Мортаза Мотаххари. Взгляд на исламский экономический строй. Ч. 7 – 8. Заметки об исламе и экономике. Взгляд на исламский экономический строй.

Представляем вашему вниманию перевод книги «Взгляд на исламский экономический строй» выдающегося иранского мыслителя аятоллы Мортазы Мотаххари (ум. 1979), который по праву считается одним из выдающихся идеологов Исламской революции и был первым председателем Революционного совета после победы Исламской революции. Книга представляет собой собрание нескольких его статей, выступлений и заметок, посвященных теоретическим и философским аспектам экономики. Мотаххари, тщательно изучавший взгляды марксистов, в центре внимания которых находились социально-экономические проблемы общества, предпринял попытку выработать новый подход к экономике на основе исламской философии, шиитского фикха и иджтихада, а также осмыслить основы исламского экономического строя, который рассматривался, скорее, как некий идеальный проект, требовавший комплексного решения широкого спектра сложных интеллектуальных и практических задач. Не будучи экономистом по своему образованию и роду занятий, Мортаза Мотаххари тем не менее предлагает глубокий и местами очень новаторский анализ фундаментальных проблем экономической науки, не лишенный ценных прогностических выводов футурологического характера. Экономические идеи Мотаххари, к сожалению, оказались далеко на периферии интересов исследователей его наследия, отчасти потому что строились на критическом изучении трудов марксистских теоретиков, которые потеряли актуальность после распада СССР и краха социалистического лагеря, однако сегодня, на фоне кризисов современной капиталистической рыночной экономики и поиска новых парадигм развития, многие его идеи и выводы, еще недавно казавшиеся многим идеалистичными или даже наивными, приобретают очень свежее звучание и перекликаются с рассуждениями современных авторов.
Часть 7. Заметки об исламе и экономике
Мы должны определить основные принципы этой науки [экономики], которые не подлежали бы оспариванию, а иначе у нас не будет единой науки, а сами эти принципы будут противоречить другой науке (например, философии). Мы должны понять, какие принципы люди во всем мире или наш собственный здравый смысл рассматривают как неоспоримые.
А. Справедливость и равенство.
Б. Недопущение эксплуатации. Этот принцип очень популярен среди коммунистов, и они даже хотят отменить частную собственность на средства производства, опираясь на этот принцип. Он является одним из ответвлений принципа справедливости[1].
В. Проблема естественных и врожденных прав, а право в основе своей связано с телеологической и действенной причинами. По нашему мнению, этот принцип предшествует принципу справедливости и неприятия эксплуатации, поскольку в соответствии с тремя интерпретациями, которые даются справедливости, общественные представления о социальной структуре, такие как теория полезности и теория индивида, должны исходить из первичных принципов естественного и неестественного права. Если мы отрицаем естественные права, нам следует смотреть только на характер последствий и наилучший результат, а если мы склоняемся к существованию прав, нам следует задуматься о последовательности причин наших решений.
Экономика, в значении профессии, которую необходимо освоить, имеет базовые принципы и основы. Аналогичным образом, экономика, в значении выявления необходимых взаимосвязей, существующих в обществах, также имеет базовые принципы и основы. Ко вторичным принципам относятся, например, закон спроса и предложения, законы, о которых говорят в связи с деньгами и их инфляцией, а также вытекающие из причинно-следственных связей характеристики, которые автоматически присущи процессу приобретения богатства. Снижение и увеличение производства, снижение и увеличение потребления, конечно же, имеет последствия, безотносительно к тому, кем является тот или иной человек и к какой профессии он принадлежит. Например, если мы привозим в нашу страну эксперта по экономике из-за рубежа, не имеет значения, из какой страны он родом и к какому направлению принадлежит. С этой точки зрения, в исламе нет экономики, потому что экономика в этом смысле – это всего лишь теоретическая наука, но экономика в первом значении означает то, как лучше использовать социальные законы в области экономических прав и обязанностей. С этой точки зрения, экономика – это практическая экономика, и в исламе есть законы и предписания на этот счет. Эксперты в этой области отличаются от экспертов во второй области. Карл Маркс является экспертом в первой области, а не во второй. С этой точки зрения существуют социалистические и капиталистические школы. У этой науки также есть общепринятые принципы и аксиомы. Общепринятыми принципами и аксиомами этой науки являются следующие:
А) Экономика должна быть такой, чтобы увеличивать общественное богатство, не быть статичной и неизменной, развиваться и максимально использовать природные и человеческие факторы.
Б) Должны соблюдаться справедливость и равенство, что означает отсутствие дискриминации или ничем не обоснованных преференций.
В) Ни один человек не должен эксплуатировать другого человека.
Г) Справедливость означает, что естественные права индивидов должны соблюдаться как в том смысле, что естественное право индивида должно предоставляться именно ему, а не другому индивиду или всем остальным индивидам и государству, так и в том смысле, что нужно уважать свободу индивида. Мы можем рассматривать свободу как отдельный принцип.
Д) Уважение свободы личности в выборе работы.
Е) Свобода личности, которая сама по себе является принципом, а также увеличение общественного богатства, которое тоже само по себе является еще одним принципом, должны быть ограничены интересами других людей, то есть они должны быть ограничены общественной моралью и человеческой духовностью.
Одним из принципов, которые необходимо учитывать в экономике, является принцип увеличения национального богатства и приумножения производства, то есть здоровая экономика – это та, в которой циркуляция богатства и первичных ресурсов осуществляется таким образом, что увеличивает богатство, которое является единственным материальным средством и основой жизни, и повышает способность нации приобретать материальные и духовные средства. Это зависит от двух условий: первое заключается в том, что источники богатства свободны и не подвержены застою, а второе – в том, что деятельность осуществляется свободно и пользуется неприкосновенностью, а это означает, что плоды деятельности возвращаются к самому субъекту деятельности.
Здесь имеются два вопроса, первый из которых: каким должно быть увеличение национального или личного капитала? Правильно ли оно в любом случае или у него есть пределы? Экономисты обычно рассматривают человеческие желания, даже если они являются искусственными и ненормальными, как источник дохода, но ислам не рассматривает любой спрос как законный источник дохода. Он не считает спрос как таковой законным и контролирует его, и, кроме того, считает, что удовлетворение такого спроса незаконно, но экономические материалисты даже создают незаконный спрос, вроде наркотической зависимости, чтобы облегчить себе получение дохода. Здесь и становится очевиден вред отделения экономики от морали и духовности[2].
Другой вопрос заключается в следующем: что вызывает рост законного спроса и что препятствует его росту? Как капитализм и владение первичными источниками богатства, так и полное обобществление препятствуют увеличению богатства.
Когда говорится о росте, речь не идет о правах личности или сообщества или о проблеме эксплуатации индивида.
