Сейед Мохаммад Бехешти. Исламская концепция истории. Ч. 2.

Представляем вашему вниманию главу из книги «Философия ислама», изданной Сейед Мохаммадом Бехешти и Мохаммад-Джавадом Бахонаром в 1970-е годы в Европе. Эта глава посвящена исламской концепции истории в понимании ведущих интеллектуалов иранского исламского оппозиционного движения в те годы. Знакомство с этим текстом позволяет понять, в какой мере общий интеллектуальный и идейно-политический контекст антишахского движения, в котором в тот период был высокий удельный вес именно марксистских идей, влиял на представления исламских лидеров об истории, прогрессе, диалектике и закономерностях общественного развития. Исламская революция как политический проект была бы невозможна без своей собственной концепции мировой истории, которая во многом писалась по лекалам, сформированным марксистской идеологией, но черпала свои идеи и вдохновение в Коране и исламских преданиях. Одним из главных источников в формировании своих новаторских и революционных концепций для исламских авторов становится сборник речей и писем первого шиитского имама Али ибн Абу Талиба «Нахдж аль-Балага». См. Часть 1.


Три принципа эффективности исторических движений

Эффективность любого большого исторического движения в значительной степени зависит от трех основных элементов: идеологической системы, руководства и наличия сильной группы сторонников и других потенциальных возможностей. Во время кончины Достопочтенного Пророка была создана живая система мировоззрения, а также была сформирована сравнительно сильная группа обученных мусульман. Вот почему, несмотря на отсутствие надлежащего руководства и постепенное отклонение от первоначальных принципов, весомость системы и наличие у нее хорошо организованных сторонников были достаточно жизнеспособными факторами, чтобы продвинуть движение вперед. Быстрый прогресс ислама в первом веке хиджры и великое научное и академическое движение последующих столетий, а также огромная роль, которую ислам сыграл в связи с человеческой культурой и цивилизацией, были обусловлены эффективностью системы и усилиями истинных и доблестных мусульман.

 

Люди как агенты Божественного возмездия

Как мы уже говорили, крах несправедливости и нечестия неизбежен. В прошлые века, когда для победы над несправедливыми людьми и теми, кто отрицал истину, обычным делом было вмешательство сверхъестественных факторов или небесное возмездие, но это происходило только после того, как было передано послание и четкое предостережение[1].

В нынешнюю эпоху человек интеллектуально созрел и достиг определенной степени относительного совершенства. Теперь он может осознать, что социальные лишения, необоснованная дискриминация и другие бедствия – это тоже своего рода наказание. С помощью своего здравого смысла и интуиции он может ощутить последствия своих злых поступков и может предвидеть свое будущее. Теперь он может использовать свою волю и решимость для борьбы с несправедливостью и нечестием, а не говорит, как Сыны Израиля: «Идите вы оба вместе со своим Господом и сражайтесь, а мы будем сидеть здесь». Поэтому теперь естественное возмездие совершается через людей[2].

Эта позиция также соответствует старой Божественной традиции устранения препятствий на пути эволюции. Именно по этой причине исламское движение при жизни Достопочтенного Пророка не сопровождалось никаким небесным наказанием[3], лишь джихад и человеческие усилия сыграли решающую роль в свержении нечестивой системы. Таким образом, мы обнаруживаем, что история ислама полна освободительных войн.

Широкие массы населения стран, захваченных мусульманами, приветствовали захватчиков, потому что, во-первых, атмосфера их стран была удушающей, и они жили под гнетом, а во-вторых, потому что они были уверены в справедливости и освободительном духе ислама. Эти люди хорошо знали, что мусульманские завоевания несли им справедливость и свободу. Вот почему в некоторых случаях ворота городов добровольно открывались перед наступающей мусульманской армией, а мусульманские солдаты обнаруживали, что к ним присоединились дезертиры из вражеских рядов, которые сражались плечом к плечу с ними против несправедливой и бесчеловечной системы, господствующей в их собственной стране.

 

Уважение к культуре и общечеловеческим ценностям других народов

Продвижение мусульман в другие страны не означало, что там все разрушалось. Действительно, несправедливая социальная система была изменена, а ложные боги и вера в мифы должны были уступить свое место вере в Единого Бога и реалистическому мышлению. Но плоды культуры и философского мышления, а также полезные и передовые социальные институты не были потревожены. Движение ислама направлено на то, чтобы помочь исторической эволюции, а не на то, чтобы остановить или обратить ее вспять. Ислам пришел для созидания и совершенствования, а не для разрушения и унижения.

