Последняя воля Имама Хомейни: духовно-политическое завещание. Ч. 3

Имам Хомейни закончил писать свое религиозно-политическое завещание, в котором в сжатом виде изложил свои основные идеи, 15 февраля 1983 года. В своем послании от 13 июля 1983 года он вручил запечатанную копию этого послания первой Ассамблее экспертов. Тем не менее, несколько лет спустя Имам Хомейни пересмотрел свое последнее завещание. Внеся в него некоторые изменения, он вручил своим представителям два экземпляра отредактированного текста. На конвертах было написано рукой Имама: «Текст моего политико-религиозного завещания передать на хранение Ассамблее экспертов и Священному мавзолею Имама ар-Риды». Для передачи в указанные места копий завещания группа высокопоставленных лиц Исламской Республики Иран провела 10 декабря 1987 года торжественную церемонию. Церемонию освещало Телерадиовещание Исламской Республики Иран (IRIB). На мероприятии присутствовали аятолла Монтазери (тогдашний заместитель Верховного Лидера), ходжат оль-эслам Хаменеи (президент Исламской Республики Иран), Хашеми Рафсанджани (спикер Исламского совещательного собрания ИРИ), Мирхосейн Мусави (премьер-министр ИРИ), аятолла Мешкини (председатель Ассамблеи экспертов), Сафи Гольпайгани (секретарь Наблюдательного совета), Мусави Ардебили (главный судья), Мусави Хоэниха (Генеральный прокурор), Махдави-Кани (секретарь Общества борющегося духовенства), Карруби (секретарь Ассамблеи борющихся священнослужителей), Сеед Ахмад Хомейни и члены канцелярии Имама Хомейни. После встречи присутствующие отправились в Исламское совещательное собрание для запечатывания Завещания. В Президентском зале сначала выступил с речью аятолла Мешкини, а затем Сеед Ахмад Хомейни представил ему завещание. Церемония запечатывания проходила в присутствии всей группы. Махдави Кани, Карруби, Тавассоли и Санаи отвезли копию текста в мавзолей Имама ар-Риды в Священном городе Мешхед.


Начало текста.

Д)  Одним из самых серьезных заговоров, который, к сожалению, оставил разрушительные последствия для нашей любимой страны, был заговор с целью отчуждения колонизированных стран от самих себя и их ориентации на Запад и Восток, чтобы эти народы в конечном счете утратили самоуважение и веру в свою собственную культуру [и] смотрели на Запад и Восток, два полюса власти, как на более высокую расу, считали их культуру более высокой, считали эти две силы пупом земли и рассматривали зависимость от одной из этих держав как одну из своих непреложных обязанностей. Это была долгая и печальная история, и удары, которые мы терпим от двух сил, болезненны и смертельны.

Что еще печальнее, обе державы сдерживают прогресс наций, которые они пытаются сделать странами, ориентированными на потребление, и вселяют в нас страх перед их технологическими достижениями и их сатанинской мощью, и разрушают нашу уверенность в себе, чтобы бы не решались ни на какую инициативу и доверили им все, что у нас есть, вручили им в руки свою судьбу, с закрытыми глазами и ушами подчинялись их приказам

Это чувство собственного ничтожества и тупости, привитое нам великими державами, заставляло нас не доверять нашим собственным знаниям, опыту и способностям во всех областях и заставляло нас лишь пытаться слепо подражать Западу и Востоку, и если мы обладали своей собственной культурой, литературой, искусством и инициативой, то наши бескультурные литераторы и ораторы, подверженные влиянию Запада и Востока, подвергали это критике и издевательствам, принижая наши собственные врожденные способности и пропагандируя в качестве альтернативы экзотическую культуру иностранцев, какой бы абсурдной и нелепой она ни была, и навязывая действием, словом и пером народам эти культуры, которые они восхваляли и прославляли.

Например, если книга, статья или лекция содержали хоть несколько европейских слов, то эта книга, статья или лекция, скорее всего, будет одобрена, а ее автор или оратор, скорее всего, будет одобрен как ученый и интеллектуальный человек. Что касается наших родных вещей, то западные или восточные названия, по-видимому, предполагают статус и цивилизацию и, вероятно, будут приняты публикой с аплодисментами, будь то название для чего угодно, начиная от «колыбели» до «могилы», в то время как местные названия были бы устаревшими и реакционными.

