Мохаммад-Таги Месбах Язди. Вызовы Исламской революции. Глава 12: Взаимоотношения между народом и государством (часть 3)

Представляем вашему вниманию книгу «Исследования и вызовы», основанную на серии ежемесячных выступлений видного иранского мыслителя и философа аятоллы Мохаммад-Таги Месбаха Язди перед представителями иранского академического сообщества в рамках реализации задачи сближения между университетами и богословскими семинариями, которая была провозглашена Исламской Республикой с самого начала ее существования. На этих сессиях аятолла Месбах Язди, идеолог правого фланга лагеря иранских консерваторов, рассматривает вопросы, предложенные для обсуждения другими профессорами. В этой книге представлены девять из этих лекций.
Различные подходы к рассмотрению взаимоотношений между народом и государством
Обсуждаемый предмет, т.е. взаимоотношения между народом и государством, можно изучать и рассматривать с разных точек зрения. Один из эти подходов – рассмотрение с исторической точки зрения, то есть нам важно изучить государства, существовавшие в человеческих обществах на протяжении всей истории, и то, как они устанавливали отношения с людьми. Этот подход требует обширной работы, которая требует исторической информации.
Другой подход заключается в изучении нынешнего положения в мире и взаимоотношений между людьми и нынешними государствами, и он должен быть представлен в форме описания. В соответствии с этим подходом отношения, существующие между государствами и народами, находящимися под их юрисдикцией, в разных обществах должны рассматриваться с точки зрения различных школ и идеологий. Разумеется, это описание должно лечь в основу последующей оценки степени желательности различных элементов этих отношений. Во всяком случае, их рассмотрение носит описательный характер.
Другой аспект связан с точкой зрения ислама на государство и его взаимоотношения с народом. Этот вопрос может быть рассмотрен с двух точек зрения: во-первых, в форме обсуждения императивных и теоретических вопросов, а вторая – в форме обсуждения тематических и предметных вопросов. В контексте фактических наблюдений за исламским государством взаимоотношения между государством и народом со времен исламского государства, учрежденного в Медине Достопочтенным Пророком (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), могут быть рассмотрены как доказательства и основа для прояснения и понимания точки зрения ислама на социальные вопросы.
В таком же ключе подобные отношения могут быть рассмотрены и в другие периоды, когда государства учреждались во имя ислама. Что для нас более достойно внимания, так это рассмотрение взаимоотношений государства и народа в период Исламской революции, примером которых были отношения Имама Хомейни с народом. В рамках обсуждения этой темы рассматриваются реальные и объективные примеры. В рамках этого метода общество служит лабораторией, позволяющей выработать теории, изучить и оценить ее.
Другой способ изучения – это аналитическое изучение с учетом основополагающих положений ислама о том, какими должны быть отношения государства с народом. В рамках этого метода суть заключается в том, чтобы, несмотря на игнорирование того, какие отношения реально установились на протяжении всей истории мусульманских обществ, знать, какие из них соответствуют стандартам и основам исламской мысли, а какие – нет. С другой стороны, в ходе сравнительного изучения можно изучить тип отношений государств с народом в других школах и обществах, особенно в нынешних западных обществах. С помощью этого метода можно изучать указанные отношения на фактической и объективной основе (описательное изучение), а также в свете тех интеллектуальных основ в сфере политической философии, которые они принимают (аналитическое изучение).
Дело в том, что многие из этих тем могут быть изложены в теории, в устной или письменной форме, но не могут быть идеально применены на практике. Напротив, можно наблюдать очень большой разрыв (иногда даже диаметральную противоположность) между тем, что говорится, и тем, что происходит на самом деле. В мусульманском мире также имеют место подобные явления. У нас есть теория исламского правления, но в разные периоды мусульманской истории, в некоторых мусульманских странах те или иные люди добивались власти, применяли различные методы управления и выстраивали свои отношения с народом таким образом, который не так уж сильно отличался от правления неверных. На протяжении всей истории ислама существовали государства, подобные государству Хаджаджа ибн Юсуфа[1] или некоторых других Марванидов (потомков Марвана ибн аль-Хакама и их последователей), правивших от имени ислама и даже от имени халифа (преемника) Святого Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), в то время как они действовали диаметрально противоположно целям исламского государства и противоречили теории исламского правления.