Интересно отметить, что ислам сыграл большую роль в сохранении и возрождении древних культур Индии, Греции, Ирана и Месопотамии. Поощряя знание и исследование чужих идей и призывая мусульман изучать историю и исторические движения народов прошлого, путешествовать по странам и собирать все, что в них имелось позитивного, ислам вызвал беспрецедентную активность в области переводов, написания и составления новых трудов, исследований в конце первого века хиджры, и этот процесс получил дальнейшее развитие во втором веке и далее, став целой вехой в истории культуры. Все это было результатом исламского обучения.

На самом деле эволюционный ход истории требует дальнейшего развития достижений прошлых наций. Хотя человеческая история полна взлетов и падений, отклонений от пути, пауз и шагов назад, тем не менее, в целом направленность реформаторского и революционного движения всегда способствовала хорошим результатам. Таких примеров много, особенно в исламской истории. В целом можно сказать, что история движется вперед.

 

Нечестие руководства

Мы не должны забывать, что носителями послания ислама (правителями) были люди, которые так или иначе приобрели влияние в исламских кругах. И как люди, они обладали разнообразными эмоциями и желаниями и иногда даже могли быть склонны к деспотизму и нелояльности по отношению к системе.

Сама идеологическая система направляет и изменяет действия индивидов и удерживает их на пути эволюции.

Но необходимо, чтобы для сохранения своей конструктивной силы система управлялась и интерпретировалась лидерами, которые являются надежными, осведомленными о ее основах и пригодными для донесения истин.

Если само руководство склонно к коррупции и, несмотря на принципы системы, занимается накоплением богатства, углублением классовых различий, увлеклось роскошной жизнью и другими пороками, то система перестает быть эффективной из-за отсутствия искренних сторонников.

В таком случае постепенно основные принципы учения системы искажаются, поскольку правители пытаются держать все под своим контролем, чтобы служить своим собственным интересам, хотя и не осмеливаются напрямую противостоять системе, потому что, несмотря на то, что они являются узурпаторами, они получают свое положение и власть от самой системы. Кроме того, они должны учитывать общественные настроения и народную поддержку системы. Поэтому они, по-видимому, притворяются ее защитниками и вонзают кинжал в ее тело из-за спины.

В истории ислама эта трагедия действительно имела место. Коррумпированные правительства Омейядов и Аббасидов не были подлинными порождениями ислама. Они захватили руководство мусульманским обществом вопреки всем исламским стандартам.

Затем, чтобы построить высокий замок своей собственной власти, они начали искажать ислам с помощью своих платных агентов, которых они нанимали из числа историков, проповедников, хадисоведов и богословов.

В этом процессе они подорвали саму суть формирования человека в исламе.

На самом деле, такая же судьба постигла все крупные движения в истории. Часто бывает так, что первопроходцы, устроившись на месте, становятся жертвами эгоизма и разногласий и, чтобы получить власть, начинают воевать друг с другом. Постепенно цели и задачи движения приносятся в жертву отдельным людям. Система используется для обслуживания лидеров, а сами лидеры не оказывают никаких услуг системе.

 

Внутреннее сопротивление

Эта ситуация требует действий со стороны общества. Перед лицом этой трагедии ислам имеет блестящий послужной список внутренних восстаний. Агитация против Усмана, третьего халифа, великая внутренняя чистка во времена Имама Али (мир ему!), смелое сопротивление и в конечном итоге мученическая смерть Имама Хусейна (мир ему!), научная деятельность Имама Бакира (мир ему!) и Имама Садика (мир ему!), направленная на возрождение системы, кровавые восстания Алидов и потомков Имама Хасана (мир ему!) и других. События, которые произошли в Иране, Египте и других мусульманских странах во времена Омейядов и Аббасидов –  все это было реакцией на уродливую ситуацию и систему, насильственно навязанную тогдашними правителями (Подробности этих внутренних движений требуют отдельной книги).

Во всяком случае, чтобы исправить такую ситуацию, ислам предписал принципы бдительности, самокритики, внутреннего джихада, призыва людей к добру и удержания их от зла.

 

Захватчики подверглись влиянию со стороны завоеванных

В ходе международных войн и конфликтов выкристаллизовываются те элементы, которые формируют эпоху[4].

