Сейид Мухаммад Бакир ас-Садр. Современный человек и социальная проблема. Ч. 3

Этот труд иракского шиитского муджтахида и политического деятеля Мухаммада Бакира ас-Садра (ум. 1980), как утверждает сам автор, посвящен ответу на следующий вопрос: «Какая система лучше всего подходит человечеству для достижения им счастливой социальной жизни?» Автор критически анализирует наиболее известные на сегодняшний день системы, а именно капиталистическую демократию, социализм и коммунизм, а затем представляет исламскую систему, описывая, как ислам может решить социальную проблему человечества с помощью своего религиозного послания. Книга была издана в 1965 году и резюмировала основные идеи двух фундаментальных работ ас-Садра — «Наша философия» (Фалсафатуна) и «Наша экономика» (Иктисадуна) — ставших манифестом иракского шиитского исламизма в 1960-1970-е гг.


Позиция ислама в отношении свободы и социальных гарантий

Свобода в капитализме и исламе

Из изложенного ранее мы узнали, что свобода является центральным моментом в капиталистическом мышлении, а концепция «гарантий» является основным моментом в социалистической и коммунистической системах. С этой целью мы будем изучать в сравнительной перспективе позицию ислама и капитализма в отношении свободы, сравнив затем «гарантии» в соответствии с исламом и в соответствии с марксистским учением. Когда мы говорим «свобода», мы подразумеваем ее общее значение, то есть неприятие чужого господства, поскольку именно эту концепцию мы можем найти в обеих цивилизациях, даже если ее рамки и интеллектуальная база различаются в обеих цивилизациях[1].

Когда мы начинаем сравнивать свободу в исламском понимании со свободой согласно демократической капиталистической системе, нам становятся очевидны основные различия между свободой, которой жило капиталистическое общество и которую отстаивал капитализм, и свободой, знамя которой нес ислам и которое приняло общество, созданное исламом, предоставив свой собственный опыт на арене истории. Каждая из этих версий свободы несет на себе отпечаток цивилизации, к которой она принадлежит и с чьими представлениями о вселенной и жизни она согласуется, выражая интеллектуальное и психологическое состояние, созданное этой цивилизацией в истории.

Свобода в капиталистической цивилизации начиналась как горькое, всепоглощающее сомнение, и это сомнение в своем революционном измерении превратилось в доктринальную веру в свободу. Противоположностью этому является свобода в исламской цивилизации, поскольку здесь она является всего лишь выражением твердого центрального убеждения (то есть веры в Бога), из которого свобода черпает свою революцию. В соответствии с твердостью этого убеждения и глубиной его влияния на жизнь человека умножаются и революционные потенции этой свободы.

Капиталистическая свобода имеет позитивный оттенок. Она считает, что человек обладает своим собственным «я» и волен поступать так, как ему заблагорассудится, не подчиняясь в этом никакому внешнему авторитету. С этой целью все социальные институты, влияющие на жизнь человека, получают свое законное право контролировать каждого индивида.

Что касается свободы в исламе, он поддерживает революционный аспект свободы: освобождение человека от порабощения идолами, под которыми подразумеваются все идолы, от ига которых человечество страдало на протяжении всей своей истории. Но он ставит эту великую задачу освобождения на основе подчинения исключительно Аллаху и только Аллаху.

Следовательно, подчинение человека Богу в исламе (вместо обладания самим собой, согласно капитализму) является инструментом, с помощью которого человек выступает против всех других форм подчинения или рабства, поскольку такого рода подчинение в его возвышенном значении заставляет его чувствовать, что он вместе со всеми другими силами, с которыми он сосуществует, стоит в одной и той же плоскости перед одним и тем же Господом. Поэтому ни одна сила на земле не имеет права распоряжаться его судьбой так, как ей заблагорассудится, или контролировать его существование и жизнь других людей. Свобода, согласно заповедям капиталистической цивилизации, является естественным правом человека, и он может отказаться от своего права, когда ему заблагорассудится. Однако, согласно исламу, это не так. Свобода, согласно исламу, по сути, связана с подчинением Аллаху. Ислам не позволяет человеку уступать, быть порабощенным или отказываться от своей свободы:

«Не будь рабом других, ведь Аллах сотворил тебя свободным»[2].

Согласно исламу, человек должен отвечать за использование своей свободы, и свобода – это не состояние безответственности.

В этом разница между этими двумя концепциями свободы в их общих характеристиках. Теперь мы собираемся объяснить эту концепцию более подробно:

 

Свобода в капиталистической цивилизации

Свобода зародилась в капиталистической цивилизации под влиянием чрезвычайно горького сомнения, которое доминировало в основных направлениях всей европейской мысли в результате интеллектуальных революций, которые сменяли друг друга на заре истории современной Европы, потрясая все западные интеллектуальные столпы.

Кумиры европейского мышления начали рушиться один за другим из-за революционных открытий в мире науки, которые пролили свой свет на западного человека благодаря новым представлениям о мире и жизни, а также благодаря теориям, полностью противоречившим общепринятым установкам прошлого, которые легли в основу его идеологической сущности, интеллектуальной и религиозной жизни.

Западный человек, переживший эти последовательные интеллектуальные революции, начал смотреть новыми глазами на вселенную, а на интеллектуальное наследие, оставленное ему человечеством с незапамятных времен, глядел с сомнением и подозрительностью. Он начал чувствовать, что мир Коперника, который доказал, что Земля – всего лишь планета солнечной системы, сильно отличается от общепринятого мира, о котором говорил Птолемей, и что природа, которая начала раскрывать свои секреты Галилею и его коллегам из числа ученых – это нечто новое по сравнению с той картиной, которую они унаследовали от святых и бывших мыслителей, таких как святой Фома Аквинский, Данте и другие.

