Садр, Сейед Муса
Аятолла Саййид Муса Садр (араб.: السيد موسى الصدر; перс.: سيد موسى صدر; 1928-1978) — иранский и ливанский шиитский политический и духовный деятель, богослов и философ. Пропал без вести 31 августа 1978 года, находясь в Ливии по приглашению лидера страны Муаммара Каддафи. Согласно последним данным, был убит по приказу Каддафи после словесной перепалки с ливийским диктатором.
Саййид Муса появился на свет 4 июня 1928 года. Муса был четвертым ребенком в семье великого аятоллы Саййида Садр ад-Дина Садра, великого факиха, одного из трех ведущих религиозно-правовых авторитетов (марджа’ ат-таклид) Кума, заместителя великого аятоллы Шейха Абдолькарима Хаэри-Йазди, основателя богословской семинарии в Куме. Его дедом по отцовской линии был аятолла Саййид Исма’ил Садр, преемник аятоллы Мирзы Хасана Ширази и абсолютный авторитет своего времени, а его дедом по материнской линии был аятолла Хадж Ага Хусайн Кумми, преемник аятоллы Саййида Абольхасана Эсфахани и предводитель народного восстания в Мешхеде, направленного против Реза-хана.
После окончания начального курса и освоения вводных дисциплин (мукаддамат) богословской семинарии, в 1943 году Муса Садр официально поступил в богословскую семинарию города Кум, где он проучился до осени 1959 года, то есть почти тринадцать полных лет. Он обучался у выдающихся преподавателей Кума и Наджафа, очень быстро достигнув степени иджтихада.
В 1950 году Саййид Муса Садр поступает на юридический факультет Тегеранского университета, а в 1953 году заканчивает факультет экономики. Саййид Муса Садр был первым представителем духовенства, поступившим в Тегеранский университет. Он владел арабским и французским языками, а также в совершенстве знал английский язык.
По окончании университета Саййид Муса Садр отправляется в Наджаф, чтобы начать новый цикл своего богословского обучения, и до 1958 года остается в Наджафе, занимаясь совершенствованием своих познаний в религии. В эти годы он занимается изучением фикха у великого аятоллы Саййида Мухсина Хакима, великого аятоллы Муртады Али-Йасина, великого аятоллы Саййида Абуль-Хади Ширази и великого аятоллы Хусайна Хали, изучает усуль аль-фикх у великого аятоллы Саййида Абулькасима Хои, а также изучает философию у аятоллы Садра Бадкубейи. В Наджафе он становится членом попечительского совета общества «Мунтада ан-нашр» («Клуб печати»).
В дни своего пребывания в Наджафе он впервые отправился в Ливан, чтобы повидать своих родственников и встретиться с лидером шиитов этой страны, великим аятоллой ‘Аллама Шараф ад-Дином. Во время этого посещения Ливана ‘Аллама Шараф ад-Дин проникается большой симпатией к личности Мусы Садра, и именно этот интерес в последствии стал причиной приглашения переехать в Ливан. В эти же самые дни аятолла Боруджерди попросил Мусу Садра поехать в Италию для проведения миссионерской и пропагандистской работы, однако господин Садр попросил извинить его и не принял этого предложения.
В 1958 году Саййид Муса Садр возвращается из Наджафа в Иран. По возвращении в Иран, Муса Садр вместе с группой других представителей духовенства становится главным редактором первого издания богословской семинарии Кума, получившего название «Уроки учения Ислама». Членами учредительного и редакционного советов были Саййид Муса Садр, Али Давани, Джафар Собхани, Мадждоддин Махаллати, Насир Макарем-Ширази, Сейед Абдолькарим Мусави-Ардебили, Хосейн Нури-Хамадани, Махмуд Ваэззаде-Хорасани, Сейед Мортаза Джазаэри. Он опубликовал в этом издании целую серию статей, посвященных экономическому учению ислама. Среди других направлений его культурной работы в эти дни было руководство национальной общеобразовательной школой в Куме. Также, вместе со своими единомышленниками доктором Бехешти и аятоллой Макарем-Ширази, Саййид Муса Садр разработал и выдвинул проект масштабного реформирования системы обучения в богословских семинариях.
