Партийная жизнь в Иране в 1940-1950-е годы

Л.М. Раванди-Фадаи анализирует партийную жизнь в Иране начиная с отречения Реза-шаха Пехлеви в 1941 году и вплоть до государственного переворота в 1953 г. Автор показывает, что несмотря на установившуюся в стране монархическую форму правления, политическая жизнь Ирана в первой половине XX в. была ареной столкновения многих партий, имевших разные, порой диаметрально противоположные идеологические платформы.


Отречение Реза-шаха и оживление партийной деятельности (1941-1950 гг.)

Деспотический режим Реза-шаха закончился его отречением от престола в августе 1941 г., когда в страну были введены военные силы союзников по антигитлеровской коалиции. Поводом для оккупации территории Ирана союзниками было названо присутствие в Иране вооруженных сил Германии. Каковы бы ни были цели и мотивы оккупации территории Ирана, это коренным образом изменило внутреннее положение страны. Всё то, что Реза-шах возводил на протяжении шестнадцати лет своего правления, рухнуло в одночасье. “С переходом иранских границ войсками союзников и с продвижением их к Тегерану Реза-шах и его правительство, пребывавшие в полной растерянности, были не в состоянии предпринять что бы то ни было для сопротивления надвигавшемуся кризису”[58]. Поначалу Реза-шах попытался овладеть ситуацией путем замены премьер-министра, дабы тем самым предотвратить нежелательные дальнейшие перемены. Поэтому он сместил со своего поста тогдашнего главу правительства Али Мансура и поручил формирование кабинета Мохаммаду Али Форуги. Но это не спасло ситуацию и, в конце концов, после попыток Форуги сохранить у власти династию Пехлеви, Реза-шах отрекся от престола, а его место занял наследный принц Мохаммад Реза Пехлеви.

Мохаммад Реза Пехлеви был приведен к присяге 16 сентября 1942 г. на заседании Национального совета (меджлиса). После этого события, начавшиеся 25 августа с вводом оккупационных войск, стали развиваться невиданными темпами.

Хотя, по утверждению Хомаюна Катузияна в книге “Политическая экономия Ирана”, в стране не возникло вакуума власти, однако иранское общество восприняло происшедшее как серьезный политический катаклизм. Армия, которая считалась основой власти Реза-шаха и на оснащение которой расходовалась значительная часть бюджета Ирана, в первые же дни после ввода войск союзников разбежалась. Полиция, являвшаяся еще одной опорой государства, также быстро разложилась. По словам Анвара Хамеи, одного из узников, входивших в «группу пятидесяти трех», “в период между 25 августа и 16 сентября обстановка в тюрьме совершенно изменилась. Рокноддин Мохтари, исполнявший обязанности шефа полиции, был смещен со своего поста, а на его место был назначен бригадный генерал Сардари. Полицейские начальники также были заменены”[59].

Развал армии и полиции, двух главных инструментов подавления, означал утрату режимом способности обеспечивать собственную безопасность. Это с ясностью проявилось в брожении среди племен и в племенных мятежах, продолжавшихся вплоть до середины 40-х годов. Опасность бунтов племен была настолько серьезной и важной, что 13 октября 1941 г. британский консул в Керманшахе в послании на имя британского посла в Тегеране лорда Ридбоу писал: “В настоящее время максимум того, что мы можем предпринять, заключается в следующем: (1) предоставление всей возможной помощи армии и полиции Ирана для их реорганизации и обеспечения безопасности; (2) принятие всех возможных мер для убеждения иранского правительства действовать по отношению к племенам разумно и логично, не проявляя при этом слабости; (3) доведение до сведения племен того обстоятельства, что новое правительство Ирана пользуется нашей полной поддержкой”[60].

Но трудности не сводились к одним лишь племенам. В городах, помимо общих проблем, связанных с войной и присутствием оккупационных сил, одно за другим возникали всевозможные общественно-политические и экономические осложнения. Молодой и неопытный иранский шах и правительство Форуги, помимо того, что они не обладали практически никакой политической, экономической и иной властью и не были способны обеспечить порядок и дисциплину, столкнулись с все усиливавшейся после отъезда Реза-шаха критикой политического режима. В связи с этим шах и правительство Форуги для овладения сложившейся ситуацией попытались, насколько возможно, предоставить обществу часть различных льгот и привилегий. В частности, путем возвращения государству ряда объектов общественного достояния, конфискованных ранее Реза-шахом, обещания разобраться с многочисленными жалобами населения, амнистии четверти политических заключенных и т.п.

Атмосфера «закрытого» общества постепенно стала преобразовываться в атмосферу общества открытого. Хомайун Катузиян ситуацию, царившую в обществе после августа 1941 года, описывает так: «Политзаключенные освободились. Религиозные и другие собрания могли открыто проводиться. Газеты и книги могли выходить без политцензуры. Люди могли свободно беседовать в своих домах на любые темы, не опасаясь доносов и разоблачений со стороны сотрудников секретных служб и их агентов. Женщины могли свободно разгуливать по улицам в чадре. Землевладельцы и земледельцы, земли которых были конфискованы шахом и его прислужниками, смогли обращаться в суды с жалобами и возвращать утраченное. Сильно пострадавшие во времена репрессий и родственники погибших в тюрьмах смогли через суды добиваться наказания виновных»[61].