Увлечение западной культурой сохраняется во всех областях: если у наших детей западные имена, они чувствуют гордость, а если у них местные имена, они чувствуют себя смущенными и отсталыми. Названия наших городских улиц, магазинов, компаний, аптек, книжных магазинов, а также надписи на материалах и других товарах звучали бы намного лучше, если бы это были иностранные слова, даже если эти товары производятся внутри страны, что обеспечит им большую популярность у населения.

Европейские манеры в любых поступках, в социальных контактах и в каждом аспекте нашей повседневной жизни являются источником гордости и признаком цивилизованности и прогрессивности, а проявления местной культуры, напротив, считаются признаками отсталости и старомодности. Чтобы вылечить свою болезнь, какой бы тривиальной и излечимой она ни была у вас дома, вы должны поехать за границу и тем самым унизить и отвергнуть своих собственных, пусть и способных врачей.

Поездка в Англию, Францию, США и Москву – это предмет гордости, а паломничество в Мекку и другие святыни – признак отсталости. Безразличие к всему, что с ней связано с религией и духовностью, рассматривается как свидетельство интеллектуальности, и, напротив, приверженность к таким вещам считается признаком отсталости и реакционности.

Я не утверждаю, что у нас самих есть все необходимое. Очевидно, что на протяжении недавней истории и особенно в течение последних нескольких столетий они [иностранные державы] блокировали наш прогресс во всех областях, а вероломные люди, сидевшие у руля, особенно во времена династии Пехлеви, и разрушительная пропаганда против наших собственных способностей, а также вливание чувства собственной недостойности, служили блокированию всех наших усилий по техническому прогрессу.

Импорт товаров иностранного производства любой категории и увлеченность женщин и мужчин, особенно молодых, широким разнообразием импортных товаров, включая косметику, предметы роскоши и детские игрушки, втягивание людей и семей в соперничество друг с другом в гонке за потреблением, о чем имеется немало грустных историй, и тяга нашей молодежи – потенциально наиболее активных членов общества – к разврату и местам, предназначенным для этой цели и для чувственных удовольствий, а также десятки других средств являются способами удержания стран в отсталом состоянии.

Теперь, когда мы в значительной степени освободились от этих ловушек, и нынешнее поколение обездоленных пробудилось для активности и инициативы и вносит свой вклад в технологический и промышленный прогресс нашей страны, многие наши заводы, производящие такие вещи, как самолеты, несмотря на изначальное ощущение своей неспособности запускать заводы и обращение за помощью к Западу или Востоку, наша молодежь производит многие детали и компоненты, чтобы справиться с экономическими санкциями и навязанной войной, и предлагает эти предметы по более низким ценам, чем аналогичные иностранные товары, демонстрирует свои собственные способности, этой последней волей и завещанием я хочу дать этой нации мой искренний совет не позволять обманывать себя международным грабителям и поддаваться сатанинским наущениям политиков, зависимых от Запада и Востока, и советую им с твердой решимостью, активностью и упорством подняться, чтобы покончить с оставшимися симптомами зависимости, будучи уверенными в том, что арийцы и арабы не уступают европейцам, американцам и советским людям, заверьте их, что, как только они откроют свое истинное «Я», они отбросят недоверие к себе и склонность ожидать помощь от других. Конечно, в долгосрочной перспективе вы, люди, продемонстрируете талант и способность производить абсолютно все, и вы сможете добиться того же, что и другие, при условии, что Вы полагаетесь на Всевышнего Господа, имеете уверенность в себе, привержены цели прекращения вашей [технологической] зависимости от иностранных стран и готовы терпеть бремя трудностей для достижения достойной жизни и избавления себя от иностранного господства.

Правительства и люди, стоящие у руля, должны сейчас и в будущем ценить своих специалистов, поощрять их своей материальной помощью и моральным поощрением, предотвращать приток роскошных, но ненужных или разорительных продуктов и помогать нации выживать с тем, что у нее есть, чтобы самим всё производить.

