Сейед Мохаммад Бехешти. Исламская концепция истории. Ч. 1.

Представляем вашему вниманию главу из книги «Философия ислама», изданной Сейед Мохаммадом Бехешти и Мохаммад-Джавадом Бахонаром в 1970-е годы в Европе. Эта глава посвящена исламской концепции истории в понимании ведущих интеллектуалов иранского исламского оппозиционного движения в те годы. Знакомство с этим текстом позволяет понять, в какой мере общий интеллектуальный и идейно-политический контекст антишахского движения, в котором в тот период был высокий удельный вес именно марксистских идей, влиял на представления исламских лидеров об истории, прогрессе, диалектике и закономерностях общественного развития. Исламская революция как политический проект была бы невозможна без своей собственной концепции мировой истории, которая во многом писалась по лекалам, сформированным марксистской идеологией, но черпала свои идеи и вдохновение в Коране и исламских преданиях. Одним из главных источников в формировании своих новаторских и революционных концепций для исламских авторов становится сборник речей и писем первого шиитского имама Али ибн Абу Талиба «Нахдж аль-Балага».


 

Чтобы ознакомиться с исламской концепцией исторических изменений и факторов, формирующих историю, необходимо принять во внимание следующие несколько моментов:

Коран обращает внимание на обычный ход истории

Мы уже выяснили, что изменения в природных явлениях регулируются определенными законами и вызываются определенными причинами и факторами. Короче говоря, мы можем сказать, что у природы есть определенные пути, и что ислам придает большое значение их существованию.

Согласно исламской точке зрения, в обществе также существуют определенные законы, которые определяют модели, на основе которых происходят социальные изменения. Подъем и падение наций, их сила и слабость, приход к власти каких-либо конкретных групп, устойчивость или неустойчивость общества – всё это подчиняется законам, которые управляют обществом и его отношениями с другими обществами. Таким образом, исторические события не случайны и не не могут не иметь под собой никаких оснований. Они не подвержены капризам судьбы. Все в обществе, как и в природе, подчиняется законам.

Социальные законы и модели не возникают автоматически или в результате какого-либо внутреннего принуждения.

На самом деле, все они являются частью замысла Творца и «божественных путей». Вот несколько примеров тех путей, о которых говорится в Коране (Давайте посмотрим, какую роль играет воля человека в этой сфере).

«Мы погубили поколения, жившие до вас, поскольку они поступали несправедливо (потому что их социальные отношения были основаны на несправедливой системе)» (Коран, 10:13).

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли» (Коран, 7:96).

В аяте 43 суры «аль‑Фатир» и далее Коран говорит о тех, кто из-за своего эгоизма и высокомерия противостоит миссии пророков и усилиям тех, кто отстаивает истину. Такие люди используют всевозможные незаконные средства для расширения своей власти и достижения своих эгоистичных целей. После этого в Коране говорится:

«Злое ухищрение окружает только тех, кто творит зло. Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме участи первых поколений? Ты не найдешь замены для установления Аллаха и не найдешь возможности уклониться от установления Аллаха. Разве они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, кто был до них? Они были сильнее их, но ничто не способно сбежать от Аллаха ни на небесах, ни на земле» (Коран, 35:44).

В аяте 137 суры «Али-‘Имран» говорится:

«Задолго до вас случались [разные вещи]. Так походите же по земле и посмотрите, каков был конец тех, кто опровергал [истину]» (Коран, 3:137).

В следующем аяте говорится:

«Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (Коран, 3:139).

Далее Коран говорит:

«Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников» (Коран, 3:140).

Эти аяты, если их рассматривать вместе, указывают на то, что перемены в истории нации происходят благодаря таким качествам, как настойчивость, самопожертвование ради благого дела и воздержание от эгоизма и недостойных поступков. Это одна из тех норм, которые всегда преобладали в народе.

Из аятов 70-77 суры «Бану-Исраиль» мы можем вывести следующие принципы:

Нации и сообщества отличаются друг от друга своими лидерами и руководством, которое они получают от них. Приверженность той или иной идеологической цели необходима. Если сообщество, желая продолжать свою эгоистичную и вредную деятельность, поссорится со своими трудолюбивыми, самоотверженными и искренними лидерами и выгонит их, у него не будет большого запаса времени. После этого в Коране говорится:

«Так поступали с Нашими посланниками, отправленными до тебя. Ты не найдешь изменений в Наших установлениях» (Коран, 17:77).

Аят 16 той же суры говорит нам, что, когда какое‑либо место должно было подвергнуться разрушению, те из его жителей, которые жили спокойно, начинали предаваться распущенности и беспутству. Тогда приходило повеление Аллаха в отношении этих продажных и подлых людей, склонных к накопительству и удовольствиям. Это место оказывалось разрушено, а его жители уничтожены.