В этих условиях существовавшие тогда политические силы приступили к работе по созданию обществ и партий. Раньше всех за дело взялись освободившиеся из тюрем политические заключенные. Ирадж Искандари, член “группы пятидесяти трех”, считавшийся одним из основателей Народной партии Ирана, так описывает процесс создания этой партии: “Еще до того как товарищи освободились из тюрьмы, я беседовал с некоторыми из них и побуждал их немедленно начать что-то делать”[62].

Искандари и его единомышленники, собрав вокруг себя бывших политзаключенных и тех, кто возвратился из ссылки, — как коммунистов, так и некоммунистов, — заложили основы Народной партии Ирана («Туде»). Разумеется, не все основатели партии остались в ее рядах: некоторые из них приняли участие лишь в первом заседании, а затем покинули ее.

Как бы то ни было, после основания Народной партии («Гуде») одна за другой начали появляться и работать другие партии, политические и профсоюзные организации — как крупные, так и мелкие. Партия независимости («Хезбе эстегляль»), Партия справедливости («Хезбе адалят»), Национальная партия («Хезбе меллят») и другие, каждая из которых имела собственные, отличные от других цели, идеи и убеждения, приступали к общественно-политической деятельности.

В те дни не только национальные, независимые и реформистские силы приступили к организации политических партий и группировок. Кроме них и другие существовавшие в обществе того времени силы также предприняли подобные шаги. Все эти активные силы общества, приступившие к созданию партий, можно подразделить на следующие, основные группы: независимые национально — реформистские силы, влиятельные землевладельцы и члены их семей, двор и внешние силы[63].

Независимые и национально-реформистские силы, которые вышли на социально-политическую сцену с целью реформирования существующего в стране положения, распадались на три группы: националистические силы, религиозные силы и левые силы; причем в каждой из этих трех групп встречались самые разные элементы. Часть из них составляли старые политические деятели, которые ранее из-за сильнейшего давления со стороны Реза-шаха уединились в своих домах, а теперь, когда появилась возможность действовать, вновь вышли на политическую сцену. Другую группу составляли религиозные деятели, цель общественно-политической борьбы которых заключалась в возмещении ущерба, нанесенного религии в период правления Реза-шаха. Еще одну группу образовывали бывшие политические заключенные. Наконец, еще одну группу составляли представители интеллигенции и образованных слоев. “До августа 1941 г. господствующая идеология образованных слоев ориентировалась в основном на реформаторство. Те, кто побывал в Европе, считали себя в той или иной мере силой, способной участвовать в модернизации страны… Но в этой обстановке внезапно вспыхнула Вторая мировая война… Сильный и неожиданный удар, нанесенный по стране, привел к остановке всей работы, все оказалось сведено к нулю, надежды развеялись. Однако народ понял, что, когда всё в стране находится в распоряжении одной личности, то возникает опасность того, что с уходом этой личности по той или иной причине с политической сцены всё рушится и обращается в ничто… Таким образом, удар, постигший страну в августе 1941 года, пробудил всю нацию. Появление партий и профсоюзных, а затем и политических организаций различной направленности явилось продуктом “августовского удара”. Образование Народной партии и партии «Иран» в 1941 и 1942 гг. было прежде всего обусловлено потребностью молодого, просвещенного поколения в общественно-политической деятельности”[64].

Особенно сильны в молодом поколении были националистические идеи, которые господствовали в ту эпоху. Идея воссоздания былого величия Ирана, которая во времена правления Реза-шаха выродилась в шовинизм, в рассматриваемый период приобрела умеренную форму.

Это подтверждается и рассмотрением программ большинства созданных или воссозданных партий. Из партий националистического толка следует особо отметить Партию «Иран» («Хезбе Иран»), Партию независимости («Хезбе эстегляль»), патриотическую партию («Хезбе михан-парастан»), Общество верующих социалистов («Джамийате ходапарастане сосийалист»), Поборников за ислам («Федайяне ислам»), Лигу мусульман («Эттехадийейе мослемин») и Партию лесных социалистов («Хезбе джангале эджтемайун»)[65].

Партия «Иран» была создана в 1943 г. Каримом Санджаби и Мехди Барагян Али Шаеганом. Это были молодые иранские интеллигенты, получившие образование в Европе.

Ещё одну достаточно влиятельную силу в иранском обществе в этот период составляли землевладельцы и другие привилегированные слои, которые в период формирования атмосферы политической открытости боялись более всего того, как бы революционным или парламентским путем не потерять всё то, что они накопили или даже награбили самыми различными способами во времена Реза-шаха. Они прекрасно отдавали себе отчет, что необходимо создать свои партии, чтобы в новом меджлисе отстаивать свои интересы. К таким партиям можно отнести «Адалят», партию «Национальный союз», партия «Народ», партия «Новый Иран»[66].