В конце 1958 года Саййид Муса Садр переехал в Ливан. Шиитское население этой страны всегда было объектом притеснения и насилия со стороны ее правителей: начиная с эпохи Омеййядов и Аббасидов, и заканчивая эпохой Османской империи. После Османской империи, Ливан становится колонией Франции. На протяжении всех этих лет шииты были самой угнетенной прослойкой ливанского общества. Поэтому Имам Муса Садр избирает по приезду в Ливан для своей деятельности город Тир. Учитывая географические, исторические, культурные и политические особенности Ливана и этого региона в целом, он начинает мероприятия по улучшению положения шиитов в этой стране. Прошло не так много времени, и ливанские мусульмане стали обращаться к Саййиду Мусе Садру «Имам Муса ас-Садр».
Имам Муса Садр очень верил в роль гармоничной организации и слаженной деятельности и начал свою работу с создания именно таких организаций. Вот как он высказывался об этом: «Если мы захотим идти в одиночку в этом мире организаций, на мой взгляд, это будет верхом простодушия. Если мы сегодня не начнем действовать коллективно, то мы так и останемся в дураках. Потому что все сегодня упорядоченно, организованно и дисциплинированно».
Ремесленное училище, построенное усилиями Мусы Садра в городе Тур, было предназначено для сирот и обездоленных, которые обучались там техническим специальностям, таким как электротехника, электроника, кузнечное дело, сварочные работы, токарное ремесло, агротехника и т.д. Руководство этим училищем взял на себя Мостафа Чамран, прибывший в Ливан из США. Содержание такого учреждения требовало больших расходов, и учащиеся школы производили различные изделия для продажи за границу, благодаря чему они были гораздо более опытными и квалифицированными, чем ученики других школ.
Муса Садр возродил благотворительное общество «Благодеяние и доброта», созданное ‘Аллама Шараф ад-Дином для оказания помощи обездоленным. Для улучшения его работы были сформированы пять отдельных комиссий, предназначавшихся для исследований, планирования, решения материальных вопросов, пропаганды и проведения религиозных собраний. Девизом общества стал хадис Имама Али: «Наши последователи умирают, но никогда не протягивают к другим своей руки за подаянием». Все нищие Тира были поделены на несколько групп. Неработоспособных передавали на содержание их родни, а работоспособные проходили профессиональное обучение, и для них подыскивалась достойная работа. Также принимались меры для борьбы с профессиональными попрошайками.
Одной из забот Имама Мусы Садра было положение женщин в ливанском обществе. Он стремился поднять их интеллектуальный и образовательный уровень путем привлечения их к различным работам, а также обеспечения их участия в общественной жизни, учреждения специальных центров, таких как пансион для девочек и акушерское училище. Был создан медицинский центр «Мадинат ат-тыбб» («Город медицины»), который со временем обзавелся множеством филиалов во многих деревнях южного Ливана, население которых долгие годы было лишено доступа к медицинским услугам.
Муса Садр также открыл фабрику по производству ковров и даже пригласил одного из мастеров по ковроткачеству города Кашан, чтобы обучать женщин этому ремеслу. В учебном центре при фабрике обучались ковроткачеству более трехсот девушек из деревень района Джебель-Амель. После окончания всех необходимых занятий в их распоряжение предоставлялось оборудование для ковроткачества, и они продолжали работу у себя на дому, получая при этом заработную плату. Организация продавала эти ковры в специальных магазинах, а на вырученные деньги осуществляла другие работы по благоустройству жизни обездоленных и сирот.
Одной из других заслуг Имама Мусы Садра было создание Института исламских исследований (Ма’хад ад-дирасат аль-исламиййя), где, помимо ливанцев, обучалось множество студентов из африканских стран, Афганистана, Индонезии, Китая, Таиланда и Японии. Также усилиями Мусы Садра были открыты приют для сирот «Дар аль-айтам», женская организация, борьбы с безграмотностью, детский сад, дом инвалидов и престарелых, образцовая школа для девочек, молодежный спортивный клуб и научно-исследовательский центр Ливана.