В аятах 6-14 суры «аль‑Фаджр» Коран говорит:

«Неужели ты не видел, как Господь твой поступил с адитами — народом Ирама, обладавшим колоннами (воздвигавшим высокие здания с колоннами или обладавшим могучим сложением и огромной силой), подобных которому не было сотворено в городах? С самудянами, рассекавшими скалы в лощине? С Фараоном, владевшим кольями (обладавшим множеством воинов, которые поддерживали его власть, подобно тому, как колышки поддерживают шатер, или привязывавшим людей к кольям во время казни)? Они преступали границы дозволенного на земле и распространяли в них много нечестия. Тогда твой Господь пролил на них бич мучений. Воистину, твой Господь — в засаде (предоставляет отсрочку грешникам, чтобы затем неожиданно наказать их за ослушание)» (Коран, 89:6-14).

Это лишь несколько из очень многих примеров, в которых Коран ссылается на обычный ход истории.

Бурный всплеск желаний и эмоций

Мы уже выяснили, что человек обладает как земной, так и небесной природой. У него есть много видов склонностей и эмоций, и он отвечает за направление и изменение своих желаний. Мы также в той или иной мере знаем, что страсть к эгоизму, самовозвеличиванию, распущенности и жажде власти иногда вспыхивают с такой силой, что может привести к гибели отдельного человека и общества. Коран описывает отдельных людей и целые группы, не контролировавшие свои страсти, как порочных, беспутных, неправедных, злых, высокомерных и даже дьявольских и агрессивных людей. На протяжении всей истории и в самых разных экономических условиях такие люди стремились к достижению своих эгоистичных целей, расширению своей власти и авторитета, а также к эксплуатации и подчинению других. Для достижения своих порочных целей они не гнушаются применения силы, мошеннических средств, угроз, искушений и преследований. Они сеют раздор среди людей и запугивают их. Они создают те условия, в которых они могут навязывать массам такие идеи и такой образ жизни, которые могут способствовать сохранению их собственной репрессивной власти.

Мифы, заблуждения, идолопоклонство, скверные обычаи, старые и новые божества вводятся или возрождаются заново, чтобы помешать людям правильно мыслить и двигаться в правильном направлении, и таким образом прокладывается путь для их эксплуатации. Сколько войн было разожжено пламенем алчности, жадности и своекорыстия тиранов! Сколько разрушений, страданий, кровопролития и насилия было вызвано их жаждой власти и стремлением к высокому положению!

Коран считает нечестие, тираническую и деспотическую деятельность таких людей причиной разрушительных изменений в истории.

Из аята 205 суры «аль‑Бакара» мы можем сделать следующий вывод: всякий раз, когда корыстолюбивый человек приходит к власти, он творит зло, пытается разрушить сельское хозяйство и совершает геноцид.

В аяте 62 суры «аль‑Маида» и последующих аятах Коран говорит о тех, кто из-за своего высокомерия и отрицания истины всегда готов идти на любые грехи и преступления, разжигать пламя войны и распространять нечестие.

В аяте 4 суры «аль‑Касас» и далее говорится:

«Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие» (Коран, 28:4).

В аяте 54 суры «аз‑Зухруф» Фараон описан следующим образом:

«Он обманул свой народ, и они подчинились ему. Воистину, они были людьми нечестивыми» (Коран, 43:54).

В аяте 27 суры «ан‑Ниса» Аллах говорит:

«Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону» (Коран, 4:27).

Вот некоторые примеры аятов, которые показывают, что есть люди, которые из-за того, что они слепо следуют своим желаниям и не предпринимают никаких попыток изменить или направить их в правильном направлении, создают много зла и порождают печальные события в истории.

Вопрос о противоречии

Согласно исламской концепции, противоречие играет важную роль в возникновении изменений в истории, но это не единственный фактор, который их вызывает. Далее, противоречие не означает просто противоречие между производственными отношениями и производительными силами.

Внутри самого человека существуют две противоречивые силы: дьявольские наущения и руководство разума. Другими словами, внутри человека его животные наклонности и его высшие инстинкты находятся в состоянии конфликта. Бок о бок с человеком, то есть наряду с его божественным аспектом, существует сатана, который является проявлением всех вводящих в заблуждение и обманчивых факторов. В обществе идет непрерывная борьба между правдой и ложью. С незапамятных времен два сына Адама, представлявшие два крыла людей истории, сражались друг с другом. Один из них борется за удовлетворение своих тщеславных желаний и достижение своих эгоистичных целей. Из‑за своей ревности и своекорыстия он уничтожает другого. Его эгоизм достигает кульминации в первом убийстве и преступлении и устанавливает традицию враждебности эгоистичных, похотливых и преступных личностей и группировок, которые Коран называет порочными, дьявольскими и вредными, по отношению к реформаторам и защитникам праведности и справедливости. Этот конфликт, в различных формах, продолжался на протяжении всей истории.