Когда Мохаммад Реза Пехлеви взошел на престол, он столкнулся с волной оппозиционных настроений как внутри страны, так и за ее пределами. Хотя ему удалось, опираясь на иностранную поддержку, одержать победу над этой оппозицией и устранить угрозу своего смещения с престола, однако, несмотря на это, вплоть до государственного переворота 19 августа 1953 года он не был в состоянии приобрести такие властные полномочия, которыми обладал его отец. Поэтому для отражения тех многочисленных опасностей, которые со всех сторон угрожали его власти, он прибегал к самым разнообразным средствам, одно из которых — создание и оказание поддержки целому ряду обществ и партий.

Из числа тех партий, на которые шах и шахский двор оказывали значительное влияние, можно указать на партию “Арья”, Партию мести («Хезбе энтегам»), партию “Сумка” партию “Зульфагар” и партию «Хезбе у»[67]. В 1944 г. партию «Хезбе нехзате мелли» («Партия национального движения») создал генерал Арфа, позднее жестоко подавивший левой движение в армии.

Союзники после оккупации территории Ирана не ограничились лишь своим военным присутствием в стране, но с момента своего вторжения стали вмешиваться во внутренние дела страны. Это вмешательство носило разные формы, как экономические, так и культурные, политические и социальные. К числу политических шагов можно отнести их деятельность при основании партий, распространения влияния в партиях, политических обществах и профсоюзах.

Способствуя созданию партий, союзники преследовали несколько целей: противодействие немецкой политической агентуре, влияние на общественные взгляды и убеждения, воздействие на ход политических событий в долгосрочном плане, а также отвлечение общественного мнения от факта оккупации иранской территории иноземными вооруженными силами. Из числа партий, связанных с политикой Великобритании, более других получили известность две партии Сейид Зия-од-Дин Табатабайи, «Хезбе эрадейе мелли» («Национальная воля») и «Ватан» («Родина»), и партия сторонников Мустафы Фатеха. Кроме них были и другие партии и группировки, которые напрямую финансировались Сейидом Зия-од-Дином, такие как партия «Хезбе джангале Чалус» («Лесных братьев Чалуса») и партия «Хезбе хэйрийейе мийане» («Партия благотворительности» или «Посреднической благотворительности») и т.п., которые также следует считать в плеяде партий, связанных с Западом и Великобританией[68].

Кроме этих изначально зависимых партий, были также и партии, которые, хотя и не находились под влиянием англичан и не пользовались их помощью, (по крайней мере, отсутствуют документальные свидетельства на этот счёт), тем не менее связь их лидеров с англичанами сейчас уже выявлена, что может косвенно указывать на их ориентацию. К ним можно отнести прежде всего партию «Адалят» («Справедливость»), а также партии «Этехаде мелли» («Национальный союз»), «Мардом» («Народ») и партии, связанные с двором. Связанные с Англией партии, все без исключения, в течение десятилетия, после государственного переворота 1953 г., покинули политическую арену и о них никаких сведений не имеются.

Другой группой партий, ориентированных на внешний фактор, были партии, связанные с СССР. Во главе них стояли «Гуде» («Народная партия Ирана») и «Фергейе демократе Азербайджан» («Фракция демократов Азербайджана»). Кроме этих двух партий, следует упомянуть также «Сазмане захматкешане Азербайджан» («Организацию трудящихся Азербайджана»). Её ячейки создавались отдельно от других обществ, группировок и союзов, которые основывались партией «Гуде» в различных регионах Ирана. Эти партии сыграли главную роль в провозглашении в 1945 г. в Иране Азербайджанской автономии. Относительно связи партии «Туде» с СССР и роли Багирова, тогдашнего генерального секретаря ЦК Компартии советского Азербайджана, в основании «Фергейе демократе Азербайджане Иран» («Фракции демократов иранского Азербайджана») есть довольно обширная литература, в том числе воспоминания руководителей партии «Туде», таких как Ирадж Эскандери, Ардашес Аванесян, Эхсан Табари, Нураддин Кийянури, Анвар Хамейи и других. В 1942 г. был образован «Комитет Возрождения Курдистана» («Комитейе зийане Кордистан»), более известный как партия «Комола», который возглавил Курдскую автономию в 1945-46 гг.[69]. Так как в отечественной иранистике роль этих партий освещена достаточно полно, в данной работе ограничимся лишь упоминанием о них.

Борьба за национализацию нефтяной промышленности и «национальный фронт»

Важнейшим по своим политическим последствиям событием послевоенного периода стало движение за национализацию нефтяной промышленности, которая согласно концессии 1901 г. и концессионного соглашения 1933 г. (срок действия до 1993 г.) полностью находилась в ведении Англо-Иранской нефтяной компании (АИНК). В 1947 г. меджлис принял закон, аннулировавший соглашение о создании советско-иранского общества по разведке и эксплуатации северной нефти и одновременно предписывающий руководству страны «восстановить право иранского народа на южную нефть». Это создало правовую основу для борьбы за пересмотр отношений с АИНК, так как вся нефть добывалась в зоне её деятельности.

