Шахский национализм и имперский календарь

14 марта 1976 года шах Мохаммад-Реза Пехлеви заменил солнечный календарь хиджры на имперский календарь. Почему шах решил, что он вправе предпринимать такого рода мероприятия? Каким теоретическим обоснованием он руководствовался? И каков был результат этого изменения?


После государственного переворота 19 августа 1953 года, совершенного против национального правительства доктора Мосаддыка, и повторного возвращения шаха Мохаммад-Резы к власти начался новый период его правления. Двадцатидвухлетний Шах Мохаммад-Реза, обретший власть в сентябре 1941 года после оккупации страны союзниками и падения деспотического режима своего отца, из-за своей неопытности был неумелым правителем, которого нередко игнорировали высокопоставленные лица. Однако после переворота 19 августа, власть и влияние шаха, поддерживаемые США, постепенно увеличивались, достигнув своего наивысшего уровня в 1970-х годах. Шах практически единолично принимал важнейшие решения страны, а кабинет правительства, парламент, партии и другие государственные институты просто играли роль символов демократии. Высокий уровень власти Мохаммад-Резы был обусловлен несколькими причинами. Резкий рост цен на нефть в эти годы дал ему большой экономический потенциал и позволил реализовать самые амбициозные планы. Также благодаря нефтяным доходам увеличилась закупка оружия у стран Запада, что сделало Иран самым влиятельным государством в регионе с точки зрения военной силы. С помощью САВАК любое политическое инакомыслие незамедлительно подавлялось путем тюремного заключения, ссылок, пыток или же казней. Из-за жесткой цензуры средств массовой информации пресса также не имела ни малейшей возможности критиковать политику режима, и после создания государственных партий — Народной партии («Мардом») и Партии нового Ирана («Иран-е новин»), а затем и партии «Растахиз», деятельность негосударственных политических партий находилась под запретом.

При таких обстоятельствах режим шаха, казалось, имел полный контроль над ситуацией в стране. Мохаммад-Реза был и сам уверен в непоколебимости своей монархии. Очевидный успех в политической, военной и экономической сферах сделал его высокомерным и уже неспособным мыслить и анализировать рационально. Его посетила идея всестороннего господства над культурой, которую также активно продвигал и его отец. Легитимность своей монархии, как и его отец, Пехлеви основывал на культуре Древней Персии и правлении иранских царей того времени. Всегда помня о славе и величии Древнего Ирана, шах Мохаммад-Реза ревностно старался искоренить любые черты иностранных культур из самобытной иранской культуры. Взглянув на политическую деятельность режима Пехлеви, можно с легкостью обнаружить, что под другой культурой и цивилизацией, имелась в виду не западная, а исламская.

Шах у мавзолея ахеменидского царя Кира Великого. 1971 г.

Идеология национализма и усилия по легитимации своей власти

Пехлеви пытался посредством различных программ и политических мероприятий маргинализировать ислам и возродить доисламскую иранскую цивилизацию, а также стремился узаконить свою государственную идеологию, основываясь не на исламе, а на национализме. Пехлеви-младший более энергично проводил традиционную культурную политику, в особенности религиозную, с упором на древний иранский национализм. Национализм, продвигаемый режимом Пехлеви, основывался, в первую очередь, на лояльности и верности монархии, а не на патриотизме. Лозунг «Бог, Шах, Родина» в этой идеологии хорошо отражает приоритет «Шаха» над «Родиной».

Согласно данной идеологии монархия, дарованная Господом, стоит на страже выживания и продолжения жизни государства, а также является единственным институтом, защищающим иранский народ от потери идентичности и разрушения общества. Таким образом, данная идеология имела две отличительные черты: во-первых, делался акцент на духовности и сакральгости монархии и самого шаха; во-вторых, всячески принижались религиозные ценности и институты общества.

Одним из наиболее примечательных мероприятий, проведенных в соответствии с данной идеологией, стало учреждение празднования 2500-летия монархии с 1971 года, что привело к масштабным и неоправданным расходам. Проведение такой политической деятельности в области культуры, вместо того, чтобы увеличить легитимность правления шаха Мохаммеда Резы и создать его достойный и харизматический образ в сознании иранцев, наоборот, углубило пропасть между его правительством и народом.