Верен ли этот принцип: «От каждого по способностям, каждому по потребностям»? Это означает, что все люди, как члены одного организма, должны работать столько, сколько могут, и тратить столько, сколько им нужно. У кого-то могут быть большие способности к работе, но мало потребностей и членов семьи, а это означает, что у него есть талант к работе, превышающий его потребности, и он должен работать над тем, к чему у него есть талант, даже если он тратит только одну десятую часть этого, а остальные девять десятых должны быть вложены в фонд общественного и национального благосостояния, то есть в государственный фонд. Возможно и обратное, то есть потребность у него может превышать талант к работе, и ему приходится забирать излишки у других, но должен существовать национальный административный аппарат, то есть правительство, призванное отбирать излишки и распределять их между остальными. Один из недостатков этого принципа состоит в том, что он ведет к эксплуатации, а другой – в том, что он сводит на нет принцип приумножения богатства, уничтожает свободное поле для конкуренции и останавливает активность и приумножение богатства. Другими словами, в экономике необходимо сохранять принцип свободы точно так же, как и в общественной и политической жизни. Свобода профессиональной и трудовой деятельности, закрепленная в Декларации прав человека, бессмысленна без свободы использования.
Одной из причин, препятствующих росту и приумножению общественного богатства, является присвоение общих средств частными владельцами[3]. Вполне возможно, что эти люди исповедуют философию бедности нации, чтобы сохранять и дальше свою политику и господствующее положение, и, чтобы удерживать рабов в их рабском положении, они препятствуют воспроизводству и приумножению, а возможно, и уничтожают излишки. Это направление связано с капитализмом.
Еще одним фактором, препятствующим росту, приумножению и распределению, является обобществление всего и принцип «каждому по способностям и от каждого по потребностям», о котором говорилось ранее. Итак, росту благосостояния препятствуют две вещи. Одна из них – это задержание необходимого для жизнедеятельности сырья и закрытие доступа к нему, что является практикой капиталистов, а другая – задержание и прекращение деятельности, что является практикой социалистов.
Одной из характеристик социализма было названо «управление обществом на основе сознания и воли», и это считалось одним из требований единства капитала и труда. На наш взгляд, это не входит в число обязательных атрибутов именно социалистов. Ислам тоже допускает такой уровень контроля и управления.
Один из вопросов заключается в том, необходимо ли обществу экономическое управление, основанное на сознании и воле, то есть, когда правительство берет на себя производство и распределение? Противоположным моментом является свобода производства и распределения, которая существует при капитализме и вызывает хаос. Другая проблема заключается в том, что закон не должен позволять, чтобы источником дохода были желания людей, а скорее должен ограничивать источник дохода интересами человечества. Противоположная точка зрения заключается в том, что любой возникающий спрос удовлетворяется, и иногда путем создания неблагоприятных условий создается ложный спрос. В исламе существуют оба направления, но в современном социализме в мире существует только первая часть, которая требует создания баланса между производством и распределением, а второй части, которая заключается в гармонизации реальных потребностей человека, производства и обмена, не существует.
Ислам запрещает получать доходы от нескольких сфер:
А) За счет подталкивания к невежеству и упрочения невежества среди людей, укрепления нелепых и суеверных представлений, как в случае с продажей идолов или крестов. Некоторые делают это во имя свободы и уважения к чужой вере. Они говорят, что присущее человеку достоинство требует от нас уважения к нему, а условием уважения к человеку является уважение к его убеждениям и священным для него предметам, какими бы они ни были, даже если это идолы, даже если они имеют форму вульвы или влагалища, как японские идолы, или как [идолы] индусов, которые поклоняются корове. Но мы должны знать, что уважение к человеку и присущее ему достоинство требуют, чтобы мы разорвали эти цепи, которыми он сам себя связал, а не потому, что человек связал себя своими собственными руками, поэтому его необходимо уважать. И мы одобряем действия Ибрахима, разрушителя идолов, и Мусы, который сжег тельца самаритянина: «Смотри же на своего бога, которому ты предавался. Мы сожжем его и развеем его по морю»[4]. И мы одобряем действия Посланника Аллаха, который разбил и выбросил идолов, а не действия Кира, или королевы Англии, или британского правительства, которые позволили идолопоклонникам изготавливать идолов и назвали этот безобразный акт свободой и демократией. Это правильно с точки зрения политики в сегодняшнем понимании, но неправильно с точки зрения человечности.
Б) Второй вид заработка – это получение дохода путем обмана и введения в заблуждение. Продажа книг, вводящих в заблуждение, является одним из них. В исламе порча поддельных монет и уничтожение лживых книг является обязательным предписанием. Конечно, покупка и продажа их не является проблемой для тех, кто обладает способностью мыслить и анализировать, но это неправильно для тех, у кого такой способности нет. Сегодня, во имя свободы мысли и убеждений, они считают правильным издание, а также покупку и продажу любой книги, но ислам закрыл этот способ заработка для своих последователей. К этому виду относятся искусственное изменение внешности женщины ради удачного замужества (тадлис машита), искусственное взвинчивание цен (наджш), а также восхваление того, кто не заслуживает похвалы (мадх ман ла йастахикку-л-мадх). Также к этому виду относится запрет на изготовление статуй и обмен статуями, даже если это имеет отношение только к частной жизни или имеет лишь косвенное отношение к идолопоклонству.
В) Усиление врагов любым способом тоже относится к подобным действиям. Продажа оружия врагам религии, точнее, любая купля-продажа, которая делает врагов сильнее, а друзей слабее, запрещена в исламе. Если купля-продажа приводит к усилению военной, экономической или культурной мощи противника и, наоборот, к ослаблению собственной военной, экономической или культурной мощи, это запрещено. Продажа ценных рукописей тоже относится к этой категории. Продажа врагам таких материалов, как нефть, тоже относится к этому типу. Те, кто разбирается в этой области, могут найти множество примеров.
Г) Получение дохода за счет производства или покупки, продажи и обмена веществ, использование которых вредно или не приносит пользы людям и является разновидностью детских капризов.
Сюда относится обмен алкоголем, нечистыми предметами, оборудованием для азартных игр и мошенничества.
Д) Сюда не относятся вредные вещества, но работа, с которой сталкивается человек, может быть бесполезной или вредной, например, развлечения, азартные игры, сводничество или сатира на верующих.
Е) Другой вид – это работа, которая, с точки зрения ислама, стоит выше экономических вопросов, например, вознаграждение за судейство, преподавание религии и Корана, вознаграждение за призыв к молитве или издание фетв. Призыв к молитве – это лозунг, лозунг истины и веры, послание от сердца к сердцу. Некрасиво, когда кто-то берет деньги за то, что говорит: «Ашхаду ан ла иляха илла-Ллах» («Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха»). Это не бизнес, так же как с точки зрения ислама военная служба не является формой наемного труда и не является обязательной. Она требует намерения приближения к Аллаху. Даже продажа экземпляра Корана. Такие действия должны осуществляться без компенсации, но обеспечение выполняющего эти работы должно покрываться из государственной казны. Некоторые считают причиной запрета на выплату заработной платы [в этих случаях] противоречие получения платы намерению приблизиться к Аллаху, но, по нашему мнению, [причина] в том, что ислам ставит такие вещи выше обмена и купли-продажи. Фетвы и наставления также относятся к этому типу.