Я призываю молодежь, как юношей, так и девушек, не жертвовать независимостью, свободой и человеческими ценностями ради достижения роскошной жизни, как бы тяжело это ни было, или ради чувственных удовольствий и вседозволенности, или ради посещения притонов разврата, которые могут быть предложены вам западными державами или их вероломными местными агентами. Основываясь на всем своем прошлом опыте, они думают только о том, чтобы увидеть ваше разрушение, заставить вас забыть о том, что происходит в вашей собственной стране, и занять вас другими заботами, чтобы они могли разграбить ваше богатство, и поставить оковы колониализма и зависимости на ваши ноги, сделав вас лишь нацией покупателей товаров иностранного производства. Это устройство, с помощью которого они хотят сохранять вас отсталыми или, как они сами говорят, «полудикарями».

Е) Одним из заговоров западных держав, как я часто напоминал, является контроль над нашей государственной системой образования, особенно над нашими колледжами и университетами, которые являются центрами воспитания людей, которые в будущем встанут у руля страны. Для улемов, а также для студентов богословских училищ у них есть план, который отличается от их плана для средних школ и университетов.

Их план состоит в том, чтобы покончить с учеными (улемами) и изолировать их, либо с помощью репрессивных мер, как это было во времена Реза-хана, что привело к обратным результатам, либо путем публикации клеветнической пропаганды и осуществления других сатанинских приемов для отчуждения улемов от студентов и выпускников колледжей и так называемых интеллектуалов, которые осуществлялись репрессивными мерами во времена Реза-хана и которые продолжали осуществлять, пусть хитростью, а не силой, во время правления Мохаммад-Резы.

В университетах план иностранных держав состоит в том, чтобы отчуждать студентов от их собственной родной культуры и переманивать их на Запад или Восток, а также выбирать правительственных администраторов из той же категории выпускников и ставить их на высокие посты, чтобы иностранные державы могли затем использовать их в качестве инструментов для того, чтобы делать с этой нацией все, что они хотят; так что они [образованный класс] поведут страну по пути, обеспечивающему разграбление ее богатств иностранными державами, и ее ориентацию на западные культуры, улемы не смогут противостоять этому плану из-за своей изолированности, ненавистности и поражения.

Это лучший план для удерживания колонизированных наций в отсталом положении и для разграбления их богатств, поскольку он обеспечивает сверхдержавам беспрепятственное и бесплатное присвоение богатств наций без всякого возражения с их стороны.

Поэтому сейчас, когда университеты и колледжи реформируются и подвергаются чистке, мы несем ответственность за то, чтобы протянуть руку помощи ответственным лицам, чтобы гарантировать, что никогда больше в будущем наши университеты не будут подвержены отклонениям, и где бы мы ни столкнулись с симптомами отклонения, мы должны попытаться исправить его как можно быстрее.

Эта жизненно важная цель должна быть осуществлена прежде всего могучими руками молодежи в колледжах и университетах, ведь спасти колледжи и университеты от академической разрухи – это значит спасти страну и нацию.

Я в первую очередь призываю молодежь и подростков, а во-вторых, их родителей и друзей, а также людей, стоящих у руля, и самоотверженных интеллектуалов к тому, чтобы всем сердцем стремиться к этой цели и вверить университеты будущим поколениям такими, какими они должны быть. Я также советую всем будущим поколениям защитить университеты от ловушек восхищения Западом и Востоком, а также с помощью гуманитарных и исламских усилий устранить влияние крупных держав в своей стране и заставить их разочароваться в своих заговорах. Пусть Бог помогает вам и хранит вас.

Ж) Важна ответственность членов Исламского совещательного собрания (Меджлиса). Мы были свидетелями того, что ислам и нация претерпели в результате неправедных и отклонившихся [от прямого пути] парламентов с момента появления конституционной монархии до правления преступной династии Пехлеви, и мы помним массу несчастий и тяжелых потерь в результате вмешательства в государственные дела никчемных и раболепных преступников.

В течение пятидесяти лет вероломное псевдобольшинство [в парламенте] действовало против угнетенного меньшинства фактически в качестве исполнителей воли англичан и Советов в Иране, а в последнее время и американцев, которые погружали страну в пучину гибели.

Со времени учреждения конституционной монархии в этой стране практически не соблюдалась ни одна из важнейших статей Конституции. До Реза-хана покровители западной культуры, горстка племенных вождей и крупных землевладельцев действовали как местные агенты иностранных держав, а во время правления Пехлеви – этим преступным режимом и его марионетками.

