Садуги, Мохаммад

Мохаммад Садуги (перс.: محمد ادوقی, 1982-1909) – иранский шиитский муджтахид, аятолла. Был одним из видных иранских священнослужителей, ставших жертвами террора боевиков группировки Организация моджахедов иранского народа (ОМИН), и получил известность как «четвертый шахид минбара» (по аналогии с выдающимися средневековыми шиитскими учеными, казненными тираничными правителями: Шахид аль-Авваль, Шахид ас-Сани и др.).

Мохаммад Садуги родился 1 марта 1909 года в семье шиитских священнослужителей в Йезде. Его отцом был аятолла Ага-Мирза Абу-Талеб, прямой потомок шиитского ученого Шейха ас-Садука, который выполнял обязанности имама в мечети «Роузе-йе Мохаммадийе». Его прапрадед по материнской линии, Молла Мохаммад-Мехди Керманшахи, был сослан в Йезд по приказу Фатх-Али-шаха из династии Каджаров. Садуги потерял отца в семь лет, а в девять лет остался и без матери, оказавшись на попечении своего дяди, Мирзы Мохаммада Керманшахи. Он сначала учился в традиционном медресе Абдоррахим-хана, а в 1930 году уехал для продолжения учебы в Исфахан, после чего снова вернулся в свой родной город. Спустя год он уехал в Кум, где учился и преподавал в богословской семинарии. Его преподавателями были аятолла Сейед Рухолла Хомейни, Абдолькарим Хаэри Йазди, Сейед Садроддин Садр, Мохаммад-Таги Хансари, Сейед Мохаммад Ходжат Кухкамареи. В то же самое время его занятия посещали такие выдающиеся религиозные ученые, как Мортаза Мотаххари, Мохаммад-Таги Джафари, Мохаммад Фазель Лянкаран, Юсеф Санеи, Акбар Хашеми Рафсанджани, Али Годдуси и Ахмад Джаннати.

В 1951 году он по просьбе своих земляков вернулся в Йезд после смерти шейха Голамрезы Фагиха Хорасани. В этот период он сблизился с видным ученым и преподавателем Кумской семинарии Сейедом Рухоллой Хомейни. Он также был сторонником политической организации «Федаян-е эслам» и даже некоторое время укрывал в своем доме Сейед Абдольхосейна Вахеди, который был вторым по значимости лицом в этой организации и находился в розыске.

Мохаммад Садуги с 1963 года принимал участие в оппозиционном движении аятоллы Хомейни. Во время протестов 1963 года он составил коллективное обращение с критикой действий шахского режима, подписанное многими другими священнослужителями. Он также ездил с различными поручениями от Хомейни в разные города Ирана. В этих поездках его сопровождал сын Мохаммад-Али, который в 1978 году вылете в Париж, провел там три месяца, находясь в ближайшем окружении Хомейни, и вернулся оттуда в Иран в феврале 1979 года вместе с ним. Мохаммад Садуги также ездил к Хомейни в Париж, а перед возвращением Имама в Иран принял участие в забастовке шиитских ученых в Тегеранском университете, проведенной в знак протеста против решения премьер-министра Шапура Бахтияра о закрытии воздушного пространства.

После победы Исламской революции в 1979 году он был представителем народа Йезда в Конституционном собрании. Известно, что именно он настоял на включении положения о Корпусе стражей Исламской революции (КСИР) в текст Конституции Исламской Республики Иран. Он также был назначен имамом пятничной молитвы в городе Йезд личным распоряжением Имама Хомейни в 1980 году. После начала ирано-иракской войны он несколько раз выезжал на фронт и даже принял участие в операции «Бейт оль-Могаддас».

Садуги был убит 2 июля 1982 года боевиками Организации моджахедов иранского народа (ОМИН) после совершения пятничной молитвы. Его убийцу звали Реза Эбрахимзаде, после пятничной молитвы он подошел к нему, поздоровался с ним за руку и обнял – в этот момент сработало самодельное взрывное устройство из ручных гранат, закрепленное у него на поясе. Убийца и его жертва, мученик Садуги, погибли мгновенно. Телохранитель Эбрахимзаде, Ахмадреза Солтани, получил серьезное ранение, оставшись инвалидом. В начавшейся давке погибли еще четыре женщины. Тело аятоллы Мохаммада Садуги было предано земле в мечети «Роузе-йе Мохаммадийе» в Йезде. После его смерти Имам Хомейни подготовил заявление, в котором рассказал о своей тридцатилетней дружбе с Садуги.

Сын Мохаммада Садуги, Мохаммад-Али Садуги (1949-2011), также был священнослужителем и до конца жизни (1988-2011) выполнял обязанности представителя вали аль-факиха в городе Йезд.