Борьба иранского народа за национализацию нефтяной промышленности, как и Конституционное движение 1905-11 гг., явилось важнейшим этапом в формировании и развитии иранских партий. В нем активное участие приняли организационно оформленные и различные по характеру деятельности и составу участников партии — националистические, буржуазные, национально-демократические, коммунистические и религиозные. Борьба за национализацию нефтяной промышленности стала главной задачей сформированного в 1949 г. Национального фронта, к которому присоединились различные группировки, партии и отдельные политические деятели. Как считает С.М. Алиев, Национальный фронт представлял сначала не коалицию партий, а объединение групп, политических деятелей, выражавших интересы различных прослоек иранской национальной буржуазии[70]. Социальный состав руководства НФ был разнообразен. Мосаддек являлся представителем помещичьей аристократии, аятолла Кашани — высшего духовенства, Салех и Шаеган — высшей бюрократии, Макки, Малеки и Багаи — средних слоев. Ядром НФ были партия «Иран», «Михан» («Родина») и партия третьей силы, образованная Халилом Малеки[71].

На начальном этапе движение поддержали и клерикальные партии — «Федаяне эслам» и «Маджмайе моджахеддине эслам» («Ассоциация воинов ислама»), чаще называемой «Моджахедине эслам», отколовшаяся в 1951 г. от «Федаяне эслам» по инициативе аятоллы Аболькасема Кашани, и которую официально возглавил его зять Шамс Канатабади. Присоединилась к фронту и крайне националистическая партия «Паниранисты» во главе с Д. Форухаром. Активно поддерживала НФ и партия «Туде», которая была официально запрещена.

Лидером Национального Фронта стал доктор Мохаммед Мосаддек (1879-1967)[72], возглавивший правительство в апреле 1951 г. после одобрения меджлисом закона о национализации нефтяной промышленности. Выходец из аристократической семьи, прекрасно образованный, Мосаддек был одним из опытных и активных политиков, выступавших за независимую внешнюю политику «негативного равновесия», (т.е. без предпочтения какой-либо из стран) и имевший безупречную репутацию. В июле 1951 г. английское правительство было вынуждено признать акт национализации.

В июле 1953 г. по инициативе Мосаддека проводится всенародный референдум по вопросу о роспуске меджлиса, который тормозил деятельность правительства. Референдум выразил поддержку правительству Мосаддека. Распространились даже слухи о проведении второго референдума относительно установления в Иране республиканского строя. После неудачной попытки военного свержения правительства Мосаддека 16 августа 1953 г. и отъезда шаха из страны, члены правительства призывают к свержению монархии, но сам Мосаддек от открытого выступления против шаха уклонился. Но к этому времени Мосаддек практически растерял всех своих сторонников.

19 августа в результате спланированного с помощью США военного переворота во главе с генералом Захеди правительство Мосаддека было отстранено от власти. Захеди стал премьер-министром, в стране было введено военное положение, деятельность всех политических партий была запрещена, независимо от их программ. Был казнен ряд наиболее радикальных сторонников Мосаддека. За границей начинает действовать так называемый II Национальный фронт.

Структура иранских партий в 40-50-ые гг.

Таким образом, на протяжении почти четырех десятилетий в Иране образовалось большое количество различных партий. Некоторые из них просуществовали достаточно долго, а некоторые угасли с окончанием того или иного политического эпизода.

Несомненно, что одной из основных характерных черт партии является наличие идеологических расхождений. Но в исследуемый период идеология не занимала такого места и не играла такой роли, как сегодня. Главным образом партии и организации создавались вокруг определенных лидеров, для достижения вполне определенных и часто кратковременных целей. Любые разногласия внутри партии приводили к их расколу, поэтому вся история деятельности иранских партий, даже таких крупных как Национальный фронт, — это история разногласий их лидеров, выделение новых группировок и т.д. “Все они, даже те из них, кто много говорил об участии их членов в кабинете министров и в меджлисе, не имели конкретной идеологии… Их программы в общем и в целом не содержали принципов, по которым их можно было бы отличать друг от друга”[73].

В 40-50-ые гг. единственным политическим течением в Иране, имевшим четкую идеологию в нынешнем смысле этого слова, было левое течение. Разумеется, было и другое идеологическое, но очень слабое течение. Речь идет о фашистском течении, которое имелось в Иране и было связано, главным образом, с нацистской Германией.

Кроме этих двух, все прочие светские политические течения не имели четко сформулированной идеологии. Несомненно, классовые интересы, религиозные убеждения, национальные интересы, отношение к Западу имели определяющее значение. Но самым главным признаком, который их объединял, было превалирование националистических интересов.

