Мофаттех, Мохаммад
Мохаммад Мофаттех (1928 – 1979; перс.: محمد مفتح) – иранский политический деятель, мусульманский философ и богослов, один из ключевых участников Исламской революции 1978-1979 годов в Иране. Мофаттех внес вклад в сближение между богословскими семинариями и академическими учреждениями современного типа в Иране – одной из главных задач исламского движения 1960-1970-х годов. Кроме того, он сыграл важную роль в антишахской борьбе и в ознакомлении нового поколения с исламскими науками. Он был имамом в мечетях Джавид и Гобба, где он организовывал религиозные и идеологические семинары, тайно ведя политическую деятельность против шаха. Мофаттех возглавил в 1978 году праздничную молитву по случаю праздника Ид аль-Фитр в Тегеране, и его проповедь привела к демонстрациям 7-8 декабря 1978 года.
Он родился в городе Фаманин провинции Хамадан в семье религиозных ученых. Его отец, Хадж Шейх Махмуд Мофаттех, известный как Мирза Махмуд, был одним из выдающихся преподавателей Хамаданской богословской семинарии, владевшим также широкими познаниями в арабской и персидской литературе. Мохаммад часто посещал уроки своего отца, из которых черпал свои первичные знания.
Мохаммад Мофаттех посещал медресе муллы Али Хамадани в Хамадане. После завершения своего начального образования он в 16 лет уехал в Кум, где его обучали аятолла Мухаммад Ходжат Кухкамари, аятолла Сайед Хосейн Табатабаи Боруджерди и великий аятолла Сейед Рухолла Мусави Хомейни, аятолла Мохаммад-Реза Голпайгани, аятолла Мараши и Алламе Табатабаи.
Мофаттех, как и Сейед Мохаммад Бехешти, был одним из тех, кто представлял духовную и политическую власть Хомейни в годы, предшествовавшие Исламской революции. Эти деятели распространяли и популяризировали взгляды Хомейни на политику и идеологию. Будучи религиозно-политическим активистом, он часто ездил в разные места Ирана в 1950-е и 1960-е гг. В дни священных месяцев Рамадан, Мухаррам и Сафар Мофаттех ездил в Хузестан с проповедями. Через некоторое время САВАК запретил ему въезд в эту провинцию. В 1968 году он был уволен из Департамента образования за свою политическую деятельность и сослан в Захедан. После окончания периода ссылки САВАК запретил ему въезд в Кум, но предложил назначить его профессором Тегеранского университета, «чтобы нейтрализовать его религиозно-политическую деятельность».
В 1973 году по приглашению прихожан он устроился в мечети Джавид в Тегеране, чтобы возглавлять в ней коллективные молитвы. Там он проводил идеологические занятия по основам вероучения, философии, тафсиру Корана, изучению сборника речей и писем Имама Али «Нахдж Аль-Балага» («Путь красноречия»), истории религий и социологии. Он продолжил свою деятельность в мечети Джавид, превратив ее в один из центров борьбы против шаха, что привело к ее закрытию 24 ноября 1974 года по решению САВАК после того, как там выступил Хаменеи, а сам Мофаттех был отправлен в тюрьму почти на два месяца. В 1976 году он принял на себя обязанности имама мечети Гобба в Тегеране, где он провел в жизнь некоторые нововведения, такие как приглашение египетских чтецов Корана, и даже пригласил Абдельфаттаха Абдельмаксуда, мусульманского мыслителя из Египта, автора книги «Али». Он основал в мечети библиотеку и кассу беспроцентного кредитования (кард аль-хасана). Через некоторое время ему запретили читать лекции и в этой мечети.
Мофаттех совершил поездку в Ливан и Сирию, посетил Мусу Садра, с которым он обсуждал вопросы оказания помощи ливанским беженцам и культурной деятельности. Во время этой поездки Муса Садр и Мофаттех решили создать центр, в котором дети беженцев могли бы получать образование от начальных классов до университетского уровня. Они купили участок земли для строительства центра, но не успели провести в жизнь свой план из-за исчезновения Садра в Ливии летом 1978 года.
