Мортаза Мотаххари. Взгляд на исламский экономический строй. Ч. 1. Определение экономики и экономические понятия

Представляем вашему вниманию перевод книги «Взгляд на исламский экономический строй» выдающегося иранского мыслителя аятоллы Мортазы Мотаххари (ум. 1979), который по праву считается одним из выдающихся идеологов Исламской революции и был первым председателем Революционного совета после победы Исламской революции. Книга представляет собой собрание нескольких его статей, выступлений и заметок, посвященных теоретическим и философским аспектам экономики. Мотаххари, тщательно изучавший взгляды марксистов, в центре внимания которых находились социально-экономические проблемы общества, предпринял попытку выработать новый подход к экономике на основе исламской философии, шиитского фикха и иджтихада, а также осмыслить основы исламского экономического строя, который рассматривался, скорее, как некий идеальный проект, требовавший комплексного решения широкого спектра сложных интеллектуальных и практических задач. Не будучи экономистом по своему образованию и роду занятий, Мортаза Мотаххари тем не менее предлагает глубокий и местами очень новаторский анализ фундаментальных проблем экономической науки, не лишенный ценных прогностических выводов футурологического характера. Экономические идеи Мотаххари, к сожалению, оказались далеко на периферии интересов исследователей его наследия, отчасти потому что строились на критическом изучении трудов марксистских теоретиков, которые потеряли актуальность после распада СССР и краха социалистического лагеря, однако сегодня, на фоне кризисов современной капиталистической рыночной экономики и поиска новых парадигм развития, многие его идеи и выводы, еще недавно казавшиеся многим идеалистичными или даже наивными, приобретают очень свежее звучание и перекликаются с рассуждениями современных авторов.


Предисловие

Настоящая книга является одной из работ мыслителя-мученика профессора Мортазы Мотаххари, которая была опубликована после его мученической кончины и состоит из введения и восьми частей. Само введение состоит из двух частей: статьи под названием «Теория исламской экономики», и части, посвященной «Здоровой экономике».

Первая часть этой книги посвящена определению экономики и экономическим понятиям. Вторая часть посвящена «собственности с философской точки зрения». В третьей и четвертой частях рассматриваются понятия «стоимость» и «прибавочная стоимость». В пятой части рассматриваются капитализм и социализм с точки зрения ислама.

Шестая часть состоит из «Экономических трактатов», которые состоят из трех разделов: «Собственность на землю с точки зрения ислама – Анфаль», «Вопрос наследования» и «Социализм». Седьмая часть состоит из двух заметок под названием «Ислам и экономика» и «Теоретические замечания об экономической системе ислама», которые представляют собой краткое изложение содержания книги, составляя восьмой и заключительный раздел этой книги.

На полях своей рукописи профессор-мученик Мотаххари написал названия и краткое содержание текста. Мы включили эти названия и краткое содержание в подробное оглавление книги. Как видно из рукописи, этот уважаемый мыслитель дважды перечитывал и обдумывал написанный текст, поскольку текст был написан авторучкой, а на его полях видны два вида дополнений: одни сделаны авторучкой, а другие – синей шариковой ручкой, и последнее показывает, что профессор Мотаххари пересматривал их в конце своей благословенной жизни, потому что только в последние годы своей жизни он писал шариковой ручкой, а до этого писал только обычным пером. В любом случае, все эти дополнения, которые были подтверждением и дополнением его предыдущих мнений, были упомянуты в тексте или сносках таким образом, как он сам указал в тексте.

Ранее от имени Мотаххари была выпущена книга под названием «Обзор основ исламской экономики», но ее публикация была приостановлена по ряду причин. Вышеупомянутая книга имела следующие проблемы с точки зрения ее оформления:

  1. В некоторых материалах профессора были относительно подробные сноски или дополнения к тексту, данные в квадратных скобках, и ясно, что независимо от целесообразности или нецелесообразности этих сносок и дополнений, этот метод не был одобрен Советом по надзору за публикацией работ профессора-мученика Мотаххари, который считал, что не имеет права на это при редактировании работ профессора Мотаххари, и считает, что такой метод искажает оригинальность работ профессора.
  2. В некоторых случаях, когда профессор ссылался на философские основы экономических вопросов, и обсуждение носило чисто философский, а не экономический характер, эти рассуждения рассматривались как основные, и в текст или сноски вносились дополнения (например, рассмотрение темы «О сущности кредита» в разделе «Право собственности с философской точки зрения»). Кроме того, в некоторых случаях, когда профессор ссылался на правовые основы экономических вопросов и обсуждение носило чисто юридический или юридико-философский характер, цитировались и другие рукописи профессора (например, цитата из трактата «О праве и норме»), хотя объем, в котором их рассмотрел профессор, казался достаточным. Это привело к тому, что вышеупомянутой книге не доставало желаемой последовательности, и иногда она отклонялась от своей основной темы.
  3. В некоторых случаях рукописи были объединены, что также не было одобрено Наблюдательным советом, поскольку при объединении существует возможность непреднамеренного искажения, а мы не имеем права на это в отсутствие профессора. Разумеется, в вышеупомянутых объединенных разделах не было допущено никаких искажений.
  4. В некоторых случаях почерк профессора можно было разобрать неправильно, хотя, конечно, эти ошибки не меняли смысла текста. Следует отметить, что в настоящей книге содержится материал, которого не было в вышеупомянутой книге. Например, в вопросе о стоимости и прибавочной стоимости профессор Мотаххари подверг критическому рассмотрению книгу «Принципы экономики», которая является марксистским текстом и фактически является кратким изложением книги Маркса «Капитал», изучив ее страница за страницей, но этот раздел не включен в вышеупомянутую книгу, потому что содержал подробные рассуждения, а данная книга предназначена для обсуждения общих моментов.

То же самое можно сказать и о трактате «Социализм», который включен в раздел настоящей книги под названием «Экономические трактаты», и, конечно, он не является чисто экономическим по своему содержанию, но также содержит аспекты социологии и философии истории. Кроме того, в этой книге, в разделе «Экономические трактаты», содержится текст под названием «Страхование», который включает две речи мыслителя-мученика Мотаххари, прочитанные им для Исламской ассоциации медиков. Полный и исправленный текст обсуждения этой темы уже опубликован в книге «Проблема ростовщического процента применительно к страхованию», которая была опубликована «Наблюдательным советом».

