Мохаммад-Таги Месбах Язди. Вызовы Исламской революции. Глава 10: Взаимоотношения между народом и государством (часть 1)

Представляем вашему вниманию книгу «Исследования и вызовы», основанную на серии ежемесячных выступлений видного иранского мыслителя и философа аятоллы Мохаммад-Таги Месбаха Язди перед представителями иранского академического сообщества в рамках реализации задачи сближения между университетами и богословскими семинариями, которая была провозглашена Исламской Республикой с самого начала ее существования. На этих сессиях аятолла Месбах Язди, идеолог правого фланга лагеря иранских консерваторов, рассматривает вопросы, предложенные для обсуждения другими профессорами. В этой книге представлены девять из этих лекций.
Тема этой лекции – взаимоотношения между народом и государством. Конечно, техническое и точное описание этой темы – «взаимные права и обязанности людей и государства», потому что «отношения» сами по себе не являются чем-то специфическим, чем мы должны заниматься в академическом плане и обсуждать все типы отношений, которые только можно себе представить, даже те, которые не имеют юридической основы и не создают обязанности для кого бы то ни было. Поэтому тема лекции посвящена конкретно взаимоотношениям между народом и государством, которые носят правовой характер.
Прежде чем приступить к обсуждению основной темы, необходимо упомянуть о некоторых фундаментальных моментах. (Конечно, каждый из этих моментов может быть отдельным предметом академической дискуссии и исследования.)
Взаимосвязь между правом и обязанностью
Право и обязанность – это два взаимосвязанные понятия и, в некотором смысле, две стороны одной медали. Когда мы говорим: «У народа есть права по отношению к государству», это означает, что «государство обязано предоставлять эти права». Точно так же, когда задается вопрос: «Каким правом или правомочиями обладает государство по отношению к народу?», по-другому он звучит так: «В чем заключается обязанность народа по отношению к государству?» Напротив, когда мы говорим: «В чем заключается обязанность народа или государства?», это означает, что государство (или народ) имеет права по отношению к народу (или государству). Таким образом, простое установление права одной стороны требует подтверждения обязанности другой стороны. Это одно из значений взаимосвязи между правом и обязанностью.
Одним из вопросов философии права и философии политики является одинаковая взаимосвязь между правом и обязанностью. Как мы уже говорили, под взаимосвязью права и обязанности понимается то, что везде, где устанавливается преимущество одного права над другим, последнее обязано предоставить это право своему владельцу. Конечно, существуют виды взаимосвязи между правом и обязанностью, одним из которых является такая же установленная взаимосвязь.
Виды взаимосвязи между понятиями
Дальнейшее объяснение таково: взаимосвязанность двух вещей означает, что эти две вещи связаны друг с другом, и у таких отношений есть разные типы. Иногда взаимосвязь настолько обширна, что существующая между ними связь заложена в самом значении этих понятий: например, взаимосвязь между двумя братьями, чьи узы братства очевидны, потому что значение слова «брат» заключается в том, что у него есть брат или сестра. Понятие братства не может появиться, если у обладателя этого качества нет ни брата, ни сестры. То же самое относится и к отношениям между отцом и ребенком. Если мы хотим доказать существование понятия «отец», то, наряду с ним, определенно должно существовать и понятие «ребенок». Мы не называем «отцом» никого, у кого нет ребенка. В любом случае, это один из видов взаимосвязи между понятиями, который заложен в значении самих слов.
Другой тип взаимосвязи – это то, что не заложено в значении этого слова. Вполне рационально и логично, когда сторона, которой приписывается наличие другой стороны, которая связана с ней, отдает должное этой другой стороне. Иначе говоря, рациональное требование к некоторым терминам состоит в том, что должен существовать другой термин, противоположный ему. Одним из примеров являются термины «государство» и «народ». Если нет «народа», противоположного «государству», властному аппарату, управляющего ими, то «государство» вообще не имеет смысла, и понятие «государства» никогда не будет введено.
При таком типе взаимосвязи существующая между понятиями связь не заложена в самих значениях терминов, и смысл самих терминов также не требует этого. В данном случае, скорее, определенная внешняя рациональная причина диктует, что в качестве противовеса некого понятия, которое считается общепризнанным, следует рассматривать и другое понятие. Например, в сделке, при которой имеет место один из видов обмена товарами, простая передача товара другой стороне не обязательно требует выплаты денег за получение товара, поскольку другая сторона может отдать деньги и не получать взамен товар.
Тем не менее, интересы требуют, чтобы товары обменивались вместе, и каждый, кто производит товар в количестве, превышающем его потребности, должен передать его другой стороне в обмен на получение необходимого ему другого товара. Таким образом, передача товара сама по себе не обязательно требует выплаты денег в обмен на получение товара, но общественные интересы диктуют, что деловые операции и купля-продажа должны быть соразмерными. Таким образом, когда кто-то передает продукт другому человеку, он должен получить взамен что-то ценное, пропорциональное переданному им продукту.
Если человек был обманут в ходе сделки, эта сделка недействительна в том смысле, что обманутый имеет право, узнав о том, что его обманули, отменить ее. Причина этого заключается в том, что в данном случае нет никакой соразмерности между обмениваемыми товарами. Если человеку продано стекло вместо жемчужины или бриллианта, и от него получена огромная сумма денег, то в этом случае сделка состоялась (потому что, в конце концов, стекло имеет ценность и передается другой стороне, и оплата за него получена), но эта сделка является недействительной, и те, кто придерживается справедливых взглядов, такого не одобряют. Почему? Это происходит не потому, что простой обмен или передача товаров требует, чтобы каждая из двух сторон обязательно получала эквивалентные товары за уплаченные деньги, а скорее, потому что этого требуют социальные интересы. Таким образом, мошенническая сделка недействительна. То же самое верно и в случае «обманом» в сделке, когда другая сторона не уверена в том, что именно она должна отдать.
Два типа отношений между правом и обязанностью
Что касается темы обсуждения, то, когда мы говорим: «Правитель имеет право распоряжаться народом», концепция наличия прав у правителя требует соблюдения этих прав народом. Есть ли смысл в утверждении, что один человек имеет право по отношению к другому, если его право не обязательно соблюдать? Аналогично, смысл высказывания «Кто-то мне что-то должен» заключается в том, что «Этот человек должен отдать мне эту вещь». Нельзя сказать: «У меня есть требование по выплате долга к какому-либо лицу», если это лицо может выполнить его, а может и не выполнить, в зависимости от своего выбора! Такая ситуация не соответствует понятию кредитора.