Корень этого конфликта и борьбы между двумя сторонами угнетателей и угнетенных, эксплуататоров и эксплуатируемых, тиранов и жертв тирании, существует в самом человеке. Именно вспышка его внутренних страстей и эмоций вызывает такой хаос. Конечно, на разжигание или сдерживание этой вспышки оказывают влияние социальные и экологические условия.

Так или иначе, результатом этого противоречия и конфликта, как внутри отдельного человека, так и между различными классами общества, не всегда является уничтожение одной из сторон. Во многих случаях результатом является изменение, направление и даже примирение двух противоположных сил.

Например, если существует конфликт между разумом и страстью, его результатом не будет угасание последней. Точно так же, если существует конфликт между материальными желаниями и высшими человеческими наклонностями, его результатом не должно быть уничтожение естественных и материальных желаний в такой степени, что человек не должен прилагать никаких усилий для поиска пищи, одежды и партнера по браку. Целью этого конфликта является формирование самого себя, так что все эти желания должны контролироваться и дисциплинироваться, а все инстинкты должны проявляться умеренно и без излишеств.

В обществе конфликт так же часто направлен на то, чтобы вразумить людей мирным путем, призывая их к добру и удерживая их от зла с целью улучшения окружающей среды и исправления нечестивых и преступных людей, хотя иногда он также направлен на уничтожение угнетателей, как в случае наказания за непредумышленное убийство и в случае священной войны. Следовательно, нельзя упускать из виду роль конструктивных факторов.

Необходимость усиления позитивной силы противоречия и сопротивления нечестию

В каждом конфликте та сторона, которая сильнее, добивается большего успеха. Следовательно, если тираны и угнетатели будут сильнее, угнетение и нечестие будут преобладать, люди будут подвергаться преследованиям и будут лишены своих прав.

Однако, когда сторона праведности и справедливости становится сильнее, социальная справедливость становится доминирующей, и угнетатель удаляется со сцены. Естественно, это требует постоянных усилий и тяжелой работы, направленной на укрепление стороны праведности.

«Если бы только среди поколений, живших до вас, были мудрые люди, которые выступали бы против нечестия на земле» (Коран, 11:116).

«Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство» (Коран, 2:251).

Ряд других аятов, в которых подчеркивается необходимость борьбы с негодяями, агрессорами, тиранами и себялюбцами и обещается успех тем, кто упорно трудится и настойчиво противостоит беззаконникам, подтверждают это.

Поэтому простое усиление противоречий и увеличение причин конфликта не могут приблизить необходимые изменения. Только пробуждение и правильное руководство угнетенных, укрепление сторон, стремящихся к справедливости, и поощрение их позитивных наклонностей и чувств могут помочь восторжествовать истине.

а. Знание хода истории,

б. Выявление возможностей;

в. Использование этих возможностей в своих интересах.

Очевидно, что любой человек, каким бы ни был уровень его общественного сознания и лидерских способностей, не может творить историю. Глубокое знание хода истории, понимание структуры различных обществ, правильная интерпретация исторических событий, знакомство с тем, что происходило с людьми прошлого, и четкое представление об обычаях, традициях, склонностях и духе общества необходимы, чтобы иметь возможность принимать подходящие, своевременные и плодотворные меры.

Помимо знаний, также необходима способность формировать, направлять и организовывать мышление людей и преодолевать силы оппозиции.

Также важно иметь твердую убежденность, определенную цель, силу сопротивления и настойчивости. Вот почему мы видим, что история породила очень ограниченное число людей и групп, которые могли бы взять на себя эту социальную миссию и посредством своих творческих и конструктивных идей, благодаря смелости, широте взглядов и необычайным лидерским качествам могли бы совершить прорыв, чтобы изменить сознание людей и добиться больших перемен в истории нации. Несомненно, история человечества – это история великих и выдающихся людей, сыгравших решающую роль.

 

Великая роль пророков в создании истории

Изучение движения пророков показывает, что они были самым большим источником интеллектуальной и реформаторской революции в обществе. Именно они проповедовали справедливость, гуманность, человеколюбие, братство, равенство, служение человечеству, любовь, человеческую свободу, мир, чистоту, благочестие и другие социальные и человеческие добродетели.

Более того, именно они больше, чем кто-либо другой, разоблачали угнетателей, тиранов, лицемеров и себялюбцев и учили людей смело противостоять им и приносить жертвы ради этой цели. Главной особенностью их программы была борьба против порабощения и унижения и стремление к свободе и независимости. Поразмышляйте над следующими аятами:

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (Коран, 16:36).

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (Коран, 57:25).

Пророк Ибрахим (мир ему!)

С самого начала письменной истории Ибрахим был признан защитником монотеизма, иконоборчества и разрушения мифов. Именно он учил жертвовать своей жизнью, имуществом и детьми ради дела, которое тебе дорого, и именно он боролся против элементов беззакония и своекорыстия, которые представлял Нимруд. В результате он был брошен в пылающий огонь, потому что продолжал свою борьбу против идолов и лжебогов. Он показал пример стойкости и самопожертвования и продолжил свою борьбу дальше, когда преодолел это испытание. Он заложил фундамент старейшего центра единобожия, а именно Каабы. Он был вдохновителем всех великих семитских религий, провозглашавших единобожие на огромной территории во всем мире.