Помимо кратких заметок, которые представляют собой короткие выписки, и нескольких заметок, экономический аспект в которых был незначительным, они были перенесены в «Серию заметок профессора Мотаххари», а также обсуждения темы страхования, о котором уже было сказано выше, в этой книге не только не пропущен ни один материал из вышеупомянутой книги, но, как уже было упомянуто, в нее были включены материалы профессора Мотаххари, которые не были сочтены необходимыми для упоминания в предыдущей книге. Необходимо отметить, что, цитируя некоторые высказывания из разных книг, профессор добавлял к цитате некоторые примечания в круглых скобках. Эти дополнения были соответствующим образом упомянуты в цитатах или сносках. Очевидно, если бы профессор-мученик Мотаххари был сегодня с нами, он представил бы книгу, которая была бы гораздо более полной, чем настоящая, но, увы, лицемеры (перс. монафегин, члены ОМИН – Иран-1979) не смогли вынести его присутствия и, как сказал уважаемый Имам Хомейни, «лишили всех нас его драгоценных плодов». Пусть это краткое изложение послужит источником вдохновения для исламских исследователей, который позволит им всесторонне разъяснить и разработать «экономическую систему ислама».

1 мая 1989 года (день десятой годовщины мученической кончины профессора Мотаххари)

Наблюдательный совет по публикации работ профессора-мученика Мотаххари

 

Вступление

Взгляд на исламскую экономику

Те, кто думает, что жизненные проблемы отделены друг от друга, что все имеет определенные границы и свою сферу, и что каждый уголок или часть человеческой жизни связаны с какой-то конкретной вещью, удивляются и иногда отрицают, что кто-то может поднять такой вопрос, как «исламская экономика», потому что, по их мнению, ислам и экономика – это отдельные темы, ислам как религия существует сам по себе, а экономика как наука или философия существует сама по себе, у ислама есть своя область, а у экономики –  другая область, как и у культуры, политики, судопроизводства и даже этики – это отдельные области, не связанные с исламом.

Некоторые пошли еще дальше и заявили, что жизнь в целом – это одна проблема, а религия – это другая проблема, и религию не следует смешивать с проблемами жизни.

Первая ошибка этих людей заключается в том, что они считают жизненные проблемы абстрактными. Нет, жизнь – это единое целое, и все ее аспекты взаимосвязаны, благо и порок в каждом аспекте жизни влияют на другие аспекты. Например, невозможно, чтобы общество, его культура или политика, судопроизводства, этика, образование или экономика были порочными, но его религия была правильной, и наоборот.

Если мы предположим, что религия – это только посещение мечети или церкви, молитвы и посты, тогда кто-то может заявить, что вопрос религии отделен от других вопросов, но это верно для христианства, но не для ислама.

 

Два типа связи между исламом и экономикой

Ислам имеет две связи с экономикой: прямую и косвенную. Прямая связь ислама с экономикой заключается в том, что он непосредственно устанавливает ряд экономических правил, касающихся собственности, обмена, налогов, попечения, наследования, подарков и милостыни, пожертвований, финансовых штрафов или пени в области богатства и т.д.

В исламе есть «Книга купли-продажи», «Книга аренды», «Книга поручительства», «Книга закладной», «Книга наследования», «Книга дарения», «Книга пожертвований на благотворительность».

С другой стороны, мы знаем, что принцип «Мы верим в одно и не верим в другое» (ну’мину биба‘д ва накфуру биба‘д, изложенный в Священном Коране, отвергается, и поэтому мы должны либо принять ислам во всей его полноте, либо отвергнуть его полностью.

Косвенная связь ислама с экономикой заключается в этике. В этом отношении некоторые другие религии более или менее схожи с ним. Ислам призывает людей к доверию, целомудрию, справедливости, благодетельности, самопожертвованию и запрещает воровство, предательство и взяточничество. Все это находится в контексте богатства или эти понятия частично относятся к сфере богатства. До тех пор, пока не будут прояснены границы экономических вопросов, не будут прояснены и границы справедливости, имамата, целомудрия, благодетельности, а также границы воровства, предательства и взяточничества.

 

Взгляд ислама на богатство

Если мы хотим взглянуть на экономическую систему ислама, мы должны сначала понять, как ислам смотрит на богатство и собственность. Кто-то может подумать, что ислам в принципе отвергает богатство и считает его чем-то грязным, что следует отбросить подальше. То, что считается грязным, отвергается и должно быть отброшено подальше, не может иметь никаких регулирующих правил. Другими словами, школа, чье мнение о какой-то вещи таково, что ее следует выбросить подальше, не может иметь никаких правил в отношении этой вещи. Все его правила будут заключаться в том, что вы не должны создавать эту вещь, прикасаться к ней, делиться ею или потреблять ее. Как в отношении алкоголя сформулированы следующие правила: «Да проклянет Аллах продавцов и покупателей, тех, кто питается за счет его продажи, пьющих его и тех, кто поит им других».

Ответ заключается в том, что это большая ошибка. В исламе никогда не презирали богатство и собственность, ни их производство, ни обмен, ни потребление. Напротив, важность всего этого подчеркивалась, это рекомендовалось, и для всего этого были установлены условия и стандарты. В исламе богатство ни в коем случае не рассматривается как то, что следует выкинуть куда подальше. Напротив, выбрасывать его (растрачивать впустую, разбазаривать богатство) категорически запрещено. Ошибка проистекает из того факта, что ислам выступает против превращения богатства в цель, когда человек приносится в жертву богатству, и он упорно борется с этим, то есть, другими словами, борется с поклонением деньгам и с тем, что человек становится рабом денег, одним словом, с тем, чтобы человек желал денег ради денег, ради их сбережения и накопления, и «…тех, которые копят золото и серебро и не тратят их на пути Аллаха, обрадуй вестью о мучительном наказании»[1]. Это состояние называется алчностью, или стремлением к деньгам только для того, чтобы набить желудок и для разгула, праздности и распутства, а это называется потворством страстям. В этом случае жажда денег сопровождается низостью и подлостью, растворением человеческой личности в деньгах и потерей всякой человеческой индивидуальности и духовного достоинства. Противоположная точка зрения заключается в том, что человек должен стремится к деньгам как к средству своей деятельности, стимулирования и производства. В данном случае деньги подчинены общей цели, ради которой человек стремится к деньгам.

Есть хадис от Благороднейшего Пророка: «Прекрасно праведное имущество, принадлежащее праведному мужу». Руми изложил содержание этого хадиса в стихотворной форме:

«Если ты работаешь носильщиком ради религии, то Посланник это назвал прекрасным праведным имуществом.

Вода на корабле – это гибель корабля, а если она под кораблем, то опора».