Смысл наличия требования заключается в том, что должник должен выплатить свой долг, если кредитор не откажется от своего права. Следовательно, понятие права предполагает, чтобы была сторона, обязанная уважать это право. Это соотношение права и обязанности является концептуальной взаимосвязью, то есть речь идет о двух связанных вещах, и эта связь заложена в самом значении этого слова. Одно из отношений между правом и обязанностью заключается в том, что, когда бы ни рассматривалось право человека, другие обязаны его соблюдать это право.
Другой тип взаимосвязи между правом и обязанностью – это их соотношение с точки зрения «баланса». Таким образом, если мы рассматриваем право лица А по отношению к лицу В, то, в свою очередь, мы также должны определить право лица В по отношению к лицу А, чтобы соблюсти баланс между правами и обязанностями обеих сторон. Например, всякий раз, когда определяется право правителя, необходимо учитывать и право народа по отношению к правителю. Эти два права противоположны друг другу и подобны двум сторонам весов. Если у одной стороны есть право, то должно быть право и у другой стороны. Естественно, что право, которое человек А имеет по отношению к человеку В, дополняется обязанностью человека А, которую он должен соблюдать. То же самое верно и в отношении права, которое человек В имеет по отношению к человеку А. Таким образом, два права и две обязанности подобны двум чашам весов, которые находятся в равновесии.
Отношение между правом и обязанностью с точки зрения Имама Али
Элегантное выражение (если не сказать, прекраснейшее выражение) на этот счет приводится у Имама Али (мир ему!) в «Нахдж аль-Балага», когда он говорит:
«Это не распространяется ни на одного человека, если только это не направлено против него самого, и право не распространяется на человека, если оно также не направлено на его благо… Таким образом, исходя из Своих прав, Он (Велик Он и Славен!) создал определенные права для одних людей в отношении других. Он создал их так, чтобы они соответствовали друг другу. Некоторые из этих прав порождают другие права. Некоторые права таковы, что они приобретаются только вместе с другими»[1].
Даже когда Всевышний Бог устанавливает для Себя какие-либо права по отношению к Своим рабам, Он устанавливает соответствующие права и для Своих рабов[2]. Конечно, учитывая тот факт, что люди не имеют никаких прав по отношению к Богу, может ли кто-либо приобрести какие-либо права по отношению к Нему? Это требует глубокого и обстоятельного обсуждения, к которому мы приступим в подходящее время в будущем. Но здесь мы остановимся на этом лишь вкратце.
Право и обязанность перед Богом
Человек приобретает право на вещь, когда он в какой-то мере владеет ею. Например, я имею право говорить, потому что у меня есть свой родной язык. Я имею право жить в своем доме, потому что я его владелец. В свете этого, если предполагается, что человек имеет право на Бога, владеет ли он чем-либо от Бога? Есть ли какой-то смысл в утверждении, что человек является владельцем чего-либо от Бога?! Боже упаси, является ли он обладателем Самости Бога, Его Атрибутов, Его владений или Его творения?
Какой вещью он владеет? Он сам, как и все остальное, принадлежит Богу. Как он может иметь какие-либо права перед Богом? Изначально ни одно создание не имеет никаких прав перед Богом, если сам Бог не определит для него это право. Да, если человек не верит в Бога, то он будет рассчитан Им за это. Но если человек принимает Бога как Того, Кто сотворил вселенную по Своей воле и является Хозяином всего сущего, то нет смысла воображать, что кто-то имеет право перед Богом. Все, чем владеет любой из нас, принадлежит Богу:
«Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле». (2:255)
У кого еще могут быть какие-либо права? По Своей милости и благоволению к Своим рабам, Своему праву на них, Он Сам установил для них права:
«Он взял на Себя (обязанность) вознаградить их в несколько раз большим в знак Своей щедрости и великодушия, на которое Он способен»[3].
Право, которым Бог обладает по отношению к Своим слугам, состоит в праве на их рабское подчинение. Раб должен поклоняться Ему. Если он не поклоняется, то что он еще должен делать?
Таким образом, право Бога по отношению к Своим рабам – это их повиновение и поклонение. Но Он не установил это право как нечто одностороннее, а скорее предписал: «Я имею право просить вас поклоняться Мне, но у вас также есть право на то, что если вы будете поклоняться Мне, то получите от Меня награду». Это право предписано Богом. Даже если вы посвятите всю свою жизнь поклонению Богу, вы все равно не сможете приобрести никаких прав перед Ним, потому что делаете ли вы на самом деле что-то сами, поклоняясь Ему? Язык принадлежит Богу, и мы шевелим своим языком так, как того хочет Бог.
Тело принадлежит Богу, и мы пользуемся им так, как велит Бог, мы преклоняем колени и простираемся ниц. Короче говоря, в какой бы форме ни совершалось богослужение, посредством каких органов тела и конечностей, Бог наделил и сотворил эти конечности, и все наши действия, движения и состояния покоя имеют место благодаря силе и могуществу Бога. Учитывая это, разве мы имеем какое-либо право перед Богом? У нас нет ничего собственного, что мы могли бы передать Богу, не говоря уже о том, чтобы сказать: «Мы сделали это, а значит, у нас есть право перед Тобой».
Предводитель Правоверных ‘Али (мир ему!) говорит в «Нахдж аль-Балага» по этому поводу: «Если считать, что право является односторонним, то Бог больше всего заслуживает права на Своих рабов, а Его рабы не должны иметь права на Него. Но Богу не угодно даже это. Закрепив за Собой право повелевать Своим рабам повиноваться Ему и иметь право на повиновение и рабское подчинение людей, Он также установил соответствующее право для людей»[4]. Сами по себе они не имеют такого права, но Бог установил его таким образом, чтобы создать баланс между этими двумя совокупностями прав. Конечно, помимо этого, были определены и другие права. Например, в Коране Он говорит:
«Мы отомстили грешникам, и Нашим долгом было помогать верующим» (30:47).
Кто дал это право? Какое право имеют сами люди? Именно Бог дал это право верующим, и если они останутся непоколебимыми в своей вере, Он поможет им:
«Нашим посланным рабам уже было сказано Наше Слово. Воистину, им будет оказана помощь. Воистину, Наше войско одержит победу» (37:171-173).
Это еще одно право, которое Бог дал Своим слугам. Однако, еще одно Его право – даровать им награду в будущей жизни, и еще одно Его право – сделать их победителями в этом мире. Он дарует поддержку тем, кто идет по Его пути, посылает скрытую помощь и создает условия для их триумфа. Что дается взамен за это право? В свою очередь, они обязаны оказывать помощь Богу и Его религии:
«О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (47:7).
Если они будут тверды в вере, Бог также поможет им:
«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам» (41:30).
