Новая исламская цивилизация

«Новая исламская цивилизация» (перс. тамаддон-е новин-е эслами, تمدن نوین اسلامی) – одна из идеологических концепций современной Исламской Республики Иран, выдвинутых Верховным Лидером ИРИ Сеед Али Хаменеи вместе с идеей «исламского цивилизационного строительства» (перс. тамаддонсази-йе новин-е эслами). Эта доктрина отражает новый уровень задач иранского руководства и является заявкой на интеллектуальное лидерство Ирана в исламском мире. Руководство ИРИ видит в этой доктрине концептуальные основы для макростратегии развития страны на многие десятилетия вперед.

Возникновение этой концепции преподносится как естественное продолжение логики Исламской революции, которая должна искать новые формы выражения в условиях глобализации, информационного общества, необходимости реагировать на все более сложные вызовы исламскому обществу, связанные с модернизационными процессами.

Теоретическим основанием для этой идеи становится осмысление исторического опыта расцвета и упадка исламской цивилизации в прошлом. Необходимость новой цивилизации обосновывается, как распадом классической исламской цивилизации, утратой актуальности и значения многих ее достижений, ее явный анахронизм, а с другой стороны, фактическим отрывом современных мусульманских обществ, включая иранского, от этого наследия, потерей изначальных и аутентичных цивилизационных установок и ориентиров ввиду так называемой «культурной интервенции» Запада (тахаджом-е фарханги).

Сам термин «новая исламская цивилизация» не представляет собой нечто принципиально новое для современного иранского дискурса. Призывы к «возрождению исламской цивилизации» или возрождению ее утраченного в веках величия звучали еще в дореволюционных выступлениях Имама Хомейни.

Сеед Али Хаменеи в 1990 г., выступая перед религиозными лидерами мусульман Африканского континента, заявил: «На заре исламской истории Пророк, его сподвижники и великие преемники сумели, опираясь на Бога, заложить основы великой исторической цивилизации, будучи внешне незаметными на фоне великих держав своего времени. Однако их вера придала им сил, и они сумели за несколько веков создать в истории человечества все это великолепие. Почему же мы не можем этого сделать?»[1].

В 2000 г. С.А.Хаменеи заявляет о необходимости построения «новой исламской цивилизации» и называет два основных элемента этого процесса: «производство научного знания и воспитание человека»[2]. Он говорит о построении «новой исламской цивилизации» как стратегической задаче исламского строя и  условии сохранения исламской религии в современном мире, в котором глобальная цивилизация модерна планомерно вытесняет все остальные цивилизации, оправдывая это модерном и модернизацией, которые призваны помочь традиционным обществам преодолеть свою отсталость. В другом своем выступлении 2000 г. он отмечает, что процесс цивилизационного строительства только начинается и должен достичь кульминационной стадии лишь в будущем — в эпоху явления Скрытого Имама[3]. Таким образом, эта доктрина получила в глазах верующих мусульман-шиитов еще и сакральное эсхатологическое содержание.

Следующий толчок развитие этой концепции получило уже в 2010-е гг., когда она стала все отчетливее и подробнее формулироваться в официальных выступлениях С.А.Хаменеи, упоминаться в программных документах страны, звучать в прессе и обсуждаться в блогосфере. В 2012 г. С.А.Хаменеи еще раз напомнил о необходимости принятия цивилизационного вызова Запада, всеобщей ответственности за создание исламской цивилизации, отказе от копирования западных образцов и необходимости подлинного новаторства в интеллектуальной сфере[4]. В декабре 2015 г. Хаменеи выступил с заявлением о необходимости «всеобщих усилий по строительству новой исламской цивилизации» как альтернативной глобальной цивилизации, основанной на нравственности и справедливости, а также назвал Иран «экспериментальной площадкой исламского мира»[5] в деле реализации этой масштабной задачи. Также были сформулированы четыре основных принципа «строительства новой исламской цивилизации» — религия (дин), рациональность (агланият), наука (эльм) и нравственность (ахлаг)[6].

На сегодняшний день цивилизационное строительство уже рассматривается как одна из задач стратегии развития страны. Установка на «строительство новой ирано-исламской цивилизации» была включена в качестве одного из ключевых положений такого документа, как Комплексная карта иранской науки, одобренная Высшим советом культурной революции в 2011 г. В этой маршрутной карте были определены перспективы научно-технического развития страны до 2025 г.[7] Это также свидетельствует о том, что сверхзадача построения новой исламской цивилизации тесно увязывается нынешним руководством ИРИ с необходимостью достижения успехов и лидерства в научно-технической сфере, в которой декларируется задача достижения «самодостаточности и опоры на собственные силы».