Сравнение богатства и человека с морем и кораблем – отличная аналогия, поскольку в одной ситуации богатство топит человека и растворяет его в себе, а его личность исчезает, а в другой – оно не только не вредит его личности, но и является уникальным средством, позволяющим достичь своей цели и усовершенствовать свою личность.

В аяте Корана: «Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается»[2] говорится о роли денег в развращении человеческой личности, как и в аяте Корана: «Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни, скупящемуся на добро, преступнику, грешнику, жестокому, к тому же самозванцу, даже если он будет богат и будет иметь сыновей. Когда ему читают Наши аяты, он говорит: «Это – легенды древних народов!»[3], а также в благородном аяте: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями…»[4] Цель состоит не в том, чтобы отбросить все это подальше и отказаться на практике от жены и детей, и даже не в том, чтобы отбросить подальше деньги и богатство.

Ислам, осуждая поклонение деньгам, не осуждает самих денег и богатства, потому что:

А) Производство богатства (сельское хозяйство, скотоводство, промышленность и т.д.) рекомендуется мусульманам.

Б) Рекомендуется обмен богатством, т.е. рекомендуется заниматься торговлей и коммерческой деятельностью.

В) Рекомендуется потребление для личного пользования в пределах своих потребностей при условии воздержания от всех видов роскоши и расточительства, которые развращают человека.

Г) Расточительство и излишества запрещены.

Д) В отношении расточительства, воровства и посягательства на чужое имущество установлены строгие судебные и уголовные нормы.

Е) Защита собственности считается джихадом, а те, кто погибает, защищая собственность, считаются мучениками: «Тот, кто принимает смерть за свою семью и имущество…»

Ё) У имущества есть права перед человеком.

Ж) Само по себе богатство прямо названо в Священном Коране «благом»: «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных»[5].

 

Здоровая экономика

Одним из основных принципов здоровой экономики является жизнеспособность и способность к росту и приумножению богатства, точно так же, как одним из основных условий здорового общества является здоровая экономика. Здоровая экономика – это экономика, опирающаяся на себя саму, безукоризненная и не опирающаяся на других. Общество должно иметь здоровую экономическую базу, оно не должно страдать от экономической анемии, а если этого нет, оно всегда будет больным, как больной анемией или пациент с нарушениями в сердце и системе кровообращения. Ни один ученый, да и вообще ни один мудрый человек не отрицает необходимость здоровой экономики. С точки зрения ислама, исламские цели не могут быть достигнуты без здоровой экономики. Ислам хочет, чтобы немусульмане не имели господства над мусульманами и не оказывали на них влияние. Эта цель достижима только в том случае, когда мусульманская нация не испытывает экономической нужды и не протягивает руку, чтобы получить помощь от немусульман, потому что нужда сопровождается зависимостью и рабством, даже если оно не называется рабством. Любая нация, которая в экономическом плане стоит с протянутой рукой перед другой нацией, является ее пленницей и рабыней, так что принятые вежливые дипломатические формулировки уже не вызывают доверия. Как сказал Неру: «Независимая нация – это та, которая совершает экономический скачок». Али (мир ему!) говорит: «Будь нуждающимся в том, чьим пленником хочешь стать, будь независимым от того, кому хочешь стать равным, и оказывай благодеяния тому, чьим повелителем ты хочешь быть»[6].

Если нация просит о помощи, а другая нация помогает ей, хочет она того или нет, первая будет рабыней, а вторая – хозяйкой. Насколько невежественным и глупым может быть человек, не понимающий ценности здоровой экономической базы и не понимающий, что независимая экономика является одним из условий национальной жизни. Это одно.

Другое дело, что ислам всегда придерживается среднего и умеренного подхода, и это направление обусловлено универсальным характером ислама. Встречаются два крайних и чрезмерных метода. Кто-то принципиально не понимает ценности экономического благополучия и выступает за бедность, полагая, что бедность не является недостатком ни для отдельного человека, ни для общества. Во-первых, в некотором смысле это недостаток для отдельного человека, и даже если в этом нет порока для отдельного человека, то это явный недостаток для общества. Другой человек, осознавший ценность экономики, забывает обо всем и верит, что источником дохода являются человеческие желания, и что все, что пользуется спросом, что хотят покупать люди, и что приносит деньги, должно быть обеспечено. Спрос – это единственная причина, по которой разрешено предложение, даже если речь идет о смертельно опасных или ослабляющих здоровье веществах. Больное общество требует игрушек и предметов роскоши, как больной человек испытывает аппетит к чему-то вредному для него. Общество страдает автомобильной болезнью, подобно больному человеку или ребенку, страдающему от рвоты и поноса, который просит воды, а владелец воды продолжает давать воду и набивать свой карман деньгами, только потому, что ему за это платят. Более того, он создает ложный спрос, производит героин, получает огромный доход и продолжает производить героин, говоря дилеру: «Из десяти больных один человек будет твой, десятая часть всего, что ты продаешь, принадлежит тебе». Но ислам запрещает получение некоторых видов прибыли. Перед рассмотрения любого вопроса о прибыли он сперва перечисляет запрещенные виды прибыли. Он запрещает продажу идолов и крестов даже немусульманам. Он категорически запрещает продажу вина, игровых автоматов и средств введения в заблуждение. Он запрещает продажу вводящих в заблуждение книг. Он запрещает продажу оружия врагам. Ислам запрещает маскировку физических дефектов потенциальной невесты косметическими средствами и изготовление скульптур, изготовление и продажу золотых и серебряных сосудов, сатирическую и панегирическую поэзию, обман, пустые разговоры, азартные игры, сводничество, шарлатанские псевдонауки, прорицательство, восхваление тех, кто не заслуживает похвалы, искусственное завышение цены, помощь угнетателям, принятие опеки от угнетателя, высмеивание верующего, получение коммерческой прибыли за счет выполнения обязательных предписаний и т.д. Из всего этого [становится ясно, что] тезис ислама таков:

«Источником дохода должны быть не желания людей, а общественные интересы». По словам факихов, покупка и продажа чего-либо допустима, если это «приносит намеренную дозволенную пользу». Это реалистичная экономика, связанная с человеческой моралью и воспитанием. Таким образом, в то время как ислам выступает за увеличение богатства и рассматривает богатство как средство достижения своих высоких целей, поскольку цель выше, чем само богатство, он не рассматривает в качестве средства получения дохода желания и спрос, а полагает в его основу целесообразность. Однако в современной экономике таких ограничений нет, особенно в капиталистических странах. Из их экспорта мы можем понять правду о том, что они берут у нуждающихся стран, таких как Иран, и что они отдают взамен.

