Рахбар (Верховный Лидер)
Рахбар (Верховный Лидер, перс. магам-е моаззам-е рахбари, مقام معظم رهبری) — титул главы верховной власти в Исламской Республике Иран, которым является выдающийся знаток мусульманского права (факих), обладающий правом самостоятельного толкования сакральных текстов и вынесения религиозно-правовых заключений (иджтихад).
Исламская республика – это государство, в котором народ наделен Творцом вселенной властью над своей судьбой и свободно осуществляет свою волю на основе принципов и государственного устройства, которое предусмотрел в Конституции.
Поскольку Исламская республика – это Божественно-народное правление, народ руководит делами страны под Божественным руководством посредством законодательной и исполнительной власти.
Разумеется, одно только наличие шариатских законов без методов и инструментов их исполнения на практике не несет пользы. Именно поэтому пророки не только доносили до людей Божественные заповеди, но и просили их о том, чтобы они подчинялись им[1], а если им представлялась возможность, то учреждали государство. К таковым можно отнести пророка Мусу (Моисея) (мир ему!) и пророка Мухаммада (с). Интересно, что указанные пророки даже в периоды своего кратковременного отсутствия назначали среди людей в городе определенного руководителя вместо самих себя, чтобы он предотвращал религиозные отклонения в народе и занимался управлением обществом. Это было вполне разумно и практиковалось в административной сфере как нечто совершенно общепринятое и повсеместное. Избрание пророком Мусой достопочтенного Харуна (Аарона) в качестве своего наместника на время его сорокадневного отсутствия, когда он внял призыву Аллаха и отправился на гору Тур для молитвенного уединения, а также избрание им Харуна в качестве своего преемника после смерти, наличие преемников у других пророков, в том числе назначение Пророком Ислама Имама ‘Али (мир ему!) в качестве своего наместника в Медине во время похода в Табук, когда он сказал: «Твое положение по отношению ко мне подобно положению Харуна по отношению к Мусе, с той лишь разницей, что после меня не будет пророка»[2] — всё это примеры, подтверждающие эти слова. Вопрос Гадир Хума, возникший в связи с назначением Пророком своего наместника (халифа), о чем намёком говорится в суре «Трапеза» (ал-Ма’ида): «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей»[3], служит аргументом в пользу того, что власть должна непосредственно или косвенно подтверждаться Господом.
В то время, когда у людей нет доступа к Непорочному Имаму (мир ему!), встает вопрос о том, как поступать в вопросах административного характера? По убеждению шиитов, которые являются одним из крупных направлений среди мусульман, Имам обладает многочисленными ипостасями, одни из которых принадлежат исключительно ему, а другие, например его религиозный авторитет в вопросах толкования, разъяснения и исполнения Божьих заповедей, а также управлении государством, на более низком уровне могут продолжать осуществляться отдельными людьми, которые соответствуют условиям и обладают необходимой компетенцией с точки зрения знания и его воплощения на практике.
- Условия духовного лидерства
Духовное лидерство в обществе должно осуществляться лицом или группой лиц, которые по своим знаниям и нравственным качества ближе всего стоят к Имамам и Пророку Ислама. Логично, что эти лица должны выбираться народом из числа тех людей, которые обладают полным познанием исламского права во всех необходимых сферах религии, в особенности, осведомлены о современной им общественно-политической ситуации.
Статья 5 говорит по этому поводу: «Во время сокрытия Достопочтенного Повелителя Эпохи (вали-йе аср), да ускорит Аллах его благородное пришествие, в Исламской республике [религиозно-политическое] руководство и предводительство над уммой возлагается на справедливого, богобоязненного, сведущего о своем времени, храброго, способного к управлению и распорядительного факиха, который принимает на себя эти обязательства в соответствии со статьей 107».
Статья 109 более подробно разъясняет условия, которым должен удовлетворять духовный лидер: «Условия и качества Рахбара:
- Необходимая научная компетенция для вынесения фетв по различным вопросам фикха.
- Справедливость и богобоязненность, необходимые для руководства исламской уммой.
- Правильное видение общественно-политической обстановки, распорядительность, смелость, управленческий навык и наличие достаточных способностей для руководства. При наличии нескольких лиц, удовлетворяющих вышеприведенным требованиям, преимуществом пользуется лицо, обладающее большей проницательностью в религиозно-правовых и политических вопросах».