В любом случае, эти два набора прав пропорциональны друг другу, и каждое из этих прав предполагает обязанность. Таким образом, поскольку у Бога есть право на Своих рабов, они должны повиноваться Ему (право Бога и обязанность Его рабов). С одной стороны, когда они поклоняются Ему, они приобретают право перед Богом, и Он должен вознаградить их (право Его рабов и обязанность Бога). Однако Бог установил эту обязанность для Себя по Своей милости и благоволению к Своим слугам. Проще говоря, мы не можем определять обязанности для Бога, но из Своего сострадания и щедрости к Своим слугам Он определил обязанности для Себя. Например, он говорит:
«Ваш Господь предписал себе быть Милосердным» (6:54).
На языке Корана «предписал» (катаба) означает очень тяжелую ответственность. Что касается молитвы, то Он говорит:
«Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).
Всякий раз, когда Он упоминает об очень тяжелой обязанности, Он использует термин «предписание» (китаб). Что касается поста, Он также говорит:
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам…» (2:183).
Таким образом, пост – это определенная обязанность, и ее обязательно нужно соблюдать. Говоря о Себе, Бог также использует этот термин и говорит:
«Ваш Господь предписал себе быть Милосердным» (6:54).
Таким образом, Бог возложил на Себя обязанность проявлять милосердие к Своим рабам. Конечно, у этого милосердия есть условия, и оно распространяется на тех, кто достоин его. На самом деле, Он описал Свои условия в другом месте[5].
В любом случае, соотношение между правом и обязанностью иногда означает баланс между реализацией прав. В соответствии с реализацией прав одной стороны, следует учитывать права другой стороны. Естественно, поскольку в результате реализации каждого права возникает обязанность и у другой стороны, это в конечном итоге приводит к корреляции между правом и обязанностью. Здесь эта взаимосвязь больше не носит концептуальный характер, а является либо требованием социальных интересов, либо Божественного благоволения. Общественные интересы требуют, чтобы, если у одной стороны есть право, у другой стороны тоже было право. Раз правитель имеет право распоряжаться народом, то и народ должен иметь право распоряжаться правителем. Эти два права должны быть сбалансированы и пропорциональны друг другу. Одна сторона не может иметь огромные и глубокие права на другую, в то время как другая сторона не будет иметь на нее никаких прав и будет обязана только соблюдать свои обязанности.
Поскольку мы знаем, что право и обязанность соотносятся друг с другом, где бы ни было установлено право, мы можем без необходимости в дополнительных доводах сделать вывод, что для человека или группы людей также будет установлена обязанность. Например, если кто-то продемонстрировал право на получение средств к существованию и расходов на проживание перед своим собственным отцом, то больше нет необходимости в обосновании того, что отец должен обеспечивать эти нужды, поскольку первое основание, предусматривающее, что ребенок имеет право на своего отца, заключается в том, что отец обязан это делать. Установление основания для права или обязанности одной из двух сторон автоматически подтверждает право и обязанность другой. Если на определенном основании доказано, что государство имеет право перед народом, на том же основании будет доказано, что народ должен предоставить ему это право, и наоборот. Это еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание.
Однако другой момент заключается в том, что определение обязанностей должно осуществляться на разумной основе. Обязанности не могут быть установлены для кого-либо без причины. Если говорится, что государство обязано оказать определенную услугу народу, это должно основываться на четко определенных принципах и иметь под собой логические основания. Обязанность не может быть возложена на плечи государства без какой-либо причины или просто исходя из прихоти и каприза. Необходимо проанализировать, почему у государства есть такая обязанность.
Государство основано на определенном смысле существования, и мы должны видеть причину, стоящую за его существованием, чтобы понять, какие у него обязанности. Та самая философия, которая доказывает необходимость существования государства, разъяснит нам его обязанности. Как только будут установлены обязанности государства, будут установлены и права народа. С другой стороны, мы должны понимать, какими правами обладает государство по отношению к народу, другими словами, каковы обязанности народа по отношению к государству.
Давая логичный ответ на этот вопрос, было бы некорректно утверждать, что такие мыслители, как Аристотель, Платон, Кант, Локк и другие, высказывали эти взгляды, и мы выбираем нечто среднее между всеми этими взглядами. Наш ответ станет логичным, как только мы уточним, какую потребность в государстве мы видим, исходя из наших основ и мировоззрения, чтобы мы знали, какие соответственно обязанности у него есть и какие права оно создает. Если мы не будем развивать эту тему, учитывая смысл существования государства, мы не придем к логичному ответу, а скорее, получим субъективный ответ, лишенный каких-либо критериев и логических оснований.
Однако, если мы рационально докажем причину возникновения государства, то это доказательство автоматически укажет, какие есть у государства обязанности, и какую работу оно должно выполнять. Как только станет ясно, какие функции должно выполнять государство, мы докажем, какие права имеют народ перед государством, а также какие обязанности они несут по отношению к нему. Следовательно, та самая причина, которая определяет целесообразность государства, определяет и его обязанности.
Смысл существования государства
Итак, основной вопрос заключается в следующем: по какой причине возникает государство? Зачем обществу нужен институт под названием «государство»? Какие проблемы возникнут, если государства не будет? Обсуждение этих вещей является одним из важных вопросов политической философии.
С давних времен существовала тенденция к тому, что государство не нужно. Это объясняется тем, что, если люди морально подготовлены, они будут добровольно действовать в соответствии со своими и обязанностями и не будут нуждаться в государстве. Таким образом, вместо создания государства следует прилагать усилия к обучению отдельных людей. Это направление, называемое анархизмом, в последнее время постепенно обсуждается как теория политической философии. Было предсказано, что наступит время, когда в государстве не будет необходимости. Одна из точек зрения марксизма заключается в том, что общество развивается в направлении совершенствования и в конечном итоге придет к бесклассовому обществу, в котором не будет капиталистов, буржуазии и пролетариата. Напротив, в этом обществе все люди будут равны и больше не будет необходимости в государстве.
Однако правда в том, что такие заявления нереалистичны, и нет логичных доказательств того, что однажды такое общество возникнет. Это всего лишь иллюзии, которые невозможно примирить с реальностью. Таким образом, большинство авторитетов, как древних, так и современных, придерживаются единого мнения о принципе необходимости государства. Конечно, в спорах по этому вопросу их теории не полностью согласуются друг с другом. Единственным общим элементом, который их объединяет, является обеспечение безопасности общества и предотвращение хаоса. Одна из важных причин, по которой те, кто подчеркивает необходимость государства, состоит в том, что в отсутствие государства общество погрузится в анархию.