Так он внезапно дрожащими руками отбрасывает свои прежние заповеди, пытаясь освободиться от рамок, в которых он жил тысячи лет. Это сомнение не остановилось в своем нарастающем революционном потоке на этом. Оно уничтожило все общечеловеческие ценности и предписания, от которых зависело регламентирование поведения и регулирование отношений. С того момента, как новая вселенная стала противоречить старым представлениям о мире, и с тех пор, как человек сталсмотреть на свою реальность и окружающую среду с научной точки зрения, а не с мифологической, должна произойти переоценка религиозной концепции, а также всех целей и принципов, которыми человек жил, до тех пор, пока не выкристаллизуется его новое представление о себе и своем мире.

Исходя из этого, религия западного человека столкнулась с дилеммой «современного» сомнения, и на самом деле она не зависит ни от чего, кроме эмоциональной основы, которая вскоре начала иссякать по причине тирании церкви и притеснений с ее стороны. Поэтому было естественно, что все эти этические основы растаяли в результате этого поражения. Такими же были принципы и идеалы, которые регламентируют поведение человека и терпимо относятся к его крайностям, поскольку этика всегда была связана с религией на протяжении всего существования человечества. Когда они теряют свой религиозный источник, который дает им истинные ценности и связывает их с миром неизвестного и миром воздаяния, они становятся подобием пустых развалин и неоправданного налога. История всегда подчеркивает этот факт.

Греческие сторонники софистики не верили в богов из-за своей зависимости от «изощренного» сомнения, поэтому они отвергли этические ограничения, восстав против них, и западный человек повторил историю заново, когда «современный» скепсис поглотил его религиозное кредо. Он восстал против всевозможных дисциплинарных норм и этических кодексов. Такие нормы и этические положения, по его мнению, были связаны с древним этапом человеческой истории.

Западный человек поступал так, как ему хотелось, и вел себя так, как ему нравилось, наполняя свои легкие свежим воздухом, в котором «современный» скепсис занимал место принципов и стандартов, когда они использовались для ограничения внутренних склонностей человека и его поведения. Здесь родились идеи интеллектуальной и личной свободы: идея интеллектуальной свободы возникла в результате революционного сомнения и душевного смятения, которые подорвали все интеллектуальные установки, так что больше не остается возвышенных истин, отрицание которых недопустимо, и сомнение распространяется на все сферы.

Идея личной свободы является выражением негативных результатов, достигнутых «современным» скепсисом в его интеллектуальной борьбе с верой и этикой, ибо естественно, что человек, который побеждает свою собственную веру и этику, должен верить в свою собственную личную свободу и отвергать любой авторитет, контролирующий его поведение и волю. В соответствии с такой последовательностью современный человек достигает сомнения, интеллектуальной свободы и, наконец, «личной свободы». Здесь проявляется роль экономической свободы в формировании нового ряда этой «цивилизованной» последовательности:

Поверив в свою личную свободу, современный человек начинает формулировать свои цели и критерии исходя из нее. Практически разуверившись в религиозном взгляде на жизнь и мир, а также в отношении к Творцу и к любой награде или наказанию, ожидающими человека, он начинает видеть в жизни шанс получить как можно большую порцию удовольствий и материалистических наслаждений, которых нельзя достичь иначе, как с помощью богатства. Таким образом, богатство превращается в волшебный ключ и цель, к достижению которой стремится современный человек, наслаждающийся полной свободой в своем поведении.

Становится необходимым заложить основы экономической свободы и открыть все сферы перед этим свободным существом, чтобы оно работало для достижения этой новой цели: богатства, которое западная цивилизация определяет в качестве нового идола для человечества, и каждая жертва, которую человечество приносит в ее честь, теперь является честным поступком и своеобразным козлом отпущения. Экономический мотив становится доминирующим по мере того, как путь современной цивилизации становится все больше отдаляется от духовных и интеллектуальных принципов, от которых он отказался в начале этого пути. Мания богатства усиливается, начиная играть господствующую роль, а заповеди добра, нравственности и религии прекращают существовать, так что марксизм, сталкиваясь с одной из дилемм западной цивилизации, воображает себе, что во все века именно экономический мотив является импульсом, который направляет человеческую историю.

Невозможно, чтобы идея экономической свободы была отделена от другой идеи, которая заключается в идее политической свободы, поскольку существенным условием реализации свободной деятельности на экономическом поприще является устранение политических препятствий и преодоление трудностей, создаваемых правящей властью, посредством национализации руководящего аппарата, чтобы индивид мог быть уверен в том, что нет никакой власти, которая могла бы разлучить его с его достижениями и желанными целями.

Так завершилось формирование ведущих критериев и фундаментальных звеньев, из которых западный человек составил свою цивилизацию. Он искренне трудился, чтобы выстривать свою жизнь и свою миссию в этом мире на их основе. В свете этих вещей мы можем ясно увидеть эту «цивилизацию» в ее характеристиках, на которые мы указали в начале этой главы, поскольку это цивилиационный феномен, который начался как горькое и тревожное сомнение и закончился доктринальной верой в свободу. Это выражение веры западного человека в свой контроль над собой и обладание своей волей после того, как он отказался подчиняться какой-либо власти. Свобода, согласно капиталистической демократии, означает не только отказ от контроля со стороны других, но и нечто гораздо больше: она означает контроль человека над самим собой и прекращение практической связи со своим Творцом и своей загробной жизнью.