Во-первых, научный статус: фикх или исламское право не ограничивается поклонением, а располагает нормами и заповедями, регулирующими другие аспекты жизни человека. Фикх имеет свое мнение обо всех видах договоров и гражданско-правовых отношений, таких как купля-продажа, аренда, агентское соглашение, поручительство, залог, совместное долевое предприятие, задолженность и так далее, которые терминологически обозначаются как частное право, а также в сфере наказаний, административных вопросов, судопроизводства, делах государственного управления, войнах, мирных соглашениях и так далее, которые называются публичным правом – по обоим этим аспектам, как на уровне внутренней, так и на уровне внешней политики. Конечно же, вероятно, нет необходимости напоминать о том, что все эти нормы не были изложены именно Пророком или Непорочными Имамами, ими были разъяснены лишь общие принципы и положения заповедей, а муджтахиды[4] в любое время и в любую эпоху выводят и формулируют на основе методов иджтихада[5] новые вопросы из исламских принципов и правил, содержащихся в четырех источниках – Коране, сунне[6], иджма‘[7] и разуме (‘акл). Именно это позволяет вырабатывать новые разделы фикха и их вопросы, которые непрерывно расширяются благодаря иджтихаду.
Лидер общества должен быть муджтахидом и обладать способностью к тому, чтобы выводить из религиозно-правовых источников Божью заповедь всякий раз, когда возникает какой-либо вопрос. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, по причине соответствия законов исламскому шариату, а во-вторых, потому что в ходе управления делами общества во внутренних и международных аспектах постоянно возникают вопросы, по которым руководство Исламской республики должно занимать какую-то позицию и принимать решения, будь то долгосрочные проблемы или краткосрочные. В таких случаях лидер также должен уметь осуществлять общее руководство и придавать делам такой ход, чтобы они соответствовали исламской точке зрения.
Во-вторых, благочестие и богобоязненность: сколько бы ни были высоки научные заслуги человека, если он является пленником своих низменных и эгоистических страстей, его знание не только не принесет пользы, но и создаст предпосылки для его еще большего нравственного падения и разложения, что нанесет ущерб обществу. Этот момент в еще большей мере справедлив в отношении людей, которые выполняют общественно-важные функции. Политические, социальные и экономические злоупотребления членов руководства различных стран на протяжении истории полностью подтверждают тот факт, что лица, занимающие общественно-важные посты, должны как честные люди рассматривать свои должности в качестве полученного от народа залога, который они должны охранять наилучшим образом.
Слово «справедливость» (‘адалат) в фикхе – это термин, означающий зарождение в человеке такой духовной особенности, которая будет целиком удерживать его от больших грехов и ошибок, а если он совершит менее серьезную ошибку, то не станет ее повторять и покается. Богобоязненность (таква), в свою очередь, означает страх ослушаться повеления Господа, что делает его практически синонимом термина «справедливость».
Лидер должен обладать такими ценными и необходимыми качествами, как справедливость и богобоязненность, всегда учитывать интересы народа и искать свою выгоду только в довольстве Бога и загробном воздаянии.
В-третьих, интеллектуальные и морально-нравственные преимущества: для лидерства не достаточно знания и богобоязненности, лидер должен уметь понимать политические проблемы на уровне страны и международном уровне, в удовлетворительной мере рассматривать и анализировать их будущую перспективу. В наше время, когда благодаря средствам коммуникации мир превратился в маленький городок, и каждое событие в одной точке мира отражается на других точках, этот момент приобретает еще большее значение и делает еще более необходимым для руководства обществом обладание проницательностью в понимании общественно-политических проблем. В частности, если обратить внимание на то, что державы, господствующие в различных сферах политики, культуры и экономики, с точки зрения прогресса научных знаний, сложных технических устройств, видимых и невидимых факторов, еще больше угрожают свободе и независимости стран, чем раньше, и сеют раздор между людьми. В этих условиях очень необходимо наличие единого лидера, который был бы символом национального единства и благодаря своему великодушию, широкому кругозору и глубокому пониманию общественно-политических проблем сумел бы распознавать различные идеи и находить среди них следы вражеских происков, будучи покровителем всех благожелательно настроенных людей.
- Способ определения лидера
В Исламской республике, которая представляет собой Божественно-народное правление, никто не имеет права объявить себя лидером народа, если только он не будет избран на этот пост напрямую народом или опосредованно через его сведущих представителей.
Разумеется, когда лидер назначается путем всенародного избрания, народ также может признать его несоответствующим требованиям к лидеру или признать другое лицо более подходящим для этого поста, отстранить нынешнего лидера от его должности и назначить на его место другого человека.