Некоторые люди, особенно те из них, кто в большей мере склонен к социологическим дискуссиям, говорят: «Нас мало интересуют теоретические и гипотетические дискуссии. Мы скорее наблюдаем за реальным поведением». По их мнению, ислам – это то, что имеется среди мусульман, в то время как христианство – это то, что имеется среди христиан. Говорить, что ислам такой-то и такой-то, или ислам говорит, что нужно делать то-то и то-то, если на практике мы видим, что реальная действительность среди мусульман – это нечто иное, бесполезно. Если мы действительно имеем целью описать и объяснить исламское государство, мы должны увидеть, каким было мусульманское государство, и каково состояние нынешних государств, правящих от имени ислама.
Вышеприведенный подход является социологическим и не придает большого значения теоретическим и ценностно-ориентированным дискуссиям. В рамках этого подхода они изучают реальные события и выносят суждения на основе этих событий. Возможно, на протяжении этих двух десятилетий после победы Исламской революции вы могли наблюдать подобный подход в некоторых трудах или речах. До революции были те, кто обычно обсуждал и выступал от имени ислама и исламоведения, говоря: «Ислам – это то, что можно засвидетельствовать в практике мусульман. Для нас представление о том, что ислам – это нечто отличное от того, что мы можем наблюдать в практике мусульман, есть не что иное, как чистая иллюзия, мечта и воображение». Однако факт остается фактом: мы, мусульмане, верим, что ислам – это то, что было предписано Всевышним Аллахом, или то, что согласуется с утверждениями Святого Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и чистых имамов (мир им!). Ислам – это то, что представлено Кораном. Таким образом, истина ислама не совсем соответствует тому, что мусульмане делали или продолжают делать.
Вы можете рассматривать этот тезис как теорию исламского правления после победы Исламской революции в Иране. Если они говорят: «Теория исламского правления и Исламской революции должна быть представлена через призму реальных событий и деятельности Исламской Республики», то такой взгляд неверен, и такой метод неверен, потому что во многих случаях могут иметь место отклонения, и то, что было желательно, возможно, так и не было реализовано. Существует разница между теорией и практикой.
Конечно, те, кто хочет, чтобы все, что они приняли в теории, было реализовано и на практике, всегда будут стараться следить за тем, чтобы их поведение было как можно ближе к идеальной точке, а тенденция их движения была восходящей, и если они неожиданно и непредумышленно не достигнут своей конечной цели, то, по крайней мере, всегда будут близки к ней. Если же направление движения не таково, то мы не обещали, что на протяжении всего его пути это государство будет полностью и однозначно идеальным исламским государством, и что мы должны во всех отношениях защищать его. Мы будем защищать нынешнее государство до тех пор, пока оно соответствует принципам и основам ислама, а также принципам и теории исламского правления. Что касается того, имеются ли отклонения на протяжении всего срока их существования, то мы не гарантируем, что, поскольку они правят от имени ислама, безусловно, все в их правлении правильно, и мы будем отстаивать все его особенности.
Был ли в истории человечества какой-либо значительный период, когда религиозное правление (до появления ислама) или исламское правление (после появления ислама) полностью соответствовало воле Аллаха и всем требованиям вероучения? Мой ответ таков: «Я не знаю». Если это действительно так, то это был лишь короткий период во времена Достопочтенного Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и столь же короткий период правления Повелителя Правоверных (мир ему!). Но в другие времена, что бы ни происходило с последователями других религий и мусульманами или что бы ни делалось от имени религиозного или исламского государства, мы не считаем их полностью религиозными или исламскими и защищаем только в той степени, в какой они соответствуют религиозным или исламским основам и принципам. Мы также критикуем их во всех случаях, когда имеют место отклонения.
Однако те, кто склонен к социологии, не выносят подобных рассуждений. Они говорят: «Исламское государство – это именно то, что существует и практикуется в Иране». Таким образом, если наблюдаются неудачи и недостатки, становится ясно, что именно исламское государство имеет эти недостатки. Результатом такого заявления будет следующее: если нынешнее государство не сможет достичь своих целей, станет ясно, что ислам не может воплотить в жизнь все, что он говорит и обещает. Следовательно, по их мнению, этот недостаток будет исходить от ислама. Ранее мы отмечали, что, по нашему мнению, такое суждение неверно, потому что ислам, возможно, и давал какие-то наставления и приказы, но по какой бы причине мы ни потерпели неудачу или не захотели действовать в соответствии с этими наставлениями и приказами, мы, возможно, все равно не достигли идеальной точки.