Что касается ислама, то его позиция в отношении свободы существенно отличается от позиции западной цивилизации, поскольку он заботится о свободе в ее негативном значении или, скорее, в ее революционном изводе, который освобождает человека от контроля со стороны других, разрывая сковывающие его цепи и оковы. Он рассматривает достижение свободы в этом негативном значении как одну из величайших целей смого Божественного Послания:

وَيَضَعُ عَنْهُمْ إِصْرَهُمْ وَالأَغْلالَ الَّتِي كَانَتْ عَلَيْهِمْ

«И Он освобождает их от их тяжкого бремени и от ярма, которое на них…» (Коран, 7:157).

Но он не связывает эту концепцию с ее позитивным значением в понимании западной цивилизации, поскольку не рассматривает право человека на освобождение от контроля со стороны других и обладание равным с ними статусом в результате контроля человека над самим собой и его права определять свое поведение в обществе, а это и есть то, что мы бы назвали «позитивным значением свободы в соответствии с концепциями западной цивилизации».

Он, скорее, связывает свободу и избавление от всех идолов и искусственных оков с искренним подчинением Аллаху. В конце концов, человек – это слуга Аллаха, который не признает никакого подчинения, кроме как Ему, и не допускает никаких идолопоклоннических отношений любого сорта или формы. Вместо этого в своем собственном искреннем подчинении Аллаху человек стоит на равных со всеми остальными творениями вселенной. Таким образом, ключевой основой свободы в исламе является единобожие и вера в искреннее подчинение Аллаху, перед которым оказываются сокрушены все идолопоклоннические силы, попиравшие достоинство человека на протяжении всей истории.

قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللَّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئًا وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضًا أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ

«Скажи: «О люди Писания (христиане и иудеи)! Придите к общему мнению между нами и вами: что мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха, что мы не приобщаем к Нему сотоварищей, что мы не ставим над нами владыками и покровителями никого, кроме Аллаха». (Коран, 3:64).

قَالَ أَتَعْبُدُونَ مَا تَنْحِتُونَ، وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ

«Он сказал: «Поклоняетесь ли вы тому, что вы (сами) вырезали?! Но Аллах сотворил вас и дело ваших рук»» (Коран, 37:95-96).

إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ عِبَادٌ أَمْثَالُكُمْ

«Воистину, те, к кому вы взываете помимо Аллаха – такие же рабы, как и вы…» (Коран, 7:194).

أَأَرْبَابٌ مُّتَفَرِّقُونَ خَيْرٌ أَمِ اللَّهُ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ

«Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?» (Коран, 12:39).

Таким образом, ислам основывает освобождение от всех видов рабства на принципе признания абсолютного подчинения Аллаху, делая отношения между человеком и его Господом прочной основой для его освобождения в отношениях со всеми людьми и со всеми природными объектами во вселенной. Ислам и западная цивилизация, оба занимающиеся на практике освобождением человека, различаются интеллектуальной основой, на которой зиждется это освобождение.

Ислам основывается в этом вопросе на поклонении Богу и вере в Него, а западная цивилизация основывается на вере исключительно в человека и его контроль над самим собой после того, как поставила под сомнение все принципы и факты, лежащие вне материальных аспектов человеческого существования. Ради этого идея свободы в исламе была преобразована в религиозную доктрину, основанную на единобожии и в твердой убежденности в Его господстве над вселенной. Чем глубже эта вера проникает в сердце мусульманина и чем более концентрированным становится его монотеистический взгляд на Аллаха, тем возвышеннее будет его душа, тем глубже его чувство достоинства и свободы и тем тверже его воля противостоять тирании, коррупции и порабощению со стороны других:

وَالَّذِينَ إِذَا أَصَابَهُمُ الْبَغْيُ هُمْ يَنتَصِرُونَ

«И те, кто (не пугаются, а) помогают и защищают себя, когда им причиняют жестокое зло» (Коран, 42:39).

Противоположной этому является идея свободы в западной цивилизации: это продукт сомнений, неверия и результат беспорядков и смуты, а не убежденности или стабильности, как мы уже узнали. Мы можем классифицировать демократические капиталистические критерии свободы, чтобы сопоставить их с исламом, разделив их на два вида:

  1. Одним из них является свобода человека в личной сфере, то есть то, что демократия называет «личной свободой».
  2. Другой вид – это свобода в социальной сфере. Она включает в себя интеллектуальные, политические и экономические свободы.

Личная свобода касается поведения человека как индивидуума, живет ли он независимо или представляет собой часть общества. Что касается трех других видов свободы, то они касаются человека как индивидуума, живущего внутри социума, позволяя ему высказывать свои идеи другим так, как ему нравится, и предоставляя ему право выбирать тот вид правления, который он предпочитает, открывая перед ним путь ко всем различным видам экономической деятельности в соответствии с его способностями и склонностями.

 

Свобода в личной сфере

Современная западная цивилизация прилагает все усилия, чтобы получить как можно большую долю свободы для каждого человека в его личном поведении, долю, которая не наносит ущерба свободе других людей. После того, как эта свобода стала доступной для всех индивидов, не важно, как они будут ею пользоваться, какие результаты из этого вытекают, психологические и интеллектуальные реакции на это, до тех пор, пока каждый индивид свободен в своем поведении, способен исполнять свою собственную волю во всех личных сферах. Пьянице, например, разрешается пить столько спиртного, сколько он хочет, и жертвовать последней частицей своего сознания и рассудка до тех пор, пока он так или иначе не начнет беспокоить других или представлять угрозу для их жизни.

Человечество опьянено голосами этой «свободы» и на какое-то время уснуло, впервые почувствовав, что оно разорвало все цепи, и что этот гигант, который был в заточении на протяжении тысячелетий, впервые вышел на свободу, и ему было позволено делать все, что он только мог пожелать, без страха и беспокойства. Но этот сладкий сон длился недолго. Человек начал медленно просыпаться, постепенно осознавая, что он встревожен, что эта свобода приковала его огромными цепями, разрушая его надежды на свободный гуманный путь. Он обнаружил, что его везут в карете, движущейся по запланированному маршруту, не имея возможности изменить или улучшить ее ход.

