Референдум о поправках в Конституцию (июль 1989 г.)

Референдум о пересмотре Конституции Исламской Республики Иран (перс.: хамепорси-йе базнегари-йе ганун-е асаси-йе джомхури-йе эслами-йе Иран, همه‌پرسی بازنگری قانون اساسی جمهوری اسلامی ایران) – конституционный референдум, прошедший 28 июля 1989 года в Иране одновременно с президентскими выборами. Пересмотр Конституции Исламской Республики Иран (ИРИ) получил одобрение 97,6% избирателей. Это был первый и на данный момент единственный случай внесения поправок в Конституцию ИРИ. В основной документ Исламской Республики были внесены изменения: были изменены статьи 5, 107, 109, 111 и добавлена статья 176. Поправки отменяли требование к Верховному лидеру Исламской Республики быть ведущим религиозно-правовым авторитетом (марджа ат-таклид), упраздняли пост премьер-министра и вводили новый орган –  Высший совет национальной безопасности.

Конституция ИРИ была одобрена всенародным голосованием в 1979 году, менее через год после победы Исламской революции, в условиях политической нестабильности и нараставших противоречий в обществе. Спустя десять лет правления Имама Хомейни в качестве Верховного лидера новые политические реалии требовали пересмотра некоторых важных принципов Конституции ИРИ, в особенности, связанных с обеспечением стабильного механизма преемственности власти и сохранением политических и идеологических установок исламского строя. Тем не менее, сама Конституция не предусматривала возможности внесения в нее поправок, потому что не содержала соответствующих положений. Для внесения поправок пришлось прибегнуть к специальному распоряжению Верховного лидера, Имама Хомейни.

24 апреля 1989 года, находясь практически на смертном одре, великий аятолла Сейед Рухолла Хомейни назначил Совет по пересмотру Конституции (Шоура-йе базнегари-йе ганун-е асаси) из 25 человек. Совет назначил президента ИРИ Сейеда Али Хаменеи официальным преемником Имама Хомейни на посту Верховного лидера Ирана и разработал ряд поправок к действующей конституции. Поскольку Имам Хомейни изначально был против того, чтобы Верховным лидером или правящим факихом (вали аль-факих) в рамках его концепции вилаят аль-факих мог стать лишь муджтахид высшего уровня, достигший степени марджа ат-таклида, а Сейед Али Хаменеи не имел такого статуса, это положение было исключено из Конституции ИРИ. Также из текста Конституции (ст. 5) было исключено выражение «Руководящий совет» (шоура-йе рахбари), предполагавшее возможность коллегиального верховного руководства со стороны совета из нескольких шиитских факихов. Конституционные и религиозно-правовые основания власти Верховного лидера были укреплены: к самому названию вилаят аль-факих было добавлено определение «абсолютный» (мотлаг). Полномочия Верховного лидера были расширены и включили в себя также назначение факихов в Наблюдательном совете, главы высшего органа судебной власти, командование всеми вооруженными силами страны, амнистию заключенных или пересмотр судебных решений, надзор за надлежащим выполнением политического курса исламского строя, издание приказов о референдумах, назначение и увольнение главы государственной телерадиокомпании, регулирование отношений между тремя ветвями власти и разрешение разногласий между ними

Остальные поправки были призваны обеспечить большую централизацию исполнительной и судебной властей, а также сферы государственного телерадиовещания. Одна из поправок ликвидировала пост премьер-министра, который все больше рассматривался как лишний элемент в системе исполнительной власти, потому что взаимодействие президента и главы правительство сопровождалось постоянными разногласиями и конфликтами, требовавшими вмешательства Верховного лидера, обращавшегося к ним с назидательными посланиями.

Среди прочих поправок также было изменение названия парламента с Национального совещательного собрания (Маджлес-е шоура-йе мелли) на Исламское совещательное собрание (Маджлес-е шоура-йе эслами), увеличение численности членов Ассамблеи экспертов до 86 человек, а также передача этому органу полномочий собираться не реже одного раза в год для определения того, обладает ли действующий Верховный лидер умственными и физическими способностями для выполнения своих трудных обязанностей. Одна из поправок предполагала преобразование Совета по определению государственной целесообразности, созданного для урегулирования разногласий между парламентом и Наблюдательным советом, в постоянный орган, члены которого должны назначаться Верховным лидером, а также представителями трех ветвей власти, вооруженных сил, разведывательной службы и Наблюдательного совета.

Референдум состоялся уже после смерти Имама Хомейни, покинувшего этот мир 3 июня 1989 года. Предложенные поправки были одобрены иранскими избирателями 28 июля 1989 года и вступили в силу в тот же день. За поправки проголосовали 16 025 459 избирателей (97,6%), а против – 398 867 (2,4%). Недействительными были признаны 32 445 голосов. В общей сложности в голосовании приняли участие 16 456 771 иранский гражданин.

Члены Совета по пересмотру Конституции ИРИ, назначенные Имамом Хомейни:

Али Мешкини (председатель)

Сейед Али Хаменеи (заместитель председателя)

Аббас-Али Амид-Занджани

Эбрахим Амини

Ахмад Азари Кумми

Асадолла Байят

Мохаммад Эмами-Кашани

Хасан Хабиби

Наджафголи Хабиби

Хосейн Хашемиян

Алиакбар Хашеми Рафсанджани

Ахмад Джаннати

Мехди Карруби

Сейед Хади Хаменеи

Абольгасем Хазали

Мохаммад-Реза Махдави-Кани

Мохаммад Мохаммади Гилани

Мохаммад Данешзаде Момен

Мирхосейн Мусави

Абдолькарим Мусави Ардабили

Мохаммад Мусави-Хоэниха

Абдолла Нури

Хасан Тахери-Хоррамабади

Мохаммад-Реза Тавассоли

Мохаммад Язди