Самым важным достижением Мусы Садра было основание центра для решения общих вопросов шиитского населения, обеспечения их естественных прав и защиты их человеческого достоинства. На тот момент шииты, в отличие от других конфессиональных общин Ливана, не имели своих организаций и централизованной структуры, что приводило к постоянному нарушению их прав. Он подчеркивал необходимость учреждения самостоятельного центра шиитов для более успешного отстаивания своих прав, организации и управления шиитами Ливана. Представители шиитов в парламенте Ливана, по предложению Имама Мусы Садра, представили в парламенте законопроект, который был им одобрен и подписан президентом. Согласно этому закону, шииты смогли основать для защиты своих прав собрание, получившее название Высшее исламское собрание шиитов (Аль-Маджлис аль-ислами аш-ши’и аль-а’ла). Пройдя через все юридические инстанции, избрав шариатский комитет, состоящий из девяти крупных шиитских улемов, и исполнительный комитет, состоящий из двенадцати человек, этот орган официально и на легальной основе приступил к своей деятельности, а Имам Муса Садр был избран его первым председателем.
Имам Муса Садр следующим образом определял цели этого собрания: выработка исламской позиции, как с идейной и научной точки зрения, так и с точки зрения борьбы и джихада; улучшение положения шиитской общины и обеспечение ее социально-экономического развития; принятие мер к предотвращению раскола между мусульманами с целью достижения полного единства между ними; сотрудничество со всеми религиозными общинами Ливана и стремление сохранить единство страны; исполнение обязанностей перед нацией и отечеством, защита свободы и самостоятельности Ливана, охрана его территории и границ страны; последовательная борьба с неграмотностью, нищетой, социальными противоречиями и притеснениями, моральным разложением; помощь, поддержка и содействие сопротивлению народа Палестины, сотрудничество с прогрессивными государствами и арабскими странами с целью освобождения территорий, оккупированных сионистским режимом.
В 1974 году Имам Муса Садр создает организацию под названием «Движение обездоленных» («Харакат аль-махрумин») для организации и воспитания молодежи, а также для ее ознакомления с исламским мировоззрением, чтобы затем как можно больше использовать эту силу в борьбе с культурным, экономическим и политическим порабощением мусульман. Обозначая общие контуры этого движения, Имам Муса Садр говорит: «Движение обездоленных берет своим истоком веру в Бога, человека и свободу, а также в благородство человека, оно отрицает всякое социальное притеснение и общинный политический строй, встав на путь борьбы с деспотией, феодализмом, господством и разделением. Движение обездоленных – это народное движение, которое стремится к величию и полновластию нашей родины и благополучию страны, а также борется с колониализмом, агрессией и корыстными интересами, направленными против Ливана».
Деятельность движения обездоленных с каждым днем приобретала все более широкий и устойчивый характер. Свою работу начали административное, организационное, идеологическое и политическое отделения этой организации. В то время правые и левые группировки располагали своими собственными вооруженными отрядами. С другой стороны, армия Ливана и другие военные группировки ничего не делали для защиты южных границ Ливана перед лицом постоянной агрессии и нападений со стороны Израиля. В одной из своих речей Имам Муса Садр говорит по этому поводу: «Защита своей родины относится не только к обязанностям и функциям государства, но все граждане обязаны защищать свою страну, свою территорию, свой дом, и если правительство не выполнило свою обязанность по защите отчизны, то необходимость ее защиты не снимается с самого народа».
По этой причине шииты Южного Ливана начали под руководством Мусы Садра военную подготовку молодежи. Первое войсковое подразделение было сформировано из семидесяти человек, студентов промышленного училища в Джебель-Амель. Военная подготовка проходила под руководством инструкторов из палестинской организации ФАТХ в условиях секретности. Еще в 1964 году, за год до того, как было основано палестинское движение ФАТХ, Имам Муса Садр рассуждал об идеи превращения Ливана в общество, противостоящее будущим агрессиям сионистского режима. Весной 1965 года он отправил группу молодых верующих-шиитов, чтобы они прошли шестимесячные курсы военной подготовки. С возвращением этих ребят, которые стали первыми кадрами ливанского сопротивления, начались совместные операции палестинских и ливанских бойцов в северной части оккупированной Палестины. Основной костяк этих сил составляли молодые шиитские бойцы Ливана, а командование операциями осуществлялось палестинцами. Первыми шиитскими мучениками в ходе этих вылазок против сионистского режима были молодые ребята из пограничного города ан-Накура, погибшие в 1968 году.
