Моаддель, Мансур

Мансур Моаддель (Mansoor Moaddel, перс. منصور معادل) – современный американский социолог иранского происхождения, специалист по Ближнему Востоку, профессор кафедры социологии Мэрилендского университета (Колледж-Парк, США).

Получил степень бакалавра в Ширазском университете (1976). Защитил магистерскую диссертацию в Западно-Мичиганском университете (1979) и докторскую диссертацию в Висконсинском университете по теме «Социологический анализ Иранской революции» (1986). В 1986 – 1987 годы был доцентом кафедры социологии и антропологии Оберлинского колледжа. С 1987  по 2013 годы работал на кафедре социологии, антропологии и криминологии Восточно-Мичиганского университета. С 2013 года работает профессором кафедры социологии Мэрилендского университета (Колледж-Парк, США).

Доктор Моаддель изучает религию, идеологию, политические конфликты, революцию и социальные изменения. Он проводил исследования ценностей в Египте, Иране, Ираке, Иордании, Ливане, Марокко, Пакистане, Саудовской Аравии, Тунисе и Турции. Один из его последних исследовательских проектов был посвящен межнациональному сравнительному анализу религиозного фундаментализма в Египте, Ираке, Иордании, Ливане, Пакистане, Саудовской Аравии, Тунисе и Турции. Его предыдущим эмпирическим исследовательским проектом был сравнительно-исторический анализ идеологического производства в исламском мире, в рамках которого он изучал исламский модернизм в Египте, Индии и Иране в период с конца XIX до начала XX века, либеральный национализм в Египте, антиклерикальный секуляризм в Иране, либеральный арабизм и панарабский национализм в Сирии и Ираке в первой половине XX века и исламский фундаментализм в Алжире, Египте, Иране, Иордании и Сирии во второй половине ХХ века.


Основные работы

Класс, политика и идеология в Иранской революции (Class, Politics, and Ideology in the Iranian Revolution. Columbia University Press, 1994)

Общим недостатком многих современных теорий революции, по мнению Мансура Моадделя, является их пренебрежение ролью идеологии. Он рассматривает Иранскую революцию, выделяя классовую политику и борьбу за власть в контексте изменения идеологических отношений между государством и гражданским обществом. В аналитической системе Моадделя решающую роль в генезисе Иранской революции играют классовая политика и действия государства. Конфликт между государством и классами определял идентичность оппозиции и направлял оппозиционную деятельность через посредство религии. Революционный кризис начался тогда, когда социальное недовольство было выражено в терминах шиитского революционного дискурса. Моаддель утверждает, что шиитская революционная идеология была создана различными идеологами для решения проблем, с которыми они столкнулись в период после переворота 1953 года. Излагая свою аргументацию, Моаддель предлагает новую интерпретацию революции в Иране, характеризуя постреволюционный политический порядок как вариант фашизма для третьего мира.

Иорданская исключительность: сравнительный анализ государственно-религиозных отношений в Египте, Иране, Иордании и Сирии (Jordanian Exceptionalism: A Comparative Analysis of StateReligion Relationships in Egypt, Iran, Jordan, and Syria. Palgrave Macmillan, 2002)

История исламского движения в Иордании демонстрирует вопиющие контрасты с его аналогами в других исламских странах, таких как Египет, Иран и Сирия. В отличие от частых и кровавых столкновений, которые характеризовали отношения между государством и исламской оппозицией в этих странах, иорданские Братья-мусульмане придерживались ненасильственной линии и часто защищали государство перед вызовами радикальных идеологий. После процесса демократизации, начатого покойным королем Хусейном, Братья-мусульмане приняли участие в выборах 1989 года. Чтобы примирить свою веру в суверенитет шариата со светскими рамками, установленными государством, братья сформировали Партию исламского фронта действий с единственной целью – участие в демократическом процессе. Этот провокационный шаг был также полезен тем, что обеспечил дополнительное политическое пространство для более прагматичных и умеренных исламских активистов, препятствуя возможности раскола и тем самым поддерживая общее единство движения. Это явление примечательно тем, что иорданские Братья-мусульмане имеют идеологическое и организационное родство с Братьями-мусульманами Египта и Сирии. Кроме того, Иорданское государство разделяло определенные структурные особенности с египетским, иранским и сирийским государствами. Однако отношения между Иорданским Хашимитским Королевством и Братьями-мусульманами характеризовало мирное сосуществование. Эта книга объясняет отношения государства и религии в Иордании с точки зрения государственной идеологии и политики, классовой структуры и отношений между господствующими классами и Братьями-мусульманами.