Пророк Муса (мир ему!)

Усилия Мусы по освобождению своего народа, его колоссальная борьба против порабощения и унижения и его смелая позиция против тех, кто обладал властью и могуществом, будучи воплощением угнетения и жажды власти, увенчали успехом историю народной борьбы и человеческих движений.

«Ступайте к Фараону вдвоем, ибо он преступил границы дозволенного» (Коран, 20:43).

«Ступайте к нему вдвоем и скажите: «Мы — посланники твоего Господа. Отпусти с нами сынов Израиля и не причиняй им мучения» (Коран, 20:47).

«Потом Мы отправили Мусу (Моисея) и его брата Харуна (Аарона) с Нашими знамениями и ясным доказательством. к Фараону и его знати, но они возгордились, ведь они были людьми надменными. Они сказали: «Неужели мы уверуем в двух людей, которые подобны нам, тогда как их народ служит нам?» (Коран, 20:45-47).

Выступая против требований Мусы, Фараон и его помощники прибегли к клевете, запугиванию и промыванию мозгов.

«Из-за страха перед тем, что Фараон и его знать будут преследовать их, Мусе (Моисею) поверили лишь немногие потомки из его народа. Воистину, Фараон был деспотичным тираном на земле. Воистину, он был одним из тех, кто излишествует» (Коран, 10:83).

«Когда он принес им истину от Нас, они сказали: «Убивайте сыновей тех, кто уверовал вместе с ним, и оставляйте в живых их женщин!». Но козни неверующих безуспешны. Фараон сказал: «Не мешайте мне убить Мусу (Моисея). Пусть он призовет своего Господа. Я опасаюсь, что он заменит вашу религию или распространит на земле нечестие». Муса (Моисей) сказал: «Воистину, я прибег к защите моего Господа и вашего Господа от всякого превознесшегося гордеца, не верующего в День расчета» (Коран, 40:25-27).

«Фараон воззвал к своему народу и сказал: «О мой народ! Разве не мне принадлежит власть над Египтом и эти реки, что текут подо мною? Разве вы не видите? Разве я не лучше этого презренного, который едва объясняется? И почему на него не надеты браслеты из золота? И почему с ним не явились сопутствующие ангелы?» (Коран, 43:51-53).

«Фараон сказал: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключенными» (Коран, 26:29). Но Муса был тверд. Он не отказался от своей борьбы и сказал своим сподвижникам: «Просите помощи у Аллаха и терпите. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует ее в наследие тому из Своих рабов, кому пожелает, и благой конец уготован богобоязненным» (Коран, 7:128).

Муса ободрил свой народ и сообщил им благую весть, сказав: «Быть может, ваш Господь погубит вашего врага и сделает вас их преемниками на земле, а затем посмотрит, как вы будете поступать» (Коран, 7:129).

Как мы знаем, в конце концов Мусе удалось спасти свой народ. Враг, несмотря на всю его мощь и величие, был уничтожен. Таким образом, была открыта новая глава истории, которая привела в движение ряд исторических событий.

Пророк Иса (мир ему!)

На протяжении примерно двух тысяч лет Иса был признан в истории спасителем и посланником мира и справедливости. Он стоял прямо среди эгоизма, разжигания войн, накопления богатства, соперничества и кровопролития. В то время самовозвеличивание и мошеннические сделки были на пике своего распространения. Недостойные священнослужители, которые должны были быть религиозными лидерами и носителями Божественных заповедей, сами были вовлечены в соперничество друг с другом и совершали такие отвратительные преступления, как убийство пророков, клевета, ростовщичество и лицемерие.

В таких обстоятельствах Иса выстоял и боролся со всем злом своего времени. Он исправил и вновь вернул к жизни религию Моисея, которая была искажена и неправильно истолкована, и проповедовал праведность, чистоту, гуманизм, любовь и служение человечеству. Он вел свою жизнь с предельной простотой и искренне выполнял свою миссию, рискуя даже своей жизнью.

В ходе истории провозглашенные им принципы вызвали огромную волну новых идей о нравственном поведении и чувстве товарищества в значительной части мира. Его учение послужило источником многих эпохальных движений и революций.

История христианства и церкви полна многих хороших и плохих событий и движений. Очевидно, что все хорошее было результатом следования тем или иным принципам Исы, а все плохое и уродливое – результатом неправильного и искаженного толкования этих учений и отклонения от его миссии.

Наконец настал черед величайшего и самого плодотворного Божественного движения, которым является послание ислама. Мы предлагаем остановиться на нем в конце этого раздела.