Описательное изучение взаимоотношений между народом и государством в исламе
Что касается взаимоотношений между государством и народом в исламе, то одним из методов является использование реальных исследований, наблюдений и изучения объективных свидетельств. То есть мы должны увидеть, что происходило в мусульманских государствах и какие отношения существовали между государствами и народом. Следует отметить, что результаты этих исследований не свидетельствуют об отношениях между государством и народом в исламе. На самом деле, они отражают отношения между государством и народом в мусульманском обществе.
Дело в том, что во многих случаях от имени ислама совершались действия, которые не только не являются предметом гордости для исламской школы, но и на самом деле являются источником позора для ислама. В этом отношении можно привести множество примеров. Один из примеров – те самые дела, из-за которых мы скорбим в дни месяца мухаррам. От чьего имени правили те, кто правил в Шаме, убил детей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) и взял в плен его дочерей? Они считали себя наместниками Посланника Аллаха (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), но пили запрещенные напитки на своих вечеринках, вели пустые разговоры, читали непристойную поэзию, слушали печально известные песни и наблюдали за танцорами, при этом они правили от имени ислама.
Эти проблемы не новы и не относятся к сегодняшнему дню. Были также музыканты и певцы, которые пели национальные песни. Они прославляли племена и семьи, именитых людей древности, гордились своими отцами. В те времена эти проблемы существовали, и они не ограничиваются сегодняшним днем, когда во имя национальной культуры и ислама совершается множество действий, противоречащих религиозному закону. Дело в том, что это не может и не должно приписываться исламу.
В любом случае, можно рассмотреть вопрос о взаимоотношениях государств, которые находились у власти, правя от имени ислама, с народом на протяжении всей истории мусульманства. Как мы уже говорили, у них не было одинаковых действий. На самом деле, они сильно отличались друг от друга. Иногда они в какой-то степени были близки к исламу, в то время как в других случаях были настроены на сто процентов антиисламски. Как бы то ни было, эта историческая дискуссия не так уж соответствуем тому, к чему мы сейчас стремимся.
В рамках этого исторического метода нам может быть полезно рассмотреть некоторые примеры государств, которые мы считаем исламскими и на которые можно ссылаться в качестве подходящих примеров для понимания теории ислама. Ярким примером может служить государство Повелителя Правоверных Али (да благословит его Аллах и приветствует!). Это так хорошо, что этот год – год Али (мир ему!) и его правления, и есть те, кто выявляет и изучает характерные черты правления Али (мир ему!) и представляет обществу результаты этих исследований в виде статей или исследовательских работ.
Конечно, следует придерживаться новаторства в исследованиях и избегать повторений и переписывания более ранних работ, а также уделять внимание нашим потребностям, особенно тем вопросам, которые нам необходимы сегодня. Мы должны стремиться ответить на вопросы сегодняшнего общества, исходя из жизненного пути Повелителя Правоверных (мир ему!) Как управлять? Как следует вести себя с народом? Как люди должны выстраивать свои отношения с государством? Когда Имам Хомейни был в Париже, иностранные журналисты часто посещали его, чтобы задать вопрос: «Какова природа государства, которое вы хотите создать?» Имам обычно отвечал: «Модель нашего государства – исламское государство».
Они часто спрашивали: «Что означает исламское государство? Каким оно должно быть? Какова ваша модель?» Имам обычно отвечал: «Модель нашего государства – это государство Повелителя Правоверных (мир ему!)». Благодаря этому личность ‘Али (мир ему!) стала известна всем обществам и народам мира, независимо от религиозной принадлежности и национальностей, и каждый узнал что-то из жизни и поведения ‘Али (мир ему!), а также о его справедливости. Имам часто говорил: «Модель нашего государства – это государство Али (мир ему!)». Можно рассмотреть, насколько Имаму удалось воплотить в жизнь эту модель в нашем революционном обществе. Что справедливо, так это то, что Имам не проявлял небрежности в том, что касалось его самого.