Третий момент заключается в том, что не только человек не должен стремиться к богатству любыми средствами, но и экономическая система не должна быть устроена таким образом, чтобы тормозить, парализовать рост и развитие или препятствовать им. К числу факторов, препятствующих росту, на наш взгляд, относится тезис «от каждого по способности, каждому – по труду», который требует от людей делить на всех прибыль друг друга. У этого есть несколько недостатков: во-первых, это противоречит врожденному естеству и природе человека. Естественная связь людей не настолько сильна, как связь между частями одного тела. Во-вторых, это своеобразная форма эксплуатации. В-третьих, это препятствует активности и энтузиазму. Человек проявляет энтузиазм в работе только тогда, когда знает, что результаты его труда вернутся к нему. Почему бюрократы такие циничные? У них так называемая болезнь бюрократии? Потому что у них нет веры, а их доходы и продвижение по службе не зависят от их деятельности. Напротив, его доход зарабатывается незаконными действиями, такими как связь с бандитами, мошенничество, получение денежных взяток, а иногда, не дай Бог, получение взяток в виде интимных услуг.

Благословенно то общество, экономическая система которого такова, что источник дохода ограничивается деятельностью, а результаты деятельности индивида также принадлежат ему самому. Горе обществу, в котором прибыль приносит не труд, а игры на бирже, непроизводственная деятельность и девиантные сферы деятельности[7], и, наконец, полезная и здоровая деятельность не является источником дохода. Горе тому обществу, в котором, хотя оно и перекрыло источники незаконного дохода, не были открыты источники законного дохода с точки зрения личной выгоды, и которое выдвинуло тезис «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Слава исламу, который и является сторонником частной собственности, и имеет религиозное воспитание, закрывая источники незаконных доходов.

Нам не нужны никакие тезисы, которые они доносят до нас из-за железного занавеса или из-за моря: нам достаточно тезиса ислама. Мы должны точно знать, что человек не может приобрести сотню единиц имущества законным путем. В хадисе говорится: «Десять тысяч дирхамов нельзя накопить законным путем»[8]. Конечно, это относится к жизни того времени. Дело в том, что законный доход всегда имеет определенный предел, и нельзя получить доход сверх этого предела законными средствами, а не в том, что если он получен, то его следует у него отнять. Самые ошибочные тезисы провозглашают ограничение права собственности. Мы потеряли суть проблемы и забыли о принципе «Откуда у тебя это?», и теперь хотим подойти к этому же самому через ограничения и обобществление. Тезис «Откуда у тебя это?», который является тезисом Умара, гораздо более ценен, чем тезис об ограничении права собственности или его совместного использования[9].

Краткое изложение и суть вопроса таковы: ислам выступает за укрепление экономической базы, но не таким образом, будто бы экономика сама по себе является целью или единственной целью, а таким образом, будто бы исламские цели невозможны без здоровой экономики и независимой экономической силы. Однако ислам считает экономику лишь одним из столпов общественной жизни и поэтому не наносит вреда другим столпам ради экономики. Ислам не поддерживает теорию о том, что источником дохода являются потребности и желания, а скорее считает, что желания должны соответствовать высшим и всеобъемлющим интересам человечества, поэтому в исламе есть важная тема, называемая «запрещенные виды заработка» (макасиб ал-мухаррама).

Законный доход с точки зрения ислама означает доход, который, с одной стороны, является продуктом деятельности человека или, по крайней мере, не носит эксплуататорского характера, а с другой стороны, с точки зрения потребления, пригоден для потребления, является законным и полезным, и, как говорят факих, представляет собой товар, которым можно торговать, который приносит «целенаправленную дозволенную пользу» (манфа‘ат ал-мухаллалат ал-максуда), а если пользоваться выражениями социалистов, целью должно быть благо общества, а не набивание своего личного кармана.

 

 

Часть 1. Определение экономики и экономические понятия

Что такое экономика?

Для своего выживания и жизнедеятельности человек нуждается в таких вещах, как еда, одежда и жилье, которые называются средствами к существованию. Мужчина также нуждается в других вещах, таких как семейные потребности, то есть жена и дети, культурные потребности, духовные и религиозные потребности, политические потребности, то есть управление государством и то, что связано с государственными делами, и социальные потребности, такие как судопроизводство[10]. Среди человеческих потребностей наиболее важными являются экономические потребности, то есть те вещи, которые необходимы людям для их личной жизни и выживания и без которых они не могут продолжать жить[11].

Если мы предположим, что было время, когда человек жил один, то есть не было никакого разделения усилий между отдельными людьми (это не значит, что он даже не вел не стадный образ жизни), каждый человек лично обеспечивал себя всем необходимым для жизни и сам всё это потреблял, в то время экономика не имела предметного воплощения: люди жили просто как стадо оленей, которые паслись вместе, но между ними не было никаких отношений, которые можно было бы назвать социальными или экономическими.

Но с тех пор, как появилось совместное использование усилий и разделение труда и обязанностей между отдельными людьми, даже в самых простых его формах, то есть в семейной сфере, где глава семьи отвечал за управление этим небольшим сообществом, между отдельными людьми установились социальные отношения, независимо от того, хотят ли они этого или нет, и неизбежно происходило разделение средств к существованию, то есть между отдельными людьми также устанавливались простые экономические отношения, независимо от того, создавали ли они средства к существованию своим трудом, то есть, имело ли место «производство», или они просто получали их от природы в готовом виде, например, доставали рыбу из воды и плоды с дерева, и было ли распределение предметов первой необходимости равным или неравным, то есть более сильные и работоспособные получали большую долю. Итак, экономические отношения возникают тогда, когда между индивидами устанавливаются социальные отношения, то есть, когда возникает разделение усилий и обязанностей, и из-за ограниченного характера экономических отношений возникает необходимость в их разделении и распределении. То есть, если мы предположим, что люди вынуждены жить в обществе в силу семейных, политических и культурных потребностей, но экономические ресурсы настолько многочисленны, что все, например воздух, который является самым необходимым средством существования, доступно каждому, то разделение и распределение не возникает, и между ними не обязательно будут установлены конкретные экономические отношения, а именно индивидуальная или коллективная собственность, права, приоритеты и т.д.[12] Экономические отношения, как и другие социальные отношения, являются конвенциональными. В социальных отношениях вступают в силу такие понятия, как лидерство, подчинение, брак, обязанность подчиняться и т.д., а в конкретных экономических отношениях появляются такие понятия, как собственность, обладание, право, обмен и т.д. То есть, как только возникает необходимость в совместных усилиях и разделении труда, возникает необходимость в ряде условностей и условных понятий. Ряд условных понятий, связанных с производством, разделением и распределением богатства и средств к существованию, называется экономическими отношениями.