Все его утешение, когда он смотрит на свою судьбу на намеченном пути, заключается в том, что кто-то сказал, что эта карета – карета свободы, несмотря на эти наручники и цепи в его руках. Но когда свобода превратилась в цепи? И каким образом отправление в путь привело к тем пинкам, которые направляют карету по намеченному маршруту, так что, в конце концов, человек проснулся и стал свидетелем такой горькой реальности?

Это, действительно, то, что ислам предсказывал четырнадцать столетий назад, когда он не утруждал себя приданием такого поверхностного значения свободе человека, порожденного всеми этими противоречиями в современном жизненном опыте западного человека. Скорее, она пошла дальше и выдвинула гораздо более глубокую концепцию свободы. Она провозгласила революцию, направленную не только против цепей и кандалов, но, скорее, против их психологических и интеллектуальных истоков. Таким образом, она гарантировала человеку самые высокие и чистые принципы свободы, которые люди когда-либо испытывали на протяжении всей истории…

Если свобода в западной цивилизации начинается с «освобождения» и заканчивается разнообразными формами рабства и цепей, как мы объясним далее, то колоссальная свобода, которая имеется в исламе, совершенно противоположна, поскольку она начинается с чистого подчинения Всевышнему Аллаху и заканчивается освобождением от всех норм унизительного рабства. Ислам начинает свою деятельность по освобождению человека с его собственного внутреннего содержания, поскольку он видит, что предоставление человеку свободы заключается не в том, чтобы сказать ему: «Вот путь. Мы расчистили его для вас, так что идите по нему с миром». Скорее, человек становится по-настоящему свободным, когда он может контролировать свой путь и сохранять за своей человеческой сущностью право определять свой путь и формировать его характеристики и направления. Это зависит, прежде всего, от освобождения человека от рабства желаний, которые занимают его разум, чтобы желание могло превратиться в инструмент, который влечет человека к тому, что ему нравится, а не в подталкивающую его силу, которая овладевает волей человека, лишая его возможности применить в этом направлении какой-либо потенциал или способность, ибо если если бы это было так, человек в первую очередь потерял бы свою свободу.

Это не меняет реальности, когда его руки свободны до тех пор, пока его разум и все его человеческие представления, которые отличают его от представителей животного царства, скованы цепями и заморожены. Все мы знаем, что существенным отличием свободы человека от свободы животных, как правило, является тот факт, что, хотя они оба действуют в соответствии со своей волей, воля животных всегда подчинена их желаниям и инстинктивным наклонностям.

Что касается человека, то он наделен способностью контролировать свои желания, используя в их отношении свою рациональную логику. Таким образом, секрет его свободы как человеческого существа заключен в этой способности. Если мы заморозим это в нем, удовлетворившись предоставлением ему поверхностной свободы в его практическом поведении, наделив его всеми возможностями и соблазнами благоприятно реагировать на его желания, как это уже сделала «современная» западная цивилизация, то мы постепенно уничтожим его человеческую свободу, разменяв ее на желания животного, которое заключено в его глубинах, превращая его в инструмент для удовлетворения этих желаний, так что, глядя на себя во время прохождения своего пути, он обнаружит себя подчиненным чужой власти, а не владеющим собой, а его дела и воля будут подавлены.

И наоборот: если мы начнем с той способности, в которой заключен секрет человеческой свободы, дадим ей рост и питание, будем формировать человека как человеческое существо, а не как животное, заставим его осознать тот факт, что его жизненная миссия гораздо более возвышенна, чем та отвратительная звериная судьба, которую ему навязывают эти желания, и что его высокое предназначение, ради достижения которого он создан, намного возвышеннее, чем эти тривиальные цели и дешевые выгоды, которые он получает благодаря своим материальным удовольствиям.

Я говорю: если мы будем делать все это до тех пор, пока человек не освободится от рабства своих собственных желаний, не освободится от их пленительного влияния, не овладеет своей собственной волей, тогда будет создан свободный человек, который сможет сказать «Да» или «Нет», и его рот не будет зажат, а руки не будут скованы цепями сиюминутных желаний или банальных удовольствий. Это именно то, о чем говорит Коран, накладывая на мусульманина свой особый духовный отпечаток, развивая его критерии и принципы, выводя его за пределы земного мира и ее ограниченных целей к более широким горизонтам и более возвышенным целям:

زُيِّنَ لِلنَّاسِ حُبُّ الشَّهَوَاتِ مِنَ النِّسَاء وَالْبَنِينَ وَالْقَنَاطِيرِ الْمُقَنطَرَةِ مِنَ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ وَالْخَيْلِ الْمُسَوَّمَةِ وَالأَنْعَامِ وَالْحَرْثِ ذَلِكَ مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَاللَّهُ عِندَهُ حُسْنُ الْمَآبِ. قُلْ أَؤُنَبِّئُكُم بِخَيْرٍ مِّن ذَلِكُمْ لِلَّذِينَ اتَّقَوْا عِندَ رَبِّهِمْ جَنَّاتٌ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَأَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَرِضْوَانٌ مِّنَ اللَّهِ وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ .

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха». Аллах видит рабов» (Коран, 3:14-15).

Это освободительная война во внутреннем содержании человека, и она, в конечном счете, является первосновой и отправной точкой для освобождения человечества в соответствии с исламом. Без этого все свободы превратились бы в ложь и обман, а в конечном итоге в плен и цепи. В свете этого коранического руководства мы видим, что метод, используемый Кораном для освобождения человечества от ига желаний и рабства удовольствий, является общим методом, который ислам всегда использует для развития человечества во всех областях: методом единобожия (таухид).