Выдающийся Имам следовал за своим учителем [маула] во всем, что касалось его самого. Его простая жизнь, ночные богослужения, благотворительность по отношению к обездоленным слоям общества, причитания и стенания, стремление к помощи Аллаха, приверженность истине, преодоление давления со стороны близких и нежелание отдавать предпочтение интересам своей семьи и родственников – все это свидетельствует о том, что он подражал Али (мир ему!). В прошлом году, который был Годом Имама Хомейни, нас должны были лучше познакомить с Имамом, но, к сожалению, вместо этого нас сделали еще более чуждыми ему. Были опубликованы материалы, посвященные взглядам Имама, большинство из которых противоречили взглядам покойного Имама. Что можно сделать?! Так было и во времена Святого Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) и Повелителя Правоверных (мир ему!). Покойный Имам говорил что-либо в какой-то день, а на следующий день они искажали его высказывания, несмотря на то, что ни один лидер в мире не был так прост в своих высказываниях, как он. Иногда он говорил: «Я не знаю, как говорить так, чтобы они мою речь не искажали!»
В любом случае, жизнь Имама была очень похожа на жизнь его предка (Имама Али). И все же, благодаря усилиям одного только человека государство не может быть правильным. Как говорится, «один цветок не может вызвать весну». Он старался, еасколько это было возможно, быть внимательным к тем, кто был рядом с ним и непосредственно подчинялся ему. Иногда он делал им замечания, а в другое время делал выговор и критиковал их. Насколько я помню, я слышал, как высокопоставленные чиновники страны говорили: «Никогда не случалось, чтобы мы приходили к Имаму без того, чтобы он не высказал критику. Всякий раз, когда мы навещали его, он подвергал нас критике».
Даже если взять его ближайших родственников, которых он так сильно любил, когда они проявляли слабость, Имам напоминал им об этом. Конечно, напоминание не означает, что это нужно делать полностью. Дело в том, что он играл свою роль. Если мы хотим привести два примера правления образцовых исламских государств за всю историю ислама, то один из них – это государство Али (мир ему!), а другой – государство Имама Хомейни (да смилостивится над ним Аллах!).
Конечно, это не означает, что все остальные были или остаются виноватыми: скорее, у Имама были определенные особенности, касавшиеся как его собственной личности, так и социальных условий, которые сложились для него по воле Аллаха. Эти условия не будут сразу у всех. С другой стороны, остальные не смогли бы играть ту роль, которую он играл, потому что у них нет всех этих социальных предпосылок и условий. Поэтому я хочу сказать, что остальные заслуживают порицания, хотя есть и те, чье конкретное поведение может быть подвергнуто критике, и у них есть недостатки, которые они могут и не иметь. В любом случае, люди – это не стереотипные машины. Напротив, у каждого из них есть свои особенности, как у людей бывают разные знания, вера, благочестие, сила воли и управленческие навыки. Помимо врожденных характеристик людей и их личностных различий, у них разные навыки. Конечно, мы должны благодарить Бога за то, что после Имама сегодня у нас есть его заместитель, и по Его воле Бог продлит свое возвышенное присутствие.
Как бы то ни было, историческое исследование также является методом изучения взаимоотношений между государством и народом. Идеальное поведение правителей по отношению к народу можно найти в жизни Али (мир ему!) Имама (да будет доволен им Аллах). В связи с этим все мы слышали или читали определенные вещи, и мы можем рассказать о них другим. В жизни Повелителя Правоверных (мир ему!) так много выдающихся моментов, что, если кто-то захочет высказаться, то после целого года совместных встреч и бесед все равно найдется много того, что нужно будет еще сказать.
Однажды, когда Али (мир ему!) стоял в молитвенной нише и готовился произнести такбират аль-ихрам[2] после чтения икамы[3], в мечеть вошла женщина и закричала: «О Али! Подожди» Он не начал молитву. Вместо этого он повернулся к женщине и спросил: «Что вы говорите?» Она ответила: «Губернатор, которого вы прислали к нам, притеснитель, у него дурные манеры…» Имам общины и исламский правитель стоял в мечети, читал икаму и хотел произнести такбир, и тут пришла женщина, чтобы подать жалобу на губернатора из ее города. Со слезами на глазах ‘Али (мир ему!) сказал: «О Боже! Ты знаешь, что я недоволен его притеснениями». Затем он сказал: «Принеси мне перо и бумагу». Прочитав такбират аль-ихрам своей молитвы, он написал приказ об увольнении упомянутого губернатора и отдал его женщине. После этого он произнес: «Аллах акбар!»
Где в мире вы когда-нибудь слышали, чтобы отношения между государством и народом были такими же, как в этом государстве? Этих примеров так много, что, если бы они были изображены на золотых табличках и выставлены в музеях мира, каждый здравомыслящий человек, который взглянул бы на них, был бы потрясен до глубины души. Может ли человек быть настолько свободным, насколько это возможно?! Что это за школа?!
