Мохаммад-Таги Месбах Язди. Вызовы Исламской революции. Глава 7. Пределы притяжения и отторжения (мира и насилия) в исламе (часть 1)
Представляем вашему вниманию книгу «Исследования и вызовы», основанную на серии ежемесячных выступлений видного иранского мыслителя и философа аятоллы Мохаммад-Таги Месбаха Язди перед представителями иранского академического сообщества в рамках реализации задачи сближения между университетами и богословскими семинариями, которая была провозглашена Исламской Республикой с самого начала ее существования. На этих сессиях аятолла Месбах Язди, идеолог правого фланга лагеря иранских консерваторов, рассматривает вопросы, предложенные для обсуждения другими профессорами. В этой книге представлены девять из этих лекций.
Мне предложено обсудить тему пределов притяжения и отторжения с точки зрения ислама. При ведении любой дискуссии сначала необходимо прояснить ее тему, чтобы затем мы могли поднять вопросы, имеющие отношение к этой теме. Здесь мы также должны рассмотреть, что подразумевается под притяжением и отторжением в исламе, чтобы далее определить их пределы.
Разъяснение понятий «притяжение и отторжение» и «ислам»
Все мы знакомы с понятием «притяжение и отторжение», и всякий раз, когда мы слышим эти термины, первое, что приходит нам на ум – это притяжение и отторжение, существующие в природе и физическом мире. Это особенно актуально для профессоров в области инженерии, поскольку на ум приходит закон всемирного тяготения Ньютона. Между тем, в естественных науках проявлением отторжения является центробежная сила или взаимно положительные (или взаимно отрицательные) полюса магнита. Однако это понятие, естественно, претерпевает некоторые изменения, как только оно попадает в сферу социальных и гуманитарных наук, и больше не означает физическое и материальное притяжение или отторжение. Скорее, оно будет использоваться для обозначения духовного и эмоционального влечения или отторжения.
Таким образом, например, человек чувствует, что есть какая-то стихия, притягивающая его к себе, и ему хочется быть ближе к ней, а если это возможно, даже объединиться и слиться с ней воедино. Напротив, он замечает, что не хочет сближаться с некоторыми вещами и людьми, а их бытие таково, что ему хочется сохранять дистанцию с ними и быть подальше от них. Элементом духовного и эмоционального притяжения или отторжения может быть материальная вещь, человек, вера и образ мышления. Иногда пейзаж настолько прекрасен, что вас неосознанно тянет к нему, и хотя вы физически не можете приблизиться к нему и стоите на своем месте, вы направляете на него все свое внимание, устремляете к нему свои чувства и поглощены созерцанием ее. Иногда человеку хочется как можно скорее избавиться от оглушительного звука или какой-то невыносимой сцены.
Привлекательность личности также означает, что помимо физических и внешних черт, в нем есть определенные установки, духовные особенности и атрибуты, которые заставляют других склоняться к нему и испытывать к нему влечение. Люди, которые вежливы и обходительны, жизнерадостны, добры и сострадательны к другим, занимают место в сердцах окружающих, каждый хочет иметь с ними дело и быть рядом. Характер невежливых, невоспитанных и эгоистичных людей таков, что отталкивает от них окружающих и заставляет людей держаться от них в стороне.
Конечно, всякий раз, когда заходит речь о притяжении или отторжении в отношении отдельных лиц и народов, мы должны иметь в виду, что этот вопрос зависит от культуры и ценностей, то есть в определенном обществе и культуре некоторые характеристики, возможно, обладают положительной ценностью, а в другом обществе и культуре те же характеристики могут рассматриваться как лишенные какой-либо ценности или даже несовместимые с моральными ценностями. Естественно, человек, обладающий этими качествами, является привлекательной личностью в первом обществе и культуре, его любят и уважают, но во втором обществе и культуре он будет обычным человеком или даже будет ненавистен другим людям. В любом случае, мы лишь хотим подчеркнуть, что привлекательность и непривлекательность личности тог или иного человека различаются в зависимости от системы ценностей и культуры, доминирующей в определенном обществе. В любом случае, этот вопрос сам по себе требует отдельного обсуждения, которое в настоящее время нас не интересует.