Откровение было движущей силой пророческих движений

Нет сомнений в том, что каждый пророк начинал свою миссию в самое подходящее время, когда свирепствовали несправедливость, неправильные представления, необоснованная дискриминация, разногласия и пренебрежение обязанностями, и ситуация требовала начала реформаторского движения, чтобы рассеять тьму и осветить пространство светом добродетели и истины. Но во всех случаях эта кампания по изменению интеллектуальных и социальных условий начиналась только по воле Божественного откровения.

Действительно, Муса с юности был чрезвычайно взволнован и расстроен унижением и рабством своего народа. Он сознавал, что власть и богатство сосредоточены в руках одной группы, а другая группа страдает от нищеты, рабства, мучений и пыток. Но все же у него не было никаких планов предпринимать какие-либо действия или проводить какие-либо реформы. Даже когда он убил человека из вражеского лагеря во время встречи с ним, он бежал из города в большом замешательстве, так как чувствовал, что его жизнь в опасности. Но годы спустя, когда он стал пророком, и Божественное откровение побудило его принять меры, он вернулся в тот же город, отправился прямиком к фараону, могущественному и опасному врагу его самого и его народа, потребовав от него освободить сыновей Израиля и прекратить их мучить. Только тогда творения Божьи пришли в движение.

До сорока лет Пророк ислама жил среди невежественных людей, чей образ жизни был недостойным мужчины и очень несправедливым. Его чистый и ясный ум осознал моральную извращенность общества и почувствовал себя подавленным. Что касается его самого, то он никогда не мирился с окружающей средой и время от времени предпринимал усилия даже для того, чтобы предотвратить агрессию и уладить разногласия[1].

Но он не предпринял никаких шагов для того, чтобы проповедовать социальные реформы или начать с этой целью какую-либо кампанию.

Прорыв был совершен только тогда, когда он получил свое первое откровение в пещере на горе Хира. Это было событие, положившее начало исламскому движению.

Поэтому можно сказать, что откровение является главной опорой и краеугольным камнем миссии пророков. Но что такое откровение и какие последствия оно за собой влечет?

Откровение

Откровение – это своего рода возвышенное знание о реалиях мира, его ценностях и высших целях человеческой жизни. Это знание является недвусмысленным, прямым и ясным. Это особый Божественный дар, данный чистому и святому человеку.

Откровение – это не обычный вид сознания или восприятия, полученный с помощью органов чувств, наблюдения или опыта. Это также и не некое субъективное осознание, основанное на предыдущих субъективных данных или ранее приобретенных знаниях, проявляющихся в результате творческих усилий человеческого разума. Оно также отличается от интуиции и мистического озарения. Это чистое и категоричное знание, трансцендентное познание и Божественный дар.

Некоторые последствия откровения

(а) Внутреннее пробуждение: Откровение вызывает пробуждение в душе пророка и пробуждает все его существо. Оно пробуждает его дремлющие способности и силы и направляет их на выполнение его миссии. Соприкоснувшись с вечным источником откровения, он наполняется новым духом и рвением.

(б) Ясное понимание: В результате откровения разум пророка наделяется ясным пониманием и широтой видения, как если бы он был соединен с бурным и чистым источником знаний. Его разум наполняется чистыми и плодотворными идеями.

Коран описывает откровение как свет, проницательность, озарение, мудрость, исцеление, милосердие, доказательство и источник жизни и знаний. Очевидно, что этот свет и понимание в первую очередь должны просвещать сердце самого пророка, на которого нисходит откровение.

Поскольку идеи пророка вдохновлены Божественным откровением, они не осквернены ни мифами и заблуждениями, ни его собственными интересами или личными прихотями. Как сказано в Коране, «Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение» (Коран, 53:3-4).

Благодаря своей ясной проницательности и чистоте помыслов пророк достигает непогрешимости. Его миссионерские идеи защищены от любого рода ошибок или промахов.

(в) Эффективное направление мышления людей: Откровение направляет людей и указывает им правильный путь. Оно раскрывает их внутренние таланты в полной мере и развивает их высшие человеческие чувства и наклонности. Это придает их мышлению полезную направленность и, в свете нового пробуждения, ведет их ко всему хорошему и приятному.

Разобравшись с заблуждениями, ложными верованиями, неправильными практиками и другими ловушками, которые могут возникнуть в обществе, и подчеркнув необходимость пророков, Имам Али (мир ему и благословение Аллаха!) в своей первой проповеди, приведенной в «Нахдж аль‑Балага», объясняет, с какой целью были воспитаны пророки:

«Аллах посылал Своих пророков к людям. Он посылал Своих пророков одного за другим, чтобы люди соблюдали завет своего врожденного естества (не позволяли погаснуть свету их врожденной склонности к поклонению Аллаху и следованию правильному руководству). Он посылал пророков, чтобы напомнить людям о Его милости к ним и донести до них истину, чтобы у них не было оправдания».

«Он посылал пророков к людям, чтобы они всколыхнули скрытые сокровища их душ и рассказали им об их обильных и полезных возможностях».