Ё) Вещи, которые приводят к чрезмерной роскоши, например, изготовление или обмен золотой и серебряной посуды.
Можно сказать, что еще одна причина запрета на изготовление и обмен золотой и серебряной посуды заключается в том, что их популярность и распространенность приводят к дефициту денег и затруднению обмена.
Итак, общими критериями получения запрещенного дохода являются: распространение невежества и использование мерзких и непристойных верований, обман, усиление врага и ослабление исламского общества, будь то в военном, экономическом, политическом или культурном отношении, производство и обмен вредных товаров, получение платы за вредную и бесполезную работу, получение платы за священные предметы или работы, стоящие выше материальных ценностей, потворство роскоши и хранение денег в виде утвари, что предстааляет собой клад или сокровище.
Исламский взгляд на экономику основан на философском принципе, а именно на том, что земля и ее первичные ресурсы были созданы для человечества, то есть для того, чтобы обеспечить основу человеческой деятельности и эксплуатации человеком этих ресурсов:
«Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность!»[5].
«Он сотворил вас из земли и дал вам на ней благоденствовать»[6].
«И Он определил землю для всех творений»[7].
Бог также сотворил человечество и наделил его физическими и умственными способностями, а также многочисленными талантами, чтобы оно извлекало пользу из Матери-Земли, подобно ребенку, которого прикладывают к груди матери, и которому дана сила инстинктивно прижиматься к груди и сосать.
Ни в одном из этих двух факторов, а именно в том, что используется, и в том, кто это использует, не должно быть никаких причин для задержки, закрытия или застоя. Какую бы форму ни принимал застой в одном из этих двух факторов, он отвергается с точки зрения ислама, будь то застой капитала и первичных ресурсов или застой активности: застой ресурсов и капитала, например, в случае огораживания (тахджир) при «оживлении мертвых земель» (ихйа’ ал-мават), которые нельзя удерживать более чем на три года, в случае с имуществом, добытым путем спекуляции или добытым при накопления золота и серебра, из которого каждый год одна десятая часть взимается в качестве закята, пока это имущество не опустится ниже нисаба, и застой в активности, будь то в виде безработицы и тотальных лишений людей или в какой-либо другой форме. В связи с этим ислам осуждает социалистическую собственность, потому что она убивает в человеке надежду и желание, а также сводит на нет тот факт, что человек работает ради своей собственной выгоды.
Никто не должен думать, что если частным владельцем собственности становится человек, то у него есть абсолютная власть над ней, потому что, согласно тому, что мы сказали, Бог создал человека как действующего субъекта, а первичные ресурсы – как объект, и Он пожелал, эта активная сила добывала это пассивное вещество. Плодородная земля подобна женщине и плодовитому лону, которое нужно оплодотворять. Как мужчина не имеет права удерживать женщину после женитьбы, отказывая ей в интимной жизни и заботе о ней и оставлять ее без присмотра, в праздном состоянии, точно так же он не имеет права оставлять без использованаия землю или любой другой источник богатства. Закят на золото и серебро сам по себе является наказанием. Владение собственностью равносильно брачному контракту. Работа с собственностью и обеспечение ее плодородия равносильны уходу за женщиной. Цель – соразмерность, приумножение и производство. Поэтому Али (мир ему!) сказал:
«Ты в ответе даже за горы и зверей»[8].
Правило «Люди сами распоряжаются своей собственностью» (ан-нас мусаллатуна ‘ал амвалихим) аналогично правилу «Мужчины являются попечителями женщин»[9] или «Развод осуществляется тем, кто женился» (ат-талак бийади ма ахаза би-с-сак). Как контроль мужчины над женщиной не означает абсолютной власти, и наоборот, потому что у женщины тоже есть права, так и собственность и богатство обладают правами, согласно закону телеологической причины, а у человека есть обязанности по отношению к ним. Конечно, мы не отрицаем, что права женщины на мужчину отличаются от прав собственности на человека, потому что женщина не совсем подобна собственности, но мы не говорим, что женщина подобна собственности, а скорее говорим, что собственность напоминает женщину, но между ними есть огромная разница. Мужчина должен тратить средства на содержание женщины и точно так же человек не имеет права распоряжаться собственностью таким образом, чтобы разрушить ее, не имеет права излишествовать, быть расточительным и разбазаривать имущество.
Суть в том, что источники богатства находятся в обращении и используются, рабочая сила свободна и активна, частная собственность уважается, но существует полный контроль за источниками получения дохода, приобретаемыми законным путем, экономическая система в некотором смысле находится в таком состоянии, что никто не эксплуатирует другого, ни с помощью насилия, ни путем принуждения, существует быстрое и здоровое правосудие и система наказаний, а прежде этого есть еще образование, культура, мораль, когда все убеждены в защите своих прав, в людях исчезает дух воровства и эксплуатации, а если кто-то периодически что-то нарушает, то его наказывают. Вот в таком случае у нас будет здоровая экономика. Однако, поскольку цель состоит не в реальном реформировании, а в том, чтобы поднимать шум, устраивать скандалы и шантажировать, всё это не имеет никакого отношения к сути дела, которая заключается в обеспечении надлежащего образования и профессиональной подготовки, борьбе с воровством, взяточничеством и угнетением, а также укреплении судебной системы и системы наказаний. Они хотят устроить шумиху и скандал, потому что они и их колониальные покровители знают, что если реформировать всё коренным образом, то вся коррупция будет искоренена, а они зависят от этой коррупции и не хотят ее искоренения.
Вопрос о вынужденной необходимости
Кто-то может утверждать, что в исламском фикхе в той или иной мере уделяется внимание фактору насилия и принуждения, в какой-то степени предотвращаются несправедливые действия, которые совершаются таким образом, но фактору вынужденной необходимости не уделяется внимания, а скорее дозволяет любое действие, совершаемое в силу вынужденной необходимости, и даже рассматривает его как благодеяние по отношению к тому, кто столкнулся с вынужденной необходимостью (руфи‘а ма-дтурра илайхи), тогда как именно этот фактор вынужденной необходимости ведет к большой эксплуатации. Когда экономическая власть находится в руках нескольких человек, жизнь рабочего класса становится настолько стесненной, что он всегда продает свой труд по низкой цене, то есть всегда эксплуатируется классом капиталистов. В брошюре «Капитализм и социализм», на странице 35, Филисьен Шалле пишет: «Концентрация собственности в руках нескольких человек оказала такое же воздействие на принуждение свободных работников к труду, какое кнут оказывал на рабов. Рабочий, у которого ничего нет, вынужден немедленно приступать к работе, а иначе он умрет с голоду, но он не может работать без средств производства и капитала, принадлежащих капиталисту, поэтому он вынужден работать на капиталиста, то есть передавать ему большую часть продукта своего труда».