Цель крестовых походов была бесчеловечной. Они были направлены против ислама теми, кто страдал от ментальной косности, предрассудков, неправильных представлений, классовых различий, интеллектуального застоя, отсталости в образовании и средневекового закоснения. Эти войны были начаты с целью противостоять новой религии и мировой системе, которая придерживалась общечеловеческих ценностей и заменила дискриминацию и неравенство справедливостью и равенством, поставив твердую веру в единого Бога на место язычества. Результатом стало огромное кровопролитие, масштабные разрушения и множество позорных инцидентов, которые продолжались более столетия.

Даже в этой ситуации ислам сыграл свою конструктивную роль. Крестоносцы стали общаться с мусульманами и своими глазами увидели проявления великой и богатой культуры ислама. Они впервые вблизи увидели развитую социальную систему мусульман, их библиотеки, их образовательные центры, их социальные законы и общественные институты, их гражданские структуры и другие социальные и интеллектуальные достижения. В результате глаза и уши крестоносцев открылись. Они вышли из своего замкнутого окружения и удушающей узости своих социальных и интеллектуальных систем. Их самым большим достижением в результате всего этого кровопролития и боевых действий был их контакт с культурой и идеологическими принципами ислама. После тысячелетнего сна Европа пробудилась. Проникновение культуры ислама в Испанию и на французское побережье открыло европейцам двери новой культуры и нового мышления.

Все больше и больше исламских трудов и научных книг переводилось на европейские языки. Можно с полным основанием сказать, что вначале промышленный и научный прогресс, а также социальные изменения в Новой Европе в период после Ренессанса были вдохновлены мусульманской культурой.

 

Продвижение в трех направлениях

Чтобы обеспечить историческую эволюцию, человек должен сражаться на трех фронтах:

(а) Он должен прикладывать усилия, чтобы открывать законы природы, подчинять себе природные силы и использовать их.

(б) Он должен бороться с несправедливыми социальными отношениями и обеспечивать справедливость, свободу и права человека.

(в) Он должен контролировать свои страсти и бороться с эгоизмом, низменными желаниями и внутренним злом.

Ислам призывает своих последователей действовать на всех трех фронтах. В связи с этим он выдвигает свои принципы и программы, проверяет их на опыте и в определенной степени применяет их на практике.

Ислам также провел эксперимент по формированию справедливого и свободного общества и выдвинул истинные принципы прав человека. То, что человек приобрел сегодня, особенно пройдя через затяжные войны и колоссальные бедствия, уже было преподнесено ему исламом.

Что важнее всего остального, так это то, что ислам дал инструкции о «величайшем джихаде», то есть воспитании характера и самоконтроле. В этом отношении он дал практические и подробные инструкции и разработал обширную программу. Ислам также породил образцовых людей, которые могут быть идеальным примером для других. История ислама полна таких образцов, что можно считать величайшим чудом.

Современный мир быстро добивается успеха на первом фронте. Огромное количество научных и промышленных достижений позволили человеку управлять природой. Поскольку человек использует свои научные достижения для обеспечения материального успеха и удовлетворения своих желаний, прогресс на этом фронте, вероятно, будет продолжаться непрерывно.

Что касается второго фронта, то нельзя отрицать, что имели место некоторые обширные социальные изменения, а борьба за осуществление других фундаментальных изменений продолжается. В целом история была свидетелем определенных успехов и на этом фронте. Но проблема все еще остается нерешенной. Можно сказать, что достигнутое – это только начало долгого пути. В любом случае, большой вопрос заключается в том, так ли легко завершится борьба с властителями мира, стремящимися расширить свою власть с целью эксплуатации людей и разграбления их природных и человеческих ресурсов. Неужели мировые дьяволы, у которых в запасе так много трюков и которые изобретают все новые методы пожирания народов, оставят в покое угнетенных и обездоленных людей?

Путь предстоит долгий. Потребуются жертвы, соответствующие меры и многое другое.

Успеха на этом фронте нельзя ожидать без успеха на третьем фронте. История испытывает жажду настоящих мужчин, и сегодня эта жажда стала еще более острой. Существует духовный вакуум. Чувствуется, что человечество впало в беспечность. Человеческие чувства попираются. Терпение, самопожертвование, гуманизм, духовная свобода, чистота и отказ от зацикленности на себе и узкого эгоизма – вот потребности мира. Приобретение этих качеств необходимо для того, чтобы чистые люди могли использовать достижения на первом фронте для служения человеку, а не для служения дьяволу и удовлетворения своих собственных страстей, и чтобы на втором фронте они могли найти свободную и гуманную атмосферу, в которой земля может принадлежать праведным людям. В Коране сказано:

«Мои праведные рабы унаследуют землю».