Теперь, когда по милости Всевышнего Господа и благодаря усердию славного народа Ирана народ осуществляет право на самоопределение, депутаты Меджлиса как истинные представители народа избраны народом и для народа, без вмешательства правительства и племенных вождей, а также с учетом их приверженности исламу, есть надежда ожидать, что все формы отклонения от правильного пути будут предотвращены.

Этой своей последней волей и завещанием я призываю народ в настоящем и будущем своей твердой волей и с преданностью заповедям ислама и интересам страны посылать в Меджлис каждого созыва депутатов, приверженных исламу и Исламской Республике, которые обычно происходят из семей среднего класса, а также из обездоленных масс, не отклоняются от правильного пути, не склоняются к западной или восточной идеологии или к другим отклоняющимся школам, образованы и хорошо информированы о политических событиях и Исламской политике.

Я советую всем уважаемым священнослужителям, и особенно нашим высшим религиозным авторитетам (марджа‘), не оставаться равнодушными и не уклоняться от участия в важных вопросах общества и особенно в таких вопросах, как президентские выборы и выборы в меджлис. Вы все были свидетелями – и будущее поколение прочтет и услышит –  как ветераны политики, приверженные Западу и Востоку, сумели устранить улемов с политической сцены: людей, которые своим трудом и с большими трудностями установили конституционную монархию, и как улемы тоже были введены политиками в заблуждение, что участие в государственных делах и в делах мусульман ниже их достоинства, и вы видели, как они уходили со сцены и отдавали политическую арену сумасшедшим приверженцам западной культуры, сеющим хаос, как они это делали с конституционной монархией и Исламом, так что исправление этого положения займет много времени.

Теперь, когда милостью Всевышнего устранены все препятствия и создана благоприятная атмосфера для участия всех слоев общества, нет никакого оправдания для уклонения от нашей личной ответственности, и я напоминаю вам, что пренебрежение делами мусульман – это смертный грех.

Каждый человек, находящийся в пределах его власти и в пределах его влияния, должен быть на службе ислама и страны и должен усердно предотвращать проникновение агентов двух колониальных держав, а также приверженцев идеологий западного или восточного блока, и быть уверенным, что враги ислама и мусульманских народов, то есть опустошающие их сверхдержавы, проникают в мусульманские страны постепенно и хитроумно, чтобы руками представителей самих этих народов заманить страны в ловушку эксплуатации.

Вы должны остерегаться таких вещей и восстать против них, как только вы увидите признаки такого проникновения, и вы не должны давать им передышку. Пусть Бог будет вашим помощником и защитником. Я также призываю членов Исламского совещательного собрания (Меджлиса), нынешних и будущих, отказать в вотуме доверия любому лицу, которое было бы признано отклоняющимся и которое должно было проложить путь в меджлис мошенническими средствами и политическими уловками, и обеспечить, чтобы ни один подрывной и вдохновленный иностранцами элемент не попал в меджлис.

Я также советую официально признанным религиозным меньшинствам извлечь урок из эпохи династии Пехлеви и избрать своих представителей из числа лиц, приверженных своей религии и Исламской Республике, не вдохновляемых пожирающими мир иностранными державами, не склонных к атеистическим, еретическим или эклектичным школам мышления.

Я призываю всех членов Меджлиса поддерживать братский дух и добрую волю в их ежедневном общении друг с другом, а также следить за тем, чтобы, не дай Бог, законопроекты Меджлиса не были неисламскими, чтобы они были верны исламу и соблюдали божественные постановления, чтобы они процветали в этом мире и в будущей жизни.

Я призываю уважаемый Наблюдательный совет (Шура-йе негахбан), как при нынешнем поколении, так и при следующих поколениях, выполнять свои исламские и национальные обязанности с величайшей осторожностью и скрупулезностью, не позволяя себе поддаваться влиянию какой-либо власти и предотвращать ратификацию законопроектов, которые противоречат чистому шариату и Конституции, без каких-либо колебаний, а также обращать внимание на насущные потребности дня, которые иногда должны будут выполняться посредством вторичных постановлений (ахкам-е санавийе), а иногда посредством декретов правящего факих (вали-йе факих).