В жизни Имама Хомейни (да смилостивится над ним Аллах!) также были подобные случаи. Конечно, между Али (мир ему!) и покойным Имамом существует очень большая разница, но в его поведении можно наблюдать примеры, похожие на поведение Повелителя Правоверных (мир ему!). В наше время и в этом мире, по свидетельству всех его друзей и врагов, он является самым популярным человеком, которого когда-либо видели в этом столетии во всем мире. Враги также признались, что за последнее столетие в мире не было человека, которого так любили, как Имама. Хотя и не на словах, его враги втайне любили его и были очарованы его личностью, справедливостью и искренностью. Его внутренние и внешние качества, слова и действия были едины. Он делал все, что хотел, и говорил все, что хотел. Его сердце действительно горело любовью ко всем людям — молодым и старым, детям и взрослым, мужчинам и женщинам. Всякий раз, когда он видел, что кто-то обделен, он по-настоящему расстраивался.
Пророк Моисей (мир им!) услышал на горе Синай, что многие люди из его народа стали идолопоклонниками, но его эмоциональное состояние не изменилось. Когда он вернулся с горы и увидел, что люди поклоняются идолу, именно в этот момент он бросил небесные скрижали, его цвет изменился, и он схватил за бороду своего брата Харуна (мир ему!) на глазах у людей и сказал: «Ты ослушался моего приказа?» Пророк Моисей (мир ему!) знал это заранее, но знание отличается от видения. Имам также знал, что в обществе много обездоленных людей, но всякий раз, когда он видел сироту или обездоленного человека, он был очень тронут и испытывал чувство ответственности.
Один из методов обсуждения состоит в том, чтобы обсудить поведение Предводителя Правоверных по отношению к людям, чтобы понять, каковы отношения государства с людьми в исламе.
Игнорируя реальные случаи, в ходе аналитического обсуждения мы должны отметить, чего требуют интеллектуальные и теоретические основы ислама в сфере управления. Какими должны быть отношения государства с народом? Мы рассмотрим этот вопрос на следующем заседании, а в оставшееся время этого заседания я рассмотрю тему из области изучения исторического прошлого и актуального состояния взаимоотношений между народом и государством.
Описательное изучение взаимоотношений между народом и государством в демократической системе
Как мы можем провести реальное исследование отношений государства с людьми в мусульманском мире, так можем провести и реальное исследование отношений государства с людьми в других школах. Мы все знаем, что политические процессы в мире, интеллектуальный и рациональный прогресс людей, особенно на Западе, в конце концов привели к тому, что лучшей формой правления для нас является демократическое правление, и оно представляет собой суверенитет воли и требований народа во всех сферах. Конечно, что касается того, как создать это государство, как в теоретическом, так и в практическом отношении, то произошли определенные события, пока оно не достигло нынешнего этапа в современном мире, общим и идеальным режимом в котором, особенно в развитых странах, является демократическая модель, то есть государство, при котором каждый человек описывает все, основываясь на своем собственном мышлении и воле.
Теперь, в ходе реального исследования, можно изучить, как в мире работает демократическое государство. Другими словами, мы рассмотрим на практике, что говорится о демократии как о государстве или суверенитете, основанном на воле народа, и посмотрим, как на самом деле управляют государства, которые правят от имени народа, каковы их обязанности и роли, и каковы их взаимоотношения с народом.
Отказываясь от всякого рода фанатизма, мы хотим рассмотреть один пример действий власти в одной из самых передовых стран, которая претендует на роль чемпиона демократии и защитника прав человека, а именно в Соединенных Штатах Америки. В этом реальном исследовании мы хотим увидеть, как формируется правительство в Америке, какова там структура власти и каковы отношения государства с народом.
Рассматривая то, что сами западные и американские ученые отразили в своих исследованиях, статистике и реальных примерах, о которых они написали в соответствующих книгах и статьях, с максимальной нейтральностью и простым языком, мы заявляем, что правительство, будь то Республиканская партия или Демократическая партия, является посредником между капиталистами и массами. Ключевую роль в формировании политики этих стран играют именно интересы капиталистов.