Ислам, когда он освобождает человека от мирского рабства и его исчезающих удовольствий, соединяет его с небесами и их садами, подобием которых является благоволение Аллаха, ибо единобожие в исламе – это помощь для внутреннего освобождения человека от всех видов рабства, и это помощь для освобождения человека во всех сферах. Здесь нам достаточно упомянуть один пример, который мы оставили без внимания в предыдущей главе, чтобы понять славные результаты этого освобождения и степень различия между истинной свободой человека в соответствии с Кораном и теми искусственными свободами, которые отстаивают современные нации западной цивилизации.

Умма, освобожденная Кораном, когда он одним словом призвал ее отказаться от вина, смогла сказать «нет» вину и вычеркнуть его из своей жизни после того, как оно было частью его сущности и предметом первой необходимости. Она обладала собственной волей, была свободна в противостоянии своим желаниям и животным импульсам. Короче говоря, она наслаждалась истинной свободой, которая позволяла ей контролировать свое поведение. Что касается общности, которую создала современная цивилизация, предоставив ей индивидуальную свободу в соответствии со своим особым методом, несмотря на эту искусственную маску свободы, то на самом деле она не обладает никакой собственной волей и не может контролировать свое собственное существование, поскольку она никогда не освобождала свое внутреннее содержание.

Скорее, она поддавалась своим удовольствиям и желаниям под прикрытием индивидуальной свободы до тех пор, пока не потеряла свою свободу, удовлетворяя такие желания и удовольствия. Самая мощная пропагандистская кампания против алкоголя, проводившаяся правительством Соединенных Штатов, не смогла освободить американскую нацию от алкогольного рабства, несмотря на огромный материальный и духовный потенциал, который правящая власть и различные социальные институты использовали для этой цели.

Эта ужасающая неудача – всего лишь результат того, что западный человек теряет свою настоящую свободу, поскольку он не может сказать «Нет», когда бы ни был убежден, как это делает человек в соответствии с Кораном. Вместо этого он произносит слово, которое его заставляет произнести его желание. По этой причине он не смог освободиться от пут алкоголя, поскольку под сенью западной цивилизации он не достиг настоящего освобождения своего духовного и интеллектуального содержания.

Это внутреннее освобождение, или внутреннее упорядочение человеческой сущности, является, согласно исламу, краеугольным камнем в создании свободного и счастливого общества. До тех пор, пока человек не обладает своей волей, не в состоянии контролировать свое внутреннее состояние или сохранять развитую человечность при определении своего поведения, он никогда не сможет по-настоящему добиться свободы в обществе, чтобы противостоять искушению, и не сможет с достоинстом и храбростью вести битву за внешнее освобождение:

إِنَّ اللَّهَ لاَ يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمْ

«Воистину, Аллах никогда не изменит положение людей, пока они сами не изменят самих себя». (Коран, 13:11).

وَإِذَا أَرَدْنَا أَن نُّهْلِكَ قَرْيَةً أَمَرْنَا مُتْرَفِيهَا فَفَسَقُواْ فِيهَا فَحَقَّ عَلَيْهَا الْقَوْلُ فَدَمَّرْنَاهَا تَدْمِيرًا

«Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покориться Аллаху. Когда же они предавались нечестию, то относительно него сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (Коран, 17: 16).

 

Свобода в социальной сфере

Ведя войну за внутреннее освобождение человечества, ислам также ведет другую войну –  за социальное освобождение человека. Он разрушает во внутреннем содержании человека идолы желаний, которые лишают его человеческой свободы. Он разрушает также и социальных идолов в области обменных отношений между индивидами. Он освобождает человечество от его рабского состояния. Он кладет конец поклонению человека человеку:

قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللَّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئًا وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضًا أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ

«Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы — мусульмане» (Коран, 3:64).

Подчинение человека Аллаху делает всех людей равными перед Творцом: нет нации, которая имела бы право колонизировать и порабощать другую нацию, и нет такой группы в обществе, которой было бы позволено грабить другую группу или посягать на ее свободу, и нет ни одного человеческого существа, имеющего право изображать из себя идола, которому поклоняются другие. Еще раз мы узнаем, что во втором кораническом сражении с целью освобождения используется тот же метод, что и в первом, то есть в битве за внутреннее освобождение человека от власти его желаний, и он используется на всех других фронтах борьбы ислама – это единобожие.

До тех пор, пока человек признает подчинение только Аллаху, он, естественно, будет отвергать любого идола или фальшивое поклонение любому человеку или существу. Он будет высоко и с достоинством держать голову, и он не почувствует унижения от рабства и покорности какой-либо власти на земле или какому-либо идолу. Феномен идолопоклонства в жизни человека возник по двум причинам: одна из них – это его рабское подчинение собственному желанию, заставляющее его отдавать свою свободу человеческому идолу, который может удовлетворить и гарантировать исполнение этого желания. Другая причина состоит в незнании им слабостей и недостатков, которые скрываются за этими страшными идолопоклонническими масками. Ислам освободил человека от рабского подчинения желаниям, как мы узнали выше, и от фальши этих лживых масок идолопоклонства:

إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ عِبَادٌ أَمْثَالُكُمْ

«Те, кого вы называете богами, помимо Аллаха, всего лишь Его рабы, подобные вам самим». (Коран, 7:194).

Из этого естественно следует, что он побеждает идолопоклонство и стирает из умов мусульман идолопоклонство во всех его разнообразных формах и красках. В свете основ, на которых стоит освобождение человека от рабского подчинения желаниям в личной сфере и его освобождение от идолопоклонства в социальной сфере, даже если идолом является нация, группа или индивид, можем ли мы узнать сферу практического поведения индивида в социальной сфере в исламе?

