламским центром в Гамбурге (Германия), Месбах Йазди взял на себя руководство этими собраниями. Деятельность кружка была прекращена после того, как о ее существовании узнали в САВАК.

Месбах Йазди руководил такими подпольными изданиями, как «Ба‘сат» (с декабря 1963 года), а затем и «Энтегам» («Месть», с декабря 1964 г. по октябрь 1965 г.), созданными для пропаганды идей Имама Хомейни. Материалы этих изданий выходили анонимно и иногда транслировались сторонниками Имама Хомейни по радио из-за рубежа. Он также участвовал в подпольном издании и распространении обращений и речей Имама Хомейни и других оппозиционных лидеров шиитского духовенства.

Одним из главных направлений деятельности Месбах Йазди всегда была идеологическая работа и борьба с идеологическими отклонениями внутри лагеря исламской оппозиции. В отличие от ряда других соратников по борьбе с шахским режимом, которые были готовы поступиться идейными вопросами в интересах политической борьбы, он был солидарен с позицией Мортазы Мотаххари по этому вопросу и считал, что исламское движение должно строиться на четком идеологическом фундаменте. В первую очередь он выступал против марксистских идей, которые влияли на умонастроения мусульманской молодежи, и различных эклектичных концепций, создававшихся на основе ислама и марксизма (перс. эльтегат), в особенности, тезиса «ислам без духовенства».

В 1981 году он вместе с Абдолькаримом Сорушем принял участие в публичном диспуте против марксистов (Эхсан Табари и Фаррох Негахдар), который транслировался по телевидению. Месбах Йазди продолжил критику марксизма, подготовив шеститомный труд «Охрана идеологических рубежей», первый том которого вышел в 1981 году.

После победы Исламской революции Месбах Йазди занимал ряд важных должностей. Он стал одним из первых членов Штаба культурной революции (современное название: Верховный совет культурной революции). Он также состоял в Ассамблее экспертов при Рахбаре второго, третьего и четвертого созывов. С 1997 по 2012 годы он руководил Верховным Советом Всемирной Ассамблеи Ахль аль-Бейт. В 1997 году он читал по пятницам лекции, которые вошли в основу его книги «Политическая теория ислама». В 2011 году группа учеников и сторонников Месбаха Йазди создала политическую организацию под названием «Фронт сопротивления» (Джебхе-йе пайдари). Аятолла Месбах Йазди утвердил устав этой организации и занял почетное место среди членов ее религиозно-правового совета (шоура-йе фогаха), но не вступил в саму организацию, предпочтя остаться в стороне от политической деятельности.

Месбах Йазди с 1965 года начал преподавать в медресе Хаггани и занимал там одну из административных должностей, однако вынужден был покинуть его после вспыхнувшего в 1974 году среди учащихся и преподавателей конфликта между сторонниками и противниками Али Шариати. Преподавательскую деятельность он продолжил в медресе «Рах-е хакк» («Путь Истины»), созданном для разрешения новых вопросов, которые вставали перед исламом на современном этапе. Впоследствии он создал Культурный фонд «Бакир аль-Улум». В 1995 году аятолла Месбах Йазди учредил Образовательно-исследовательский институт Имама Хомейни с целью применения исламских знаний в различных областях гуманитарных наук и подготовке исследователей нового типа.

Месбах Йазди  считается одним из ведущих идеологов современной Исламской Республики Иран, формирующих новые концепции на основе исламской философии, мистических доктри н и шиитского фикха. Он выдвинул концепцию «максималистской интерпретации религии» (тафсир-е хаддаксари аз дин), в соответствии с которой религия представляет собой всеобъемлющую совокупность установлений и заповедей, которые распространяются на мирскую и загробную жизнь, все аспекты частной и общественной жизни человека, задавая ценностные ориентиры в жизни человека. Он отрицает возможность многозначного истолкования религии и концепции современных иранских интеллектуалов, пытающихся выйти за рамки традиционного богословского и религиозно-правового дискурса.

Месбах Йазди также является сторонником теории культурного антагонизма между исламским миром и Западом, культуру которого он считает «культурой неверия и безбожия», основанной на гуманизме, секуляризме и либерализме. Западной культуре он противопоставляет теоцентризм (ходамехвари), примат религии (асалат-е дин) и  вилайат аль-факих (правление факиха). При этом, он не отрицает западных технологий и научных достижений, которым отводится сугубо инструментальная роль.

Аятолла Месбах Йазди считается на сегодняшний день главным теоретиком и пропагандистом концепции вилайат аль-факих. Он выступает с позиций неограниченного правления факиха (велайат-е фагих-е мотлаг), считая, что правящий факих (вали-йе факих) обладает всеми полномочиями Непорочного Имама и является его непосредственным представителям, а потому не нуждается в легитимации со стороны народа.

Верховный лидер Исламской Республики Иран Сеед Али Хаменеи сказал о Месбахе Йазди: «Хотя Всевышний Аллах не даровал нашему нынешнему поколению возможности получать пользу от таких деятелей, как Алламе Табатабаи и шахид Мортаза Мотаххари, по милости Божьей, этот дорогой и высокочтимый деятель заполнил в наше время образовавшийся после них вакуум».