Конечно, капиталисты состоят из различных групп, начиная от землевладельцев и заканчивая промышленными гигантами, такими как производители самолетов, космических аппаратов и военного вооружения, а также производители электроники, компьютеров, программного и аппаратного обеспечения, связанного с интернетом, и других технологий, имеющихся сегодня в распоряжении человечества. Это лишь небольшая часть населения, которая не превышает 10% населения Америки или даже меньше. Остальные люди не имеют никакой доли в национальном капитале, кроме скудного рациона, необходимого для выживания. Конечно, между этими капиталистами существует конкуренция, и, чтобы победить в этой конкуренции, какая-то их группа больше сотрудничает с Республиканской партией, в то время как некоторые другие поддерживают Демократическую партию. Общая цель обеих групп – торжество капитала. По словам выдающегося Имама (да смилостивится над ним Аллах!), конфликт между ними – это имитация борьбы, и они не очень враждебны друг другу. На самом деле, их цель – обеспечить интересы капиталистов.
Но каковы отношения правящих партий с капиталистами? Они берут у них деньги на финансирование своей избирательной кампании, чтобы в результате их партия победила на городских, федеральных и президентских выборах и взяла государство и власть в свои руки. Если капиталисты не будут платить деньги, никто из них не придет к власти. Многие из этих видов финансовой помощи являются официальными, зарегистрированными в офисах, законными, и в них нет ничего плохого. Однако, в соответствии с их принципами и законами, большая часть другой помощи – это взяточничество и растрата государственных средств. В одной из европейских стран (которая известна повсюду, и, следовательно, нет необходимости упоминать ее открыто) партия правила страной в течение многих лет и добилась успехов в различных областях, таких как экономический прогресс. Затем стало ясно, сколько для этого потребовалось взяток, и в настоящее время поднимается вопрос о судебном разбирательстве против их руководителей.
Дело в том, что в Америке отношения государства с капиталистами – это отношения хозяина и раба. Они собирают деньги у капиталистов, чтобы победить на выборах, а затем обеспечить их требования. Эти требования будут обеспечены государственными деятелями как в законодательной, так и исполнительной ветвях власти. Поскольку руководство находится в руках администрации, они должны обеспечивать интересы капиталистов. Каждый день мы слышим, что министр обороны США прибегает к тысячам уловок и хитростей и отправляется в разные страны, чтобы продать определенное количество военных боеприпасов и заработать деньги.
Для чего? Чтобы обеспечить жизнь владельцам предприятий военной промышленности. Если он этого не сделает, завтра они не будут голосовать за его партию. Что значит для них отказ от голосования? Это значит, что они не будут давать деньги партии на ее избирательную кампанию. Победа на выборах зависит от кампании, а кампания зависит от денег, а деньги, в свою очередь, находятся в руках капиталистов. Капиталисты должны давать деньги, чтобы партии могли начать избирательную кампанию, чтобы победить и сформировать правительство в результате своей победы на выборах. Таким образом, целью формирования государства является обеспечение интересов капиталистов.
Таким образом, устанавливается связь между государством и меньшинством капиталистов. Итак, какими должны быть их отношения с массами? Это будут отношения лживой лисы, обманывающей своих жертв, в отношении которых ей придется вести разнообразную пропаганду, чтобы удовлетворить людей и любым способом установить контроль над обществом. Конечно, эта работа требует высокого уровня развитии психологии, потому что люди состоят из разных групп, включая религиозные объединения, религиозные меньшинства, молодежь и стариков, пенсионеров, мужчин и женщин. Чтобы понимать, насколько каждая из этих групп и сообществ довольна, чтобы вести эффективную пропаганду, нужно особые знания в сфере психологии.
В странах, где люди подражают американцам, делают то же самое. В неразвитых или развитых странах, которые берут за образец Америку, пытаются, например, выявить религиозные меньшинства, установить с ними контакт и дать им обещания: «Если нам удастся контролировать государство, мы назначим губернаторов и мэров, которые будут выходцами из вашей среды». Они также предусматривают специальную пропагандистскую кампанию для женщин. Например, они говорят: «Как только мы встанем у руля государства, мы дадим вам эти свободы». Наиболее важные среди них и разнообразные избирательные кампании ориентированы на молодежь. Молодые люди всегда являются главной добычей политиков.
Эти работы не ограничиваются одной или двумя странами. На самом деле, такие подходы присутствуют во всех демократических странах. Этнические и религиозные меньшинства, женщины и молодежь являются основными объектами пропагандистских кампаний политиков во всем мире. В этих соседних странах, например, в Индии, всякий раз, когда проходят избирательные кампании, появляется множество партий, которые подкупают мусульман.