 

Производство

Люди отличаются от большинства живых существ тем, что большинство живых существ получают средства к существованию от природы в готовом виде и не способны производить их самостоятельно, а это означает, что им не нужно выполнять какую-либо работу с природными материалами для их приготовления, и они не способны выполнять такую работу. Однако от человека требуется добывать большую часть средств к существованию трудом, и у него есть способность к этому. Более того, можно сказать, что в контексте творения существует связь между этой потребностью и этой способностью. Конечно, есть также некоторые животные, которые добывают себе средства к существованию трудом и считаются производящими, например, медоносные пчелы и некоторые муравьи, которые занимаются как сельским хозяйством, так и животноводством[13], а поскольку производство также обычно носит не индивидуальный, а коллективный и кооперативный характер, оно обязательно требует определенных отношений и регламентации. Следовательно, экономические и правовые отношения не ограничиваются отношениями, которые становятся необходимыми при разделении, распределении и потреблении средств существования. Между отдельными людьми, хотят они того или нет, в сфере производства также устанавливается ряд отношений, таких как отношения найма и продажи труда, отношения найма сельскохозяйственных рабочих за часть урожая. Следовательно, экономические отношения устанавливаются, с одной стороны, посредством производства, а с другой – посредством разделения и распределения богатства, то есть, поскольку богатство часто приходится сначала производить, а затем делить и распределять, и оно нужно всем, а не доступно в изобилии и бесплатно, неизбежно возникают экономические отношения. Но производственные отношения связаны со стоимостью рабочей силы, а стоимость рабочей силы не ограничивается только работой, выполняемой на производстве. Непроизводительный труд, то есть культурная, политическая и социальная работа, также имеет ценность. Здесь также вступают в силу специфические экономические отношения. Более того, ценность труда не подчинена экономической ценности. Другими словами, это не тот случай, когда критерием ценности труда является исключительно экономическая потребность. Критерием ценности труда являются все естественные и врожденные потребности. Экономика – это одна из естественных и врожденных потребностей. С Божьей помощью, мы обсудим этот аспект в будущем, в главе о ценности.

 

Два типа отношений

Экономические отношения бывают двух типов: заложенные бытийным порядком и естественные отношения, а также условные и правовые отношения (другими словами, у нас есть два типа экономики: натуральная экономика и плановая экономика). Естественные отношения – это ряд причинно-следственных связей, которые возникают в экономических отношениях, независимо от того, носят ли они преднамеренный характер или нет, например, отношения, связанные со спросом и предложением, а также ценами в свободной экономике, построенной на обмене: инфляция, рост и снижение цен, безработица, экономические кризисы, прибыль, убытки, заработная плата, налоги и т.п., но условные и конвенциональные отношения – это законы, связанные с личными или коллективными правами и собственностью.

 

Влияние естественных и конвенциональных отношений друг на друга

К важным и заслуживающим внимания вопросам относится влияние естественных и конвенциональных отношений друг на друга. Естественные отношения связаны с трудом и промышленностью, развитием средств производства, конкуренцией и концентрацией, и, по мнению марксистов, развитие средств производства, независимо от того, происходит оно намеренно или нет, приводит к изменению экономических законов. По их собственным словам, «эволюция средств производства вызывает изменения в правовых отношениях отдельных лиц», а это означает, что они считают, что конвенциональные отношения на сто процентов зависят от средств производства, которые управляют естественными экономическими отношениями. То есть они утверждают, что эволюция средств производства приводит к изменению естественных экономических отношений, и это изменение, независимо от того, носит оно сознательный характер или нет, вызывает принудительное и окончательное изменение экономических законов и правил. По сути, каждый экономический закон вытекает из определенной стадии эволюции средств производства и указывает на нее, вот и все. Возможно, с марксистской точки зрения, влияние условных отношений на естественные экономические отношения не имеет смысла, а с точки зрения некоторых других, наоборот, влияние естественных отношений на условные отношения не имеет реального значения. Но ни то, ни другое не является правильным. Как конкретные социальные нормы приводят к определенным естественным экономическим потокам, так и естественные отношения и влияния вольно или невольно требуют ряда новых норм. Однако основной вопрос заключается в том, действительно ли экономические нормы, т.е. условные отношения в экономике, не имеют под собой иной основы, кроме средств производства? Или же эти нормы, представляющие собой ряд социальных норм, в определенном смысле, вытекают из ряда естественных прав, не зависящих от средств производства? В этом заключается наше принципиальное несогласие с марксистами.

 

Обмен

Одним из вопросов, связанных с экономикой, является обмен. Обмен является производной от индивидуальной собственности[14]. Экономика обмена – это экономика, основанная на индивидуальной собственности. Обмен иногда осуществляется в форме товарного обмена, который существовал в ранних сообществах, а иногда и при посредничестве денег, потому что у людей, безусловно, не было иного выбора, кроме как найти посредника для обмена в связи с ростом и развитием экономики. Конечно, до тех пор, пока социальная жизнь человека ограничивалась семейной жизнью, обмена не существовало. И вот семейная жизнь превратилась в родоплеменную. Действительно ли индивидуальная собственность и обмен не существовали в условиях родоплеменной жизни, как утверждают социалисты? Или люди пришли к индивидуальной собственности и обмену, просто перейдя от семейной жизни к общественной? Этот вопрос мы обсудим позже.

 

Деньги

Один из экономических вопросов – это «деньги». До тех пор, пока социальная жизнь человека была не очень развита, а разделение труда и специализация еще не возникли, потребности отдельных людей были легко взаимозаменяемы, то есть люди могли легко получить то, что им было нужно, выменивая на него то, что они сами произвели, и в чем нуждался производитель необходимых им товаров. Однако постепенно, в результате развития отраслей промышленности и роста их потребностей и разнообразия, а также расширения связей и большего разделения и специализации, обмен стал проблематичным, и возникла необходимость во внедрении конкретного объекта, обладающего имманентной или условной и гарантированной ценностью, которым были деньги. О деньгах ведутся споры, один из которых заключается в том, носит ли ценность золота и серебра имманентный характер? То есть, они стали играть посредническую роль, потому что они нужны всем и всегда, и, кроме того, они не стареют и не подвержены порче, а также легки и портативны? Или есть другая причина и это конвенциональное соглашение? На каком этапе истории человеческого общества и в какой исторический период деньги стали обычным явлением? Эти вопросы нам предстоит обсудить в будущем.