Многие эксперты полагают, что такие культурные факторы оказались одной из главных причин недовольства народа своим правительством и, в конечном итоге, революции против него. Кульминацией данных мероприятий в области культуры, которые, как многие считают, являются последним ударом по режиму Пехлеви, стало изменение календаря солнечной хиджры на имперский календарь.

Изменение календаря солнечной хиджры на имперский календарь

Во время церемонии открытия двадцать четвертой сессии парламента в сентябре 1975 года, все члены которого состояли в партии Растахиз, шах начал собственную программу деисламизации, утверждая, что нужно спасти иранскую культуру от укоренившихся в ней чуждых элементов.

В этом же году шах отдал распоряжение парламенту об изменении существующего календаря на имперский. Данный проект был представлен Сенату и Национальному совещательному собранию в виде законодательного акта и был одобрен парламентариями и представителями правительства 14 марта 1976 года на совместном заседании, приуроченном к дню рождения шаха. Согласно данному законопроекту точка отсчета иранского календаря определялось не переселением Пророка (мир ему и благословение от Аллаха) из Мекки в Медину, а предполагаемым и приблизительным годом коронации Кира, персидского царя из династии Ахеменидов, в 559 г. до н.э., за 1180 лет до хиджры пророка Мухаммада. Предполагалось, что день и месяц нового календаря будет рассчитываться путем прибавления числа 1180 к дате солнечного календаря хиджры. Народ, национальные и правительственные организации с начала нового года также обязывались использовать новый календарь, а календарь хиджры, который был исламской системой летоисчисления, объявлялся недействительным.

Картинки по запросу iran imperial calendar

Дата 2537 на иранском ковре. Торговцы базара хуже всех отреагировали на шахское нововведение

Реакция на изменение календаря

Изменение календаря, как и следовало ожидать, не вызвало положительной реакции среди народа. Новый календарь был отвергнут не только в среде религиозных слоев,  но вызывал насмешки даже в светских организациях и учреждениях. Кроме того, даже большинство националистов высказывались против него, потому что считали выбранную точку отсчета нереальной и выдуманной. Неоправданность данного летоисчисления стала очевидной, когда сторонники монархии рассчитали, что в 1971 году прошло две с половиной тысячи лет со дня установления монархии в Иране, и, таким образом, 1976 год должен был стать 2505 годом, согласно нововведенному календарю. Но через пять лет после празднования 2500-летия они добавили ещё 30 лет правления Мохаммад-Резы и объявили 2535 год. Даже специалисты, получившие образование на Западе, не приняли это. По их мнению, даже если бы и пришлось менять календарь, они отдали бы предпочтение григорианскому календарю, а не имперскому, потому что он, по крайней мере, привел бы иранцев в соответствие с доминирующей в мире западной культурой.

Данный непредусмотрительный шаг Мохаммад-Резы вызвал ещё больший гнев и негативную реакцию его народа. Такое изменение не было осуществлено даже во времена правления Реза-шаха Пехлеви, который изменил иранский календарь с лунного календаря хиджры, привычного для всех мусульман, на солнечный календарь хиджры, чтобы Иран отличался от арабских стран. Но всё же началом отсчёта календаря оставалось переселение пророка Мухаммада. Но, в свою очередь, Мохаммад-Реза пошёл дальше и удалил из иранского календаря всё, что было связано с исламом. Такого рода меры не предприняли даже коммунисты в Советском Союзе, которые сохранили и использовали христианский григорианский календарь.

Возвращение к исламскому календарю

Смена календаря вызвала протесты и недовольство среди духовенства и народа, и как символ исламофобии лишь усилила оппозицию шахскому режиму. В сентябре 1978 года, когда буря народных протестов потрясла столпы шахского режима, шах был вынужден отказаться от своей политики. Он назначил премьер-министром Джафара Шарифа Эмами вместо Джамшида Амузегара. И в тот же день, 27 августа 1978 года, новый премьер-министр наряду с другими примирительными мерами отменил этот фиктивный календарь и вернул солнечный календарь хиджры. Однако эти мероприятия не смогли удовлетворить народ и уменьшить его гнев по отношению к режиму Пехлеви. Таким образом, культурная политика шаха, направленная на то, чтобы официально подтвердить и превознести славу древнего Ирана, а также унизить исламские ценности, не только не помогла сохранить его монархию, но и привела к тому, что он стал еще более ненавистным среди народа и в конечном итоге был отстранён от власти.

Малихе Хошбин

Оригинал: информационное агентство Фарс