Одновременно с актуализацией задачи цивилизационного строительства государством в 2000-е гг. было инициировано оживление интеллектуальной жизни, социогуманитарных исследований, поощрялось создание дискуссионных клубов, проведение научно-теоретических диспутов[8]. «Столкновение взглядов и идей»[9] рассматривается многими сторонниками доктрины «строительства новой исламской цивилизации» как одно из непременных условий в реализации поставленной перед ними задачи. Они отмечают, что одним из факторов развития классической средневековой исламской цивилизации 9-13 вв. было «отсутствие фанатизма, терпимость и толерантность»[10], по мере ослабления которых эта цивилизация стала клониться к своему закату. Таким образом, идея «строительства новой исламской цивилизации» предполагает снятие некоторых идеологических ограничений, что позволит расширить дискуссионное поле и создать новые каналы для реализации креативного потенциала иранской молодежи и интеллектуалов.

В декабре 2015 г. в Иране прошла Неделя новой исламской цивилизации – широкая комплексная программа научных мероприятий, призванных осмыслить феномен «новой исламской цивилизации» и сформировать широкую общественную дискуссию вокруг этой идеи. В рамках этой программы было проведено свыше пятнадцати научных конференций, семинаров, круглых столов в разных частях страны.

К проведению этих мероприятий был привлечен широкий круг научно-исследовательских институтов, экспертно-аналитических структур и университетов. В организации приняли участие Центр гуманитарных исследований Садра, Научно-образовательный институт Имама Хомейни (под руководством известного аятоллы Месбаха-Йазди), Институт изучения исламской культуры и мысли, Фонд исламских исследований Священного мавзолея Имама Резы,  Высший университет национальной обороны, Университет Шахед, Ширазский университет, Университет Алламе Табатабаи, Институт светлого будущего человечества, Институт футурологических исследований Международного университета Имама Хомейни[11].

Следует отметить также солидный состав научного совета этой программы мероприятий, представленный относительно молодыми идеологами нового поколения принципалистской направленности. В совет вошли мыслители, ученые, видные общественно-политические деятели, преподаватели университетов и богословских семинарий, связанные с консервативным лагерем. Нельзя не обратить внимания на тот факт, что ряд членов совета связан с политическим блоком радикальной направленности Джебхе-йе Пайдари либо напрямую, либо через Институт Имама Хомейни под руководством аятоллы Месбах-Йазди (Насер Сага-Бирия, Моджтаба Месбах, Ахмад-Хосейн Шарифи, Мехди Абуталеби и т.д.)[12].

Идея «строительства новой исламской цивилизации» в сочетании с ее религиозно-мессианскими и эсхатологическими элементами привлекает к себе в первую очередь исламских идеологов и интеллектуалов крайне правого фланга, которые имеют значительное влияние на определенную часть политической элиты Ирана. Этот фланг ориентируется на тот тренд в интерпретации идеологии Исламской революции, который получил развитие в медресе Хагани, а это богословское учебное заведение некоторые исследователи рассматривали в качестве своеобразной «кузницы кадров» для органов государственной безопасности, в частности, Министерства информации ИРИ, практически все руководители которого были выпускниками этого медресе, программа обучения в котором предполагала углубленное изучение исламской философии и некоторых направлений западной философии. Этот фланг в интеллектуальных кругах представлен Институтом Имама Хомейни в Куме, а в политическом отношении оформился в Джебхе-йе Пайдари. Можно сделать вывод, что интеллектуальной разработкой этой концепции будут заниматься преимущественно представители этих кругов.

Несмотря на это, сама идея «новой исламской цивилизации» находит отклик у разных направлений в интеллектуальной и политической жизни Ирана, включая реформаторов. В какой-то мере она даже позволяет реанимировать концепцию «диалога цивилизаций», о чем было осторожно заявлено на открытии Недели новой исламской цивилизации[13].

В рамках мероприятий, приуроченных к Неделе новой исламской цивилизации, был рассмотрен широкий круг теоретических и практических вопросов, касающихся прошлого исламской цивилизации, ее актуального состояния и будущих перспектив. Участникам было предложено проанализировать понятие цивилизации и культуры, исламской цивилизации, исламского строя, исламской концепции прогресса, цивилизационное строительство как процесс и проект, исламскую модель развития, исламский образ жизни как цивилизационный маркер. Большое внимание было уделено философской проблематике: онтологическим, эпистемологическим, антропологическим и аксиологическим основаниям исламской цивилизации.