а) Религиозные партии и группировки

В этот период значительную долю политических организаций составляли партии, общества и группировки религиозной направленности. Они стали возникать не только в столице, но и в центрах провинций -— останов. Из этих группировок следует выделить «Хезбе саадат» («Партия счастья») в Хузистане, «Хезбе фананапазир» (“Нетленная партия”) в Баболе, партию «Ислам» («Хезбе эслам») в Шахруде, «Партию веры» («Хезбе Иман») в Кермане, «Партию братьев» («Хезбе барадаран») в Ширазе, «Цартию Аллаха» («Хезболла») в Ширазе и др[74].

Организации, входящие в эту группу партий, требовали соблюдения норм ислама и выполнения ряда исламских законов в рамках существовавшего в Иране политического положения. К числу таких требований относились: ликвидация притонов разврата; закрытие магазинов, торговавших спиртными напитками; обязательное ношение женщинами исламского хиджаба; свободное отправление религиозных обрядов и обычаев, а также решение ряда экономических и социальных проблем, таких как взяточничество, коррупция, дороговизна продуктов. Помимо этого, одной из причин появления большинства религиозных организаций была необходимость противостояния атеизму и особенно сопротивление деятельности Народной партии. Религиозные активисты считали, что в случае прихода к власти Народной партии в Иране, как и в Советском Союзе, закроют мечети, запретят отправление религиозных обрядов и станут всячески подавлять религию. Именно в целях борьбы с ними духовенству следует использовать партийные методы и создавать свои партии.

Среди этих исламских обществ и партий выделялись две наиболее активные и организованные, созданные в 1945-1946 гг. Это «Поборники ислама» («Федайяне эслам») и «Общество верующих социалистов» («Джамийате ходапарастане сосйалист»). Эти два течения имели серьезные разногласия между собой, но их программы носили отчетливо выраженный религиозный характер. «Общество верующих социалистов» пыталось выработать свою платформу на основе ислама и социализма, а «Поборники ислама» ставили своей целью введение исламского правления. Эта была партия, которая считала необходимым использовать террористические методы борьбы. Как указывалось выше, эта партия была основана Наввабом Сафави (родившимся в 1924 году) и ставила основной целью повернуть вспять процесс деисламизации, начатый Реза-шахом.

Центральным моментом программы Сафави, ставшим основоположником целого направления в шиизме, было восстановление вечных исламских ценностей, доминировавших в обществе до начала периода модернизации. В своем завещании перед расстрелом в 1956 году, он так сформулировал ее сущность: «я пытался представить всему миру действительность исламской системы и освободить ислам и всех мусульман от уз невежества, лишений и притеснений. Я пытался применить просвещенные правила и постановления Ислама, чтобы возродить исламскую культуру и знания, оживить мертвые сегодня души»[75].

Доктрина Навваба Сафави характеризуется следующими моментами:

1) Наведение общественного порядка в соответствии с исламскими законами, важнейшим из которых является система шариатских наказаний;

2) Невозможность для светских законов повести личность к спасению души;

3) Отмена всех неисламских законов;

4) Совместимость монархии и ислама;

5) Институт мученичества как необходимость для защиты ислама;

6) Первоочередность борьбы со всеми иностранными влияниями и тенденциями, носящими деструктивный характер;

7) Минимизация контрактов между мусульманами и иностранцами, в частности, разрыв всех политических и военных связей с такими странами как Великобритания, США и Советский Союз;

8) Установление военного союза между всеми исламскими государствами;

9) Революционная казнь всех, проявлявших антипатию к исламу и противостоявших исламизации общества;

10) Сооружение мечетей в каждом правительственном офисе, на каждом заводе или школе, где бы проводились регулярные молитвы;

11) Разделение учебных и рабочих мест по половому признаку;

12) Строгое следование мусульманскому кодексу в одежде для женщин;

13) Запрещение алкогольных напитков, сигарет, азартных игр, проституции, ночных клубов, современной музыки, фильмов, (за редким исключением) поэзии и романов;

14) Установление полностью исламизированной системы образования[76].

Впоследствии сторонники Навваба Сафави вместе со сторонниками аятоллы Мотаххари присоединились к созданной после исламской революции — «Организации борющегося духовенства».

В начале весны 1946 г. от рук членов «Федаяне эслам» погиб Ахмад Кесрави -— известный иранский историк, борец с религиозными предрассудками. В июне правительство Кавама запретило издание печатного органа «Федаяне эслам» за призыв к проведению демонстраций с требованием принудительного возвращения чадры для женщин; в том же месяце оно приказало арестовать аятоллу Аболькасема Кашани, наставника Хомейни, за организацию антиправительственных демонстраций «базари»[77]. Двор, нуждавшийся в союзниках против своих врагов в парламенте и революционного движения, стал поощрять духовенство. Так, в конце войны шах присутствовал на получивших широкий отклик похоронах «марджайи таклида» — главного аятоллы в шиитской религиозной иерархии. «Туде» также старалась расположить к себе духовенство. Статья, опубликованная по случаю годовщины убийства имама Али, восхваляла ислам как великую силу. Даже начало деятельности автономного правительства Азербайджана не обошлось без ссылки на Коран[78].