Я призываю благородный народ Ирана присутствовать на политической сцене, будь то выборы в меджлис или президентские выборы, или [ассамблея] экспертов для определения руководящего совета или лидера. Например, на выборах экспертов для определения руководящего совета они должны помнить, что если они делают это небрежно и если они не выбирают экспертов для совета на основе религиозных критериев и соответствующих законов, то, скорее всего, они тем самым нанесут непоправимый ущерб исламу и стране, и в этом случае каждый будет нести ответственность перед Всевышним. Поэтому держать себя в стороне в таких обстоятельствах было бы самым главным из великих грехов, как для народа, так и для высших религиозных авторитетов, бизнесменов, крестьян, рабочих, госслужащих, которые несут ответственность за судьбу этой страны и ислама.

Необходимо искать выход из проблемы прежде, чем она возникла, а иначе никто ничего не сможет сделать. Это реальность, которую мы прочувствовали на себе после Конституционной революции. Нет лучшего средства, чем народ, который по всей стране действует только в соответствии с исламскими нормами и Конституцией, который совещается с ответственными, образованными интеллектуалами, независимыми от иностранных держав, хорошо известными своей верой в ислам и в Исламскую республику, а также совещается с  богобоязненными и преданными Исламской республике улемами и священнослужителями, внимательно относясь к тому, чтобы в таких случаях, как президентские выборы и выборы в меджлис, президент и депутаты Меджлиса избирались из числа кандидатов, испытавших угнетение и лишения угнетенных масс, и заботящихся об их благосостоянии, а не из числа капиталистов, помещиков и аристократов, предающихся чувственным удовольствиям и ничего не знающих о горьком вкусе лишений голодных и босоногих.

Мы должны помнить, что до тех пор, пока наши президенты и депутаты Меджлиса являются достойными людьми, приверженными исламу и заботящимися о стране и народе, многие проблемы не возникнут, а если и возникнут проблемы, то они будут решены. Те же самые соображения следует учитывать при выборе экспертов для определения руководящего совета или лидера.

Эксперты, избранные народом, должны также советоваться с ведущими улемами своего времени, религиозными людьми и ответственными учеными и убедиться, что, пока они работают скрупулезно, они предотвратят многие проблемы или достойным образом разрешат те проблемы, с которыми могут столкнуться. Статьи 109 и 110 Конституции определяют серьезную ответственность народа за избрание экспертов и, в свою очередь, последних за избрание руководящего совета или за избрание лидера, и очевидно, что малейшая небрежность и нерадивость скорее всего нанесут серьезный ущерб исламу и стране, сделают их ответственными перед Богом за свою небрежность.

Эта эпоха – эпоха наступления сверхдержав и их зависимых элементов в Иране и за его пределами на позиции Исламской Республики, а на самом деле на позиции ислама, я предупреждаю, что ответственность лидера и руководящего совета заключается в том, чтобы посвятить свою жизнь служению Исламу, Исламской Республике и обездоленным и угнетенным массам, и следить за тем, чтобы они не считали себя достойными по причине своих должностей, поскольку, по правде говоря, подобные должности являются очень тяжелыми и опасными обязанностями, при исполнении которых любой проступок, если он, не дай Бог, совершается из эгоистических побуждений, будет пожизненным позором для человека, занимающего эту должность, и навлечет на него гнев Божий в последней жизни.

Я покорнейше и слезно молю Милостивого и Всемогущего Бога принять нас с вами в Его Царствие только после того, как он поможет нам с честью пройти через это тяжелое испытание, и спасти нас в наших усилиях, остальные государственные чиновники, начиная от президента и заканчивая чиновниками низшего звена, в зависимости от тяжести их обязанностей, также, вероятно, попадут в ловушки сегодня и в будущем, поэтому они всегда должны знать, что Бог видит их, и чувствовать присутствие Всевышнего, где бы они ни находились. Пусть Всемогущий Бог ведет их по правильному пути.