Ислам отличается от современных западных цивилизаций, которые ограничивают практическую свободу не личности, а других людей. Ислам заботится, прежде всего, как мы уже узнали, об освобождении человека от рабства желаний и идолов, позволяя ему вести себя так, как ему заблагорассудится, до тех пор, пока он не выходит за пределы дозволенного Аллахом. В Коране сказано:

هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الأَرْضِ جَمِيعًا

«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что есть на земле…» (Коран, 2:29).

وَسَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ جَمِيعًا مِّنْهُ

«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле» (Коран, 45:13).

Следовательно, ислам предоставляет вселенную во всей ее полноте в распоряжение человека с его свободой, но он ограничивает свободу пределами, которые делают ее совместимой с его внутренним освобождением от рабства желаний и его внешним освобождением от рабства идолов. Что касается практической свободы в поклонении желанию, цеплянии за землю и во всем, что это подразумевает, это отказ от человеческой свободы в ее истинном значении…

Что касается практической свободы хранить молчание о несправедливости и отказываться от своего права, поклоняться идолам и приближаться к ним, преследовать свои собственные интересы и отказываться от настоящей великой и истинной миссии человека в этой жизни, все это не разрешено в исламе: это не что иное, как разрушение в человеке глубочайших понятий о свободе. Напротив, ислам понимает свободу как часть совершенной интеллектуальной и духовной программы, на основе которой должно стоять человечество.

***

Когда мы подчеркиваем этот освободительный и революционный аспект ислама в социальной сфере, мы не подразумеваем под этим, что он согласуется с демократическими социальными свободами в их специфических западных рамках. Отличаясь от западной цивилизации в ее концепции личной свободы, как мы недавно узнали, ислам также отличается от нее в своей концепции политической, экономической и интеллектуальной свободы.

Западная концепция политической свободы выражает основную идею западной цивилизации, которая утверждает, что человек владеет собой, и никто не имеет права указывать ему направление. Политическая свобода стала результатом применения такой базовой идеи в политической сфере, поскольку до тех пор, пока структура, характер и законы социальной жизни непосредственно влияют на всех членов общества, каждый должен участвовать в процессе социального строительства, как он желает, и ни один индивид не может принуждать другого к совершению того, что ему не нравится, или насильно подчинять его системе, которую он не принимает.

Политическая свобода вступает в противоречие с основной идеей, как только сталкивается с реальностью жизни, поскольку вполне естественно, что в обществе существует множество различных мнений, и принятие мнения одних людей означает лишение других их права иметь собственную волю и распоряжаться своей судьбой. Идея принятия мнения большинства возникла в результате гармонии между основной идеей и политической свободой.

Но это неполная гармония, потому что меньшинство пользуется своими правами на свободу и своеволие в той же мере, что и большинство, а мнение большинства лишает его возможности воспользоваться своим правом, следовательно, принцип большинства – это не более чем система, с помощью которой одна группа нарушает права другой группы, с разницей лишь в цифрах.

Мы не отрицаем, что принцип большинства может быть принят всеми людьми. Поэтому меньшинство изо всех сил старается придерживаться точки зрения большинства как той, у которой больше последователей, даже если оно верит в другую точку зрения и пытается привлечь к ней большинство. Но это предположение, справедливость которого не может быть подтверждена во всех обществах. Есть много меньшинств, которые не принимают никакой точки зрения, кроме своей собственной, даже если такая точка зрения противоречит точке зрения большинства.

Из этого мы можем сделать следующий вывод: основная идея западной цивилизации, когда она функционирует в политическом поле, начинает противоречить самой себе и, сталкиваясь с реальностью, превращается в разновидность деспотизма и авторитаризма в управлении, наилучшим образом проявляемую большинством, которое правит меньшинством. Ислам не разделяет веру в эту «основную идею» западной цивилизации, поскольку он основан на поклонении человека Аллаху и на том, что только Аллах является Хозяином и опорой человека, единственным, кто имеет право устраивать его образ жизни.:

أَأَرْبَابٌ مُّتَفَرِّقُونَ خَيْرٌ أَمِ اللَّهُ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ؟ مَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِهِ إِلاَّ أَسْمَاء سَمَّيْتُمُوهَا أَنتُمْ وَآبَاؤُكُم مَّا أَنزَلَ اللَّهُ بِهَا مِن سُلْطَانٍ إِنِ الْحُكْمُ إِلاَّ لِلَّهِ أَمَرَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ

«Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный? Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него» (Коран, 12:39-40).

Он также осуждает тех людей, которые уступают другим бразды правления ими, предоставляя им право имамата в жизни, воспитании и господстве:

اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ

«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (Коран, 9:31).

Следовательно, ни отдельный человек, ни все люди вместе взятые не имеют права монополизировать власть, отличную от власти Аллаха, направляя общественную жизнь, устанавливая учебные программы, конституции и т.д. Среди результатов такого «равенства» в этой жизни мы узнаем, что политическое освобождение человека основано на вере в равенство всех членов общества с точки зрения несения бремени Божественного доверия и их сотрудничество в исполнении заповедей Всемогущего Аллаха: «Каждый из вас пастырь, и каждый из вас отвечает за свою паству». Политическое равенство в исламе отличается по форме от своего западного аналога: это равенство в несении ответственности, а не в управлении.

Одним из результатов этого равенства является освобождение человека в политической сфере от контроля со стороны других и искоренение всех норм политической эксплуатации, индивидуалистического и классового правления.

По этой причине мы обнаруживаем, что Славный Коран отвергает правление Фараона, а также общество, которым он правил, поскольку он символизировал контроль личности над правительством и господство одного класса над всеми остальными:

إِنَّ فِرْعَوْنَ عَلا فِي الأَرْضِ وَجَعَلَ أَهْلَهَا شِيَعًا يَسْتَضْعِفُ طَائِفَةً مِّنْهُمْ

«Воистину, Фараон возвысился в этой стране и разделил ее народ на части, угнетая небольшую группу среди них…» (Коран, 28:4).