Это не могло не подталкивать духовенство к активизации своей деятельности. В нескольких городах толпы фанатиков, возглавляемые духовными лицами, напали на штаб-квартиры «Туде» и сожгли их. В Азербайджане была издана фетва, направленная против ДПА. К февралю 1946 г. местное духовенство не раз принимало участие в оскорблениях и физических расправах над членами ДПА, которую они осуждали за атеизм[79].

б) Националистические партии

Значительную часть партий этого периода составляли партии и общества, которые с идеологической точки зрения имели националистическую направленность. Националистические идеи, которые в период Реза-шаха носили в основном шовинистический характер, в рассматриваемый период оказались весьма востребованными. Убежденность в необходимости реформирования общества была всеобщей, разделялась большинством создаваемых партий. Вот что пишет по этому поводу Жорж Ланчевский в своей книге «Тридцать лет соперничества Запада и СССР в Иране»: «Лицо всех этих политических партий определялось националистическими тенденциями, а их цель заключалась в достижении демократии»[80].

При этом часть этих партий выступали как националистические в истинном смысле этого слова, другая часть — как ультранационалистические, а третьи руководствовались истинно демократическими и прагматическими соображениями.

Те партии и течения, которые имели националистическую направленность, в ходе событий объединялись вокруг личности доктора Мохаммеда Мосаддека и в конце концов, в 1949 г. образовали Национальный фронт. Эти партии и общества в своей внешней политике выступали за негативное равновесие, а во внутренней политике — за решение проблем и трудностей, с которыми сталкивался народ, за социальные и политические свободы и за национализацию нефтяной промышленности. К числу националистических партий можно отнести партию “Иран” («Хезбе Иран»), Патриотическую партию («Хезбе миханпарастан») и Партию иранской нации («Хезбе мелляте Иран»)[81].

в) Левые партии

Главной из левых партий как в рассматриваемый, так и в последующий период, была Народная партия Ирана. Помимо Народной партии, марксистской идеологии придерживалось Массовое общество Социалистов («Джамийате сосйалисте туде»), отколовшееся от Народной партии в 1947 г., а также Партия трудящихся («Хезбе ранджбаран»). Кроме того, многие профсоюзы, в том числе Центральный совет рабочих союзов Ирана («Хейате марказийе эттехадийейе каргаране Иран»), также придерживались марксизма.

Народная партия собрала вокруг себя целый ряд профсоюзных, политических и общественных организаций, которые разделяли идеологию марксизма. Народная партия поддерживала тесные связи с ВКП (6) и Коминтерном, получала от них постоянную идеологическую и финансовую помощь. Однако рабочие движения, профсоюзы Ирана и «Массовое общество социалистов» не находили поддержки у Коминтерна. «Массовое общество социалистов» через какое-то время вступило в коалицию с некоторыми противниками Народной партии и в начале премьерства доктора М. Мосаддека образовало Партию трудящихся иранской нации («Хезбе захматкешане мелляте Иран»). Но о дальнейшей судьбе Партии трудящихся («Хезбе ранджбаран») какие-либо сведения отсутствуют[82].

г) Консервативные партии

Хотя эти партии составляли относительно большую группу партий того периода, однако они, как указывалось выше, не имели четко сформулированной идеологии. Цель создания этих организаций состояла в сохранении существующего положения и порядка. Поэтому в экономической области они выступали за капитализм и крупное землевладение, а в политической — за подавление демократических сил. Эти партии прилагали значительные усилия ради сохранения монархии и династии Пехлеви. В сфере внешней политики ввиду зависимости их лидеров от Англии они постоянно оказывали явную и скрытую поддержку британскому политическому курсу. В ответ они пользовались поддержкой со стороны правительства Англии и его различных политических институтов. Одной из главных особенностей политических организаций этого типа была их острая реакция на коммунистическую деятельность в Иране. Дело в том, что появление Народной Партии Ирана в сентябре 1941 г. и ее широкая деятельность по всей территории Ирана вызвали неприятие у высших классов иранского общества. Это неприятие проявлялось в различных видах: в религиозном, политическом и особенно — в классовом и экономическом. О религиозном неприятии уже шла речь в разделе, посвященном религиозным партиям и группировкам. Но, помимо чисто религиозного аспекта, крупные землевладельцы и хозяева капитала из опасения конфискации их собственности в случае прихода к власти в Иране коммунистов также развили лихорадочную деятельность и разными способами, включая и создание политических партий и группировок, стремились предотвратить в своей стране повторение того, что ранее сделала партия большевиков в России. Особенно активизировались крупные землевладельцы и предприниматели Исфагана.