Оставляя в стороне продажу рабочими своего труда, тресты, монополизирующие продажу товара, эксплуатируют потребителя, то есть они устанавливают цену, превышающую ту, которая была бы доступна потребителю, если бы не было монополии. Точно так же Шалле на странице 53 пишет о трестах: «У них есть два больших недостатка: во-первых, они оказывают большее давление на рабочих, чем на малые предприятия; во-вторых, они больше эксплуатируют потребителей, устанавливая такие цены, какие им угодны».
Также на страницах 28 и 29 он пишет: «Он (рабочий) будет вынужден работать как машина, не задумываясь и не выбирая. Эта неприятная и трудоемкая работа изнашивает его мышцы, разрушает его здоровье, снижает его понимание и интеллект, делает его жизнь невыносимой, а в награду за эти травмы он получает зарплату, которой недостаточно, чтобы прокормить себя и свою семью…»
В сноске он пишет: «Закон, который предусматривает, что размер заработной платы должен быть эквивалентен минимуму, необходимому для выживания работника и его детей, называется «железным законом».
На странице 38 в сноске он пишет: «То есть, этот закон тверд, как железо».
Теперь мы должны посмотреть, что думает исламский фикх по поводу этих примеров вынужденной необходимости. Правда в том, что если имеются в виду высказывания факихов, то, конечно же, они очень некомпетентны в этих областях, однако, если имеются в виду принципы исламского фикха, то они не являются некомпетентными.
Что касается вынужденной необходимости, факихи говорят, что в случае, если кто-то вынужден продать свой дом в силу возникшей необходимости, даже если он внутренне и в глубине души не желает переезжать из этого дома, сделка действительна. Конечно же, это верно лишь в некоторой степени. Есть только одно решение. В этом случае общество не обязано удовлетворять желание его сердца в этом вопросе. Ислам лучше регулирует такие вопросы благодаря доброте и искренности, и кажется, что в этом вопросе нет места несправедливости и применению насилия. Однако бывают ситуации, когда человек продает что-либо по более низкой цене из-за необходимости, а это означает, что кто-то другой пользуется его нуждой. Именно в этом случае следует сказать, что этот другой не имеет права пользоваться его положением. Это означает, что, хотя, с точки зрения продавца, действие является допустимым, с точки зрения покупателя, оно является незаконным и запрещенным. Социальное решение этого вопроса состоит не в том, чтобы прямо объявлять это действие запретным, даже для продавца, а скорее в том, чтобы заявить о том, что в таких случаях общество обязано купить его дом по справедливой цене, либо сказать, что сделка имеет два аспекта: с одной стороны, она правильная и законная, а с другой стороны, она недействительная, запретная и противоречащая шариату. (Можно сказать, если покупателю будет отказано в такой сделке, то нормальный ход жизни продавца будет полностью приостановлен, а потому выгода продавца требует наличия условного разрешения и для покупателя.) Однако в нашем фикхе этот вопрос не рассматривается таким образом.
Тем не менее чрезвычайные ситуации, в которых даже сам человек, столкнувшийся с вынужденной необходимостью, не чувствует, что оказался в безвыходном положении по вине общества, и думает, что это напоминает врожденное отсутствие какой-либо части тела, которое не упоминается в исламском фикхе как «вынужденная необходимость», чтобы можно было определить соответствующее решение. Однако учитывая, что ислам уважает права и считает правосудие необходимым, запрещая любые виды угнетения, несправедливости и эксплуатации, следует сказать, что такого рода злоупотребление чужой бедностью запрещено.
Одной из вещей, нарушающих социальный баланс и равновесие, является существование так называемых социальных «болот», то есть сброс производственных материалов в выгребные ямы. То же самое относится и к наличию в мире заводов по производству оружия, которые появляются в результате конкуренции правителей. Следует выяснить, сколько государственных средств Соединенные Штаты тратят на оружие каждый год, и сравнить это со здравоохранением. Иногда эти болота возникают из-за вывоза этих материалов из страны ради иностранцев, а иногда из-за наличия прожорливых классов и неправильных трат, вызванных содержанием армии и чрезмерными расходами, направленными иногда против самого народа. Конечно, если в обществе люди работают больше, чем обычно, например, по пятнадцать-восемнадцать часов в день, и все равно не могут обеспечить свою жизнь, это общество больное. Причина этой болезни либо в том, что их социальные законы неверны и, например, они не позволяют женщинам и девочкам работать и заниматься ремеслом, так что один человек должен отвечать за расходы десяти человек, либо это происходит по причине дороговизны продуктов питания[10] и высокой стоимости услуг. Продукты питания стоят дорого из-за уплаты пошлин, высоких таможенных сборов и налогов, а высокая стоимость этих товаров обусловлена коррупцией правительства и отсутствием доверия к нему.
Характерные черты капитализма
На странице 4 книги Фелисьена Шалле «Капитализм и социализм» говорится, что для обсуждения богатства необходимо изучить производство,товарооборот и распределение. На странице 7 говорится, что распределение и потребление поднимают вопрос собственности.
На странице 8 говорится: «Нынешний режим (капитализм) считает справедливой индивидуальную и наследственную собственность и, следовательно, считает справедливым режим производства, который присущ капитализму».
Под режимом производства, как он говорит на страницах 14-15, понимается то, что после того, как человек произвел накопленный труд, он может превратить в капитал и основать с помощью этого капитала предприятие в сфере промышленности, сельского хозяйства или торговли и привлечь других капиталистов в качестве партнеров или заемщиков, нанять рабочую силу и платить им заработную плату. Причина, по которой он выплачивает заработную плату работнику, а не делает его партнером, заключается в том, что у работника есть неотложные и жизненно важные потребности и он должен их удовлетворять, и по этой причине он получает фиксированную ежедневную заработную плату.
Итак, одной из характеристик капитализма является особый режим производства, основанный на партнерстве капиталистов, при котором капиталистам достается прибыль, а рабочим – заработная плата.
Таким образом, у капитализма в целом есть следующие характерные черты:
- A. Индивидуальная собственность (Социалисты, даже Маркс, не являются абсолютными противниками индивидуальной собственности)[11].
Б. Наследуемая собственность (Некоторые социалисты выступают против передачи наследства детям).
В. Естественный характер различий в уровне богатства и собственности между отдельными людьми и отсутствие несправедливости в таком порядке вещей.
Г. Владение богатством через средства производства (социалисты, конечно, не возражают против этого, если это не ведет к найму рабочего класса, и не считают это эксплуатацией), другими словами, получение прибыли через капитал.