 

Окончательный триумф истины

Ислам объявляет как благую весть, что последний и высший этап исторического процесса определенно будет счастливым. В нем провозглашается, что историческая кульминация и конечная цель человеческих усилий – это всестороннее и всеобъемлющее торжество истины и справедливости.

Но этот этап наступит только после возникновения следующих условий:

а) мир будет полон угнетения, тирании и крайних противоречий и полностью готов к взрыву;

б) широкомасштабные и затяжные региональные и мировые войны приведут к крупномасштабному кровопролитию и разрушениям;

(в) сторонники подлинной и окончательной мировой революции в истории будут готовы к этому.

Эта последняя революция (как предсказал Пророк Ислама) произойдет под руководством величайшего божественного реформатора и революционера, Обетованного Махди, и завершится постоянным очищением и улучшением окружающего мира, непрерывным развитием личности, явной и всесторонней осознанностью.

Результатом станет появление сбалансированного и всесторонне развитого человека, наделенного всеми талантами и ценностями в едином мировом обществе.

«Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками, даровать им власть на земле и показать Фараону, Хаману и их воинам то, чего они остерегались» (Коран, 28:5-6).

 

Окончательная победа

Ислам интерпретирует историю как постоянную борьбу между истиной и ложью. Эта борьба продолжается на различных уровнях общества между силами справедливости, добродетели, любви к Аллаху, веры, справедливости, равенства, самопожертвования, правильного мышления, чистоты и истины, с одной стороны, и силами лжи, эгоизма, материализма, прагматизма, тирании, несправедливости, неверия, дискриминации, коррупции, ущемления прав других и нищеты – с другой стороны.

Истинный источник борьбы между добром и злом находится внутри самого человека (см. Коран, 91:7). Иногда это проявляется в виде пламени эгоизма, продажности и распущенности, а иногда в виде высших чувств богоискательства, праведности и любви к человечеству.

Воздействие этих настроений на общество создает волны власти, которые вызывают раздоры, иногда достигающие кульминации в коррупции и нищете, а иногда приводящие к изменениям в сторону счастья и процветания общества. Нет никаких сомнений в том, что перемены к лучшему происходят с Божественной помощью, но нельзя отрицать и роль человеческих усилий и борьбы.

Вот появился Пророк. Он пробуждает сердца, потенциально готовые принять истину. Вера группы новообращенных зреет. Они вместе с ним борются с нечестием и злом. Они продолжают постепенно продвигаться вперед и не останавливаются ни на одном этапе, пока, наконец, общество не претерпит фундаментальные изменения.

Политеизм, мифы, несправедливость и коррупция рушатся. Вера в Аллаха, истина и справедливость укореняются. Вскоре внутри того же общества снова вспыхивают эгоизм, распущенность и аристократические тенденции. Иногда то же самое общество, сохраняя традиционную форму, настолько отклоняется от пути, провозглашенного реформатором, что начинает гнить изнутри и снова возвращается к своим прежним путям, конечно, уже в новом одеянии лицемерия и новых форм несправедливости и нечестия.

Иногда внешние факторы с помощью своих внутренних агентов эффективно работают на распространение коррупции и дезорганизации. Эти агенты в своих эгоистичных целях охотно сотрудничают с внешним врагом.

Это состояние несправедливости, коррупции, мифов и мошенничества побуждает проницательных и угнетенных начать новое движение. Таким образом, процесс борьбы между истиной и ложью продолжается.

Ислам считает, что вся пышность, показуха и власть зла на протяжении всей истории были преходящими. Он рассматривает все виды интриг, мошенничества, лицемерия и лжи как пену на воде. У них нет корней, и они неизбежно в конце концов исчезнут (Коран, 13:17, 17:81, 21:18, 42:24 и многие другие аяты).

Истина всегда сохраняет свой положительный эффект либо в индивидуальных действиях, либо в общественном движении, даже когда ей угрожает ложь и необходимы сторонники для ее защиты.

Ислам признает необходимость человеческих усилий, настойчивости и веры для осуществления социальных изменений и рассматривает слабость, отсутствие веры и распущенность как причины господства лжи.