Некоторые из тех, кто попал под влияние западной пропаганды и очарован Западом, думают, что западное общество достигло такого порядка и дисциплины, что даже при отсутствии государства никаких проблем не возникнет. Наблюдая беспорядок в нашем обществе и отсутствие соблюдения социальной дисциплины (например, несоблюдение правил дорожного движения), эти люди воображают, что западное общество обладает развитой культурой, благодаря которой даже в отсутствие государства они все равно будут соблюдать общественный порядок и дисциплину и обеспечивать свою безопасность.
Чтобы избавиться от этих фантазий, этим людям достаточно почитать национальные и местные газеты, и тогда они поймут, что в самых развитых западных странах ежедневно совершается так много преступлений, странных преступлений, примеры которых редки в нашей стране, но там они происходят ежедневно. Некоторые из наших друзей, которые некоторое время учились в Канаде, рассказали, что однажды ночью произошло отключение электроэнергии примерно на 15 минут. (Конечно, такое случается там редко.) За такой короткий промежуток времени все магазины на улице были разграблены. Меры, которые принимаются в западных обществах для защиты женщин, свидетельствуют о незащищенности женщин в этих странах.
Некоторое время назад какие-то из этих случаев освещались в наших газетах, и те, кто осведомлен, знают, что таких случаев гораздо больше. В Германии для женщин, которые садятся за руль одни в ночные часы, придумали меру, состоящую в том, чтобы сажать на переднем сиденье рядом с женщиной-водителем мужской манекен, изготовленный специально для этой цели. Функция этого манекена, который так похож на человека, заключается в том, что люди, которые смотрят на него снаружи, думают, что женщина в машине не одна.
Они думают, что ее муж тоже находится в машине. Этот манекен запатентован как изобретение. Это изобретение подтверждает тот факт, что на Западе женщина, которая садится за руль автомобиля в ночное время, не имеет никакой защиты. Таким образом, она не только не может гулять, но и подвергается опасности даже в своей машине, и ей нельзя ездить одной. Это признак порядка и дисциплины, которые царят в западном мире! Поэтому некоторые иностранцы, недавно приехавшие в Иран, были удивлены, увидев, что в темное время суток, даже в полночь, некоторые женщины ходят по улицам без сопровождения мужчин. Для них было невероятным, что в 10 часов вечера женщина может ходить по улице одна и при этом чувствовать себя в безопасности.
В любом случае, общество без государства не может достичь своей цели. Существует определенный принцип, согласно которому одной из причин существования государства для общества является обеспечение безопасности.
Права и обязанности государства в вопросе обеспечения безопасности
Устанавливая этот смысл существования государства, оно также будет выполнять одну из своих обязанностей, заключающуюся в том, что государство обязано гарантирует социальное обеспечение. В обмен на эту обязанность государство приобретает право распоряжаться народом, и на плечи народа будет возложена обязанность. Теперь, когда государство обязано обеспечивать и поддерживать безопасность людей, люди должны создавать условия для выполнения этой задачи, чтобы государство могло выполнять свой долг. Если обязанностью государства является обеспечение безопасности людей, то для выполнения этой задачи в его распоряжение должны быть предоставлены все необходимые средства и прерогативы.
Например, люди обязаны предоставить в распоряжение государства необходимые финансовые средства для решения этой задачи. Поддержание безопасности требует бюджета, и государство должно получать этот бюджет от народа с помощью таких средств, как взимание налогов в таком объеме, чтобы это могло обеспечить безопасность общества. Можно сказать, что у стран есть государственная казна, запасы полезных ископаемых и природные ресурсы. Итак, почему люди должны платить налоги? Ответ заключается в том, что государственный бюджет может пополняться различными способами, включая налоги и т.д. Необходимо анализировать в соответствующих местах, например, в какой степени государство имеет право использовать каждый из этих источников дохода? В любом случае, чтобы быть в состоянии обеспечить безопасность общества, оно имеет право перед народом предоставлять необходимые средства. Они должны позволять государству тратить средства из государственной казны, выплачивать ему налоги или предоставлять государству финансовые средства другими способами.
Следовательно, как мы уже говорили, существует определенная взаимосвязь между правом и обязанностью. Когда право установлено, для этого человека также будет установлена обязанность. Или, где бы ни была обязанность, право также будет доказано. Поскольку государство обязано обеспечивать безопасность общества, оно имеет право получать средства от людей. Это одна из фундаментальных обязанностей всех государств, и это определенно доказывает философскую подоплеку, лежащую в основе существования государства.
Конечно, следует иметь в виду, что эта безопасность является не только внутренней: скорее, ее другим аспектом является проблема защиты от внешних врагов. Люди не могут сами обеспечить свою безопасность от внешних врагов. Защита от внешних врагов требует изучения, знаний, опыта, различных навыков и, самое главное, координации действий. На войне больше всего необходима координация действий участников боевых действий.
При этом должен быть указан единый главнокомандующий. Этот командующий, независимо от того, какое у него имя и должность, является лицом, представляющим один из элементов государства, его должность может быть Лидер, президент, премьер-министр или министр обороны. Тот, в чьих руках находится приказ о начале наступления, также отвечает за координацию вооруженных сил. За эту обязанность он также имеет право распоряжаться народом. Народ, который возложил на свои плечи обязанность обеспечивать безопасность границ своей страны, обязан предоставить людские ресурсы и оборудование, необходимые для выполнения этой задачи. Эта обязанность не относится к государству, а лежит на народе.
В принципе, одной из основных обязанностей любого государства является выполнение функций, которые не могут быть выполнены народом в одиночку. Народ в одиночку не может обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность своей страны. Если это дело будет возложено на плечи самих людей, по разным причинам, таким как разница во мнениях, вкусах и прочее, выполнение этой задачи всегда будет приостанавливаться и откладываться. Например, различия во мнениях и вкусах принимают следующие формы: почему расходы на оборону исчисляются такой-то суммй и почему они поручены таким-то лицам, почему именно эти люди должны быть отправлены на фронт, каким образом они должны защищаться и т.д. По сути, должна существовать доминирующая сила, которая будет отдавать приказы, которым все будут подчиняться. Этой доминирующей силой является государство (точнее, это одна из функций государства).
Различные работы никогда не могут быть выполняться одними и теми же лицами, потому что они находятся за пределами их возможностей, а именно работы, которые входят в сферу функций государства. Например, одной из таких работ является поддержание общественного здравоохранения. Люди сами могут соблюдать правила личной гигиены, но предотвратить вспышку инфекционных заболеваний они уже не в силах. Если существует вероятность распространения болезни из одной страны в другую, люди в одиночку не могут ее предотвратить. Эта работа требует наличия сильной и разветвленной власти, которая контролирует границы, проводит карантинные мероприятия, вакцинацию, направляет группы экспертов и т.д. Для этой работы также необходимо оборудование, которое должно быть в распоряжении государства.