Д. Владение богатством за счет найма рабочего класса, выплаты ему заработной платы и установления системы «работник -работодатель». (Коммунисты считают это несправедливым, по крайней мере, в век машин)[12].
Е. Владение через ростовщичество, когда капиталист предоставляет другому капиталисту ростовщический заем, а тот производит с помощью системы «предприниматель – рабочий», выплачивает прибыль капиталисту и заработную плату рабочему, а остальное принадлежит ему. (Производительное ростовщичество).
Ё. Законность создания «трастов» и «картелей» и, как следствие, эксплуатации производителя и потребителя. С точки зрения ислама, создание «траста» однозначно запрещено, а создание «картеля» запрещено, поскольку оно направлено на ограничение мударабы и черного рынка с точки зрения продавца.
Ж. Необходимым условием капиталистического режима является то, что экономические дела общества находятся в руках определенных людей, то есть не только у одних должно быть богатство, а у других — нет, но одни должны быть способны формировать экономику общества таким образом, каким они хотят, то есть установить экономическую диктатуру, когда они могут производить все, что захотят, используя роскошные и разрушительные средства и прочее, если это в их собственных интересах или они думают, что это в интересах общества, хотя широкая общественность и осуждает их, и экономическая судьба их общества находится в их руках. Тот факт, что все члены общества имеют право контролировать экономическую судьбу своего общества, как они имеют право контролировать его политическую судьбу, является отдельным вопросом, не имеющим отношения к эксплуатации отдельных лиц и тому факту, что производство должно осуществляться на благо общества в целом, а не в интересах отдельных людей[13].
З. Капиталистический режим считает допустимым владение средствами производства, как природными, так и капитальными.
И. Допустимость ростовщичества.
К. Целью производства являются интересы отдельных лиц, а не общественное благо.
Л. При капитализме нет запрета на разрыв связи между богатством и трудом, другими словами, он предусматривает получение незаработанной прибыли, как в виде наследства или прибавочной стоимости, так и в виде дохода руководства фабрики.
М. На практике определение заработной платы работника находится в руках работодателя.
Н. Необходимое условие капитализма заключается в том, что одна группа должна быть счастлива за счет страданий другой группы.
О. При капиталистическом режиме практически существует рабство и порабощение, потому что, как говорит Фелисьен Шале:
«Ограничение имущества несколькими людьми оказало такое же воздействие на принуждение свободных работников к труду, какое кнут оказывает на рабов. Страдалец, у которого ничего нет, вынужден работать немедленно, а иначе он умрет от голода…»[14]
П. Господство над политикой и национальным суверенитетом.
Р. Разжигание войн ради получения от них выгод.
С. Конкуренция и соперничество за то, чтобы набить собственные карманы.
Характерные черты социализма
А. Он не допускает индивидуальной собственности на средства производства и рассматривает её как орудие преступления и средство эксплуатации, а способ предотвратить эту эксплуатацию заключается в лишении отдельных лиц права собственности на средства производства. Следовательно, он осуждает капиталистический режим производства, основанный на выплате заработной платы работнику работодателем и выплате прибыли капиталистам.
Б. Он осуждает классовые различия с точки зрения благосостояния людей, а поскольку все принадлежит всем, и каждый должен следовать принципу «каждому по способностям и от каждого по потребностям», деньги теряют свою ценность.
В. В социалистическом обществе экономическая власть, как и политическая, находится в руках общества, а не отдельных лиц.
Г. Отрицание наследственной собственности.
Д. Отрицание любой незаработанной прибыли. (Если индивидуальная собственность будет полностью упразднена и будет установлено абсолютное разделение, а деньги потеряют свою ценность, проблема наследования и незаработанной прибыли неизбежно исчезнет.)
Е. Разница в благосостоянии между отдельными людьми является результатом угнетения и несправедливости.
Ё. Недопустимость ростовщичества.
Ж. Незаконность трастов и картелей.
З. В социалистическом обществе целью производства является благо общества, а не отдельных людей.
И. Отвергаются как собственность на природу, так и собственность на производственный капитал. К. Рабочий класс освобожден от рабства у класса капиталистов, чья потребность действует на него вместо кнута.
Л. В социалистическом обществе каждый должен работать, и никому не позволено не работать.
М. Каждый должен работать на всех, а не из соображений индивидуальной конкуренции и желания обскакать других. (Шале. С. 50).
Н. Каждый работает на всех, то есть все становятся партнерами в делах друг друга и получают равную долю. (Шале. С. 52).
О. Власть труда.
П. Свободная координация усилий.
Р. Общественная собственность.
Если мы присмотримся повнимательнее, то увидим, что основным делом социалистов является критика ими капиталистического метода, но то, что они сами предложили в качестве решения, не выходит за рамки одного вопроса:
А. […][15]
Б. Абсолютная экспроприация индивидуальной собственности.
В. Уничтожение ценности денег или три вещи: первая – это экспроприация капитала, то есть средств производства; вторая – аннулирование права наследования; третья – [препятствование] свободной торговле. Они говорят, что в случае, если это будет сделано, произойдут следующие вещи:
а) Экономическая власть перейдет к обществу.
б) Целью производства будут общественные интересы, а не роскошь или деструктивные действия.
в) Капиталистический режим производства и система разделения труда и работодателя исчезнут, а эксплуатация будет отвергнута.
г) Классовые различия полностью исчезнут или будут сведены к минимуму. Если экспроприация будет проведена в целом, разница полностью исчезнет, а если она будет осуществляться за счет средств производства, то разница будет сведена к минимуму.
д. Ростовщичество также исчезнет. Благодаря абсолютной экспроприации личной собственности, что совершенно очевидно, и экспроприации средств производства исчезнет производственное ростовщичество, но потребительское ростовщичество не исчезнет до тех пор, пока в обществе не будет кооперации.
е. Вопрос о создании трестов и картелей и эксплуатации производящего класса и класса потребителей исчезнет.
ё. Исчезнут как эксплуатация производителя путем экспроприации средств производства, так и эксплуатация потребителя путем предотвращения свободной торговли.
ж. Незаработанной прибыли, будь то в форме наследства или в иной форме, больше не будет.
з. Одна группа больше не будет счастлива за счет страданий другой.
В книге «Аль-Мазхаб аль-иктисади байн аш-шуйу‘ийя ва-ль-ислам» («Экономическое учение между социализмом и исламом») Саида Рамадана говорится: «Столпов коммунизма насчитывается пять:
- Захват правительства рабочим классом.
- Конец капиталу и прибыли, получаемой от капитала.
- Национализация средств производства, земли и зависимых от нее предприятий, а также крупных фабрик.
- Конец классового общества.
- Конец государства и власти.