З) Судебная власть – это одно из важных дел правительства и отрасль, которая занимается вопросами жизни, собственности и чести людей. Этой своей последней волей я призываю лидера или руководящий совет сделать все возможное для назначения кандидата на высший судебный пост и убедиться, что он является преданным, опытным и хорошо осведомленным о законах шариата, а также в целом ислама и политике, я призываю Высший судебный совет как можно тщательнее привести в порядок судебную сферу, которая при прежнем режиме оказалась в убогом и плачевном состоянии, и уволить людей, которые могли бы занимать должности в наших судах, играя с жизнью и имуществом людей, не заботясь по-настоящему об исламском правосудии, постепенно реформировать правосудие, старательно и неуклонно, и заменить некомпетентных и неквалифицированных с точки зрения ислама судей другими, осведомленными в религии и компетентными кандидатами с помощью наших богословских центров, особенно Кумской богословской школы, чтобы по милости Всевышнего исламское правосудие восторжествовало по всей стране. Согласно этой последней воле и завещанию, а также с учетом преданий, восходящих к Четырнадцати непорочным (мир им!), в связи с тяжестью судейства, а также в связи с особой опасностью занятия судьи, я призываю всех уважаемых судей сегодняшнего и завтрашнего дня взять на себя эту задачу с должной самоотверженностью и не допустить занятия судейских постов негодными людьми, а также советую квалифицированным людям не отвергать предложения об участии в этой задаче. Пусть они знают, как бы ни был велик риск такого положения, столь же велико и божественное воздаяние за него, а также знают, что для квалифицированных людей заниматься этим делом – религиозный долг.

И) Что касается наших богословских школ, то в соответствии с этой моей последней волей и завещанием я чувствую себя вынужденным повторить то, что я неоднократно говорил ранее, а именно, что наше время ознаменовано борьбой противников ислама и Исламской Республики за то, чтобы покончить с исламом с помощью сатанинских замыслов и стратегией введения в наши богословские школы извращенных и порочных людей; что краткосрочный, хотя и серьезный, замысел этой стратегии будет заключаться в том, чтобы опорочить наши богословские школы их неподобающим поведением и отклонением от этических принципов, а ее долгосрочным и чрезвычайно серьезным последствием будет приход на высшие должности одного или нескольких самозванцев, которые в силу своего понимания исламских наук завоюют благосклонность и любовь масс и невинных людей, только чтобы нанести смертельный удар по исламу, богословским школам и нашей стране, когда им представится такая возможность.

Мы знаем, что крупные грабительские мировые державы имеют своих собственных агентов различных категорий среди представителей других наций, таких агентов, включая националистов, самозваных интеллектуалов и лицемеров в тюрбанах, причем последние являются самыми опасными из всех, если им предоставляется такая возможность. Иногда они живут среди народа по тридцать-сорок лет, принимая псевдоисламский, клерикальный и ханжеский вид, или прячутся под такими масками, как «паниранизм», или притворяются патриотами, прибегая ко всевозможным уловкам, а когда находят возможность, наносят свой удар по обществу.

С момента кульминации Исламской революции наш любимый народ видел примеры таких людей, среди которых Организация моджахедов иранского народа, Организация фидаинов иранского народа, партия «Туде» и другие, и необходимо, чтобы мы все бдительно нейтрализовали такие формы заговоров.

Но самое главное — это наши богословские школы, в которых чистка должна проводиться совместными усилиями наших уважаемых преподавателей и опытных ученых с одобрения религиозных авторитетов этого времени. Возможно, тезис «порядок – в беспорядочности», является одним из зловещих наущений этих самых заговорщиков.

Во всяком случае, мое завещание состоит в том, что перед лицом всевозрастающих планов и заговоров в наше время необходим прорыв для того, чтобы обеспечить дисциплину в наших богословских школах, и необходимо, чтобы наши почтенные преподаватели богословия тратили время и усилия в это, чтобы наши богословские школы и особенно Кумская богословская школа были защищены от вреда.

Уважаемые улемы и преподаватели богословия обязаны следить за тем, чтобы основные темы, связанные с фикхом, были представлены в чистом виде и надлежащим образом, как это было завещано нам ведущими первопроходцами в этой области, и следить за тем, чтобы с каждым днем все больше внимания уделялось сохранению традиционного фикха, завещанного нам нашими праведными предшественниками, отклоняться от которого означало бы подрывать основы наших исследований, и чтобы сами исследования прирастали новыми исследованиями.

Естественно, для других областей человеческого знания будут подготовлены другие программы в соответствии с потребностями страны и ислама, и люди должны получать в этой области образование, но к наиболее возвышенным областям человеческого обучения и образования относятся духовные науки ислама, такие как этика, воспитание нафса и духовное самосовершенствование на пути к Богу – пусть Аллах дарует это нам и вам –  которые являются самой трудной борьбой из всех.

Продолжение


Рухулла аль-Мусави Аль-Хомейни

Примечание: Данный текст приводится в качестве исторического документа в сугубо ознакомительных целях и не является руководством или призывом к совершению действий, противоречащих законодательству Российской Федерации.