На конференции «Новая исламская цивилизация» в Университете Шахед были рассмотрен следующий круг вопросов: различия между исламской цивилизацией прошлого и «новой исламской цивилизацией» как идеалом будущего, религиозные, нравственные, культурные и научно-технические основания этой цивилизации, достоинство человека (керамат-е энсан) как одной из ценностных оснований новой цивилизации. Опять же особое внимание на себя обращает спектр вопросов, связанных с эсхатологической шиитской доктриной: глобальное государство и исламский милленаризм, создание основ общества эпохи Махди или «мессианского общества» (джамеэ-йе махдави)[14].

В резолюции Недели новой исламской цивилизации было отмечено, что процесс построения этой цивилизации должен осуществляться планомерно в течение пяти этапов: исламская революция, исламский строй, исламское государство, исламское общество и исламская цивилизация. Если первые три этапа в той или степени реализованы: в 1978-1979 гг. состоялась Исламская революция, в 1979 г. в ходе референдумов были заложены основы исламского строя. Затем вплоть до настоящего времени, по мнению авторов резолюции, наиболее актуальное значение имела задача государственного строительства, исламизации системы управления и методов осуществления власти, воспитания и формирования государственных деятелей нового типа. Теперь наступил черед следующего этапа – построения исламского общества, что предполагает формирование дискурса, создание инструментов мягкой силы (джонбеш-е нармафзари), производство интеллектуальных продуктов и научных знаний. На этом этапе особое значение приобретают исламские гуманитарные науки как интеллектуальный инструмент мягкого управления обществом и формирования новой исламской цивилизации. В этой связи в резолюции говорится о необходимости производства исламского гуманитарного знания и соответствующего образовательного контента[15].


Гибадуллин Исмагил (к.и.н., с.н.с. Института истории им. Ш.Марджани АН РТ)

[1] Байанат дар дидар-е джам’и аз аэмме-йе джоме-йе кешварха-йе Намибийа, Мозамбик, Африга-йе Джануби ва Лесото (Выступление Сееда Али Хаменеи во время встречи с имамами мечетей Намибии, Мозамбика, ЮАР и Лесото). 03.12.1368 (22.02.1990). Код доступа: http://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=2269.

[2] Байанат дар дидар-е каргозаран-е незам (Выступление Сееда Али Хаменеи с государственными служащими). 12.09.1379 (02.12.2000). Код доступа: http://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=3039.

[3] Байанат дар джам’э асатид, фозала ва толлаб-е хоузе-йе эльмийе-йе Гом дар мадрасе-йе Файзийе (Выступление в присутствии преподавателей, ученых и студентов богословской семинарии Кума в медресе Файзие). 14.07.1379 (05.10.2000). Код доступа: http://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=21451.

[4] Байанат дар дидар-е джаванан-е остан-е Хорасан-е шемали (Выступление Сееда Али Хаменеи на встрече с молодежью провинции Северный Хорасан). 23.07.1391 (14.10.2012). Код доступа: http://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=21252.

[5] Байанат дар дидар аз мас’улан-е незам ва мехманан-е конферанс-е вахдат-е эслами (Выступление Сеед Али Хаменеи на встрече с государственными чиновниками и гостями конференции «Исламское единство»). 08.10.1394 (29.12.2015). Код доступа: http://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=31770.

[6] Тамаддон-е эслами-йе ногте-йе рахайи аз джаханбини-йе мади ва залемане-йе тамаддон-е гарби аст. Байанийе-йе пайани-йе хафте-йе эльми-йе тамаддон-е новин-е эслами (Исламская цивилизация – это точка освобождения от материалистического и несправедливого мировоззрения западной цивилизации. Резолюция Научной недели новой исламской цивилизации). 07.10.1394 (28.12.2015). Код доступа: http://www.mehrnews.com/news/3011646/%D8%AA%D9%85%D8%AF%D9%86-%D8%A7%D8%B3%D9%84%D8%A7%D9%85%DB%8C-%D9%86%D9%82%D8%B7%D9%87-%D8%B1%D9%87%D8%A7%DB%8C%DB%8C-%D8%A7%D8%B2-%D8%AC%D9%87%D8%A7%D9%86-%D8%A8%DB%8C%D9%86%DB%8C-%D9%85%D8%A7%D8%AF%DB%8C-%D9%88-%D8%B8%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%A7%D9%86%D9%87-%D8%AA%D9%85%D8%AF%D9%86-%D8%BA%D8%B1%D8%A8%DB%8C.