В период предвыборной кампании они пытаются давать обещания индийским мусульманам, которые составляют значительное религиозное меньшинство (численность которого примерно в два раза превышает численность населения нашей страны), говоря: «Как только мы придем к власти, мы сделаем то-то и то-то для мусульман», чтобы завоевать их голоса. Они обещают этническим меньшинствам, проживающим в сельской местности, официально признать их язык и культуру, уважать их обычаи и традиции и тому подобное. Для чего нужны эти обещания и пропагандистские кампании такого рода? Они предназначены для того, чтобы ввести в заблуждение массы.
Быть наемниками капиталистов – такова реальная роль правительств в западной демократии
Таким образом, основная и важная роль правительств в демократических странах заключается в том, чтобы служить наемниками капиталистов и обманывать массы. Что из того, что они совершают, нельзя отнести к этим двум вещам? Что это за рай, который они обещают вам и мне, говоря: «Отложите ислам в сторону, и вы добьетесь прогресса и развития, а в ваших странах будут соблюдаться права человека»? Наряду с некоторыми из этих промышленных достижений и разработок, только Бог знает, какие притеснения, преступления и пороки будут совершаться.
Они готовы загнать все человечество в трясину только для того, чтобы защитить интересы горстки людей. Вы не верите?! Например, просто посмотрите, что Голливуд делает в Америке. Голливуд – это киноиндустрия, которая не заботится ни о чем, кроме защиты своих интересов. В ходе проведенного ими исследования и опросов выяснилось, что большинство их зрителей – подростки, которым нравятся сцены насилия. Таким образом, более 80% фильмов, которые выпускает Голливуд, содержат сцены насилия. Каковы последствия просмотра этих фильмов? Его дым сначала будет раздражать глаза людей. На сегодняшний день Америка – наихудшая и сама испорченная страна в мире с точки зрения преступлений, совершаемых молодежью. В Америке очень редко выдается день, когда преступление не совершается представителями этой категории населения. Более двухсот миллионов единиц огнестрельного оружия находятся в руках людей и стали игрушками их детей.
Это связано с тем, что их жизни находятся в опасности, и они вынуждены вооружать себя и своих детей, чтобы защитить себя и не позволить никому причинить им вред на улице. Детей состоятельных людей сопровождают нанятые полицейские, когда они идут в школу и возвращаются из нее. Дети не находятся в безопасности нигда от метро до школы. Почему этим кинопродюсерам разрешается свободно показывать эти сцены насилия, морального разложения и сексуальной распущенности молодым людям и подросткам и развращать их нравы? Почему они пытаются продать эти фильмы в другие страны? В чем причина настойчивости этих продаж? Ответ таков: чтобы получить взамен деньги.
Канада является одним из ближайших торговых партнеров Соединенных Штатов, а также их соседом, и, как часто говорилось ранее, это «частный двор» Америки. Эта страна, которая считается главным партнером Америки по Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА), не разрешает там свободно продавать голливудские фильмы, а жителям Канады смотреть эти сцены. Конечно, вы должны иметь в виду, что сцены, которые снимаются в самой Канаде, являются для нас адскими, и мы не можем их терпеть. Несмотря на порочную жизнь, которую они сами ведут, они не желают смотреть американские фильмы! Почему Америка настаивает на продаже этих фильмов без цензуры, и является ли это частью их торговых соглашений?
Единственная причина заключается в том, что компании-производители фильмов хотят получить деньги и прибыль, а также отдать долю правящей партии, чтобы иметь возможность начать избирательную кампанию и, получив голоса избирателей, оставаться у власти и удовлетворять требования компаний. Эта форма правления – тот самый рай обетованный, который они обещают, говоря: «Если наше государство станет демократическим, оно станет похожим на Америку», то есть марионеточным государством на службе у капиталистов и лживой лисой для масс.
Вопросы и ответы
Вопрос: Нет ли практического опыта, который можно было бы использовать в качестве идеальной модели исламского правления? Если ответ отрицательный, то можно ли согласиться с тем, что исламское республиканское правление начинается с проб и ошибок и должно продолжаться в таком виде?
Ответ: Когда мы говорили, что вряд ли сможем показать идеальную модель исламского правления, это не означало, что в теории и правилах исламского управления есть недостатки. Напротив, это связано с природой человека. Человек – это не то существо, которое может быть стереотипизировано, ограничено определенным пространством и путем, от которого он не будет отклоняться. Это происходит потому, что человек – существо, наделенное свободой воли. Таким образом, на практике, осознанно или неосознанно, люди в целом, включая тех, кто занимает административные должности, совершают правонарушения. Эти люди (государственные служащие) не сходят к нам с Божественного Престола или с небес.