Любая политическая структура, которая позволяет отдельному человеку или классу эксплуатировать и порабощать других людей или классы, не принимается исламом, поскольку она выступает против равенства членов общества в несении ответственности за их абсолютное подчинение Всевышнему Аллаху.

* * *

Что касается экономической свободы, то в ее капиталистической понимании она представляет собой лишь видимую свободу, которую можно резюмировать следующим образом: разрешение каждому индивиду вести себя в экономической сфере так, как ему заблагорассудится, без вмешательства или давления со стороны правящего аппарата.

Позволив индивиду вести себя так, как ему заблагорассудится, капитализм больше не заботится о том, чтобы обеспечить ему всё, что он хочет. Другими словами, речь не идет о том, чтобы позволить ему чего-либо хотеть. Поэтому, как мы выясняем, экономическая свобода в ее материалистическом понимании не имеет никакого значения для тех, кому не дали возможности жить, не обеспечив им условий для конкуренции и экономического соревнования.

Таким образом, капиталистическая свобода становится просто внешней видимостью, не имеющей реального воплощения, когда люди не способны понять ее ценность, что аналогично предоставлению свободы людям, не умеющим, скажем, плавать, когда мы говорим им: «Вы вольны плавать, как вам заблагорассудится, и куда вам заблагорассудится».

Если бы мы действительно хотели позволить им свободно плавать по своему выбору, дав им возможность наслаждаться этим видом спорта так, как им наслаждаются те, кто умеет плавать, мы бы обеспечили их безопасность во время этого занятия и попросили опытных пловцов защищать их, присматривать за ними и не бросать во время плавания, иначе они могли бы утонуть. Таким образом, мы действительно способствовали бы истинной свободе и умению плавать для всех в реальности, даже несмотря на то, что мы, возможно, немного ограничили бы деятельность опытных пловцов ради защиты жизни других.

Это именно то, что ислам сделал в экономической сфере: он призывал как к экономической свободе, так и к гарантиям, объединяя их в единую структуру, поскольку все свободны в экономической сфере, но лишь в определенных пределах. Индивид несвободен, когда безопасность других индивидов и поддержание общего благосостояния требуют, чтобы он отказался от части своей свободы. Таким образом, идеи свободы и безопасности были согласованы в исламе.

Что касается интеллектуальной свободы, то в западной цивилизации она представляет собой разрешение любому человеку думать, выражать и распространять свои идеи так, как ему заблагорассудится, до тех пор, пока это не наносит ущерба концепции свободы и основам, на которых она зиждется. По этой причине демократические общества изо всех сил стараются противостоять фашистским идеям, ограничивая их свободу или полностью уничтожая их, поскольку такие идеи борются с той же самой базовой идеей и интеллектуальной предпосылкой, на которых зиждется концепция свободы и демократические основы.

Ислам отличается от демократического капитализма в этом вопросе тем, что ведет к различию в характере принятой им интеллектуальной основы, которой является единобожие, и которая связывает вселенную с Единым Господом. Это позволяет человеческому разуму излагать и заявлять о себе до тех пор, пока он не восстанет против своей интеллектуальной основы, которая является истинной основой доступности свободы для человечества согласно исламу, даруя ему его свободный и славный характер, который не тает перед искушениями и не преклоняет колени перед идолами.

И западная цивилизация, и ислам допускают интеллектуальную свободу до тех пор, пока она не представляет опасности для их сущностной основы и самой свободы. Одним из плодов интеллектуальной свободы в исламе является война, которую он ведет против подражания и косного мышления, против подчинения мифам или идеям других людей без их осмысления или тщательного изучения. Таким образом, ислам стремится создать в человеке аналитический склад ума или экспериментальный склад ума.

Недостаточно утвердить в человеке свободный разум, просто сказав ему: «Ты можешь думать, как тебе заблагорассудится», как это сделала западная цивилизация, поскольку это расширение свободы будет происходить за счет самой свободы, и это довольно часто приводит к разным видам интеллектуального рабства, проявляющегося в подражании, фанатизме и прославлении суеверий.

Скорее, чтобы создать свободный разум, согласно исламу, человек должен развивать аналитический или экспериментальный ум, который не принимает идею без тщательного изучения и не верит в ту или иную доктрину, пока она не доказана, чтобы этот сознательный разум мог обеспечить интеллектуальную свободу и защитить человека от ее неправильного использования в силу подражания, фанатизма или угрызений совести. На самом деле, это всего лишь часть исламской борьбы за внутреннее освобождение человека.

Как мы уже узнали, он освободил как человеческую волю от рабства искушений, так и человеческое сознание от рабства подражания, фанатизма и суеверий. И в том, и в другом случае человек действительно стал свободным в своем разуме и воле.

وَالَّذِينَ اجْتَنَبُوا الطَّاغُوتَ أَن يَعْبُدُوهَا وَأَنَابُوا إِلَى اللَّهِ لَهُمُ الْبُشْرَى فَبَشِّرْ عِبَادِ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ أُوْلَئِكَ الَّذِينَ هَدَاهُمُ اللَّهُ وَأُولَئِكَ هُمْ أُوْلُوا الأَلْبَابِ

«Для тех, которые избежали поклонения тагуту и обратились к Аллаху, есть благая весть. Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это — те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом» (Коран, 39:17-18).

وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

«И мы ниспослали тебе (также) Послание, чтобы ты мог ясно объяснить людям то, что ниспослано для них, и чтобы они могли поразмыслить». (Коран, 16:44).