Так или иначе, именно эта борьба творит историю. Что касается будущего, то оно светлое. В конце концов истина победит, и справедливость восторжествует. Любая форма зла будет уничтожена, а угнетение и тирания окончательно исчезнут.

 

Пришествие Махди

Полное и окончательное господство истины и всеобщая победа справедливости материализуются в период явления Мухаммада аль‑Махди – двенадцатого имама. В это время будет создано идеальное исламское общество под эгидой идеального правительства.

На следующих страницах мы даем краткий обзор общества и системы того времени, основанный на сотнях преданий, описывающих особенности того периода. Следует помнить, что это общество будет истинно исламским обществом, и его система ничем не будет отличаться от предписанной исламом.

Мы предлагаем разделить это исследование на несколько разделов:

 

На пороге появления

Сообщается, что Достопочтенный Пророк сказал:

«Он восстанет в то время, когда в мире воцарится хаос. Различные страны будут участвовать в нападениях друг на друга. Ни старшие не будут милосердны к младшим, ни сильные не будут проявлять доброту к слабым».

Имам Мухаммад аль Бакир (мир ему!) сказал:

«Махди восстанет во времена великой тревоги, когда люди будут глубоко погружены в кризисы, беспорядки, бедствия и болезни, и когда дикие массовые убийства, жестокие разногласия и религиозные распри станут нормой дня. В это время люди будут чувствовать себя подавленными и угнетенными и будут препираться друг с другом. Они будут денно и нощно желать себе смерти. Он появится в момент полного отсутствия надежды».

«Он восстанет, чтобы установить справедливость в то время, когда мир будет полон несправедливости и тирании».

Нет никаких сомнений в том, что он восстанет в то время, когда весь мир будет погружен в несправедливость и коррупцию, и для борьбы с этим злом ему придется вести страшную борьбу. Ему потребуются верные и самоотверженные сторонники, обладающие всеми качествами настоящих героев.

 

Революционный лидер и его сторонники

Сообщается, что Достопочтенный Пророк описал имама того времени такими словами:

«Он – имам, который благочестив, чист и восхитителен. Он – достойный восхищения лидер, который следует правильным путем и который требует справедливости. Аллах признает его, и он признает Аллаха».

Что касается веры и стойкости его сподвижников, имам Джафар ас-Садик (мир ему!) сказал:

«Каждый из его сподвижников будет настолько силен, как если бы у него была сила сорока человек. Их сердца будут твердыми, как кусок стали. Если они пройдут над холмом из железа, то пронзят его насквозь. Они не сложат оружия, пока не добьются довольства Аллаха».

Из другого сообщения мы узнаем, что в то время будут некоторые люди, которые будут верными, добродетельными, искренними, религиозными, благочестивыми, добросовестными, терпимыми, твердыми, постоянными, умеренными и боголюбивыми. Они будут благодарны Аллаху, который сделал их наследниками власти и богатства на земле и утвердил на ней избранную ими веру. Они не будут поклоняться никому, кроме Аллаха, вознося свои молитвы вовремя и выплачивая закят в положенный срок. Они будут призывать к добру и удерживать от зла.

Сообщается, что об истинных последователях Махди Имам Джафар ас-Садик (мир ему!) сказал:

«Страх будет удален из их сердец и вложен в сердца их врагов. Каждый из них пронзительнее острия копья и смелее льва».

 

Преодоление трудностей для достижения успеха

Необходимо понимать, что успех будет достигнут нелегко. Это будет достигнуто только после того, как вы перенесете много неприятностей и дискомфорта.

Муфаддаль, один из сподвижников Имама Джафара ас-Садика (мир ему!), говорит: «Однажды мы говорили о Махди в присутствии Имама. Я сказал, что надеюсь, что он легко добьется успеха. Имам сказал: «Нет, этого не будет. Успех будет достигнут только потом и кровью».

Другими словами, успех будет достигнут после больших усилий и тяжелых потерь.

Сподвижник имама Мухаммада аль Бакира (мир ему!) говорит:

«Я сказал Имаму, что было сказано, что у Махди все пройдет гладко и ему не придется проливать ни капли крови». Имам сказал: «Нет, этого не будет. Если бы все шло так гладко, клянусь Тем, в чьих руках моя жизнь, Пророк Ислама не был бы ранен, и его зубы не были бы сломаны в битве. Нет, это невозможно. Клянусь Аллахом! Нет другого выхода, кроме того, что и вы, и мы будем утопать в собственном поту и крови».