[7] Нагше-йе джаме-э эльми-йе кешвар (Комплексная карта отечественной науки в ИРИ). 24.02.1390 (14.05.2011).

[8] Айиннаме-йе ташкил-е корсиха-йе азадандиши монташер шод (Был опубликовано Положение об учреждении клубов свободомыслия). Пайгах-е эттеласани-йе Вазарат-е олум (Информационный портал Министерства науки и исследований ИРИ). Код доступа: http://www.msrt.ir/fa/news/Pages/%D9%85%D8%B9%D8%A7%D9%88%D9%86%D8%AA%20%D9%81%D8%B1%D9%87%D9%86%DA%AF%DB%8C%20%D9%88%20%D8%A7%D8%AC%D8%AA%D9%85%D8%A7%D8%B9%DB%8C/%D8%A2%DB%8C%DB%8C%D9%86%E2%80%8C%D9%86%D8%A7%D9%85%D9%87%20%D8%AA%D8%B4%DA%A9%DB%8C%D9%84%20%DA%A9%D8%B1%D8%B3%DB%8C%E2%80%8C%D9%87%D8%A7%DB%8C%20%D8%A2%D8%B2%D8%A7%D8%AF%D8%A7%D9%86%D8%AF%DB%8C%D8%B4%DB%8C%20%D9%85%D9%86%D8%AA%D8%B4%D8%B1%20%D8%B4%D8%AF.aspx. См.: Айиннаме-йе корсиха-йе азадандиши (Положение о клубах свободомыслия). Код доступа: http://www.korsiha.ir/ayyen%20nameh%20korsiah.pdf. Хайат-е хемайат аз корсиха-йе назарийепардази, нагд ва моназере (Комиссия по поддержке клубов теоретической деятельности, критики и диспутов). Код доступа: http://korsi.farhangoelm.ir/%D8%AF%D8%B1%D8%A8%D8%A7%D8%B1%D9%87-%D9%88%D8%A7%D8%AD%D8%AF/%D9%85%D8%B9%D8%B1%D9%81%DB%8C.

[9] «Исламская религия создала условия для столкновения взглядов и идей между исламской цивилизацией и предыдущими цивилизациями». См.: Али Акбар Велаяти. Пуйайи-е фарханг ва тамаддон-е эслами (Динамизм исламской культуры и цивилизации). Тегеран: Вазарат-е омур-е харедже, Моассесе-йе чап-о-нашр, 1383 (2004). В 4 т.

[10] См.: Замани Махджуб Х. Ноусази-йе тамаддон-е эслами // Тарих дар айине-йе пежухеш, весна 1390 (2011), №29. С. 117-136.

[11] Хафте-йе эльми-йе тамаддон-е новин-е эслами. Хамийан-е баргозари. Код доступа: http://tamadon.sccsr.ac.ir/%D8%AD%D8%A7%D9%85%DB%8C%D8%A7%D9%86-%D8%A8%D8%B1%DA%AF%D8%B2%D8%A7%D8%B1%DB%8C/.

[12] Хафте-йе эльми-йе тамаддон-е новин-е эслами. Шура-йе эльми. Код доступа: http://tamadon.sccsr.ac.ir/%D8%B4%D9%88%D8%B1%D8%A7%DB%8C-%D8%B9%D9%84%D9%85%DB%8C/.

[13] Тамаддон-е эслами-йе ногте-йе рахайи аз джаханбини-йе мади ва залемане-йе тамаддон-е гарби аст. Байанийе-йе пайани-йе хафте-йе эльми-йе тамаддон-е новин-е эслами (Исламская цивилизация – это точка освобождения от материалистического и несправедливого мировоззрения западной цивилизации. Резолюция Научной недели новой исламской цивилизации). 07.10.1394 (28.12.2015).

[14] Хамайеш-е мелли-йе тамаддон-е новин-е эслами. Мехварха-йе хамайеш. Код доступа: http://neicc.ir/cnf/about?bases.

[15] Байанийе-йе пайани-йе хафте-йе эльми-йе тамаддон-е новин-е эслами…