Можно сказать, что все предложенные социалистами принципы представляют собой не просто отказ от принципов капитализма, но и, как говорится в книге «Капитализм и социализм» Шале, социалистические принципы являются высоким идеалом, представляющим собой лучший образ жизни для человека, который лучше всего гарантирует ему комфорт и благополучие, то есть, по-видимому, можно сказать, что социалисты выбрали путь социализма не только потому что капитализм несправедлив, а третьего пути не существует, то есть выбрали путем исключения одной из противоположностей, но и утверждают, что, независимо от того, что тот путь несправедлив, этот путь логически и позитивно является лучшим путем для человечества. Нельзя представить себе ничего лучше, чем народные массы, которые правят и господствуют над своей собственной экономикой, когда все люди работают друг на друга, а не на благо определенного класса, все честно делятся выгодами от работы друг друга, сглаживают социальное неравенство, которое существует в обществе. По их мнению, именно капитализм автоматически ведет к социализму.
Как следует из книги Нушина «Принципы экономической науки», социалисты верят, что древнее естественное общинное хозяйство и будущее естественное общинное хозяйство регулируются волей и сознанием, но капиталистическая экономика, поскольку она основана на индивидуальной собственности, не обязательно управляется единым сознанием и находится под влиянием неумолимых законов спроса и предложения. В вышеупомянутой книге он делит несоциалистическую систему на два типа: простую коммерческую экономику и капиталистическую экономику. Первая экономика – это та, в которой, в отличие от второй, не используется труд других людей. Другими словами, в простой коммерческой экономике производитель является собственником и продавцом, а в капиталистической экономике производитель не является ни собственником, ни продавцом. Только во втором случае возникает проблема прибавочной стоимости.
Экономический метод ислама
Теперь давайте посмотрим, какие из предыдущих характеристик, которые мы упомянули для двух вышеупомянутых режимов, совместимы с исламом, а какие нет.
- Индивидуальная собственность на то, что произвел сам владелец, в определенной степени является предметом согласия как капиталистов, так и социалистов, а также совместима с исламскими нормами. Социалисты говорят, что с развитием капиталистических средств производства продолжение работы производственных институтов практически невозможно.
Б. Наследование. При капиталистическом наследовании абсолютная власть принадлежит наследнику. В исламе владелец имеет абсолютную власть только над одной третью, а остальное, гипотетически, должно быть разделено, но социалисты допускают передачу наследства детям только в виде исключения.
В. Естественность различий между отдельными людьми с точки зрения богатства и собственности, которые не являются несправедливыми. С точки зрения капитализма, это различие может быть очень существенным. С точки зрения ислама, существенное различие, которое приводит к обеднению другого класса не по причине болезни, а из-за безработицы или низкого уровня заработной платы, возможно только в результате угнетения и эксплуатации.
Г. Владение богатством путем использования труда рабочего класса на производственном предприятии. Социалисты утверждают, что прибыль, которую капиталист получает от этого, является прибавочной стоимостью труда рабочего класса. Поэтому это ведет к эксплуатации абсолютно во всех случаях, а не только в специфических условиях капиталистического режима ХХ – XXI веков. Ислам, безусловно, дозволяет найм рабочей силы, выплату заработной платы за непроизводительный труд как средство капитализма, такой как заработная плата портных, строителей и домашней прислуги, и, наконец, акт аренды собственности для такого рода работ, и это является необходимым условием для признания индивидуальной собственности действительной, даже если речь идет о непроизводственных вопросах. Что касается найма рабочих для производства и продажи продуктов их труда, неизвестно, была ли подобная практика в эпоху раннего ислама и вплоть до близкого нам времени. Например, найм чабана для овец имел место, но практиковался ли найм ткачей для мастерских? Например, имел место найм рабочих для строительства жилого дома, но практиковался ли найм рабочих для строительства домов на продажу? В том или ином случае, если будет однозначно доказано, что прибыль, которая таким образом поступает собственнику, является прибавочной стоимостью труда рабочего, представляя собой несправедливость и эксплуатацию, то согласуется ли это с принципами ислама? Кроме того, если абстрагироваться от прибавочной стоимости, это предполагает экономическое и даже политическое господство отдельных людей над обществом, но признает ли ислам такого рода господство или нет?
Что касается овладения богатством через средства производства без найма рабочего класса, это однозначно дозволяется.
Д. Ростовщичество. В этом вопросе точка зрения ислама очевидна[16].
Е. Создание трастов. С точки зрения ислама, нет никаких оснований считать дозволенным монополизацию каким-то одним лицом продажи или производства какого-либо товара.
Ё. Создание картелей. Простая кооперация людей, компаний или учреждений не запрещена, однако, если цель состоит в создании черного рынка, это запрещается.
Ж. Свободны ли люди в производстве или нет? Другими словами, какова должна быть цель производства? Что приносит прибыль? Или что полезно? При капиталистическом режиме существует абсолютная свобода, при социалистическом режиме производство и распределение находятся в руках общества, а потому обязательно основываются на потребностях этого общества, тогда как в исламе, несмотря на сохранение индивидуальной собственности, свобода производства в вопросах, не связанных с тем, что необходимо обществу. К запрещенным источникам доходов относится заработок бесполезным или вредным трудом.
З. Признает ли ислам экономическое господство и диктатуру определенных лиц, а также экономическое лидерство определенных лиц в обществе под предлогом личной собственности? Или он не принимает это направление, потому что оно связано с высшими интересами общества и, кроме того, лишает общество свободы.
Общие принципы и нормы ислама не согласуются с экономическим господством и диктатурой.
И. Взаимосвязь между трудом и богатством. Всегда ли богатство должно быть результатом труда? Или оно не должно быть результатом чьего-либо труда без его желания и согласия? Поскольку социалисты придерживаются принципа, согласно которому богатство обязательно должно быть результатом труда, они запрещают наследование, и тогда подарки и пожертвования тоже неизбежно должны рассматриваться дарителем и получателем как несправедливость. Если от этого возникает прибыль, то ислам не запрещает ее, например, получение подарков по жребию и призы, но не участие в лотерее.
К. Присвоение заработной платы работника путем создания вынужденной необходимости. Это является необходимым условием капиталистического режима, но считает ли ислам допустимым создание таких ситуаций или нет?
Л. Социалисты утверждают, что, хотя они и не отрицают полностью индивидуальную собственность, с развитием средств производства индивидуальная собственность предполагает эксплуатацию. Следовательно, в случае развития средств производства, хотим мы того или нет, должно быть создано социалистическое общество. Таким образом, в свете развития средств производства, поскольку индивидуальная собственность невозможна, все должны руководствоваться законом «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
На наш взгляд, если предположить, что развитие средств производства требует их национализации и обобществления, это не требует отрицания и невозможности индивидуальной собственности, а принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям» сам по себе является формой угнетения и эксплуатации.
М. Нужно ли всем работать, как говорят социалисты, или работа – это обязанность бедных, и она обусловлено нуждой, как говорят капиталисты, или же работа обязательна и необходима в любом случае, как следует из логики ислама?
