Навваб Сафави, Сейед Моджтаба
Навваб Сафави, Сейед Моджтаба (перс.: نواب صفوی , настоящее имя: Сейед Моджтаба Мирлоухи, перс.: سيد مجتبی میرلوحی, ок. 1924 – 1956) – иранский шиитский священнослужитель и основатель первой в Иране политической исламской группы «Федаян-е эслам».
Сейед Моджтаба Мирлоухи родился в 1924 году в тегеранском районе Ханиабад, в известной религиозной семье. Начальное образование он получил в Тегеране, однако покинул школу после восьмого класса, когда умер его отец, Сейед Джавад Мирлоухи, который был священнослужителем и просидел много лет в тюрьме за то, что ударил по лицу Алиакбара Давара, министра юстиции в правительстве Реза-шаха Пехлеви. Молодой Моджтаба был воспитан его дядей по материнской линии, Сейед Махмудом Наввабом Сафави, чье имя он в конце концов и принял. Существует также точка зрения, что он взял эту фамилию, чтобы отождествить себя со знаменитой шиитской династией Сефевидов, которая в XVI веке сделала шиизм государственной религией Ирана. Он рос в период воинствующей секуляризации 1930-х годов, когда государство боролось с влиянием религии и религиозных ученых в обществе. После непродолжительной (в течение нескольких месяцев) работы на нефтяных установках Абадана в провинции Хузестан он решил в 1943 году заняться изучением религиозных наук в Наджафе (Ирак). В 1943 году он также сблизился с будущим идеологом Исламской революции Сейед Рухоллой Хомейни и навещал его в Куме.
В 1945 году он основал исламскую организацию «Федаян-е эслам» и начал набирать единомышленников. Образцом для него было суннитское движение «Братья-мусульмане», набиравшее популярность в арабских странах, с которым он познакомился во время учебы в Ираке. Он поддерживал контакты с этой группой и даже встречался с Сайидом Кутбом в 1953 году.
Программным документом группы стала опубликованная в октябре-ноябре 1950 года книга Навваба Сафави «Революционная программа «Федаян-е эслам»», в которой он раскрывает свои достаточно утопичные и наивные общественно-политические взгляды. В экономике он придерживался третьей позиции, осуждавшей одновременно западный капитализм и коммунизм в пользу исламского видения экономики, строившегося на рыночных началах, но преследовавшего идеал справедливого распределения экономических благ с помощью религиозных налогов и благотворительности. Государство, согласно его программе, было призвано поддерживать закон и порядок и обеспечивать строгое соблюдение исламских норм поведения. Рассуждая о международных отношениях, он критиковал Великобританию и Советский Союз, был ярым антисионистом и сторонником оказания помощи палестинским арабам. В его риторике панисламистские элементы сочетались с идеями иранского национализма, получившего религиозную шиитскую окраску. Сафави был еще далек от идеи Исламской Республики и признавал незыблемыми основы шахской монархии, рассматривая шаха как «отца народа», который был обязан соответствовать некому нравственному идеалу справедливого правителя. Во многом такой идеал он видел в правителях Сефевидской империи.
Навваб Сафави считал, что исламское общество нуждается в очищении от антирелигиозных элементов. Поэтому одним из направлений в деятельности его группы стала организация тщательно спланированных убийств некоторых общественных, политических и военных деятелей, прославившихся своими секуляристскими взглядами. В конце 1940-х годов он и его организация были ответственны за покушения на представителей политической элиты Ирана, в том числе убийства таких политиков, как Абдольхосейн Хажира, премьер-министр Али Размара и историк Ахмад Касрави.
В конце 1940-х и начале 1950-х годов Сафави и его группа были тесно связаны с аятоллой Абольгасемом Кашани и поддерживали его, но не были членами Национального фронта Мохаммада Мосаддыка. Сафави работал с Кашани, помогая организовывать забастовки базарных торговцев против премьер-министра Ахмада Каввама, публичные митинги в поддержку палестинских арабов и демонстрацию 1948 года против премьера Абдольхосейна Хажира.
Когда шах назначил лидера Национального фронта Мохаммада Моссадыка на пост премьер-министра, Сафави потребовал от правительства изгнать англичан и освободить «с честью и уважением» убийцу Размары. Мосаддык не удовлетворил его требований, после чего последовало серьезное ухудшение отношений между группой Навваба Сафави и Национальным фронтом. Радикальный настрой «Федаян-е эслам» также сделал натянутыми отношения между Сафави и аятоллой Кашани.
В 1951 году Навваб Сафави выступил с резкой критикой Мосаддыка, других членов Национального фронта и аятоллы Кашани. Мосаддык, озабоченный национализацией нефтяной промышленности, счел его действия подрывными. 8 июня 1951 года он приказал арестовать Сафави, который оставался в тюрьме вплоть до своего освобождения в феврале 1953 года. Шесть месяцев спустя Мосаддык был свергнут в результате государственного переворота, организованного ЦРУ и британской разведкой. Как и аятолла Кашани, Сафави поддержал переворот против Мосаддыка (прежде всего из-за антикоммунистической направленности этого переворота) и даже имел тесные отношение с шахским двором и правительством генерала Фазлоллы Захеди. К 1955 году, когда Сафави стало окончательно ясно, что шахский режим не планирует вводить строгое соблюдение законов шариата и начать исламизацию Ирана, а скорее станет еще более прозападным, он вновь обращается к методам террора. 22 ноября 1955 года после неудачной попытки убийства премьер-министра Хосейна Ала Навваб Сафави и некоторые его последователи были арестованы. После краткого судебного разбирательства Сафави и три других члена «Федаян-е эслам» были приговорены 25 декабря к смертной казни и казнены утром 18 января 1956 года. Практически никто из видных представителей духовенства не вступился за них. В современном Иране Сафави почитается как великий исламский деятель, мученически погибший ради будущего торжества ислама в стране. В Тегеране его именем названы одна из центральных улиц и станция метро. Его дочь Фатеме Садат Навваб Сафави, которой было пять лет, когда убили ее отца, участвовала в революционном движении, прошла подготовку в лагере боевиков Мостафы Чамрана в Сирии и принимала участие в военной операции «Бейт оль-Могаддас» по освобождению Хоррамшахра в годы ирано-иракской войны.
Взгляды Навваба Сафави повлияли на эволюцию религиозно-политических взглядов Сейед Рухоллы Хомейни, а также многих других будущих деятелей Исламской Республики, включая Мортазу Мотаххари. Верховный лидер Исламской Республики Иран Сейед Али Хаменеи говорит: «Я не сомневаюсь, что именно Навваб Сафави первым зажег огонь революционного ислама в моем сердце».