Это означает, что лидеры, а также их сторонники должны идти на жертвы, прежде чем они добьются успеха.

Сообщается также, что имам Джафар ас-Садик (мир ему!) сказал:

«Я вижу Махди и его сподвижников, как им угрожает опасность со всех сторон: их запасы истощились, их одежда износилась, на их лбах следы земных поклонов, днем они храбры, как львы, а ночью они заняты поклонением Аллаху, и сердца их подобны твердым кускам железа».

Так или иначе, все эти жертвы и трудности будут иметь счастливый конец.

Имам Джафар ас-Садик (мир ему!) сказал:

«Поистине, праведники всегда ведут тяжелую жизнь. Но конец их трудностям не за горами».

Тем не менее успех Махди будет во многом обусловлен невидимой Божественной помощью. Об этом свидетельствуют многие предания.

В результате этих жертвоприношений и Божественной помощи будет установлено настоящее исламское правление. Вот некоторые из отчетов, которые проливают свет на доктринальную и социальную систему, которая последует за этим.

Объясняя аят Корана о том, что Аллах послал Своего Посланника с руководством и истинной религией, чтобы Он мог дать ей победу над всеми религиями, как бы ни противились этому неверующие, Имам ас-Садик (мир ему!) сказал: «Этот аят сбудется только во времена Махди, когда неверующих больше не будет».

В настоящее время ислам окружен некоторыми людьми с таким количеством мифов и сомнений, что кажется, будто это какая-то другая религия. Это положение будет продолжаться до тех пор, пока не восстанет Махди.

Имам Джафар ас-Садик (мир ему!) сказал:

«Когда Махди восстанет, он введет новую систему, как это сделал Пророк в начале ислама».

Сообщается также, что имам Джафар ас-Садик (мир ему!) сказал:

«Махди сделает то, что сделал Достопочтенный Пророк. Он разрушит существующую систему так же, как святой Пророк разрушил доисламскую языческую систему и заменил ее исламом».

Новая система, введенная Махди, будет настолько странной для некоторых из тех, кто утверждает, что является защитниками религии и обладает полным знанием о ней, что они поднимут шум против него, но они не смогут противостоять Божественному движению и будут уничтожены.

В конце своего подробного разговора Имам аль-Бакир (мир ему!) сказал:

«Когда Махди будет занят изложением Божественных повелений и станет рассказывать о практике Достопочтенного Пророка и имамов, на него будет организовано нападение в одном из мест поклонения. Имам прикажет своим последователям арестовать повстанцев и предать их смерти. Это будет последняя враждебная акция против Махди».

Когда злодеи будут сокрушены и правильное понимание ислама распространится в народе, атмосфера станет благоприятной для интеллектуального роста и расширения знаний.

Сообщается, что имам Али (мир ему!) сказал:

«Я вижу большое количество разбитых палаток, и людей под ними обучают Корану в том же порядке, в котором он был ниспослан».

В ходе беседы о том периоде имам Мухаммад аль-Бакир (мир ему!) сказал:

«Знание станет настолько распространенным, что даже женщины будут принимать решения на основе Корана и Сунны Достопочтенного Пророка».

Знания в различных областях будут расширяться. Общее количество открытий прошлого не идет ни в какое сравнение с открытиями, которые будут сделаны за этот период. Согласно сообщению, имам Джафар ас-Садик (мир ему!) объяснил эту позицию аллегорически. Он сказал: «Если предполагается, что общее количество возможных человеческих знаний составляет семьдесят две буквы, то до этого времени будут известны две буквы, а остальные семьдесят раскроются постепенно в течение этого периода».

В отношении интеллектуального и нравственного развития людей Имам Мухаммад аль-Бакир (мир ему!) сказал:

«Когда наш Каим восстанет и люди окажутся под его защитой, их интеллектуальные способности расцветут, а их человеческие качества будут усовершенствованы и принесут плоды».

В течение этого периода непривилегированные массы станут хозяевами власти и богатств мира. Во многих сообщениях говорится, что следующий аят относится к этому периоду:

«Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками, даровать им власть на земле и показать Фараону, Хаману и их воинам то, чего они остерегались» (Коран, 28:5-6).

Таким образом, власти и авторитету тиранов и эгоистов придет конец, а справедливость будет восстановлена повсюду в рамках новой системы.

«Он наполнит землю справедливостью после того, как она была наполнена несправедливостью и тиранией».

