Раджаби, Мохаммад-Хасан

Мохаммад-Хасан Раджаби Давани (перс. محمدحسن رجبی, род. 1956) – современный иранский исследователь-историк.

Мохаммад-Хасан Раджаби родился в 1956 году в Куме в семье шиитского священнослужителя и историка Али Давани, близкого к Имаму Хомейни. Он получил начальное образование в Куме, а среднюю школу окончил в Тегеране. Принимал активное участие в революционном движении. Впервые он был арестован в июне 1973 года и провел полгода в тюрьме. В 1990 году он получил диплом магистра библиотечного дела в Тегеранском университете. В 1991 по 2001 годы работал в должности руководителя центра публичных услуг в Национальной библиотеке Исламской Республики Иран. Будучи руководителем проекта Энциклопедии библиотечного дела, написал ряд статей для этой энциклопедии. В 2001 – 2005 годы был консультантом по политическим вопросам в Организации телерадиовещания.

В настоящее время пишет труды по истории. Раджаби рассказывает о своем увлечении истории: «Мой отец очень интересовался чтением исторической литературы и поэтому собрал много книг в своей личной библиотеке. В своих беседах с членами семьи он часто ссылался и ссылается на исторические события, политических, научных и исторических деятелей, а потому интерес к истории (всемирной, иранской и исламской) присущ практическим всем членам нашей семьи. Еще на заре моей юности этот интерес стал также политической необходимостью, в том смысле, что обращение к истории, в особенности к современной истории Ирана с целью изучения причин научной и технологической отсталости Ирана, проникновения колониализма в страну, национальных антимонархических и антиколониальных движений и так далее, стало привлекать внимание интеллигенции и политических деятелей, в том числе студентов и преподавателей, к которым я принадлежал».

Сфера его научных интересов включает историю исламской мысли, политической борьбы мусульманских ученых и исламских движений последних двух столетий.


Основные труды:

«Политическое жизнеописание Имама Хомейни» (Зендеги-наме-йе сийаси-йе Эмам Хомейни. Т.1. Тегеран: Марказ-е аснад-е энгелаб-е эслами, 1378/1999)

В первой главе книги дается обзор современной истории от Конституционной революции до переворота Реза-хана, возвышения и упадка новой монархии, притеснения ислама в этот период. В остальных главах говорится о трех периодах в политической жизни Имама Хомейни до 1964 года: 1) 1902 – 1941 гг. Детство, обучение в семинарии и накопление опыта; 2) 1941 – 1961 – Период упущенных возможностей для страны, написание Имамом Хомейни книги «Кашф аль-асрар», критика Реза-хана и шахского режима, выдвижение идеи вилайат аль-факих и исламского правления, движение за национализацию нефти. 3) 1961 – 1964 гг. – период открытой политической борьбы в связи с шахскими реформами, трагедия в медресе Фейзийе, речь Имама Хомейни в день Ашура и восстание 15 хордада, борьба против закона о капитуляции и т.д.

«Трактаты и фетвы мусульманских ученых о джихаде» (Расаэль ва фатави-йе джехади-йе олама-йе мосольман. Тегеран: Фарханг ва эршад-е эслами, 1378/1999)

Книга содержит 95 трактатов и фетв, написанных в 1785 – 1920 гг. улемами из различных стран мусульманского мира. В сборник вошли фетва Шаха Абд ал-Азиза Дехлеви против английских колонизаторов, фетва Шейха Джафара Наджафи (Кашиф аль-Гита) о необходимости джихада против русских оккупантов времен первой мировой войны, фетвы аятолл Кашани и Гомшеи о мусульманах, оказывающих помощь неверным на войне.

«Улемы-моджахеды» (Олама-йе моджахед. Тегеран: Марказ-е аснад-е энгелаб-е эслами, 1382/2003)

Обзор жизненного пути нескольких сотен выдающихся мусульманских ученых  последних трех столетий из разных стран исламского мира, которые выступали за джихад против диктатуры и колониализма.

«Политические сочинения и выступления шиитских ученых» (Мактубат ва байанат-е сийаси-йе олама-йе шиэ. Тегеран: Ней, 1390/2011)

В этом четырехтомном издании автор попытался представить различные точки зрения выдающихся шиитских ученых и священнослужителей по поводу важных общественно-политических событий Ирана и исламского мира с начала эпохи правления Каджаров до роспуска первого меджлиса в годы Конституционного движения. Он приводит примеры сочинений каждого из религиозных деятелей, располагая их в порядке их значимости и влияния на иранское общество.