Благодаря нашему объяснению понятия притяжения и отторжения, которые фигурируют в названии нашей лекции, в некоторой степени прояснились. Однако предметом нашего обсуждения является притяжение и отторжение в исламе. Поэтому мы должны также уточнить, что мы подразумеваем под «исламом».
Ислам, на наш взгляд, представляет собой совокупность убеждений, ценностей и законов, охватывая доктринальные и идеологические вопросы, а также индивидуальные и социальные законы. Когда мы говорим, что ислам таков и таков, под исламом подразумевается совокупность этих убеждений, ценностей и законов. Ислам, как было разъяснено в вопросе притяжения и отторжения в исламе, подразумевает притяжение и отторжение, существующие в доктринальных принципах и основах, моральных нормах и устоях, а также в законах и предписаниях ислама.
В разделе, посвященном убеждениям, привлекательность или притяжение ислама означает, что исламские доктрины согласуются с природной склонностью человека к поиску истины (фитра). То есть эти убеждения основаны на реалиях творения, а поскольку естественной склонностью человека является поиск истины, эти доктрины гармонично сочетаются с естественной склонностью человека и могут быть привлекательными для него. В любом случае, притяжение и отторжение, связанные с исламскими убеждениями, в настоящее время не являются предметом нашего обсуждения, и на данный момент более важными являются притяжение и отторжение, связанные с ценностями и законами ислама, особенно притяжение и отторжение, связанные с законами ислама, касающимися обязанностей. И нас больше интересует, являются ли исламские ценности и законы в большей мере притягательными или отталкивающими для человека.
Возможно ли предположение об отторжении ислама?
Возможно, у вас возникнет такой вопрос: если совокупность исламских догматов основана на врожденном естестве человека, то из этого, естественно, следует, что они должны быть привлекательными для него. И все же, можно ли представить себе их отторжение?
Ответ таков: действительно, человек от природы стремится к истине, любит совершенство и страстно любит красоту, но в нем также есть множество других склонностей и инстинктов. Во многих случаях между этими двумя наборами врожденных и инстинктивных качеств возникают конфликты и противоречия, и каждое из них вытесняет другое. Другими словами, если во избежание ошибки и неправильного толкования при обсуждении мы будем называть материальные и животные желания человека инстинктами, а другие желания – естественными склонностями, то во многих случаях между инстинктами и естественными склонностями не будет гармонии.
Инстинкт стремится только к насыщению и удовлетворению, и не признает справедливости, милосердия и честности. Голодный желудок признает только хлеб. Не делается никакой разницы между дозволенным [халяль] и недозволенным [харам], хорошим и плохим, личной собственностью и собственностью других людей. Он стремится поглотить любой хлеб, независимо от того, получен он дозволенным способом или недозволенным. Природа человека, стремящегося к комфорту, заключается в стремлении к приобретению денег и богатства для обеспечения своего комфорта. Для него не имеет значения, получены ли эти деньги справедливым или неправедным путем. Но естественная предрасположенность человека связана со справедливостью, она согласуется со справедливостью и честностью и вызывает отвращение к несправедливости, угнетению и предательству.
Несмотря на это стремление человека к справедливости и борьбе с несправедливостью, иногда внешняя реальность такова, что удовлетворить материальные инстинкты, физические потребности и животные влечения можно только с помощью угнетения и предательства. Именно в такие моменты человек, если он стремится к своему истинному человеческому совершенству, вынужден отказываться от некоторых удовольствий, не есть, не пить и не слушать определенные вещи. В общем, ему приходится сдерживать себя. В таких случаях ислам, который хочет, чтобы человек стремился к истинному совершенству, естественно, встал на сторону природных склонностей и установил ограничения на инстинкты и материалистические наслаждения.
В связи с этим, для тех, кто не может контролировать свои инстинкты, или, другими словами, в ком все еще преобладает животное начало, естественно, что некоторые законы ислама непривлекательны и даже отталкивают их. В исламе есть ряд заповедей, соответствующих как инстинктам, так и природным склонностям, таких как:
«Вкушайте блага, которыми Мы наделили вас» (7:160) и «Ешьте и пейте» (7:31).