Хабиболла Ладжеварди в своей книге “Рабочий союз и своекорыстие в Иране” дает подробное и достоверное описание деятельности фабрикантов в этом направлении. По его словам, “работодатели в сговоре с реакционерами под прикрытием фальшивой политической партии, именовавшейся “Национальным движением”, издевались над рабочими. Дело не ограничивалось лишь тем, что хулиганствующие банды под флагом партии нападали на рабочих. Даже внутри предприятий рабочие подвергались грубому принуждению с целью заставить их вступить в эту партию”[83]. Далее автор отмечает развернутую атаку фабрикантов на рабочих и пишет: “Владельцы заводов, которые с помощью другой городской элиты сколотили в Исфагане отделения антикоммунистических партий “Единомышленников”, “Отечества” и “Национального движения”, подвергли атакам Союз рабочих Исфагана. Эти партии под предлогом “антикоммунистического контроля” использовали отряды хулиганов и смутьянов, которых набрали на базарах и из близлежащих селений”[84].

Одним из наиболее видных деятелей консервативного течения, ориентировавшегося на Англию, был упомянутый выше Сейид Зия эд-дин Табатабаи. Он вернулся в Иран из Палестины и стал координатором антикоммунистических акций. Как пишет Ж. Ланчевский: “для противостояния коммунистической пропаганде ощущалась необходимость в сильной политической партии. В период с 1941 по 1943 гг. подобной партии не существовало… В 1943 г. эта ниша была наконец заполнена. В декабре этого же года Сайед Зия эд-дин Табатабаи вернулся из изгнания и собрал вокруг себя антикоммунистов”[85].

Из-за низкого уровня политической культуры, при создании политических партий и группировок (после августа 1941 г.), господствовали хаос и неразбериха. Многие из этих партий превратились в своего рода политические клубы. Джелал Абаде, который в этот период активно действовал на политической сцене Ирана, являлся членом и даже основателем нескольких политических течений и группировок, пишет об этом так: “Эти партии не смогли приобрести упорядоченную организационную структуру, а в идеологическом плане необходимо признаться, что эти новые партии не являлись выразителями какой бы то ни было идеологии. Отсутствие опыта партийной работы послужило причиной того, что фактически не появилось настоящих партий, которые основывались бы на четкой организации и имели бы ясный устав и программу… Одной лишь Народной партии, возникшей 29 сентября 1941 г., удалось сформировать стабильное центральное ядро”[86].

Эти группировки и партии, количество которых в тот период постоянно менялось, не имели четкой структуры. Жорж Ланчевский пишет: “… Если бы партии объединили свои усилия, они, возможно, стали бы дисциплинированными и организованными, каковыми в действительности не были. Но поскольку они представляли собой мелкие группировки, они не имели сторонников в народных массах”[87].

Но, вопреки мнению Жоржа Ланчевского, представляется, что эта неспособность к установлению дисциплины и порядка и чрезвычайная организационная слабость политических течений того периода, как уже говорилось выше, были обусловлены их неопытностью, приостановкой партийной работы на протяжении двух предшествующих десятилетий и незнакомством партийных лидеров с организационными и практическими принципами партийной работы. Свидетельством этому может послужить все та же Народная партия, в которой сохранялся четкий организационный порядок. Помимо Народной партии, к числу партий, имевших хотя бы минимальный внутренний организационный порядок, можно отнести Демократическую партию Ирана, Партию народной воли, Демократическую партию Курдистана и Демократическую партию Азербайджана[88].

* * *

Таким образом, несмотря на исторический опыт организационного оформления религиозных течений, в появлении первых партий в Иране огромную роль сыграл внешний фактор. Особенно сильным оказалось влияние российской социал-демократии и все левое движение в Иране сформировалось, а затем и действовало под влиянием сначала РСДРП, а затем ВКП (6). Это влияние достигло своего апогея в 20-ые гг., в период провозглашения в Реште Гилянской Советской Республики, а затем в годы Второй Мировой войны, когда в период пребывания советских войск в Иране, в Азербайджане и Курдистане, были провозглашены национальные автономные республики. Непосредственными организаторами и исполнителями этих исторических событий являлись иранские партии левого и этно-национального толка.

Начавшееся в период Конституционного движения становление буржуазно-демократических партий, получившее импульс в период смены монархий, было фактически заторможено установлением личной диктатуры Реза-шаха. Потенциал партийной деятельности оказался недостаточным для того, чтобы противостоять этой диктатуре, и не был востребован самим режимом, который сумел подавить путем репрессий левое движение и не допустить политизацию духовенства.

Отречение Реза-шаха в условиях оккупации Ирана союзническими войсками вызвало «бум» партийного строительства, возникли партии самого разного направления, в том числе и партии духовенства, сохранившиеся на политической арене до сегодняшнего дня. Наиболее активными и политически организованными стали левые и националистические партии. В конце войны активизация деятельности этих партий чуть не привела к развалу Ирана по этническому признаку, а в 50-53 гг., наоборот, к усилению общенационального самосознания — путем руководства движением за национализацию нефти. Совершенный с помощью США военный переворот 1953 г. прервал партийно-политическую деятельность вплоть до начала разработки программ «белой революции». Однако потребность в трансформации отсталой социально-экономической структуры иранского общества вызвал потребность у правящего режима в легитимизации своих проектов по реформированию общества, в т.ч. и с помощью создания регулируемых режимом партий.