Статья 107 Конституции ИРИ говорит по поводу назначения лидера следующее: «После высокочтимого марджа‘ ат-таклида[8], великого лидера всемирной Исламской революции и основателя Исламской республики айаталлах ал-‘узма[9] Имама Хомейни (да святится его благородная тайна!), который был признан в качестве религиозного авторитета и лидера абсолютным большинством народа, назначение Рахбара возлагается на экспертов, избираемых народом. Эксперты по выборам Рахбара рассматривают всех факихов, удовлетворяющих условиям, упомянутым в статьях 5 и 109, совещаются между собой и выбирают в качестве Рахбара того из них, кого они признают наиболее сведущим в нормах и вопросах фикха, общественно-политических проблемах, обладающим всеобщей популярностью или соответствующим требованию особо выдающегося положения с точки зрения одного из качеств, упомянутых в статье 109. В противном случае они представляют в качестве Лидера революции одного из них. Избранный экспертами Рахбара будет обладать [религиозно-политической] властью и всеми вытекающими из нее обязанностями. Рахбар перед законом равен всем остальным гражданам страны».
Статья 111 гласит следующее: «Всякий раз, когда Рахбар не способен исполнить свои законные обязанности или перестает удовлетворять одному из условий, упомянутых в статьях 5 и 109, либо станет известно, что он изначально не удовлетворял некоторым из этих условий, он смещается со своего поста. Определение этого возложено на экспертов, упомянутых в статье 108.
В случае смерти, ухода в отставку или смещения Рахбара, эксперты обязаны в кратчайшие сроки назначить нового Рахбара и представить его народу. До представления Рахбара все его функции временно берет на себя Совет, состоящий из президента, главы судебной власти и одного из факихов Наблюдательного совета (Шоура-йе негахбан), избираемого Ассамблеей по определению государственной целесообразности. Если в течение этого срока один из них по какой-либо причине не сможет выполнять свои обязанности, то на его место по выбору Ассамблеи будет назначено другое лицо при сохранении большинства факихов в Совете…».
Таким образом, пост Рахбара не передается по наследству или путем назначения предыдущим Рахбаром. В любом случае определяющую роль играет его избрание народом через экспертов.
Здесь было бы неплохо более отчетливо высказать один момент, состоящий в том, что в отличие от членов парламента, которые считаются представителями народа, Рахбар не является представителем народа, и его пост является Божественным. В конце концов, единственным способом определения лица, удовлетворяющего требованиям к компетенции, и единственным путем определения кандидатуры на указанный пост является избрание народом или выбранными им сведущими делегатами. Таким образом предотвращается диктатура, а Рахбар лишь обязан выполнять возложенные на него Богом функции по руководству над народом и служению ему.
- Обязанности и полномочия лидера
Статья 110 говорит по этому поводу следующее: «К обязанностям и полномочиям Рахбара относятся:
- Определение общего политического курса Исламской Республики Иран после совещания с Ассамблеей по определению государственной целесообразности.
- Контроль над качеством исполнения общего политического курса государства.
- Издание приказов о проведении референдума.
- Верховное командование вооруженными силами.
- Объявление войны, мира и военной мобилизации.
- Назначение на должности и смещение, принятие отставок:
- факихов из Наблюдательного совета;
- высшего звена руководства судебной власти;
- руководителя Организации телерадиовещания Исламской Республики Иран;
- главы Объединенного штаба;
- главнокомандующего Корпуса стражей Исламской революции;
- высшего командного состава вооруженных сил и правоохранительных органов.
- Разрешение противоречий между тремя ветвями власти и регулирование отношений между ними.
- Разрешение проблем государства, которые невозможно решить нормальным путем, при помощи Ассамблеи по определению государственной целесообразности.
- Подписание указа о назначении президента после его избрания народом.
- Отстранение от власти президента с учетом интересов страны после вынесения Верховным судом приговора в связи с его нарушением при исполнении законных обязанностей или вотума недоверия со стороны Исламского совещательного собрания на основании статьи 89 Конституции ИРИ.
- Помилование или смягчение меры наказания для осужденных в рамках исламских законов по предложению главы судебной власти.
Рахбар может передавать некоторые из своих обязанностей и полномочий другим лицам».