(г) Наконец, откровение является носителем великого послания пророков в том, что касается осуществления изменений в обществе. На самом деле, откровение имеет социальную миссию, а именно: перестройка общества, установление справедливой системы и реорганизация нации.

Исторически признанные Божественные послания сыграли огромную роль в этой области. Теперь мы изучаем универсальное послание ислама, которое является самым важным из всех этих посланий.

Исламское движение – проявление законов истории

Мы предлагаем рассмотреть этот вопрос в несколько этапов:

Господство несправедливости не может длиться долго

Мы уже знаем, что это один из самых важных законов истории, согласно которому, когда несправедливость и нечестие становятся безудержными, обязательно следует революция. Крах элементов, поддерживающих необоснованную дискриминацию и тиранию, неизбежен.

Помня об этом незыблемом правиле истории, мы обнаруживаем, что в VI веке Аравия, Иранская и Римская империи и все другие известные страны того времени были готовы к некому взрыву. В то время не только в Аравии существовали дискриминация, вера в мифы, идолопоклонство, племенные распри, бедность, тирания и многие другие несправедливости и пороки, но даже большие и могущественные (хотя и приходящие в упадок) державы, так называемые цивилизованные страны тех дней, были жертвами стольких заблуждений, ложных верований, взаимных конфликтов между правителями, жестоких законов, глубоких классовых различий, массовых убийств, жестоких войн, необоснованных предрассудков, варварских обычаев и нападок на знания: атмосфера была удушающей. Массы стонали под тяжким финансовым бременем, в то время как некоторые привилегированные лица и целые группы людей жили в роскоши. Были также тысячи других зол. Коран описал это положение как явное заблуждение (Коран, 62:2)

Имам Али (мир ему!) описал ситуацию в мире, сложившуюся в то время, следующим образом:

«Аллах послал Пророка Ислама в то время, когда уже давно не было никаких пророков. Люди были погружены в глубокий сон. Повсюду царила полная неразбериха. Шли войны. Листья древа жизни пожелтели, и не было никакой надежды, что оно когда-нибудь принесет плоды. Воды высохли. Свет истинной религии погас. Страдание вытянуло свое уродливое лицо и окружило человечество. Результатом этой прискорбной ситуации не могло быть ничего, кроме хаоса и неприятностей. Страх переполнял сердца людей, и они не могли найти другого убежища, кроме как в кровожадном мече!» (Нахдж аль‑Балага).

Эта мировая ситуация предвещала большое событие, которое могло бы свергнуть жестокие и устаревшие системы.

Господство несправедливости среди людей не могло быть прекращено без вмешательства человеческого фактора и идеологического движения. Было необходимо, чтобы люди обладали лучшими знаниями, и должна была существовать школа, которая просвещала бы их мысли и устанавливала для них программу, чтобы можно было пробудить их дремлющие силы.

«Это произойдет потому, что твой Господь не губит города несправедливо, пока их жители пребывают в неведении» (Коран, 6:131).

«Все селения, которые Мы погубили, имели известное предписание» (Коран, 15:4).

«Мы не губили ни одного селения, в котором предостерегающие увещеватели не побывали» (Коран, 26:208).

Как мы знаем, интеллектуальное и человеческое пробуждение обычно следовало за приходом пророков.

«Если бы Мы погубили их от наказания до этого (пришествия Мухаммада и ниспослания Корана), то они сказали бы: «Господь наш! Почему Ты не отправил к нам посланника, чтобы мы последовали за Твоими знамениями до того, как оказались унижены и опозорены?» (Коран, 20:134).

По этим причинам Аллах возвысил Мухаммада, Пророка Ислама, что было исторической и глобальной необходимостью.

Аравия обеспечила благоприятную атмосферу

Если именно нечестие, несправедливость и вера в мифы создавали необходимость такого движения, естественно, Аравия обеспечивала наиболее благоприятную атмосферу для этой цели, поскольку она обладала куда меньшим интеллектуальным и культурным прогрессом и менее выдающимися человеческими качествами, чем соседние страны, и была погружена в более глубокое болото.

Повелитель Правоверных Имам Али (мир ему!) говорит: «Аллах послал Мухаммада (мир ему и его потомству!), чтобы предостеречь людей во всем мире от обычаев и нравов, которые они приняли. Он назначил Мухаммада (мир ему и его потомству) хранителем Своих небесных заповедей. В то время вы, арабы, исповедовали худшую религию и жили на худшей земле. Вы спали среди твердых камней и кусачих змей. Вы пили мутную воду. Вы не получали полноценной пищи. Вы проливали кровь друг друга. Вы разрывали связи со своими родственниками и сражались против них. Вы установили среди вас идолы, и ваши грехи связали вас по рукам и ногам» (Нахдж аль‑Балага, проповедь 26).

Таковы были обстоятельства, когда это деградировавшее общество и негостеприимная земля были выбраны в качестве колыбели ислама.