«Каим установит правосудие. В его время с несправедливостью будет покончено. Дороги будут безопасными. Права будут восстановлены».

 

Будет обеспечено полное равенство

Имам Мухаммад аль Бакир (мир ему!) сказал:

«Сразу же после своего появления Каим распределит богатство поровну и восстановит права народных масс».

Когда каждое дело будет поручено соответствующему человеку и восторжествует всеобщая справедливость, естественно, весь мир будет процветать во всех отношениях.

«Благословения будут изливаться с небес на землю. Земля даст свои лучшие всходы. Деревья будут приносить обильные плоды. Окружающее пространство на земле будет зеленым и благоухающим».

Также очевидно, что в такой среде полезные ископаемые и природные ресурсы должны будут эксплуатироваться в максимальной степени. В сообщениях говорится: «Аллах откроет ему сокровища земли».

Наконец-то все природные силы будут находиться под контролем людей, и у них будут все средства использовать их в своих интересах. Постепенно богатства будет так много, что никто не останется бедным или нуждающимся.

«Работникам будет выплачиваться двойная заработная плата. Равенство будет соблюдаться среди всех людей. Там не будет никого, кто имел бы право на получение закята. Людям будут предложены деньги, но они откажутся их принять, потому что они им не понадобятся. Все подземные и наземные природные ресурсы будут находиться в распоряжении Имама. Обращаясь к народу, он скажет: «Это то богатство, за которое вы боролись, разрывая отношения со своими родными и близкими и проливая кровь друг друга». Тогда он даст им деньги в невиданных ранее количествах».

В таких условиях воцарятся полный мир, закон и порядок.

«В это время во всем мире воцарится полный мир. Никто никому не причинит вреда. Страха и беспокойства не будет. Даже дикие животные будут передвигаться среди людей, но никому не причинят вреда. Люди будут испытывать любовь и симпатию друг к другу. Они будут поровну распределять богатство между собой. Больше не будет ни бедных, ни нуждающихся. Ни одна группа людей не будет стремиться доминировать над другой группой. Старшие будут проявлять доброту к младшим, а младшие будут уважать старших. Все люди будут добросовестны в своих действиях и решениях».

Любовь, доброта, праведность и братство восторжествуют. Не будет и речи об обмане или жестоком обращении с кем‑либо, будет господствовать полная искренность и сердечность.

«Когда восстанет Каим, возникнет такая добродушная искренность и сердечность, что человек будет брать все, что ему нужно, из кармана другого человека, и этот человек совсем не будет возражать против этого».

Исчезнут все виды слабости, болезней и инвалидности.

«Что касается тех, кто будет жить во время Каима, то их больные выздоровеют, а слабые наберутся сил».

«Все слепые и калеки будут исцелены, а страдальцы будут избавлены от своих страданий».

«Будет создано мировое правительство, характеризующееся справедливостью и праведностью. Он будет простираться с Востока на Запад. Все люди будут жить под ним в атмосфере мира, справедливости и процветания».

«Между верующими по всему миру будут существовать сердечные отношения. Будет казаться, что от одного конца света до другого они видят друг друга, разговаривают друг с другом и сотрудничают друг с другом».

Эти отношения будут отличаться от нынешних отношений и мирных соглашений, которые заключаются только в защите интересов заинтересованных держав и не имеют стабильности. Все подобные соглашения будут аннулированы с появлением Каима и будут заменены всепроникающей справедливой системой».

В это время не будет и речи о лицемерии, интригах, показухе или каких‑либо ухищрениях. Каждый должен будет искренне подчиниться законному правительству. Все непокорные будут уничтожены.

Это правительство, отмеченное окончательным и полным восстановлением справедливости и всесторонним развитием, станет последним этапом человеческой истории. Божественное правительство будет создано после того, как все другие системы не смогут достичь желаемых результатов. Хотя оно будет иметь ограниченный срок действия, это будет последнее слово в области справедливости и праведности. Это будет конец истории.

Сейед Мохаммад Бехешти, Мохаммад-Джавад Бахонар


[1] «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (Коран, 17:15).

[2] «Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими руками, опозорит их и одарит вас победой над ними» (Коран, 9:14).

[3] «Аллах не стал подвергать их мучениям, пока ты находился среди них, и Аллах не стал подвергать их мучениям, пока они молили о прощении» (Коран, 8:33).

[4] «Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле» (Коран, 13:17).