 

Ценность

Еще одним вопросом, связанным с экономикой, является ценность или цена. В бартерной экономике товары имеют разную цену, цены растут и падают, иногда одна вещь дороже другой, а иногда она становится дешевле, иногда даже при высоких ценах становится больше денег, растет благосостояние, а иногда, когда цены падают, жизнь становится трудной, иногда рост цен затрудняет получение средств к существованию. Какова взаимосвязь между ними? Во-первых, откуда берется ценность? Это философский вопрос. Во-вторых, в чем причина ее роста и падения? Как можно обеспечить процветание? Как можно стабилизировать цены? Это целый ряд других вопросов, которые мы, с Божьей помощью, обсудим в будущем.

 

Этапы социальной и экономической жизни

Другой вопрос, через какие этапы прошло человечество в социальном и экономическом плане? Согласно социалистам, человеческая жизнь с самого начала и до наших дней прошла через четыре этапа:

  1. A) Первобытный коммунизм;

Б) Феодализм;

В) Капитализм;

Г) Социализм.

Эти этапы и состояния должны быть полностью согласованы и сопоставлены с утверждениями авторов трудов по истории цивилизации, то есть мы должны увидеть, через какие этапы прошло человечество в своей истории, все аспекты его жизни, от культуры до политики и религиозных верований, чтобы прояснить также и экономические этапы. В будущем, даст Бог, этот аспект тоже будет нами рассмотрен.

 

Экономическая наука

Согласно тому, что мы говорили ранее, у нас есть два типа экономических отношений: естественные отношения и условно-конвенциональные отношения. С точки зрения естественных отношений, экономика – это наука о законах природы как таковой, то есть это теоретическая наука[15], и различия во мнениях в этой науке подобны различиям во мнениях в теоретических науках, и, конечно, разногласий будет меньше, однако, с точки зрения условных отношений, экономика – это наука об отношениях, какой она и должна быть. Именно со второй точки зрения встает вопрос о справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, должном и неподобающем, и имеет место так называемый моральный аспект. Обычно в книгах не проводится различия между этими двумя частями, что становится источником многих ошибок. Экономика в первом значении имеет принципы и основоположения. Ни один из законов и нормативов экономики во втором значении не оказывает никакого влияния на первый, за исключением случаев, когда они переходят на уровень практики и объективной реальности, потому что абсолютно условные вопросы, будучи условными, не оказывают никакого влияния на объективные и реальные вопросы, если только они не переходят на уровень практики.

Однако правила и законы теоретической экономики эффективны и в практической экономике. В книге «Принципы экономики» Абдольхосейн Нушин[16] пишет на странице 5:

«Следует знать, что экономическая наука является частью знания об обществе и рассуждает об отношениях, которые являются следствием жизни человека в социуме… Экономическая наука обсуждает лишь те отношения, которые возникают между людьми по поводу производства и разделения продуктов труда. Обычно, эти отношения называют производственными отношениями».

Он никак не объясняет, имеет ли в виду, что это конвенциональные отношения или естественные отношения.

На странице 6: «Опять же мы должны сказать о том, изучает ли экономическая наука все производственные отношения между людьми и рассуждает ли она о них? Нет. Для примера рассмотрим натуральное хозяйство…»

Далее он упоминает о древнем социалистическом хозяйстве и современной социалистической экономике, об их общих чертах и о том, что оба они управляют сознательной волей человека, а затем приводит в качестве примера капиталистическую экономику, которая состоит из разрозненных, децентрализованных и неупорядоченных организаций. Далее на странице 7 он пишет:

«Мы должны задаться вопросом, как это неупорядоченное сообщество может продолжать свое существование, как в нем устанавливается баланс между потребностями людей и производством? Конечно, существуют законы, которые влияют на неупорядоченные отношения капиталистического общества, но эти законы действуют сами по себе, не подчиняясь воле и сознательным желаниям участников производства. В этом заключается резкое различие между этими законами и законами экономики – будь то старое крестьянское семейное хозяйство или будущее социалистическое общество.

Предметом обсуждения и изучения экономики являются эти элементарные законы, регулирующие производственные отношения капиталистического (коммерческого) общества».

Таким образом, становится понятно, что автор подразумевает под «экономическими отношениями», о которых он говорил в начале статьи, именно естественные отношения, поскольку условные и конвенциональные отношения также существуют в социалистическом обществе, а разница между социалистическим обществом и капиталистическим обществом заключается в том, что капиталистическое общество управляется естественными законами, а социалистическое общество – законами, которые определяются волей и выбором самого человека.

Затем он говорит:

«Из сказанного можно сделать вывод, что экономическая наука не найдет ни одного предмета, который был бы открыт для обсуждения в старой натуральной экономике и коммунистическом обществе, которые управляются единой сознательной волей. Конечно, для изучения производственных отношений будущего общества потребуется специальная наука, которая, несомненно, будет в тысячу раз сложнее производственных отношений старой натуральной экономики, но в любом случае этой наукой не будет экономика».

Здесь возникает вопрос: во-первых, является ли экономическая наука специфичной для капиталистического общества и не имеет ли экономика никакого значения даже в первобытнообщинном и феодальном обществе? Или экономики нет только в обществах, где правят воля, разум и благоразумие, а естественные законы не действуют, а там, где они действуют, будет иметь место экономика? Второй вариант, безусловно, правильный. Итак, сказанное о том, что «предметом обсуждения и изучения экономики являются элементарные законы, регулирующие производственные отношения коммерческого капиталистического общества», является неполным, если не сказать, что под коммерческим капиталистическим обществом понимаются исключительно общества обмена, тогда эта проблема не возникнет.

Во-вторых, если феодальное общество основано на специфических экономических законах, ведущих к капитализму, а капитализм – к социализму, а первобытнообщинное общество также основано на ряде естественных законов, которые стоят выше воли и сознания людей, что привело к феодальному обществу, так и первобытнообщинное общество, обладая волей и сознанием, также зависимое от общественного строя, регулировалось законами, которые были неподвластны воле и сознанию общества, и оно переросло в феодальное общество. Являются ли те законы, которые находятся за пределами сознания общества, экономическими отношениями? Тогда эти общества также подчинялись неосознаваемым законам экономической системы. Если эти законы являются неэкономическими законами колеса истории, то философия Маркса о том, что «главной движущей силой истории являются экономические отношения», неверна.