Пионеры – избранные сподвижники

Это божественное и народное движение могло бы преуспеть в свержении коррумпированной системы и войти в историю только в том случае, если бы пионеры были обучены на основе его идеологии, а затем благодаря всеобщему пробуждению массы получили бы революционную подготовку и были готовы двигаться дальше.

Святой Пророк после возложения на него пророческой миссии сразу же начал проповедовать ислам избранным людям и начал воспитывать и обучать их. Вначале проповедь была тайной и конфиденциальной. Люди отбирались в индивидуальном порядке. Учение было элементарным: человек должен поклоняться только одному Богу и должен отказаться от любого вида многобожия. Необходимо было полное подчинение тому, что было открыто. Все люди были рабами Аллаха, и от них требовалось очищаться, приучаться к добрым делам и сопротивляться злу.

«Клянусь временем (эпохой рождения истинного человека)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103:1-3).

Немногие, но избранные люди всем сердцем приняли принципы новой школы и укрепились в своей вере.

Благодаря вере в единого Бога, отвержению всех ложных божеств, созданию препятствий, благочестию, знанию, широте видения и подчинению истине постепенно, за три года, была подготовлена почва для открытой проповеди. В конце этого периода постоянные и мощные атаки были направлены против господствующей системы. Идолопоклонство, главная причина неправильного мышления и главное оружие занятой возвеличиванием самой себя аристократии, было предано осуждению. Началась новая волна. Большое количество людей из числа рабов, обездоленных, бездомных и угнетенных, а также несколько представителей аристократического класса присоединились к новому движению. Одновременно сопротивление врага, его угрозы, пытки, клевета и распространение слухов также достигли своего апогея.

Божественные аяты были даны в виде пламенных сентенций. Они также содержали конструктивные критерии веры. Обращенные в ислам продолжали твердо и непоколебимо идти вперед по своему пути, чтобы творить будущую историю.

Роль переселения

С исламской точки зрения, переселение – это один из тех элементов, которые творят историю. Поразмышляйте над следующими аятами:

«Тем, кого ангелы умертвят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах — Снисходительный, Прощающий. Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие. Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха. Аллах — Прощающий, Милосердный» (Коран, 4:97-100).

Если удушающая обстановка в том или ином месте не позволяет принять истину, давление настолько велико, что все ценности подавлены, и если нет возможности оказать воздействие на окружение и реформировать общество, следует найти более благоприятное место, где могут процветать вера, независимость и истина, и отправиться туда. Согласно исламу, это переселение в самом широком смысле, которое помогает решать проблемы и открывает новые возможности. Ислам предписывает переселение из замкнутого и слепого окружения на открытые земли, где готовы принять истину, из суровых гор в селения. Он предписывает переселение для изучения природы и истории людей, а также переход от себялюбия к Аллаху, от стесненности эгоизмом и самовозвеличиванием к более свободной обстановке чести и человечности.

Когда Пророк Ислама обнаружил, что его сподвижники находятся под давлением, он сначала повелел одной их группе переселиться в Эфиопию. Наконец, установив контакты с жителями Медины и взяв с них твердые обязательства, он тайно создавал в этом городе благоприятные условия для себя и приготовился переселиться в него.

Все мирские блага, семья и отношения были принесены в жертву делу веры ради продвижения цели и продолжения борьбы. Благодаря переселению для Святого Пророка и его верных сподвижников началась новая эпоха в истории мусульман. Мы знаем, насколько эффективным был этот большой шаг в виде переселения в Медину для расширения исламского движения.

Основным условием прогресса общественного движения является формирование дисциплинированной и образцовой группы или общества, знакомых с его идеологией и лояльных ей. В Медине была сформирована нация, пусть ограниченная в масштабах, но полностью соответствовавшая требуемому стандарту. В этом маленьком обществе не было различий по расе, племени или классу. Никто не был благороднее других. Все виды дискриминации и различий были отброшены в сторону.

Каждый человек, будь то мухаджир (эмигрант) или ансар (исконный житель Медины), должен был применять принципы братства и равенства на практике. Каждый мухаджир и каждый ансар были объявлены братьями друг друга и были вынуждены совместно делить дом, имущество и жизнь.

Святой Пророк издал Мединскую хартию, которая фактически была конституцией, на которой основывалась социальная система этого города-государства. Права, обязанности и взаимоотношения были установлены именно на основе единства, справедливости и равноправия. Новые члены присоединились к движению, которое медленно продолжало распространяться.

Руководство массами

Массы, как правило, остаются в неведении и эксплуатируются политически и экономически теми, кто находится у власти. Это была их обычная участь на протяжении всей истории. Они открыто или тайно порабощались, чтобы вести ради сильных мира сего войны и служить интересам эгоистов.

Ислам знает эту позицию и осуждает невежество большинства, но он хочет, чтобы массы организовали свою разрозненную власть и работали над осуществлением основных социальных изменений, чтобы улучшить свою судьбу.

Послание ислама универсально. Он хочет привлечь каждого в свое лоно и превратить всех в добродетельных и благочестивых людей.