Социалисты обычно определяют капитализм как «режим, который позволяет передать экономические дела общества целиком в руки определенных лиц». Конечно, экономические дела общества не должны передаваться в руки определенных лиц, но это не обязательно означает полное отрицание индивидуальной собственности или участия отдельных лиц в работе друг друга, или даже отрицание индивидуальной собственности на средства производства.
Коран и экономика
- Общие взгляды на имущество:
А. «И не отдавайте глупцам свое богатство, которое Аллах сделал для вас средством к существованию»[17].
Б. «Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию»[18].
В. Аяты, запрещающие расточительство: «Воистину, расточительные – братья дьяволов»[19].
Г. «…дабы не досталась она богатым среди вас…»[20].
Д. «…которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных»[21].
Е Аяты, запрещающие ростовщичество.
________________________________________
- Расходование средств:
А. Общие аяты о расходовании средств.
Б. Обязательные расходы: «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху»[22]. «Пожертвования предназначены для неимущих и бедных…»[23].
- Добыча и трофеи:
«К добыче, которую Аллах вернул Своему Посланнику, вы не скакали рысью ни на конях, ни на верблюдах, но Аллах дарует Своим посланникам власть, над кем пожелает. Аллах способен на всякую вещь. Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании»[24].
Также: «Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику…»[25].
Деньги и имущество
О пользе и вреде денег. Хотя деньги являются лучшим средством получения власти, решения проблем и удовлетворения нужд, почему же они тогда осуждаются учителями морали[26]? Было ли это нужно для того, чтобы обмануть их владельцев, как говорят марксисты, или же эти учителя тоже заметили, что эти деньги могут стать источником несчастий для владельца денег и других людей. «Людей погубили жёлтый динар и белый дирхам» (ахлака-н-наса ад-дархаму-л-байду ва-д-динару-с-сафр).
«О желтое, о белое, обольщай кого-нибудь другого, а не меня!» (йа сафра’у йа байда’у гурри гайри)
«Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (сура «ал-Кахф», аят 46). «Горе всякому хулителю и обидчику, который копит состояние и пересчитывает его, думая, что богатство увековечит его» (сура «ал-Хумаза», аяты 1-3).
(Вера в ложную силу денег).
«Да пропадут пропадом руки Абу Лахаба, и сам он пропал. Не спасло его богатство и то, что он приобрел» (сура «Абу Лахаб», аяты 1 – 2).
«Не помогло мне мое богатство! Лишился я своей власти!» (сура «ал-Хакка», аяты 28 – 29).
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям…» (сура «Али-‘Имран», аят 14).
«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (сура «Ат-Тауба», аят 34).
С другой стороны,
«Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание…» (сура «аль-Бакара», аят 180)
«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (сура «Ан-Ниса», аят 10).
«Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха…» (сура «Ан-Нур», аят 22).
«…поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки…» (сура «Нух», аят 12).
«Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию…» (сура «Ал-А‘раф», аят 10).
«Как хорошо достойное имущество для праведного мужчины».
«Любое имущество, благодаря которому человек сохраняет свою репутацию, является милостыней».
«…которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости…» (сура «Ан-Ниса», аят 37).
«Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать так лучше для них…» (сура «Али-‘Имран», аят 180).
Ч. 8. Теоретические заметки об исламском экономическом строе
- Вопрос раздельности или нераздельности вопросов жизни… Жизнь – это сложная или упорядоченная вещь.
- Если бы религия сводилась только к посещению церкви или мечети… Однако это верно для любой религии, но не относится к исламу.
- Ислам имеет два типа связи с экономикой: прямую и косвенную.
- Прежде всего, каков взгляд ислама на богатство? Это нечто ненавистное, отчего нужно быстрее отказаться? Если от чего-то нужно быстрее отказаться, его производство, обмен и потребление не рекомендуются, но имущество и богатство, его производство, обмен и потребление рекомендуются, запрещены лишь расточительство и излишество в нем, оно регулируется процессуальным и уголовным правом, а его защита – это джихад и мученичество. У имущества есть права перед человеком, и в Коране оно называется «благом».
- Предметом нашего обсуждения является плановая экономика, а не научная экономика. Вот почему у нас нет исламской физики, но у нас есть исламская экономика.
- Сегодня много говорят о социализме и капитализме, и есть также аристотелевская мысль, которую определенно следует связывать с одним из этих двух направлений. Мы можем поднимать вопросы и обращаться к исламу за ответами:
А. Признает ли ислам принцип собственности или нет? Ислам признает принцип собственности, но право собственности на природу подчиняется одним правилам, а право собственности на машины сегодня подчиняется другим правилам.
Б. Принадлежат ли богатство и собственность в первую очередь обществу и только во вторую очередь отдельному человеку? Или богатство на все 100% принадлежит отдельному человеку? Верным является первый ответ.
В. Справедливо или несправедливо то, что существует в современном мире под названием капитализм? Ответ таков: несправедливо.
Г. Согласен ли ислам с идеей о том, что экономические вопросы должны находиться под контролем разумных и доброжелательных к другим членов общества? Или согласно правилу «Люди сами являются хозяевами своей собственности» (ан-нас мусаллатуна ‘ала амвалихим), каждый должен вмешиваться в экономические дела произвольно? Ответ заключается в том, что это возможно [экономические вопросы должны находиться под контролем разумных и доброжелательных к другим членов общества].
Д. Признает ли ислам принцип «каждому – по способностям, от каждого – по потребностям» в качестве правового принципа или нет? Нет, это форма эксплуатации, и, кроме того, она лишает человека способности к деятельности.
Е. Признает ли ислам в целом управление обществом, основанное на разуме и воле? Конечно, признает.
Ё. Согласен ли ислам с эксплуатацией или нет? Конечно, нет. «То, что люди заработали своим трудом, принадлежит им самим».
Ж. Возникли ли в нашу эпоху отношения, при которых справедливость не может быть установлена иначе, как путем лишения отдельных лиц средств производства? На наш взгляд, неправильно ставить вопрос таким образом.
- Есть два вопроса: первый – необходимо ли, чтобы производство и распределение материальных благ контролировалось обществом, и есть ли у государства или общества такое право или нет (что считается критерием социализма)? Несомненно, оно есть. Другой вопрос: должны ли желания и аппетиты людей быть источником дохода, или источником дохода должны быть реальные потребности людей, а не любой спрос, который у них возникает и может возникнуть? Ислам, приверженный морали и интересам общества, не допускает последнего, а потому он не допускает распоряжения имущества, полученного недозволенным путем.
- Запрещенные приобретения: идолы и кресты, вино, нечистые предметы, устройства для азартных игр, продажа оружия врагам, вводящие в заблуждение книги, подделки, скульптуры, сатира на верующих, обман, бесполезные дела и развлечения, пособничество несправедливости, колдовство, заработок за счет выполнения религиозных обязанностей.