Мофаттех возглавил праздничную молитву по случаю Ид аль-Фитр в сентябре 1978 года в районе Гейтарийе, в которой приняло участие беспрецедентное количество людей и которая стала одним из поворотных моментов в Исламской революции. Закончив молитву, он произнес яркую речь, в которой упомянул Имама Хомейни и подчеркнул важность уважения к нему. Лекция привела к демонстрациям 7 сентября («16 шахривара»). Он был ранен во время демонстрации, арестован по возвращении домой из больницы, а затем заключен в тюрьму на два месяца. После демонстрации люди пообещали собраться на следующий день, 8 сентября, на площади Жале (современная площадь Шохада в Тегеране), что привело к событиям «Черной пятницы».
Мофаттех входил в состав Комитета по встрече Имама Хомейни и отвечал за организацию его приема на кладбище Бехеште-Захра. Комитет собрал и организовал 65 000 человек для обеспечения порядка и охраны Хомейни. Мофаттех также был одним из основателей Ассоциации борющегося духовенства.
Мофаттех одновременно учился в университете и преподавал в семинарии, что вызвало критику со стороны некоторых других мусульманских деятелей, которые любезно указывали ему на то, что нахождение в светском учреждении бросает тень на его статус священнослужителя. Будучи инициатором «единства богословской семинарии и университета», он изучал в университете философию и посещал занятия в богословской семинарии в Куме. Затем он стал профессором Тегеранского университета и преподавал шариатское право и основы философии в богословской семинарии Кума. В 1969 году, как и его коллега, профессор Мортаза Мотахари, он начал преподавать студентам Тегеранского университета. Он был достаточно хорошим педагогом и также работал учителем в средней школе в Куме. Вместе с аятоллой Сайед Мохаммад-Хосейном Бехешти он работал в старшей школе «Дин ва данеш» в Куме, где они стремились познакомить молодое поколение с исламом, а студентов семинарии – приобщить к академической и научной деятельности. С этой же целью Мофаттех учредил в сотрудничестве с аятоллой Бехешти и аятоллой Хаменеи Исламскую ассоциацию студентов и преподавателей.
Мофаттех считается автором многих книг, в том числе перевода тафсира «Маджма‘ ал-байан» шиитского ученого XII века Шейха ат-Табарси, «Путь мысли» и «Последствия империализма». Его докторская диссертация называлась «Трансцендентная мудрость в Нахдж Аль-Балага», где он проанализировал связь религии и философии. Кроме того, он является автором многих работ, посвященных различным исламским дисциплинам, а именно::
- «Пояснения к трансцендентной мудрости» (комментарий к труду «Хикма ат-мута‘алийа» иранского мистика и суфия XVI-XVII вв. Садр ад-дина Ширази)
- «Способ мышления в логике»
- «Аяты о вере в Коране»
- «Единство университета и богословской семинарии»
Он публиковал статьи в журналах «Школа Ислама» (Мактаб-е эслам) и «Школа шиизма» (Мактаб-е ташаййо). Кроме того, он опубликовал ряд других статей по таким темам, как «Роль мусульманских ученых в развитии науки», «Где началось исламское научное движение?», «Мусульманское обучение и исследования в медицине» и «Методы исследования мусульманских ученых».
Мофаттех, как и Мортаза Мотаххари, был убит 18 декабря 1979 года членами левой группировки «Форган», когда находился перед зданием теологического факультета Тегеранского университета, деканом которого он являлся. В него стреляли четыре раза: пули прошли через его голову, плечо, руки и колени. Мофаттех был доставлен в больницу аятоллы Талегани, где в тот же день скончался. В убийстве были обвинены четыре члена «Форган», а именно Камаль Ясини, Махмуд Кашани, Мохаммад Нури и Хасан Нури. Молодые люди, придерживавшиеся радикально-левых взглядов, выступали против шиитского духовенства и обвиняли его узурпации и клерикализации Исламской революции. Камаль Ясини, 20-летний юноша, который отвечал за планирование террористической атаки и стрелял в Мофаттеха, сказал, что все их предыдущие попытки убить Мофаттеха оказались неудачными, и он решил совершить это дело сам.
Утром 19 декабря тело Мофаттеха вместе с телами двух его охранников, которые также погибли во время атаки, было вынесено из университетской мечети и перевезено в Кум, где его похоронили во внутреннем дворике мавзолея Фатимы ал-Масумы.
День убийства Мофаттеха был объявлен официальным Днем «единства между богословскими семинариями и университетами».