Во время сильнейших бомбардировок южного Ливана силами сионистского режима в 1970 году Имам Муса Садр собрал религиозных лидеров мусульман и христиан Ливана в рамках Комитета обороны южного Ливана, чтобы разработать меры по сопротивлению агрессии сионистского режима. В октябре 1972 года во время нападения сил сионистского режима на одну из деревень южного Ливана, началось осуществление первой неофициальной операции ливанского сопротивления, в результате которой было убито и ранено несколько израильтян. Начиная с осени 1972 года, была ускорена военная подготовка шиитской молодежи. В 1975 году Муса Садр официально объявил на пресс-конференции о существовании военной организации «Амаль», которая стала на тот момент ключевой силой ливанского сопротивления. Первая крупная операция ливанского сопротивления против израильской агрессии состоялась в начале 1977 года, когда в результате продолжительных боев были освобождены два приграничных городка – Тайба и Бинт-Джебиль.
Имам Муса Садр также был первым деятелем, разоблачившим зимой 1976 года план по расселению палестинских беженцев на территории южного Ливана. Израильтяне и их сторонники намеревались поселить палестинских беженцев, изгнанных из своей родины, в южном Ливане и создать для них так называемую новую родину. Таким образом, они рассчитывали одновременно изгнать палестинцев со своей территории и раскачать ситуацию в самом Ливане. Во время массированной атаки Израиля в южном Ливане в 1978 году, несмотря на отступление левых партий и палестинских группировок, бойцы сил сопротивления Ливана и учащиеся промышленной школы в Джебель-Амель остались в оккупированном районе и, невзирая на скудные возможности, до конца оказывали сопротивление сионистским оккупантам.
Муса Садр также обладал обширными связями среди лидеров арабского мира. Высокую оценку его деятельности дал иорданский король Абдаллах. В апреле 1970 года Имам Муса Садр в рамках пятого съезда Академии исламских исследований встретился с Гамалем Абдель Насером. Встреча, запланированное время которой было пятнадцать минут, продолжалась, по просьбе египетского лидера, более двух часов. После этой встречи Насер неоднократно говорил суннитским ученым Ливана: «Если бы у Аль-Азхара был такой руководитель, как господин Муса Садр».
Муса Садр также установил тесные контакты с суннитскими учеными с самого начала своего пребывания в Ливане. Его друзьями и единомышленниками считались такие выдающиеся деятели, как шейх Мухаммад аль-Газзали, шейх Мухаммад Абу-Захра, шейх Мухаммад ‘Абд ар-Рахман аль-Байсар, шейх Хабиб аль-Мустави и др. Имам Муса Садр принимал активное участие в ежегодных конференциях «Исламская мысль» (Аль-фикр аль-ислами) в Алжире и Ассоциация исламских исследований в Египте. Летом 1963 года во время двухмесячной поездки в североафриканские страны Имам Муса Садр выдвинул новый план сотрудничества исламских центров Египта, Алжира и Марокко с шиитскими богословскими семинариями Ливана.
Роль Имама Мусы Садра в разрешении межэтнических и межплеменных противоречий внутри Ливана, в создании мира и согласия между христианами и мусульманами, также была очень важна. Он установил дружеские отношения и искреннее сотрудничество с епископом Юсефом аль-Хури, епископом Жоржем Хаддадом и кардиналом эль-Харишем. Исторические проповеди Имама Мусы Садра, произнесенные в монастыре Дейр аль-Мухлис, расположенном на юге Ливана, и церкви Мармарун на севере Ливана в 1962-1963 годы, произвели глубокое впечатление на христиан этой страны. Весной 1965 года он начинает первую серию диалога между исламом и христианством с участием видных деятелей этих конфессий в культурной организации «Ливанский клуб» (Ан-надват аль-лубнаниййя). После шестидневной войны между арабами и Израилем в 1967 году он встречался с Папой Римским. С 1968 года Имам Муса Садр стал членом Страсбургского центра исламоведения. В конце 1978 года Имаму Мусе Садру удалось убедить мусульманских и христианских лидеров Ливана в необходимости создания широкого национального фронта. Он даже установил сроки его учреждения и проведения первого съезда после своего возвращения из поездки в Ливию, но его планам не суждено было сбыться.