В любом случае, исходя из смысла существования государства, определяются и его обязанности. Это создает юридические обязанности для людей. В свою очередь, государству должны быть предоставлены определенные права, соответствующие этим обязанностям. Это один из видов взаимосвязи между правом и обязанностью, о котором мы упоминали в начале обсуждения. Следствие этой взаимосвязи в данном случае проявляется в том, что государство должно взять на себя эту функцию, и мы должны сделать это его обязанностью. В свою очередь, у него должно быть также право, потому что не может быть обязанности без права. Как только мы говорим, что у людей есть такое право по отношению к другим людям, они, в свою очередь, должны принять на себя обязанность и ответственность. Права, которые будут установлены для двух противоположных групп, должны быть сбалансированы. Нельзя считать важным право одной стороны, в то время как другая сторона не будет иметь такого права. Без соблюдения баланса и пропорциональности прав и обязанностей работа не может быть выполнена.
К настоящему времени стало ясно, что одной из причин существования государства являются функции, которые не могут быть взяты на себя самими людьми. Исходя из этой философии, мы сказали, что одной из обязанностей государства является выполнение этих задач.
Другое предназначение означает другой набор обязанностей
Вторая фундаментальная обязанность государства – это функции, которые могут взять на себя люди, но, как правило, для этого недостаточно духа добровольности. Например, строя различные больницы, медицинские лаборатории, аптеки, клиники и медицинские центры, люди сами могут обеспечивать потребности общества. Однако мы видим, что количество больниц, которые строят люди, или клиник, аптек и лабораторий, которые они создают, недостаточно для удовлетворения потребностей общества. Или же некоторые люди пользуются тем, что доверено людям. Например, они определяют цены, сборы и расценки, которые народные массы, особенно обездоленные и уязвимые классы, не могут себе позволить выплачивать.
Если предположить, что стоимость услуги, которую предлагают некоторые специалисты, определяется ими самими, то изначально может возникнуть конкуренция, и цены будут относительно справедливыми, но позже при определении стоимости услуг будут использоваться различные способы, такие как создание картелей, трастов, синдикатов, гильдий или кооперативов, которые могут пойти на непомерное повышение ценовой ставки. В такой ситуации массы снова столкнутся с притеснениями.
В таких случаях над ними должен быть институт, который сам не заинтересован в подобных вещах, чтобы соблюдать справедливость и равноправие. Конечно, в этом вопросе школы политической философии расходятся друг с другом. Либеральная школа, основанная на индивидуализме, считает своим долгом защищать интересы только отдельных людей. Либералы придерживаются мнения, что рынок должен быть свободным и работать в условиях совершенной конкуренции, а государство не имеет права вмешиваться в такие дела. Они также приводят доказательства в обоснование этого утверждения. Например, они утверждают, что, если рынок свободен и конкурентоспособен, то спрос и предложение автоматически будут упорядочены, но если в это дело будут вмешиваться, экономика не будет расти.
Так или иначе, один из подходов в экономике заключается в том, что при предоставлении услуг и производстве товаров руки людей должны быть свободны, а государство никоим образом не должно вмешиваться. Люди имеют право производить все, что они хотят, в любой форме и продавать всё это по любой цене, по какой им угодно. Люди имеют право предлагать любые услуги, которые они хотят, делать это любыми способами и получать за них желаемую плату.
Напротив, те, кто придерживается социалистических взглядов, больше склоняются к интересам общества, а не личности: они считают защиту интересов общества своим долгом. Социалисты придерживаются мнения, что в конфликтах или противоречиях интересов общества и отдельного человека интересы общества имеют приоритет, даже если это в конечном итоге наносит ущерб отдельному человеку. Конечно, таковы их лозунги, но в какой степени они его придерживаются на практике, это уже другой вопрос.
Исходя из этих двух принципов, обязанности государства, а также права государства и народа различаются. Если мы обратимся к либерализму, мы будем считать, что государство не обязано определять цены на товары и услуги и не имеет права определять обязанности других. Одна из вещей, которую государство может сделать для обеспечения конкуренции, это не устанавливать цены, а быть конкурентом капиталистов или производителей. Таким образом, оно должно выйти на сцену как производитель с собственным капиталом и снизить цену так, чтобы другие тоже были вынуждены снизить цену. Точно так же государство может различными методами контролировать цены.
Либералы утверждают, что государство не имеет права прибегать ни к одному из этих методов. Люди должны быть свободны, чтобы каждый человек мог приобрести как можно больше богатств. В большинстве случаев люди платят налоги, соизмеримые с выгодами, которые они получают от государственных услуг и от поддержания общественной безопасности, и государство не имеет права взимать с людей какие-либо налоги. В двух словах, государство должно как можно меньше вмешиваться в дела людей[6].
Напротив, этатизм утверждает, что государство обязано делать все, что, по его мнению, соответствует благосостоянию общества, и пресекать злоупотребления отдельных лиц или групп. Девиз этих государств – установление справедливости. Либералы не стремятся к справедливости. Даже если они притворяются таковыми, это делается только для того, чтобы обмануть других, поскольку они не верят в такой принцип. Между тем, в большинстве случаев лозунг социалистов заключается в том, что в дополнение к безопасности в обществе также должна быть установлена справедливость, и это еще одна обязанность государства.
Влияние фундаментальных разногласий по поводу определении прав и обязанностей народа и государства
Различие основ политической философии обусловливает расхождения по поводу прав и обязанностей народа и государства. Без учета этого фундаментального расхождения невозможно обсуждать, какое право имеет государство перед народом и, напротив, какая обязанность возложена на него, чтобы этот ответ был правильным с точки зрения либералов и социалистов. Это фундаментальное различие приводит к разногласиям по этому вопросу.
Один говорит, что за исключением обеспечения безопасности и устранения хаоса, государство не имеет права вмешиваться в дела общества. Между тем, другой считает, что государство не только может, но и обязано вмешиваться во многие дела. Естественно, если меняются требования и обязанности, меняются и права. Именно в этот момент мы должны четко сформулировать свою точку зрения. Коллективисты ли мы, индивидуалисты или что-то среднее? В любом случае, мы должны прояснить наши основы, потому что, опираясь на них, мы можем дать ответы о том, как должны быть устроены отношения между государством и народом.
Более важным, чем эти различия, является различие между исламом и другими религиозными школами, а также светскими школами. С религиозной точки зрения, задача государства заключается не только в поддержании безопасности и, что еще важнее, в обеспечении материального благополучия людей, но у него есть и более важная обязанность, а именно обеспечивать духовное благополучие общества. Эта обязанность важна, поскольку она связана с такой реальностью в человеке, каковой является его душа. Результатом обеспечения духовного благополучия является вечное блаженство, ценность которого безгранична. Однако ценность материального благополучия ограничена, поскольку оно связано с преходящей жизнью в этом мире.