В-третьих, если в коммунистическом обществе экономические отношения не существуют из-за отсутствия индивидуальной собственности, отсутствия обмена и отсутствия стоимости у денег, и, следовательно, экономики нет, то значит ли это, что «производственные отношения будут неоднозначными»? И если существуют производственные отношения, то почему наука, объясняющая эти отношения, не называется «экономикой»? Если только не сказано, что целью экономики является изучение неподвластных человеку естественных законов в области производственных отношений. В обществе будущего будут существовать производственные отношения, но они не находятся вне контроля человека, это не естественные законы, а произвольно определяемые законы.

В книге Джорджа Сола «Мнения величайших экономистов», переведенной доктором Хосейном Пирния, на странице 1, говорится: «Экономические действия и методы – это не части целостной системы, которая была ранее разработана и изучена учеными, а затем внедрена, а скорее ряд конкретных методов, которые были придуманы для удовлетворения практических потребностей человеческой жизни неизвестно кем и которые были опробованы, изменены и комбинировались в соответствии с требованиями и изменениями обстановки, а также сохранялись или были заброшены с течением времени. Деньги, цены, рынок, прибыль, убытки, заработная плата, инвестиции, налоги и другие экономические термины – это названия обычаев или институтов, которые существовали в человеческих обществах с древних времен и, подобно другим изобретениям и институтам, которые не являются экономическими, таким как одежда и орудия труда, оружие, искусство, образование, брак, государственное управление и религии, относятся к числу разнообразных и ценных продуктов человеческого опыта».

Страница 2: «Обычно термин «экономический» относится к поведению, связанному со способами и средствами, с помощью которых люди зарабатывают себе на жизнь…»

Еще на странице 2: «Слово «экономика» происходит от древнегреческого слова «oikonomos». Это слово означало, насколько его можно перевести, домоуправление или управление домашним хозяйством».

Страница 3: «…Экономическая мысль с самого начала всегда включала в себя суждения о наилучших и наихудших способах работы и принятие определенного метода, а также понятия порядка и достижения наилучшего результата. В случае управления обществом целью экономической мысли и предметом экономической мысли является определение метода, который наилучшим образом обеспечивает общественные интересы, а также выбор метода работы и программы для данного общества. Экономические идеи всегда сопровождались моральными предписаниями относительно способа работы и порядка распределения продукции».

Это определение экономических идей согласуется с экономической философией, то есть экономическими школами, и, другими словами, оно согласуется с условными и конвенциональными отношениями, иными словами, с плановой экономикой, предложенной теоретиками, философами и религиями, а не с экономикой, понимаемой как наука, излагающая непостижимые и слепые законы капиталистического общества, определение которой мы цитировали из книги Нушина «Принципы экономики»[17]. В этой связи следует обратиться к другим учебникам по экономике.

На странице 14 он пишет: «Изучая труды древних и средневековых ученых, посвященных экономической науке, можно сделать вывод, что в вышеупомянутые периоды экономическая наука обладала следующими характеристиками:

Экономика была не набором экономических методов, существовавших в одно время, а скорее набором идей и представлений, которые были получены с помощью вышеупомянутых методов. Экономика – это не набор законов, подобных законам естественных наук, таким как законы физики и химии, которые могут быть доказаны с помощью экспериментов и опытов, с помощью которых можно предсказать возникновение конкретных случаев, и которые верны в любое время и в любом месте, а скорее идеи, которые изменяются в зависимости от состояния сообществ, привычек людей и степени их цивилизованности.

Экономика – это не буквальное описание экономических ситуаций без какой-либо цели, поскольку все экономические идеи выражаются и формулируются для конкретных целей, отличных от фактического анализа ситуаций, таких как моральные цели и гражданские цели, защита прошлого или существующего строя, или того строя, который предлагается на будущее. Экономика не была отраслью, отдельной от других аспектов человеческой жизни, таких как политическая, социальная, художественная, религиозная и нравственная жизнь».

Все эти утверждения используются для того, чтобы показать, что Джордж Сол понимает под экономикой экономическую школу (другими словами, экономика – это программа), которая представляет собой систематический метод, и в этом отношении мнения и убеждения по этому поводу различаются. В этом отношении социализм, как и капитализм, является экономической теорией, что прямо противоречит мнению книги «Принципы экономики», которая рассматривает экономику как просто науку о естественных законах, которые, если экономика свободна, индивидуальна и децентрализована, волей-неволей регулируют производственные отношения.

 

Богатство или собственность

Богатство или собственность – это всё то, что удовлетворяет одну из естественных или условных потребностей человека, как необходимых, так и являющихся средством роскоши. (Однако, по мнению некоторых, богатство или собственность – это то, что человек создал своим трудом.

Как гласит фикх, право собственности на вещь не является обязательным условием для того, чтобы она считалась богатством или товаром, поскольку товаром может никто не владеть, или это может быть вид собственности, выгоды от которого принадлежат обществу, например, ничейные земли, или они могут принадлежать определенному классу, как в случае с вакфами. С другой стороны, что-то может быть предметом собственности, но поскольку этого недостаточно для удовлетворения человеческих потребностей с помощью разума, это не считается собственностью или богатством, как, например, пшеничное зерно. Признаки владения могут быть наложены на пшеничное зерно, и другие люди не имеют права выбрасывать его или распоряжаться им без согласия его владельца, но поскольку оно не является собственностью, его нельзя купить или продать, и оно, как говорится, не имеет стоимости и не подлежит обмену, а потому можно сказать, что оно также не предполагает ответственности за него, то есть на него не распространяется правило «Кто уничтожает чужую собственность, тот является гарантом» (ман атлафа мал ал-гайр фахува дамин) или «Кто взял, тот и должен вернуть обратно».

Фактором, создающим богатство, иногда является одна вещь, иногда две, а иногда и три вещи, а именно:

А) Богатства, в производстве и создании которых участвует только природа, например, дикие плоды, полевые цветы, лекарственные растения и злаки, полезные для домашних животных.

Б) Богатства, в создании которых природа играет определенную роль в сочетании с человеческим трудом и усилиями, например, дерево, посаженное человеческой рукой, семя другого дерева или черенок другого дерева, посаженный в землю и превратившийся в дерево. Это дерево – продукт сил природы и человеческих усилий. Таковыми являются продукты животноводства, птицеводства и т.д.[18]

В) Богатства, созданные природой, трудом и капиталом[19], который сам по себе является продуктом труда и природы. К ним относятся продукты механизированного и даже немеханизированного сельского хозяйства, а также текстиль, обувь, химические препараты, сахар и хлеб.

Возможно ли создать богатство без вмешательства природы, одним только трудом или трудом и капиталом? Конечно, нет, потому что богатство – это, в конечном счете, либо вещество, изготовленное из природных материалов, либо то, что принадлежит природе, например, способность создавать научные и литературные произведения или способность создавать изобретения и открытия.