Летом 1975 года, когда Ливан стал ареной для гражданских конфликтов, чтобы остановить войну, Имам Муса Садр пошел в мечеть «Ас-Сафа» в Бейруте и объявил голодовку. Сам Имам Муса Садр говорит по этому поводу: «Несмотря на все мои усилия, бомбардировки так и не были прекращены и мир так и не установился, а условия становятся с каждым днем все хуже. Поэтому в два часа по полудню я принял решение начать голодовку и держать пост. Я взял с собой только Книгу Аллаха и немного воды. Я останусь здесь, пока не погибну или страна не вернется в свое прежнее состояние. Я попрощался со своей матерью, супругой и детьми и пришел сюда, чтобы совершить молитву и обратиться с просьбой к Аллаху, чтобы он спас эту страну. Своей голодовкой я хочу доказать, что в Ливане имеется другое оружие, кроме разрушения и кровопролития».
Затем Имам Муса Садр выпускает манифест о голодовке, в котором требует прекращения кровопролития и всех форм вооруженной борьбы, прекращения политического кризиса и вакуума власти, формирования внепартийного правительства, которое смогло бы вернуть страну в ее естественное состояние, а также учреждение при правительстве трех комиссий для проведения всестороннего расследования с целью раскрытия истоков, процессов и виновников этой войны, осуществления плана по развитию и благоустройству обездоленных районов, реализации всеобщего национального мира. Реакция на эти усилия Имама Мусы Садра не заставила себя ждать. Многочисленные группы людей стали приходить в мечеть и принимать участие в голодовке. В Бейрут стало стекаться большое количество людей из Баальбека и южного Ливана. Через день после начала голодовки, некоторые армянские группировки выступили в защиту предложений Имама Мусы Садра. На второй день многие священники и иерархи церкви объявляли в своих приходах голодовку, к ним также присоединилась часть мусульман.
Имам Муса Садра очень сильно ослаб физически по причине голодания и уже с трудом передвигался. Выдающиеся деятели Ливана, политики и представители духовенства всех групп шли в мечеть и заявляли ему о своей поддержке. Муфтий суннитов Хасан Халид и многие христианские лидеры, а также Ясир Арафат, многие деятели сил сопротивления, даже министр иностранных дел Сирии, экс-президент и премьер-министр Ливана – все пришли навестить Имама Мусу Садра и заявить о своей солидарности. Недовольство кровопролитием росло, и, в конце концов, было установлено перемирие, и после избрания на пост премьер-министра Рашида Карами, в Бейруте установился мир.
Однако прекратить голодовку Мусу Садра заставило другое событие, которое произошло в Баальбеке. На несколько христианских деревень в этом районе было совершено нападение, в результате которого было убито множество христиан. Нападавшие намеревались сделать этот инцидент предлогом для геноцида мусульман. После перемирия Имам Муса Садр сразу же прекратил голодовку и немедленно отправился в Баальбек, чтобы в течении нескольких дней умиротворить Баальбек. Там Имам Муса Садр произнес известные слова: «Даже если в Бейруте убьют моего сына, я не позволю, чтобы в Баальбеке был убит невинный христианин. Эти две вещи никак не связаны между собой».
После очередного всплеска гражданской войны весной 1978 года Муса Садр стал активно искать пути для урегулирования конфликта. Он отправился сперва в Сирию, а 25 августа 1978 года вылетел вместе с шейхом Мухаммадом Якубом и журналистом Аббасом Бадруддином в Ливию для переговоров с Муаммаром Каддафи. После встречи с Каддафи 31 августа 1978 года от них больше не поступало никаких известий. Правительство Ливии объявило, что Муса Садр отправился в Италию, предоставив в качестве доказательства его личные вещи, найденные в одной из римских гостиниц. Однако власти Италии опровергли эту информацию и настаивают, что личные вещи Садра были доставлены в гостиницу ливийскими спецслужбами. Ливанский парламент обвинил Каддафи в похищении Садра. По утверждению Абдуль-Мунима аль-Хуни, бывшего представителя Ливии в Лиге арабских государств, Муса Садр был застрелен по личному приказу Каддафи в тюрьме возле города Сабха в 1978 году. По словам представителя Национального переходного совета Ливии в Каире, Каддафи убил ас-Садра после спора о его шиитских убеждениях. Садр обвинил его в незнании вероучения шиитов и суннитов. Ахмед Рамадан, влиятельная фигура времен режима Каддафи и очевидец встречи Садра с Каддафи, заявил, что их встреча длилась два с половиной часа и закончилась словами Каддафи «Схватите его». По другой версии, Каддафи приказал убить ас-Садра и его соратников по просьбе палестинского лидера Ясира Арафата из-за негативного отношения шиитского лидера к левым группировкам.