Итак, религия утверждает, что в дополнение к обеспечению безопасности, справедливости и материального благополучия необходимо также обеспечивать духовное благополучие, и это не просто одна из обязанностей наряду с другими. По сути, это и есть главная обязанность государства. Обеспечение духовного благополучия имеет первостепенное значение, в то время как остальные обязанности имеют второстепенное значение. Остальные обязанности не играют первостепенную роль. Мы хотим обеспечить безопасность, здоровье, профессиональную подготовку и образование для духовного роста человека. Согласно этой точке зрения, важнейшей обязанностью государства является создание условий для приближения человека к Богу, потому что цель творения требует, чтобы человек развивался, а истинная суть человека – это именно человечность, развитие которой зависит от близости к Богу. Реализация этого проекта возможна только под эгидой религии. Таким образом, государство обязано уделять необходимое внимание этому аспекту.
Однако некоторые люди не верят в такую обязанность государства. В нашем обществе некоторые придерживаются такого представления и заявляют, что религия хороша, но не имеет отношения к государству. В конце концов, обеспечивать это благосостояние и привлекать внимание людей к религии – обязанность духовенства, но она не имеет никакого отношения к государству, которое должно заботиться о материальном благополучии. Если существует конфликт и противоречие между материальным и духовным благополучием, это не касается государства. Государство должно вести себя таким образом, чтобы большинство людей было удовлетворено. Однако именно государство должно заботиться о том, находится ли под угрозой их духовное благополучие.
Обеспечение духовного благополучия является важнейшей обязанностью государства
Мы должны иметь в виду, что религиозные и исламские учения противоречат заявленной точке зрения. С точки зрения религии, государство обязано заниматься обеспечением духовного благополучия человека. Более того, это является его основной обязанностью является. В этом смысле на плечи людей также возложена обязанность, заключающаяся в том, что люди должны повиноваться государству в повиновении Богу и возрождении религии и религиозных ценностей, а также в проведении кампаний против морального и религиозного разложения. Правительство обязано стремиться к сохранению религиозных ценностей и духовных интересов, а люди, в свою очередь, обязаны соблюдать соответствующие правила и законы государства, чтобы эта цель была достигнута.
Наилучший способ действия, предложенный религией ислам в этом направлении, состоит в том, что коллективной и индивидуальной обязанностью людей является предписывать одобряемое и запрещать порицаемое. Если предполагается, что только государство должно обеспечивать духовное благополучие людей, то это дело потребует приложения огромных сил и энергии. Только представьте, сколько ресурсов и возможностей должно мобилизовать государство для каждого человека, чтобы он не совершал непристойных поступков, не становился наркоманом, не занимался торговлей наркотиками, не вступал в незаконные отношения с другими людьми, не совершал посягательств на собственность и целомудрие людей, не развращал их умы и убеждения и так далее.
Если мы будем очень оптимистичны, то должны сказать, что для выполнения такой обязанности государство должно обеспечить работой как минимум половину населения страны! Теперь возникает вопрос о том, что, например, в стране с 60-миллионным населением государство должно иметь 30 миллионов сотрудников, которые могут гарантировать, что они добросовестно выполняют свои обязанности? Таким образом, необходимо создать государство внутри государства, разведывательное управление внутри разведывательного управления и бюро расследований внутри бюро расследований, чтобы предотвратить предательство внутри этих учреждений! Если они состоят только из небольшой группы, они могут контролировать эти вещи только в некоторой степени, при условии, что они избегают взяточничества и моральных пороков, а сами они не являются продавцами наркотиков, контрабандистами и т.д. Если же предполагается, что государство мобилизует огромные силы для предотвращения завышения цен, наркомании и незаконного оборота наркотиков или для сдерживания непристойностей и зла, то когда можно будет покончить с этим?!
Вот почему ислам предписывает, что люди должны участвовать в работе государства и помогать ему в этих делах. Один из способов заключается в том, что они должны взять на себя ответственность за предписание того, что является добром, и запрещение того, что является злом, а иначе работа государства будет парализована. Однако, к сожалению, под влиянием либерального мышления у некоторых нет позитивного взгляда на то, чтобы повелевать одобряемое и запрещать порицаемое. В последнее время, к величайшему сожалению, в системе Исламской Республики ситуация дошла до того, что каждый день мы становимся свидетелями притеснений сотрудников, повелевающих одобряемое и запрещающих порицаемое, хотя они являются неоплачиваемыми служащими государства и ничего не просят у государства.
Эти верующие души во многих случаях тратят свое время, энергию, имущество и достоинство только для того, чтобы обеспечить благополучие общества. Многие из обязанностей, которые государство должно выполнять, тратя деньги и используя средства, такие как предотвращение воровства, наркомании, контрабанды и других коррупционных проявлений, выполняются ими самимм. Если контрабанда и завышение цен станут массовыми, какие силы смогут положить им конец? Экономическая, медицинская и моральная системы утратят свой порядок и дисциплину. Именно здесь ислам устанавливает обязанности для людей в этом вопросе, заявляя: «Помимо сохранения своей религии, вы должны соблюдать правила и предписания исламского государства по отношению к самим себе. Будьте внимательны к тому, чтобы другие соблюдали эти правила и предписания». Таким образом, должна иметь место общественная ответственность и связь с другими. Основываясь на этом благородном аяте: «Верующие, мужчины и женщины, являются опекунами друг друга» (9:71), для каждого верующего будет установлен определенный тип опеки над остальными – опека, направленная на то, чтобы предписывать одобряемое.
Каждый верующий является опекуном другого, и он должен повелевать ему: «Не делай этого, исполняй свои обязанности». На своих занятиях, а также в сборнике практических заповедей ислама выдающийся Имам Хомейни говорил, что предписывать добро и запрещать зло – это не только убеждение, а то, что нужно говорить в повелительном тоне, то есть человек должен отдавать другим приказы. К сожалению, в культуре нашей страны сложилось представление, что призыв к добру считается вмешательством в чужие дела. Вместо логичного ответа на этот приказ тем, кто призывает к добру и запрещает зло, говорят: «Я так хочу, а тебя это не касается».