Такого рода заповеди не создают проблем для отдельных людей, но в них говорится: «Не пей вина, не ешь свинины… и т.д.» Такие предписания привлекательны не для всех, и некоторые люди недовольны этими нормами.
Исторический пример отторжения в законах ислама
Здесь не лишним будет привести один эпизод из истории ислама. Как вам хорошо известно, во времена Святого Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) христиане Наджрана приходили и обсуждали с ним свои представления о единобожии, и они потерпели поражение в упомянутой теологической дискуссии. Несмотря на это, они не были готовы принять ислам. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) бросил им вызов и предложил помолиться о взаимном проклятии. Они приняли вызов и должны были выслушать проклятия в свой адрес.
Когда Пророк (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) пришел вместе со своими близкими, а именно Али, Фатимой, Имамом аль-Хасаном и Имамом аль-Хусейном (мир им!), чтобы произнести проклятие, внимание христианских священников привлекли эти пять чистых и сияющих лиц. Они сказали: «Любой, кто вступит в спор с этими пятью, будет проклят в этом мире и в следующем». Они не желали становиться мусульманами, говоря: «Мы останемся христианами, но будем платить джизью»[1]. Когда сподвижники Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) спросили одного из них о причине их нежелания принять ислам, он ответил, что это из-за их привычки и желания есть свинину и пить вино, а ислам запрещает и то, и другое[2].
Это исторический пример группы людей, которые, несмотря на то, что им была доказана истинность ислама, испытывали отвращение к некоторым законам ислама, что стало препятствием для принятия ими ислама. Таким образом, их человеческие качества вступили в противоречие с их животными инстинктами, и в этом конфликте они предпочли последнее. Эта проблема касается не только христиан Наджрана, но и всех тех, кто не прошел божественного обучения и находится во власти своих плотских желаний и инстинктов.
Законы и предписания, которые в некотором смысле ограничивают материалистические инстинкты и желания человека, вызывают отвращение у этой группы людей. И, как уже отмечалось, в исламе такие законы существуют. Закон, предписывающий человеку поститься и воздерживаться от еды и питья в течение шестнадцати часов в летнюю жару при температуре 40 градусов по Цельсию, не согласуется с низменными инстинктами и склонностями человека и усложняет ему жизнь. Это особенно верно в отношении таких людей, как пекари и им подобные, которые вынуждены работать у пылающего огня. Конечно, есть и те, кто, несмотря на работу под палящим солнцем или у пылающего костра, ревностно исполняют это таинство и соблюдают пост. Однако таких людей, занимающихся самосовершенствованием, немного.
В качестве другого примера, такие законы, как «хумс», возможно, и не представляют проблемы для таких, как мы с вами, кто, возможно, не обязан платить тысячу туманов[3] в качестве «хумса» за нашу собственность, но для того, кто должен платить миллионы туманов в качестве «хумса», это действительно тяжело. Многие люди в ранний период ислама отказались от ислама из-за указа о выплате закята, и они выступили против Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!), а когда посланник Пророка (да благословит Аллах и приветствует его и его род!) пришел к ним, чтобы собрать налоги, они сказали: «Пророк тоже просит дань! Мы не будем платить дань никому». Этот закон (о закяте) вызывал у них отвращение, и это сделало их чуждыми исламу и даже привело к войне против халифа мусульман.
В качестве другого примера, ислам отдает приказ вести войну и участвовать в джихаде. Естественно, что война – это не ложе из роз, и есть вероятность, что вы будете убиты на ней, попадете в плен или ослепнете, вам оторвет руки и ноги, есть и тысячи других опасностей, и большинство людей не желают сталкиваться с этими опасностями и выступать против приказа о ведении войны и присутствия на поле боя. Конечно, есть и добровольцы, которые безоговорочно желают присутствовать на фронте и с энтузиазмом противостоят всем этим опасностям. Тем не менее, нельзя отрицать, что этот приказ непривлекателен для большинства людей, которые не воспитывали себя таким образом и под любым предлогом уклоняются от него.
Таким образом, ответ на вопрос о том, являются ли законы и предписания ислама привлекательными или отталкивающими, заключается в том, что для разных людей одни предписания ислама являются привлекательными, а другие – отталкивающими.
