Первый пятилетний план экономического развития (1988-1993)

Первый пятилетний план экономического развития (1988-1993) – первый план экономического развития, принятый Исламской Республикой Иран после окончания ирано-иракской войны с целью решения целого ряда социально-экономических проблем и перекосов в развитии страны, вызванных условиями военного времени и международной изоляцией Ирана. Основной целью плана было ускорение экономического роста, достижение которой во многом увязывалось с увеличением доли частного сектора.

Попытки экономического планирования в первые годы существования Иcламской Республики, как правило, были безуспешными – главным образом потому, что прогнозы по основным макроэкономическим показателями нереалистичны, и поскольку среди членов Специального комитета по планированию и бюджету в Исламском совещательном собрании (Меджлис) отсутствовал консенсус по многим фундаментальным экономическим вопросам. Все это усугублялось затяжной и дорогостоящей войной с Ираком.

Основными проблемами иранской экономики в этот период были ее сильная зависимость от колебаний доходов от нефти, резкое сокращение внутреннего производства и доходов на душу населения, неэффективное использование производственных возможностей страны, особенно в промышленном секторе, рост государственных расходов из-за военных действий, экономических субсидий и раздутой бюрократии, огромный дефицит бюджета в сочетании с высокими показателями ликвидности в частном секторе, незначительные бюджетные поступления от налогообложения, резкое неравенство в распределении доходов и богатства, галопирующая инфляция, низкий уровень инвестиционной активности и низкие нормы прибыли, высокие темпы роста населения и высокий уровень безработицы и т.д.

С окончанием ирано-иракской войны, когда Иран вступил во второе десятилетие революции, у страны появилась возможность снова сосредоточиться на политическом и экономическом развитии. Важнейшими приоритетами правительства были восстановление и общее улучшение качества жизни иранского народа. Иран стремился сосредоточиться на среднесрочных программах развития, чтобы создать баланс между краткосрочными потребностями своего населения с долгосрочными интересами страны. В этих условиях был разработан первый пятилетний план политического, экономического, социального и культурного развития, охватывавший период 1988-1993 годов. Он был официально утвержден парламентом 31 января 1990 года.

Первый пятилетний план был призван изменить установившиеся экономические тенденции и добиться сбалансированного роста в различных секторах. Разработчики плана надеялись реализовать эти цели с помощью целого пакета мер, включавшего нефтяные доходы, иностранную помощь, мобилизацию внутренних экономических ресурсов, устранение инфраструктурных препятствий и поддержку частного сектора.

Основной целью плана было достижение среднегодовых темпов роста реального валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне 8%, что привело бы к 5%-ному среднегодовому увеличению дохода на душу населения. Экономический рост был выделен в качестве наиболее важной цели первого плана. Для выполнения этой задачи предполагалось использовать доходы нефтяного сектора и недоиспользуемые ресурсы.

Наряду с основной целью, состоявшей в ускорении экономического роста, первый план преследовал и другие цели: повышение обороноспособности страны, восстановление разрушенных войной районов, диверсификация экономики, расширение инфраструктуры, развитие промышленного, горнодобывающего, нефтяного, газового, сельскохозяйственного, энергетического и телекоммуникационного секторов, поддержка высшего образования и научных исследований и улучшение медицинского обслуживания, обеспечение справедливого распределения ресурсов и надлежащей правовой процедуры, реформирование административной структуры и реорганизация распределения населения и экономической деятельности по всей стране.

План также был направлен на мобилизацию частного сектора, финансовые ресурсы которого контролировались относительно небольшим числом людей и были сосредоточены в непроизводственной деятельности, привлечение иностранных инвестиций и помощи в промышленном, нефтяном, газовом и инфраструктурном секторах.

Первый план был направлен на поощрение частных инвестиций в производственный сектор и участие населения в принятии решений по вопросам образования и культуры. Частный сектор должен был помочь в решении некоторых сложных экономических задач и тем самым облегчить бремя правительства. Кооперативный сектор должен был также значительно вырасти. Однако на практике консервативное мышление в правительственных кругах было направлено против расширения участия частного сектора в экономике. Кроме того, попытка президента Хашеми Рафсанджани продать национализированные промышленные предприятия их бывшим владельцам и капиталистам  подверглась критике со стороны Верховного Лидера, аятоллы Сейеда Али Хаменеи, и лагеря консерваторов, после чего правительство решило предложить приватизацию предприятий религиозным предпринимателям на более выгодных условиях.

Важной целью также был контроль роста численности населения. Контролировать рост численности населения считалось жизненно важным, поскольку его быстрый рост привел к увеличению потребительского спроса и неуправляемому увеличению рабочей силы. Контролируя рост населения, можно было бы сократить разрыв между спросом и предложением товаров и ресурсов, что напрямую повлияло бы на уровень жизни и расширение инвестиций в производственную деятельность.

В целом, план добился определенных успехов в реализации своих целей, хотя недостатки в планировании препятствовали его эффективности в обеспечении социальных и экономических изменений. Кроме того, количество проектов, предусмотренных в ходе первого плана, намного превысило финансовые возможности правительства. В итоге некоторые проекты так и не были реализованы, а плановые показатели так и не были достигнуты. Большинство количественных целевых показателей плана оказались слишком амбициозными и во многом нереалистичными в свете предыдущих изменений в иранской экономике.

План добился определенных успехов в преодолении падения доходов населения. Если в период с 1977 по 1988 год доход на душу населения в реальном выражении снизился почти на 50%, то в ходе реализации плана эта тенденция была обращена вспять. Кроме того, темпы прироста населения и рождаемость в плановый период резко снизились (с 3,3% до 2,2%), что в целом способствовало реализации экономических целей плана.

Согласно правительственным отчетам, ВВП рос в этот период в среднем на 7,2% в год в постоянных ценах, что было немного ниже целевого показателя в 8,1%. С падением темпов роста населения за этот период производство на душу населения в целом увеличилось. Однако это повышение не привело к заметному повышению уровня жизни, поскольку оно совпало с резким повышением стоимости жизни.

Галопирующая инфляция, особенно в последние годы осуществления плана, была еще одним неудачным показателем реализации плана. План предусматривал снижение инфляции с 28,5% в 1988 году до 8,9% в 1993 году. В реальности в 1992 году уровень инфляции достиг 30,7%. Показатель 1993 года составлял около 20%, но нестабильность в валютной и денежно-кредитной политике привела в 1994 году к инфляции в размере 60%.

Неоднозначными оказались последствия плана в решении проблемы занятости. В первые годы он превысил собственные прогнозы по созданию рабочих мест, которые составляли 394 000 новых рабочих мест в год, но в последние годы явно не достиг своей цели. В целом, благодаря плану удалось снизить уровень безработицы с 15,9% в 1988 году до 11,4% в 1992 году (хотя ставилась цель снизить его до 13,4%).

Государственная политика стимулирования экспорта также не увенчалась успехом. Ненефтяной экспорт показал в эти годы хорошие результаты и более чем вдвое увеличил свою долю в общем объеме экспорта. С 1989 по 1992 год ненефтяной экспорт вырос с 1,1 миллиарда долларов до 3,7 миллиарда долларов. Однако общая сумма в размере 11,7 миллиарда долларов США за плановый период была существенно ниже 17,8 миллиарда долларов, предусмотренных планом.