- Все, что существует в современном мире, представляет собой создание баланса между производством и распределением, а также справедливое или равноправное распределение богатства, но вопрос о согласовании между реальными потребностями, производством и обменом не ставится.
- Из всей совокупности исламских достижений необходимо изучить философию ислама, и она хорошо изучается.
- Что касается пункта 8, ислам не считает допустимым получение дохода за счет подстрекательства к невежеству, такого как продажа идолов и крестов под предлогом свободы, а также за счет обмана людей. Продажа вводящих в заблуждение книг или книг о моральном разложении, или подобных фильмов, богохульство, ложные обвинения, восхваление тех, кто не заслуживает похвалы, прорицательство, скульптуры и тому подобное. (Они также считают это допустимым во имя свободы). Также, усиление врага в любой форме, продажа врагам религии оружия, даже любая экономическая сделка, которая усиливает врагов мусульман.
Также, получение дохода за счет производства или обмена веществ, потребление которых вредно для человека, таких как алкоголь, героин, игровые автоматы.
Кроме того, вещи, которые не вредны, но являются пустой тратой времени, бесполезны и не нужны.
Другой тип этих вещей стоит выше экономических вопросов, например, судейство, получение платы за выполнение религиозных обязанностей.
Еще один тип – это предметы роскоши, покупка и продажа золотой и серебряной посуды.
- Действительно ли в нашу эпоху произошли изменения в экономических отношениях, которые невозможно осуществить иначе, как лишив людей средств производства, по крайней мере, машин?
- Взаимосвязь между экономикой, справедливостью и равенством, проблема естественных и врожденных прав, проблема эксплуатации.
- Если принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям» становится законом, тогда, во-первых, он является эксплуатацией, а во-вторых, ослабляет силу деятельности, поскольку устраняет свободу и конкуренцию.
- Две вещи препятствуют росту благосостояния: во-первых, концентрация капитала в руках отдельных людей, которые иногда поступают в соответствии с философией распространения бедности в массах, а во-вторых, реализация принципа «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». С точки зрения ислама, источники богатства должны быть свободными и доступными каждому, богатство не должно накапливаться и не должно растрачиваться впустую, а плоды деятельности каждого человека должны уважаться как таковые.
С одной стороны, в соответствии с предписаниями «И мы, несомненно, поселили вас на земле, и Мы создали для вас средства к существованию на ней…», «Тот, кто сотворил вас из земли и поселил вас на ней…», «Он установил землю для тварей», «…тех, которые накапливают золото…» ислам определил весь первичный и вторичный капитал для человека и предоставил его к его услугам, поэтому он не должен оставаться застойным, то есть существовать в виде неиспользуемых земель, затоваривания, накопления, откладывания (философия закята), а с другой стороны, он осуждает безделие и застой в деятельности, даже под предлогом принудительного коллективного труда. Природа и человек подобны матери и ребенку. Природу можно уподобить женщине, человека – мужчине, а производство материальных благ аналогично производству потомства, и поэтому «Вы несете ответственность даже за равнины и животных».
Источник: Мортаза Мотаххари. Негахи бе незам-е эгтесади-йе эслам. Тегеран: энтешарат-е Садра, 1368 (1989). С. 197 – 237.
[1] Социалисты считают связь труда и богатства неоспоримым принципом, но мы его не принимаем.
[2] Но на самом деле, и с точки зрения денег, и с точки зрения неограниченного времени, экономика неотделима от морали.
[3] Об этом говорится в разделах об «оживлении мертвых земель», о спекуляции, в аяте о кладе из золота и серебра (сура «Ат-Тауба», аят 34 – примеч. пер.).
[4] Коран, 20:97.
[5] Коран, 7:10.
[6] Коран, 11:61.
[7] Коран, 55:10.
[8] Нахдж аль-Балага. Проповедь 165.
[9] Коран, 4:34.
[10] Иногда причиной является эксплуатация со стороны работодателя. Социалисты уделяют этому аспекту больше внимания.
[11] Можно сказать, что, по мнению марксистов, собственность на средства производства предполагает эксплуатацию и должна быть отвергнута. Однако индивидуальная собственность не такова. Тем не менее идеал и предел социального совершенства человека заключается в том, что индивидуальная собственность полностью преобразуется в коллективную, и именно тогда общество становится совершенным. Таково мнение и аль-Газали.
[12] С точки зрения ислама, следует обсудить вопрос о том, выступает ли ислам против индивидуального экономического господства или нет. Если он выступает против, то мы принимаем это в качестве большой посылки силлогизм и спрашиваем, является ли собственность на средства производства необходимой и незыблемой причиной экономического господства или нет? Другой вопрос, требует ли обязательно владение средствами производства и наем рабочей силы прибавочной стоимости и эксплуатации работника или нет, и если да, то может ли ислам принять явное угнетение?
[13] Это и есть то, что нужно изучать с исламской точки зрения, потому что во всех остальных случаях ислам не выступает против индивидуальной собственности или наследования, или владения капиталом и средствами производства, или найма рабочего класса* и считает это различие естественным, но он не терпит экономического доминирования отдельных личностей. Теперь мы должны понять, всегда ли необходимость владения средствами производства, или, по крайней мере, в эпоху машин, приводит к экономическому господству отдельных индивидов, или нет? Конечно, экономическое господство осуждается с двух точек зрения: с одной стороны, с точки зрения демократических прав, потому что нет смысла в том, что одни люди могут контролировать судьбу других, даже если они работают на их благо, а с другой – с точки зрения того, что они в действительности будут работать себе во благо и во вред другим. Ислам выступает против следующих конкретных положений: [1] экономического господства, [2] ростовщичества, [3] нерентабельного производства, [4] разрыва связи между богатством и трудом, если речь идет об эксплуатации, а не о восстановлении.
* Ислам предписывает выплачивать заработную плату, но это отличается от найма рабочей силы для производства, который, по их словам, предполагает получение прибавочной стоимости.
[14] Капитализм и социализм. С. 35.
[15] В тексте оставлено пустым.
[16] [Для получения более подробной информации о ростовщичестве заинтересованные могут обратиться к книге Остада Шахида «Проблема ростовщичества»].
[17] Коран, 4:5.
[18] Коран, 4:29.
[19] Коран, 17:27.
[20] Коран, 59:7.
[21] Коран, 51:19.
[22] Коран, 8:41.
[23] Коран, 9:60.
[24] Коран, 59:6-7.
[25] Коран, 8:1.
[26] В то же время следует отметить, что деньги осуждаются больше, чем имущество. Осуждение денег означает осуждение накопительства и ростовщичества, что, конечно, является абсолютным осуждением, а осуждение имущества указывает лишь на его непостоянство и на то, что человек не должен очаровываться богатством.