Продолжение


Раванди-Фадаи Л.М.

Источник: Раванди-Фадаи Л.М. Политические партии и группировки Ирана. — Москва: Институт востоковедения РАН, 2010. С. 8-55.


[58] Там же, с. 55-62.

[59] Хомаюн Катузиян. Эгтесаде сийасийе Иран, //Политическая экономия Ирана, Техран, с. 189.

[60] Бехруз Тирани, Аснаде ахзабе сийасийе Иран //Документы политических партий Ирана//, Техран, с. 17-18.

[61] Хомаюн Катузиян, Эгтесаде сийасийе Иран, //Политическая экономия Ирана, Техран, с. 187.

[62] Бехруз Тирани, Аснаде ахзабе сийасийе Иран //Документы политических партий Ирана//, Техран, с. 19.

[63] Там же, с. 19-20.

[64] Мехди Базарган, Шяст сале хедмят вя могавемят //Шестьдесят лет служению и сопротивлению//, Техран, с. 241.

[65] Бехруз Тирани, Аснаде ахзабе сийасийе Иран //Документы политических партий Ирана//, Техран, с. 21-22.

[66] Там же, с. 22-24.

[67] Бехруз Тирани, Аснаде ахзабе сийасийе Иран //Документы политических партий Ирана//, Техран, с. 24.

[68] Ирадж Зоуки, Иран ва годратхайе бозорг дар джанге джаханийе доввом//Иран и Великие державы во Второй Мировой войне//, Техран, с. 92.

[69] Бехруз Тирани, Аснаде ахзабе сийасийе Иран //Документы политических партий Ирана//, Техран, с. 26-28.

[70] Иран. Очерки новейшей истории. М.., 1976, с. 84.

[71] См. подробно ШМ. Бади. Городские средние слои Ирана, М. 1977, с. 178—187.

[72] Примечание: В русской литературе встречается разное написание фамилии этого политического деятеля, в 50—70-е гг. было распространено —Мосаддык, а в последние годы Мосаддек.

[73] Жорж Ланчевский, Си сале рогабят га рва шоурави дар Иран // Тридцать лет противоборства Запада и СССР в Иране//, Техран, с. 230.

[74] Бехруз Тирани, Аснаде ахзабе сийасийе Иран //Документы политических партий Ирана//, Техран, с. 34—35.

[75] Ali Rahnema и Farhad Nomani “Crisis of an Islamic State” Сб.ст. «Iran after revolution», New York, 1995, с. 61–89.

[76] Ali Rahnema и Farhad Nomani “Crisis of an Islamic State” Сб.ст. «Iran after revolution», New York, 1995, с. 61–89.

[77] Abrahamian E., Iran between two Revolutions, New York, 1983, с. 233–234; Мехдиния Дж. Зендегийэ сийасийэ Кавам ос-Салтанэ //Политическая жизнь Кавам-ос Солтане//, Техран, с. 359-363; он же Зендегийэ сийасийэ Размара //Политическая жизнь Размара//, Техран, с. 596.

[78] Рахбар (Йезд). Т. 1, №2, 22.08.1944; см. также: Рахбар, № 257, 11.05.1943. О сделанном после азербайджанских событий заявлении, касающемся религии, см.: Намэйэ мардом. Т. 1, №5, 06.01.1947. Об участии шаха в похоронах см.: Хедаят М. Хатерат ва Хатарат, с. 454—455.

[79] Abrahamian E., Iran between two Revolutions, New York, 1983, с. 374. О роли духовенства, см.: Акгар И.Марг хаст, с. 169. Песьян Н. Марг буд базгашт хам буд, с. 80. Беседы с жителями Азербайджана и бывшими членами «Гуде», поддерживающими связи с ДПА, подтверждают эту информацию.

[80] Жорж Ланчевский, Си сале рогабят га рва шоурави дар Иран //Тридцать лет противоборства Запада и СССР в Иране//, Техран, с. 232.

[81] Бехруз Тирани, Аснаде ахзабе сийасийе Иран //Документы политических партий Ирана//, Техран, с. 36.

[82] Бехруз Тирани, Аснаде ахзабе сийасийе Иран //Документы политических партий Ирана//, Техран, с. 37.

[83] Этехадийэйе каргарэ вя ходкамэги дар Иран, Техран, с. 279.

[84] Этехадийэйе каргарэ вя ходкамэги дар Иран, Техран, с. 286.

[85] Жорж Ланчевский, Си сале рогабят га рва шоурави дар Иран // Тридцать лет противоборства Запада и СССР в Иране//, Техран, с. 230

[86] Джалал Абддо.., //Чехель саль дар сяхнэ, // Сорок лет на сцене, Техран, с. 155.

[87] Жорж Ланчевский, Си сале рогабят га рва шоурави дар Иран // Тридцать лет противоборства Запада и СССР в Иране//, Техран, с. 232.

[88] Бехруз Тирани, Аснаде ахзабе сийасийе Иран //Документы политических партий Ирана//, Техран, с. 40.