Спросите этих сотрудников, предписывающих добро и запрещающих зло, во скольких случаях из многих сотен они сталкиваются с логичными ответами? Обычно они сталкиваются с разочаровывающими ответами, такими как: «Ну и что? У нас свобода, в этом обществе есть множество мнений. Это гражданское общество. Это не ваше дело» и тому подобным. В некоторых других случаях они они даже подвергаются физическому насилию, а иногда их убивают. Это факторы, способствующие ухудшению правильных отношений между государством и народом. В результате подражания западной культуре и увлечения западными веяниями в нашем обществе такое положение дел становится угрожающим, и это стало сигналом опасности для нас. К сожалению, даже те, кто плохо слышит, в последнее время могут слышать эти сигналы.
Вопросы и ответы
Вопрос: Как вы сказали, и в соответствии с религиозным долгом, в те моменты, когда мы становимся свидетелями случаев непристойного поведения и пытаемся должным образом с ними справиться, мы сталкиваемся с грубой и оскорбительной словесной, а иногда и физической реакцией. Что следует делать?
Ответ: На самом деле, эти проблемы являются реальными проявлениями того, что я сказал, и связаны с незрелостью культурного состояния нашей страны. Иногда, с юридической точки зрения, тоже могут быть какие-то упущения, но в настоящее время те рамки, которые законодатели установили для поощрения добра и запрета зла, не могут быть реализованы на практике. Между тем те, кто, искренне перенося все тяготы, решили исполнить свой религиозный долг, подвергаются этим проявлениям черствости со стороны невежественных людей. Очень немногие из них, возможно, являются врагами, но в основном это невежественные люди, обладающие неуместной гордостью, воображающие, что всякий раз, когда кто-то говорит им: «Не делай того-то и того-то» или «Сделай то-то и то-то», это оскорбляет их личность. Во всяком случае, это можно отнести к культурным слабостям общества.
Прежде всего, мы должны сказать, что часть этих культурных пороков связана с нами. Поскольку мы знакомы с религией и являемся сторонниками исламской культуры, у нас есть обязательства, которые мы должны выполнять, а у таких, как я, есть те или иные недостатки в выполнении своих обязательств. Я изначально упомянул об этом, чтобы вы не могли сказать: «Проблемы связаны с вами». Мы признаем, что в этом отношении виноваты такие, как мы. Мы не выполнили свои обязательства наилучшим образом. Некоторые соображения, связанные с осторожностью, воспрепятствовали донесению исламских истин до людей в ясной и выразительной форме.
Что более важно и прискорбно, так это то, что связано с другими культурными учреждениями, существующими в стране, и их долгом было подготовить почву для продвижения исламской культуры в обществе на протяжении последних двадцати лет. К сожалению, работа этих учреждений ухудшается с каждым днем, и культурные учреждения страны считают своим долгом пропаганду национальной культуры (как они утверждают, но на самом деле это культура неверия и атеизма), а не исламской культуры.
Если должным образом проанализировать деятельность наших учреждений культуры, опираясь на соответствующие статистические данные и документы, то будет доказано, что эта деятельность всегда имела тенденцию к ухудшению. Различные методы, такие как пропаганда западной культуры, открытое поощрение несдержанных и даже антиреволюционных и антиисламски настроенных лиц, вручение им наград, скрытое поощрение этих людей, которое имеет свои собственные механизмы, и тому подобное, день ото дня приводят к дальнейшему продвижению западной культуры в нашей стране. Вы можете видеть, что издателю предоставляется многомиллионный кредит на издание какого-нибудь периодического издания.
Тогда его книги приобретаются заранее по цене, которую он свободно указывает на обложке! С одной стороны, ему дают кредит, а с другой стороны, его продукт покупают по желаемой цене, а затем он свободно распространяется как служение на ниве культуре страны! В настоящее время мы являемся свидетелями того, что книги осужденного вероотступника Ахмада Касрави снова публикуются. Нынешний глава вашего министерства написал статью против автора этих книг.
Теперь они сами дают деньги, награждают этого человека, оказывают ему помощь, издают его книги и бесплатно распространяют их. И потом, они даже возлагают на нашу нацию определенные обязательства, говоря: «Мы потратили миллионы долларов на безвозмездные культурные услуги и отправили стольких певцов и музыкантов за границу!» Когда группа бесплатно выезжает за границу, чтобы выступить с оркестром, только представьте, какие огромные расходы берет на себя государство. В то время, когда некоторые люди остро нуждаются в хлебе насущном, за счет бюджета кто-то отправляется в Великобританию или Таиланд на целый месяц, чтобы провести там так называемые культурные мероприятия.
Они приглашают туда таких женщин, и за счет государственной казны исламской страны те обмениваются любезностями, пируют вместе и называют это «служением культуре»! Обратите внимание, какие книги они разрешают публиковать. Худшие романы, когда-либо написанные в Иране, публикуются с разрешения Министерства исламского просвещения. Пошлые киноленты выпускаются с благословения того же министерства. Всякий раз, когда возникает протест против таких действий, они говорят: «Это распространение культуры, и мы выпустили такое-то количество периодических изданий». Выпуск периодического издания не является искусством. Вы можете публиковать периодические издания и в других странах. Если вы издаете полезное периодическое издание, это искусство. Это искусство, если вы можете побудить людей издавать периодические издания за счет их собственных средств, а не за счет государственной казны, и, что еще хуже, не выпускать пошлые и деструктивные периодические издания. В этом нет ничего такого, чем можно было бы гордиться.
Это позор и бесчестие. К сожалению, те, кто должен слышать, не желают прислушиваться к этим словам. Мы собрались здесь вместе и выражаем наше недовольство, чтобы эти крики (протеста) прозвучали, но не собираемся докричаться до тех, кто не желает слушать. Конечно, это не безрезультатно, но мы все еще отстаем. Эта тенденция к ухудшению также была отмечена в коммюнике Ассамблеи экспертов «Если такое положение дел сохранится, то до каких пор мы будем его терпеть?» Мы должны назвать это министерство Министерством по распространению неверия. Они сами предложили исключить термин «Исламское руководство». В таком случае это «руководство» становится «заблуждением», потому что, когда «исламского руководства» больше нет, то может ли быть какой-либо другой результат, кроме заблуждения?! Таково положение нашей страны. Конечно, это не ограничивается только этим министерством. Подобные ситуации можно наблюдать и в других ведомствах.
Одна из обязанностей людей – играть эффективную роль в борьбе с неправомерным поведением государства и некоторых должностных лиц. Протест должен быть законным. Есть законные способы выражения протеста. Нет необходимости создавать хаос на улицах, но мы также не пользуемся этими законными способами. Дело в том, что никто не может сделать это в одиночку. У людей также есть недостатки, которые играют свою роль, которая заключается в том, чтобы предостерегать и направлять государственных служащих в стране. Даст бог, эти беседы сделают нас более внимательными к выполнению наших обязанностей. Сначала мы должны критиковать самих себя и лучше выполнять свои обязанности, чтобы иметь возможность рационально критиковать других.