تِلْكَ أَمَانِيُّهُمْ؛ قُلْ: هَاتُواْ بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«Это их (тщетные) желания. Скажи: «Приведите свои доказательства, если вы говорите правду»» (Коран, 2:111).

وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللَّهُ قَالُواْ بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءَنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ شَيْئًا وَلاَ يَهْتَدُونَ

«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (Коран, 2:170).

 

Гарантии в исламе и марксизме

Гарантии в исламе отличаются от социалистических гарантий, основанных на марксистских принципах, во многом из-за разницы между двумя системами с точки зрения их основ, рамок и целей.

Мы не можем здесь ничего предпринять, кроме как показать некоторые аспекты таких различий, удовлетворившись их подробным рассмотрением в нашей книге «Иктисадуна» («Наша экономика»).

1) Социальное обеспечение в исламе: Это одно из прав человека, закрепленных Всевышним Аллахом. Как таковое, оно не отличается в зависимости от обстоятельств или социального уровня. Что касается гарантий, то, согласно марксизму, это право орудия, а не человека. Когда орудие (средство производства) достигает определенного уровня, социальное обеспечение становится необходимым условием для ее роста и увеличения объемов производства. До тех пор, пока производительные силы не достигнут этого уровня, идея гарантий не имеет никакого смысла. По этой причине марксизм считает, что гарантии характерны для определенных обществ в течение ограниченного периода их истории.

2) Исламская концепция осуществления социального обеспечения: Это результат братской симпатии, которая царит в исламском обществе. Исламское братство – это структура, которая выполняет в нем роль гарантий. В хадисе говорится: «Мусульманин – брат каждого мусульманина. Он не поступает с ним несправедливо и не воздерживается от его спасения. Он не лишает его этого. Поэтому мусульмане должны проявлять настойчивость, навещать друг друга, сотрудничать друг с другом и утешать тех, кто в этом нуждается».

Что касается марксизма, то он рассматривает социальное обеспечение не что иное, как результат огромной и ожесточенной борьбы, которую необходимо разжечь и расширить, и когда начнется классовая борьба и один класс победоносно уничтожит другой, только тогда социальное обеспечение восторжествует. Социальные гарантии, согласно марксизму, не являются выражением тесного единства и всепоглощающего братства, а основываются лишь на полярном противоречии и разрушительной борьбе.

3) Гарантии как право человека в исламе: Это не касается какой-то одной группы. Они охватывают даже тех, кто вообще не способен участвовать в общем производстве. Однако они обеспечены в исламском обществе, и государство должно предоставить им все средства к существованию. Что касается марксистского обеспечения, то оно проистекает из классовой борьбы между рабочим классом и классом капиталистов, результатом чего является победа рабочего класса (пролетариата) и его сотрудничество с этим капиталом и участие в нем.

Поэтому не существует марксистского объяснения обеспечения жизни тех инвалидов, которые далеки от классовой борьбы из-за своей принадлежности к рабочему классу, а не к классу капиталистов, поскольку они не имеют права извлекать какую-либо выгоду из этой борьбы и ее последствий.

4) Гарантии в марксизме: Это ответственность исключительно государства. В исламе это ответственность как отдельных лиц, так и государства. Поэтому ислам установил два принципа: один из них – принцип всеобщей поруки, а другой – принцип социального обеспечения. Принцип всеобщей поруки (такафуль аль-‘амм) означает, что каждый мусульманин несет ответственность за обеспечение средств к существованию других в соответствии со своими возможностями.

Мусульмане должны придерживаться этого принципа даже в тех случаях, когда у них нет государста, которое применяет законодательные нормы. В хадисе говорится, что: «Если верующий отказывает другому верующему в использовании чего-либо, в чем он нуждается, в то время как он или кто-то другой может позволить ему это сделать, то Аллах воскресит его в Судный день с черным лицом, голубыми глазами и руками, связанными на шее. Будет сказано: «Это предатель, который предал Аллаха и Его Посланника», а затем он будет брошен в геенну огненную».

Принцип социального обеспечения определяет ответственность государства в этом отношении. Он должен обеспечивать достойный уровень процветания для всех граждан за счет государства и общих источников дохода, а также из своей казны. Для разъяснения этого принципа в хадисе говорится: «Правитель получает богатство и распределяет его, согласно заповедям Аллаха, на восемь долей: для бедных, обездоленных, сборщиков налогов, тех, кто не прочь помочь мусульманам, рабов, тех, кто не в состоянии оплатить свои долги на пути Аллаха, и путников, которые не в состоянии оплатить дорогу домой.

Восемь долей он распределяет между ними, давая каждому по его потребностям, без какой-либо строгости или страха. Все, что останется сверх этого, будет возвращено правителю. И если им чего-то будет не хватать, а людям этого не хватает, то государство должно обеспечивать их из своего собственного бюджета в соответствии с их потребностями, чтобы у всех было достаточно средств».

Мухаммад-Бакир ас-Садр (Ан-Наджаф аль-Ашраф, Ирак)


[1]     По этой причине термин «свобода», когда он используется в его общем значении в аутентичных исламских текстах, не может быть обвинен в том, что он возник под влиянием норм западной цивилизации. Цитируются слова Повелиителя Правоверных Али (мир ему!): «Не будь рабом других, поскольку Аллах создал тебя свободным». Имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик (мир ему!) сказал: «Есть пять добродетелей, и тот, у кого их нет, на самом деле не заслуживает особого внимания. Первое – это верность, второе – распорядительность, третье – застенчивость (скромность), четвертое – хорошие манеры, и пятое, которое сочетает в себе все эти добродетели – это свобода».

[2] Имам Али ибн Абу Талиб. Нахдж аль-Балага, проповедь 195; Бихар аль-Анвар, т. 77. С. 214.