Возможно ли, чтобы природа и капитал сами по себе создавали богатство, а труд не вмешивался? По-видимому, такое средство еще не найдено человечеством, и, возможно, оно никогда не будет реализовано таким образом, чтобы даже капитал (фабрика) не нуждался в менеджере, надзирателе или специалисте. Однако, в том смысле, что вся производственная работа выполняется капиталом (фабрикой), а труд – это только то, что тратится на специализированные или неспециализированные задачи, это, конечно, возможно, и по мере развития промышленности непосредственное участие труда и рабочих в производстве уменьшается, а участие капитала увеличивается.


Мортаза Мотаххари

Источник: Мортаза Мотаххари. Негахи бе незам-е эгтесади-йе эслам. Тегеран: энтешарат-е Садра, 1368 (1989). С. 12 – 46.


[1] Сура «Ат-Тауба», аят 34.

[2] Сура «Ал-‘Алак», аяты 6-7.

[3] Сура «Ал-Калам», аяты 10-15.

[4] Сура «Али-‘Имран», аят 14.

[5] Сура «Ал-Бакара», аят 180.

[6] Гурар ал-хикам. Т. 2. С. 584.

[7] Этот аспект имеет отношение к культуре, правосудию и вере.

[8] Васа’ил аш-ши‘а. Т. 12. Китаб ат-тиджара. Баб 8. С. 21.

[9] См. ‘Аббас Махмуд ал-‘Аккад. ‘Абкарийат ‘Умар («Гений Умара»).

[10] Как кажется, при определении экономических вопросов и их отделении от других вопросов недостаточно сказать, что это «материальные потребности, противопоставляемые духовным», потому что, помимо того факта, что определение границы между материальным и духовным не лишено своих проблем, сексуальные и супружеские потребности являются материальными, но не экономическими. Очевидно, экономические вопросы – это вопросы, отношения человека с которыми представляют собой отношения собственности, и общество позволяет ему осуществлять обмен. Одной только собственности, в смысле присвоения и максимального использования выгод, по определению недостаточно, поскольку собственность на женщин и владение должностями иногда достигают такого же уровня, но их нельзя рассматривать как относящиеся к экономическим вопросам, и так же недостаточно одного только влияния денег, даже косвенного. Например, богатый мужчина приобретает самых красивых женщин с помощью денег. Онассис в некотором смысле покупает Жаклин, американские евреи покупают президентов, и наоборот, красавица или обладатель красивой женщины получает больше голосов и, возможно, приобретает больше богатства. Можно сказать, что критерием являются те вещи, которые производятся и распределяются. Ответ заключается в том, что многие богатства, такие как подземные шахты, морские и охотничьи животные, не являются результатом человеческой деятельности. Кроме того, производство также относится к богатству. Рождение сыновей и дочерей – это производство с точки зрения потребностей человека в браке, и оно также должно быть предметом распределения. Можно сказать, что если критерием является обмен, то в социалистических странах нет экономики. Ответ заключается в том, что в этих сообществах все являются собственниками, и все являются партнерами, и богатство подлежит обмену, но между сообществом и другой стороной, которой, предположим, является другой человек или сообщество. Предположим, что все люди создают социалистическое общество, но и тогда возможность обмена все равно не исчезает. И, конечно же, как мы уже говорили в тексте, экономика относится к своего рода социальным отношениям по поводу экономических благ.

[11] Кажется, это определение не является исчерпывающим, поскольку некоторые богатства не являются необходимыми для жизни и выживания человека, но и не является препятствием для нее, поскольку противоположный пол и социальная жизнь являются условиями для выживания и жизнедеятельности человека.

[12] Можно также сказать, что возвращение отсутствия изобилия – это принцип необходимости труда, то есть, как уже было сказано, «обязанность и труд» автоматически предполагают естественное отсутствие изобилия.

[13] Обратитесь к книге «Тайна сотворения человека», написанной Морисом Криссоном и переведенной Мохаммадом Саидом.

[14] В социалистической собственности также существует обмен, но между сообществами, а не между отдельными людьми.

[15] В этом отношении у него есть два аспекта. С одной стороны, это простая описательная наука, которая объясняет только причинно-следственные связи, а с другой стороны, это методология, который подсказывает, каков наилучший экономический метод с точки зрения самого богатства (а не с точки зрения морали, прав и свобод человека. Школы меркантилизма, физиократов и представители классической школы расходятся между собой именно по этому поводу. Однако разница во взглядах между капитализмом и социализмом имеет смысл больше с точки зрения морали и справедливости. Вопрос о том, хороша ли конкуренция или нет, относится к техническому аспекту экономики.

[16] Абдольхосейн Нушин (1906 – 1971) — иранский писатель, артист, драматург, театральный режиссёр, основоположник современного иранского театра. Нушин придерживался левых взглядов, принял участие в создании партии «Туде» в октябре 1941 года. После покушения на шаха Мохаммед Реза Пехлеви, совершенного 4 февраля 1949 года, партия «Туде» была объявлена вне закона. Нушин был осуждён на три года тюремного заключения, которое отбывал в тюрьме «Каср». 15 декабря 1950 г. Нушин и несколько других членов партии «Туде» совершили побег. Полтора года он скрывался на территории Ирана, а в 1952 г. бежал в Советский Союз. Скончался в Москве в 1971 г. (Иран-1979)

[17] Скорее, следует сказать, что эти господа, из-за неспособности отделить условные и моральные аспекты от научных и технических аспектов, говоря: «Целью экономических идей и предметом экономических идей является определение метода, который наилучшим образом обеспечивает общественные интересы», а также говоря: «Экономические идеи всегда сопровождаются моральными предписаниями…», всё же не могут провести различие между этими двумя вещами, тогда как под первым понимается технический аспект, а целью является само богатство, то есть то, что является наилучшим способом с точки зрения самого богатства, и, как мы уже говорили ранее, экономические школы меркантилизма, физиократии и классической экономики ориентированы на этот аспект, а социализм ориентирован на моральный аспект, справедливость и несправедливость.

[18] Однако размножение животных или производство ими молока, можно сказать, является чисто естественным, и человек не вмешивается в их воспроизводство, и в то же время оно отличается от первого типа тем, что усилия человека направлены на поддержание продукта в рабочем состоянии, в отличие от первого типа.

[19] Здесь имеется в виду, что капитал является абсолютным средством производства, а не капиталом в конкретном смысле, как мы говорили ранее.