Вопрос: Если в процессе эволюции общества требования людей стали отличаться от требований государства, в чем должна заключаться обязанность государства? Если государство принимает народ в законных обстоятельствах, но ограничивает его в других обстоятельствах, то в чем должна заключаться обязанность народа?
Ответ: Вопрос в следующем: если люди в широком смысле этого слова, которые делятся на три категории (меньшинство, половина и большинство), не согласны с политикой и программами государства, то в чем должна заключаться обязанность государства? Мы отвечаем, что эти требования бывают двух типов: первое предположение заключается в том, что люди выступают против государства по вопросам, имеющим исламское измерение, и которые, с нашей точки зрения, относятся к обязанностям исламского государства. Тогда они хотят приостановить действие ислама, они не хотят применять законы ислама. В этом случае государство должно сопротивляться изо всех сил, потому что его главная обязанность – сохранять исламские законы и ценности, за исключением случаев, когда, не дай Бог, у него будет недостаточно сил для осуществления исламских законов, как это произошло во времена Повелителя Правоверных (мир ему!), двадцать пять лет спустя после кончины Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его род!).
Да не приблизит Аллах этот день! И все же, если так случилось, что у государства нет сторонников, которые могли бы претворять в жизнь законы ислама даже с применением грубой силы, у него больше нет обязанностей. Но до тех пор, пока это возможно, оно должна сопротивляться против несоблюдения исламских законов и отказа от реализации исламских ценностей и претворять ислам в жизнь, поскольку, в принципе, оно было создано для достижения этой цели. Демократические и либеральные государства, которые не считают своим долгом сохранять идеалы и не преследуют иной цели, кроме удовлетворения требований народа, являются доверенными лицами народа, и их единственная обязанность – соглашаться с требованиями народа, то есть делать все, что хотят люди. Но исламское государство не такое. На самом деле, прежде всего, оно должно исполнять все то, что угодно Богу.
Иногда требования людей касаются каких-то вопросов, которые не имеют религиозного измерения и связаны со способами реализации законов. Другими словами, они касаются вопросов, в отношении которых все согласны с тем, что определенный исламский закон должен соблюдаться так, как его определил Бог. Существуют различные способы его реализации, и он может быть выполнен определенным образом в одноо время и по-другому в другое время. В таких случаях люди могут выражать свое мнение законными средствами: через представителей, которых они избрали в законодательный орган, а также через институты, которые существуют для рассмотрения этих вопросов.
В любом случае, в таких случаях люди могут проводить законные, мирные и разумные протесты и доносить свои идеи и взгляды до государства, доказывая их с помощью логических аргументов. Но до тех пор, пока закон или правопорядок исламского государства не является «байн аль-гайй», то есть оно не уверено, что имеет место ошибка, которая наносит ущерб исламскому обществу, люди должны подчиняться, а иначе никакого прогресса быть не может.
Таким образом, требования народа относятся к способам реализации исламских заповедей, а не к их сути. Если что-либо, будь то требование народа или постановление исламского государства, противоречит исламскому закону, это вообще не имеет юридической силы. В самой Конституции предусмотрено, что если законопроекты исполнительной власти, законодательные акты и даже статьи Конституции противоречат аятам Корана, пророческим преданиям и религиозным доказательствам, то они не заслуживают доверия и вообще не являются законами. Однако, если законопроект не противоречит Божьему велению, а всего лишь имеет место расхождение во мнениях относительно способов реализации Божьего веления (например, различия между экономическими программами в стране), то они естественны, и пока государство является законным исламским государством, ему обязательно подчиняться, даже если мы будем считать, что имела место ошибка.
До тех пор, пока у нас нет неопровержимых доказательств ошибочности исламского закона, мы обязаны ему подчиняться. Например, давайте предположим, что командир на фронте приказал солдату двигаться в определенном направлении. Был разработан план наступления, и солдаты должны были выдвинуться в определенном направлении. Указанный солдат знает, что это решение было ошибочным, и что командиры ошиблись. Несмотря на это, он не имеет права возражать. Он может выражать свой протест, спорить и пытаться привлечь их внимание, но, если его мнение не принимается, он должен подчиниться приказу. В противном случае никакого прогресса быть не может.
Что это будет за армия и система, солдаты которой будут иметь право вести себя так, как им нравится? Итак, для чего существует государство? Для чего существует командование? Именно по этой причине, как указано в письменном указании Имама, соблюдение указов исламского государства является обязательным, даже если наше мнение противоречит им. Если это закон исламского государства, и он не противоречит велениям Бога, то каждый обязан повиноваться ему, хотя существуют разные способы его реализации, и, на наш взгляд, политика государства в выборе способа его реализации неверна.
Например, что касается того, является ли валютный курс фиксированным или колеблющимся, у нас нет религиозной заповеди по этому поводу, в котором говорилось бы, что он обязательно должен быть фиксированным или колеблющимся, в зависимости от обстоятельств. Если соответствующие органы решили, что на сегодняшний день курс обмена иностранной валюты должен быть фиксированным, что контрабанда иностранной валюты запрещена, и что покупка и продажа иностранной валюты должны осуществляться по установленному курсу, то следует их соблюдать. Если завтра мнение соответствующих органов изменится, и они скажут: «Мы ошиблись, и курс иностранной валюты должен колебаться, валютный рынок должен быть свободным, и любой может продавать иностранную валюту по любому курсу, который ему нравится», это опять же будет допустимо. Подчиняться указам государства и выполнять их обязательно, при условии, что это не является «байн аль-гайй» и не противоречит воле Аллаха, потому что от этого зависит порядок и благополучие общества. Конечно, если закон или решение противоречат Божьему велению, то соблюдать их больше не обязательно.
Мохаммад-Таги Месбах Язди
Источник: Мохаммад-Таги Месбах Язди. Кавешха ва чалешха, под ред. Мохаммад-Мехди Надери Комми (Кум: Образовательный и исследовательский институт Имама Хомейни, весна 1382 года Хиджры (2003)). Том 1. 192 с.
[1] Нахдж аль-Балага. Проповедь 207.
[2] Там же.
[3] Нахдж аль-Балага. Проповедь 207.
[4] Там же.
[5] Например, в суре «Аль-А‘раф» (7:156-157): «…а Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения, которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное…».
[6] Исходя из этой точки зрения, поскольку у государства меньше всего обязанностей, оно имеет меньше всего прав. Соответственно, единственной обязанностью государств является поддержание безопасности, а единственным правом таких государств в отношении людей является взимание налогов в таком объеме, который необходим для поддержания безопасности общества.