Они тоже люди, как и мы. Независимо от того, избираются ли народные избранники в соответствии с исламскими стандартами или набирают голоса в соответствии с теми же демократическими стандартами и в ходе избирательных кампаний. Даже мы, те, кто занимается теорией и теоретическими изысканиями об исламском государстве, всякий раз, проявляя строгость в отношении необходимой квалификации должностных лиц и считая, что государство должно быть максимально похоже на правление непогрешимых (мир им!), апеллируем к разуму, а не к методам, поскольку невозможно, чтобы все должности занимали непогрешимые.
Даже во время присутствия непогрешимого имама непогрешимость [‘исма] относится только к разуму. Разве во времена Повелителя Правоверных (мир ему!) не было людей, посланных Имамом (мир им!) в качестве наместников, которые совершали правонарушения и преступления, присваивали государственную казну, покидали страну и присоединялись к Муавии? Кто-нибудь был членом правительства Али (мир ему!) и имел от него указ о назначении, но незаконно присваивал государственную казну, уходил и переходил к другому человеку, потому что знал, что если он обратится к Али (мир ему!), то все, что он присвоил, будет у него отнято и возвращено владельцам.
Причина этого не в недостатках теории исламского правления. Природа человека такова, что ему свойственно выбирать, и, исходя из того, какой выбор делают люди, не каждый может быть ангелом. В конце концов, есть недостатки, допускаются нарушения или, по крайней мере, ошибки. Следовательно, идеал никогда не будет полностью реализован. Конечно, насколько это будет близко к идеальному состоянию во времена прихода Вали аль-Асра (да будет доволен им Аллах!), я не знаю. Мы надеемся, что застанем это время и воспользуемся его благами. Тем не менее, будут ли прекращены все нарушения во время пришествия? Никто больше не будет подвергаться притеснениям? Будут ли в каждой из работ, которые будут выполняться различными административными работниками Имама (да ускорит Аллах его пришествие!), строго соблюдаться законы ислама? Эти вопросы заслуживают размышления. С Божьей помощью, мы должны застать и увидеть это время. Несомненно то, что нарушители будут наказаны, но у нас нет гарантий того, что нарушений вообще не будет.
Теперь, в этих обстоятельствах, должны ли мы отказаться от идеальной формы правления и больше не считать такое государство своей целью? Ответ отрицательный. Природа человека такова, что он должен принимать во внимание идеальную точку, двигаться к ней и стараться максимально приблизиться к ней. До тех пор, пока мы видим, что наше государство в большей степени соблюдает исламские стандарты и имеет тенденцию к улучшению, мы должны радоваться тому, что у нас хорошие люди, а не тому, что хорош ислам, потому что ислам хорош сам по себе. Если нам удастся приблизиться к исламу и лучше соблюдать исламские ценности, мы должны благодарить Бога за то, что нашему обществу удалось приблизиться к идеальной модели ислама.
Поэтому ожидать, что будет сформировано государство, при котором никогда не будет допущено никаких нарушений и будут соблюдаться исламские стандарты, было бы неправильно. Но ожидание, что день ото дня мы сможем приближаться к этому и все чаще применять на практике предписания ислама, не является неуместным ожиданием. Конечно, при условии, что мы также будем прилагать больше усилий.
Мохаммад-Таги Месбах Язди
Источник: Мохаммад-Таги Месбах Язди. Кавешха ва чалешха, под ред. Мохаммад-Мехди Надери Комми (Кум: Образовательный и исследовательский институт Имама Хомейни, весна 1382 года Хиджры (2003)). Том 1. 192 с.
[1] Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи (ум. 714) был наместником, назначенным омейядским халифом Абд аль-Маликом (правил в 685-705 годах н.э.). Чтобы подавить инакомыслие в Мекке, он приказал подвергнуть обстрелу Священную мечеть. Он известен своими кровавыми преследованиями шиитов, в частности, тем, что убил Саида ибн Джубайра (ум. 713), который был одним из первых толкователей Корана. Сообщается, что образ этого мученика не давал Хаджаджу покоя в минуты его смерти.
[2] Такбират аль-ихрам: произнесение «Аллаху акбар» [«Аллах – Величайший»], которое является официальным началом молитвы.
[3] Икама: сокращенная форма азана, возвещающая о начале молитвы [намаза].