Предписания ислама о притяжении и отторжении в поведении
Между тем, на вопрос о том, каким должно быть поведение мусульман по отношению друг к другу, а также по отношению к немусульманам, ответ таков: ислам основан на воспитании взаимной симпатии. Ислам стремится вести отдельных людей и общества к совершенству и счастью. Таким образом, поведение исламского общества должно быть таким, чтобы другие люди за его пределами склонялись к нему и были привлечены к нему, чтобы им можно было объяснить ислам и направлять их. Если люди будут держаться в стороне от исламского общества, никто не сможет распространять среди них ислам, и в результате они не будут им руководствоваться.
Итак, суть в том, что мусульмане должны вести себя таким образом, чтобы они были привлекательны как друг для друга, и день ото дня их единство и солидарность укреплялись бы, так и для немусульман, находящихся вне их общины, чтобы первые могли направлять вторых. Конечно, несмотря на то, что суть дела заключается в усилении притяжения, с нашей стороны было бы неверно утверждать, что они должны вести себя подобным образом абсолютно и при любых обстоятельствах. На самом деле, в некоторых случаях им определенно приходится использовать инструмент отторжения. В попытке объяснить и обосновать эту тему, в оставшееся до конца лекции время мы рассмотрим некоторые вопросы и продолжим обсуждение на следующей встрече.
Примеры привлекательного поведения в исламе
В исламе мы придаем большое значение соблюдению справедливости, честности, доброты, служению другим и обеспечению их счастья. Одна из самых ценных форм поклонения в исламе заключается в том, что человек радует другого человека, и, если у другого человека когда-либо возникают печаль и огорчение, он должен устранить их определенным образом. В некоторых преданиях говорится, что награда за то, что ты делаешь верующего счастливым и избавляешь его от печали, выше, чем долгие годы поклонения. Это так, даже если это действие происходит только в той мере, в какой человек будет вести себя доброжелательно с другим и разговаривать таким образом, чтобы вселить в него надежду и душевный покой.
За такие поступки, как улыбка в лицо собрату-мусульманину, рукопожатие с ним, объятия, посещение его, когда он болен, и поспешность помочь ему в его делах, которые способствуют искренним отношениям и взаимному притяжению среди мусульман, в преданиях упоминаются многочисленные награды. Ислам на этом не останавливается и придает большое значение многим из этих предписаний, даже в том, что касается поведения по отношению к немусульманам. Ислам говорит нам: если немусульманин становится вашим соседом или попутчиком, он приобретает некоторые права на вас.
Если вам случится путешествовать с немусульманином, и в какой-то момент вам придется расстаться, указанный немусульманин имеет на вас следующие права: вы должны сделать несколько шагов вместе с ним и проводить его, а затем расстаться с ним и идти своей дорогой. Ислам считает своим долгом соблюдать справедливость по отношению к любому человеку, даже если он не мусульманин, и считает несправедливость абсолютно отвратительной. Даже если человек неверующий, вы все равно не имеете права относиться к нему несправедливо:
«Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности» (5:8).
Еще серьезнее то, что недостаточно просто соблюдать справедливость по отношению к немусульманам: скорее, следует также проявлять к ним сострадание, которое выше справедливости:
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60:8).
В некоторых случаях это даже выходит за указанные рамки и предписывает, чтобы из доходов, которые мусульмане платят исламскому государству, часть передавалась немусульманам, живущим вдоль границ и на исламской территории, чтобы их сердца склонялись к исламу и были привлечены к нему (Коран, 9:60).
Они вовсе не обязательно станут мусульманами в ответ на такой поступок. Скорее, достаточно того факта, что их сердца смягчатся по отношению к мусульманам, и они станут добрыми и дружелюбными по отношению к ним. Это действие постепенно подготовит их к тому, чтобы они стали ближе к вам, взаимодействовали с вами, наблюдали за вашим поведением, поступками и образом жизни с близкого расстояния и были добры к вам. Во многих случаях это повлияет на них, и они станут мусульманами.
На протяжении всей истории было много немусульман, которые, общаясь с мусульманами, прислушиваясь к логике ислама и наблюдая за манерами и поведением его последователей, принимали ислам. Так или иначе, это были примеры предписаний и установлений, которые предусмотрены исламом для привлечения людей.