Исламский модернизм, национализм и фундаментализм: эпизод и дискурс (Islamic Modernism, Nationalism, and Fundamentalism: Episode and Discourse. University of Chicago Press, 2005)

Исламский мир пережил масштабные социальные изменения в Новое время—появление новых социальных классов, формирование массивных бюрократических и военных государств, включение его экономики в мировую капиталистическую структуру. Однако, несмотря на эти изменения, национальный консенсус даже в отношении самых важных принципов социальной организации—формы правления, статуса женщин, национальной идентичности и нормотворчества—еще не сформировался.

«Исламский модернизм, национализм и фундаментализм» Мансура Моадделя представляет собой амбициозный сравнительно-исторический анализ идеологического производства в исламском мире с середины 1800-х годов по настоящее время, который дает уникальную перспективу для понимания социальных условий формирования этих дискурсов. Моаддель характеризует эти движения в терминах последовательности культурных эпизодов, характеризующихся идеологическими дебатами и религиозными спорами, каждый из которых заканчивается революцией или военным переворотом. Понимание того, как лидеры этих движений формулировали свои дискурсы, является для Моадделя ключом к пониманию ближневосточной истории. Эта посылка позволяет ему открыть для читателей исторический процесс, начавшийся с исламского модернизма и закончившийся фундаментализмом.

Религиозный фундаментализм на Ближнем Востоке: межнациональный, межконфессиональный и межэтнический анализ (в соавторстве со Стюартом Карабеником, Religious Fundamentalism in the Middle East: A Cross-National, Inter-Faith, and Inter-Ethnic Analysis. BRILL, 2013)

В этой книге Моаддель и Стюарт Карабеник анализируют фундаменталистские представления и отношения между народами (Египет, Иран, Ливан и Саудовская Аравия), веру (христианство и ислам) и этническую принадлежность (тюрки-азербайджанцы, курды и персы среди иранцев), используя сравнительные данные опросов. Для них фундаментализм – это не просто набор религиозных верований. Это скорее сочетание верований и отношения к любым религиозным верованиям, которые есть у человека. В этом анализе авторы показывают, что фундаменталистские убеждения и установки различаются в зависимости от национальных контекстов и индивидуальных особенностей, и предопределяют ориентацию людей на один и тот же набор исторических проблем, которые волновали интеллектуальных лидеров и активистов фундаменталистской направленности. Проведенный авторами анализ выявляет «цикл духовности», который еще больше усиливает значение учета исторических и культурных контекстов для понимания роли религиозного фундаментализма в современных ближневосточных обществах.

Столкновение ценностей: исламский фундаментализм против либерального национализма (The Clash of Values: Islamic Fundamentalism Versus Liberal Nationalism. Columbia University Press, 2020)

Большая часть Ближнего Востока и Северной Африки все еще переживает переходный период, вызванный арабскими протестами 2011 года, и политическая траектория этого региона по-прежнему остается трудной для понимания. В книге «Столкновение ценностей» Мансур Моаддель приводит новые эмпирические данные, демонстрирующие, как столкновение исламского фундаментализма и либерального национализма объясняет настоящее положение региона и будет определять его будущее.

Анализируя данные более чем 60 000 очных интервью репрезентативных выборок людей из семи стран – Египта, Ирака, Ливана, Пакистана, Саудовской Аравии, Туниса и Турции – Моаддель показывает глубину и широту конфликта ценностей. Он определяет меры выразительного индивидуализма, гендерного равенства, секуляризма и религиозного фундаментализма и показывает, что факторы, укрепляющие либеральные ценности, также ослабляют фундаментализм. Моаддель выделяет данные, показывающие изменения в ориентации на светскую политику, правительства западного типа, религиозную терпимость, национальную идентичность и в некоторой степени гендерное равенство, а также значительное снижение поддержки политического ислама за последнее десятилетие. Сосредоточившись на этих тенденциях, он утверждает, что Арабская весна представляет собой новый этап коллективных действий, коренящихся в распространении веры в индивидуальную свободу.