Операция «Солтан-10» (29 октября 1980)

Операция «Солтан-10» (перс.: عملیات سلطان١٠) (29 октября 1980 г.) – операция иранских военно-воздушных сил, осуществленная 29 октября 1980 года, в самом начале ирано-иракской войны. В этой операции шесть истребителей-бомбардировщиков F-4E Phantom II из 31-й и 3-й эскадрилий иранских ВВС атаковали авиабазу Аль-Хуррия близ Мосула в баасистском Ираке.

В последние дни октября 1980 года командиры 1-й тактической авиабазы Ирана в Тегеране получили разведданные о том, что в Ирак были отправлены французские инженеры, а на авиабазе Аль-Хуррия близ Мосула находились купленные иракскими ВВС французские истребители «Мираж F1». Французский персонал занимался обучением иракских пилотов и техников.

В соответствии с планом операции «Солтан-10», всего лишь 10 истребителей должны были пересечь границу и поразить цель, которая находилась примерно в 280 километрах от ирано-иракской границы, в Мосуле. В операции должны были принять участие восемь исстребителей «Фантом», 3 истребителя-перехватчика «Томкэт» и 3 заправщика «Боинг-707». Оба истребителя «Томкэт» должны были находиться рядом с заправщиками, чтобы защищать их, потому что потеря заправщиков означала бы потерю всех 6 «Фантомов». Если бы оперативная группа пересекла иранскую границу прямо у Мосула, она вступила бы в бой с базами ПВО, которые были оснащены комплексами SA-2, SA-3 и SA-6. Командиры приказали пилотам сохранять радиомолчание и начать операцию до рассвета. Непосредственно перед тем, как войти в иракское воздушное пространство, они дозаправились и использовали турецкое воздушное пространство для входа в Ирак. Заправщики и «Томкэты» шли на малой высоте и ждали возвращения «Фантомов».

Один из радаров «Томкэт» всегда был выключен, чтобы уменьшить возможность распознавания Ираком. Тем временем штурмовая группа бомбила Мосул, после чего направилась в Иран. Из-за использования максимальной мощности ракет класса «воздух-земля» ни один из «Фантомов» не имел ракет класса «воздух-воздух». «Томкэты» заметили, что к «Фантомам» направляются 4 истребителя МиГ-23, находившиеся на расстоянии 65 км от них. Поскольку у «Фантомов» не было никаких ракет, чтобы себя защитить, два истребителя «Томкэт» получили приказ прикрыть их. Иракские истребители двигались на высоте, позволявшей иранским пилотам отслеживать их перемещение. После отказа у одного из них системы радиоэлектронной защиты выполнение задачи легло на плечи экипажа одного «Томкэта». В 30 км с небольшим от четырех МиГ-23 капитан Седки приказал своему второму пилоту подготовить две ракеты AIM-54 «Феникс». Первая ракета стартовала, а за ней через 8 секунд последовала вторая. Первая ракета уничтожила самолет моментальным попаданием. Вторая ракета не попала, потому что боеголовка взорвалась либо раньше, либо позже, чем предполагалось.

Иракские истребители с этого момента заметили опасность и снизили высоту, что, по словам иранских пилотов, было ошибкой и только облегчило им работу. Всего в 11 километрах от МиГ-23 было решено, что «Томкэты» выпустят свои ракеты вместе, но выяснилось, что из-за технической неполадки один из двух истребителей не может использовать свои ракеты, а только вести огонь из шестиствольной авиапушки M61 Vulcan. Капитан Седки велел «Томкэту» держаться поближе к остальным и ждать его возвращения. Сам Седки включил форсаж, после чего два Миг-23 разделились: ведущий пошел направо, а ведомый – налево. Седки погнался за лидером и выпустил первую ракету AIM-7, которая попала в хвост вражеского истребителя, но через несколько секунд отвалилось крыло, и он потерпел крушение. Второй пилот заметил, что сзади приближается другой МиГ-23. Тогда Седки выключил форсаж и, выполнив маневр, снизил скорость более чем в три раза, повернулся в сторону МиГ-23, который проходил ниже, и выпустил по нему вторую ракету AIM-7, которая попала в хвост МиГ-23, но его пилот катапультировался, оказавшись единственным выжившим в этой операции вражеским пилотом.

Итогом операции стало уничтожение истребителями-бомбардировщиками «Фантом» двух самолетов Миг-21 и трех вертолетов Ми-8 прямо на земле. В результате бомбардировки был убит французский инженер, еще один – ранен. После этого французскому персоналу был дан приказ возвращаться на родину. Истребителями «Томкэт» в воздушном бою были сбиты еще четыре истребителя Миг-23, при чем пилоты трёх из них погибли. Одним из убитых иракских военных пилотов был Ахмад Сабах, который в первые дни войны сбил сразу два иранских многоцелевых истребителя «Нортроп Ф-5».