Для разъяснения пунктов вышеприведенной статьи нам следует указать на то, что упомянутые в ней проблемы и вопросы характерны не только для Исламской республики и возникают в любой стране даже при наличии разделения властей. Согласно современным концепциям разделения властей, должна существовать «уравновешивающая власть», которая будет устранять противоречия между указанными ветвями власти и спасать страну от кризиса в критических ситуациях путем принятия верных и оперативных решений. В новом разделении властей особое внимание уделяется тому, чтобы уравновешивающей власти было дано право даже при наличии недостатков в законах и их принятию вопреки целесообразности предотвращать их разъяснение и исполнение, а в случае, если парламент и представители исполнительной власти не пришли к согласию, распускать парламент или отстранять от власти руководителей исполнительной власти[10].
Таким образом, наиболее достойным с точки разрешения специфических проблем, выходящих за рамки полномочий трех ветвей власти, должностным лицом является Рахбар, выбранный народом, который может принимать решения по тем или иным вопросам, прежде чем они приведут к кризису или серьезным проблемам для страны. К тому же, это делается путем консультаций с Советом по определению государственной целесообразности.
Роспуск парламента не указан среди полномочий Рахбара, однако, если в этом появляется необходимость, его можно распустить путем издания указа Рахбара о проведении референдума (ст. 110, п. 3).
Источник:
Амир Садеги Нешат. Моаррефи-йе незам-е джомхури-йе эслами-йе Иран: шарх-е мохтасари бар ганун-е асаси (Политический строй Исламской Республики Иран: краткая характеристика Конституции. Тегеран: Марказ-е моталеат-е фарханги-йе байнольмеляли (Центр международных культурных исследований), 1378 (1999). С. 27 — 35.
[1] Например, см.: Коран, сура «Аш-Шу‘ара», в которой рассказывается о произошедшем с несколькими пророками, которые сказали людям: «Бойтесь Аллаха и подчиняйтесь мне».
[2] أَنْتَ مِنِّي بِمَنْزِلَةِ هَارُونَ مِنْ مُوسَى إِلا أَنَّ لا نَبِيَّ بَعْدِي
Бихар ал-анвар, т. 5, с. 69.
[3] Ал-Ма’ида, аят 67.
[4] Муджтахид – мусульманский правовед (факих), обладающий высоким уровнем понимания религиозных источников, позволяющим ему заниматься иджтихадом, то есть выносить фетвы по всем вопросам религиозного права (фикх) на основе первоисточников.
[5] Иджтихад – способность и право компетентного факиха выносить решение по важным вопросам общественной и религиозной жизни, основываясь на методах фикха, а также на знании текстов Корана и Сунны и умении их комментировать и интерпретировать.
[6] Сунна – мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммада, а в шиитской традиции также его дочери Фатимы и двенадцати непорочных имамов от ‘Али б. Аби Талиба до Мухаммада ал-Махди, как образец и руководство для всех мусульман (прим. пер.).
[7] Иджма‘ – единодушное мнение мусульманских ученых по какому-либо вопросу (прим. пер.).
[8] Марджа‘ ат-таклид (араб. образец для подражания) – принятое в традиции усулитской религиозно-правовой школы шиитов-имамитов обозначение высшей категории муджтахидов, обладающих наибольшим религиозно-правовым и духовным авторитетом во всем шиитском мире (прим. пер.).
[9] Айаталлах ал-‘узма (араб. величайший аятолла, от араб. айат Аллах – «Божье знамение») – принятое в традиции усулитской религиозно-правовой школы шиитов-имамитов почетное именование авторитетных муджтахидов, которое добавляется к их имени. Получило широкое распространение во второй половине ХХ века.
[10] Например, в Конституции Франции, принятой 4 октября 1958 года (Конституция Пятой Республики), президент осуществляет надзор за соблюдением Конституции и слаженной работой трех ветвей власти, гарантируя сохранение страны. Он назначает премьер-министра. Назначение и снятие с должности министров также возложены на президента. Он обладает правом накладывать вето на законы, принятые парламентом, может его распускать и издать указ о проведении референдума, контролирует сессии парламента. Кроме того, в кризисных ситуациях, когда под угрозой оказываются республиканские институты, национальная независимость и территориальная целостность страны или же исполнение международных обязательств государства, и в работе ветвей государственной власти возникают нарушения, президент может проконсультироваться с премьер-министром, руководителями обеих палат парламента и Конституционного совета и принять необходимые меры вместо указанных в конституции ветвей государственной власти (ст. 5, 8, 10, 11, 12 и 16).