Всегда ли ислам предписывает политику привлечения в поведении?
Необходимо отметить, что эта политика поощрения притяжения, о которой мы говорили в отношении как мусульман, так и немусульман, не применяется повсеместно и в некоторых случаях заменяется политикой использования инструментов отторжения. Иногда любовь и доброта не только не способствуют духовному росту и совершенствованию человека, но даже создают препятствия на его пути.
Иногда человек, под воздействием бури животных инстинктов и материалистических желаний или находясь под влиянием определенных социальных факторов, семейного воспитания и тому подобного, становится склонным к угнетению, тирании и разврату, и если его не контролировать, день ото дня он будет все глубже погружаться в пучину нечестия и невзгод, которые испортят ему жизнь в этом мире и в загробной жизни, не говоря уже о том, что это принесет неприятности, досаду и нарушение прав других людей. В таких случаях в его интересах и в интересах общества будет, если он получит выговор и наказание, дабы положить конец пороку и вреду и открыть путь к добру и благополучию.
То есть, внутренняя природа этого наказания – милосердие. Оно удерживает его от дальнейшего отклонения и падения и предотвращает распространение его зла на других. Конечно, внешнее проявление наказания, будь то штраф, кнут, тюремное заключение, казнь или что-то еще, так или иначе раздражает и расстраивает человека, и, естественно, это никому не нравится. Ислам гласит, что при определенных обстоятельствах ваше поведение должно быть жестоким и отталкивающим, а привлекательность нежелательна и рекомендуется далеко не во всех случаях.
Краткое содержание лекции
Подводя итог, мы изложили суть определения притяжения и отторжения в исламе. Аналогичным образом, мы сказали, что притяжение и отторжение могут быть связаны с вещью, человеком или верой и идеей. Мы также отметили, что ислам – это совокупность убеждений, ценностей и законов, и притяжение и отторжение в исламе могут быть связаны с любой из этих трех сфер. Затем мы сосредоточили наше обсуждение на привлечении и отторжении, связанных с законами и предписаниями ислама. В этой части мы говорили, что в исламе есть законы, которые желательны для всех людей, и все люди склоняются к ним. В исламе также есть законы, к которым многие люди не склоняются, и которые вызывают у них отвращение.
Пользование благовониями, чистка зубов, гигиена и опрятность, хорошие манеры, искренность, честность, справедливость и доброта входят в число вещей, предписанных исламом, и привлекательны для всех людей. Соблюдение поста, ведение войн и участие в походах, а также уплата религиозных налогов, таких как хумс и закят, относятся к числу случаев, которые являются частью исламских законов, но многие люди не согласны с ними и испытывают к ним отвращение. В продолжение мы перешли к основной теме и вопросу обсуждения. Каковы предписания ислама относительно поведения мусульман по отношению к другим? Говорит ли ислам, что мусульмане всегда должны быть добры к другим, улыбаться им и не использовать никаких средств устрашения, или же также рекомендует, чтобы в некоторых случаях их поведение было жестоким и отталкивающим? Учитывая полученные нами объяснения, стало очевидно, что оба вида поведения предписаны законами ислама. Случаев, когда поведение мусульман по отношению к другим должно носить насильственный и отталкивающий характер, очень мало, но такие случаи действительно есть. С Божьей помощью мы приведем несколько примеров таких случаев на следующей встрече.
Мохаммад-Таги Месбах Язди
Источник: Мохаммад-Таги Месбах Язди. Кавешха ва чалешха, под ред. Мохаммад-Мехди Надери Комми (Кум: Образовательный и исследовательский институт Имама Хомейни, весна 1382 года Хиджры (2003)). Том 1. 192 с.
[1] Джизья: налог, взимаемый с граждан Исламского государства, не являющихся мусульманами, в обмен на защиту, которую они получают. Он также заменяет другие налоги, такие как закят, которые платят только мусульмане.
[2] Об обстоятельствах, связанных с событием «мубахала», читайте в толкованиях [тафасир] суры «Али-Имран»: «Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших, наших женщин и ваших, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!» (Коран, 3:61).
[3] Туман: каждый туман эквивалентен десяти иранским риалам.