Мухаммад сказал: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам» (Коран, 7:158).

Есть сотни других айатов, которые призывают все человечество к благочестию, добрым делам, знаниям, поклонению, чистоте, служению и расходованию богатства на благое дело. В отличие от других систем, которые эксплуатируют массы, ислам хочет направить их на правильный путь и улучшить их судьбу. Каждый обычный мусульманин может отличиться и присоединиться к числу выдающихся людей. Кстати, многие выдающиеся личности ислама вышли из среды неизвестных и малопривилегированных масс. Поскольку они изменили себя в соответствии с предписаниями ислама и приобрели человеческие добродетели, они сумели занять видное положение в исламских кругах.

Медина увидела всеобщее пробуждение. Семьи, жившие во всех ее частях, проявили большой энтузиазм, присоединившись к новому движению. Постепенно был проложен путь к выполнению коллективного долга джихада.

Элемент джихада

Джихад и насильственные конфликты являются одним из наиболее важных факторов, способствующих изменению истории. Когда во имя свободы начинается борьба против несправедливости и угнетения, это дает новый импульс революционному движению общества и завершается успехом, описанным в Коране как «великое достижение», «великая награда» и «избавление».

«О те, которые уверовали! Указать ли вам на торговлю, которая спасет вас от мучительных страданий? Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Он простит вам ваши грехи, введет вас в Райские сады, в которых текут реки, и в прекрасные жилища в садах Эдема. Это — великое преуспеяние. Будет еще то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!» (Коран, 61:10-13).

Как только Святой Пророк убедился в готовности своих сподвижников и наличии наступательных сил, он предпринял задачу общего похода против основ идолопоклонства и угнетения. Сражения при Бадре, Ухуде, у Рва и другие быстро расширили масштабы конфликта и ослабили позиции противника. Они подняли боевой дух мусульман и привлекли внимание соседних племен. Таким образом, был проложен путь к быстрому расширению новой системы и уничтожению врага.

Универсальность движения

Предостерегая соседние страны и крупные империи, Святой Пророк провозгласил, что ислам – это мировое движение. Одержав заметные победы и заключив короткое перемирие с неверующими курайшитами, Святой Пророк получил возможность распространять послание ислама на чужих территориях. Он писал письма мировым лидерам и просил их принять ислам. Эти письма ясно давали понять, что послание ислама заключается в вере в Единого Бога и отвержении всех земных богов. Хотя реакция на эти письма была разной, они представляли собой твердое предупреждение, которое открыло новую главу в истории этих стран, что было засвидетельствовано в последующие годы.

Здесь можно сказать, что ряд исторических движений носили лишь локальный или региональный характер. Их цели, принципы и программы соответствовали конкретной среде, и, следовательно, они были ограничены конкретными народами. Соответственно, привлекательность многих бывших пророков также была ограниченной региональными масштабами.

Однако, если программа движения достигает мировых масштабов, и имеются другие условия, такие как благоприятные социальные условия, мощное руководство, сильная и многочисленная группа сторонников, оно, несомненно, может проникнуть в другие регионы, и может возникнуть международная волна.

Руководство

С приближением кончины Святого Пророка остро встал деликатный вопрос о руководстве мусульманской уммой. В течение первых 23 лет существования исламского движения самой важной причиной его прогресса была необычайная способность Святого Пророка к руководству, организации и управлению. С точки зрения исторического анализа, эта сила представляется наиболее удивительной и является одним из главных факторов, которые способствовали успеху ислама. Но что было после кончины Пророка?

Новая система принесла свои плоды, когда Святой Пророк был еще жив. Коран был ниспослан. Основы исламской социальной и интеллектуальной системы были закреплены. Тем не менее, исламское учение требовало наставника и надежного передатчика. В противном случае оно могло быть подвержено изменениям и неправильному использованию.

Святой Пророк сам придумал решение этой проблемы. Он выбрал Али и представил его как «вали» (опекуна) мусульман. Али получил лучшую подготовку. Он был в первых рядах тех сподвижников, которые боролись за успех движения и шли на жертвы ради него. Он больше, чем другие, впитал и практиковал каждое слово исламского учения.

Но история на этом не заканчивается. Сразу же после кончины Святого Пророка ситуация приняла новый оборот.

Халифат был захвачен в результате собрания, на котором присутствовало ограниченное число лиц, которые поспешно назначили халифа. Таким образом, вопрос о лидерстве принял другое направление. Вскоре начались неприятности, и это отрицательно сказалось на всестороннем прогрессе движения. В определенных областях, особенно в области социальной справедливости и идеологии, движение сильно пострадало. Как бы то ни было, у нового соглашения было много сторонников.

Продолжение…

Сейед Мохаммад Бехешти, Мохаммад-Джавад Бахонар


[1] Двумя подобными примерами являются его участие в пакте, известном как Хильф аль-Фудуль, и история установки Черного камня на его место.